Вашингтонская конференция и возвращение США на позиции изоляционизма — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вашингтонская конференция и возвращение США на позиции изоляционизма

2021-10-05 45
Вашингтонская конференция и возвращение США на позиции изоляционизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Говоря о позиции США в послевоенной системе международных отношений важно понимать 2 главные тенденции: с одной стороны, укрепление их финансового положения в сочетании с экономическим лидерством создавало материальную основу для превращения страны из региональной в великую державу, чем обусловлена активизация внешнеполитической деятельности[18]; с другой стороны, изменение соотношения сил в этот период не привело к превращению США в политического лидера общемирового масштаба. Это объясняется следующими причинами:

       1. Неподготовленность американского бизнеса к роли законодателя мод в мировой экономике, что можно объяснить незавершенностью освоения обширного внутреннего рынка. В начале 1920-х гг. 85-90% промышленной продукции, произведенной в США, потреблялась внутри страны. Что касается избыточного капитала, то, за исключением чрезвычайной обстановки в годы войны, он вывозился в ограниченное число стран Западного полушария, а в остальных секторах мирового рынка сталкивался с жесточайшей конкуренцией со стороны европейского капитала.

       2. Внешняя политика любой державы при решении глобальных проблем должна опираться не только на мощный экономический потенциал, но и на не менее значимый потенциал военный. В этой области США существенно отставали от европейских держав. Как иронично отмечали в Европе, сухопутная армия США представляла собой «величину неопределенную».

       3. Еще один препятствующий фактор лежал в сфере практической дипломатии. Уже первые попытки американской администрации играть руководящую роль в международных делах встретили упорное сопротивление со стороны искушенных в дипломатических играх правительств Англии и Франции. Премьер-министр Англии Д. Ллойд Джордж в своих мемуарах похвалил «Программу мира» Вильсона, добавив, что она «никем из союзников не рассматривалась официально и серьезно...». Еще более иронично и по-французски изощренно высказался премьер-министр Франции Ж. Клемансо: «Бог даровал нам Десять Заповедей, и мы нарушили их. Вильсон дарует свои 14 основных принципов — посмотрим!»

       4. «Проверенная временем и практикой» идеология американского изоляционизма, берущая свое начало с «Прощального послания» первого президента США Дж. Вашингтона. Идеи демократического изоляционизма (отказ от военных авантюр и колониальных захватов) пользовались широкой популярностью среди народных масс и умело использовались оппонентами Вильсона – республиканцами. 

Последние обвиняли президента в необоснованном разрыве с американскими традициям во внешней политике и отходе от доктрины невмешательства в европейские дела в ущерб национальным интересам США. Решения Парижской конференции вызвали новую волну критики со стороны республиканской оппозиции. Острое недовольство в США вызвало согласие президента на передачу Японии германских владений в Китае и в Тихом Океане. Республиканцы решительно отказывались и принять идею создания Лиги Наций, заявляя, что ни при каких обстоятельствах не допустят ограничения прав конгресса в международных делах. Сенат США отказался ратифицировать Версальский договор, на что Вильсон с горечью сказал: «Мы имели шанс добиться мирового лидерства. Мы потеряли этот шанс».

       В 1920 г. к власти пришли республиканцы. У. Гардинг заявил, что США не желают участвовать в руководстве судьбами мира. Этой линий они придерживались в течение последующих 12 лет. во внешней политике США произошел поворот от глобализма к неоизоляционизму. Новая администрация, вновь взявшая на вооружение «Доктрину Монро» считала, что главные национальные интересы США сосредоточены не в Европе, а в АТР и Латинской Америке, где они могут быть защищены и без ЛН. К тому же республиканцы считали военно-морскую программу Вильсона слишком дорогостоящей и стремились достичь компромисса с другими великими державами по вопросу морских вооружений. Расценивая итоги Парижской конференции как личное поражение Вильсона, они хотели противопоставить ему крупный успех на тихоокеанском направлении внешней политики США.

       В июле 1921 г. С. Гардинг выступил с инициативой проведения в Вашингтоне международной конференции по ограничению морских вооружений. На ней также предполагалось обсудить послевоенную ситуацию в АТР в целом. Американское предложение поддержали Китай и британские доминионы, одобрили европейские державы. Япония приветствовала стремление достичь компромисс по морским вооружениям, но не желала обсуждения других международных проблем (в частности ее присутствия в Китае и России). Но, опасаясь, остаться в изоляции, она все же поддержала американскую инициативу. Вашингтонская конференция длилась с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. Это была первая в истории многосторонняя международная встреча на высшем уровне на территории США.

       На первом заседании с программной речью выступил госсекретарь США Ч. ЮЗ. Он предложил:

ü Прекратить строительство линкоров как наиболее опасных видов морских вооружений

ü Установить предельный тоннаж линейного флота для США и Великобритании[19] – 500 тыс. т, для Японии – 300 тыс. т.[20]

ü Установить всеми державами предельный тоннаж одного линейного корабля – в 35000 т (пропускная способность Панамского канала)

На основании этих предложений был подписан «Договор 5 держав» (США, Великобритания, Франция, Италия и Япония). Это было первое в истории соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений. Его значение выходило за региональные рамки, но для АТР его роль была особенно велика, поскольку он приостановил развернувшуюся на Тихом Океане гонку вооружений.

Также был подписан «Договор 4 держав» (или «Четвертной тихоокеанский трактат»), результатом которого стало возникновение «Дальневосточной Антанты», состоящей из США, Великобритании, Франции и Японии. Он ликвидровал англо-японский союз 1902 г. и закрепил принципы коллективной безопасности в АТР. Слабая сторона этого договора это то, что не предусматривалось никаких политических или военных санкций против государства, нарушающего этот договор – на этом настояли США в рамках своего неиозоляционизма (это было стремление избежать вовлечения в конфликт за рубежом).

6 ферваля 1922 г. 9 держав (США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Япония) подписали договор о принципах и политике в отношении Китая. Стороны договорились уважать суверенитет, административную и территориальную целостность Китая и строить с ним отношения в соответствии с принципом «открытых дверей и равных возможностей», отказались от политики «сфер влияния» и согласились уважать статус Китая как нейтрального государства. 

Решения конференции имели большое международное значение. Ее главным итогом стало восстановление политического равновесия и стабильности в АТР. Вашингтонская система была более равновесной, чем Версальская: она больше соответствовала балансу национальных интересов великих держав. АТР не был расколот на победителей и побежденных. Однако сложившееся равновесие было непрочным, ввиду того, какую роль в новой системе играли Китай, Япония и Советская Россия.

 

После отказа США от роли гаранта послевоенного мирового и европейского порядка подрывал сами его основы. Теперь главная ответственность за поддержание международной стабильности легла на плечи Великобритании и Франции, но их политического веса и влияния было недостаточно для решения этой нелегкой задачи.  
К тому же острые британо-французские противоречия были серьезным препятствие для создания необходимых гарантий прочности Версальской системы. Великобритания не захотела отойти от традиционной роли континентального балансира и не пожелала без США, в одностороннем порядке, ратифицировать подписанный ею раннее с Францией гарантийный договор безопасности. Ввиду этого в Париже приступили к созданию собственной системы военно-политических союзов в Европе («тыловые союзы»). С их помощью французы рассчитывали укрепить Версальскую систему изнутри. В 1920 г. был подписан франко-бельгийский, в 1921 г. – франко-польский оборонительный союзы. В 1921-1922 гг. при активном содействии Франции Чехословакия, Румыния и Югославия создали военно-политический блок – Малую Антанту, направленный против возможной агрессии со стороны Венгрии и Болгарии.
Но справиться с ролью европейского лидера в одиночку Франции было не под силу. Она нуждалась в сильном континентальном союзнике, каким могла бы быть другая держава-победительница, постоянный член Совета Лиги – Италия. Но произошедшие в этой стране в начале 1920-х гг. внутриполитические перемены не оставляли возможностей для создания прочного итало-французского союза. В октябре 1922 г. на волне националистических настроений, порожденных итогами ПМВ к власти в Риме пришли фашисты во главе с Б. Муссолини. Постоянно растущие аппетиты фашистской Италии постепенно расшатывали Версальскую систему, а сама идеология фашизма входила в противоречие с заложенными в ее фундамент демократическими принципами.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.