Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

2021-10-05 184
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное и использование их в речи (в рамках изученного по годам обучения). Различение и определение (с опорой на схему) различных морфологических признаков изученных частей речи. Развитие и совершенствование умения образовывать форму изученных частей речи. Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого и переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов в речи. Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление. Понимание и употребление метафор, гипербол, сравнений (в рамках изученного материала). Сравнение и различение тематических групп слов: родовых и видовых понятий. Отработка практических умений употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнение в понимание лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста (предложение, текст). Согласование слов и изменение предложно-падежные конструкции (с опорой на образец и без). Выделение словосочетаний внутри предложения, определение типа связи, главное и зависимое слово. Разбор предложения, определение вида по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ. Составление простых и сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании). Развитие умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»

Работа с текстом (определение темы и основной мысли,понимание основного содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для дальнейшего пересказа).Изложение прослушанного текста, с использованием приемов сжатия (с предварительным делением его на абзацы, выделением значимых микротем).Составление связного рассказа и пересказа на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения).Составление письменного текста (с использованием изученных особенностей частей речи, синтаксических конструкций).Аргументирование собственной позиции (отработка умения доказывать и убеждать, используя различные языковые средства и приемы).Беседы и диалоги (инициациябесед, устных монологических и диалогических высказываний, характеризующихся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций).Речевой практикум, направленный наизвлечение нужной информации, анализ и систематизацию отобранного речевого материала.Создание и редактирование текстов, нахождение и исправление ошибок. Изучение и закрепление в устной речи и на письме правил речевого этикета.Выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов (с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста).

Организация занятий

В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления содержания данного курса на занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающихся с ЗПР. Учителю-логопеду целесообразно комбинировать аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. Необходимо постоянно развивать у школьников с ЗПР умение работать с письменным текстом и справочной литературой.

Процесс овладения учебными компетенциями и навыками по коррекционному курсу основан на многократной тренировке в применении полученных знаний на практике с постепенным усложнением. Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы и т.д. Отработка и закрепление осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия» на уровень основного общего образования

В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):

По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика):

· правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;

· применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

· различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука;

· ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;

· дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;

· дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки;

· производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

· соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе;

· выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).

По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»:

· правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их;

· ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс;

· выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

· образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;

· образовывать сложные слова путем сложения основ;

· производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова;

· правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;

· соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с);

· правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).

По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»:

· правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их;

· ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное;

· различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи;

· уметь образовывать форму изученных частей речи;

· различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова;

· подбирать синонимы и антонимы;

· различать фразеологизмы и свободные словосочетания;

· различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);

· различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

· употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

· понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст);

· составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции;

· выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово;

· определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

· составлять простые и сложные предложения с однородными членами;

· применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.

По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:

· уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка;

· излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;

· связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;

· определять тему и основную мысль текста;

· понимать основное содержание, смысл текста;

· составлять простой/сложный план текста;

· использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций;

· аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы;

· участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;

· извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал;

· создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;

· соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;

· выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста.

Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционного курса

Для оценки образовательных достижений используются диагностические и проверочные работы, проводится мониторинг речевого развития обучающихся 5–9 классов. В качестве диагностического инструментария используются рекомендации и методический материал, представленные в работах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др. На основании данных методик проводится обследование устной и письменной речи, результаты которого фиксируются в протоколе, который включает речевые образцы школьника.

Одной из основных форм обследования навыков письма является диктант, который учитель-логопед проводит с группой обучающихся и анализирует на предмет наличия специфических ошибок. Также используются контрольные списывания, тестовые задания, работа с деформированным текстом, изложения и другое.

На каждого обучающегося с ЗПР заполняется Речевая карта.

Организационный раздел

2.3.1. Примерный учебный план

Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования обучающихся с ЗПР (далее – примерный учебный план), определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план[12]:

· фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;

· определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;

· распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.

В примерном учебном плане представлены десять предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Она обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической группы.

Дифференцированный подход находит отражение в индивидуализации содержания специальных образовательных условий, определяемых на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (ППк) применительно к каждому обучающемуся с ЗПР. По решению ППк образовательная организация вправе дополнять коррекционно-развивающую область курсами, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. Возможным является вариативность в выборе формы проведения занятий (индивидуальная или групповая) и/или их чередование, а также их количественное соотношение. На заседаниях ППк индивидуализируются содержание коррекционного курса специалистов и психолого-педагогического сопровождения, коррекционные подходы в работе с учащимся, объем коррекционно-развивающей помощи. При необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план, предусматривающий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. 

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

· увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

· введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;

· другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями.

Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, физкультурно-спортивное и оздоровительное), посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Помимо учебного составляется план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся с ЗПР и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.

Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение определяется Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и/или групповой форме.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники Организации (учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.).

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 ч, из них 5 ч отводится на коррекционно-развивающие курсы, 5 ч – на другие направления внеурочной деятельности.

АООП ООО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, а также с целью обеспечения различных интересов детей, могут разрабатываться с участием родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). Индивидуальный учебный план (далее ИУП) предназначен для индивидуализации содержания образования обучающегося с ЗПР в соответствии с его особыми образовательными потребностями и с учетом индивидуальных особенностей. ИУП позволяет сделать образовательный процесс более гибким и подвижным, он предоставляет возможность для образовательной организации использовать вариативные образовательные модели, подстраиваемые под конкретного ученика.

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР. ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметной области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

Форма реализация ИУП самостоятельно определяется образовательной организацией. Это могут быть учебные занятия в классе со сверстниками, индивидуальные или групповые занятия. Возможна реализация программы по ИУП с использованием дистанционных образовательных технологий и онлайн-обучения, осуществляемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога. Допустима реализация очно-заочной формы получения образования с применением электронного обучения.

Индивидуальный учебный план составляется на определенный срок, обычно на один учебный год. Организация обучения по ИУП оформляется приказом руководителя образовательной организации на основании письменного заявления родителей (законных представителей). Решение о необходимости перевода ребенка на ИУП принимается на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов).

При реализации ИУП могут использоваться различные технологии обучения, а также формы образования. Может использоваться сетевая форма образования при наличии договора о сетевом взаимодействии.

Если для реализации ИУП используется очно-заочная форма получения образования, организуемая на основании заявления родителя (законного представителя), то в учебном плане может быть указание на часы, реализуемые присутственно или индивидуально с ребенком, и часы, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Для проектирования коррекционно-развивающей области ИУП необходима организация деятельности консилиума образовательной организации. Задачами консилиума будет: анализ заключения ПМПК, ИПРА обучающегося с инвалидностью; определение индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР; конкретизация направлений коррекционной работы специалистов; выбор и обозначение дополнительных коррекционных куров, определение объема коррекционной помощи для каждого обучающегося, разработка индивидуального образовательного маршрута.

После проведения стартовой (на уровне основного общего образования) диагностики специалистов с целью определения уровня актуального развития обучающегося, проводится психолого-педагогический консилиум, на котором планируются необходимые коррекционные курсы и количество часов, отводимое для их реализации на каждого школьника.

Обеспечение индивидуализации содержания в предметной и коррекционно-развивающей областях ИУП предусматривает:

· проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся с ЗПР;

· увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов, как мера предупреждения или преодоления образовательных дефицитов у обучающихся с ЗПР;

· введение курсов коррекционно-развивающей области, специфичных для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающегося с ЗПР;

· дополнение учебных курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР;

· включение курсов внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования в соответствии с интересами и способностями обучающихся с ЗПР.

Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классе при 34 учебных неделях составляет 33 часа соответственно.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40[13] – 45 минут.

В приложении к учебному плану отражаются различные формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.

Количество часов, отводимых на изучение предметной области «Родной язык и родная литература» может корректироваться с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. Предметы «Родной язык» и «Родная литература» введены с 5 класса в объеме 1 час в неделю. В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение одного иностранного языка по причине особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР, дефицитов фонематического восприятия и недостаточности всех компонентов речевого развития. На изучение предмета «Иностранный язык» отводится 3 часа в неделю.

Предметная область «Искусство» реализуется посредством изучения учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» в 5–7 классах в объеме 2 часа в неделю.

В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, за счет включения обучающихся во внеурочную деятельность по направлениям – физкультурно-спортивное и оздоровительное. Образовательная организация вправе по согласованию с родителями обучающихся с ЗПР заменить учебный предмет «Адаптивная физическая культура» на учебный предмет «Физическая культура» или вводить «Адаптивную физическую культуру» индивидуально, исходя из психофизических возможностей обучающегося и медицинских рекомендаций.

В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, предлагается ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет «Информатика», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления по предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении данного предмета в 7–9 классах.

В учебном плане предусмотрены часы в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объеме 1 часа в 5 классе. Увеличение часов возможно за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, занятия по данной предметной области в последующих классах могут проводиться с учетом планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся.

Примерный календарный учебный график

Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса, с учетом региональных и этнокультурных традиций, с учетом плановых мероприятий учреждений культуры региона. При составлении календарного учебного графика учитываются различные подходы к системе организации учебного года: четвертная, триместровая, модульная и др.

2.3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации и может включать в себя:

· план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;

· план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);

· план работы по организации педагогической поддержки обучающихся с ЗПР (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

· план работы по обеспечению благополучия обучающихся с ЗПР в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, профилактики негативных проявлений, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

· план воспитательных мероприятий.

Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год – не более 350 часов.

Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для предотвращения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (экскурсии, походы, выезды и др.).

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

· компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

· социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;

· компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ может происходить:

· в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

· через приобщение обучающихся с ЗПР к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

· через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

 

Примерный недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР

Срок обучения – 5 лет

Предметные области

Учебные

Предметы

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX Всего   Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

4

4

3

3 3 17 Литература

3

3

2

2 2 12

Родной язык и родная литература

Родной язык

1

1

1

1 1 5 Родная литература

1

1

1

1 1 5 Иностранные языки Иностранный язык

3

3

3

3 3 15

Математика и информатика

Математика

5

5

 

    10 Алгебра

 

 

3

3 3 9 Геометрия

 

 

2

2 2 6 Информатика

 

 

1

1 1 3

Общественно-научные предметы

История России. Всеобщая история

2

2

2

2 2 10 Обществознание

 

1

1

1 1 4 География

1

1

2

2 2 8

Естественно-научные предметы

Физика

 

 

2

2 3 7 Химия

 

 

 

2 2 4 Биология

1

1

1

2 2 7 Основы духовно-нравственной культуры народов России ОДНКНР

 1

 

 

    1

Искусство

Музыка

1

1

1

    3 Изобразительное искусство

1

1

1

    3 Технологи

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.