Способы и приемы криминалистической киносъемки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Способы и приемы криминалистической киносъемки

2021-10-05 99
Способы и приемы криминалистической киносъемки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кинематографическая фиксация хода и результатов следственных действий значительно богаче фотосъемки по изобразительным воз­можностям. Она отличается большим разнообразием способов и приемов, позволяющих глубже и разностороннее раскрыть содержа­ние снимаемого действия или события.

Чтобы кинофильм как результат использования киносъемки при проведении следственного действия соответствовал предъявляемым требованиям, он должен быть хорошо, грамотно снят. В первую очередь это относится к правильному, вытекающему из конкретной ситуации использованию изобразительных средств кинематографа: выбору внутрикадровой композиции и планов съемки, созданию световой композиции кадров, применению операторских и специаль­ных приемов.

Применение изобразительных средств должно преследовать кон­кретные цели: выделение главного в группе снимаемых объектов, ориентирование в обстановке места производства следственного дей­ствия, показ связей между фиксируемыми действиями и предметами и т.д.

Одним из важных способов киносъемки является композицион­ное построение кадра, т.е. определенное взаимное расположение объ­ектов съемки с учетом содержания фиксируемых действий, измене­ний характера их развития и существующей между ними взаимо­связи.

Динамичность кинокадра ведет к постоянному изменению его композиции. Поскольку криминалистическая киносъемка лишь в отдельных случаях допускает построение внутрикадровой компози­ции путем специальной расстановки объектов и действующих лиц, кадр строится главным образом за счет выбора точки съемки. Эта

374


точка может быть фронтальной, когда направление съемки перпен­дикулярно лицевой плоскости снимаемого объекта, или боковой, при которой угол, образуемый оптической осью объектива кинокамеры и соответствующей плоскостью объекта, отличается от прямого. Кадры, зафиксированные с фронтальной точки, не содержат никаких перспективных искажений, но и не создают впечатления объемности, которое достигается только боковой съемкой. Разумеется, в соответ­ствии с перемещениями (динамикой) объектов следует менять точку съемки (или масштаб изображения), чтобы запечатлеваемые в дан­ный момент объекты не заслоняли друг друга и не выходили за пределы поля зрения объектива кинокамеры.

Вторым не менее важным киносъемочным способом является выбор плана. План (вид) съемки — масштабное построение кинокад­ра — может быть общим, средним, крупным и детальным.

При съемке общим планом получаются кадры с мелкомасштаб­ным изображением обстановки места проведения следственного дей­ствия, которые территориально, пространственно ориентируют запе­чатлеваемые объекты, показывают их связь с окружающей местнос­тью.

Средний план конкретизирует показанную общим планом информацию, акцентируя внимание на характере действий (или со­стоянии) основного объекта съемки на фоне непосредственно приле­гающих к нему предметов обстановки места производства следствен­ного действия. Этот план имеет обзорный характер.

Снимая крупным планом, фиксируют отдельные узлы, части главного объекта съемки и имеющих к нему непосредственное отно­шение предметов, а также наиболее важные следы и вещественные доказательства, обнаруженные в ходе следственного действия.

Детальный план позволяет запечатлеть динамические и статические признаки снимаемого объекта, хорошо видимые только с близкого расстояния. По сути, это сверхкрупный план, заостряю­щий внимание на отдельном, особо значимом признаке объекта съемки.

В целях обеспечения точного представления о локализации тех особенностей, которые фиксируются в крупном масштабе, необходи­ма взаимная связь между всеми планами съемки. Это достигается путем плавных переходов от одного плана к другому.

Для создания наиболее выразительной световой композиции кадров снимаемого в помещении (а иногда и на открытой местности) судебного кинофильма, целесообразно использовать следующие виды освещения:

375


а) рисующий свет, который является основным и за счет светоте­невого эффекта позволяет запечатлеть объем и форму фиксируемых объектов;

б) моделирующий свет, предназначенный для дополнительной подсветки теневых участков отдельных объектов съемки, выявления пластических объемных форм в целях более рельефной их обрисовки в пространстве;

в) контровой свет, обрисовывающий контуры объектов их осве­щением со стороны, противоположной кинокамере, подчеркиваю­щий линейные формы и отграничивающий световым контуром от других предметов и фона;

г) заполняющий свет — общий рассеянный свет, создающий на объектах съемки достаточную для получения изображения освещен­ность и смягчающий образующиеся за счет рисующего света тени. Его разновидностью является верхний свет;

д) фоновый свет, препятствующий слиянию изображения объек­тов съемки и фона путем освещения последнего.

Осветительные приборы рекомендуется размещать в соответст­вии с их назначением в той же последовательности, в которой пере­числены основные виды освещения.

От способов (видов) киносъемки следует отличать приемы, с по­мощью которых осуществляется конкретный вид съемки. Например, общий план можно снять и неподвижной камерой, и перемещающей­ся относительно объекта фиксации. Приемы киносъемки в свою оче­редь подразделяются на операторские и специальные. К первым от­носится панорамирование, статичный кадр, наезд и отъезд; ко вто­рым — ускоренная и замедленная съемки, макро- и микросъемки, съемка в невидимых лучах и др.

Панорамирование — это съемка кинокамерой, находящейся в движении. Камера перемещается с различной скоростью и в разных направлениях, характер ее движения определяет способ панорамиро­вания — статический и динамический. Статическое панорамирова­ние осуществляется поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую кинопанора­му, во втором — вертикальную. Поварачивать камеру нужно плавно, в противном случае может получиться нерезкое, «смазанное» изобра­жение1. Динамическое панорамирование —съемку перемещающей­ся в пространстве камерой — рационально применять в случаях не-

1 При съемке кинопанорамы неподвижного объекта время поворота камеры в секун­дах на 150° должно соответствовать длине фокусного расстояния объектива в миллимет­рах.


обходимости запечатления больших пространств или объектов зна­чительной протяженности, не помещающихся в поле изображения объектива при неподвижной камере. Разновидностями динамичес-[сих кинопанорам являются линейная панорама (камера постепенно перемещается параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы Ьглядывая его) и панорама следования (камера движется вслед за Объектом, фиксируя все его действия).

Статичный кадр получается при съемке камерой, неподвижно Закрепленной на штативе. Данный прием целесообразен в тех случа-к, когда действие в кадре происходит на небольшой площади, охва­тываемой рамками визирного устройства кинокамеры без изменения ее положения.

Наезд — это прием, выделяющий объект съемки из окружающей \ обстановки посредством плавного перехода от общего плана к сред­нему и крупному. Нажав на спуск, камеру приближают к снимаемому объекту, не выпуская его из поля зрения видоискателя. При демон­страции фильма создается эффект «наезда» — объект на экране по­степенно вырастает до размеров, позволяющих хорошо рассмотреть его общий вид и отдельные детали.

Отъезд — прием, обратный наезду, чаще всего используется для ориентации в обстановке производства следственного действия после показа основного объекта съемки.

Наезд и отъезд могут производиться с фиксированной точки съемки, если кинокамера оснащена панкратическим объективом. С его помощью укрупнение (уменьшение) снимаемого объекта дости­гается за счет перемещения не киноаппарата, а подвижной части объектива в процессе съемки. Выбрав подходящую точку съемки, можно изменением фокусного расстояния объектива запечатлеть только необходимое, плавно ввести в кадр или вывести из него пред- t меты, окружающее пространство и т.п. Изменять фокусное расстоя­ние объектива следует постепенно, иначе наезды и отъезды будут Ькачкообразными, неестественными.

При производстве следственных действий могут использоваться |гакже специальные приемы: ускоренная и замедленная съемки.

Ускоренная съемка — это прием, при котором съемка отдельного Ьпизода судебного кинофильма производится с большей частотой кадросмен, чем остальной фильм. Применяется для фиксации бы-гро совершаемых действий или скоростных процессов с целью их юследующего исследования. При демонстрации фильма с нормаль­ной частотой такой эпизод на экране воспроизводится в замедленном ремне, что позволяет изучить быстротечные действия во всех подроб-


377


376


 


ностях и деталях. Например, при демонстрации с частотой 16 кадр./с эпизода, отснятого со скоростью 32 кадр./с, событие на экране будет «растянуто» по времени в два раза.

Замедленная съемка дает возможность ускорить движение сня­тых объектов на экране по сравнению с действительными. Она осу­ществляется, как правило, путем покадровой фиксации объекта через определенные промежутки времени при строгой неподвижности ка­меры относительно него. При просмотре судебного фильма с нор­мальной частотой кадросмен представляется возможным увидеть ускоренное течение длительного процесса.

При киносъемке с постоянным углом открытия обтюратора вы­держка обратно пропорциональна частоте кадросмен. Поэтому для получения постоянной экспозиции при изменении частоты необхо­димо менять либо освещенность объектов (что не всегда возможно), либо диафрагму объектива.

Компенсация различной частоты съемки диафрагмой представле­на в табл. 38.

Таблица 38

Частота киносъемки, кадр./с  

Диафрагма

 

8   2,8   4   5,6   8   11   16  
12   2,3   3,2   4,5   6,3   9   12,5  
16   2   2,8   4   5,6   8   11  
24   —   2,3   3,2   4,5   6,3   9  
32   —   2   2,8   4   5,6   8  
48   —   —   2,3   3,2   4,5   6,3  
64   —       2   2,8   4   5,6  

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.