Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-10-05 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как известно, одним из эффективных приемов, помогающих слабослышащим детям понять содержание какого-либо произведения, является демонстрация действий, инсценировка. Инсценировка помогает и в работе над изложением.
Однако надо учесть некоторые особенности применения инсценировок. Разбор текста с помощью детских зарисовок позволяет сосредоточить внимание детей на конкретной части рассказа, что дает возможность с успехом учить детей планированию. Инсценировка больше воздействует на эмоциональную сферу детей, обучение плану при этом менее эффективно, так как работа над планом требует многократного обращения
83
к тексту, рассуждений, многочисленные же возвраты к отдельным моментам инсценировки снизят ее эмоциональное воздействие. Поэтому логичнее всего применять этот прием в тот период, когда учащиеся уже получили определенные навыки планирования, т. е. примерно в конце 3-го класса, но, безусловно, эти рекомендации относительны, так как учитель должен ориентироваться на умения детей, их успехи в работе над изложением.
Время применения инсценировок, их характер — самые различные, но основная цель одна — помочь детям с недоразвитой речью лучше, глубже и вернее понять предложенный для изложения текст.
Для того чтобы выяснить своеобразие работы с инсценировкой, рассмотрим урок в 5-м классе, на котором учитель применил инсценировку, готовя учащихся к изложению рассказа «Надя и Катя» '.
В автобусе ехали первоклассницы Надя и Катя. Смирно сидели они на детских местах. На остановке с передней площадки вошла старушка. Надя сказала ей, что эти места для детей, и не встала. Кате стало стыдно за подругу. Она вскочила и уступила место старушке.
|
Готовясь к уроку, учитель обратил внимание на то, что, несмотря на кажущуюся доступность содержания (ситуация, описанная в рассказе, знакома детям), небольшой объем текста, детям 2-го отделения трудно будет установить причинные связи, разобраться в тексте самостоятельно. Особенно непонятна будет фраза «Надя сказала ей, что эти места для детей, и не встала».
Учитывая все это, учитель построил урок так: Текст рассказа написан на доске, но временно закрыт, закрыта и вторая доска, на которой нарисован автобус и имеются словесные пояснения словосочетаний передняя площад ка, задняя площадка, а также написаны выражения с перед ней площадки, стыдно за подругу. Учитель обращается к учащимся:
— Сегодня мы опять будем учиться писать изложение. Что
надо делать сначала?
— Сначала читать, думать. Нужно все понять,— отвеча
ют дети.
— Ребята, где сидят дети в автобусе?
— Там написано. И мама с девочкой,—отвечает ученик,
имея в виду, что в автобусе есть места для пассажиров с
детьми.
1 См.: Елкияа А. И., Климова Е. Т. Сборник статей для изложений в начальных классах. М., 1964.
84
— Сколько дверей в автобусе?
- Две.
— Вот эта дверь передняя, она возле шофера, а это место
называется «передняя площадка». А как эта площадка назы
вается?
— Задняя.
— Кто может входить в переднюю дверь?
- Дети, старушка, дедушка, больной.
Таким образом, не раскрывая еще содержания рассказа, учитель привлекает внимание детей к ситуации, которая будет в нем происходить.
Объяснив таким же образом выражение стыдно за подру гу, учитель открывает текст, и дети самостоятельно его читают.
- Какие слова еще непонятны?
- Уступила.
Учитель демонстрирует, что означает это слово.
- Ребята, вы поняли рассказ?
- Да!
- Сейчас проверим. Валя, ты будешь старушкой. Люба и
Зина будут девочками — Надей и Катей. Вот это наш автобус
(два стула с табличкой «детские места»). Какая это площадка?
- Передняя.
- Будем читать рассказ, а артисты должны играть.
Учитель вместе с детьми читает первое и второе пред
ложения. Девочки садятся на стулья.
|
- Посмотрите, как они сидят. Что написано?
- Смирно.
«Артисты» тут же принимают позу, обозначающую, что они сидят смирно.
Дети читают следующие два предложения. Валя (девочка, которая изображает старушку) подходит к подругам. Но здесь происходит заминка: ни Люба, ни Зина не поняли предложения «Надя сказала ей, что эти места для детей, и не встала».
Учитель еще раз читает это предложение, обращая внимание на местоимения ей, эти, раскрывая их смысл в действии: он садится сам на место «артистки», изображающей Надю, недоброжелательно смотрит на старушку, произносит: «Эти места для детей» — и отворачивается.
В это время Зина внимательно вчиталась в текст, вскочила, покачала головой и обратилась к бабушке: «Садитесь, пожалуйста».
Послышались реплики детей:
— Еще надо!
•— Повторить.
- А теперь «артистки» все будут делать самостоятельно,
а вы читайте текст и смотрите.
85
Снова исполняется вся сцена, на этот раз уверенно и точно. Затем учитель закрывает текст на доске и предлагает учащимся приступить к работе:
— Пишите изложение рассказа самостоятельно. Вначале напишите план. Если вы не знаете какого-либо слова, спрашивайте у меня.
На этом же уроке учитель объяснил, что при обращении можно сказать бабушка вместо старушка, а также смысл выражения как тебе не стыдно.
Надя и Катя. План.
1. Кто ехал в автобусе?
2. Что делали Надя и Катя?
3. Куда пошла бабушка?
4. Что сказала Надя?
5. Почему Кате стало стыдно?
В автобусе ехали первоклассницы, сидели детские место. Смирно сидели, хорошо. В остановке старушка подошла к с передней площадки.
Старушка увидела, что девочки сидели места для детей. Старушке было очень трудно.
Надя сказал ей: «Я не могу, эти места для детей». Она сидела спокойно. Катя ругала и сказала: «Как тебе не стыдно». Катя встала и сказала: «Садитесь пожалуйста».
Кате было стыдно за подругу.
Наде обидно.
(Люда Я.) Надя и Катя.
План.
1. Куда вошли Надя и Катя?
2. Что написано в автобусе?
3. Кто подошла в передней площадке?
4. Кто было стыдно?
5. Кто уважал старушку?
В автобусе ехали первоклассницы Катя и Надя. Смирно сидели на детских местах.
Шофер остановился. Подошла старушка передней площадки. Старушка идет, опирается на палку. Старушка стоит в автобусе.
|
Надя сказала: «Это детских места для детей».
В автобусе написано большие буквы «Для детей».
Катя сказала Наде: «Надя как тебе не стыдно». Кате было стыдно за подругу. Катя встала и сказала: «Бабушка садитесь пожалуйста».
Старушка сказала «Спасибо».
(Толя Л.)
86
Мы видим, что дети, поняв текст и имея некоторый навык планирования, передали содержание рассказа правильно, своими словами, в то же время они узнали некоторые новые выражения, т. е. изложение в данном случае выступает как форма работы по развитию речи слабослышащих школьников.
Безусловно, успех был определен верным выбором текста, содержание которого было очень удобно разобрать при помощи инсценировки.
Учитель старался довести до понимания детей смысл каждого предложения, представить его наглядно, объяснить ряд слов в ходе инсценировки, а некоторые — во время вступительной беседы. Также важно то, что вначале учитель предложил «артистам» самим исполнить инсценировку и, лишь убедившись, что они не поняли некоторые места рассказа, пришел им на помощь.
Привлекая внимание к инсценировке как методическому приему работы над изложением, мы предлагаем следующие пути ее использования:
чтение текста для изложения и словарная работа; инсценирование одной части рассказа, наиболее важной для понимания содержания в целом; ознакомление с планом (или составление плана), письменная работа;
инсценировка перед чтением рассказа с одновременным объяснением новых слов и выражений, которые произносят действующие лица (для этого требуется предварительная работа с «артистами»; удобнее всего привлечь для инсценировки учащихся старших классов; реплики, которые будут произносить действующие лица, неплохо заготовить на доске); ознакомление с планом или составление плана, письменная работа;
инсценировка после чтения рассказа с целью уточнения трудных для детей мест рассказа; работа над планом и выполнение письменной работы;
инсценировка не по рассказу, предлагаемому для изложения, а по сходному сюжету с объяснением новых слов и
выражений.
Учитель должен творчески применять инсценировки на уроках обучения изложению, учитывая уровень речевого развития детей, уже имеющиеся у них навыки работы.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!