Основные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР

2021-10-05 74
Основные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из путей формирования УУД на уровне основного общего образования является включение обучающихся с ЗПР в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации отдельной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, имеет следующие особенности:

· цели и задачи этих видов деятельности обучающихся с ЗПР определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

· учебно-исследовательская и проектная деятельность организована таким образом, чтобы в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки с ЗПР овладевали нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретали навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

· организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников с ЗПР обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, в которых могут быть востребованы практически любые способности подростков.

Специфика проектной деятельности обучающихсяв значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося с ЗПР рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся с ЗПР.

В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.

Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся с ЗПР (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на организацию коммуникативной деятельности. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих универсальных учебных действий, а именно:

· оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

· обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

· устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

· проводить эффективные групповые обсуждения;

· обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

· чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

· адекватно реагировать на нужды других.

Особое значение для развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся с ЗПР на протяжении длительного периода. В ходе такой работы подросток (автор проекта) самостоятельно или с помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

· макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

· постеры, презентации;

· альбомы, буклеты;

· реконструкции событий;

· эссе, рассказы, стихи, рисунки;

· результаты исследовательских экспедиций;

· выставки.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения ученических конференций, семинаров и круглых столов.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся с ЗПР посмотреть на различные проблемы с позиции экспертов, занимающихся научным исследованием.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности учащиеся с ЗПР с помощью педагога овладевают следующими действиями:

· постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

· формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности;

· планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

· собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

· оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

· представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

· урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

· учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

· домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

· исследовательская практика обучающихся с ЗПР;

· образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность подростков с ЗПР, в том числе и исследовательского характера;

· факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ЗПР;

· участие обучающихся в конкурсах, ученических конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в том числе в виде презентаций, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.