Взаимосвязь монетарной и фискальной политики. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Взаимосвязь монетарной и фискальной политики.

2021-10-05 34
Взаимосвязь монетарной и фискальной политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В движении общественного продукта монетаристы акцент дела-ют на деньги. Основополагающим условием монетаризма является уравнение обмена, имеющее вид MV = PQ, где М - предложение де-нег; V - скорость обращения денег, точнее скорость оборота одно-именной денежной единицы в течение года; Р - уровень цен или, вер-нее сказать, средняя цена, по которой продается единица физическо-го объема производства; Q - физический объем произведенных това-ров и услуг. Что-то аналогичное есть и у кейнсианцев: Са + Ln + Xn 4 + G = ЧНП, где Са + Ln +Xn + G - совокупные расходы; ЧНП - чис-тый национальный продукт или объем производства в стране. Приве-денное кейнсианское уравнение легко преобразуется в монетарист-ское уравнение, ибо MV является эквивалентом Са + Ln + Xn + + G. Что касается ЧНП, известно, что он представляет собою сумму физического объема производства различных товаров и услуг (О), умноженную на соответствующие им цены (Р). Значит ЧНП = PQ. и соответственно равны кейнсианское и монетаристское уравнения. Различие состоит в сущности проблемы: кейнсианское уравнение от-водит деньгам второстепенную роль, а монетаристы именно в денеж-ном предложении видят единственный важный фактор, определяю-щий уровень производства, занятости и цен. Следует одновременно конкретизировать, что монетаризм входит органическим звеном в классическую теорию совокупного спроса.

Как и классики в целом, монетаристы считают, что скорость об-ращения денег стабильна, она меняется, но постепенно и предсказуе-мым образом, а это говорит о том, что производство и спрос могут уравновешиваться между собою. Поэтому, если деньги разумно инве-стировать в производство, то за этим последует расширение спроса. Деньги в силу этого являются решающим фактором экономической активности и уровня цен. У них денежные предложения - «причина», а ВНП - «следствие».

С точки зрения кейнсианцев, скорость обращения денег изменя-ется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорцио-нально предложению денег. Скорость обращения денег колеблется как в течение цикла, так и в длительной перспективе. Отсюда вывод; связь между изменением денежного предложения и последующим из-менением ЧНП слаба и сомнительна. Гораздо более мощным средст-вом стабилизации экономики кейнсианцы считают фискальную по-литику. Монетаристы абсолютно отвергают ее в качестве регулиру-ющего фактора производства. Безрезультатность фискальной поли-тики, по их мнению, обусловлена эффектом вытеснения. Суть его трактуется так: государство посредством налогов или через государ-ственные займы изымает деньги у населения, тем самым оно вступа-ет в конкурентную борьбу с частным бизнесом за инвестиционные фонды, вытесняет частный сектор из сферы инвестиций, а значит и бизнеса. Кейнсианцы не признают это вытеснение значительным для экономического развития и роста чистого национального продукта. Таково в общих чертах различие между монетаристской и кейнсианской концепциями роли денег в экономике.

 


51. Безработица и ее типы. Естественный уровень безработицы. Экономические издержки безработицы. Закон Оукена. Возможности государственного регулирования уровня безработицы.

Рабочая сила – экономически активное население, это часть трудоспособного

населения, которая желает, может и имеет право работать. В неё включаются занятые и

безработные. В рабочую силу не включаются:

- лица нетрудоспособного возраста (17, 70);

- недееспособные граждане (инвалиды I и II гр.);

- лица, отбывающие долгосрочные (> 3 лет) ограничения воли;

- работники, которые не ищут работу, не имеют её, либо не желают работать.

Занятые – те, кто имеет работу в данный момент, а также которые работают неполный

рабочий день или неполную рабочую неделю.

Безработные – лица, которые не имеют работы, но активно её ищут и готовы

приступить к ней в любой момент времени.

Безработица – невозможность найти себе работу.

Виды безработицы:

1) Фрикционная (конъюнктурная) – связана с индивидуальным желанием работника

найти более высокооплачиваемую или интересную работу, т.е. когда увольнение по собственному желанию.

2) Структурная – связана с изменением технологии производства.

Это специальности: пахарь, счетовод и т.д.

Структурная + фрикционная = естественный уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы (5-6 %) характерен для употенц.

3) Циклическая = фактический уровень – естественный.

Экономические издержки экономики – недопроизводство товаров и услуг, которое выражается в отставании фактического ВВП от потенциального (закон Оукена).

где y – фактический ВВП; y’ – потенциальный ВВП; β – коэффициент Оукена (2 3); U – фактическая безработица; U’ – естественная безработица.

3 подхода:

1) Классический

Рис.

2) Кейнсианское регулирование. Сокращение безработицы производится за счёт

стимулирования эффективного спроса, т.е. проведения стимулирующей фискальной

политики (G↑, T↓).

3) Монетарный подход. Стимулирование совокупного предложения за счёт политики

«дешевых денег». T↓ и G↓ => D↓

 


52. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Виды инфляции.

Инфляция:

- заполнение каналов товарного обмена пустыми, неподкреплёнными денежными знаками.

- это последовательный постоянный рост уровня цен.

Причины инфляции: лежат в колебаниях совокупного спроса и предложения на товарном рынке, а также спроса на деньги и предложения денег на денежном рынке.

1) Инфляция спроса

 

Рост совокупного спроса AD↑ может быть вызван:

- рост потребительских расход С↑ (рост трансфертных платежей);

- рост инвестиционных расходов (см. неценовые факторы совокупного спроса);

- рост государственных расходов G↑.

2) Инфляция издержек – возникает вследствие сокращения совокупного предложения, вызванного ростом цен на ресурсы. Ключевые ресурсы – зарплата и энергетические.

 

Виды инфляции:

I. 1) Открытая – ярко выражается через рост уровня цен и открыто реализуется через инфляцию спроса и издержек.

2) Скрытая – рост уровня цен сдерживается искусственно правительством, а наличие

инфляции можно определить по косвенным признакам (рост национальной валюты, падение покупательской способности населения, рост банковских процентных ставок).

3) Подавленная – изменение уровня цен не происходит из-за того, что государство самостоятельно регулирует спрос и предложение на каждом рынке.

II. По темпам роста уровня цен

1) Нормальная (3-5 %).

2) До 10 % - умеренная.

3) Нарастающая или ползущая (до 50 %).

4) До 150 % - галопирующая.

5) Гиперинфляция.

Дефляция – снижение уровня цен.

Дезинфляция – снижение темпов роста уровня цен.

Стагфляция – стагнация (падение объемв производства) + инфляция.

 


53. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Экономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Между инфляцией и безработицей существует чёткая обратная связь.

 

Чем больше рост уровня цен, тем меньше безработица. И наоборот.

Социальные и экономические последствия инфляции:

1) Социальные:

от инфляции страдают:

- ресурсоёмкие отрасли;

- держатели сбережений;

- лица с фиксированным доходом;

- тот, кто вынужден амортизировать большую долю своего оборудования.

2) Экономические выражаются в:

- неэффективном перераспределении ресурсов в экономике;

- доход правительства от эмиссии денег (сеньораж С = М - 3М, М – номинальная стоимость выпущенной денежной массы, 3М – затраты на её выпуск и оборот).

Антиинфляционная политика.

Нет единого мнения по этому вопросу.

2 подхода:

1) Кейнсианский – за счёт сдерживающей фискальной политики сдерживается темп роста эффективного спроса, что приводит к ВВП↓ до потенциального уровня и снижению роста уровня цен.

2) Монетарный – сокращение темпов роста совокупного предложения AS за счёт политики «дорогих денег» при увеличении банковской процентной ставки.

 


54. Внешнеэкономические операции. Преимущества международной торговли. Выигрыш от международной торговли. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые мероприятия. Импортные квоты. Торговый баланс. Платежный баланс.

Внешнеэкономические операции.

Проблемы открытой экономики:

1) Свободный переток ресурсов, товаров и услуг (в мировой экономике ресурсы перетекают туда, где дают максимальный эффект от их использования). Например: миграция капитала, рабочей силы.

2) Относительная эффективность инструментов денежно-кредитной политики и фискальной политики при воздействии на национальную экономику.

3) С целью повышения эффективности национальной экономики государство вынуждено принимать меры по стимулированию национального экспорта и сокращению импорта.

Достоинства международной торговли заключаются в получении абсолютных и относительных выигрышей от торговли, которые возникают вследствие определённых территориальных, климатических и других условий конкретной национальной экономики.

Абсолютный выигрыш – чистый доход экономики от специализации на выпуске определённой группы товара, затраты на производство которого в данной экономике

минимальны.

Относительный выигрыш – возникает, когда иностранная экономика имеет более эффективное производство для обоих товаров, однако целиком специализируется на одном из них, который даёт больший эффект. В этом случае вторая страна производит недостающий товар, и, реализуя его, получает относительное преимущество.

Государственные меры по регулированию международной торговли:

1) Тарифы – установление импортных тарифов приводит к ограничению более дешевой импортной продукции в национальной экономике.

2) Экспортные субсидии – меры по стимулированию национального экспорта: льготное налогообложение, пониженные тарифы на товары и услуги.

3) Демпинг – реализация продукции на рынке определённой страны по ценам ниже рыночных или по ценам ниже себестоимости.

Антидемпинг – установление импортных тарифов или наложение демпинговых штрафов.

4) Регулирование налогообложения и таможенных пошлин.

5) Импортные квоты – законодательно установленное ограничение на импорт

отдельных категорий товара.

Торговый баланс – это разница между физическим экспортом и импортом.

Платежный баланс – состояние по расчётам в экспортно-импортных операциях

между страной и остальным миром.

 


55. Номинальный и реальный обменный валютный курс. Плавающий и фиксированный обменный курс. Стабилизация обменного курса и ее результаты. Валютные интервенции.

Номинальный курс – это соотношение обмена двух валют сложившееся на определённый период времени.

Реальный валютный курс – количество товаров и услуг, которое может бытьприобретено за данную валюту в национальной и иностранной экономике.

где  – индекс внутренних цен национальной валюты; – индекс зарубежных ценнациональной валюты.

Два вида курса номинальной национальной валюты:

1) Плавающий – устанавливается за счёт равновесия спроса и предложения на валюту.

Плавающий курс может применяться только в сильной экономике, где Центробанк обеспечен золотым запасом.

2) Фиксированный курс – на определенный период времени (год) определяется среднийуровень курса национальной валюты либо валютный коридор (минимальное и максимальное значения). Это требуется для того, чтобы чётко спрогнозировать будущие статьи бюджета, а также точно планировать государственные меры по фискальной политике и денежно-валютной политике.

Как правило, пользуются несильные экономики и сильно интегрированные в мировое сообщество.

Центральный банк производит стабилизацию обменного курса за счёт валютных и рублевых интервенций.

Валютная интервенция – продажа иностранной валюты.

 


56. Экономические системы. Смешанная экономика. Особенности и этапы переходной экономики Беларуси. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики РБ. Преобразование структуры народного хозяйства.

Выделяют экономические системы: чистый, капитализм, командная экономика, традиционная, смешанная.

1) Чистый капитализм – частная собственность на экономические ресурсы, свобода предпринимательства, рыночный механизм регулирования на уровне макроэкономики, наличие множества продавцов и покупателей каждого продукта.

2) Командная экономика –государственная собственность практически на все экономические ресурсы. Монополизация и бюрократизация экономики. Централизованное планирование.

3) Традиционная – для слаборазвитых стран. Базируется на отсталой технологии, широкое распространение ручного труда, многоукладность экономики, основанной на традициях. Особое значение имеют иностранные инвестиции.

4) Смешанная. Основой являются смесь командной системы и чистого капитализма. Она основана на частной и государственной собственности, характеризуется вмешательством государства в экономику. Когда рынки не справляются с размещением ресурсов, обращаются к государству.

Функции смешанной экономики:

-определяет приоритеты развития системы, цели, выделяет ресурсы для достижения этих целей

-законодательная и правовая. Государство создает правовую базу, обеспечивает защиту прав собственника, регулирует отношения между производителями и потребителями.

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, незначительно изменились функции банковской системы РБ.

Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на:

1991—1995гг.—период глубокого затяжного экономическо­го кризиса;

1996—2000гг. — этап выхода экономики из кризисного со­стояния и углубления рыночных отношений;

2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инно­вационный путь устойчивого экономического развития

В нашей стране приблизились к идее социально-ориентированной или социально-регулируемой рыночной экономике. Основные черты современной экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность, современные технологии, использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования, совершенствование отношений собственности и ее развитие, экономическая свобода, развитая система хозяйственного законодательства, достижение макроэкономического равновесия, активная роль государства, позитивное воздействие рынка.

В преобразовании структуры выделяются три основных направления становления рынка:

Либерализация экономики — освобождение от ограничений государствленной экономики, создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, а также открытости экономики.

Структурные преобразования —изменения структуры путем, преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа.

 


57. Функции государства в смешанной экономике. Институционально-правовые функции. Ликвидация негативных эффектов рыночного поведения. Сглаживание циклических колебаний. Антимонопольное регулирование.

Выделяют следующие функции государства в смешанной экономике:

Институционально-правовые функции. Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям и определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний.

Ликвидация негативных эффектов рыночного поведения. В ряде случаев рынок не в состоянии обеспечить равновесие в силу очень сложных или очень масштабных экономических или социальных дефектов. Возникают так называемые внешние эффекты, на которые рынок просто не реагирует. Для Республики Беларусь таким внешним эффектом явилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Здесь социальные затраты становятся намного больше рыночных и эту разницу должно покрывать государство за счет общественных средств.

Негативное влияние рынка охватывает:

-вопросы охраны окружающей среды;

-государственной системы образования и медицинского обслуживания;

-реализация прав на труд - теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.

-организацией фундаментальных научных исследований;

Сглаживание циклических колебаний. Государство должно осуществлять сглаживание в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности - снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.

В период подъема государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики - повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики.

Антимонопольная политика система государственных мер правового, экономического, денежного, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Она ориентирована на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Способы борьбы с монополизацией рынков:

1) предельное упрощение процедуры сотворения новых компаний;

2) принудительное разделение огромнейших компаний-монополистов на несколько более маленьких и независимых друг от друга;

3) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения компаний;

4) наказание компаний за проведение политики ценовой дискриминации.

 


58. Регулирование внешних эффектов (издержек и выгод перелива), определение оптимального количества общественного товара.

Внешний эффект - ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты.

Издержки перелива. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды. Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива применяются два типа корректировочных мер: законодательные меры и особые налоги.

Выгоды перелива. Производство или потребление определенных товаров и услуг может также обусловить не требующие компенсации выгоды перелива, или выгоды, созданные внешними факторами, третьим сторонам или обществу в целом. Классическим примером со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Трансформация выгод перелива достигается следующим образом:

1. Увеличение спроса

2. Увеличение предложение

3. Правительство в роли производителя.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB(Qs) = MC(Qs),

,где MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs; MC (Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs (рис).

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

 


59. Рыночный механизм в формировании доходов и социальная политика государства. Неравенство доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Система социальной защиты.

Проводя соответствующую фискальную политику, взимая налоги с прибыли и личных доходов, государство получает возможность осуществить трансфертные платежи наименее социально защищенным слоям населения (пенсионерам, ветеранам, безработным, многодетным семьям с низкими доходами и т.п.). Такая политика позволяет правительству добиться более справедливого распределения.

Неравенство в обществе отражается с помощью кривой Лоренца.

 

Чем правее и ниже от линии абсолютного равенства находится кривая Лоренца, тем больше неравенство в доходах.

Для измерения величины неравенства используется коэффициент (индекс) Джини, равный отношению площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника под этой же кривой.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1.Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

Социальная защита основывается на двух источниках финансирования: государственном и частном. Поощряя частное предпринимательство во всех секторах экономики и взимая налоги. Основную тяжесть по социальной защите несет государство, которое оказывает помощь наименее социально защищенным группам населения. Эта помощь идёт по линии государственного социального страхования (выплаты пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца и т.п.), а также государственного вспомоществования.

 


60. Стабилизационная и структурная политика государства. Прямое и косвенное воздействие государства на экономику и ее рост. Типы, цели и факторы экономического роста. Особенности стабилизационной и структурной политики в РБ.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление "монетарного якоря".

Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью увеличения объема продукции, стимулирования инвестиций.

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.

Факторы, обеспечивающие экономический рост

Количество и качество природных ресурсов

Трудовые ресурсы

Капитал

Технический прогресс

Инвестиции

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста.

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала.

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе), чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг), трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки) и отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

Структурная политика Беларуси- - скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

Цели структурной политики РБ:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.