Структура, форма проведения и материальное обеспечение программы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Структура, форма проведения и материальное обеспечение программы

2021-10-05 34
Структура, форма проведения и материальное обеспечение программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа включает в себя 35 занятий продолжительностью от 30 до 40 минут: первая часть – 8 занятий, вторая часть – 10 занятий, третья часть – 17 занятий.

Занятия проводятся 1–2 раза в неделю в форме мини-тренингов в подходящем помещении, где дети могли бы разместиться по кругу, сидя на стульчиках или на ковре.

Для работы по программе понадобятся магнитофон, кассеты с релаксационной музыкой, а также различные вспомогательные материалы, которые подробно описаны в сценариях занятий.

Квалификационные требования к ведущему

Вести занятия может педагог или психолог:

– имеющий опыт работы с дошкольниками, знающий их возрастные особенности;

– способный «собрать» внимание детей и удерживать его на протяжении всего хода занятия;

– внимательный, чутко реагирующий на изменения, происходящие в поведении детей по ходу занятия;

– находчивый, готовый к экспромту, умеющий заметить и поддержать любой успех ребенка;

– «открытый», эмпатичный, принимающий детей такими, какие они есть.

Предварительное тестирование

В сентябре-октябре, перед началом занятий по программе, проводится диагностическое обследование детей 3–6 лет. В него входят: определение функциональной зрелости нервных процессов (теппинг-тест), заполнение карт сенсомоторного развития, составленных на основе диагностической методики оценки психомоторного развития дошкольника Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича.

Теппинг-тест

Лист бумаги расчерчивается на шесть одинаковых частей, которые оформляются следующим образом.

 

Каждый ребенок получает по листу. Задание: как можно быстрее нанести карандашом точки в каждом квадрате («насыпать зернышки птичкам») в соответствии с нумерацией. Переход от одного квадрата к другому осуществляется по команде психолога. Продолжительность работы в каждом квадрате – 5 секунд.

Перед тестом дети должны поупражняться в выполнении задания в игровой форме («капает дождик»). Тест помогает оценить уровень зрелости нервной системы ребенка: он тем выше, чем больше точек в первом квадрате.

Показатели теппинг-теста свидетельствуют не только об уровне развития нервной системы, но и о типологической характеристике ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно значительное уменьшение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высокой скоростью работы, стабильностью темпа при переходе от одного квадрата к другому или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом. Наряду со слабым и сильным типами нервной системы возможны и промежуточные варианты.

Функциональная зрелость нервной системы обуславливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому не случайно в первые годы жизни уровень нервно-психического развития ребенка определяют по его движениям.

Заполнение карты сенсомоторного развития

Составленные карты сенсомоторного развития дошкольников просты в применении и достаточно информативны по содержанию.

Карта сенсомоторного развития детей 3 лет

 

Карта сенсомоторного развития детей 3,5 лет

 

Карта сенсомоторного развития детей 4 лет

 

Карта сенсомоторного развития детей 5 лет

 

Карта сенсомоторного развития детей 6 лет

 

Проанализировав выполнение тестовых заданий, можно получить достаточно точную информацию о состоянии и уровне развития центральных механизмов организации психомоторики ребенка 3–6 лет. Последующая работа в рамках программы «Здравствуй, я сам!» позволяет развить координацию и двигательные навыки детей.

Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и если это можно есть, то, конечно, скушаю

Занятие 1

Цели:

снять эмоциональное напряжение у детей; настроить их на совместную работу; познакомить с понятиями «внутренний контур» и «внешний контур».

Материалы:

аудиозаписи «Лес», «Озеро», «Дождь. Гроза» из серии «Волшебство природы»; карандаши (красные, синие, зеленые, желтые, фиолетовые, коричневые, черные, серые); листы бумаги (формат A3) для рисования; эмблемы с изображением радуги – по количеству детей; карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованная фигурка человечка Радужки (см. Приложение 2, рис. 1)[6].

Ход занятия

♦ Здравствуйте, я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем: «Доброе утро!» Сегодня мы с вами будем говорить об одной из частей тела. Вспомните, какие части тела вы знаете.

Вверху находится… голова, дальше – шея, туловище, руки, ноги. Молодцы! Поговорим подробно о той части тела, которая находится вверху. Это – голова.

...

У всех есть голова? Потрогайте ее. А что есть на голове? Волосы. У всех есть волосы? Покажите их, пожалуйста, и потрогайте. Еще на голове есть лоб. Погладьте свой лобик. Брови. Покажите свои брови. Глаза. Закройте свои глазки, а теперь откройте их. Кто из вас может подмигнуть одним глазом? Подмигните своему соседу справа. Нос. Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через нос. Сделаем так еще два раза. Щеки. Погладьте свои щечки. Рот. Верхняя губа – проведем по ней указательным пальчиком. Нижняя губа – и ее погладим. Теперь широко откроем рот, сложим губы трубочкой, растянем их в улыбке. И еще у нас есть подбородок. Погладим его. Очень хорошо. Ребята, а как называется одним словом часть головы человека, на которой расположены глаза, нос, рот? Лицо! Правильно, молодцы! Лицо дает много информации о человеке, но об этом поговорим на следующих занятиях.

♦ А сейчас будем рисовать контур головы, но не снежного человека, собаки, зайца, а вашей и в полную величину. Для этого вы по одному подходите ко мне и ложитесь спиной на ковер. Я буду подкладывать большой лист бумаги каждому под голову и обводить голову фломастером. Кто хочет быть первым? Посмотрите, какой получился контур Сережиной головы. Сейчас мы его подпишем. Кто следующий? Теперь положите листы перед собой и слушайте меня внимательно.

♦ Итак, отправляемся в путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы идем по лесу. (Звучит музыка из серии «Волшебство природы» – «Лес».) Как красиво вокруг! Вдруг откуда ни возьмись набежала туча, и пошел сильный дождь. (Звучит музыка из серии «Волшебство природы» – «Дождь. Гроза».) Все спрятались под большим раскидистым дубом, а дождик так же быстро прошел, как и начался. После дождя на небе появилась красивая радуга, и тропинка, по которой мы шли, стала разноцветной и зовущей вперед. Птицы запели еще звонче, и скоро мы все оказались на большой поляне перед входом в Волшебную страну, где живут добрые и смешные человечки. Давайте откроем глаза. Перед нами восемь ворот. Чтобы попасть в страну, нужно каждому пройти через одни из них. А ворота не простые – все разноцветные: красные, желтые, синие, черные, коричневые, фиолетовые, зеленые, серые. (Ведущий выкладывает на ковре перед детьми карандаши восьми цветов.) И удивительны они тем, что через ворота какого цвета пройдешь, такого цвета на сегодня и сам станешь. Встречает нас маленький смешной человечек по имени Радужка приветствием:

Здравствуйте, гости дорогие!

В разноцветные врата

Заходите все сюда!

Заходите, мальчики,

Заходите, девочки.

Запомнили, через ворота какого цвета прошел каждый из вас? Возьмите карандаш того же цвета и обведите внутренний контур рисунка своей головы, но сначала посмотрите, как это буду делать я. Замечательно! У нас получаются разноцветные («радужные») портреты.

♦ Итак, мы прошли через ворота. Радужка будет нашим верным другом, помощником и экскурсоводом в Волшебной стране. «Как я рад, что вы ко мне пришли. Устали с дороги? – спрашивает он. – Чтоб отдохнуть да сил набраться, надо, дети, искупаться».

Вот перед вами восемь озер, и все разного цвета: красное, желтое, зеленое, синее, черное, серое, коричневое и фиолетовое. Выбирайте любое. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы плаваете в одном из озер. Вы плещетесь в теплой воде. (Звучит музыка из серии «Волшебство природы» – «Озеро».) Посмотрите, какого она цвета? А сейчас откройте глаза. Теперь вы сильные, здоровые и отдохнувшие. Возьмите карандаш того же цвета, каким было ваше озеро, и обведите им внешний контур рисунка своей головы. У нас с вами получаются «радужные портреты». На последующих занятиях мы продолжим их рисовать.

А теперь посмотрим на карту Волшебной страны и выберем домик, в который пойдем в следующий раз. (Дети рассматривают карту, выбирают домик.) А сейчас скажем Радужке: «До скорого свидания!»

Закройте глаза и представьте, что мы возвращаемся по лесной тропинке в наш детский сад. (Звучит музыка – «Лес».)

♦ Открывайте глаза. Мы снова в садике. Чтобы вы не забыли про Волшебную страну, где сегодня оказались, я подарю каждому маленькую радугу, которая будет напоминать о радужных воротах и озерах. (Эмблема сделана из самоклеящейся цветной бумаги. Дети прикрепляют ее к рубашкам и платьям.) Ваши рисунки я забираю с собой. На следующем занятии нас ждут удивительные приключения. До свидания!

Занятие 2

Цели:

совершенствование восприятия; тренировка слуховых ощущений; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Материалы:

аудиозаписи «Домашняя песенка», «Лес», «Озеро» из серии «Волшебство природы»; «радужные портреты» на листах бумаги формата А3 (см. Занятие 1); карандаши (красные, желтые, зеленые, серые, синие, фиолетовые, черные, коричневые); колокольчик, корзина с музыкальными инструментами: бубном, ложками, треугольником, румбой, маракасом, трещоткой; карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованные фигурки Радужки и человечка с большими ушами (см. Приложение 2, рис. 1, 2); набор карточек «Домашние животные».

Ход занятия

♦ Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться… и т. д. Молодцы!

А теперь давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии. Да, мы с вами путешествовали в Волшебную страну, рисовали свой «радужный» портрет, плескались в разноцветных озерах и выбирали домик, в который пойдем сегодня. Посмотрите на карту.

♦ Наше путешествие начинается. Закройте глаза и представьте, что мы идем по лесу. (Звучит музыка из серии «Волшебство природы» – «Лес».) Как красиво вокруг! И вот мы оказались перед входом в Волшебную страну. И снова перед нами разноцветные ворота: красные, желтые, зеленые, синие, черные, серые, коричневые и фиолетовые. И конечно же, вы помните, что через ворота какого цвета пройдешь, такого цвета и сам на сегодня станешь. Запомните, через какие ворота вы вошли сегодня в волшебную страну. (На ковре лежат цветные карандаши.) Откройте глаза. Возьмите карандаш цвета ворот и обведите внутренний контур рисунка своей головы. (Если кто-то из детей отсутствовал на предыдущем занятии, сначала обведите на листе контур его головы.) Посмотрите, как это буду делать я. Замечательно!

Давайте вспомним волшебные озера. Какого они цвета? Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы опять плаваете в одном из них. Вы плещетесь в теплой воде. (Звучит музыка из серии «Волшебство природы» – «Озеро».) Посмотрите, какого она цвета? А сейчас откройте глаза. Теперь вы сильные, здоровые и отдохнувшие. Выберите карандаш того же цвета, какого было ваше озеро, и обведите им внешний контур рисунка своей головы. Наши «радужные портреты» становятся все красивее. Положите, пожалуйста, их перед собой.

♦ Теперь вместе с Радужкой постучимся в домик, который мы выбрали на прошлом занятии. Тук-тук-тук. Кто в домике живет? И вот перед нами появился незнакомый человечек. (Ведущий показывает нарисованную фигурку человечка с большими ушами). Посмотрите на него внимательно. Есть ли в его внешнем виде что-то особенное? Конечно! У него большие уши. По форме они похожи на…? На морские ракушки, а то, что мы видим на рисунке, называют ушной раковиной. Это самая большая видимая часть уха человека. Кончик ушной раковины называется мочкой. А как вы думаете, каким именем можно назвать этого человечка? (Ответы детей: Ушастик, Слухач, Большеухий, Лопоухий, Чебурашка.) Имя веселому человечку выбрали – это Ушастик.

А для чего уши нужны? (Ответы детей: чтобы слушать, слышать, чтобы мы могли общаться друг с другом, чтобы слушать магнитофон.)

Да, ребята, вы правы. И нашему человечку уши помогают слушать, как птица поет, слышать, как рыба плывет. А вы слушать внимательно умеете? Вот мы сейчас это и проверим.

Закройте глазки, давайте послушаем, какие звуки слышны с улицы? Открывайте глаза. Кто что услышал? (Сигнал автомобиля, лай собаки, скрежет лопаты, которой дворник убирает снег с дороги.)

Снова закройте глаза и послушайте теперь, какие звуки есть в нашей группе. Открывайте глаза. Кто что услышал? (Лампа гудит, птичка в клетке чирикает, вода из крана капает.)

♦ Что-то вы мало звуков услышали. Может быть, массаж поможет вашим ушкам услышать больше? Потерли ладошки друг о друга, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую – на левое. Тепло? Потрем ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом – за верхний край и потянем вверх три раза, пощиплем их снизу вверх и сверху вниз и снова послушаем звуки на улице и в группе… Удалось ли вам услышать больше звуков? Помог ли вам массаж? Да!

♦ А еще я приготовила для вас целую корзину с шумом. (Ведущий показывает корзину, накрытую платком или покрывалом, в которой лежат музыкальные инструменты.) Сейчас я с помощью музыкальных инструментов буду издавать разные звуки, а вы попробуете определить, какой это инструмент. (По мере угадывания инструменты выкладываются в центр круга, а когда корзина опустеет, педагог может предложить детям самим попробовать поиграть на них.)

Первый инструмент, звуки которого вы отгадали, – бубен. Дима, попробуй поиграть на нем. Отличн

... о! Передай его Кате, своей соседке, а сам попробуй сыграть на трещотке. Катя отдает бубен своему соседу Коле и берет у Димы трещотку и т. д. (Когда все инструменты окажутся у детей в руках, обратите внимание на то, как стало шумно и как от этого тяжело различать звуки.) Последний ребенок в кругу складывает инструменты в корзину. (По мере того как звучащих инструментов становится все меньше, обратите внимание детей на то, что различать звуки становится легче.)

♦ Молодцы! Предлагаю погладить ушки. Погреть их. Сейчас мы будем слушать «Деревенскую песенку». Пока она будет звучать, постарайтесь быть внимательными и услышать голоса всех домашних птиц и животных, которые в ней прозвучат. (После прослушивания песенки Ушастик предлагает детям назвать животных, чьи голоса прозвучали. Потом можно нарисовать их или выбрать карточки с картинками из набора «Домашние животные». Ведущий помогает детям приклеить животных на карту Волшебной страны рядом с домом Ушастика.)

Дети прощаются с волшебными человечками Радужкой и Ушастиком, выбирают домик, в который отправятся на следующем занятии.

(Звучит музыка «Лес».) Ребята, закройте глаза и представьте, как вы идете по лесной тропинке и возвращаетесь в детский садик.

♦ На этом наше занятие заканчивается. Давайте прошепчем друг другу на ушко слова благодарности за хорошую работу на занятии: «Спасибо, Оля, мне было очень приятно с тобой работать». До новых встреч!

Занятие 3

Цели:

совершенствование восприятия; тренировка зрительных ощущений; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Материалы:

корзинка, в которой лежат игрушки и разные предметы; зеркала (по количеству детей); аудиозаписи «Лес», «Озеро» из серии «Волшебство природы»; листы бумаги (формат А3) для рисования; «радужные портреты»; схематичный рисунок глаза (по количеству детей); карандаши (красные, желтые, зеленые, серые, синие, фиолетовые, черные, коричневые); карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованные фигурки Радужки, Ушастика и человечка с большими глазами (см. Приложение 2, рис. 1–3).

Ход занятия

♦ Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте поздороваемся. А поможет нам мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Олей, кивнула головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Оля встретится с кем-нибудь взглядом… (все дети по очереди встречаются взглядами). Замечательно! Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии.

♦ С помощью направленного воображения дети попадают в Волшебную страну, затем рисуют «радужные портреты» (см. Занятие 1) и вместе с Радужкой и Ушастиком оказываются у второго домика.

Интересно, с кем мы сегодня встретимся? Давайте постучимся в дверь. Тук-тук-тук. Кто в домике живет? А вот и хозяин, еще один веселый человечек. Посмотрите, есть ли в его внешнем виде что-то необычное. Обратите внимание на его лицо. Да, у него большие глаза. Попробуйте придумать ему такое имя, чтобы люди, которые его не видели, догадались о его особенности. (Ответы детей: Глазастый, Большеглазый, Лупоглазый, Видик, Смотрелкин, Всевидящий, Глазка). Давайте выберем ему какое-то одно имя. Хорошо, пусть это будет Глазка.

♦ А для чего нам нужны глаза? (Ответы детей: чтобы смотреть, чтобы видеть, чтобы не упасть, цвета различать, книжки читать и телевизор смотреть, плакать.) Совершенно верно. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит наш глаз. (Ведущий берет схематичное изображение глаза, называет и показывает на рисунке все части.) У глаза есть верхнее веко с ресницами и нижнее веко с ресницами. В центре находится черная точка, которая называется зрачок, а вокруг зрачка располагается радужная оболочка. У каждого она своего цвета.

Сейчас возьмите у меня зеркала и внимательно рассмотрите свои глазки. Найдите у себя верхнее веко с ресничками, нижнее веко с ресничками, зрачок, а теперь посмотрите, какого цвета ваша радужная оболочка. У меня она зеленая, поэтому можно сказать, что я зеленоглазая. У Бори она какого цвета? Серая, значит, можно сказать, что он сероглазый, и т. д. (пока все дети не назовут цвет своих глаз).

Теперь по одному подойдите ко мне, положите зеркала в коробочку, возьмите рисунок глаза и раскрасьте зрачок черным цветом, а радужную оболочку – цветом своих глаз. Тот, кто забыл, какого цвета его глаза, может еще раз посмотреться в зеркало. Отлично!

♦ Положите рисунки перед собой. Давайте сделаем гимнастику для глаз. Закроем правый глаз, левый глаз. Откроем правый глаз, левый глаз. Закроем оба глаза. Откроем оба глаза. Моргнем правым глазом три раза, левым глазом – три раза, обоими глазами – три раза. А теперь крепко зажмурим их. Откроем глазки. Очень хорошо. Смотрите, у меня в руках маленькая игрушечка. Я буду перемещать ее в разные стороны, а вы будете следить за ней глазками, не поворачивая головы. Теперь сложите ладошки лодочкой, подуйте в них теплым воздухом и накройте ими глаза. Пусть глаза согреются и отдохнут после гимнастики.

Теперь давайте наши глазки потренируем. Посмотрите внимательно на своих соседей: во что они одеты, обуты, какие у них прически. Посмотрели? Я прошу Катю выйти в середину, а мы постараемся как можно точнее описать ее. Молодцы!

♦ Перед вами корзина. В ней лежат разные предметы, игрушки. Вы выберете для себя что-то глазками, по одному подойдете к корзинке и возьмете выбранный предмет. Внимательно рассмотрите его и поставьте в центр нашего круга. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу какой-нибудь предмет. Попробуйте отгадать, что спрятано?

Давайте выберем игрушку. Внимательно рассмотрим ее, спрячем под платок и постараемся как можно точнее описать: какая она, во что одета, какой величины, из чего сделана? Отлично!

♦ А теперь скажем спасибо волшебному человечку Глазке, ведь благодаря ему мы так много узнали о своих глазах. На следующем занятии нас ждет еще одна интересная встреча.

(Звучит музыка «Лес». Дети закрывают глаза.) Представьте, что вы по лесной тропинке возвращаетесь в детский садик.

♦ На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

Занятие 4

Цели:

совершенствование восприятия; тренировка обоняния; закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Материалы:

аудиозаписи «Лес», «Озеро» из серии «Волшебство природы»; «радужные портреты»; листы бумаги (формат А3) для рисования; карандаши (красные, желтые, зеленые, серые, синие, фиолетовые, черные, коричневые); карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки и человечка с большим носом (см. Приложение 2, рис. 1–4); цветы с запахами эфирных масел: ландыш, роза, лаванда, жасмин – по количеству детей; коробочки с пряностями – тмином, гвоздикой, мятой и т. д. и карточки с их названиями (рядом с названием приклеены несколько семян из соответствующей коробочки для контроля); живой цветок розы или хризантемы.

Ход занятия

♦ Доброе утро. Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам цветок розы. Сейчас я вдохну ее нежный аромат, повернусь к своему соседу слева, передам ему розу и скажу: «Ваня, я рада тебя видеть!» Отлично. Вспомните, что мы делали на прошлом занятии.

♦ С помощью направленного воображения дети попадают в Волшебную страну, затем рисуют «радужные портреты» (см. Занятие 1) и вместе с Радужкой, Ушастиком и Глазкой стучат в дверь домика, где живет еще один человечек.

«Здравствуйте, ребятки! Как я рад, что вы и в мой домик заглянули. Давайте знакомиться, да вот имени у меня нет». (Ведущий предлагает внимательно рассмотреть этого человечка.) Может быть, и в его внешнем облике есть что-то необычное? Конечно – у него очень большой нос. А для чего нам нужен нос? (Ответы детей: чтобы нюхать, сморкаться, запахи различать, дышать, чтобы воздух вдыхать и выдыхать.) Давайте придумаем ему имя. (Вдох-выдох, Большеносый, Носатый, Носорог, Нюхалкин, Нюхач, Ноздряк, Нюх-Нюх, Носопыркин.) Выберем из всех названных вами имен какое-нибудь одно. Пусть это будет Нюх-Нюх. (Обращаясь к человечку.) Ну как, человечек, нравится тебе твое имя? «Да, оно мне очень подходит».

♦ А теперь давайте поиграем. Для начала подойдите ко мне, возьмите зеркала, рассмотрите свои носики и ответьте мне на один вопрос. Какие части носа мы видим? Давайте называть и показывать их на своем лице. Наружные отверстия носа называются «ноздри». У нас есть правая ноздря (обведите ее указательным пальчиком) и левая ноздря. С их помощью мы можем вдыхать и выдыхать воздух. Сделаем глубокий вдох и выдох. Посмотрите, что происходит с вашим носом, когда вы дышите? Его бока то поднимаются вверх, то опускаются вниз, как крылья у птицы, поэтому говорят, что у носа есть правое крыло и левое крыло. Верхняя часть носа, примыкающая ко лбу, называется переносица. Предлагаю вам сделать гимнастику для носа. Глубоко вдохнули воздух – выдохнули, еще раз вдохнули – выдохнули, и последний раз вдохнули – выдохнули. Теперь указательным пальцем правой руки прижали правое крыло носа к середине, закрыли правую ноздрю и дышим только левой ноздрей. Сделаем три вдоха и три выдоха, а сейчас подышим только правой ноздрей. Очень хорошо! Погладим крылья носа указательным пальчиком, погладим переносицу снизу вверх и сверху вниз. Молодцы!

♦ Посмотрите, у ме... ня в руках красивые коробочки. В них находятся разные травы – пряности. У каждой есть свой неповторимый запах. На ковре я выложу карточки с образцами трав и названиями. Они такие же, как и те, что лежат в коробочках. Вы будете передавать друг другу коробочки и вдыхать разные запахи. Отгадайте, запах какой травы вы понюхали? Если не знаете, как она называется, найдите ее образец на карточках, лежащих перед вами, и попробуйте прочитать название (если дети уже умеют читать).

Когда все коробочки с травами и присущими им запахами будут обследованы и названы, ведущий может предложить детям поиграть в игру «Найди пару». Для этого все закрытые коробочки с травами и все карточки с образцами трав и их названиями перемешиваются, кто-то из детей берет карточку, кто-то коробочку, и каждый ищет свою пару. Когда пара найдена, ребята садятся рядом на ковер и выкладывают перед собой карточку и коробочку с травой.

Отлично!

♦ Давайте дадим своим носикам отдохнуть и сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Нам пора прощаться с чудесным человечком. Скажем ему «спасибо» и «до свидания». На прощание Нюх-Нюх дает детям совет: «Через лес идите не торопясь, остановитесь отдохнуть на солнечной полянке, вдохните запахи окружающих вас цветов и трав, а уж потом отправляйтесь в садик. Но просто так я вас не отпущу. Я приготовил вам подарки – маленькие цветочки из картона, к которым приклеены кусочки поролона, пропитанные разными цветочными ароматами». (Ведущий предлагает детям подойти к столу и взять любой цветок.)

♦ Звучит музыка «Лес». Дети ложатся на ковер и закрывают глаза.

Представьте, что вы шли по тропинке и вышли на лесную поляну, залитую солнечным светом, легли в мягкую травку, слушаете щебет птиц. Вокруг растут удивительные цветы, вы рассматриваете их, вдыхаете аромат. Понюхайте и цветочек, который вы получили от Нюх-Нюха в подарок. Теперь потянитесь, позевайте, откройте глаза. Мы вернулись в детский садик.

Если осталось время, есть желание и дети не устали, то можно предложить им нарисовать чудесный цветок, который каждый из них рассматривал на лесной поляне.

♦ Наше занятие заканчивается. До свидания.

Занятие 5

Цели:

совершенствование восприятия; тренировка вкусовых ощущений; закрепление навыков обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Материалы:

аудиозаписи «Лес», «Озеро» из серии «Волшебство природы»; «радужные портреты»; листы бумаги (формат А3) для рисования; карандаши (красные, желтые, зеленые, серые, синие, фиолетовые, черные, коричневые); карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха и смешного человечка (см. Приложение 2, рис. 1–5); мелко нарезанные кусочки черного хлеба, сыра, печенья, яблока, апельсина, банана, лимона, грейпфрута, груши, конфеты; карточки с изображениями перечисленных продуктов, фруктов и четыре карточки с надписями «кислый», «сладкий», «соленый», «горький».

Ход занятия

♦ Я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу: «Доброе утро!» – сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом – прокричим.

С помощью направленного воображения дети попадают в Волшебную страну, затем рисуют «радужные портреты» (см. Занятие 1) и вместе с Радужкой, Ушастиком, Глазкой и Нюх-Нюхом стучат в дверь домика, где живет еще один житель Волшебной страны.

А вот и он. Мне кажется, что он нас дразнит. «Да нет, я вас не дразню, я вам очень даже рад и приготовился подарки ваши пробовать, что-нибудь вкусненькое: мороженое, пирожное,

тортик, конфеты». Ой, как неудобно получилось, что мы без подарков пришли! Но это легко исправить. Ребята, возьмите листочки бумаги, карандаши, и каждый нарисует веселому человечку лакомство. (На эту работу детям отводится 5-10 минут.) Отлично получилось!

«Спасибо вам, ребятки. Вы уже догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно, мне очень нравится все пробовать на вкус. Хочется, чтобы вы и мне придумали имя. (Ответы детей: Обжора, Сластена, Вкусик.) Из всех имен, названных вами, мне больше всего нравится Вкусик. Пусть будет Вкусик».

Пирожное, мороженое по вкусу – сладкие. А как вы думаете, все ли из того, что попадает к нам в рот, имеет сладкий вкус? Или вы знаете еще какие-то вкусы? Кислый, соленый, горький – правильно. Как вы думаете, что помогает нам различать вкус? Наш язык. Оказывается, на нашем язычке есть специальные вкусовые сосочки, и как только к нам в рот попадает пища, мы можем сказать, какого она вкуса, и угадать ее название. Сладкое лучше всего чувствует кончик языка, края языка помогают нам почувствовать кислое, а основание языка – горькое.

♦ Давайте сделаем гимнастику для языка. Сначала покажем друг другу только кончик языка. А теперь – весь язык. И еще раз: кончик и весь язычок. Теперь сделаем своим язычком движения вверх и вниз – три раза; влево и вправо – три раза. Молодцы! «Покрасим» кончиком языка верхнюю губу, нижнюю губу и будем вращать язычком по кругу. Отлично! У вас здорово получилось.

♦ Сейчас язычок поможет нам определить не только вкус разных продуктов, но и их название. (Ведущий называет и выкладывает на ковре четыре карточки с названиями: сладкий, кислый, соленый, горький; рядом – карточки с изображениями продуктов и фруктов, которые дети будут пробовать.) Перед вами первая тарелочка, накрытая салфеткой, на ней лежат нарезанные кусочки продуктов. Сейчас тот, кто сидит справа от меня, закроет глаза. Я подойду к нему и дам попробовать один из кусочков. Женя, попробуй определить его вкус, какой он? Сладкий, соленый, кислый или горький? Вкус – сладкий. Хорошо, а ты догадался, что пробовал? Ты думаешь, это банан? Возьми карточку с изображением банана и положи ее под словом «сладкий». Теперь остальные дети закрывают глаза. Я даю вам пробовать кусочки продуктов из первой тарелочки, а вы проверяете, правильно ли Женя угадал название и определил вкус. Как вы считаете, это был банан? А какого он вкуса? Ну что ж, вы правильно отгадали, что лежало на первой тарелочке. Посмотрим, сможете ли вы так же точно определить, что лежит на второй тарелочке. Справа от Жени сидит Юля, ей первой пробовать и определять, что лежит на тарелочке и какого вкуса… (Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из детей не поучаствует в определении продукта и его вкуса.) Вы замечательно потрудились. Давайте посмотрим, правильно ли вы разложили на ковре карточки под словами «сладкий», «кислый», «соленый», «горький»? А вот под словом «горький» лежит карточка только с названием грейпфрут. Что может быть еще горьким по вкусу, как вы думаете? (Ответы детей: трава, таблетка, грязь, перец, горчица.) Вкусик остался доволен тем, что вы правильно отгадали вкус всех продуктов.

♦ Снова вернемся к вашим рисункам, подаренным Вкусику в начале занятия. Сейчас каждый возьмет свой рисунок с лакомством и скажет, какого оно вкуса. Отлично! Положите рисунки в центр круга. Давайте скажем Вкусику спасибо за участие в нашем занятии, простимся с ним и его братьями. До скорой встречи!

(Звучит музыка «Лес». Дети закрывают глаза.) Представьте, что вы по лесной тропинке возвращаетесь в детский садик.

♦ На этом наше занятие завершается. До свидания.

На данном занятии дети заканчивают рисовать «радужные портреты». По ним ведущий группы может отследить преобладающий у каждого ребенка цвет и определить эмоциональное состояние на основе качественного анализа цветовых предпочтений по тесту Люшера.

Полученные данные могут быть использованы как основа для проведения более глубокой индивидуальной диагностической, психопрофилактической и коррекционной работы.

Значения цветов[7]

Синий – цвет спокойствия, довольства, удовлетворенности. Выбор синего цвета отражает потребность в эмоциональном покое, мире, гармонии; потребность в спокойном упорядоченном окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором события происходят плавно. Предпочтение синего цвета связано с потребностью чувствовать доверие к окружающим, ощущать взаимное доверие в отношениях.

Отвержение синего цвета означает, что человек избегает расслабляющего покоя. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете возрастает.

Зеленый – отражает настойчивость, волевое напряжение. Зеленый цвет символизирует настойчивость в отстаивании своих позиций, возможность управлять другими, направлять их. У таких людей высокая оценка своего «Я», они стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще.

Отвержение зеленого цвета говорит о том, что человек находится на грани физического и психического истощения.

Красный – характерен для сангвиников. Это стремление получать результаты, добиваться успеха, влечение к активному действию, борьбе, соревнованию, инициативе во всем.

Отвержение красного цвета – «поиск защиты» от всего, что может в дальнейшем возбудить, истощить или ослабить.

Желтый – отсутствие напряженности, эмоциональный фон радости, надежд, оптимизма, раскованность, освобождение от проблем и ограничений.

Фиолетовый – уход в мир фантазий, романтизм, компенсаторная работа воображения, потребность в поддержке, опоре.

Коричневый – состояние идентификации без игнорирования реальности, привязанность к корням, домашнему очагу, потребность в безопасности.

Отвержение коричневого цвета – сильное желание выделиться.

... p> Черный

Серый – равнодушие, безучастность, осторожность, сдержанность, социальная изоляция.

Занятие 6

Цели:

создание положительного эмоционального фона; закрепление знаний об органах чувств, полученных на прошедших занятиях.

Материалы:

аудиозаписи «Лес», «Озеро» из серии «Волшебство природы»; «радужные портреты»; карандаши (красные, желтые, зеленые, серые, синие, фиолетовые, черные, коричневые); карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика (см. Приложение 2, рис. 1–5).

Ход занятия

♦ Здравствуйте, я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем: «Доброе утро!» – шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим.

На прошлых занятиях мы с вами рисовали «радужные портреты», путешествовали по Волшебной стране. Радужка был нашим экскурсоводом, знакомил со своими веселыми братцами. Давайте вспомним их имена: Ушастик, Глазка, Нюх-Нюх, Вкусик. Почему у них такие имена? Да, у Ушастика были большие уши, у Глазки – глаза… А что нового мы узнали от Ушастика о своих ушах, чему научились? Правильно, теперь вы умеете делать массаж своим ушкам, знаете, что видимую часть уха называют ушной раковиной, а ее кончик – мочкой. Знаете, из каких частей состоит глаз…

♦ Сегодня вы будете рисовать свой портрет. Сначала мы еще раз нарисуем контур вашей головы в полную величину. Пожалуйста, подходите ко мне по одному и ложитесь спиной на ковер. Я подложу большой лист бумаги каждому под голову и обведу ее фломастером. Кто хочет быть первым? Посмотрите, какой контур Дашиной головы получился. Сейчас мы его подпишем. Кто следующий?

Тот, у кого контур головы получился, может найти себе удобное место в группе, взять фломастеры или карандаши и приняться за работу. Чтобы портрет получился точнее, подойдите ко мне и возьмите зеркала. Внимательно рассмотрите все части своего лица: брови, нос, рот; посмотрите, какие у вас глаза, волосы, какого они цвета; может быть, кто-то сможет рассмотреть и форму своего уха. Все рассмотрели? Отлично.

Приступайте к работе. Тот, кто закончит рисовать, садится на ковер и кладет портрет перед собой. (Ведущий включает спокойную музыку.)

Теперь, когда портреты готовы и мы все снова сидим в кругу, давайте покажем их друг другу и устроим в группе портретную галерею.

♦ На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

Занятие 7

Цели:

совершенствование восприятия; тренировка тактильных ощущений; закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания.

Материалы:

аудиозаписи «Лес», «Озеро» из серии «Волшебство природы»; карта Волшебной страны (см. Приложение 1), нарисованные фигурки Радужки, Ушастика, Глазки, Нюх-Нюха, Вкусика и чувствительного человечка (см. Приложение 2, рис. 1–6); игра «Бирюльки»: в деревянной мисочке, накрытой тканью, лежат мелкие деревянные предметы – тарелка, стакан, грибок, б


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.