Река Серёжа в Нижегородской области пройдена на байдарках пензенскими туристами — КиберПедия

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Река Серёжа в Нижегородской области пройдена на байдарках пензенскими туристами

2021-10-05 30
Река Серёжа в Нижегородской области пройдена на байдарках пензенскими туристами 0.00 из 5.00 0 оценок

Группа пензенских туристов совершила сплав на байдарках (река Серёжа в Нижегородской области) с 23 по 29 мая 2021 года.

Серёжа — река в Нижегородской области, крупнейший приток Тёши. Устье реки находится в 44 км по правому берегу реки Тёши (бассейн Оки). Длина реки составляет 196 км.

Что это вообще за речка такая – Серёжа? Такой вопрос был задан участнику похода Владимиру Кондрашову.

Сплав по реке Серёжа

Придумал и организовал поход Дмитрий Жиркин.

А я попал в эту команду случайно. Один участник выпал. А так как свято место пусто не бывает, меня пригласила Королькова. Было 11 человек. Четыре байдарки «двойки», одна «тройка». Итого 5 байдарок. Ехали на микроавтобусе «Газель». В восьмом часу выехали из Пензы, во втором часу уже начали собирать байдарки. Прошли примерно 120 километров. Как говорил начальник, в какой-то день прошли 35 километров. Это максимум.

В верховьях речка интересная, своеобразная. Речка другая, в отличие от тех пензенских, на которых я бывал. А чем она другая? Я второй раз в жизни увидел воду такого цвета. Вода коричневая за счёт болот. Но вода всё равно чистая, хоть и светло-кофейного цвета. Но комаров там и мошкары — тьма! Правда, мне по барабану.

На четвёртый день фотоаппарат утопил. Я в шлёпанцах был, а они мокрые и скользкие. На берегу тина, я подскользнулся – сразу с головой, а фотоаппарат на шее висел. В общем, пока не работает. Успокаивает тот факт, что у меня второй аппарат есть, точно такой же.

- 4 -

Я к водникам до сих пор не привык. Ольга даёт команду, я понимаю по-другому и делаю всё наоборот. То же и со сборкой байдарки. Я всего третий раз на байдарке. Шпангоут? Стрингера? Что это? Я только стринги знаю.

В первые дни, во время движения, я практически спал в байдарке. Сонное «настроение» было, поэтому грёб лёжа.

А берега – заросли, болота, пристать негде. Вся цепочка озёр на Серёже — карстового, провального происхождения. Вода в них очень чистая. Район озёр — заказник, поэтому здесь запрещены охота и рыбная ловля, а озеро Святое объявлено заповедным.

Слалом в тростнике

На второй день появились тростники, настоящий слалом среди лабиринта зарослей. Плывёшь, а через тростник видишь другую байду, которая движется в противо-положном направлении. И даже порой видишь сразу три байдарки. Такие меандры река выделывает. А Меандр, кстати, это река в Малой Азии, которая имеет такую форму (ныне Большой Мендерес).

В первые дни пристать было негде. Там Сухановы пропороли байдарку, наскочили на корягу, так ремонтировались в болоте.

- 5 -

Гребли, пока место для ночёвки не находили. У меня часов нет, я по солнцу ориентировался – плюс-минус 1 час. До заката успевали разбить лагерь и приготовить ужин.

Там три озера, когда последнее прошли, обнаружили стоянку. Нормальный сухой берег. Когда болота кончились, на третий день пошли нормальные, сухие берега. Там много стоянок. Но появились завалы.

Завалы

Совершенно очевидно, что в этом году мы первые прошли по Серёже, потому что завалы мы пилили и следов деятельности других туристов не заметили. В некоторых местах полностью завалено. Два раза крупномасштабные завалы пришлось обносить.

Лучковая пила Валеры Асташина сильно выручила, ей и пилили. В один день было три завала. Мужики быстро пилили – они тренированные и опытные, а мне некогда было – я весь этот процесс на видео снимал. Правда, иногда я тоже помогал – ножовку, например, подать.

Было жарко. В первый же день все обгорели. Сердобольная Лена Андреева постоянно пыталась намазать всех мазью – комедия была. Лично я не поддался.

Виктору, например, она говорит: «Смотри, птичка летит». Он пытается птичку рассмотреть, она ему – раз мазь на то место, которое принято называть лицом.

Выплыли к нормальным берегам, где болота закончились, и пошёл уже лес – дубов там тьма… Сосен мало. Люди нам попались впервые на 4-5 день. Парень с девчонкой на мопеде. Там дороги везде.

Наверху одни болота, в ближайшей доступности деревень нет. Река Серёжа чистая, то есть ни пластика, ни бутылок в воде нет. Ниже по течению деревни есть, но они достаточно далеко от берега, с воды ни одной не видно.

Утром я всех будил. На ночёвку вставали перед заходом солнца – часов в семь. В последние дни стоянок много – основательные домики, с банями, народ приезжает на охоту и рыбалку. Домики оборудованы, всё открыто, от дождя есть где укрыться. Но мы не пользовались. Стоит дом, а внутри кунг. Это такая военная машина – кузов обитаемый, с замком, который открыт. Внутри нары есть, печка как в бане.

- 6 -

Единственная уха

На следующий день два пацана на мопедах встретились – сети проверяли. Они угостили нас рыбой. Ведь две штуки, вынутые из сетей, для них не улов. А мы уху сварили. Кто хотел, тот ел. Я, как всегда, хотел.

На выходе местные рыбачки говорили, что ничего не ловится – вся рыба на нересте. Ловили и мы, я ничего не поймал, а Асташин – одну. Но рыбка была такого размера, что пришлось отпустить.

В первый раз увидел в натуре вездеход «Шерп» со здоровенными колесами. Он проезжал по мосту, под которым мы разбирали наши байдарки. А мост пешеходный. Причём он такой – если на мосту тебе навстречу машина едет, то либо в воду прыгать, либо бежать назад.

С погодой повезло. Начали в жару, все обгорели. В конце два раза гроза была. В предпоследний день гроза, ливень, на следующее утро дождик шёл.

Вообще за весь поход ни одного туриста не встретили. Перед нами тоже никого не было, судя по завалам. Мы их первые прореживали (пропиливали).

Должны быть и песчаные пляжи, но, как Жиркин сказал – всё затоплено высокой водой. Когда половину пути прошли, появились песчаные берега.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...