Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-10-05 | 63 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для получения фотографического изображения места происшествия, обнаруженных в ходе его осмотра следов, предметов и орудий преступления, а также для решения с помощью фотосъемки других криминалистических задач применяется разнообразная фотографическая техника.
Выпускаемые отечественной промышленностью фотоаппараты независимо от вида и конструкции имеют следующие основные узлы: корпус, объектив, диафрагму, видоискатель (визир), затвор, лентопротяжный механизм и фокусировочное устройство.
Фотографический объектив — это собирающая оптическая система, предназначенная для получения действительного (неискаженного) изображения объекта съемки на светочувствительных фотоматериалах. Являясь важнейшей частью фотоаппарата, объектив представляет собой точную оптическую конструкцию, состоящую из нескольких собирающих и рассеивающих линз.
Линзы размещены в оправе, которая фиксирует их взаимное положение и предохраняет от смещения, загрязнения и повреждений. На оправу большинства объективов нанесены две шкалы: расстояний и глубины резкости. Последняя шкала связана с устройством, называемым диафрагмой, которая предназначена для регулировки светового пучка, поступающего от объекта съемки на светочувствительный материал. Применяемые в следственной практике фотокамеры снабжены, как правило, ирисовой диафрагмой, позволяющей плавно изменять диаметр отверстия, пропускающего свет. Просвет диафрагмы определяет действующее отверстие объектива.
Основные параметры фотографического объектива, характеризующие его эксплуатационные качества: фокусное расстояние, относительное отверстие (светосила), угол изображения, разрешающая сила и глубина резкости.
|
Фокусное расстояние — размер промежутка между задней главной точкой и задним фокусом объектива. Для большинства объективов эта величина постоянна и обозначается на оправе буквой F. фокусное расстояние объектива зависит от фокусных расстояний составляющих его линз и их взаимного расположения. При прочих равных условиях объектив с большим фокусным расстоянием дает при съемке более крупное изображение. Масштаб изображения практически прямо пропорционален величине фокусного расстояния, т.е. при съемке удаленных объектов с одной точки двумя объективами, у одного из которых фокусное расстояние втрое больше, чем у другого, масштаб изображения объекта на пленке в первом случае будет втрое больше, чем во втором.
Относительным отверстием называют отношение диаметра действующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Эта величина указывается на оправе объектива в виде дроби, например 2,8/50. Относительное отверстие характеризует важнейшее свойство объектива — его светосилу. Светосила — величина, определяющая освещенность, даваемую объективом в плоскости изображения. Чем больше светосила объектива, тем лучше освещенность изображения, создаваемого на поверхности светочувствительного материала. Высокая светосила объектива позволяет использовать при съемке фотопленки малой светочувствительности либо снимать объекты при слабом освещении. Светосила объектива прямо пропорциональна его действующему отверстию и обратно пропорциональна квадрату его фокусного расстояния.
Углом изображения называют угол между двумя прямыми, соединяющими концы диагонали кадрового окна фотоаппарата с задней главной точкой объектива. Он зависит от размеров кадрового окна и фокусного расстояния. В зависимости от назначения фотообъективы выпускаются с различными углами изображения: 40— 60° — у нормальных объективов, более 60° — у широкоугольных и менее 30° — у длиннофокусных.
|
Разрешающая сила — способность фотообъектива раздельно передавать мелкие детали снимаемого объекта. Она определяется максимальным числом штрихов, расположенных на 1 мм в центре и по краю изображения. В центре поля разрешающая сила выше, чем по краям. Наибольшее значение разрешающей силы получается при диафрагмах 8, 11 и 16, которые рекомендуется устанавливать при фотографировании мелких объектов с большим количеством деталей, подлежащих фиксации.
Глубина резкости — способность объектива давать в одной плоскости резкое изображение предметов, расположенных от него на
разных расстояниях. С этой величиной связана имеющая существенное практическое значение глубина предметного пространства, резко изображаемого объективом. Она тем больше, чем дальше от фотоаппарата расположен снимаемый объект (плоскость наводки на резкость) и чем меньше фокусное расстояние объектива и отверстие диафрагмы.
Главное требование, предъявляемое к корпусу фотоаппарата, — абсолютная светонепроницаемость. В корпусе, защищающем светочувствительный материал от воздействия постороннего света, монтируются все узлы и детали фотоаппарата. К нему чаще всего резьбовым соединением крепится объектив.
Видоискатель (визир) служит для определения границ кадра при наводке аппарата на объект съемки и кадрирования изображения. Высокое качество визирования дают зеркальные видоискатели, состоящие из двух положительных линз и зеркала, расположенного под углом 45° к их оптической оси. Окуляр видоискателя у фотоаппаратов, применяемых в следственной практике, снабжен кольцом диоптрийной корректировки, позволяющим настраивать изображение в зависимости от состояния зрения фотографирующего.
Затвором называют механизм, регулирующий при фотосъемке продолжительность прохождения света через объектив и воздействия его на светочувствительную пленку. Интервалы задаваемых затвором выдержек обычно составляют доли секунды. ГОСТом установлен следующий ряд моментальных выдержек: 1,1/2,1/8,1/15,1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 с. Кроме того, у всех фотоаппаратов типа «Зенит» есть так называемая произвольная выдержка (выдержка «от руки»), обозначенная индексом «В». При установке затвора на «В» продолжительность воздействия света на пленку определяется самим фотографом. Этой выдержкой обычно пользуются при съемке слабо освещенных объектов со штатива в ходе осмотра места происшествия.
|
Наибольшее распространение получили шторнощелевые затворы, у которых две светонепроницаемые эластичные шторки движутся под действием пружин, и выдержка определяется величиной образуемой между ними щели за счет запаздывания одной из шторок.
Лентопротяжный механизм (транспортирующее устройство) используется для перемещения фотопленки точно на один кадр после каждой экспозиции. Приводом этого механизма обычно служит рифленая головка либо рычаг (курок), поворотом которого переводится пленка. В лентопротяжный механизм входят также счетчик кадров и устройство обратной перемотки пленки.
54
Фокусировочное устройство предназначено для получения резкого изображения снимаемого объекта. В большинстве современных фотокамер фокусировка осуществляется с помощью дальномера — механизма, соединенного с подвижной частью оправы объектива. Вращая ее и глядя в окуляр дальномера, добиваются совмещения раздвоенного контура изображения.
Следователи органов прокуратуры и милиции имеют на вооружении фотоаппараты «Зенит» различных модификаций. Фотокамеры этого класса портативны, удобны в обращении и гарантируют большую глубину резкости. Это зеркальные фотоаппараты, позволяющие непрерывно наблюдать фотографируемый объект, что обеспечивает надежное кадрирование, так как оно производится непосредственно через объектив. Лентопротяжный механизм аппарата соединен с приводным устройством затвора, исключая возможность повторного экспонирования одного и того же кадра. Пленка транспортируется поворотом рычага. Задняя крышка корпуса откидная. Камера укомплектована нормальным объективом «Индустар-50» или «Ге-лиос-44М», позволяющим снимать объект с минимального расстояния 55 см. При использовании сменной оптики визирование и фокусировка осуществляются без дополнительных приспособлений. Зеркальный видоискатель делает возможным применение удлинительных колец для съемки мелких предметов с большим увеличением, репродуцирование документов, фотографирование в нужном масштабе далеко и близко расположенных объектов и др. Общее устройство фотоаппарата «Зенит-ТТЛ», его основные узлы и детали представлены на рис. 1.
|
Подготовка фотоаппарата к съемке начинается с зарядки светочувствительного материала — фотопленки в кассету. Делать это удобнее всего в специальной темной комнате лаборатории либо в обычном помещении с применением светозащитного зарядного мешка.
С кассеты снимают крышку, катушку берут в левую руку так, чтобы ее длинный конец был на большом, а короткий — на указательном пальце. Извлеченную из упаковки пленку вставляют заостренным концом в замок катушки, следя, чтобы ее шероховатый (эмульсионный) слой был обращен внутрь. Держа пленку в руке за края, ее наматывают на катушку, слегка натягивая. При этом следует избегать прикосновения пальцев к подложке и эмульсии, поскольку на пленке остаются пятна, ухудшающие качество изображения. После намотки катушку с пленкой вставляют в корпус кассеты удлиненным концом вниз и закрывают крышку. Заряженную кассету
55
Рис. 1. Общее устройство фотоаппарата:
1 — рычаг автоспуска; 2 — кнопка включения автоспуска; 3 — спусковая кнопка с гнездом под тросик; 4 — штепсельное гнездо для лампы-вспышки; 5 — ушко для крепления ремня к фотоаппарату; 6 — рукоятка обратной перемотки; 7 — диск светочувствительности пленки; 8 — диск выдержек затвора; 9 — втулка отключения затвора; 10 —лимб счетчика кадров; 11 —рычаг взвода затвора и транспортировки пленки; 12 — обойма для крепления лампы-вспышки и других фотопринадлежностей; 13 — объектив «Гелиос-44М»; 14 — светонепроницаемый корпус; 15 — гнездо кассеты; 16 — поводок кассетной катушки; 17 — заглушка гнезда для установки элемента РЦ-53; 18 — окуляр видоискателя; 19 — защелка замка; 20 — откидная крышка камеры; 21 — приемная катушка; 22 — мерный валик; 23 — прижимный столик; 24 — шторки затвора
пуст проверить на свету: выходящий наружу конец пленки дол-вытягиваться без усилий и быть обращенным эмульсионной оной к кадровому окну фотоаппарата. Этот свободный конец
пят на приемной катушке так, чтобы пленка при намотке распо-агалась эмульсионной стороной наружу. Затем вводят в перфораци-нные отверствия пленки зубчики лентопротяжного механизма и закрывают заднюю крышку.Счетчик кадров устанавливают против цифРы «О» (поворотом лимба) и 2—3 раза взводят и спускают затвор, убрав тем самым засвеченный при зарядке конец пленки на приемную катушку.
В зависимости от вида подлежащего фотографированию объекта важно правильно выбрать точку, с которой будет производиться съемка, и определить глубину резкости.
|
Точка съемки характеризуется тремя параметрами: расстоянием от фотоаппарата до снимаемого объекта, направлением оптической оси объектива по отношению к объекту и высотой. Значение каждого из этих параметров состоит в следующем. Масштаб получаемого на пленке изображения обратно пропорционален расстоянию между аппаратом и снимаемым объектом (чем дальше объект, тем мельче его изображение на пленке). Вместе с тем удаление фотокамеры от снимаемого объекта расширяет границы предметного пространства, которое «видит» объектив. Выбирая точку съемки, нужно стремиться к тому, чтобы запечатлеваемые объекты занимали в кадре максимально большую площадь, т.е. всегда стараться производить фотографирование с возможно минимального расстояния. Это позволит получить наиболее детальные фотоизображения.
От расстояния до снимаемого объекта зависит и передача на снимке пространственной перспективы, поэтому выбор точки съемки следует производить, не допуская ее искажения. Так, направление оптической оси объектива по отношению к снимаемому объекту существенным образом влияет на воспроизведение объема и формы запечатленных предметов. При съемке трехмерных объектов на фотографии бывают хорошо представлены только их длина и высота. Третья величина — ширина (глубина) передается перспективой изображения, поэтому некоторое смещение точки съемки вправо или влево от Фронтальной плоскости объекта всегда содействует лучшему выявлению его формы, а следовательно, и документальной выразительности судебно-фотографического снимка.
От высоты точки съемки зависит весь строй снимка: его перспектива, масштабные отношения предметов в кадре, смысловой акцент и основное содержание. На месте происшествия обычно фотографируют с высоты роста человека, но иногда следует выбрать точку
съемки на каком-либо возвышении. В некоторых случаях рациональнее эту точку занизить, избегая при этом ракурса — такого показа привычного предмета, когда возникает искаженное представление о его истинной форме и размерах.
С выбором точки съемки неразрывно связано кадрирование и композиционное построение кадра: расположение в нем важнейших компонентов объекта съемки. Кадрирование осуществляют с помощью видоискателя, заранее произведя наводку на резкость. Точка съемки при этом корректируется. Следует исключить из кадров все лишнее, не имеющее непосредственного отношения к объекту съемки, чтобы оно не мешало восприятию главной информации, запечатленной при фотографировании.
Определение глубины резкости и диафрагмы. Для данного объектива глубина резко изображаемого пространства зависит от расстояния до точки наводки и величины отверстия диафрагмы. Выбирая точку наводки, следует помнить, что резко изображаемое пространство лежит как за, так и перед ней, ближе к фотоаппарату. Практически, если фотографируемый объект имеет некоторую протяженность (глубину), то точку наводки следует выбирать примерно на расстоянии 1/3 от передней границы объекта вглубь.
Пользуясь шкалой наводки (рис. 2), можно определить расстояние, на которое следует установить объектив, чтобы при данной диафрагме получить необходимые границы глубины резко изображаемого пространства, а также величину диафрагмы, нужной для получения заданной глубины резкости.
щкале глубин резкости подбирают два одинаково обозначенных яения диафрагмы, расстояние между которыми равно или несколь-Д больше того, которое найдено на шкале расстояний.
j(примеру, при фотосъемке реального или инсценированного места происшествия необходимо получить глубину резко изобража-мого пространства от 3 до 7 м. Плоскость наводки находится на _асстоянии 4 м от объектива. Из рис. 2 видно, что поставленная цель достигается при диафрагме 5,6. Однако всегда следует учитывать, что пользование шкалой глубин резкости позволяет существенно рационализировать наводку объектива на резкость и избежать излишне сильного диафрагмирования, уменьшающего освещенность изображения на пленке. Так, если главный объект съемки (предположим, труп на месте происшествия) находится на расстоянии 2,5 м от точки съемки, а фон, на котором его запечатлевают (в частности, забрызганная кровью стена), — на расстоянии 8 м, то на обзорном снимке важно получить резкое изображение и трупа, и стены. Психологический стереотип заставит фотографирующего избрать объектом наводки на резкость труп, т.е. установить объектив на расстояние 2,5 м. По рис. 3 видно, что для получения резкого изображения фона придется поставить диафрагму 16. Глубина резко изображаемого пространства окажется от 1,5 до 9 м, т.е. поставленная задача будет решена, но ценой сильного диафрагмирования объектива. Однако ее рациональнее всего решить при диафрагме 8 и установке объектива на расстояние около 4 м, что позволит сократить выдержку при съемке в четыре раза.
Рис. 2. Шкала наводки фотоаппарата «Зенит»: а — шкала расстояний; б — значение относительного отверстия На практике чаще всего приходится находить величину диафрагмы, необходимой для получения требуемой глубины резкости. При этом после наводки объектива на резкость (чем будет определено расстояние до объекта съемки) следует найти на шкале расстояний нужные границы глубины резко изображаемого пространства. Затем 58 |
Рис. 3. Шкала глубин резкости |
59 |
Определение выдержки при съемке. Выдержка при съемке зависит от светочувствительности пленки, освещенности объекта и выбранной диафрагмы. Определение выдержки обычно затруднений не вызывает. Необходимо только помнить, что с изменением диафрагмы на одно деление шкалы выдержку следует изменить (уменьшить или увеличить) в 2 раза и что она обратно пропорциональна светочувствительности пленки.
Значительно сложнее зависимость выдержки от освещения объекта съемки, ибо, если съемка производится при естественном освещении, оно обусловлено временем дня, сезоном, состоянием погоды, географической широтой местности и ее высотой над уровнем моря, местом съемки (помещение, улица, поле, снежная равнина и т.д.) и, наконец, отражающей способностью запечатлеваемого объекта (светлый, темный). Поэтому определение выдержки «на глаз» требует большого опыта. Начинающим криминалистам следует использовать фотоэлектрический экспонометр типа «Свердловск» (рис. 4), а если его нет, можно руководствоваться табл. 1, где прослеживается зависимость выдержки и дидфрагмы от освещенности и типа пленки.
Таблица составлена для пленок отечественного производства при съемке летом в дневное время. Фотографируя светлые объекты (берег озера, окрашенные светлой краской здания и т.п.), диафрагму следует уменьшить на одно деление, а при съемке темных предметов соответственно увеличить.
Таблица 1
Освещение
| Диафрагма
| Выдержка, с
| ||
ФН-32 | ФН-64 | ФН-125 | ||
Яркое солнце | 8 | 11 | 16 | 1/250 |
Солнце в дымке | 8 | 11 | 16 | 1/250 |
Пасмурно | 5,6 | 8 | 11 | 1/60 |
Очень пасмурно | 4 | 5,6 | 8 | 1/60 |
Подобные таблицы позволяют избавить начинающего фотографа-криминалиста лишь от грубых ошибок при определении выдержки. Точно установить экспозицию позволяют фотоэлектрические экспонометры любого типа. Экспонометр, действующий на принципе фотоэлектрического эффекта, состоит из селенового фотоэлемен-
та, вырабатывающего ток под влиянием света, высокочувствительного гальванометра, измеряющего этот ток, и калькулятора. Отклонение стрелки гальванометра пропорционально яркости и освещенности объекта съемки.
Рис. 4. Фотоэкспонометр |
Большое влияние на величину выдержки оказывает интервал яркостей фотографируемого объекта. Любой объект съемки, как правило, имеет участки, разной яркости, поэтому разные места пленки получают при фотографировании различные порции света. Если интервал яркостей объекта невелик, то небольшие погрешности в определении экспозиции не сказываются на качестве негатива, его контрастность будет нормальной. При значительном интервале яркостей выдержка должна быть максимально точной. Для этого с помощью экспонометра измеряют наибольшую и наименьшую яркость объекта и, определив выдержку для каждой из них, берут среднее значение, равноотстоящее от двух найденных. Фотографируя большие объекты (общий вид места происшествия и т.п.), измерение освещенности экспонометром следует производить от фотоаппарата с точки съемки, а снимая мелкие предметы (следы пальцев рук, ног и др.), подносить экспонометр непосредственно к плоскости объекта.
Выбор освещения при съемке. При фотографическом запечатле-нии криминалистических объектов свет играет исключительно важную роль. Их объем и форма, цвет, контрастность, различия в оттенках, фактура поверхности передаются на снимках благодаря правильно подобранному освещению.
В процессе фотосъемки применимо как естественное освещение, так и искусственные источники света. По своему характеру освещение может быть светотеневым и тональным, локальным и силуэтным.
При светотеневом освещении объемность фотографируемого объекта передается посредством ярко выраженных света и тени. Этот вид освещения создают направленные световые лучи, падающие под некоторым углом к поверхности объекта съемки. Тоновое освещение не дает четкой передачи объема. Объект в этом случае освещается рассеянным светом, лучи которого идут параллельно оптической оси
фотообъектива. При локальном освещении световой поток концентрируется на какой-то ограниченной части криминалистического объекта, представляющей наибольший интерес. Силуэтное освещение отличается тем, что передний план снимаемого кадра в той или иной степени затемняется, а предметы, расположенные в его глубине, как бы высвечиваются направленными световыми потоками.
При фотографировании (особенно в помещении) нередко приходится использовать несколько источников света. Последние различаются между собой направлением светового потока, интенсивностью, количеством и спектральным составом лучей на разных участках фотографируемого криминалистического сюжета. Эти источники в фотографии именуют элементами освещения или видами фотографического света. Всего их различают шесть: общий заполняющий, основной направленный (рисующий), выравнивающий, моделирующий, контровой и фоновой свет.
Общий заполняющий свет используется для проработки всех деталей фотографируемых объектов и должен хорошо освещать их затененные участки. Потоки этого света должны падать на криминалистический объект со стороны фотокамеры и сверху. Осветители лучше располагать за камерой на некотором расстоянии от фотографирующего.
Основной направленный (рисующий) свет предназначен для того, чтобы подчеркнуть наиболее криминалистически значимые участки и детали снимаемого объекта. При этом хорошо передается объем, форма, глубина и фактура поверхности.
Выравнивающий свет используют для подсветки затененной стороны фотографируемых предметов. Он создает оптимальный баланс между светлыми и темными участками фотографируемых объектов. В криминалистической и любительской фотографии в качестве источников выравнивающего света применяются легкие экраны-отражатели из белой ткани, а то и просто большие листы бумаги (например, ватман).
Моделирующий и контровой виды света чаще применяются в павильонной съемке. В криминалистических целях они используются при опознавательном фотографировании и съемке вещественных доказательств. Назначение моделирующего света — создать на снимаемом субъекте соответствующие блики и тени для достижения наибольшей выразительности его отдельных деталей, например глаз, подбородка, волос и др. Контровой свет используется для того, чтобы отделить снимаемый объект от фона и четче его обрисовать. Он подается сзади объекта в направлении фотоаппарата. Такой свет,
62
конечно же, должен быть не очень сильным, чтобы не слепить фотографирующего.
Предназначение фонового света — равномерное освещение заднего плана фотографируемого кадра. И здесь выбираются источники света средней мощности, чтобы не создавать больших различий в яркости и контрастности.
При выборе световых условий фотосъемки, различных видов света и дополнительных источников, определении освещенности решаются три главных задачи: композиционная, изобразительная и фототехническая. Хотя изобразительная задача, в сущности, является частью композиционной, в художественной фотографии ее считают самостоятельной. При ее решении приемы съемки направлены на передачу объемности предметов и глубины пространства на двумерной плоскости фотографического снимка. Решение этих вопросов входит и в композиционную задачу.
В криминалистической фотографии под композицией кадра следует понимать грамотный выбор объекта и точки съемки, гармоничное объединение отдельных элементов в единое целое, обеспечение правильной передачи геометрических форм предметов в кадре и их функционального назначения. При построении фотокомпозиции (кроме рассмотренных выше) применяются следующие приемы: такое построение кадра, чтобы снимок был в целом понятен; использование тональной перспективы; обеспечение передачи соотношения яркостей и теней, применение различных видов света, создание освещения, оптимального именно для данного вида съемки.
Решение задач фотокомпозиции предполагает учет особенностей как естественного, так и искусственного освещения. При естественном освещении, кроме общей освещенности, необходимо принимать во внимание такие факторы, как отражение света от поверхности снега, земли, стены, характер облачности, наличие дымки или тумана, географическое положение местности, где осуществляется съемка, время года, дня и др. В течение светового дня освещенность заметно варьирует в зависимости от высоты солнца. В фотографии день принято делить на три периода: 1) эффектное освещение — высота солнца от 0 до 15°, освещенность недостаточная либо малая; 2) нормальное освещение — высота солнца от 15 до 60°, достаточная освещенность, наилучшая световая и цветовая контрастность (этот период наиболее оптимален для съемки); 3) зенитное освещение — отличается значительной разницей в освещенностях горизонтальных и вертикальных поверхностей, вследствие чего считается наименее благоприятным для фотографирования.
63
Если фотосъемка ведется в помещении, то, решая задачи фотокомпозиции, необходимо иметь в виду, что получить качественное изображение снимаемого криминалистического объекта можно, лишь применив несколько осветителей. При этом может быть использован и естественный свет.
Искусственные источники, используемые в качестве фотографических осветителей, оснащены электрическими лампами накаливания. В последние годы широко применяются также галогенные лампы, отличающиеся от обычных малыми габаритами, более длительным сроком свечения, очень высокой световой отдачей и не изменяющимся в течение всего срока спектральным составом излучения.
Для специальных видов съемки (в частности, исследовательских криминалистических) нередко используются люминесцентные лампы дневного, белого и холодного света. Широкое распространение получили импульсные газоразрядные лампы, а также удобные в работе, легкие и мощные импульсные лампы-вспышки.
После определения общего характера освещения, установки основных и дополнительных источников света и решения задач фотокомпозиции следует решить последнюю задачу — фототехническую. Сюда входит определение относительного отверстия диафрагмы и выдержки, другими словами, выбор фотоэкспозиции.
Фотографическую экспозицию обычно понимают как количество света, воздействующего на фотоматериал, или как определение диафрагмы и выдержки (с учетом светочувствительности пленки, свойств применяемого фотообъектива, потребной глубины резкости, освещенности снимаемого объекта и других параметров).
При фотографировании мелких вещественных доказательств, следов и т.п. студенты должны научиться пользоваться переходными (удлинительными) кольцами. Для получения фотографического изображения высокого качества и с большой глубиной резкости при пользовании переходными кольцами целесообразно применять штатив. Он позволяет произвести точную кадрировку при съемке, более тщательную наводку на резкость, выбор экспозиции с продолжительной выдержкой и относительно малым отверстием диафрагмы, что даст желаемое качество изображения.
Необходимо помнить, что применение удлинительных колец увеличивает расстояние от объектов до фотопленки, а значит, возрастают и потери света внутри аппарата. Поэтому для получения нормального по плотности негатива или диапозитива необходимо увеличить экспозицию. Далее приводится несложная таблица, позволяющая
/ 64
производить перерасчет выдержки (при неизменной диафрагме) в зависимости от номера кольца или набора колец, используемых при съемке.
Пользование таблицей поясним на примере. При съемке окрашенного следа пальца руки криминалист использует кольца № 2 и 3. Экспонометр дает показания: выдержка — 1с, диафрагма — 11. Установив эту диафрагму на объективе, нужно произвести экспонирование пленки в течение (lex 3,0) = 3 с.
Таблица 2
Номер кольца (набора) | Коэффициент увеличения выдержки |
1 | 1,2 |
2 | 1,5 |
1+2 | 1,8 |
3 | 2,2 |
1+3 | 2,6 |
2 + 3 | 3,0 |
1+2 + 3 | 3,4 |
В отечественной промышленности освоен выпуск телеконвертера ТК2М, который, имея небольшую массу и размеры, вдвое увеличивает фокусное расстояние всех объективов для фотоаппарата «Зенит», что значительно расширяет его криминалистические возможности. Телеконвертер — несложное оптическое устройство, крепящееся к фотоаппарату так же, как и удлинительные кольца. Поскольку часть света, прошедшего через объектив, поглощается линзами телеконвертера, необходима корректировка экспозиции, заключающаяся в ее четырехкратном увеличении. Так; если освещенность снимаемого объекта требует выдержку 1/125 при диафрагме 8, то при фотографировании с телеконвертером нужно либо поставить диафрагму 4 при той же выдержке, либо увеличить выдержку до 1/30 при неизменной диафрагме, либо на одну ступень увеличить одновременно и то, и другое, т.е. снимать с выдержкой 1/60 при диафрагме 5,6. Некоторые фотоаппараты, в частности «Зенит-ТТЛ», никаких перерасчетов не требуют, поскольку потери освещенности автоматически учитываются встроенным экспонометром.
Применение сменной оптики. Далеко не все учебные задачи, решаемые студентами на практических занятиях по криминалистичес-
65
5-171
кой фотографии, можно осуществить с помощью обычного объектива. Иногда возникает необходимость в применении сменной оптики — широкоугольных и длиннофокусных объективов, которые в «Зените-ТТЛ» могут использоваться без дополнительных устройств благодаря зеркальной системе визирования.
Например, при съемке инсценированного места происшествия, расположенного внутри помещения ограниченных размеров либо на узкой улице, когда необходимо запечатлеть всю обстановку, а выбрать достаточно удаленную точку съемки не представляется возможным, следует применить широкоугольный объектив типа «Мир». Широкоугольные объективы имеют большой угол зрения, дают значительную глубину резко изображаемого пространства, позволяют фотографировать с близкой дистанции. Однако следует иметь в виду, что они заметно искажают привычную для глаз перспективу. На снимке передний план занимает значительное место, чем создается обманчивое впечатление приближенности передних предметов и удаленности задних. Такое перспективное преувеличение оправданно лишь тогда, когда необходимо выделить в кадре какой-либо предмет, находящийся на переднем плане. В иных случаях этот эффект создает неверное представление о снимаемой обстановке, например, тесная комната выглядит на фотоснимке просторным залом.
Съемку в крупном масштабе удаленных предметов, к которым невозможно подойти близко, следует осуществлять с помощью длиннофокусных объективов (телеобъективов). Такие объективы, как МТО-500 и МТО-1000 с фокусным расстоянием соответственно 0,5 и 1 м, позволяют получать качественные фотоснимки при большом удалении от объекта съемки. Однако они имеют весьма малую светосилу, поэтому должны применяться в условиях хорошей освещенности.
При выборе объектива для конкретных условий съемки следует отправляться от величины его фокусного расстояния и дистанции до фотографируемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в расстояние между ними.
Разрядка фотоаппарата. После того как последний кадр пленки проэкспонирован, аппарат необходимо разрядить. Существует два способа разрядки.
1. Нажав на кнопку перемотки, пленку возвращают из открытой кассеты в темную, после чего открывают заднюю крышку и извлекают кассету с экспонированной пленкой. Разрядка в этом случае производится на свету.
2. В полной темноте открывают заднюю крышку аппарата и снимают экспонированную пленку с приемной (открытой) кассеты.
Первым способом следует пользоваться тогда, когда фотографирующий не заснял на одну пленку все необходимые объекты. В этом случае он, перезарядив аппарат, заканчивает фотосъемку на последующих пленках.
Второй способ применим в случаях, когда у фотографирующего есть возможность сразу по окончании съемки произвести обработку экспонированного материала. Тогда пленка, извлеченная из аппарата, сразу наматывается на улитку фотобачка. Этому способу следует по возможности отдавать предпочтение, так как на пленке не будет продольных царапин, нередко образующихся в ходе обратной перемотки.
Зарядка фотобачка. Поскольку зарядка фотобачка производится
B полной темноте, нужно тщательно подготовить рабочее место в лаборатории. Для этого слева на столе кладут аппарат или кассету с экспонированной пленкой, перед собой помещают катушку фото-„ бачка в разобранном виде, справа ставят корпус бачка и его крышку. Ничего другого на месте зарядки быть не должно.
Студенту-юристу, изучающему основы криминалистической фотографии, важно выработать у себя привычку класть необходимое в работе оборудование и инструменты всегда на определенное место, чтобы они постоянно были под рукой, так как большая часть фотографических операций с пленкой и бумагой производится в темноте или при слабой освещенности.
Отечественная промышленность выпускает фотобачки двух видов: односпиральные и двухспиральные. При обработке узкой фотографической пленки (35-мм) предпочтительнее более простой и удобный в работе односпиральный бачок. Для обработки широкой фотопленки (60-мм) оптимальны двухспиральные бачки.
Зарядка односпирального бачка осуществляется следующим образом.
1. Экспонированная пленка извлекается из кассеты, сворачивается рулончиком и берется в правую руку. Свободный ее конец с длинным односторонним вырезом зажимается между большим и указательным пальцами.
2. Спираль катушки берется в левую руку и ставится основанием на стол.
3. Свободный конец пленки прижимается к оси спирали так, чтобы вырез на нем располагался сверху, а нижний край прилегал к основанию улитки и выступ на цилиндрической части оси был под большим пальцем правой руки. Верхняя часть катушки бачка левой
рукой надевается на ось улитки таким образом, чтобы свободный конец пленки оказался зажатым на катушке.
4. Катушка берется левой рукой и располагается выступом от себя. Пленка удерживается безымянным и большим пальцами правой руки. Свободными пальцами этой руки и левой катушка вращается по часовой стрелке до тех пор, пока вся пленка не будет намотана.
5. Затем необходимо проверить качество
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!