Основные положения техники фотографирования — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные положения техники фотографирования

2021-10-05 63
Основные положения техники фотографирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для получения фотографического изображения места происшест­вия, обнаруженных в ходе его осмотра следов, предметов и орудий преступления, а также для решения с помощью фотосъемки других криминалистических задач применяется разнообразная фотографи­ческая техника.

Выпускаемые отечественной промышленностью фотоаппараты независимо от вида и конструкции имеют следующие основные узлы: корпус, объектив, диафрагму, видоискатель (визир), затвор, лентопротяжный механизм и фокусировочное устройство.

Фотографический объектив — это собирающая оптическая сис­тема, предназначенная для получения действительного (неискажен­ного) изображения объекта съемки на светочувствительных фотома­териалах. Являясь важнейшей частью фотоаппарата, объектив пред­ставляет собой точную оптическую конструкцию, состоящую из не­скольких собирающих и рассеивающих линз.

Линзы размещены в оправе, которая фиксирует их взаимное по­ложение и предохраняет от смещения, загрязнения и повреждений. На оправу большинства объективов нанесены две шкалы: расстоя­ний и глубины резкости. Последняя шкала связана с устройством, называемым диафрагмой, которая предназначена для регулировки светового пучка, поступающего от объекта съемки на светочувстви­тельный материал. Применяемые в следственной практике фотока­меры снабжены, как правило, ирисовой диафрагмой, позволяющей плавно изменять диаметр отверстия, пропускающего свет. Просвет диафрагмы определяет действующее отверстие объектива.

Основные параметры фотографического объектива, характери­зующие его эксплуатационные качества: фокусное расстояние, отно­сительное отверстие (светосила), угол изображения, разрешающая сила и глубина резкости.


Фокусное расстояние — размер промежутка между задней глав­ной точкой и задним фокусом объектива. Для большинства объекти­вов эта величина постоянна и обозначается на оправе буквой F. фокусное расстояние объектива зависит от фокусных расстояний составляющих его линз и их взаимного расположения. При прочих равных условиях объектив с большим фокусным расстоянием дает при съемке более крупное изображение. Масштаб изображения прак­тически прямо пропорционален величине фокусного расстояния, т.е. при съемке удаленных объектов с одной точки двумя объективами, у одного из которых фокусное расстояние втрое больше, чем у другого, масштаб изображения объекта на пленке в первом случае будет втрое больше, чем во втором.

Относительным отверстием называют отношение диаметра дей­ствующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Эта величина указывается на оправе объектива в виде дроби, например 2,8/50. Относительное отверстие характеризует важнейшее свойство объектива — его светосилу. Светосила — величина, определяющая освещенность, даваемую объективом в плоскости изображения. Чем больше светосила объектива, тем лучше освещенность изображения, создаваемого на поверхности светочувствительного материала. Вы­сокая светосила объектива позволяет использовать при съемке фото­пленки малой светочувствительности либо снимать объекты при слабом освещении. Светосила объектива прямо пропорциональна его действующему отверстию и обратно пропорциональна квадрату его фокусного расстояния.

Углом изображения называют угол между двумя прямыми, со­единяющими концы диагонали кадрового окна фотоаппарата с зад­ней главной точкой объектива. Он зависит от размеров кадрового окна и фокусного расстояния. В зависимости от назначения фото­объективы выпускаются с различными углами изображения: 40— 60° — у нормальных объективов, более 60° — у широкоугольных и менее 30° — у длиннофокусных.

Разрешающая сила — способность фотообъектива раздельно передавать мелкие детали снимаемого объекта. Она определяется максимальным числом штрихов, расположенных на 1 мм в центре и по краю изображения. В центре поля разрешающая сила выше, чем по краям. Наибольшее значение разрешающей силы получается при диафрагмах 8, 11 и 16, которые рекомендуется устанавливать при фотографировании мелких объектов с большим количеством дета­лей, подлежащих фиксации.

Глубина резкости — способность объектива давать в одной плос­кости резкое изображение предметов, расположенных от него на

разных расстояниях. С этой величиной связана имеющая существен­ное практическое значение глубина предметного пространства, резко изображаемого объективом. Она тем больше, чем дальше от фотоап­парата расположен снимаемый объект (плоскость наводки на рез­кость) и чем меньше фокусное расстояние объектива и отверстие диафрагмы.

Главное требование, предъявляемое к корпусу фотоаппарата, — абсолютная светонепроницаемость. В корпусе, защищающем свето­чувствительный материал от воздействия постороннего света, мон­тируются все узлы и детали фотоаппарата. К нему чаще всего резьбо­вым соединением крепится объектив.

Видоискатель (визир) служит для определения границ кадра при наводке аппарата на объект съемки и кадрирования изображения. Высокое качество визирования дают зеркальные видоискатели, со­стоящие из двух положительных линз и зеркала, расположенного под углом 45° к их оптической оси. Окуляр видоискателя у фотоаппара­тов, применяемых в следственной практике, снабжен кольцом диопт­рийной корректировки, позволяющим настраивать изображение в зависимости от состояния зрения фотографирующего.

Затвором называют механизм, регулирующий при фотосъемке продолжительность прохождения света через объектив и воздейст­вия его на светочувствительную пленку. Интервалы задаваемых за­твором выдержек обычно составляют доли секунды. ГОСТом уста­новлен следующий ряд моментальных выдержек: 1,1/2,1/8,1/15,1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 с. Кроме того, у всех фотоаппаратов типа «Зенит» есть так называемая произвольная выдержка (выдержка «от руки»), обозначенная индексом «В». При установке затвора на «В» продолжительность воздействия света на пленку определяется самим фотографом. Этой выдержкой обычно пользуются при съемке слабо освещенных объектов со штатива в ходе осмотра места проис­шествия.

Наибольшее распространение получили шторнощелевые затво­ры, у которых две светонепроницаемые эластичные шторки движут­ся под действием пружин, и выдержка определяется величиной обра­зуемой между ними щели за счет запаздывания одной из шторок.

Лентопротяжный механизм (транспортирующее устройство) ис­пользуется для перемещения фотопленки точно на один кадр после каждой экспозиции. Приводом этого механизма обычно служит рифленая головка либо рычаг (курок), поворотом которого перево­дится пленка. В лентопротяжный механизм входят также счетчик кадров и устройство обратной перемотки пленки.

54

Фокусировочное устройство предназначено для получения рез­кого изображения снимаемого объекта. В большинстве современных фотокамер фокусировка осуществляется с помощью дальномера — механизма, соединенного с подвижной частью оправы объектива. Вращая ее и глядя в окуляр дальномера, добиваются совмещения раздвоенного контура изображения.

Следователи органов прокуратуры и милиции имеют на вооруже­нии фотоаппараты «Зенит» различных модификаций. Фотокамеры этого класса портативны, удобны в обращении и гарантируют боль­шую глубину резкости. Это зеркальные фотоаппараты, позволяю­щие непрерывно наблюдать фотографируемый объект, что обеспе­чивает надежное кадрирование, так как оно производится непосред­ственно через объектив. Лентопротяжный механизм аппарата соеди­нен с приводным устройством затвора, исключая возможность по­вторного экспонирования одного и того же кадра. Пленка транспор­тируется поворотом рычага. Задняя крышка корпуса откидная. Каме­ра укомплектована нормальным объективом «Индустар-50» или «Ге-лиос-44М», позволяющим снимать объект с минимального расстоя­ния 55 см. При использовании сменной оптики визирование и фоку­сировка осуществляются без дополнительных приспособлений. Зер­кальный видоискатель делает возможным применение удлинитель­ных колец для съемки мелких предметов с большим увеличением, репродуцирование документов, фотографирование в нужном мас­штабе далеко и близко расположенных объектов и др. Общее устрой­ство фотоаппарата «Зенит-ТТЛ», его основные узлы и детали пред­ставлены на рис. 1.

Подготовка фотоаппарата к съемке начинается с зарядки свето­чувствительного материала — фотопленки в кассету. Делать это удобнее всего в специальной темной комнате лаборатории либо в обычном помещении с применением светозащитного зарядного мешка.

С кассеты снимают крышку, катушку берут в левую руку так, чтобы ее длинный конец был на большом, а короткий — на указа­тельном пальце. Извлеченную из упаковки пленку вставляют заост­ренным концом в замок катушки, следя, чтобы ее шероховатый (эмульсионный) слой был обращен внутрь. Держа пленку в руке за края, ее наматывают на катушку, слегка натягивая. При этом следует избегать прикосновения пальцев к подложке и эмульсии, поскольку на пленке остаются пятна, ухудшающие качество изображения. После намотки катушку с пленкой вставляют в корпус кассеты удли­ненным концом вниз и закрывают крышку. Заряженную кассету

55

Рис. 1. Общее устройство фотоаппарата:

1 — рычаг автоспуска; 2 — кнопка включения автоспуска; 3 — спусковая кнопка с гнездом под тросик; 4 — штепсельное гнездо для лампы-вспышки; 5 — ушко для крепления ремня к фотоаппарату; 6 — рукоятка обратной перемотки; 7 — диск светочувствительности пленки; 8 — диск выдержек затвора; 9 — втулка отключения затвора; 10 —лимб счетчика кадров; 11 —рычаг взвода затвора и транспортировки пленки; 12 — обойма для крепления лампы-вспышки и других фотопринадлежностей; 13 — объектив «Гелиос-44М»; 14 — светонепроницаемый корпус; 15 — гнездо кассеты; 16 — поводок кассетной катушки; 17 — заглушка гнезда для установки элемента РЦ-53; 18 — окуляр видоискателя; 19 — защелка замка; 20 — откидная крышка камеры; 21 — приемная катушка; 22 — мерный валик; 23 — прижимный столик; 24 — шторки затвора

пуст проверить на свету: выходящий наружу конец пленки дол-вытягиваться без усилий и быть обращенным эмульсионной оной к кадровому окну фотоаппарата. Этот свободный конец

пят на приемной катушке так, чтобы пленка при намотке распо-агалась эмульсионной стороной наружу. Затем вводят в перфораци-нные отверствия пленки зубчики лентопротяжного механизма и закрывают заднюю крышку.Счетчик кадров устанавливают против цифРы «О» (поворотом лимба) и 2—3 раза взводят и спускают затвор, убрав тем самым засвеченный при зарядке конец пленки на прием­ную катушку.

В зависимости от вида подлежащего фотографированию объекта важно правильно выбрать точку, с которой будет производиться съемка, и определить глубину резкости.

Точка съемки характеризуется тремя параметрами: расстоянием от фотоаппарата до снимаемого объекта, направлением оптической оси объектива по отношению к объекту и высотой. Значение каждого из этих параметров состоит в следующем. Масштаб получаемого на пленке изображения обратно пропорционален расстоянию между аппаратом и снимаемым объектом (чем дальше объект, тем мельче его изображение на пленке). Вместе с тем удаление фотокамеры от снимаемого объекта расширяет границы предметного пространства, которое «видит» объектив. Выбирая точку съемки, нужно стремиться к тому, чтобы запечатлеваемые объекты занимали в кадре макси­мально большую площадь, т.е. всегда стараться производить фото­графирование с возможно минимального расстояния. Это позволит получить наиболее детальные фотоизображения.

От расстояния до снимаемого объекта зависит и передача на сним­ке пространственной перспективы, поэтому выбор точки съемки сле­дует производить, не допуская ее искажения. Так, направление опти­ческой оси объектива по отношению к снимаемому объекту сущест­венным образом влияет на воспроизведение объема и формы запе­чатленных предметов. При съемке трехмерных объектов на фотогра­фии бывают хорошо представлены только их длина и высота. Третья величина — ширина (глубина) передается перспективой изображе­ния, поэтому некоторое смещение точки съемки вправо или влево от Фронтальной плоскости объекта всегда содействует лучшему выяв­лению его формы, а следовательно, и документальной выразитель­ности судебно-фотографического снимка.

От высоты точки съемки зависит весь строй снимка: его перспек­тива, масштабные отношения предметов в кадре, смысловой акцент и основное содержание. На месте происшествия обычно фотографи­руют с высоты роста человека, но иногда следует выбрать точку

съемки на каком-либо возвышении. В некоторых случаях рациональ­нее эту точку занизить, избегая при этом ракурса — такого показа привычного предмета, когда возникает искаженное представление о его истинной форме и размерах.

С выбором точки съемки неразрывно связано кадрирование и композиционное построение кадра: расположение в нем важнейших компонентов объекта съемки. Кадрирование осуществляют с помо­щью видоискателя, заранее произведя наводку на резкость. Точка съемки при этом корректируется. Следует исключить из кадров все лишнее, не имеющее непосредственного отношения к объекту съем­ки, чтобы оно не мешало восприятию главной информации, запечат­ленной при фотографировании.

Определение глубины резкости и диафрагмы. Для данного объ­ектива глубина резко изображаемого пространства зависит от рассто­яния до точки наводки и величины отверстия диафрагмы. Выбирая точку наводки, следует помнить, что резко изображаемое простран­ство лежит как за, так и перед ней, ближе к фотоаппарату. Практичес­ки, если фотографируемый объект имеет некоторую протяженность (глубину), то точку наводки следует выбирать примерно на расстоя­нии 1/3 от передней границы объекта вглубь.

Пользуясь шкалой наводки (рис. 2), можно определить расстоя­ние, на которое следует установить объектив, чтобы при данной диафрагме получить необходимые границы глубины резко изобра­жаемого пространства, а также величину диафрагмы, нужной для получения заданной глубины резкости.

щкале глубин резкости подбирают два одинаково обозначенных яения диафрагмы, расстояние между которыми равно или несколь-Д больше того, которое найдено на шкале расстояний.

j(примеру, при фотосъемке реального или инсценированного места происшествия необходимо получить глубину резко изобража-мого пространства от 3 до 7 м. Плоскость наводки находится на _асстоянии 4 м от объектива. Из рис. 2 видно, что поставленная цель достигается при диафрагме 5,6. Однако всегда следует учитывать, что пользование шкалой глубин резкости позволяет существенно раци­онализировать наводку объектива на резкость и избежать излишне сильного диафрагмирования, уменьшающего освещенность изобра­жения на пленке. Так, если главный объект съемки (предположим, труп на месте происшествия) находится на расстоянии 2,5 м от точки съемки, а фон, на котором его запечатлевают (в частности, забрыз­ганная кровью стена), — на расстоянии 8 м, то на обзорном снимке важно получить резкое изображение и трупа, и стены. Психологичес­кий стереотип заставит фотографирующего избрать объектом навод­ки на резкость труп, т.е. установить объектив на расстояние 2,5 м. По рис. 3 видно, что для получения резкого изображения фона придется поставить диафрагму 16. Глубина резко изображаемого пространства окажется от 1,5 до 9 м, т.е. поставленная задача будет решена, но ценой сильного диафрагмирования объектива. Однако ее рациональ­нее всего решить при диафрагме 8 и установке объектива на расстоя­ние около 4 м, что позволит сократить выдержку при съемке в четыре раза.



 


Рис. 2. Шкала наводки фотоаппарата «Зенит»: а — шкала расстояний; б — значение относительного отверстия

На практике чаще всего приходится находить величину диафраг­мы, необходимой для получения требуемой глубины резкости. При этом после наводки объектива на резкость (чем будет определено расстояние до объекта съемки) следует найти на шкале расстояний нужные границы глубины резко изображаемого пространства. Затем

58


Рис. 3. Шкала глубин резкости


59


 

Определение выдержки при съемке. Выдержка при съемке зави­сит от светочувствительности пленки, освещенности объекта и вы­бранной диафрагмы. Определение выдержки обычно затруднений не вызывает. Необходимо только помнить, что с изменением диафраг­мы на одно деление шкалы выдержку следует изменить (уменьшить или увеличить) в 2 раза и что она обратно пропорциональна свето­чувствительности пленки.

Значительно сложнее зависимость выдержки от освещения объ­екта съемки, ибо, если съемка производится при естественном ос­вещении, оно обусловлено временем дня, сезоном, состоянием по­годы, географической широтой местности и ее высотой над уровнем моря, местом съемки (помещение, улица, поле, снежная равнина и т.д.) и, наконец, отражающей способностью запечатлеваемого объ­екта (светлый, темный). Поэтому определение выдержки «на глаз» требует большого опыта. Начинающим криминалистам следует ис­пользовать фотоэлектрический экспонометр типа «Свердловск» (рис. 4), а если его нет, можно руководствоваться табл. 1, где про­слеживается зависимость выдержки и дидфрагмы от освещенности и типа пленки.

Таблица составлена для пленок отечественного производства при съемке летом в дневное время. Фотографируя светлые объекты (берег озера, окрашенные светлой краской здания и т.п.), диафрагму следует уменьшить на одно деление, а при съемке темных предметов соответ­ственно увеличить.

Таблица 1

Освещение

 

Диафрагма

 

Выдержка, с

 

ФН-32   ФН-64   ФН-125  
Яркое солнце   8   11   16   1/250  
Солнце в дымке   8   11   16   1/250  
Пасмурно   5,6   8   11   1/60  
Очень пасмурно   4   5,6   8   1/60  

Подобные таблицы позволяют избавить начинающего фотогра­фа-криминалиста лишь от грубых ошибок при определении выдерж­ки. Точно установить экспозицию позволяют фотоэлектрические экспонометры любого типа. Экспонометр, действующий на принци­пе фотоэлектрического эффекта, состоит из селенового фотоэлемен-

 

та, вырабатывающего ток под влиянием света, высокочувствительного гальвано­метра, измеряющего этот ток, и калькуля­тора. Отклонение стрелки гальванометра пропорционально яркости и освещенности объекта съемки.

Рис. 4. Фотоэкспонометр

Большое влияние на величину выдерж­ки оказывает интервал яркостей фотогра­фируемого объекта. Любой объект съемки, как правило, имеет участки, разной яркос­ти, поэтому разные места пленки получают при фотографировании различные пор­ции света. Если интервал яркостей объекта невелик, то небольшие погрешности в оп­ределении экспозиции не сказываются на качестве негатива, его контрастность будет нормальной. При значительном интервале яркостей выдержка должна быть макси­мально точной. Для этого с помощью экспонометра измеряют наи­большую и наименьшую яркость объекта и, определив выдержку для каждой из них, берут среднее значение, равноотстоящее от двух най­денных. Фотографируя большие объекты (общий вид места проис­шествия и т.п.), измерение освещенности экспонометром следует производить от фотоаппарата с точки съемки, а снимая мелкие пред­меты (следы пальцев рук, ног и др.), подносить экспонометр непо­средственно к плоскости объекта.

Выбор освещения при съемке. При фотографическом запечатле-нии криминалистических объектов свет играет исключительно важ­ную роль. Их объем и форма, цвет, контрастность, различия в оттен­ках, фактура поверхности передаются на снимках благодаря правиль­но подобранному освещению.

В процессе фотосъемки применимо как естественное освещение, так и искусственные источники света. По своему характеру освеще­ние может быть светотеневым и тональным, локальным и си­луэтным.

При светотеневом освещении объемность фотографируемого объекта передается посредством ярко выраженных света и тени. Этот вид освещения создают направленные световые лучи, падающие под некоторым углом к поверхности объекта съемки. Тоновое освещение не дает четкой передачи объема. Объект в этом случае освещается рассеянным светом, лучи которого идут параллельно оптической оси

фотообъектива. При локальном освещении световой поток концент­рируется на какой-то ограниченной части криминалистического объ­екта, представляющей наибольший интерес. Силуэтное освещение отличается тем, что передний план снимаемого кадра в той или иной степени затемняется, а предметы, расположенные в его глубине, как бы высвечиваются направленными световыми потоками.

При фотографировании (особенно в помещении) нередко прихо­дится использовать несколько источников света. Последние различа­ются между собой направлением светового потока, интенсивностью, количеством и спектральным составом лучей на разных участках фотографируемого криминалистического сюжета. Эти источники в фотографии именуют элементами освещения или видами фотогра­фического света. Всего их различают шесть: общий заполняющий, основной направленный (рисующий), выравнивающий, моделирующий, контровой и фоновой свет.

Общий заполняющий свет используется для проработки всех дета­лей фотографируемых объектов и должен хорошо освещать их зате­ненные участки. Потоки этого света должны падать на криминалис­тический объект со стороны фотокамеры и сверху. Осветители лучше располагать за камерой на некотором расстоянии от фотографирую­щего.

Основной направленный (рисующий) свет предназначен для того, чтобы подчеркнуть наиболее криминалистически значимые участки и детали снимаемого объекта. При этом хорошо передается объем, форма, глубина и фактура поверхности.

Выравнивающий свет используют для подсветки затененной сто­роны фотографируемых предметов. Он создает оптимальный баланс между светлыми и темными участками фотографируемых объектов. В криминалистической и любительской фотографии в качестве ис­точников выравнивающего света применяются легкие экраны-отра­жатели из белой ткани, а то и просто большие листы бумаги (напри­мер, ватман).

Моделирующий и контровой виды света чаще применяются в па­вильонной съемке. В криминалистических целях они используются при опознавательном фотографировании и съемке вещественных доказательств. Назначение моделирующего света — создать на сни­маемом субъекте соответствующие блики и тени для достижения наибольшей выразительности его отдельных деталей, например глаз, подбородка, волос и др. Контровой свет используется для того, чтобы отделить снимаемый объект от фона и четче его обрисовать. Он подается сзади объекта в направлении фотоаппарата. Такой свет,

62

конечно же, должен быть не очень сильным, чтобы не слепить фото­графирующего.

Предназначение фонового света — равномерное освещение задне­го плана фотографируемого кадра. И здесь выбираются источники света средней мощности, чтобы не создавать больших различий в яркости и контрастности.

При выборе световых условий фотосъемки, различных видов света и дополнительных источников, определении освещенности ре­шаются три главных задачи: композиционная, изобразительная и фототехническая. Хотя изобразительная задача, в сущности, являет­ся частью композиционной, в художественной фотографии ее счита­ют самостоятельной. При ее решении приемы съемки направлены на передачу объемности предметов и глубины пространства на двумер­ной плоскости фотографического снимка. Решение этих вопросов входит и в композиционную задачу.

В криминалистической фотографии под композицией кадра сле­дует понимать грамотный выбор объекта и точки съемки, гармонич­ное объединение отдельных элементов в единое целое, обеспечение правильной передачи геометрических форм предметов в кадре и их функционального назначения. При построении фотокомпозиции (кроме рассмотренных выше) применяются следующие приемы: такое построение кадра, чтобы снимок был в целом понятен; исполь­зование тональной перспективы; обеспечение передачи соотноше­ния яркостей и теней, применение различных видов света, создание освещения, оптимального именно для данного вида съемки.

Решение задач фотокомпозиции предполагает учет особенностей как естественного, так и искусственного освещения. При естествен­ном освещении, кроме общей освещенности, необходимо принимать во внимание такие факторы, как отражение света от поверхности снега, земли, стены, характер облачности, наличие дымки или тума­на, географическое положение местности, где осуществляется съем­ка, время года, дня и др. В течение светового дня освещенность заметно варьирует в зависимости от высоты солнца. В фотографии день принято делить на три периода: 1) эффектное освещение — высота солнца от 0 до 15°, освещенность недостаточная либо малая; 2) нормальное освещение — высота солнца от 15 до 60°, достаточная освещенность, наилучшая световая и цветовая контрастность (этот период наиболее оптимален для съемки); 3) зенитное освещение — отличается значительной разницей в освещенностях горизонталь­ных и вертикальных поверхностей, вследствие чего считается наиме­нее благоприятным для фотографирования.

63

Если фотосъемка ведется в помещении, то, решая задачи фото­композиции, необходимо иметь в виду, что получить качественное изображение снимаемого криминалистического объекта можно, лишь применив несколько осветителей. При этом может быть ис­пользован и естественный свет.

Искусственные источники, используемые в качестве фотографи­ческих осветителей, оснащены электрическими лампами накалива­ния. В последние годы широко применяются также галогенные лампы, отличающиеся от обычных малыми габаритами, более дли­тельным сроком свечения, очень высокой световой отдачей и не изменяющимся в течение всего срока спектральным составом излу­чения.

Для специальных видов съемки (в частности, исследовательских криминалистических) нередко используются люминесцентные лампы дневного, белого и холодного света. Широкое распростране­ние получили импульсные газоразрядные лампы, а также удобные в работе, легкие и мощные импульсные лампы-вспышки.

После определения общего характера освещения, установки ос­новных и дополнительных источников света и решения задач фото­композиции следует решить последнюю задачу — фототехничес­кую. Сюда входит определение относительного отверстия диафраг­мы и выдержки, другими словами, выбор фотоэкспозиции.

Фотографическую экспозицию обычно понимают как количество света, воздействующего на фотоматериал, или как определение диа­фрагмы и выдержки (с учетом светочувствительности пленки, свойств применяемого фотообъектива, потребной глубины резкости, освещенности снимаемого объекта и других параметров).

При фотографировании мелких вещественных доказательств, следов и т.п. студенты должны научиться пользоваться переходными (удлинительными) кольцами. Для получения фотографического изображения высокого качества и с большой глубиной резкости при пользовании переходными кольцами целесообразно применять шта­тив. Он позволяет произвести точную кадрировку при съемке, более тщательную наводку на резкость, выбор экспозиции с продолжи­тельной выдержкой и относительно малым отверстием диафрагмы, что даст желаемое качество изображения.

Необходимо помнить, что применение удлинительных колец уве­личивает расстояние от объектов до фотопленки, а значит, возраста­ют и потери света внутри аппарата. Поэтому для получения нормаль­ного по плотности негатива или диапозитива необходимо увеличить экспозицию. Далее приводится несложная таблица, позволяющая

/ 64

производить перерасчет выдержки (при неизменной диафрагме) в зависимости от номера кольца или набора колец, используемых при съемке.

Пользование таблицей поясним на примере. При съемке окра­шенного следа пальца руки криминалист использует кольца № 2 и 3. Экспонометр дает показания: выдержка — 1с, диафрагма — 11. Ус­тановив эту диафрагму на объективе, нужно произвести экспониро­вание пленки в течение (lex 3,0) = 3 с.

Таблица 2

Номер кольца (набора)   Коэффициент увеличения выдержки  
1   1,2  
2   1,5  
1+2   1,8  
3   2,2  
1+3   2,6  
2 + 3   3,0  
1+2 + 3   3,4  

В отечественной промышленности освоен выпуск телеконвертера ТК2М, который, имея небольшую массу и размеры, вдвое увеличива­ет фокусное расстояние всех объективов для фотоаппарата «Зенит», что значительно расширяет его криминалистические возможности. Телеконвертер — несложное оптическое устройство, крепящееся к фотоаппарату так же, как и удлинительные кольца. Поскольку часть света, прошедшего через объектив, поглощается линзами телекон­вертера, необходима корректировка экспозиции, заключающаяся в ее четырехкратном увеличении. Так; если освещенность снимаемого объекта требует выдержку 1/125 при диафрагме 8, то при фотографи­ровании с телеконвертером нужно либо поставить диафрагму 4 при той же выдержке, либо увеличить выдержку до 1/30 при неизменной диафрагме, либо на одну ступень увеличить одновременно и то, и другое, т.е. снимать с выдержкой 1/60 при диафрагме 5,6. Некоторые фотоаппараты, в частности «Зенит-ТТЛ», никаких перерасчетов не требуют, поскольку потери освещенности автоматически учитыва­ются встроенным экспонометром.

Применение сменной оптики. Далеко не все учебные задачи, ре­шаемые студентами на практических занятиях по криминалистичес-

65

5-171

кой фотографии, можно осуществить с помощью обычного объекти­ва. Иногда возникает необходимость в применении сменной опти­ки — широкоугольных и длиннофокусных объективов, которые в «Зените-ТТЛ» могут использоваться без дополнительных устройств благодаря зеркальной системе визирования.

Например, при съемке инсценированного места происшествия, расположенного внутри помещения ограниченных размеров либо на узкой улице, когда необходимо запечатлеть всю обстановку, а вы­брать достаточно удаленную точку съемки не представляется воз­можным, следует применить широкоугольный объектив типа «Мир». Широкоугольные объективы имеют большой угол зрения, дают зна­чительную глубину резко изображаемого пространства, позволяют фотографировать с близкой дистанции. Однако следует иметь в виду, что они заметно искажают привычную для глаз перспективу. На снимке передний план занимает значительное место, чем создается обманчивое впечатление приближенности передних предметов и удаленности задних. Такое перспективное преувеличение оправдан­но лишь тогда, когда необходимо выделить в кадре какой-либо пред­мет, находящийся на переднем плане. В иных случаях этот эффект создает неверное представление о снимаемой обстановке, например, тесная комната выглядит на фотоснимке просторным залом.

Съемку в крупном масштабе удаленных предметов, к которым невозможно подойти близко, следует осуществлять с помощью длин­нофокусных объективов (телеобъективов). Такие объективы, как МТО-500 и МТО-1000 с фокусным расстоянием соответственно 0,5 и 1 м, позволяют получать качественные фотоснимки при большом удалении от объекта съемки. Однако они имеют весьма малую свето­силу, поэтому должны применяться в условиях хорошей освещен­ности.

При выборе объектива для конкретных условий съемки следует отправляться от величины его фокусного расстояния и дистанции до фотографируемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в расстояние между ними.

Разрядка фотоаппарата. После того как последний кадр пленки проэкспонирован, аппарат необходимо разрядить. Существует два способа разрядки.

1. Нажав на кнопку перемотки, пленку возвращают из открытой кассеты в темную, после чего открывают заднюю крышку и извлека­ют кассету с экспонированной пленкой. Разрядка в этом случае про­изводится на свету.

2. В полной темноте открывают заднюю крышку аппарата и сни­мают экспонированную пленку с приемной (открытой) кассеты.

Первым способом следует пользоваться тогда, когда фотографи­рующий не заснял на одну пленку все необходимые объекты. В этом случае он, перезарядив аппарат, заканчивает фотосъемку на последу­ющих пленках.

Второй способ применим в случаях, когда у фотографирующего есть возможность сразу по окончании съемки произвести обработку экспонированного материала. Тогда пленка, извлеченная из аппара­та, сразу наматывается на улитку фотобачка. Этому способу следует по возможности отдавать предпочтение, так как на пленке не будет продольных царапин, нередко образующихся в ходе обратной пере­мотки.

Зарядка фотобачка. Поскольку зарядка фотобачка производится

B полной темноте, нужно тщательно подготовить рабочее место в лаборатории. Для этого слева на столе кладут аппарат или кассету с экспонированной пленкой, перед собой помещают катушку фото-„ бачка в разобранном виде, справа ставят корпус бачка и его крышку. Ничего другого на месте зарядки быть не должно.

Студенту-юристу, изучающему основы криминалистической фо­тографии, важно выработать у себя привычку класть необходимое в работе оборудование и инструменты всегда на определенное место, чтобы они постоянно были под рукой, так как большая часть фото­графических операций с пленкой и бумагой производится в темноте или при слабой освещенности.

Отечественная промышленность выпускает фотобачки двух видов: односпиральные и двухспиральные. При обработке узкой фо­тографической пленки (35-мм) предпочтительнее более простой и удобный в работе односпиральный бачок. Для обработки широкой фотопленки (60-мм) оптимальны двухспиральные бачки.

Зарядка односпирального бачка осуществляется следующим об­разом.

1. Экспонированная пленка извлекается из кассеты, сворачивает­ся рулончиком и берется в правую руку. Свободный ее конец с длин­ным односторонним вырезом зажимается между большим и указа­тельным пальцами.

2. Спираль катушки берется в левую руку и ставится основанием на стол.

3. Свободный конец пленки прижимается к оси спирали так, чтобы вырез на нем располагался сверху, а нижний край прилегал к основанию улитки и выступ на цилиндрической части оси был под большим пальцем правой руки. Верхняя часть катушки бачка левой

рукой надевается на ось улитки таким образом, чтобы свободный конец пленки оказался зажатым на катушке.

4. Катушка берется левой рукой и располагается выступом от себя. Пленка удерживается безымянным и большим пальцами пра­вой руки. Свободными пальцами этой руки и левой катушка вра­щается по часовой стрелке до тех пор, пока вся пленка не будет намотана.

5. Затем необходимо проверить качество


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.