Коррекционно-развивающая направленность курса — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Коррекционно-развивающая направленность курса

2021-10-05 41
Коррекционно-развивающая направленность курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от доступных учащимся видов речевой деятельности работа с вербальным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного варианта осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума и в соответствии с тяжестью проявления и структурой речевого нарушения.

Отбор материала для изучения (языковых единиц) осуществляется с учётом его соответствия речеязыковым и связанным с ними речемыслительным возможностям обучающихся с ТНР данного возраста, а также потенциала коррекционного воздействия, влияния на личность ученика в целом и на формирование языковой личности подростка в частности.

Теоретический материал дисциплин филологической направленности (определения понятий, формулировка правил и др.) адаптируется в плане его языкового оформления и объема предъявляемой информации.

Предъявление вербального материала и ознакомление с ним учащихся осуществляется в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия ребенка и может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). При необходимости вербальный материал (например, грамматические конструкции, тексты и т.п.) обеспечивается графическим или предметным сопровождением (схемы, модели и др.).

Изложение обучающимся текстового материала в устной и или письменной форме иные виды работы с текстом (редактирование, трансформация, восстановление, сочинение, рассуждение на тему или по заданию и др.) осуществляется после предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы.

Все виды языкового анализа и описание его результатов осуществляются по заданному алгоритму с возможной опорой на схему.

Для заикающихся детей целесообразным является увеличение времени для устного ответа, предоставление времени на подготовку ответа.

Оценивание результатов освоения программы

Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа.

Оценивание устных ответов осуществляется без учета нарушений языковых/ речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и др.).

Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.

Развитие речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью практическую подготовку к освоению предметных результатов в данной области, а также развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

Реализация данной цели осуществляется в процессе решения ряда задач:

· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

· расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации.

· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

· формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстов в ходе его восприятия, а также его продуцирования;

· развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Развитие речи» имеет практическую направленность и обеспечивает практическое владение теми языковыми единицами, которые с точки зрения теории русского языка будут изучаться в области «Филология». Пропедевтическая направленность курса реализуется в ходе развития и совершенствования навыков устной и письменной речи за счет коррекции механизмов аудирования, говорения, чтения и письма. Взаимосвязь с программой развития речи в рамках предметной области «Филология» и использование специфических методов и приемов позволяет ученикам с тяжелыми нарушениями речи достигнуть предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям основной школы. Кроме того в рамках данного курса на основе тренировочных упражнений восполняются пробелы в коммуникативном развитии учащихся с ТНР, что обеспечивает их дальнейшую успешную социализацию.

В содержании программы выделено четыре направления работы: Работа над словом, Работа над словосочетание и предложением, Работа над текстом, Виды речевой деятельности и культура речи.

Работа над словом. В рамках данного направления предполагается организация работы по расширению и уточнению словарного запаса. В отличие от начальной школе, когда основное внимание уделялось количественным параметрам, в основной школе расширение словарного запаса происходит, прежде всего, за счет лексической системности, освоения сложных морфологических категорий, присущих литературному письменному языку, развития образности за счет освоения коннотативного значения лексических единиц, использования их в рамках образных выражений. Данный раздел тесно связан, с одной стороны, с тематикой курса «Русского языка», поскольку предполагает опережающее практическое знакомство с языковым материалом, который позже будет изучаться теоретически. С другой – с курсом литературы, как базовый для освоения лексических средств выразительности, обеспечивающий понимание текстов различных жанров и их продуцирование.

Содержание данного направления определяется рядом условий:

1. Обеспечение успешности освоения предметных результатов раздела «Филология», а также других разделов. В связи с этим в содержание работы включается лексика, фразеологизмы, используемые в текстах, предлагаемых для литературного чтения, по другим предметам. Данная работа должна носить опережающий характер, для того чтобы сформировать у детей предварительные знания о семантике изучаемой лексике, способа ее употребления.

Кроме того для успешного освоения программного материала по разделу «Русский язык» необходимо освоить те грамматические категории, которые будут изучаться с теоретической точки зрения. На уроках развития в опережающем режиме учащихся учат опознавать части речи, понимать их обобщенное значение, изменять их, кроме того обучающиеся тренируются использовать данные части речи в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи.

2. Расширение словарного запаса за счет разнообразных форм словообразования. Формирование внимательного отношения к морфемной и словообразовательной структуре слова. Практическое использование словообразования для формулирования и выражения коммуникативных интенций.

Такое опережающее обучение учитывает специфические потребности учащихся с тяжелыми нарушениями речи и формируют речевой опыт практического словоупотребления.

3. Восполнение пробелов лексической индивидуальной системы. Как известно, у детей с тяжелыми нарушениями речи существуют проблемы в формировании лексической системы, образующей многокомпонентные парадигматические и синтагматические отношения. Поэтому на всех этапах обучения необходимо отрабатывать навыки подбора синонимов, антонимов, омонимов и проч. Недостаток речевой практики диктует также необходимость отработки в рецептивном и продуктивном планах употребление лексики в связанных словосочетаниях различного типа, словосочетаниях с многовалентными и мало валентными связями.

4. Формирование лексики для реализации коммуникативных социальных контактов, включающее взаимодействие в различных социальных ситуациях, а также в интернет сообществах, при использовании IT технологий.

Ученики учатся различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря и других словарей как в печатном виде, так и в онлайн форме; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, на основе словообразовательного или морфемного анализа). В связи с этим широко используются разные виды лексических словарей. Использование словарей позволяет формировать внимательное отношение к языковому материалу, навыки языкового анализа.

Поскольку у подростков с ТНР и в основной школе сохраняются трудности распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия работа над этими видами парадигматических отношений продолжается и в пятом классе. Основой является программная лексика из различных разделов программы.

Кроме того, для того чтобы речь детей была выразительной, эмоционально окрашенной необходимо продолжать учить младших подростков уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

 

Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на начальной ступени работы по развитию и совершенствованию навыков установления связей между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык».

Предлагаемый для анализа и синтеза лингвистический материал постепенно по мере обучения усложняется. Однако, на протяжении всего времени обучения широко используются наглядные опоры, визуальные модели. Практическое освоение данного материала предполагает реализацию прагматического аспекта обучения языку. Это предполагает необходимость изучения синтаксических моделей в структуре текста. Важно добиться от детей умения видеть данные конструкции в тексте, понимать их семантику, а также использовать их в собственной устной и письменной речи.

Работа над предложением проводится с опорой на методы моделирования и конструирование, способствующие формированию и развитию процессов языкового анализа и синтеза. В работе над предложением уделяется большое внимание семантическим связям между словами в предложении с постепенным переходом к анализу синтаксических ролей (с использованием вопросов, схем, верификации предложений, подбору синтаксических синонимов и проч.). Одним из хорошо зарекомендовавших в работе с детьми с ТНР методов является метод символизации (опоры на материализованные основы), позволяющие целенаправленно формировать умственные действия учащихся и интериоризацию предлагаемых моделей и действий.

В ходе практических упражнений у учеников закрепляют умение распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение), в том числе, в дистантных конструкциях; выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова. Данное направление работы является актуальным на всех этапах обучения, особенно при усложнении структуры предложения и освоении структуры сложных предложений. Наблюдение, лингвистический эксперимент являются одними из ведущих форм обучения.

 

В рамках направления «Работа над текстом» предполагается организация работы по развитию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров, т.е. текстовой компетенции. В продолжение работы в начальной школе предлагается уточнить признаки текста, понятие тема текста, сюжет текста. Учащиеся знакомятся с жанровым разнообразием текстов, определять их дифференциальные характеристики.

Большое внимание необходимо уделять развитию механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.

 

Направление «Виды речевой деятельности и культура речи».

В рамках данного направления большое внимание уделяется формированию практических навыков общения в условиях реального иди удаленного взаимодействия (с использование социальных сетей и мессенджеров). Учитывая современную реальность, необходимо обучать подростков правильному поведению в условиях дискурса, учитывать традиции общения, а также уметь реагировать на его составляющие, например, на личность и манеру общения оппонента по общению. Содержание данного раздела предполагает формирование метапредметных навыков и обеспечивает успешную социализацию выпускников.

Для реализации данных задач большое значение имеет формирование навыка аудирования как метапредметного навыка. С этой точки зрения важно, чтобы учащиеся владели различными видами аудирования: выборочным, детальным – как научно-учебных, так и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Умение аудирования обеспечивает не только усвоение программного материала, но является необходимым условием успешной коммуникации. Одним из упражнений, в рамках данного направления является составление диалогов на бытовые и учебные темы. Моделирование различных бытовых и учебных ситуаций позволяет создавать шаблоны коммуникативных формулировок, соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Дети тренируются в умении начинать диалог, поддерживать его и завершать. Важно обучать детей прерывать диалог, если он угрожает их здоровью и жизни. Необходимо учитывать, что современные дети активно общаются не только в реальности, но и в виртуальном пространстве. Поэтому необходимо обсуждать с детьми правила общения в этих условиях, способы и характер безопасного общения. В связи с достижением пубертата, у учеников меняются приоритеты в общении, преобладают эмотивные формы коммуникации. Поэтому необходимо формировать сценарии решения конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Успешность и эффективность коммуникативного взаимодействия во многом определяется точностью формулировок, возможности взаимопонимания. Поэтому на основе развития словарного запаса, грамматических средств учеников учат осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом. Таким образом изученная лексика и освоенные синтаксические структура должны включаться в самостоятельные связные высказывания диалогического и монологического характера и широко использоваться в целях обучения и реальной коммуникации.

 

Все направления связаны между собой и могут реализовываться параллельно.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.