Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-10-05 | 62 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цветное изображение возникает при лабораторной обработке экспонированного многослойного фотоматериала. В результате проведения позитивного процесса получают фотоизображение в цветах, идентичных цветам объекта съемки.
Существуют два вида позитивных материалов: позитивная фотопленка и позитивная фотобумага, которые очень похожи между собой по структуре, по способу печати на них, по обработке. Только рецепты обрабатывающих растворов для них различны, что связано с иным построением эмульсии.
Получение цветного позитива на многослойной бумаге — процесс более сложный и трудоемкий, чем получение цветного негатива. Негатив на практике никогда не бывает идеальным: возможны ошибки при съемке, обработке. В позитивном же процессе любые ошибки Должны быть исключены. Чтобы снимок соответствовал предъявля-
129
;• 9-П1
емым требованиям, необходимо тщательное соблюдение предписываемых условий обработки фотобумаги.
Обработка цветных отпечатков состоит из нескольких операций: цветного проявления, останавливающей (или первой) фиксирующей ванны, отбеливания, второго фиксирования. Важную роль играют промежуточные промывки, особенно промывка после проявления, а также температура и жесткость промывной воды.
Поскольку для получения абсолютного большинства фотоснимков, отснятых в ходе следственных действий, не требуется особо точной передачи цвета, то печать с таких негативов можно доверить машине. Поэтому следователям, оперативным сотрудникам уголовного розыска и др. не требуются глубокие познания природы цвета и навыков в его коррекции. Иное дело эксперты, которым зачастую приходится решать сложные криминалистические задачи с помощью методов цветной фотографии. Практическое освоение материалов данного параграфа в основном предназначено им.
|
Обработка цветной фотобумаги может производиться в ускоренном режиме, представление о котором применительно к бумагам типа «Фотоцвет», «Фортеколор» и «Фомаколор» дает табл. 15.
Первые три операции проводятся при очень слабом лабораторном освещении (фильтр № 168), остальные — при нормальном рассеянном свете.
Рецептура обрабатывающих растворов
Проявитель
Трилон Б..............................2г
Гидроксиламин солянокислый................ 1,6 г
ЦПВ-2................................ 6 г
Сульфит натрия безводный................. 2,6 г
Поташ............................... 80 г
Бромистый калий........................ 0,7 г
Вода................................. 1 л
Фиксаж Тиосульфит натрия кристаллический.......... 200 г
Сульфит натрия безводный................. Юг
Метабисульфит калия..................... 18 г
Вода................................. 1 л
Отбеливающе-фиксирующий раствор Сода безводная......................... 18 г
Трилон Б............................. 40 г
Железо сернокислое окисное................. 26 г
Тиосульфит натрия кристаллический.......... 100 г
Тиомочевина........................... 2 г
Вода................................. 1л
Стабилизирующая ванна Оптический отбеливатель «Чайка».............. 5 г
Формалин 40%-ный..................... 10 мл
Глицерин............................ ю мл
Вода................................. 1л
По трехрастворному процессу обрабатывают бумагу «Фотоцвет», «Фомаколор» и «Фортеколор». Качество цветопередачи хорошее, уступающее только слайдам. После 1—2 мин обработки в фиксаже дальнейшие операции ведут при рассеянном свете. Режим обработки бумаги «Фортеколор» имеет единственное отличие — менее жесткие требования к температуре промывной воды. Допускается использовать для промывки бумаги воду температурой до 25°С без заметного отклонения от правильности цветопередачи и появления вуали.
Обрабатывающие растворы (фиксирующий и стабилизирующий) для «Фортеколора» и «Фомаколора» взаимозаменяемы, а проявляющий и отбеливающе-фиксирующий — различны. Для бумаги «Фортеколор» оптимальны рецепты проявляющего и отбеливающе-фиксирующего растворов следующего состава.
|
Проявитель
Раствор А
Вода............................. 400мл
Трилон Б.............................. 2 г
Сульфит натрия безводный.................. 4 г
Диэтилпарафенилендиаминсульфат (Т-СС)........ 3 г
131 |
9* |
Гидроксиламинсульфат.................... 1,2 г
Раствор Б Вода.............................. 400мл
Трилон Б..............................2г
Карбонат натрия безводный................. 50 г
Бромистый калий......................... 0,5 г
После полного растворения обеих частей (при интенсивном размешивании) раствор А вливают в раствор Б и общий объем смеси доводят до 1 л. Если при составлении проявителя пользоваться дистиллированной водой, то водоумягчающее вещество — трилон Б (гексаметафосфат) можно не применять.
Отбеливающе-фиксирующий раствор Вода............................... 750л
Комплексен трехвалентного железа............. 60 г
Трилон Б............................. Ю г
Тиосульфат натрия безводный............... 170 г
Сульфит натрия безводный................. 10 г
Тиомочевина........................... 5 г
Бура(натрий тетраборнокислый).............. 10 г
Вода............................... ДО 1 л
Для обработки 150 листов бумаги формата 9x12 см требуется 2 л проявителя и по 1 л остальных растворов.
Стабилизирующая ванна применяется для повышения белизны цветных отпечатков, защиты их от пожелтения в светлых местах изображения и связанного с этим ухудшения качества цветопередачи. Дело в том, что в светлых местах изображения, а также на неэкспонированных участках цветного снимка после высыхания появляется слабая желтая или желто-розовая вуаль — результат образования окрашенных продуктов (преимущественно желтого цвета) от окисления остаточной компоненты. Появление такой вуали ведет к искажению цветопередачи. Хранение отпечатков на свету, воздействие повышенной температуры и кислорода усугубляют эти явления.
Повышенные требования предъявляются к химикатам, входящим в состав обрабатывающих растворов. Необходимо строго соблюдать рекомендуемую рецептуру и применять только доброкачественные реактивы. Все операции должны производиться в чистых пластмассовых кюветах или бачках, использование металлических емкостей недопустимо.
132
При обработке большого количества цветных позитивных фотоматериалов для предупреждения истощения проявителя целесообразно периодически вводить в него следующий восстанавливающий (подкрепляющий) раствор:
|
Трилон Б..............................4г
Гидроксиламин солянокислый................ 2 г
ЦПВ-2................................ 8 г
Сульфит натрия безводный.................. 3 г
Поташ.............................. 80 г
Вода.............................. до 1 л
Целесообразно использование в учебном процессе готовых наборов реактивов, что позволяет сэкономить время на составление рабочих растворов.
Основные операции цветного позитивного процесса во многом аналогичны операциям по получению черно-белых позитивов, хотя каждая из них имеет свои особенности.Так, экспонирование фотобумаги осуществляется на том же оборудовании и теми же способами, но засветка при цветной печати производится фильтрованным светом. Химико-фотографическая обработка требует различного количества и состава растворов. Особую сложность в цветном позитивном процессе составляет подбор корректирующих светофильтров, требующий знания правил цветообразования и выработки практических навыков.
Печать с негатива на бумагу — самый трудный и сложный процесс в цветной фотографии. Негатив не может быть идеальным, его светочувствительные слои всегда в большей или меньшей степени рассогласованы. Это происходит из-за несовершенства негативного материала, усугубляющегося неправильным хранением пленки, неточной экспозицией во время съемки или несоблюдением режима обработки.
Цветная бумага, как правило, имеет не полностью сбалансированные слои. Допущенные отклонения обычно указываются на упаковке. (Например, запись «50 50 00» надо понимать так: для получения нормального цветного изображения с теоретически сбалансированных и точно экспонированных негативов необходимо при печати использовать фильтры 50% желтого и 50% пурпурного. В противном случае даже на отпечатке с идеального негатива будет преобладать красный цвет.)
Благодаря корректирующим светофильтрам восстанавливается Цветовой баланс. Для цветной печати необходимо иметь набор, со-
I 133
|
стоящий из фильтров желтого, пурпурного и голубого цветов с различными плотностями, или специальные объективы (например, «Яп- поль-Колор»).
Размещение фильтров в увеличителе может быть различным, но чаще всего они располагаются между источником света и конденсором, что позволяет без изменения оптической схемы увеличителя использовать его для черно-белой и цветной печати. Именно такую схему имеют, например, отечественный фотоувеличитель «Нева-2М» и чешский «Магнифакс-П».
Расположение под лампой увеличителя не оптимально для фильтров — они выцветают от воздействия яркого света и тепла. Оригинально решена данная проблема в польском объективе для цветной печати «Янполь-Колор». Это четырехлинзовый анастигмат, снабженный ирисовой диафрагмой, пригодный и для обычной черно-белой печати. Особенностью объектива являются встроенные в него две пары светофильтров, изготовленных из оптического стекла, стойкого к воздействию тепловых и световых лучей. Комбинируя различные сочетания фильтров с помощью трех шкал, окрашенных в соответствующие (желтый, пурпурный и голубой) тона, можно получить любой оттенок, необходимый для корректирования цветного негатива при печати. Объективы «Янполь-Колор» предназначены в первую очередь для применения в польских фотоувеличителях типа «Крокус», но имеют переходное кольцо для установки в наши отечественные увеличители.
В процессе цветной печати приходится решать две взаимосвязанные задачи: определение выдержки и корректирование цветопередачи.
Определение выдержки осуществляется тем же способом, что и в черно-белой фотографии, но засветку пробной полоски рекомендуется производить с фильтрами, указанными на упаковке фотобумаги. Отпечаток, с которого получено лучшее по плотности изображение, берется за основу для проведения цветной коррекции.
На первом пробном отпечатке, как правило, преобладает какой-либо цветовой тон, который следует убрать, подбирая фильтры. Чем сильнее преобладание этого тона, тем большая плотность светофильтра или комбинации фильтров нужна для его устранения. Убрать избыточный цветовой тон часто бывает выгоднее, не увеличивая плотность основного тона, а уменьшая плотность светофильтров дополнительного цвета.
Для корректировки всегда достаточно двух цветов. В шестизначной записи нужного сочетания фильтров один какой-то цвет всегда
134 .
будет отсутствовать (00). Причина в том, что если сложить три фильтра одинаковой плотности, но разного цвета, и посмотреть сквозь них, например на горящую лампу, то создается впечатление, что смотришь просто сквозь сильно помутневшее стекло, поскольку они задерживают одинаковое количество и желтых, и пурпурных, и голубых лучей. Следовательно, подобная комбинация фильтров не может исправить искажение цвета, т.е. выполнить задачу цветокор-ректировки, и сочетания, подобные 05 05 05 или 80 80 80, просто бессмысленны.
|
Если взять три разноцветных фильтра разной плотности — 20 50 70, то цветовой эффект, даваемый ими, будет идентичен сочетанию 00 30 50. Разница только в том, что последняя комбинация меньшей плотности и требует при печати более короткой выдержки. Задачу коррекции цвета намного облегчает табл. 16, позволяющая исправить цветопередачу с помощью корректирующих светофильтров.
Таблица 16
Преобладающий цветовой тон | Недостающий цветовой тон | Исправление увеличением плотности корректирующих светофильтров | Исправление уменьшением плотности корректирующих светофильтров |
Красный | Голубой | Желтый+пурпурный | Голубой |
Оранжевый | Сине-голубой | Желгый+пурпурный | Пурпурный+голубой |
Желтый | Синий | Желтый | Пурпурный+голубой |
Желто-зеленый | Фиолетовый | Увел, желтый, | Пурпурный+ голубой |
уменьш. пурпурный | |||
Зеленый | Пурпурный | Желтый+голубой | Пурпурный |
Голубой | Красный | Голубой | Желтый+пурпурный |
Синий | Желтый | Пурпурный+голубой | Желтый |
Сине-голубой | Оранжевый | Желтый+пурпурный | Голубой+ пурпурный |
Фиолетовый | Желтый+ | Пурпурный+голубой | Желтъ/й+голубой |
зеленый | |||
Пурпурный | Зеленый | Пурпурный | Желтый+голубой |
Примечание. Выделенные слова обозначают увеличенную плотность светофильтра.
Для облегчения определения экспозиции, измененной введением корректирующих светофильтров, рекомендуем пользоваться
135
табл. 17, в которой выведены соответствующие каждому фильтру коэффициенты поправки.
Табли ца 1 у
Плотность светофильтра, %
| Коэффициент поправки
| ||
Желтый | Пурпурный | Голубой | |
10 | 1,2 | 1,3 | 1,3 |
20 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
30 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
40 | 1,2 | 1,4 | 1,7 |
50 | 1,2 | 1,5 | 1,9 |
60 | 1,2 | 1,6 | 2,0 |
70 | 1,2 | 1,6 | 2,3 |
80 | 1,2 | 1,7 | 2,5 |
90 | 1,2 | 1,9 | 2,8 |
100 | 1,2 | 1,9 | 3,0 |
Чтобы узнать выдержку для печати со светофильтрами, необходимо экспозицию, определенную для печати без фильтров, умножить на коэффициенты, соответствующие каждому фильтру. Например, выдержка при печати без фильтров равна 5 с. При введении набора фильтров 90 70 00 выдержка будет равна 5 х 1, 2 х 1, 6 = 9,6 с.
Данная таблица позволяет сделать перерасчет выдержки, уже определенной для комбинации фильтров. Например, при печати с фильтрами бумаги 00 30 40 выдержка составила 24 с. Следующую пробу решено печатать с фильтрами 60 70 00. Выдержка с новой комбинацией фильтров может быть определена следующими способами.
1. При расчете выдержки для печати без фильтров необходимо разделить 24 с на произведение коэффициентов 1,4 х 1,7 = 2,4, соответствующих фильтрам 00 30 40 (24: 2,4 = 10 с). Для определения выдержки с новым набором фильтров 60 70 00 нужно исходную цифру умножить на произведение коэффициентов, соответствующим новым фильтрам: 10 х 1,2 х 1,6 = 19 с.
2. Можно определить искомую величину выдержки, исключив предварительные расчеты для печати без фильтров. Для этого следу-
ет найти произведение коэффициентов к обеим комбинациям фильтров:
003040- 1,4 х 1,7 = 2,38; 607000-1,2 х 1,6 = 1,92.
Выдержку, найденную для печати с фильтрами 00 30 40 (24 с), следует умножить на произведение коэффициентов новой их комбинации и разделить на произведение первоначальной:
Необходимо иметь в виду, что при цветной печати выдержка изменяется не только от вводимых фильтров, но и от изменения масштаба увеличения: при переходе с меньшего масштаба на больший для получения нормальной плотности изображения требуется увеличить выдержку. Переводные коэффициенты, с помощью которых производится перерасчет, указаны в табл. 18.
Таблица 1 8
Кратность увеличения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Коэффициент | 1 | 2,5 | 4,2 | 6 | 9 | 11 | 13 | 16 |
Для получения нужной выдержки необходимо значение первоначальной выдержки умножить на соответствующий увеличению коэффициент. Например, если при печати пробы размером 9 х 12 см оптимальные результаты получены с выдержкой 5 с, а формат требуемого изображения 13x18 см, то выдержка будет 5 х 2,5 = 12,5 с.
При печати цветных фотоснимков, предназначенных для криминалистических целей, нужно тщательно следить за правильностью цветопередачи и добиваться оптимального воспроизведения цветов путем подбора светофильтров. Нельзя прибегать к упрощенным приемам корректировки, широко распространенным в любительской и отчасти профессиональной практике, таким, как подбор цветопередачи по памяти, метод сравнения и др., ибо они неизбежно ведут к ошибкам субъективного характера. Точность цветопередачи достигается корректировкой — сложным и трудоемким процессом. Есть несколько облегчающих его способов, лучший из которых — фотографирование с использованием нейтрально-серой шкалы.
Ее изготовление несложно. На фанерный подрамник наклеивают 8 листов фотобумаги (6^9 или 9 х 12), 7 из которых предварительно
137 |
136 |
отэкспонированы с разной выдержкой, проявлены, закреплены, промыты и высушены. Каждый из них отличается от другого по тону на некоторую равную величину. Восьмой лист не засвечивается, не проявляется, а лишь тщательно фиксируется, промывается и высушивается. Засветку листов следует производить дневным рассеянным светом для равномерности почернения. Листы располагаются на подрамнике так, чтобы образовалась шкала перехода серых цветов от белого до черного.
В условиях одинаковой освещенности (когда погрешности, мешающие получению естественных цветов, характерны для всех кадров) нейтральную серую шкалу достаточно снять только в начале пленки. Добившись нормальной цветопередачи и установив корректирующие фильтры, все остальные кадры пленки можно печатать с этими фильтрами, меняя только величину выдержки в зависимости от плотности изображения. Правильная передача на снимке оттенков шкалы свидетельствует, что и остальные цвета воспроизведены верно.
При подборе корректирующих фильтров приходится делать большое количество пробных отпечатков. Сэкономить время и фотобумагу поможет следующее приспособление. Берутся два листа картона размером 9x15 см, кладутся друг на друга и по одной из больших сторон склеиваются изоляционной лентой, чтобы образовалось шарнирное соединение. Затем один из листов разрезается вдоль короткой стороны на пять полос шириной по 3 см, а внутрь вкладывается лист неэкспонированной цветной фотобумаги форматом 9х 15 см. Одна из картонных полос откидывается и открытая часть фотобумаги экспонируется. Затем с новой комбинацией фильтров засвечивается следующая полоска и т.д., пока не будут проэкспони-рованы все пять полей. После этого фотобумага обрабатывается, и получается сразу пять проб, среди которых выбирают лучшую и по ней производят окончательную коррекцию, используя данные табл. 19.
Чтобы при составлении комбинаций светофильтров быстрее получить нужное сочетание, рекомендуется для первой пробы поставить балансовые фильтры фотобумаги; для второй — увеличить плотность желтого фильтра на 10-20%, оставив остальные без изменения (если срок годности бумаги подходит к концу или просрочен, то плотность желтого фильтра нужно увеличить на 50-100% и более); для третьей — уменьшить плотность желтого фильтра на 10—20% при постоянстве остальных фильтров; для четвертой и пятой проб поступают так же с другими фильтрами. Например, при печати на
13S
фотобумаге с балансовыми фильтрами 50 70 00 запись первых пяти проб будет выглядеть следующим образом: 1) 50 70 00; 2) 70 70 00; 3) 30 70 00; 4) 50 90 00; 5) 50 50 00.
Чтобы не пришлось пересчитывать значение выдержки при переходе с проб на печать в нужном размере, масштаб увеличения рекомендуется устанавливать сразу и на пробы экспонировать нейтрально-серую шкалу (если она снята) или наиболее важную часть изображения (лицо, рану на трупе и т.п.).
Для экономии времени при изготовлении снимков химико-фотографическую обработку экспонированного позитивного материала лучше вести не по одному листу, а сразу по 5-10 в зависимости от размера отпечатков и количества рабочих растворов в кюветах. Делается это так. После определения выдержки при печати и подбора корректирующих светофильтров экспонируют фотобумагу с 5-10 кадров пленки, складывают ее в черный пакет и по мере накопления обрабатывают. Во избежание пятен на отпечатках фотобумагу в растворах нужно перемещать, перекладывая нижние листы вверх.
Важно соблюдать и рекомендации организационного плана, которые значительно уменьшают затраты времени при подборе фильтров: 1) в лаборатории желательно иметь партию негативного и позитивного материала с эмульсионным слоем одного полива; 2) для обработки цветного материала следует пользоваться постоянными режимами и рецептами обрабатывающих растворов. Это позволит стабилизировать процесс изготовления и обработки фотоматериалов, т.е. комбинации фильтров, подобранные при печати с первой пленки, будут отличаться на незначительную и легко определяемую величину от той, которая потребуется при печати последующих.
Цветная обращаемая (реверсивная) фотобумага предназначена для получения цветных отпечатков с цветных диапозитивов, которые должны быть средней контрастности, с хорошей цветопередачей. С режимом ее обработки можно ознакомиться с помощью табл. 19.
Первые три операции проводятся в темноте, все последующие — на свету. Засветка осуществляется лампой мощностью 275—500 Вт с расстояния 1 м со стороны эмульсии.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!