Определение поклонения и его цели — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Определение поклонения и его цели

2022-07-03 31
Определение поклонения и его цели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поклонение—это прославление Бога нашими голосами и сердцем в Его присутствии. В этом опре­делении мы отмечаем, что поклонение — это акт прославления Бога. Но мы призваны славить Бо­га во всех аспектах нашей жизни, поэтому в данном определении подчеркивается, что поклонение — это нечто, совершаемое в присутствии Божьем, когда мы осознанно склоняемся пред Ним в на­шем сердце, славим Его голосом и говорим о Нем так, чтобы другие слышали. Павел призывает колосских христиан: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16, курсив мой. — У. Г.).                                          Ведь главная причина, по которой Бог призвал нас в собрание церкви, — это Его желание, чтобы мы поклоня­лись Ему. Эдмунд Клоуни мудро замечает:

Бог просил фараона: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7:16)... Бог выводит их оттуда, чтобы ввести куда-то, а именно в Его собрание, великое собрание тех, кто стоит пред Его лицом... Поэтому собрание Божье на Синае — это окончательная цель ис­хода. Бог приводит Свой народ в Свое присутствие, чтобы он мог слышать Его голос и покло­няться Ему (курсив мой. — У. Г.).

Однако Клоуни поясняет, что собрание поклонения на горе Синай не могло оставаться пред Богом вечно. Поэтому Бог установил в Церкви другие празднества, на которые три раза в год вся Церковь должна была собираться перед Ним. Он говорит, что «Израиль — это народ, созданный для служе­ния, призванный собираться во дворах Господа и совместно славить имя Всевышнего». (Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and the World, ed. D. A. Carson, pp. 17-19.)                                                                                                                                                                  При этом Клоуни указывает, что, вместо того чтобы поклоняться Богу в едином святом собрании, народ обратился к служению идолам; и тогда, вместо того чтобы собирать Свой народ для поклонения Ему, «Бог в гневе рассеял народ в изгнание». (Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and the World, ed. D. A. Carson, pp. 17-19.)                                                 Но Бог обещал, что Его план о Его народе все же будет осуществлён, что однажды появится великое со­брание не только Израиля, но всех народов перед Его престолом (Ис. 2:2-4; 25:6-8; 49:22; 66:18-21; ср.: Иер. 48:47; 49:6,39). Клоуни отмечает, что исполнение этого обетования стало осуществляться, только когда Иисус начал созидать Церковь:

Пятидесятница была временем первых плодов, началом великой жатвы искупления. Пётр проповедовал об исполнении пророчества Иоиля. Дух излился на людей, в мир вошло поклонение новой эпохи. Церковь — со­брание поклонения — восславила Бога... Начался сбор урожая... Евангельский призыв — это призыв к поклонению, к отказу от греха и обращению к имени Господа... Картина Церкви как собрания поклонения нигде не представлена более ярко, чем в Послании к Евреям (12:18-29)... В нашем поклонении в Церкви Христовой мы приближаемся к престолу Бога, Судьи всех. Мы вступаем в торжествующий собор святых и ангелов. Мы собираемся в Духе Святом и вместе с духами праведников, достигших совершенства. Мы входим в собрание славы через Христа, нашего посредника, и через кровь Его искупительной смерти...                    Итак, почтительное совместное поклонение ни в коем случае не должно быть для Церкви Божьей чем-то произвольным, необязательным... Оно выражает саму суть Церкви. На земле оно является манифестацией действительности небесного собрания (курсив мой. — У. Г.). (Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and the World, ed. D. A. Carson, pp. 20-22.)

Таким образом, поклонение — это прямое выражение конечной цели нашей жизни: «прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки». (Это выражение широко употребляется в христианских уче­ниях. Оно взято из «Вестминстерского большого катехизиса», вопрос первый: «В чём состоит основное и наивысшее предназначение человека?» Ответ: «Прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки».) Бог называет Своими сыновьями и дочерями «каждого, кто называется [Его] именем, кого [Он] со­творил для славы [Своей], образовал и устроил» (Ис. 43:6,7): Павел говорит почти в тех же самых выражениях: «Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Здесь и во многих других местах Писание ясно утверждает, что Бог со­здал нас для того, чтобы мы прославили Его.                                                                                               Когда мы размышляем о цели поклонения, мы должны помнить, что Бог достоин поклонения, а мы нет. Даже апостол Иоанн был предупреждён о том, что ему не следует поклоняться земным существам и небесным ангелам. Когда он «пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему», то ангел сказал Иоанну: «Не де­лай сего... Богу поклонись» (Отк. 22:8,9).                                                       Причина заключается в том, что Бог ревнует о Своей чести и по праву добивается славы для Самого Себя. Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5); «Славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Нечто вну­три нас должно содрогаться от этого, но также и радоваться. Мы должны содрогаться от страха ли­шить Бога Его славы. И мы должны радоваться тому обстоятельству, что Бог по праву ищет Себе славы и ревнует о ней, ибо Он более, чем что-то сотворённое Им, достоин славы. Двадцать четыре старца на небесах ощущают это почтение и эту радость, ибо они падают ниц перед престолом Бога и полагают свои венцы перед ним, воспевая: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Если мы понимаем абсолютную правильность этого высказывания, то глубоко внутри нас возникает должное состоя­ние подлинного поклонения.                                                          Поскольку Бог достоин поклонения и ищет поклонения, все в наших богослужениях должно быть спланировано и осуществлено таким образом, чтобы привлечь наше внимание не к себе самим, а к Богу, и прославить не себя самих, а Его, и побудить людей ду­мать о Нем. Нам следовало бы чаще оценивать качество наших воскресных богослужений — про­поведь, общую молитву, руководство поклонением, музыку, совершение Вечери Господней и даже объявления и пожертвования. Действительно ли все это приносит славу Богу тем, как это со­вершается? (Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждающийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник» демонстрирующий свой ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).) Пётр говорит, что духовные дары надо ис­пользовать так, чтобы «во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1 Пет. 4:11).[189]

Поклонение – это дань уважения; это отношение и действия, призванные признать и описать достоинство человека. В иудейской и христианской практике поклоняться следует только Богу, о чём говорится в каноническом Писании. Однако поклонение Богу, явленному в еврейском Писании, – непростое дело. Бог трансцендентен и незрим (Исх. 33:17–23); у Него нет формы, которую можно было воспроизвести физически (Втор. 4:11–19), а Его величие таково, что никто не может приблизиться к Нему (Исх. 19:12–13, 21–22, 24). Но этот трансцендентный Бог желает под­держивать близкие отношения со Своим народом, как со всем коллективом, так и с отдельными личностя­ми. Для поклонения такому Богу следует понимать, каким образом можно приблизиться к Нему; сама суть богословия – познание Бога, а формы и действия поклонения этому Богу – проявления данного богословия. Образ поклонения связан одновременно с идеями святости и близости. Для выполнения такой сложной за­дачи образы включают в себя действия людей и утверждение условия поклонения.

Действия поклонения. Поклоняться – это прежде всего глагол, действие. Оно мотивируется желанием по­чтить кого-либо. В Библии перечислено множество физических движений и проявлений поклонения, вклю­чая поклоны, размахивание руками, хлопанье в ладоши, танцы, процессии и пение.                                                                                                                                         В соответствии с представлением о поклонении как о почитании, мы обнаруживаем, что низкий поклон – подобающее проявление поклонения. Поклон связывается с поклонением в десяти заповедях и других ме­стах (Исх. 20:5; 23:24; Лев. 26:1; Втор. 5:9). Кланяться другим богам, природе или «изделиям рук своих» значит предаваться идолопоклонству (Мих. 5:13; Соф. 1:5). Поклоны были частью обряда жертвоприноше­ния (Втор. 26:10; 4Цар. 17:36). Это положение свидетельствует о послушании, готовности повиноваться. Святые склоняются у ног Бога и получают наставления (Втор. 33:3). Поклон, предваряющий общение с Бо­гом (Пс. 95:9), – уместное поведение для вошедшего в дом Божий (Пс. 5:8; 137:2). Отрывки-наставления в Писании настоятельно рекомендуют эту позу.                                                                                                                               В историях преклонение колен тесно связано со словесными выражениями поклонения. Узнав, что Соломон стал царём, Давид в благодарности «поклонился... на ложе своём» (3Цар. 1:47). Иов откликается на весть о смерти своей семьи тем, что «пал на землю, и поклонился», признавая власть Бога давать и забирать (Иов 1:20). Даниилу и трём его друзьям велено «пасть и поклониться» образу Навуходоносора; отказ кланяться угрожает казнью в огненной печи, которая, однако, не была успешной (Дан. 3:11). Апостол Павел сочетает словесную исповедь с преклонением колен в поклонении (Рим. 14:11; Флп. 2:10). Наконец, в Библии расска­зывается о будущем дне, когда все народы мира признают Божье правление; в это время «поклонятся» все племена (Пс. 21:28; 71:9, 11; Ис. 45:14, 23; 46:2, 6–7; Рим. 14:11; Флп. 2:10). В этом действии выражается ува­жение к величию Бога.                                                                                                                       В других действиях поклонения уважение сочетается с ликованием. Мариамь и израильтянки поклонялись Богу после избавления на Чермном море, танцуя перед Ним (Исх. 15:20); Давид так же празднует возвраще­ние ковчега (2Цар. 6:16). Автор псалма руководит поклонением, веля людям: «Да хвалят имя Его с ликами» (Пс. 149:3); «Хвалите Его с тимпаном и ликами» (Пс. 150:4). Хлопанье в ладоши указывает на великую ра­дость по причине Божьих благословений и Его заботы (Пс. 46:2; 97:8; Ис. 55:12). Поднимать вверх руки то­же рекомендуется при поклонении Богу: «Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа» (Пс. 133:2; см. также Пс. 27:2; 118:48; Плч. 2:19; 1Тим. 2:8). В песнях восхождения (Пс. 119 – 133) перечис­лены и другие особенности процессий поклонения (Неем. 12; Пс. 23; 67). Музыканты, певцы и хор также вносили вклад в поклонение Богу (Неем. 12; Пс. 150). Даже еда может быть частью выражения уважения к Богу, как в случае с пасхой (Исх. 12:18). Эти действия были частью поклонения Богу; они символизируют внешнее и внутреннее поклонение и энтузиазм в почитании Бога.    Наконец, жертвоприношения и воскурения тоже неразрывно связаны с поклонением. При освящении храма в жертву Богу приносятся «двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота» (3Цар. 8:63). Много наставлений дано по поводу символических жертвоприношений животных в скинии Ветхого Завета, а также постоянного сожжения ароматного ладана.                                                                                                                                                         Но главное в поклонении посредством жертвы – это повиновение людей Божьим заповедям. Авраам предве­щает Божью жертву, когда готов принести в жертву своего сына Исаака, чтобы почтить Бога; ему вменяется это в веру (Евр. 11:17). Новозаветные верующие должны составить идеальный храм, пожертвовав себя в ка­честве акта поклонения живому Богу (Рим. 12:1). Но в этом они лишь следуют примеру Христа, образцовой Жертвы; Его необычная жертва – главная тема всего Нового Завета (Еф. 3:2; Евр. 9:26; 10:5–10; 1Ин. 2:2; 4:10). Павел радуется тому, что сделался «жертвою за жертву» Христа (Флп. 2:17). В поклонение церкви также входит жертва, «жертва хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Жертва зани­мает важное место между действиями поклонения и его условиями, так как относится и к тому, и к другому. Как и другие действия, она указывает на готовность сердца, а вместе с другими обрядами храма является образом активного послушания.

Поклонение через воплощение. Иисус объявляет, что Он – это воплощение божественного присутствия, замещающее символику храма. Говоря о Своей власти над храмом, Он заявляет тем, кто бросает Ему вызов: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Это загадочное высказывание было понято после Его воскресения: храмом Он называл Свое Тело (Ин. 2:20–22). Потом Иисус призвал Своих учеников к поклонению (Ин. 20:28–29). Настанет время, когда ни Самария, ни Иерусалим не будут подобающим ме­стом для поклонения, но подобающее поклонение трансцендентному Богу будет совершаться «в духе и ис­тине» (Ин. 4:23–24).                                                                                                                                                      Иисус одновременно и Священник, и Жертва (Евр. 4:14–16; 10:1–10). Через «покров» плоти мы входим в само присутствие Бога, Его тронный зал, посредством Его животворящей Крови (Евр. 10:19–22). Это покло­нение нового завета, которое делает завет Синая устаревшим и ветхим (Евр. 8:7–13). Христианское поклонение – не от горы Синай, но от горы Сион, города живого Бога, небесного Иерусалима (Евр. 12:18–24). Личность Христа, искупление Его смертью и поклонение Ему – все это описывается с помощью знако­мых образов, связанных с заветом Синая; с помощью этого подчеркивается значение личности и служения Христа, искупление Которого дает людям доступ к поклонению Богу, Которого никто не видел и не может видеть.                             Христианское поклонение выражает уважение к Богу в терминах искупления и божественного присутствия Христа, крещение, вечеря Господня и молитва – основные средства выражения общения с Богом. Все они основаны на более раннем поклонении Ветхого Завета, но приобретают иное значение. Вода очищения уже символизировала у Иезекииля освобождение от греха и смерти, а также знамение, посредством которого Бог внушит людям Свою волю (Иез. 36:25–27). Для христианина крещение становится символом очищения и рождения свыше, дающих возможность поклоняться Богу (Рим. 6:3–9). Причастие не только напоминает о пасхальном искуплении, но и свидетельствует о жизни под новым заветом (Лк. 22:19–20). Молитва теперь обращена к Иисусу, так как Он един с Отцом и делает Его дело (Ин. 14:9–12). Он учит Своих учеников про­сить во имя Его (Ин. 14:13–14). Присутствие Иисуса пребудет с Его последователями в Духе, Который про­должит дело Иисуса в новом веке (Ин. 14:25–26; 16:12–14). Присутствие Бога пребывает, но это не отменяет старых символов; теперь поклонение Богу происходит в духе и истине.                  Элементы поклонения, такие как литургии крещения, причастие, гимны и молитвы, сохранились в Новом Завете, но на их литургический контекст – то есть на то, как из них складывается поклонение, – указывается редко. У ранних христиан не было общего единого образца поклонения. Представление о Теле Иисуса Хри­ста как храме и символе Божьего присутствия распространилось на Церковь как тело и храм Божий. Мы – живые камни, созидающие духовный дом, святое священство, приносящие духовные жертвы, угодные Богу (1Пет. 2:4–5). Собрания для поклонения составляют саму суть христианской веры и представляют присут­ствие Бога. Те, кто может смело войти в Святое-святых через плоть Христову (Евр. 10:20), не должны пре­небрегать собраниями, но собираться вместе для поклонения, ожидая совершения надежды на то, что они будут когда-нибудь со Христом навеки, в славе (Евр. 10:24–25). Тогда поклонение достигнет своей оконча­тельной цели.[190]

ПОКЛОНЕНИЕ

I. Вступление

А. Несколько важных вопросов

1. Что такое «поклонение»?

2. Когда и как оно начиналось?

3. Каково его содержание?

4. Кто в нем участвует?

5. Где и когда оно совершается?

Б. Эти вопросы очертят контуры нашего исследования. Нужно помнить, что оконча­тельных ответов на перечисленные вопросы не существует, а есть духовный подтекст и информация об историческом развитии.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.