Позитивный процесс в цветной фотографии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Позитивный процесс в цветной фотографии

2021-10-05 62
Позитивный процесс в цветной фотографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цветное изображение возникает при лабораторной обработке экспо­нированного многослойного фотоматериала. В результате проведе­ния позитивного процесса получают фотоизображение в цветах, идентичных цветам объекта съемки.

Существуют два вида позитивных материалов: позитивная фото­пленка и позитивная фотобумага, которые очень похожи между собой по структуре, по способу печати на них, по обработке. Только рецепты обрабатывающих растворов для них различны, что связано с иным построением эмульсии.

Получение цветного позитива на многослойной бумаге — про­цесс более сложный и трудоемкий, чем получение цветного негатива. Негатив на практике никогда не бывает идеальным: возможны ошиб­ки при съемке, обработке. В позитивном же процессе любые ошибки Должны быть исключены. Чтобы снимок соответствовал предъявля-

129

;• 9-П1



емым требованиям, необходимо тщательное соблюдение предписы­ваемых условий обработки фотобумаги.

Обработка цветных отпечатков состоит из нескольких операций: цветного проявления, останавливающей (или первой) фиксирую­щей ванны, отбеливания, второго фиксирования. Важную роль игра­ют промежуточные промывки, особенно промывка после проявле­ния, а также температура и жесткость промывной воды.

Поскольку для получения абсолютного большинства фотосним­ков, отснятых в ходе следственных действий, не требуется особо точной передачи цвета, то печать с таких негативов можно доверить машине. Поэтому следователям, оперативным сотрудникам уголов­ного розыска и др. не требуются глубокие познания природы цвета и навыков в его коррекции. Иное дело эксперты, которым зачастую приходится решать сложные криминалистические задачи с помо­щью методов цветной фотографии. Практическое освоение матери­алов данного параграфа в основном предназначено им.

Обработка цветной фотобумаги может производиться в ускорен­ном режиме, представление о котором применительно к бумагам типа «Фотоцвет», «Фортеколор» и «Фомаколор» дает табл. 15.

Первые три операции проводятся при очень слабом лаборатор­ном освещении (фильтр № 168), остальные — при нормальном рас­сеянном свете.

Рецептура обрабатывающих растворов

Проявитель

Трилон Б..............................2г

Гидроксиламин солянокислый................ 1,6 г

ЦПВ-2................................ 6 г

Сульфит натрия безводный................. 2,6 г

Поташ............................... 80 г

Бромистый калий........................ 0,7 г


Вода................................. 1 л

Фиксаж Тиосульфит натрия кристаллический.......... 200 г

Сульфит натрия безводный................. Юг

Метабисульфит калия..................... 18 г

Вода................................. 1 л

Отбеливающе-фиксирующий раствор Сода безводная......................... 18 г

Трилон Б............................. 40 г

Железо сернокислое окисное................. 26 г

Тиосульфит натрия кристаллический.......... 100 г

Тиомочевина........................... 2 г

Вода................................. 1л

Стабилизирующая ванна Оптический отбеливатель «Чайка».............. 5 г

Формалин 40%-ный..................... 10 мл

Глицерин............................ ю мл

Вода................................. 1л

По трехрастворному процессу обрабатывают бумагу «Фотоцвет», «Фомаколор» и «Фортеколор». Качество цветопередачи хорошее, ус­тупающее только слайдам. После 1—2 мин обработки в фиксаже дальнейшие операции ведут при рассеянном свете. Режим обработки бумаги «Фортеколор» имеет единственное отличие — менее жесткие требования к температуре промывной воды. Допускается использо­вать для промывки бумаги воду температурой до 25°С без заметного отклонения от правильности цветопередачи и появления вуали.

Обрабатывающие растворы (фиксирующий и стабилизирую­щий) для «Фортеколора» и «Фомаколора» взаимозаменяемы, а про­являющий и отбеливающе-фиксирующий — различны. Для бумаги «Фортеколор» оптимальны рецепты проявляющего и отбеливающе-фиксирующего растворов следующего состава.

Проявитель

Раствор А

Вода............................. 400мл

Трилон Б.............................. 2 г

Сульфит натрия безводный.................. 4 г

Диэтилпарафенилендиаминсульфат (Т-СС)........ 3 г


131


9*


 


Гидроксиламинсульфат.................... 1,2 г

Раствор Б Вода.............................. 400мл

Трилон Б..............................2г

Карбонат натрия безводный................. 50 г

Бромистый калий......................... 0,5 г

После полного растворения обеих частей (при интенсивном раз­мешивании) раствор А вливают в раствор Б и общий объем смеси доводят до 1 л. Если при составлении проявителя пользоваться дис­тиллированной водой, то водоумягчающее вещество — трилон Б (гексаметафосфат) можно не применять.

Отбеливающе-фиксирующий раствор Вода............................... 750л

Комплексен трехвалентного железа............. 60 г

Трилон Б............................. Ю г

Тиосульфат натрия безводный............... 170 г

Сульфит натрия безводный................. 10 г

Тиомочевина........................... 5 г

Бура(натрий тетраборнокислый).............. 10 г

Вода............................... ДО 1 л

Для обработки 150 листов бумаги формата 9x12 см требуется 2 л проявителя и по 1 л остальных растворов.

Стабилизирующая ванна применяется для повышения белизны цветных отпечатков, защиты их от пожелтения в светлых местах изображения и связанного с этим ухудшения качества цветопереда­чи. Дело в том, что в светлых местах изображения, а также на неэкс­понированных участках цветного снимка после высыхания появля­ется слабая желтая или желто-розовая вуаль — результат образова­ния окрашенных продуктов (преимущественно желтого цвета) от окисления остаточной компоненты. Появление такой вуали ведет к искажению цветопередачи. Хранение отпечатков на свету, воздейст­вие повышенной температуры и кислорода усугубляют эти явления.

Повышенные требования предъявляются к химикатам, входя­щим в состав обрабатывающих растворов. Необходимо строго со­блюдать рекомендуемую рецептуру и применять только доброкаче­ственные реактивы. Все операции должны производиться в чистых пластмассовых кюветах или бачках, использование металлических емкостей недопустимо.

132


При обработке большого количества цветных позитивных фото­материалов для предупреждения истощения проявителя целесооб­разно периодически вводить в него следующий восстанавливающий (подкрепляющий) раствор:

Трилон Б..............................4г

Гидроксиламин солянокислый................ 2 г

ЦПВ-2................................ 8 г

Сульфит натрия безводный.................. 3 г

Поташ.............................. 80 г

Вода.............................. до 1 л

Целесообразно использование в учебном процессе готовых набо­ров реактивов, что позволяет сэкономить время на составление рабо­чих растворов.

Основные операции цветного позитивного процесса во многом аналогичны операциям по получению черно-белых позитивов, хотя каждая из них имеет свои особенности.Так, экспонирование фотобу­маги осуществляется на том же оборудовании и теми же способами, но засветка при цветной печати производится фильтрованным све­том. Химико-фотографическая обработка требует различного коли­чества и состава растворов. Особую сложность в цветном позитив­ном процессе составляет подбор корректирующих светофильтров, требующий знания правил цветообразования и выработки практи­ческих навыков.

Печать с негатива на бумагу — самый трудный и сложный про­цесс в цветной фотографии. Негатив не может быть идеальным, его светочувствительные слои всегда в большей или меньшей степени рассогласованы. Это происходит из-за несовершенства негативного материала, усугубляющегося неправильным хранением пленки, не­точной экспозицией во время съемки или несоблюдением режима обработки.

Цветная бумага, как правило, имеет не полностью сбалансирован­ные слои. Допущенные отклонения обычно указываются на упаков­ке. (Например, запись «50 50 00» надо понимать так: для получения нормального цветного изображения с теоретически сбалансирован­ных и точно экспонированных негативов необходимо при печати использовать фильтры 50% желтого и 50% пурпурного. В противном случае даже на отпечатке с идеального негатива будет преобладать красный цвет.)

Благодаря корректирующим светофильтрам восстанавливается Цветовой баланс. Для цветной печати необходимо иметь набор, со-

I                                                                                                                                   133




стоящий из фильтров желтого, пурпурного и голубого цветов с раз­личными плотностями, или специальные объективы (например, «Яп- поль-Колор»).

Размещение фильтров в увеличителе может быть различным, но чаще всего они располагаются между источником света и конденсо­ром, что позволяет без изменения оптической схемы увеличителя использовать его для черно-белой и цветной печати. Именно такую схему имеют, например, отечественный фотоувеличитель «Нева-2М» и чешский «Магнифакс-П».

Расположение под лампой увеличителя не оптимально для фильтров — они выцветают от воздействия яркого света и тепла. Оригинально решена данная проблема в польском объективе для цветной печати «Янполь-Колор». Это четырехлинзовый анастигмат, снабженный ирисовой диафрагмой, пригодный и для обычной черно-белой печати. Особенностью объектива являются встроенные в него две пары светофильтров, изготовленных из оптического стек­ла, стойкого к воздействию тепловых и световых лучей. Комбинируя различные сочетания фильтров с помощью трех шкал, окрашенных в соответствующие (желтый, пурпурный и голубой) тона, можно получить любой оттенок, необходимый для корректирования цвет­ного негатива при печати. Объективы «Янполь-Колор» предназначе­ны в первую очередь для применения в польских фотоувеличителях типа «Крокус», но имеют переходное кольцо для установки в наши отечественные увеличители.

В процессе цветной печати приходится решать две взаимосвязан­ные задачи: определение выдержки и корректирование цветопере­дачи.

Определение выдержки осуществляется тем же способом, что и в черно-белой фотографии, но засветку пробной полоски рекоменду­ется производить с фильтрами, указанными на упаковке фотобума­ги. Отпечаток, с которого получено лучшее по плотности изображе­ние, берется за основу для проведения цветной коррекции.

На первом пробном отпечатке, как правило, преобладает какой-либо цветовой тон, который следует убрать, подбирая фильтры. Чем сильнее преобладание этого тона, тем большая плотность свето­фильтра или комбинации фильтров нужна для его устранения. Уб­рать избыточный цветовой тон часто бывает выгоднее, не увеличи­вая плотность основного тона, а уменьшая плотность светофильтров дополнительного цвета.

Для корректировки всегда достаточно двух цветов. В шестизнач­ной записи нужного сочетания фильтров один какой-то цвет всегда

134                                                                           .


будет отсутствовать (00). Причина в том, что если сложить три фильтра одинаковой плотности, но разного цвета, и посмотреть сквозь них, например на горящую лампу, то создается впечатление, что смотришь просто сквозь сильно помутневшее стекло, поскольку они задерживают одинаковое количество и желтых, и пурпурных, и голубых лучей. Следовательно, подобная комбинация фильтров не может исправить искажение цвета, т.е. выполнить задачу цветокор-ректировки, и сочетания, подобные 05 05 05 или 80 80 80, просто бессмысленны.

Если взять три разноцветных фильтра разной плотности — 20 50 70, то цветовой эффект, даваемый ими, будет идентичен сочетанию 00 30 50. Разница только в том, что последняя комбинация меньшей плотности и требует при печати более короткой выдержки. Задачу коррекции цвета намного облегчает табл. 16, позволяющая испра­вить цветопередачу с помощью корректирующих светофильтров.

Таблица 16

Преобладающий цветовой тон   Недостающий цветовой тон   Исправление увеличением плотности корректирующих светофильтров   Исправление уменьшением плотности корректирующих светофильтров  
Красный   Голубой   Желтый+пурпурный   Голубой  
Оранжевый   Сине-голубой   Желгый+пурпурный   Пурпурный+голубой  
Желтый   Синий   Желтый   Пурпурный+голубой  
Желто-зеленый   Фиолетовый   Увел, желтый,   Пурпурный+ голубой  
        уменьш. пурпурный      
Зеленый   Пурпурный   Желтый+голубой   Пурпурный  
Голубой   Красный   Голубой   Желтый+пурпурный  
Синий   Желтый   Пурпурный+голубой   Желтый  
Сине-голубой   Оранжевый   Желтый+пурпурный   Голубой+ пурпурный  
Фиолетовый   Желтый+   Пурпурный+голубой   Желтъ/й+голубой  
    зеленый          
Пурпурный   Зеленый   Пурпурный   Желтый+голубой  

Примечание. Выделенные слова обозначают увеличенную плотность светофильтра.

Для облегчения определения экспозиции, измененной введением корректирующих светофильтров, рекомендуем пользоваться

135


табл. 17, в которой выведены соответствующие каждому фильтру коэффициенты поправки.

Табли ца 1 у

Плотность светофильтра, %

 

Коэффициент поправки

 

Желтый   Пурпурный   Голубой  
10   1,2   1,3   1,3  
20   1,2   1,3   1,4  
30   1,2   1,4   1,6  
40   1,2   1,4   1,7  
50   1,2   1,5   1,9  
60   1,2   1,6   2,0  
70   1,2   1,6   2,3  
80   1,2   1,7   2,5  
90   1,2   1,9   2,8  
100   1,2   1,9   3,0  

Чтобы узнать выдержку для печати со светофильтрами, необхо­димо экспозицию, определенную для печати без фильтров, умно­жить на коэффициенты, соответствующие каждому фильтру. На­пример, выдержка при печати без фильтров равна 5 с. При введении набора фильтров 90 70 00 выдержка будет равна 5 х 1, 2 х 1, 6 = 9,6 с.

Данная таблица позволяет сделать перерасчет выдержки, уже оп­ределенной для комбинации фильтров. Например, при печати с фильтрами бумаги 00 30 40 выдержка составила 24 с. Следующую пробу решено печатать с фильтрами 60 70 00. Выдержка с новой комбинацией фильтров может быть определена следующими спосо­бами.

1. При расчете выдержки для печати без фильтров необходимо разделить 24 с на произведение коэффициентов 1,4 х 1,7 = 2,4, соот­ветствующих фильтрам 00 30 40 (24: 2,4 = 10 с). Для определения выдержки с новым набором фильтров 60 70 00 нужно исходную цифру умножить на произведение коэффициентов, соответствую­щим новым фильтрам: 10 х 1,2 х 1,6 = 19 с.

2. Можно определить искомую величину выдержки, исключив предварительные расчеты для печати без фильтров. Для этого следу-


ет найти произведение коэффициентов к обеим комбинациям фильтров:

003040- 1,4 х 1,7 = 2,38; 607000-1,2 х 1,6 = 1,92.

Выдержку, найденную для печати с фильтрами 00 30 40 (24 с), следует умножить на произведение коэффициентов новой их комби­нации и разделить на произведение первоначальной:

Необходимо иметь в виду, что при цветной печати выдержка изменяется не только от вводимых фильтров, но и от изменения масштаба увеличения: при переходе с меньшего масштаба на боль­ший для получения нормальной плотности изображения требуется увеличить выдержку. Переводные коэффициенты, с помощью кото­рых производится перерасчет, указаны в табл. 18.

Таблица 1 8

Кратность увеличения   1   2   3   4   5   6   7   8  
Коэффициент   1   2,5   4,2   6   9   11   13   16  

Для получения нужной выдержки необходимо значение первона­чальной выдержки умножить на соответствующий увеличению ко­эффициент. Например, если при печати пробы размером 9 х 12 см оптимальные результаты получены с выдержкой 5 с, а формат требу­емого изображения 13x18 см, то выдержка будет 5 х 2,5 = 12,5 с.

При печати цветных фотоснимков, предназначенных для крими­налистических целей, нужно тщательно следить за правильностью цветопередачи и добиваться оптимального воспроизведения цветов путем подбора светофильтров. Нельзя прибегать к упрощенным приемам корректировки, широко распространенным в любитель­ской и отчасти профессиональной практике, таким, как подбор цве­топередачи по памяти, метод сравнения и др., ибо они неизбежно ведут к ошибкам субъективного характера. Точность цветопередачи достигается корректировкой — сложным и трудоемким процессом. Есть несколько облегчающих его способов, лучший из которых — фотографирование с использованием нейтрально-серой шкалы.

Ее изготовление несложно. На фанерный подрамник наклеивают 8 листов фотобумаги (6^9 или 9 х 12), 7 из которых предварительно


137


136


 


отэкспонированы с разной выдержкой, проявлены, закреплены, про­мыты и высушены. Каждый из них отличается от другого по тону на некоторую равную величину. Восьмой лист не засвечивается, не про­является, а лишь тщательно фиксируется, промывается и высушива­ется. Засветку листов следует производить дневным рассеянным све­том для равномерности почернения. Листы располагаются на под­рамнике так, чтобы образовалась шкала перехода серых цветов от белого до черного.

В условиях одинаковой освещенности (когда погрешности, ме­шающие получению естественных цветов, характерны для всех кад­ров) нейтральную серую шкалу достаточно снять только в начале пленки. Добившись нормальной цветопередачи и установив коррек­тирующие фильтры, все остальные кадры пленки можно печатать с этими фильтрами, меняя только величину выдержки в зависимости от плотности изображения. Правильная передача на снимке оттенков шкалы свидетельствует, что и остальные цвета воспроизведены верно.

При подборе корректирующих фильтров приходится делать большое количество пробных отпечатков. Сэкономить время и фо­тобумагу поможет следующее приспособление. Берутся два листа картона размером 9x15 см, кладутся друг на друга и по одной из больших сторон склеиваются изоляционной лентой, чтобы образо­валось шарнирное соединение. Затем один из листов разрезается вдоль короткой стороны на пять полос шириной по 3 см, а внутрь вкладывается лист неэкспонированной цветной фотобумаги форма­том 9х 15 см. Одна из картонных полос откидывается и открытая часть фотобумаги экспонируется. Затем с новой комбинацией фильтров засвечивается следующая полоска и т.д., пока не будут проэкспони-рованы все пять полей. После этого фотобумага обрабатывается, и получается сразу пять проб, среди которых выбирают лучшую и по ней производят окончательную коррекцию, используя данные табл. 19.

Чтобы при составлении комбинаций светофильтров быстрее по­лучить нужное сочетание, рекомендуется для первой пробы поста­вить балансовые фильтры фотобумаги; для второй — увеличить плотность желтого фильтра на 10-20%, оставив остальные без изме­нения (если срок годности бумаги подходит к концу или просрочен, то плотность желтого фильтра нужно увеличить на 50-100% и более); для третьей — уменьшить плотность желтого фильтра на 10—20% при постоянстве остальных фильтров; для четвертой и пятой проб поступают так же с другими фильтрами. Например, при печати на

13S


фотобумаге с балансовыми фильтрами 50 70 00 запись первых пяти проб будет выглядеть следующим образом: 1) 50 70 00; 2) 70 70 00; 3) 30 70 00; 4) 50 90 00; 5) 50 50 00.

Чтобы не пришлось пересчитывать значение выдержки при пере­ходе с проб на печать в нужном размере, масштаб увеличения реко­мендуется устанавливать сразу и на пробы экспонировать нейтраль­но-серую шкалу (если она снята) или наиболее важную часть изобра­жения (лицо, рану на трупе и т.п.).

Для экономии времени при изготовлении снимков химико-фо­тографическую обработку экспонированного позитивного материа­ла лучше вести не по одному листу, а сразу по 5-10 в зависимости от размера отпечатков и количества рабочих растворов в кюветах. Делается это так. После определения выдержки при печати и под­бора корректирующих светофильтров экспонируют фотобумагу с 5-10 кадров пленки, складывают ее в черный пакет и по мере на­копления обрабатывают. Во избежание пятен на отпечатках фото­бумагу в растворах нужно перемещать, перекладывая нижние листы вверх.

Важно соблюдать и рекомендации организационного плана, ко­торые значительно уменьшают затраты времени при подборе фильтров: 1) в лаборатории желательно иметь партию негативного и позитивного материала с эмульсионным слоем одного полива; 2) для обработки цветного материала следует пользоваться посто­янными режимами и рецептами обрабатывающих растворов. Это позволит стабилизировать процесс изготовления и обработки фо­томатериалов, т.е. комбинации фильтров, подобранные при печати с первой пленки, будут отличаться на незначительную и легко оп­ределяемую величину от той, которая потребуется при печати пос­ледующих.

Цветная обращаемая (реверсивная) фотобумага предназначена для получения цветных отпечатков с цветных диапозитивов, кото­рые должны быть средней контрастности, с хорошей цветопереда­чей. С режимом ее обработки можно ознакомиться с помощью табл. 19.



Первые три операции проводятся в темноте, все последующие — на свету. Засветка осуществляется лампой мощностью 275—500 Вт с расстояния 1 м со стороны эмульсии.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.