Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-10-05 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как мы видели выше, работа с серией картинок и одной сюжетной картинкой, при учете особенностей восприятия слабослышащих, уровня их речевой подготовленности, позволяет учителю достигать успехов в словарном обогащении учащихся, в обучении последовательности и полноте изложения. Аналогичные задачи решаются и при работе с закрытой картинкой, которая благоприятствует активной интеллектуальной деятель-
ности учащихся, развитию фантазии, памяти и логического мышления, способствует осуществлению грамматических целей, в частности обучению правильному построению вопросительных предложений.
Работа с закрытой картинкой разнообразна, посильна она уже для учащихся 3—4-го классов.
Рассмотрим основные методические пути обучения сочинениям по закрытой картинке.
1. Учитель объявляет детям, что у него интересная кар
тинка, но он ее не покажет. Узнать, что на ней нарисовано, можно, задавая вопросы учителю: он отвечает на вопросы таким образом, чтобы у детей в результате беседы возникло достаточное представление о содержании картины и они смогли сами изобразить в рисунке то, о чем шел разговор. Затем учащимся предлагается самим нарисовать картинку. Учитель сравнивает детские рисунки с картинкой, которую он наконец открывает.
Происходит уточнение деталей рисунков, и дети пишут сочинение по своим картинкам.
2. Аналогичную работу можно проводить по серии закры
тых картинок, когда учащиеся задают вопросы к каждой кар
тинке в отдельности. Могут быть закрыты все картинки серии,
беседу же учитель ведет только по одной (средней) картинке, а зарисовки дети производят к первой и третьей (начало и конец). Вместо картинки учитель может показать лист чистой бумаги и проводить беседу по заранее намеченному сюжету и содержанию предполагаемой картинки. Учащиеся делают за рисовку к «картинке».
|
3. Учащиеся не делают никаких зарисовок, а после беседы по закрытой картинке сразу пишут сочинение.
Условием эффективности работы с закрытой картинкой будут: логическая последовательность ответов учителя, выражающаяся в том, чтобы содержание картинки раскрывалось от общего к частному; правильно организованная словарная работа; привычка детей задавать вопросы в то время, когда они рисуют; внимание к деталям развития действия при сравнении зарисовок детей с картинкой или текстом-образцом.
Особенно ответственны уроки первоначального знакомства с этим видом работы, а также уроки, целью которых является обучение учащихся постановке вопросов и составлению плана.
Во многих разделах данного пособия привлекается внимание учителей к обучению слабослышащих детей планированию письменной работы.
План представляет собой наиболее обобщенную передачу содержания какого-либо текста, дает возможность связно и последовательно изложить мысли, написать сочинение. У учащихся в результате систематической и разносторонней работы над планом вырабатывается навык правильно начать работу (найти завязку), развить действие, подчеркнуть кульминацион-36
ный пункт, сделать вывод. Работа над планом играет большую поль в развитии мышления и речи слабослышащих детей.
В связи с программой по чтению и развитию письменной речи работа над планом ведется в различных направлениях: обучение форме планирования, умению выразить главную мысль каждой части и т. д.
В младших классах следует практиковать самые разнообразные приемы составления картинного плана. Работа над словесным планом как подготовка к составлению планов сочинений может проводиться следующим образом:
1. Деление текста на части под руководством учителя и самостоятельно учащимися. Самостоятельное деление текста на части соответственно данным пунктам плана.
|
3. Выбор из нескольких вариантов каждого пункта плана
одного, наиболее точно отражающего содержание части или
картинки.
4. Работа над заглавием текста намеченного сочинения.
Вначале, в 3-м классе, со слабослышащими учащимися следует
работать над планом в форме вопросов, затем в форме повест
вовательных предложений, наконец, в виде назывных предло
жений (4—6-й классы). Можно в зависимости от содержания
работы составлять и смешанные планы: некоторые пункты
оформлять в виде вопросов, другие — в виде назывных предложений.
Сочинения учащиеся пишут вначале по данному учителем плану, затем план составляется коллективно, и, наконец (с 4-го класса), детей обучают самостоятельной работе над планом. В системе обучения планированию важны такие приемы, как: а) наводящие вопросы (О чем вы будете писать сначала? О чем говорится дальше? И т. д.); б) деление будущего сочинения на логически законченные части. Содержание каждой части разбирается, выделяется главная мысль, озаглавливается каждая часть рассказов — эти заголовки составят пункты плана.
От учителя требуется организовать работу так, чтобы дети не формально придумывали заголовки к пунктам плана, а поняли необходимость плана, ощутили его помощь при написании сочинения.
Работа над сочинением по закрытой картинке позволяет наглядно убедить детей в надобности плана, является эффективным средством обучения планированию.
Рассмотрим два урока развития письменной речи в 4-м
классе.
Урок на т ему: сочинение по картинке.
Цель. Познакомить учащихся с новым видом работы — сочинением по закрытой картинке.
На картинке изображено летнее раннее утро. Мальчик ло-
37
|
пионер. |
вил рыбу и упал в воду. На помощь ему бросается Вдали, на противоположном берегу, видна лодка. Учитель обращается к детям:
- Сегодня мы будем писать сочинение по одной картинке, вот она. Но я вам ее не покажу. Вы будете у меня спрашивать, а я буду отвечать, что нарисовано на картинке.
Учащиеся. Какое время года?
Учитель. Лето.
Учащиеся. Что делали мальчики?
Учитель. Почему ты думаешь, что есть мальчики? Еще подумай, как спросить.
Учащиеся. Какая погода?
Учитель. Погода хорошая, раннее утро.
Учащиеся. Где находится?
|
Учитель. Надо спросить: что нарисовано? Река.
Учащиеся. Кто нарисован?
Учитель. Мальчики.
Учащиеся. Есть девочка или нет?
Учитель. Нет, девочка не нарисована на картинке.
Учащиеся. Что нарисовано?
Учитель. Берег, дома, лодка.
Учащиеся. Мальчик упал или нет?
Учитель. Да, мальчик в воде.
Учащиеся. Что случилось? Почему упал?
Учитель. Мальчик ловил рыбу, поскользнулся и упал.
Учащиеся. Есть ли мост?
Учитель. Да, мальчик стоял на мостике.
Учащиеся. Кто помог? Утонул?
Учитель. Мимо шел пионер. Он спас мальчика, вытащил его на берег.
детям нарисовать кар- , а потом открою кар- снова задают вопросы |
После этого учитель предлагает тинку:
— Я посмотрю, как вы поняли
тинку.
Учащиеся начинают рисовать и типа:
— Мальчик закричал?
— А что другой делает? И т. п.
Но вот учащиеся закончили рисование, учитель собирает рисунки, открывает картинку и текст-образец, рядом с которым записаны слова, словосочетания и предложения: отправился, клевала рыба, удочка закачалась, не удержался, забросил удоч ку, бросился на помощь.
Текст-образец:
Наступили летние каникулы. Владик очень любил ходить на рыбалку. Однажды Владик проснулся рано, взял банку с червяками, удочку, ведерко и пошел на реку, 38
Владик забросил удочку и ждал. Удочка закачалась. Мальчик стал тащить удочку, но не удержался и упал в воду. Он не умел плавать и стал тонуть.
В это время мимо реки шел пионер Саша. Саша услышал крик мальчика и бросился ему на помощь. Он вытащил Влади-ка на берег. Владик благодарил Сашу. Саша поступил, как настоящий пионер.
Учитель сравнивает детские рисунки с картинкой, читает текст-образец, объясняет слова, затем снимает картинку, вытирает текст, и учащиеся приступают к самостоятельной работе — пишут сочинение по своим картинкам.
На рыбалке.
Владик любил ходить на рыбалку. Владик встал рано утром. Он взял удочки и искал банку с червяками и ведро и пошел на речку. Владик увидел и подошел к мостику. Он насаживает червяк на крючок. Он наловил много рыб и был рад. Владик ждал и думал: «Бывает на крючок нет червяка? Он хотел вытащить и не мог, он сразу поскользнулся и сразу упал в воду, но он не умел плавать и тонет. Саша мимо ходил реке и увидел мальчик. Саша быстро росделся брюки и рубашку, майку и побежал мостику и прыгнул в воду и спасает его. Владик благодарил Сашу. Вот настоящий пионер. (Сочинение Руслана Р.)
|
Мы видим последовательность изложения, отчетливый сюжет, соответствующий проведенной по картинке беседе, ученик пытался рассказать даже о мелких деталях. Безусловно, работа отражает активную деятельность ученика.
Урок развития письменной речи в 4-м классе на ту же те-м у: сочинение по сюжетной картинке.
Цель. Обучение планированию.
На предыдущем уроке развития письменной речи была проведена беседа по закрытой картинке из серии «Хорошие товарищи»: на 1-й картинке — больная женщина, мальчик, ее сын, который ухаживает за своей матерью. На 2-й картинке — класс, мальчик, стоящий у доски. Видно, что урока он не выучил. На 3-й картинке показано, как товарищи помогли мальчику и его больной маме. На 4-й картинке мама мальчика, которая уже поправилась, благодарит детей за помощь. Работа велась с закрытой 1-й картинкой. Целью первого урока был общий обзор содержания картинки по вопросам детей и работа над формулировкой этих вопросов. Вот вопросы в том порядке,
39
в котором их задавали дети: кто есть на этой картинке? Что есть на этой картинке? Что делает женщина? Что делает ребенок? Что стоит на столе? Кто пришел к женщине? Кто ребенок: мальчик или девочка? Что стоит в комнате? Что есть в графине, в бутылке? Где стоит кровать? А стулья есть? Какое время года? Платок есть? А кровать есть?
На каждый вопрос учитель давал ответ, но не исчерпывающий, а побуждающий учащихся задавать следующий вопрос, чтобы уточнить ситуацию.
Приведенные выше вопросы были записаны на доске в том порядке, в каком их задавали учащиеся. Учитель обратил внимание детей на ошибки в построении вопросов, помог исправить их, а затем учащиеся записали вопросы в тетради и в оставшееся время рисовали по ним картинку.
На другой день на доске был записан образец рассказа по той же самой картинке и вопросы учащихся, которые они задавали накануне, причем в том же самом порядке. Рядом висела открытая картинка. Вначале учитель сравнил с ней рисунки детей, отметил лучшие, а затем обратил внимание учащихся на текст и вопросы:
— Ребята, попробуйте рассказать по этим вопросам.
После первой же попытки рассказать послышались реплики детей:
— Нельзя, невозможно.
Путем сопоставления текста и вопросов учащиеся убедились, что вопросы расположены в беспорядке и что мало вопросов смысловых, больше же вопросов, касающихся деталей. Сравнение было таким наглядным и ярким, что предложение расположить вопросы последовательно и выбрать такие, которые раскрывали бы содержание картинки, было встречено детьми как вполне закономерное. Теперь вопросы были расположены следующим образом:
|
1. Какое время года? Когда это было?
2. Какая была погода?
3. Где это было?
4. Почему мама Коли заболела?
5. Почему мальчик опечалился?
6. Что он сделал?
7. Куда пошел мальчик?
8. Кто помог маме?
Вопросы эти представляют собой план образца, который был написан на доске.
Таким образом, учитель, преследуя определенную цель (обучение планированию, последовательному раскрытию содержания), использовал несколько видов работы: работу с закрытой картинкой, сравнение вопросов с текстом, последовательное расположение вопросов,
40
С ОЧИНЕНИЕ ПО ИНСЦЕНИРОВКЕ
К эффективным средствам развития речи детей с недостатками слуха наряду с использованием отдельных сюжетных картинок, серий картинок, макетов и т. п. относятся задания, связанные с демонстрацией действий и инсценировками. Они помогают раскрыть содержание текстов, установить различные языковые закономерности, уточнить и обогатить словарь учащихся. Действенны они и в процессе обучения слабослышащих школьников письменной речи. Причиной широкого применения этих заданий при обучении слабослышащих учащихся речи является их наглядно-образный характер.
Мы хотели бы обратить внимание учителей на следующие положения, характерные для этого вида работы. С одной стороны, логика явлений и действий в умело подобранных инсценировках часто более доступна детям, чем при показе картинок. Слабослышащий ребенок перед тем, как выполнять письменное задание, находится в роли зрителя, т. е. переживает увиденные сюжеты инсценировок, как бы сам является их участником. На ученика-зрителя инсценировка своей динамичностью, конкретностью производит глубокое впечатление, вызывает определенные эмоции, активизирует, подготавливает к творчеству. Однако, с другой стороны, нужно помнить и о том, что слабослышащие дети часто не умеют наблюдать, обращают внимание на второстепенные, несущественные детали. Иногда именно эти детали вызывают эмоции учащихся, которые в результате забывают или обращают недостаточное внимание на основное в инсценировке. Наконец, недоразвитие речи слабослышащих детей, неумение обобщенно передавать наблюдаемое ведет к тому, что они описывают все увиденные детали, действия, как бы протоколируют в письменных работах наблюдаемую инсценировку.
Поэтому, предлагая учащимся написать сочинение по инсценировке, учитель должен, используя творческое настроение детей, обращать основное их внимание на суть событий, обучать обобщенной передаче действий в письменной форме. Только при такой направленности в работе можно рассчитывать на продуктивность использования данного вида заданий. Проследим систему этой работы.
Прежде всего своеобразие этого вида работы (динамичность инсценировки, эмоциональная окрашенность, конкретность) приводит к ряду вопросов: когда начинать работу, с чего начинать, какие подготовительные упражнения необходимы. Ориентиром здесь является, конечно, программа по развитию речи и формированию грамматического строя языка, уровень речевого развития учищихся, а также учет возрастных особенностей слабослышащих учеников,
41
Эту работу следует начинать со 2-го класса. Учащиеся составляют предложения по демонстрации действий, которые рекомендуются программой по разделу формирования грамматического строя речи.
К этому времени учащимся уже доступно восстановление деформированного текста по демонстрации действий. Последнее является подготовительным упражнением к рассматриваемому виду работы.
Необходима самая тщательная подготовка учителя с учетом речевого развития слабослышащих учащихся. Подобрав действия, по которым дети будут составлять предложения, следует их демонстрировать в такой последовательности, чтобы дети постепенно учились употреблять названия действий в разных значениях и ситуациях. Например, глагол ловит обычно усваивается нашими детьми в таких фразах, как Кошка ловит мышку, Петя ловит Сашу, Мальчик ловит бабочку, и других, т. е. когда название действия (ловит) предполагает действие, имеющее целью схватить, остановить движение удаляющегося предмета. Но этим значение слова ловит не ограничивается. Ведь можно останавливать движение и тех предметов, которые приближаются, а не только удаляются. Например, ловить мяч — значит схватить, остановить приближающийся предмет и т. п.
Проиллюстрируем эти положения уроком в 3-м классе. Ко времени урока учащиеся были практически ознакомлены на уроках формирования грамматического строя языка с такими темами, как переходность действия на предмет, направленность действия на предмет, и выражением пространственных и временных отношений. Основываясь на этом, учитель за три дня до урока развития письменной речи на других уроках (чтение, формирование грамматического строя речи, развитие устной речи) устно составляет с учениками предложения по демонстрации действий (демонстрируются те действия, которые должны будут стать компонентом будущего задания на уроке разви- ] тия письменной речи). Так, можно составить предложения по следующим действиям: учительница поставила портфель на окно. Учительница расстегнула кофту. Учительница достала книгу из портфеля и т. п. Затем учительница проводит анализ предложений по вопросам, обязательно объясняя новые слова. На данном уроке развития письменной речи работа проводится следующим образом. Действия производит учитель, который работает в другом классе. Детям сказано, что нужно внимательно следить за действиями учителя, а затем они будут икс 5 гь.
Примерное содержание демонстрации-инсценировки:
Учитель входит в класс, ставит портфель на окно, достает книгу, садится за стол и читает.
42
Рассмотрим типичные сочинения.
Дядя вошел в класс. Он поставил портфель на окне и достал книгу. Дядя сел на стул и расстегнул кофту. И стал читать книгу.
(Сочинение Лены Т.)
Учитель несет портфель, открыл портфель и достал книгу. Он расстегнул и читал книгу
(Сочинение Светланы В.)
Первое впечатление, что учащиеся справились с новым для них заданием. Но остановимся на некоторых приемах учителя и более глубоко присмотримся к работам детей.
Прежде всего, инсценировку-демонстрацию исполнял другой учитель (мужчина). Это было сделано намеренно, чтобы внести элемент новизны в урок, поставить перед детьми определенные задачи. Далее, при подготовке к уроку не все действия, входящие в инсценировку, демонстрировались, а лишь наиболее трудные, новые для детей, требующие словарной работы; это также было сделано с целью активизации детей, воспитания самостоятельности — учащиеся должны были использовать свой опыт, свои знания. Поэтому они не обращались к учителю за помощью, не отвлекались — они были всецело поглощены выполнением нового, но в то же время интересного и посильного задания. Таким образом, учительница добилась поставленной цели — ознакомила детей с новым видом работы, заинтересовала их.
Однако такой ход работы логичен только в период первоначального знакомства учащихся с сочинением по инсценировкам. Основанием для этого вывода являются результаты приведенных выше сочинений: учащиеся слепо переносят в новое задание предварительно составленные предложения, например: Дядя сел на стул и расстегнул кофту (эту ошибку допустило подавляющее большинство учащихся).
Мы подчеркиваем, что для успеха дальнейшей работы нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, спрашивать у учителя новые и непонятные слова. Можно сказать, что ведущим принципом на подобных уроках должно быть развитие самостоятельности учащихся, активизация их познавательной деятельности и воспитание внимания и интереса к средствам выражения увиденного действия. Мы показали приемы первоначального знакомства слабослышащих учащихся с сочинением по демонстрациям-инсценировкам. Для раскрытия особенностей методики дальнейшей работы с этим упражнением рассмотрим урок в VI классе.
Тема. Сочинение по инсценировкам.
Цель. Обучение последовательному выражению мыслей,
Примерные вопросы учащихся: — Как Петя шел? — Саша взял ногу...? |
— Петя: «Ой, ой»? — Что Саша говорил по теле — Куда позвонил Саша? — А куда повел мальчика? |
подбору определений к действующим лицам, обобщению материала, словарное обогащение.
Описание инсценировки 1.
В класс входит ученик. Он хромает, у него сильно болит нога. Вот мальчик подходит к столу, садится, стонет, достает платок, вытирает слезы. Через некоторое время вбегает в класс его товарищ. Он подходит к мальчику, спрашивает у него, что случилось, ощупывает ногу (в это время пострадавший вскрикивает), затем подбегает к телефону, но не может дозвониться. Он помогает товарищу встать и уводит его из класса.
Описание инсценировки 2.
В помещение вбегает незнакомый человек, крадется к окну, достает фотоаппарат и начинает фотографировать что-то за окном. Вдруг появляются два пионера, они замечают подозрительного незнакомца и договариваются: один подходит к незнакомцу и начинает разговор, а другой бежит за милиционером. Через некоторое время вбегает милиционер с пионером, арестовывает шпиона и благодарит детей.
Учитель объявляет тему урока, вспоминает с учащимися, что означают слова однажды, вдруг, внезапно, неожиданно, просит их быть внимательными, самим думать, где будут происходить события, каких людей они увидят, чтобы не просто описать увиденное, а самим установить причинно-следственные связи, обобщить события. Кроме того, учитель предупреждает детей, что нужно надеть наушники и внимательно слушать, о чем будут говорить «артисты».
Сцены подготовлены заранее. Роли исполняют учащиеся класса Саша К., Леня Г. и Петя М., роль милиционера берет на себя сам учитель.
Начинается первая инсценировка. Учащиеся с большим интересом следят за игрой своих товарищей, но вот Саша спрашивает: «Что с тобой?» — «Нога болит». Это трудно уловить детям, поэтому вмешивается учитель и в микрофон повторяет эти реплики. Инсценировка заканчивается, и дети начинают писать. Все возбуждены, настроение приподнятое, они хотят быстрее написать сочинение, но сталкиваются со многими трудностями: как передать словами эмоционально окрашенную сцену, где найти слова для описания событий. На помощь приходит учитель, заранее наметивший новые для учащихся слова, которые могут им понадобиться. Но эти слова не написаны на доске, а вводятся в ответы на вопросы детей:
44
Ответы учителя:
Петя хромал, у него болит
нога.
Саша ощупал ногу
Петя вскрикнул.
Алло, мальчик заболел,
приезжайте, доктор.
— Подумай сам.
- Подумай, может быть, приехала «скорая помощь», а может быть, нет. Тогда куда он повел Петю? В больницу. В поликлинику.
Все эти вопросы возникают уже в ходе выполнения письменной работы, учитель записывает на доске слова хромал, ощупал, вскрикнул, привлекает к ним внимание всех учащихся.
Для удобства анализа использованных учителем приемов
рассмотрим два детских сочинения.
Однажды на катке катались дети. Внезапно Петя упал на лед. Нога сломалась. К Пете прибежал Саша и сказал: «Что с тобой?» Петя ответил: «Нога болит». Саша побежал к телефону и вызвал врача. Саша отвел Петю домой.
(Сочинение Коли В.)
Однажды мальчик вошел в класс, ему больно. Он сильно хромал и сел на стул, но он плачет. Мальчик вошел в класс и увидел, что мальчик плачет. Мальчику зовут Петя, ему 12 лет. Мальчика зовут Саша, ему 13 лет. Саша сказал: «Что с тобой?» Петя сказал: «Нога болит». Саша ногу попробовал, а Петя вскрикнул. Саша побежал к телефон. Саша сказал: «Алло»,
Саша обнял его и повел в больницу.
(Сочинение Лени Г.)
Если мы сравним обе работы, то увидим, что Леня Г. изложил события близко к увиденному: та же обстановка, имена ребят, которые участвовали в инсценировке. Сочинение Коли В. отличает фантазия, для него инсценировка была лишь толчком к созданию собственного рассказа. Но характерно, что ни в первой, ни во второй работе не обнаруживается причинная зависимость между звонком по телефону и тем, что мальчик помог больному куда-то пойти. Лишь один ученик объяснил это тем, что телефон плохо работал. («Мальчик побежал к телефону и позвонил по телефону: «Алло».
45
Но телефон не работал. Потом мальчик обнял его и повез домой».) Объясняется этот факт отсутствием опыта у детей, что и должен был учесть учитель и акцентировать внимание учащихся на данной детали. Также типичным для детских работ оказалось и то, что в них не различаются мальчики. (Леня Г. пишет: «Мальчик вошел в класс... ему больно. Мальчик вошел в класс и увидел».).
Проследим дальнейший ход урока. Просматривая сочинения учащихся в то время, как они их писали, учитель обратил внимание на перечисленные выше недостатки и, после того как учащиеся закончили писать, прочитал приведенные выше работы и подчеркнул ошибки Лени Г. На доске появились записи: первый мальчик — Петя, второй мальчик — Саша. Затем внимание всех детей было привлечено к сочинению Коли В. Учитель похвалил его за выдумку и попросил детей учесть все эти моменты в своих последующих сочинениях.
Во второй инсценировке в отличие от первой учитель сам был «артистом» — милиционером: он арестовал шпиона и поблагодарил ребят. Причем именно к этому месту инсценировки было привлечено внимание детей: учитель взял микрофон и, пожимая руки пионерам, которые помогли задержать «врага», сказал: «Молодцы, ребята, вы поступили правильно, как настоящие пионеры».
В ходе выполнения письменной работы по этой инсценировке учащиеся знакомятся с новыми для них словами: аре стовал, поблагодарил, обрадовался, который час и др. Один из учеников спрашивает: «Один видел мальчик, а второй нет?», т. е. мальчик интересуется, как выразить словесно такую важную деталь инсценировки, когда один из пионеров привлек внимание другого. «Артисты» повторно демонстрируют фрагмент сцены: он толкнул товарища и тем самым обратил его внимание.
Повторные фрагменты-иллюстрации применялись также при уточнении слова арестовал.
Во время обеда шпион фотоаппаратом фотографировал заводов. Саша и Леня увидели шпиона. Пионеры говорят: «Пойди к нему, спроси, который час, это шпион». Один пионер разговаривает со шпионом. Саша побежал к телефону и позвонил в милицию, он вызвал милиционера. Он сказал: «Там шпион». Они быстро побежали к шпиону и милиционер арестовал его. Милиционер поблагодарил Сашу и Леню. Милиционер обрадовался. Мальчики умницы. Правда, потому что пионеры вызвал милиционера. Шпион еще хитрый, хочет узнать заводов и других. Милиционер отправил шпиона в тюрьму.
(Сочинение Виты О.)
Однажды шпион фотографировал фотоаппаратом военный завод. Шли два товарища, и вдруг товарищи увидели шпиона. Мальчик сказал: «Подойди к нему, спроси который час», а он сказал: «Хорошо». Он подошел к
46
шпиону и сказал: «Который час?», а другой товарищ пошел в милицию. Милиционер сказал: «Это шпион?» — «Да, он». Милиционер подошел и арестовал шпиона и поблагодарил ребят, пожал руки мальчикам.
(Сочинение Саши В.)
В описании этой инсценировки обращает на себя внимание прежде всего лексический состав — учащиеся к месту включили только что объясненные им слова и словосочетания; кроме того, уже нет недоразумений с отсутствием определения действующих лиц: одни учащиеся назвали героев инсценировки именами «артистов», другие применяли различные прилагательные. Но главное — это попытка сделать обобщение, вывод (Мальчики умницы. Шпион хитрый); описание инсценировки дало толчок к актуализации знаний учащихся, их опыта (они вспомнили фильмы, рассказы, беседы
на аналогичные темы).
Каковы же особенности работы с описываемым видом упражнения по развитию письменной речи?
Подготовка учителя должна носить прогностический характер: зная уровень речевого развития учащихся, их лексический запас, слабые и сильные стороны каждого ученика, учитель подбирает сцены, которые дополняют друг друга, помогают осуществить поставленную цель (в приведенном примере — как подобрать определения к различным действующим лицам, как обобщить увиденное).
Инсценировки должны предусматривать использование жизненного опыта детей, без чего немыслимо работать над дальнейшим развитием воображения, фантазии детей.
Так как сам вид упражнения требует оперативности в оказании помощи учащимся (иначе снизится эмоциональный тон всей работы), учитель, готовясь к уроку, должен предвидеть в общих чертах лексику, которая потребуется детям.
Частое возвращение к деталям и повторный показ многих фрагментов инсценировки не рекомендуется. Можно иногда повторить 2—3 момента (наиболее трудных). При назойливом повторении многих кусков дети потеряют общую нить в изложении всей инсценировки.
Тот факт, что учащиеся не смогли установить причинно-следственные зависимости в первой инсценировке, говорит о необходимости самой тщательной расстановки акцентов при
подготовке к уроку.
Важно, чтобы учитель был активной фигурой в работе,
сам участвовал в инсценировке.
Таким образом, мы рассмотрели основные условия проведения письменного задания — сочинения по инсценировкам.
В заключение остановимся на последовательности в работе и на возможностях в выборе упражнений.
47
1. В первоначальный период работы с этим видом задания желательно, чтобы инсценировку выполнял сам учитель. Действия должны быть просты, знакомы учащимся, но с элементом новизны. Конечно, необходимым условием является соблюдение логической последовательности во время демонстрации, определенная цельность и завершенность инсценировки. Наиболее доступен бытовой материал, связанный с жизнью класса и интерната.
2. Интересны инсценировки на темы по сериям картин, с которыми знакомы дети и по которым они уже ранее писали сочинения. Здесь можно предложить много вариантов
работы: демонстрация картин и сразу же после нее — инсце
нировка с некоторыми новыми деталями; показ части картин
из серии и инсценировка по всей серии; показ одной картины и инсценировка остальных и т. п.
3. Желательно, чтобы сама инсценировка была вначале
остросюжетной, с запоминающимися мотивами действий.
По мере овладения заданием, обязательно учитывая уровень речевого развития учащихся, можно предлагать инсценировки, где исполнителями будут учитель и один-два ученика или учитель с новым для детей лицом (учеником старшего класса, учителем или воспитателем, работающим в другой группе).
Инсценировки в этот период могут носить характер вариантов знакомых ситуаций: из книг для чтения, из просмотренных фильмов и т. п.
В дальнейшем к исполнению инсценировки надо привлекать учащихся данного или параллельного класса. Но и здесь желательно участие учителя в инсценировке.
4. Обязательным условием эффективности работы является тщательная подготовка представления, отработка де
талей.
5. В инсценировку следует постепенно вводить диалоги
действующих лиц, речевое сопровождение и т. п. Актив
\ная роль учителя при этом возрастает: каждая реплика действующих лиц должна быть доведена до сознания уче
ников.
6. Вначале следует предлагать детям для описания одну инсценировку и после краткого ее разбора просмотреть и описать вторую. Со временем можно усложнить задачу: предложить две инсценировки, резко отличающиеся одна от другой, а после этого учащиеся описывают сразу обе просмотренные инсценировки.
7. В дальнейшем можно предлагать уже большую инсце
нировку с несколькими действующими лицами.
8. Усложняя задание и ставя цель развивать память и
воображение учащихся, неплохо показать инсценировку за
один-два дня до выполнения письменного задания.
48
9. Непременным условием успеха работы с этим видом задания является четко продуманная цель урока и система постепенно усложняющихся заданий и, безусловно, глубокий и творческий анализ детских работ, тщательная работа над ошибками.
СОЧИНЕНИЕ
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!