Изложение с использованием инсценировок — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Изложение с использованием инсценировок

2021-10-05 70
Изложение с использованием инсценировок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как известно, одним из эффективных приемов, помогаю­щих слабослышащим детям понять содержание какого-либо произведения, является демонстрация действий, инсцениров­ка. Инсценировка помогает и в работе над изложением.

Однако надо учесть некоторые особенности применения инсценировок. Разбор текста с помощью детских зарисовок позволяет сосредоточить внимание детей на конкретной части рассказа, что дает возможность с успехом учить детей плани­рованию. Инсценировка больше воздействует на эмоциональ­ную сферу детей, обучение плану при этом менее эффективно, так как работа над планом требует многократного обращения

83


к тексту, рассуждений, многочисленные же возвраты к от­дельным моментам инсценировки снизят ее эмоциональное воздействие. Поэтому логичнее всего применять этот прием в тот период, когда учащиеся уже получили определенные на­выки планирования, т. е. примерно в конце 3-го класса, но, безусловно, эти рекомендации относительны, так как учитель должен ориентироваться на умения детей, их успехи в работе над изложением.

Время применения инсценировок, их характер — самые различные, но основная цель одна — помочь детям с недораз­витой речью лучше, глубже и вернее понять предложенный для изложения текст.

Для того чтобы выяснить своеобразие работы с инсцени­ровкой, рассмотрим урок в 5-м классе, на котором учитель применил инсценировку, готовя учащихся к изложению рас­сказа «Надя и Катя» '.

В автобусе ехали первоклассницы Надя и Катя. Смирно сидели они на детских местах. На остановке с передней пло­щадки вошла старушка. Надя сказала ей, что эти места для детей, и не встала. Кате стало стыдно за подругу. Она вско­чила и уступила место старушке.

Готовясь к уроку, учитель обратил внимание на то, что, несмотря на кажущуюся доступность содержания (ситуация, описанная в рассказе, знакома детям), небольшой объем тек­ста, детям 2-го отделения трудно будет установить причинные связи, разобраться в тексте самостоятельно. Особенно непо­нятна будет фраза «Надя сказала ей, что эти места для детей, и не встала».

Учитывая все это, учитель построил урок так: Текст рассказа написан на доске, но временно закрыт, за­крыта и вторая доска, на которой нарисован автобус и име­ются словесные пояснения словосочетаний передняя площад­ ка, задняя площадка, а также написаны выражения с перед­ ней площадки, стыдно за подругу. Учитель обращается к учащимся:

— Сегодня мы опять будем учиться писать изложение. Что
надо делать сначала?

— Сначала читать, думать. Нужно все понять,— отвеча­
ют дети.

— Ребята, где сидят дети в автобусе?

— Там написано. И мама с девочкой,—отвечает ученик,
имея в виду, что в автобусе есть места для пассажиров с
детьми.

1 См.: Елкияа А. И., Климова Е. Т. Сборник статей для изложе­ний в начальных классах. М., 1964.

84


— Сколько дверей в автобусе?

- Две.

— Вот эта дверь передняя, она возле шофера, а это место
называется «передняя площадка». А как эта площадка назы­
вается?

— Задняя.

— Кто может входить в переднюю дверь?

- Дети, старушка, дедушка, больной.

Таким образом, не раскрывая еще содержания рассказа, учитель привлекает внимание детей к ситуации, которая бу­дет в нем происходить.

Объяснив таким же образом выражение стыдно за подру­ гу, учитель открывает текст, и дети самостоятельно его чи­тают.

- Какие слова еще непонятны?

- Уступила.

Учитель демонстрирует, что означает это слово.

- Ребята, вы поняли рассказ?

- Да!

- Сейчас проверим. Валя, ты будешь старушкой. Люба и
Зина будут девочками — Надей и Катей. Вот это наш автобус
(два стула с табличкой «детские места»). Какая это площадка?

- Передняя.

-  Будем читать рассказ, а артисты должны играть.
Учитель вместе с детьми читает первое и второе пред­
ложения. Девочки садятся на стулья.

- Посмотрите, как они сидят. Что написано?

- Смирно.

«Артисты» тут же принимают позу, обозначающую, что они сидят смирно.

Дети читают следующие два предложения. Валя (девочка, которая изображает старушку) подходит к подругам. Но здесь происходит заминка: ни Люба, ни Зина не поняли пред­ложения «Надя сказала ей, что эти места для детей, и не встала».

Учитель еще раз читает это предложение, обращая внима­ние на местоимения ей, эти, раскрывая их смысл в действии: он садится сам на место «артистки», изображающей Надю, недоброжелательно смотрит на старушку, произносит: «Эти места для детей» — и отворачивается.

В это время Зина внимательно вчиталась в текст, вскочи­ла, покачала головой и обратилась к бабушке: «Садитесь, по­жалуйста».

Послышались реплики детей:

— Еще надо!

•— Повторить.

- А теперь «артистки» все будут делать самостоятельно,
а вы читайте текст и смотрите.

85


Снова исполняется вся сцена, на этот раз уверенно и точно. Затем учитель закрывает текст на доске и предлагает учащим­ся приступить к работе:

— Пишите изложение рассказа самостоятельно. Вначале напишите план. Если вы не знаете какого-либо слова, спраши­вайте у меня.

На этом же уроке учитель объяснил, что при обращении можно сказать бабушка вместо старушка, а также смысл вы­ражения как тебе не стыдно.

Надя и Катя. План.

1. Кто ехал в автобусе?

2. Что делали Надя и Катя?

3. Куда пошла бабушка?

4. Что сказала Надя?

5. Почему Кате стало стыдно?

В автобусе ехали первоклассницы, сидели детские место. Смирно си­дели, хорошо. В остановке старушка подошла к с передней площадки.

Старушка увидела, что девочки сидели места для детей. Старушке бы­ло очень трудно.

Надя сказал ей: «Я не могу, эти места для детей». Она сидела спокой­но. Катя ругала и сказала: «Как тебе не стыдно». Катя встала и сказала: «Садитесь пожалуйста».

Кате было стыдно за подругу.

Наде обидно.

(Люда Я.) Надя и Катя.

План.

1. Куда вошли Надя и Катя?

2. Что написано в автобусе?

3. Кто подошла в передней площадке?

4. Кто было стыдно?

5. Кто уважал старушку?

В автобусе ехали первоклассницы Катя и Надя. Смирно сидели на детских местах.

Шофер остановился. Подошла старушка передней площадки. Старуш­ка идет, опирается на палку. Старушка стоит в автобусе.

Надя сказала: «Это детских места для детей».

В автобусе написано большие буквы «Для детей».

Катя сказала Наде: «Надя как тебе не стыдно». Кате было стыдно за подругу. Катя встала и сказала: «Бабушка садитесь пожалуйста».

Старушка сказала «Спасибо».

(Толя Л.)

86


Мы видим, что дети, поняв текст и имея некоторый навык планирования, передали содержание рассказа правильно, сво­ими словами, в то же время они узнали некоторые новые вы­ражения, т. е. изложение в данном случае выступает как форма работы по развитию речи слабослышащих школьников.

Безусловно, успех был определен верным выбором текста, содержание которого было очень удобно разобрать при помо­щи инсценировки.

Учитель старался довести до понимания детей смысл каж­дого предложения, представить его наглядно, объяснить ряд слов в ходе инсценировки, а некоторые — во время вступи­тельной беседы. Также важно то, что вначале учитель пред­ложил «артистам» самим исполнить инсценировку и, лишь убедившись, что они не поняли некоторые места рассказа, пришел им на помощь.

Привлекая внимание к инсценировке как методическому приему работы над изложением, мы предлагаем следующие пути ее использования:

чтение текста для изложения и словарная работа; инсце­нирование одной части рассказа, наиболее важной для пони­мания содержания в целом; ознакомление с планом (или со­ставление плана), письменная работа;

инсценировка перед чтением рассказа с одновременным объяснением новых слов и выражений, которые произносят действующие лица (для этого требуется предварительная ра­бота с «артистами»; удобнее всего привлечь для инсценировки учащихся старших классов; реплики, которые будут произ­носить действующие лица, неплохо заготовить на доске); ознакомление с планом или составление плана, письменная работа;

инсценировка после чтения рассказа с целью уточнения трудных для детей мест рассказа; работа над планом и вы­полнение письменной работы;

инсценировка не по рассказу, предлагаемому для изло­жения, а по сходному сюжету с объяснением новых слов и

выражений.

Учитель должен творчески применять инсценировки на уроках обучения изложению, учитывая уровень речевого раз­вития детей, уже имеющиеся у них навыки работы.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.