Криминалистическая оперативная фотография — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Криминалистическая оперативная фотография

2021-10-05 76
Криминалистическая оперативная фотография 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 7. МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ФОТОГРАФИИ

Правильный выбор фотографической аппаратуры, материалов и принадлежностей позволяет получить фотографический снимок, ка­чественный в техническом отношении. Однако это лишь общая пред­посылка получения хорошего судебного снимка. Не менее важно выполнить фотографирование криминалистически грамотно, с уче­том особенностей запечатлеваемых объектов, наличных условий и преследуемых целей.

Многие технические приемы съемки применяются в криминалис­тической фотографии без какой-либо модификации и приспособле­ния к решению специальных криминалистических задач. Например, для запечатления объекта, размеры которого не превышают 5 х 5 см, любой фотолюбитель использует насадочные кольца. Так же посту­пает и следователь, фотографируя на месте происшествия след паль­ца или какой-либо мелкий предмет (пулю, гильзу, ключ и т.п.). Спе­циальные цели у фотографа-любителя и следователя (криминалиста) здесь, понятное дело, не совпадают. Но у них одинаковая техническая задача: запечатлеть мелкий объект в достаточно крупном масштабе, обеспечив восприятие по фотоснимку его характерных особеннос­тей. Так общие технические приемы фотографирования позволяют сделать снимок, который может быть полезен и в криминалистичес­кой практике, если в нем возникнет настоятельная необходимость.

Обычно же технические приемы фотографирования специально приспосабливаются криминалистами в целях получения снимков, могущих фигурировать в уголовном судопроизводстве. Так, судеб­ный фотоснимок не должен иметь перспективных и иных искаже­ний, создающих превратное представление о запечатленных крими­налистических объектах. Для этой цели разработаны специальные правила и рекомендации по осуществлению фотосъемки различных криминалистических сюжетов, соблюдение которых обеспечивает возможность использования фотоснимков в качестве источников ориентирующей и доказательственной информации. К таким «при-


147


10*


 


способленным» техническим приемам, получившим название мето­дов криминалистической оперативной фотографии, относятся пано­рамная, измерительная, сигналетическая (опознавательная) и стерео­скопическая съемки. Их применение в следственной практике обу­словлено необходимостью соблюдения дополнительных правил, на­правленных на решение специальных криминалистических задач.

Панорамная фотосъемка

При производстве многих следственных действий возникает не­обходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (напри­мер, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно, либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспри­нять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования. Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получа­ется развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен пол­ностью и в достаточно крупном масштабе.

Фотопанорамирование широко используется в следственной практике. Необходимость в нем возникает в тех случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, место крушения железнодорожного состава, падения вер­толета); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, труп потерпевшего, лежащий в канализационной трубе); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе. Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких, снимок не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с

одиночного кадра.

Различаются три основные разновидности панорамной съемки. Линейная панорама: Этим методом фотографируют такие кримина-

148


диетические объекты, которые имеют значительные линейные раз­меры или располагаются по линии относительно друг друга. Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, не­обходимо соблюдать следующие правила.

Прежде всего нужно определить линию съемки, по которой будет идти фотографирующий при фиксации отдельных кадров. Линия эта должна быть параллельна фронтальной плоскости фиксируемых объектов. При таком подходе возможны минимальные перспектив­ные искажения, не влияющие на восприятие.

Однако параллельность не всегда удается выдержать. В некото­рых случаях наличные условия вынуждают следователя перемещать­ся относительно снимаемых объектов под некоторым углом. Тогда линейная панорама приобретает незначительные перспективные от­клонения, которые при условии верного выбора точек съемки не препятствуют адекватному восприятию запечатленного и его крими­налистически значимых особенностей.

На линейную фотопанораму обычно запечатлевают объекты, рас­положенные в горизонтальной плоскости. Иногда так фотографиру­ют и в вертикальном направлении. Тогда фотоаппарат при съемке последовательно перемещают в точки, расположенные по вертикали. Например, при съемке многоэтажного здания следователь или кри­миналист, работающий по его поручению, делает последовательные кадры, переходя с этажа на этаж в доме напротив. Если же здание фотографировать с одной статичной точки, постепенно «задирая» объектив камеры, то на «вертикальной» панораме здание будет иметь форму пирамиды, поскольку расстояние до снимаемых участков будет постоянно увеличиваться, а масштаб изображения, соответст­венно, уменьшаться. Криминалистическая ценность такой панора­мы, конечно, невелика.

Панорамную съемку рекомендуется проводить со штатива. Это обеспечит жесткую фиксацию фотокамеры при съемке, позволит контролировать ее высоту и равную удаленность от запечатлеваемых объектов. В каждой последующей точке съемки нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемо­го объекта (рис. 10).

Круговая панорама. В следственной практике часто возникает необходимость сфотографировать криминалистические объекты, расположенные в пространстве по некоторой дуге. В таких ситуациях прибегают к изготовлению круговой панорамы. Здесь тоже снимают серию фотографических кадров, но в отличие от линейной панора­мы, фотографирующий при съемке остается на одном месте, а каж-

149


уш,

р


Рис. 10. Линейная панорамма: 1,2,3 — точки съемки

дый последующий кадр запечатлевает после поворота камеры на определенный угол в горизонтальной плоскости (рис. 11).

В результате монтажа получается развернутый панорамный сни­мок объектов, расположенных по дуге окружности. Угол поворота фотокамеры контролируется по видоискателю с учетом некоторого несовпадения полей зрения его и объектива при выборе секторов, дублирующих друг друга на соседних кадрах и облегчающих монтаж круговой панорамы.

Изготовление доброкачественной круговой панорамы сущест­венно упрощается применением штатива, имеющего специальную поворачивающуюся головку. Она обычно снабжена угловой шкалой, поэтому при съемке достаточно правильно определить угол поворо­та камеры при запечатлении второго кадра. Последующие кадры снимают после поворота фотокамеры на такой же угол. Посредством круговой панорамы можно получить снимок, развернутый по окруж­ности на 180 и даже 360°. Следует, однако, учитывать, что поскольку камера при съемке остается на одном месте, то разноудаленные от нее объекты фиксируются в неодинаковых масштабах. Это может повли­ять на правильное представление о сфотографированных предметах. Поэтому снимать круговую панораму лучше со сравнительно боль­ших расстояний до запечатлеваемых объектов.

Очень важно правильно определить и выдерживать границы между кадрами. Каждый последующий кадр должен иметь общую границу с предыдущим и несколько перекрывать его. Для этого в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже,

150


Рис. 11. Круговая панорама

необходимо включать часть объекта, запечатленную на предыдущем кадре (10—15% площади изображения). Тогда на соседних кадрах будут повторяться части пограничных объектов. Они-то при после­дующем монтаже панорамного снимка и послужат ориентирами, позволят точно состыковать отдельные кадры, например, методом наложения совпадающих участков один на другой. Следует стре­миться к тому, чтобы площадь повторяющихся пограничных изобра­жений была минимальной. Здесь фотографирующему поможет оп­ределенный практический навык.

Трудности и ошибки при фотопанорамировании происходят из-за того, что угол обзора видоискателя, через который ведется компо­зиционное построение кадра, всегда несколько меньше угла зрения объектива. Неопытный следователь обычно оценивает ширину по­граничного сектора без учета этой погрешности видоискателя. Вслед­ствие этого пограничное изображение занимает в кадре значительное место. В конечном итоге смонтированный панорамный снимок со­стоит из серии фотографий, причем некоторые из них по своей пло-Щади оказываются вполовину, втрое, а то и вчетверо меньше фото-

151


графического кадра. В таком панорамном снимке много лишних стыковых линий, затрудняющих восприятие полезной информации. В результате снижается доказательственное значение запечатленных сведений, поскольку могут возникнуть предположения о монтаже панорамы из отдельных фотоизображений, не связанных между собой единым временным промежутком съемки; а также неэкономно расходуются фотографические материалы, впустую тратятся силы и время.

Наводку на резкость при панорамной фотосъемке нужно про­изводить с обязательным использованием шкалы глубин резкости так, чтобы при фотографировании последующих кадров исключа­лась надобность в повторной фокусировке объектива. Несоблюде­ние этой рекомендации ведет к получению изображений неодина­кового масштаба, что затрудняет монтаж фотопанорамы. Выдержку при круговом панорамировании определяют отдельно для каждого направления съемки, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Отдельные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпа­дали. Время экспозиции при печати всех составных кадров пано­рамы подбирают так, чтобы фотоснимки имели одинаковую плот­ность. Монтируют панораму, накладывая совмещаемые участки изображений, после чего ее склеивают и обрезают по краям. Со­ставляющие панораму снимки печатают с одной экспозицией, а проявлять их рекомендуется все сразу для получения одинаковой плотности кадров.

Ярусная (ступенчатая) панорама. В практике расследования пре­ступлений нередки случаи, когда криминалистические объекты рас­полагаются в пространстве не по прямой линии и не по дуге окруж­ности, а на разных уровнях или смещены по отношению друг к другу в стороны. Самым простым примером здесь может служить дорожка следов ног человека. При ходьбе или беге каждый последующий след сдвинут в сторону, хотя отпечатки подметок обуви имеют вид общей линейной дорожки. Неопытные следователи фотографируют такие следы методом линейной панорамы, размещая в кадре по крайней мере одну пару следов (правой и левой ноги). Однако при этом неизбежны пространственные искажения. Фотосъемку дорожки сле­дов ног криминалистически грамотно выполнять в виде ступенчатой или ярусной панорамы, когда каждый след запечатлевается по от­дельности. Это позволяет получить изображения следов в крупном масштабе, а в результате отобразить все особенности подошв обуви,


видимые в следах. При съемке каждый след рекомендуется снабдить номером, укладываемым так, чтобы он попадал в кадр при фотогра­фировании следующего следа (подробнее об этом см. ниже). По такой фотопанораме можно определить все характерные общие при­знаки дорожки следов ног человека.

Ситуацией, при которой криминалистические объекты распола­гаются на разных уровнях, может служить дорожно-транспортное происшествие. На шоссе, идущем по высокой насыпи, столкнулись автомобиль и мотоцикл. После происшествия автомобиль вылетел на обочину насыпи, мотоцикл свалился в кювет и опрокинулся, а труп мотоциклиста остался на склоне. Анализируя место происшест­вия с точки зрения предстоящей фотосъемки, можно заключить, что каждый из названных объектов расположен относительно другого на ином уровне по вертикали и сдвинут по горизонтали. Всю обстановку можно, конечно, сфотографировать издалека на один кадр. Однако такой снимок выйдет мелкомасштабным и не позволит разглядеть особенности ни одного из объектов. В такой ситуации необходимо заснять по отдельности автомобиль, мотоцикл и труп потерпевшего, а затем смонтировать снимки в виде ступенчатой панорамы, в кото­рой кадры стыкуются вершинами своих прямоугольников.

Из приведенного примера достаточно очевидны правила съемки ярусной панорамы. Ее суть состоит в том, что криминалистические объекты фиксируются на отдельные кадры, а ориентиры для монтаж­ной стыковки избираются по углам фотокадров. После печати сним­ки склеивают таким образом, чтобы повторяющиеся детали по углам парных кадров в точности перекрывали друг друга при наложении. Другими словами, при монтаже панорамы готовые снимки не стыку-

; ются по линии вертикальной или горизонтальной стороны кадра, а только захватывают незначительную площадь в вершине последне-

\ го. Поэтому некоторые детали общей картины происшедшего, не

• имеющие существенного криминалистического значения, остаются

• за пределами снимков, однако это обычно не снижает информацион­ной ценности ярусной панорамы. Иногда такую съемку именуют панорамой следования, поскольку фотографирующий как бы пере-

; ходит от одного запечатлеваемого объекта к другому.

Сложность изготовления ярусной панорамы обусловлена в пер­вую очередь тем, что бывает непросто выбрать ориентиры по углам

• кадров. Более того, только в первом и последнем кадрах таких ори­ентиров должно быть по одному. Во всех прочих ориентиры, дубли­рующиеся при съемке, должны располагаться в двух противополож­ных углах кадра. В связи с этим рекомендуется запастись специаль-


153


152


 


ными пластинами-ориентирами с порядковыми номерами, обозна­чающими очередность съемки каждого кадра. Размер сторон пласти­ны может служить масштабом. В этих же целях на ней уместны сантиметровые деления, контрастно выделяющиеся на фоне.

Съемка ярусной панорамы с использованием ориентиров осу­ществляется в следующем порядке. Сначала определяются кримина­листические объекты, подлежащие фотофиксации, и точки съемки. После этого станет ясно, сколько понадобится кадров и в какой по­следовательности придется проводить фотосъемку. Затем запечатле­вают первый кадр, а перед съемкой в его вершину, которая будет стыковаться с последующим кадром, помещают пластину с цифрой «1». Фотокамеру перемещают в другую точку для съемки следующего кадра. При этом в одной его вершине должен присутствовать ориен­тир первого кадра, а в противоположной, стыкующейся с третьим кадром, помещают пластину с цифрой «2». Композиция третьего кадра строится относительно ориентира «2» по аналогичному прин­ципу. Затем камеру перемещают для запечатления объектов, входя­щих в композицию этого кадра, и т.д. Характерным объектом здесь служит дорожка следов ног человека.

Разновидностью ярусной панорамы будет комбинированная съемка объектов посредством вертикальной и горизонтальной ли­нейных панорам. Это более простые случаи, когда объекты распола­гаются относительно друг друга по горизонтальной и вертикальной линиям. Примером может служить падение монтажника со стро­ительных лесов. Здесь важное криминалистическое значение имеют те следы, которые остались вдоль траектории движения тела, а также предметы, упавшие на землю в разных местах. Чтобы создать целост­ное представление об обстановке происшедшего, фотосъемка произ­водится по линии движения тела и в горизонтальной плоскости. Такое сочетание вертикальной и горизонтальной панорам представ­ляет собой монтаж снимков в ярусную панораму.

Измерительная фотосъемка

Измерительная съемка (метрическая фотография) — это система ре­комендаций о приемах фотографирования и применяемых техничес­ких средствах для получения снимков, позволяющих установить ис­тинные размеры запечатленных предметов. По снимкам, выполнен­ным измерительным методом, можно составить масштабный план места происшествия, определить расстояния между объектами и раз­меры любого из них. Это возможно потому, что оптическое изобра-

154


жение фотографического снимка строится по законам оптики и про­ективной геометрии. На снимке воспроизводится не только форма объектов, их взаимное расположение, степень яркости или цветовые оттенки, но и размеры, которые могут быть действительными, умень­шенными или увеличенными.

Масштаб фотоизображения зависит от расстояния, разделяюще­го объект съемки и фотокамеру, а также от величины главного фо­кусного расстояния ее объектива. Знание этих параметров и свойств используемой оптики позволяет по снимку найти фотографический масштаб изображения и путем математических расчетов определить действительные размеры объектов, а также расстояния между ними. Получение информации о размерах объектов и промежутках между ними по фотографическому снимку нередко становится важнейшим, а в некоторых случаях единственным источником таких сведений.

Измерительная фотография достаточно широко используется в различных областях знаний: в изыскательских работах по строитель­ству дорог и магистральных трубопроводов, в археологии, картогра­фии и т.д. Эффективен метод измерительной фотосъемки и в крими­налистической практике. В следственной практике эксплуатируются наиболее простые и доступные разновидности измерительной фо-тосъмки. Они не сложны как при фиксации, так и при проведении расчетов действительных размеров предметов, запечатленных на снимках. К этим разновидностям измерительного метода относятся: 1) фотосъемка с линейным масштабом; 2) съемка с глубинным мас­штабом; 3) фотосъемка с квадратным масштабом; 4) перспективная съемка специальным фотоаппаратом ФСМ.

Фотосъемка с линейным масштабом, по сути, состоит в том, что одновременно с криминалистическим объектом фотографируется масштаб — обычно линейка с контрастными сантиметровыми или миллиметровыми делениями. Масштаб при съемке располагается в плоскости фотографируемого предмета, поэтому оба изображения на фотопленке получаются с одинаковым уменьшением или увели­чением. Это значительно облегчает расчеты по восстановлению ис­тинных размеров запечатленного объекта и его деталей.

Например, важны размеры пятна крови на клинке финского ножа. Для этого нужно циркулем измерить фотографическое изо­бражение объекта и линейного масштаба, а затем посредством про­стых арифметических действий вычислить истинную величину ин­тересующего следа. Допустим, что на снимке длина ножа равна 8 см. Линейный 10-сантиметровый масштаб равен на нем 2 см. С помощью деления вычисляем, как сильно уменьшен линейный

155


масштаб — в 5 раз. Теперь, зная коэффициент уменьшения мас­штаба, путем умножения легко восстановить действительные раз­меры финского ножа (8 см х 5 = 40 см). Измерив циркулем длину и ширину пятна засохшей крови и выяснив, что они 6 х 4 мм, опять же путем умножения на коэффициент 5 определим, что они в самом деле были 3 х 2 см.

Грамотно выполненный снимок позволяет точно определять раз­меры сфотографированного предмета по линейному масштабу. Для этого при съемке с таким масштабом необходимо соблюдать следую­щие правила. Первое из них сводится к тому, что линейный масштаб должен располагаться на уровне фронтальной плоскости фотогра­фируемого объекта, чтобы масштаб их уменьшения на пленке был одинаковым. Если фронтальная плоскость снимаемого объекта (на­пример, глубоко вдавленный след обуви на влажном грунте) распо­лагается ниже плоскости фона, то линейный масштаб должен быть помещен на тот же уровень. И наоборот, когда фронтальная плос­кость фотографируемого объекта значительно выступает над плос­костью фона, масштаб должен быть помещен на соответствующую подставку. Другими словами, если предмет объемный, то масштаб размещают в плоскости, резкое изображение которой стремятся по­лучить.

Масштаб нужно располагать рядом с фотографируемым объек­том, но ни в коем случае не на нем самом. Иначе, даже если масштабная линейка и невелика, она неизбежно закроет часть по­верхности объекта. Вследствие этого на снимке не будет отображена какая-то деталь, которая может оказаться значимой в криминалис­тическом отношении. По этой причине могут оказаться утрачен­ными важные данные, что совершенно недопустимо, ибо может затруднить раскрытие преступления и доказывание вины подозре­ваемого лица.

Второе правило: при фотосъемке с линейным масштабом камера устанавливается таким образом, чтобы оптическая ось ее объектива была перпендикулярна к плоскости снимаемого объекта и масштаба. При наклоне оптической оси относительно фронтальной плоскости запечатлеваемого объекта возникают перспективные искажения, ко­торые приведут к ошибкам в расчетах при восстановлении действи­тельных размеров. Поэтому фотосъемку лучше производить со шта­тива или штативной головки со струбциной. Можно использовать и другие предметы, позволяющие достаточно жестко зафиксировать положение фотоаппарата. Чтобы выдержать прямой угол между оп­тической осью объектива и плоскостью объекта, следует воспользо­ваться уровнем или отвесом. Простейший отвес можно изготовить

156


прямо на месте съемки, привязав небольшой грузик к отрезку шнура или толстой нитке.

Третье правило сводится к тому, что задняя стенка фотокамеры (а значит, и плоскость пленки) должна быть параллельна поверхности снимаемых объектов, что также исключает появление перспектив­ных искажений. Для контроля параллельности можно использовать отвес и чертежный треугольник с прямым углом либо строительный уровень. Последний устанавливают на заднюю стенку фотокамеры.

В криминалистической оперативной фотографии метрическая съемка с линейным масштабом используется для фиксации крими­налистических объектов, имеющих небольшие размеры. Чаще всего это следы ладоней, ног, зубов, орудий взлома и инструментов, при­менения огнестрельного оружия, а также такие некрупные предметы, как ножи, пистолеты, револьверы, кастеты, гранаты и т.д.

Фотографирование с масштабом производится и в тех случаях, когда объект на снимке передается с увеличением относительно дей­ствительных размеров. Это относится к мелким криминалистичес­ким объектам, таким, как одиночные следы пальцев, пули, гильзы, пробоины, брызги крови, волосы, микрочастицы, следы сверления, распила и перекуса на дужке замка и др. Такая съемка именуется крупномасштабной, производится с использованием удлинитель­ных колец и других приспособлений с близкого расстояния.

Фотосъемка с глубинным масштабом применяется тогда, когда необходимо запечатлеть криминалистические объекты, находящие­ся на разных расстояниях от фотоаппарата в глубину. Она позволяет восстановить по снимку размеры объектов и промежутков между ними. Измерения по снимку производятся с учетом коэффициента негативного уменьшения объекта, который зависит от числа фокус­ных расстояний между ним и фотоаппаратом. Коэффициент равня­ется числу фокусных расстояний, отделяющих объект съемки от камеры, за минусом одного главного фокуса. Эта зависимость выра­жается формулой: Кц.у = Нф - Ф, где К„.у— коэффициент негативного уменьшения, Нф — число главных фокусных расстояний между объ­ектом съемки и камерой, Ф — одно фокусное расстояние. Используя эту несложную закономерность, по фотоснимку можно производить измерения и находить интересующие действительные размеры, важ­ные в криминалистическом отношении.

В качестве примера предположим, что объект, запечатленный на снимке, находился при съемке в 15 фокусных расстояниях от фото­аппарата. Это значит, что его негативное изображение меньше дей­ствительного размера в 14 раз. На снимке измеряем длину этого

157


^ji.iiI,»,..„,,,


 


предмета и определяем, что она равна 5 см. Умножением этой длины на коэффициент уменьшения восстанавливаем действительные раз­меры объекта: 5 см х 14 = 70 см. Аналогичным образом производится расчет высоты интересующего криминалистического объекта.

Для определения расстояния между двумя запечатленными на снимке предметами вглубь перспективы нужно узнать промежутки от фотоаппарата до предметной плоскости каждого из них. Разность этих значений и составит расстояние между предметами. Например, первый объект находится от фотоаппарата на расстоянии 20 фокусов, а второй — 32. Это значит, что промежуток между ними равен 12 фо­кусным расстояниям (32-20 = 12). Зная величину главного фокусно­го расстояния объектива, использованного при съемке, легко восста­новить истинное расстояние между предметами. Если в нашем при­мере эта величина равна 10 см, то промежуток между запечатленны­ми на снимке предметами равен 120 см. Приведенные расчеты верны для случая, когда позитив получен контактным способом. При уве­личении позитивного изображения результат следует поделить на кратность увеличения при печати.

Глубинный масштаб, который фотографируют одновременно с интересующим следствие сюжетом, позволяет по снимку определить расстояния от фотоаппарата до каждого из предметов. Это упрощает вычисление коэффициента уменьшения изображения на снимке. Для объектов, расположенных вертикально, т.е. перпендикулярно к оптической оси объектива, действует правило, согласно которому в любой точке фотографируемой плоскости масштаб изображения практически одинаков.

Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с деле­ниями. Каждое из них должно быть равно величине главного фокус­ного расстояния объектива. Это требование легко выполнить в тех случаях, когда камера оснащена длиннофокусным объективом. Малоформатные аппараты типа «Зенит» снабжены штатными объек­тивами, у которых значение главного фокусного расстояния не пре­вышает 5 см. Такие мелкие деления глубинного масштаба будут плохо различимы на фотоографии уже при удалении от камеры на двадцать фокусных расстояний. Поэтому если метрическая съемка осуществляется малоформатной камерой, на глубинный масштаб наносятся деления, кратные величине главного фокусного расстоя­ния ее объектива. Для лучшей различимости на снимке деления глу­бинного масштаба окрашиваются поочередно в контрастный цвет. Светлоокрашенные деления обозначают порядковым номером. Ко­нечно, при глубинном масштабе точность расчетов несколько ниже,


но криминалистическое значение таких метрических снимков впол­не удовлетворительное.

При съемке с глубинным масштабом необходимо выдерживать простые рекомендации, которые исключают появление перспектив­ных искажений. Так, фотосъемку с глубинным масштабом следует производить с высоты 120—150 см со штатива, на котором надежно закреплена камера. Положение ее задней стенки контролируют по отвесу. Она должна быть вертикальна, а оптическая ось объектива параллельна глубинному масштабу. Последний укладывается в глу­бину снимаемого пространства. Если длина масштабной ленты доста­точна, то первое деление помещают точно под передней плоскостью объектива. Для этого от него опускают отвес и с этой точкой совме­щают первое деление ленты. В тех случаях, когда длина ленты недо­статочна, ее положение контролируют через видоискатель. Тогда первое деление размещают таким образом, чтобы оно приходилось на нижнюю границу кадра. После укладки масштаба и его закрепле­ния измеряют расстояние от ближнего края первого деления до точки соприкосновения отвеса с поверхностью опоры штатива. Это рассто­яние записывают для использования в последующих расчетах по снимку (рис. 12). Печать снимков производится с полного кадра с увеличением в целое число раз.

Съемка с квадратным масштабом. Для этих целей из картона заранее изготовляют квадрат со сторонами, равными или кратными двойному фокусному расстоянию используемого объектива либо кратными числу его фокусных расстояний. При работе малоформат­ными камерами удобно иметь квадрат со сторонами, составляющими 19—20 фокусных расстояний. Стороны квадрата окрашивают в кон­трастные цвета: одну — в белый, другую — в черный. На снегу квад­рат укладывают темной стороной вверх, а на темные поверхности — светлой. Этим обеспечивается контрастное запечатление квадратно­го масштаба и его границ на измерительном фотоснимке.

Перед началом съемки квадрат укладывают так, чтобы ближняя к аппарату сторона почти совпадала с нижней границей кадра и была параллельна ей. Квадрат должен располагаться в центре нижней гра­ницы кадра. Контроль осуществляется через видоискатель камеры. При правильном расположении масштаба вертикальная плоскость, опущенная с оптической оси объектива, должна делить его на две равные части. При съемке нужно строго выдерживать перпендику­лярность задней стенки камеры. При ее наклоне к плоскости (или от плоскости) масштаба неизбежны перспективные искажения, веду­щие к значительным ошибкам в расчетах.


159


158


 


Рис. 12. Схема измерительной фотосъемки с глубинным масштабом

После окончательной укладки квадратного масштаба измеряют и записывают расстояние между ним и объективом фотокамеры ана­логично тому, как при съемке с глубинным масштабом.

При производстве расчетов фотоотпечаток подвергают графи­ческой обработке, при которой на него наносится перспективная координатная сетка. Она состоит из горизонталей и вертикалей, образующих квадраты, равные заснятому масштабу (рис. 13). Через нижнюю сторону масштаба АД на снимке проводят прямую линию АЩь как бы продолжающую основание квадрата в обе стороны. Эта линия принимается за базовую для отсчета. Ее удаление от


фотокамеры известно по условиям съемки. Например, квадрат был уложен на расстоянии 3 м или в 60 фокусных расстояниях от объ­ектива, если при съемке использовался объектив с главным фокус­ным расстоянием в 5 см.

Для нанесения вертикалей стороны АВ и СД квадрата продолжа­ют до пересечения в точке О. Затем на снимке вправо и влево от квадрата откладываются отрезки, равные длине его основания АД, и полученные точки ai и Д1 соединяют с точкой О. Для проведения первой горизонтали продолжают верхнюю сторону ВС. Каждая пос­ледующая горизонталь проходит через две точки BiCi, B2C2, ВзСз и т.д., находящиеся на пересечении диагоналей предыдущего квадрата с рядом лежащими вертикалями. Таким образом площадь снимка будет разбита на треугольники, вершины которых сходятся в одной точке О на воображаемой линии горизонта. Прикладывая линейку по диагоналям изображения квадратного масштаба, проводят прямые до их пересечения со сторонами каждого треугольника. В заключение графической обработки снимка, приложив линейку к верхней сторо­не квадратного масштаба, а затем, последовательно передвигая ее вверх по снимку и соединяя точки пересечения диагональных лучей со сторонами ранее образованных треугольников, проводят прямые линии, параллельные друг другу и сторонам квадратного масштаба.

После окончания этих графических расчетов будет построена перспективная координатная сетка, каждая часть которой заключает в себе квадрат. Используя эту сетку, нетрудно определить истинные размеры сфотографированных предметов, расстояния между ними в глубину, в стороны и в диагональных направлениях. В ряде случаев достаточно в центре снимка построить сетку, которая аналогична глубинному масштабу, и определить размеры так, как это было опи­сано выше.


161


160


11-171


 


Рассмотренные способы измерительной съемки имеют недоста­ток, состоящий в том, что при горизонтальном положении фотоап­парата передняя граница захвата находится в 5—6 м от точки съемки. Это исключает фотографирование в небольших помещениях. Можно рекомендовать ведение съемки с любым наклоном камеры. Тогда по фотоснимку удается определять размеры объектов, распо­ложенных в горизонтальной плоскости по методике, описанной выше. Что же касается определения высоты предметов, то для этого нужны специальные расчеты.

Поскольку на практике чаще всего приходится фиксировать объ­екты, расположенные именно в горизонтальной плоскости, то съемку с линейным глубинным масштабом либо с квадратным масштабом можно производить при любом наклоне фотокамеры.

Перспективная съемка специальным аппаратом ФСМ. Рассмот­ренные способы измерительной съемки, кроме первого, не нашли пока широкого применения в следственной практике. Это объяс­няется прежде всего сложностью техники съемки и графической обработки фотоснимков при определении размеров объектов. Так, аппаратом «Зенит» с высоты 1,5 м можно сфотографировать пред­меты, находящиеся не ближе 4 м. Поэтому в помещении длиной 5 м практически нельзя осуществить измерительную съемку этими способами.

Для производства метрической съемки на открытой местности и в помещениях любого размера рекомендуется новый способ перспек­тивной съемки, научные основы которого базируются на началах перспективной геометрии. Сущность его состоит в том, что съемка производится с определенной высоты при любом наклоне фотоаппа­рата к горизонту. Поэтому объектами фиксации могут быть любые криминалистические сюжеты. Для этого разработан специальный фотоаппарат ФСМ (фотоаппарат судебно-метрический), который позволяет при съемке совмещать перспективную координатную сетку с негативным изображением на пленке. Полученные с помо­щью ФСМ снимки имеют наложенную перспективную сетку, пользу­ясь которой легко определить размеры предметов.

Фотоаппарат ФСМ сконструирован на базе камеры «Зенит» и от­личается тем, что в кадровом окне в плотном контакте с негативом размещена перспективная координатная сетка, рассчитанная для оп­ределенного объектива и высоты съемки. Эта сетка с помощью ручки перемещается в кадровом окне фотоаппарата, что позволяет устанав­ливать соответствующий участок. Съемка этим аппаратом произво­дится так. После выбора кадра и подготовки аппарата определяют


[расстояние до объекта, совпадающего с риской в центре видоискате-| ля. Затем перемещением сетки на шкале устанавливают это значение | и производят съемку. С полученных негативов можно печатать сним-с любым увеличением, а их расшифровка не представляет слож-!• ности, поскольку на изображение наложена координатная сетка, вер-|: тикали и горизонтали к


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.