Методы цветной исследовательской фотографии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методы цветной исследовательской фотографии

2021-10-05 78
Методы цветной исследовательской фотографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для решения различных экспертных задач все более широко приме­няются методы цветной фотографии, особенно когда черно-белая не дает положительных результатов вследствие утраты такого важного признака, как цвет. Применяется она и для регистрации цветовых оттенков объектов, поступивших на исследование. Получаемые снимки служат ценным иллюстративным материалом, отражающим цветовые признаки объектов, которые трудно описать. Например, распределение красителя в пересекающихся штрихах, изменения за­щитной сетки документов и т.п.

При микроскопических исследованиях на цветные материалы фотографируют микрочастицы, следы наложений, волокна расти­тельного и искусственного происхождения, следы предварительной подготовки подписи, остатки стертых текстов и проч. Цветная фо­тосъемка в таких случаях воспроизводит объекты в натуральных тонах. Точность цветопередачи определяет доказательственное зна­чение получаемых снимков, а потому контролируется различными способами.

Как самостоятельный метод исследования цветная фотография в криминалистической экспертизе применяется сравнительно редко. Основной задачей ее использования является получение цветовых оттенков в условных, взаимно дополнительных цветах для дости­жения максимально возможного цветового контраста и повышения различаемости отдельных деталей объекта. Решается эта задача поэ­тапным или одновременным фотографированием объекта в разных зонах, охватывающих весь диапазон спектра, к которому чувствите­лен фотоматериал.

Увеличение насыщенности цветовых оттенков путем многозо­нальной съемки повышает различаемость выцветших надписей, уси­ливает цветовой контраст при цветоразличении. Процесс состоит из цветоделительной и градационной стадий и цветового синтеза (рис. 94).


Рис. 94. Схема увеличения насыщенности цветовых оттенков

Цветоделительная стадия — это последовательная съемка объек­та на черно-белые фотоматериалы в синей, зеленой и красной зонах видимого спектра через соответствующие зональные светофильтры СС-5, ЗС-11, КС-10. Съемку ведут на несенсибилизированные, орто­хроматические и изопанхроматические высококонтрастные фотома­териалы, получая три цветоделенных негатива.

Градационная стадия необходима для усиления контраста исход­ных негативов. Цветовой синтез —этот процесс изготовления цвет­ного отпечатка, когда негативы предварительно копируют на цвет­ную фотобумагу через светофильтры, обеспечивающие получение изображения только в одном светочувствительном слое. Условные, взаимно дополнительные цвета здесь создают светофильтры, отли­чающиеся по цвету от применяемых при съемке: для негатива, полу­ченного в синей зоне спектра, используют красный светофильтр, в зеленой — синий и в красной — зеленый. Цветовой синтез может проводиться и в специальном приборе — хромоскопе, где наблюда­ют суммированное изображение трех диапозитивов, освещаемых через зональные светофильтры.

Трансформация цвета применяется, если вышеназванный под­ход не дает желаемых результатов. Она основывается на съемке в тех


зонах спектра, в которых коэффициенты отражения красителей раз­деляемых деталей максимально различны. Зоны эффективного осве­щения определяют по графикам спектральных характеристик краси­телей, а затем подбирают светофильтры и материалы, необходимые для их выделения. В первой зоне необходимо усилить штрихи одного цвета и ослабить штрихи другого цвета, а во второй — наоборот. Получаемые цветоделенные негативы, как и ранее, усиливают, после чего окрашивают во взаимно дополнительные цвета и последова­тельно печатают на цветной фотобумаге. Для печати неокрашенных негативов используют светофильтры, обеспечивающие получение дополнительных цветовых оттенков. Съемка объекта может прово­диться также в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра.

Трансформация цветовых оттенков осуществима фотосъемкой непосредственно на цветную фотобумагу. Здесь используется повы­шенная чувствительность глаза человека к желто-зеленой области спектра. Способ эффективен только для деталей (штрихов) докумен­та, выполненных сине-фиолетовыми и голубыми красителями. Пос­ледние на фотобумаге передаются в желто-зеленом цвете. Чтобы устранить зеркальность изображения, съемку проводят через обора­чивающее зеркало или стеклянную призму. Для освещения опти­мальны лампы дневного света, а при съемке с лампами накаливания используются светофильтры СЗС-17 или ПС-5.

Спектрозональная фотография основана на съемке объекта одновременно в нескольких зонах спектра, например в видимой и инфракрасной, где яркостные свойства деталей исследуемого объек­та имеют максимальные различия. Используются специальные многослойные спектрозональные фотоматериалы, на которых цве­тоделенные изображения совмещены с момента их получения. Это обеспечивает получение на одном снимке общего цветного изобра­жения из совмещенных однозональных.

Отечественная промышленность выпускает спектрозональные цветные фотоматериалы с двумя и тремя эмульсионными слоями, различные по спектральной чувствительности (табл. 33). Строение этих материалов отличается от обычных цветных фотоматериалов (рис. 956). Верхний слой у них, как правило, чувствителен к инфрак­расным лучам, а последующие имеют панхроматическую или ортох­роматическую сенсибилизацию. В эмульсионные слои этих фотома­териалов входят компоненты, которые при цветном проявлении об­разуют красители, дополнительные по цвету друг к другу. В двух­слойных — компоненты дают пурпурный и зеленый красители, а в трехслойных — пурпурный, желтый и голубой.

340


Рис. 95. Строение цветных фотоматериалов:

а — общефотографического назначения: 1 — синечувствительный слой с компонентой, образующей желтый краситель; 2 — желтый фильтровый слой;

3 — зеленочувствительный слой

с компонентой, образующей пурпурный краситель;

4 — красночувствительный слой с компонентой, образующей голубой краситель;

5 — противоореольный слой; 6 — основа;

б — двухслойной спектрозональной аэрофотопленки:

1 — инфрахроматический слой с компонентой, образующей зеленый краситель;

2 — защитный слой, препятствующий диффузии сенсибилизаторов;

3 — панхроматический слой; 4 — основа; 5 — противоореольный слой

Цветоразличительная съемка на спектрозональные фотомате­риалы производится с применением желтого (ЖС-18), оранжевого (ОС-14) или красного (КС-14) светофильтров, исключающих ко­ротковолновую (сине-голубую) зону спектра.

Спектрозональные пленки выпускаются в виде лент шириной 70, 190, 320 и 500 мм. Пленки на лавсановой или эстаровой основе при­мерно вдвое тоньше триацетатных и меньше коробятся при химико-фотографической обработке. Их разрешающая способность достига­ет 60—90 лин./мм.

В настоящее время спектрозональная съемка используется только в судебно-технической экспертизе документов при установлении до­писок, хронологической последовательности нанесения пересекаю­щихся штрихов, для регистрации красной и инфракрасной люмине­сценции. Она позволяет восстанавливать содержание документов с угасшими или вытравленными текстами, даже если их маскируют элементы новых записей.

Применение цветной фотографии для цветоразличительной съемки. Спектрозональные цветные пленки не приспособлены для работы в коротковолновой ультрафиолетовой, фиолетовой и сине-голубой зонах спектра. Поэтому для спектральной съемки в видимой области спектра применяются обычные цветные негативные и пози-

341


Таблица 33 Спектрозональные цветные негативные фотоматериалы

Тип пленки

 

Пределы сенсибилизации, нм (цвет красителя в слоях)

 

Коэффи­циент кон­трастно­сти

 

Светочувствительность за светофильтрами

 

верхний   средний   нижний   ЖС- 18   КС-14  
СН-2М   Инфрахром 680—800 (зеленый)   —   Панхром 610—670 (пурпурный)   1,5—2,0   200—300   100—150  
СН-4   Инфрахром 670—800 (зеленый)       Ортохром 500—600 (пурпурный)   1,5—2,0   150—200      
СН-5   Инфрахром 670—800 (зеленый)   "   Ортохром 500—600 (пурпурный)   1,5—2,0   150—200      
СН-6М   Инфрахром 680—800 (зеленый)       Панхром 570—670 (пурпурный)   1,7—2,6   300      
СН-8   Инфрахром 670—800 (зеленый)       Ортохром 500—600 (пурпурный)   1,5—2,0   150—200      
СН-23   Инфрахром 670—800 (голубой)   Панхром 580—680 (пурпурный)   Ортохром 500—600 (желтый)   1,5—2,0   150—200   "  

тивные фотоматериалы. Рабочими у них являются три эмульсион­ных слоя, каждый из которых чувствителен лишь к определенной спектральной зоне. Верхний слой обычно несенсибилизирован, сред­ний — ортохроматический, чувствительный к зеленой области спектра, нижний — панхроматический — к излучениям красной зоны. Такое расположение светочувствительных слоев и наличие желтого фильтрового промежутка (рис. 95а) позволяет исключить воздействие коротковолнового излучения на нижние фотослои и тем самым расширить область проводимых исследований на коротко­волновую часть видимого спектра.

Спектрозональная съемка на такие фотоматериалы осуществля­ется последовательно в двух зонах спектра на одну и ту же пленку. Для съемки пригодны стационарные макро- и репрофотографичес-кие установки СБ-2 и «Уларус». Эффективные зоны освещения под­бирают исходя из спектральных свойств деталей исследуемого объ-

342


екта и выделяют посредством светофильтров. Смена светофильтров при переходе от одной эффективной зоны съемки к другой не должна изменять положение фотокамеры, смещать одно цветоделенное изо­бражение относительно другого.

Максимальное усиление цветового контраста между разделяемы­ми деталями достигается тогда, когда изображения от каждой из зон эффективного освещения формируются в различных светочувстви­тельных слоях. При этом разделяемые детали передаются во взаимно дополнительных цветовых тонах. Высоки различия в цветовом кон­трасте и при экспонировании всех трех фотослоев, если при съемке выполняются основные принципы цветоразличения. Так, голубой светофильтр позволяет ослабить штрихи синего цвета и усилить фиолетовые, а красный — наоборот.

Время экспонирования для получения каждого цветоделенного изображения подбирается экспериментально. Необходимым услови­ем является одинаковая плотность промежуточных изображений. Такое фотографирование обеспечивает цветоразличение очень близ­ких по окраске деталей, позволяет усиливать слабовидимые окра­шенные записи в документах с угасшими, вытравленными и смыты­ми текстами, устанавливать хронологическую последовательность нанесения пересекающихся штрихов и др.

Применение цветной фотографии для съемки в отраженных ультрафиолетовых лучах. Исследование объектов с применением цветных фотоматериалов можно проводить не только в видимых, но и в ультрафиолетовых лучах. Используя фотоматериалы как спект-розональные, можно добиваться разделения по цветовому тону вы­травленных и более поздних записей. Чтобы показать это на черно-белых снимках, необходимо провести съемку в отраженных УФ-лучах и получить общий вид документа.

Цветовой тон вытравленных записей на изображениях, получае­мых при спектрозональной съемке, определяет краситель светочув­ствительного слоя, использованного для фотографирования в види­мом спектре. Максимальная различаемость деталей достигается при съемке в ультрафиолетовой и красной зонах спектра. Голубые оттен­ки вытравленных штрихов и зеленый фон создают достаточно высо­кий контраст.

Высокий цветовой контраст между деталями вытравленного текс­та и элементами записей, выполненных позднее фиолетовыми, сини­ми, зелеными и черными чернилами и пастами, достижим, если съем­ка производилась в ультрафиолетовой зоне спектра, а также в види­мой — с красным или пурпурным светофильтром. В этих случаях

343


спектрозональная съемка дает возможность восстанавливать содер­жание документов с угасшими или вытравленными текстами, когда на получаемых изображениях они оказываются замаскированными другими записями. Аналогичным образом на одном цветном снимке можно показать угасшие или вытравленные записи на фоне реквизи­тов документа, фотографируя люминесценцию, возбужденную ульт­рафиолетовыми лучами.

Помимо восстановления содержания документов с угасшими или вытравленными записями фотографирование на цветные фотомате­риалы в двух или трех зонах видимого спектра позволяет дифферен­цировать близкие по окраске материалы письма. Использование ультрафиолетовой зоны спектра для проведения цветоразличитель-ного процесса в таких случаях повышает эффективность решения этой важной криминалистической задачи.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.