История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-10-05 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рассмотрим еще один вид работы над изложением, который типичен лишь для школы слабослышащих,— знакомство учащихся с содержанием рассказа или статьи для изложения с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
87
Если в массовой школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся воспринимают текст на слух, то в школе слабослышащих дело обстоит несколько иначе. Учитель в соответствии с задачами специального обучения может, работая над изложением, тренировать учащихся в чтении с губ, развивать их слуховое восприятие, приучать к слухо-зрительному восприятию речи.
Методика этой работы внешне очень проста: учитель читает рассказ два-три раза в микрофон, учащиеся слушают и одновременно следят за движениями его губ, т. е. воспринимают текст комплексно. Затем проводится разбор содержания рассказа или статьи, и дети пишут изложение или сочинение.
Вот эта внешняя простота часто создает у учителя школы слабослышащих иллюзию полного сходства с методикой работы в массовой школе, и поэтому результаты иногда бывают обескураживающими. Неожиданное «необъяснимое» явление, когда «дети прекрасно все слышали, текст был легкий, а написали страшно» (это можно часто слышать от неопытных учителей), объясняется упрощенным взглядом на дефект слабослышащих детей, когда частичная потеря слуха рассматривается лишь, с точки зрения нарушения функции общения. Это вполне логично по отношению ко взрослым с недостатками слуха, но не к детям, у которых нарушение слуховой функции мешает овладению речью, ведет к речевому недоразвитию. «...Своеобразие понимания речи у слабослышащих детей обусловливается двумя взаимозависящими факторами — неполным слышанием речи, с одной стороны, и недоразвитием речи, с другой»1.
|
Поэтому и при подаче слабослышащему ребенку текста с помощью звукоусиливающей аппаратуры мы должны учитывать своеобразие его речевого развития, возможности слухо-зрительного восприятия речи. Основное препятствие для ребенка с недоразвитой речью при слухо-зрительном восприятии текста заключается в невозможности вернуться к нему, вдуматься не спеша в его содержание, осмыслить в целом. Если при зрительном восприятии текста такие свойства письменной речи, как ее стабильность и доступность длительному обозрению, позволяют ребенку сосредоточиться, поразмыслить над содержанием предлагаемого для изложения материала, то в данном случае перед ним стоит задача сразу правильно воспринять рассказ или статью. Однако у слухо-зрительной подачи текста с помощью звукоусиливающей аппаратуры имеются и преимущества — это живое общение учителя с учащимися, что отсутствует при восприятии написанного материала. Мимика, жест, голос, интонация учителя — положительные факторы при этом виде работы, присущие лишь ему.
Таким образом, естественной и эффективной будет лишь такая методика, которая учитывает все особенности слухо-зри-тельного восприятия речи детьми с недостатками слуха.
Когда же целесообразно начать практиковать изложение текстов, воспринимаемых слухо-зрительно? Нам представляется, что наиболее оправданным для знакомства учащихся с этим видом работы будет период, когда они уже понимают особенности задания, приучены к изложению как форме работы по развитию речи, имеют навыки планирования, т. е. примерно конец обучения в 4-м классе (2-е отделение). Важно чередовать виды изложения, тренируя таким образом учащихся в основных видах восприятия речи, но не забывая об уровне их речевого развития.
Рассмотрим урок в 4-м классе, на котором учащиеся воспринимали слухо-зрительно рассказ с целью изложения его содержания.
|
Учитель предложил учащимся следующий рассказ.
Пожар в лесу.
Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Коля побежал в деревню. Он позвал на помощь колхозников. Пожар потушили. Лес был спасен. Пионеру Коле Иванову объявили благодарность'.
Учащиеся этого класса были уже ознакомлены с особенностями изложения как вида задания, писали изложения по зарисовкам и инсценировкам, умели составлять план работы. Это был один из первых уроков, когда учащиеся воспринимали рассказ для изложения слухо-зрительно.
На доске заготовлены слова и словосочетания для объяснения: был спасен, позвал на помощь, объявили благодарность.
Начинается урок. Учитель обращается к учащимся:
— Сегодня мы будем писать изложение рассказа о том, как
один мальчик помог потушить пожар.
Попутно учитель выясняет, правильно ли дети понимают слово потушить. Учащиеся надевают наушники, учитель проверяет, как дети слышат, и начинает четко и выразительно читать рассказ. Окончив чтение, он открывает доску и объясняет новые слова, а затем еще раз читает рассказ, каждые две-три фразы сопровождая вопросами к детям,
— «Было жаркое лето. Пионер Коля Иванов пошел в лес
за грибами». Как звали пионера?
Веские Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
1 Жидкова Л. А., КаменецкаяЛ. М. Сборник текстов для изложений во вспомогательной школе. М., 1968.
89
— Коля Иванов.
— Что делал Коля в лесу?
— Собирал грибы.
— Когда это был.о?
— Летом.
Учитель продолжает читать:
— «Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар». Что
случилось в лесу?
— Пожар.
— Как об этом узнал Коля?
— Дым был. Он увидел дым.
Читается следующая часть рассказа:
— «Коля побежал в деревню. Он позвал на помощь кол
хозников. Пожар потушили». Зачем Коля побежал в деревню?
Коля сам мог потушить пожар?
Ответы детей убеждают учителя, что и это, основное место рассказа понято правильно. Наконец, учитель выясняет, как дети поняли последнюю часть, и читает снова весь текст.
— Теперь составьте план и пишите изложение. Если вам
будет трудно написать какое-либо слово, спрашивайте меня.
Учитель выключает усилитель громкости, и учащиеся приступают к работе. Учитель обходит детей: наиболее слабым помогает составить план изложения, отвечает на вопросы других детей, вводит некоторые новые слова.
|
План.
1. Когда это было?
2. Куда пошел Коля Иванов?
3. Какая погода?
4. Что случилось в лесу?
5. Куда побежал Коля Иванов?
6. Что объявили Коля Иванов?
Это было летом. Погода была хорошая. Однажды Коля Иванов пошел в лес за грибами. В лесу растет много деревьев и кустов, и очень много ягод и грибов. Коля Иванов собирал грибы. И пошел дальше. Вдруг Коля Иванов увидел большой дым. Коля Иванов стал бросился бежать. И хотел позвать колхозников. А Коля Иванов не может сам потушить пожар. В лесу уже потушили. Коля Иванов объявили благодарность. Лее был спасен. Коля Иванов настоящий пионер.
(Саша Л.)
На примере описания данного урока мы можем конкретно говорить о специфических приемах рассматриваемого вида работы — изложения рассказов, воспринятых слухо-зрительно. Вернемся к началу урока. Прежде чем прочитать текст, учитель объявил детям, о чем будет рассказ, который они услышат.
90
Привлекая таким образом внимание учащихся к теме, побуждая их настроиться на нее, он дал им возможность более полно воспринять рассказ в целом.
Затем последовало чтение текста без объяснения новых слов, чтобы дать учащимся общее представление о ситуации, выяснить, что им непонятно. Наконец, словарная работа и повторное чтение рассказа по частям с разбором каждой части; это дало возможность выяснить, что детям непонятно.
Чем вызывается необходимость такого хода урока? Отсутствие зрительной опоры, неполное слышание и речевое недоразвитие очень затрудняют восприятие даже, казалось бы, такого легкого текста. Поэтому учитель выясняет, верно ли понято содержание, правильно ли воспринимают дети отдельные фразы и части рассказа. Кстати, даже при таком разборе один ученик пишет о двух мальчиках (Коля и Ваня вместо Коли Иванова), некоторые же не поняли выражение бросился бежать и написали бросил корзинку и бежал.
Заключительное (третье) чтение позволяет детям воспринять понятый текст в целом. Завершает всю подготовительную работу составление плана. Таким образом, и при этом способе ознакомления учащихся с текстом для изложения остается в силе основная задача подготовительной работы — добиться, чтобы речевой материал был доступен ученикам.
|
На приведенном уроке подготовка осуществлялась своеобразным путем, отличным от предыдущих и связанным с особенностями слухо-зрительного восприятия речи слабослышащими детьми. Однако это не означает, что здесь непригодны такие виды подготовительной работы, как детские зарисовки с последующим разбором, полная или частичная инсценировка и т. п.
Рассмотрим еще некоторые методические рекомендации подготовительной к изложению работы, связанные именно с особенностями слухо-зрительного восприятия слабослышащими учащимися речи.
Первоначальное знакомство учащихся с этим видом изложения эффективнее всего проводить на материале текста, разобранного ранее на уроках чтения или во внеклассное время, а также текста на сюжет изученного произведения.
Текст для изложения можно написать на доске. Учитель читает его перед микрофоном, а учащиеся имеют возможность в затруднительных случаях обратиться к записи. Имеются различные варианты этой работы, например: вначале чтение учителя, а затем разбор написанного или, наоборот, сначала чтение текста с доски, а затем восприятие его слухо-зрительно.
На доске заготовлены те части рассказа, которые наиболее трудны для слухо-зрительного восприятия или важны для понимания всего текста в целом. Учитель читает рассказ в микро-Фон, привлекая внимание учащихся к написанным на доске частям,
01
На доске заготавливаются иллюстрации к тексту (.отдельные картинки, серия картинок и т. д.). Учитель, читая текст, привлекает внимание учащихся к этим наглядным пособиям, которые помогают воспринять и осознать содержание рассказа или статьи для изложения.
По мере того как учащиеся получают все более прочные навыки в слухо-зрительном восприятии речевого материала задания следует усложнять, уменьшая количество наглядных средств, иллюстрирующих текст для изложения.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!