Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

2022-07-03 33
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
                                                                                                                                                           (Иоан.4:19-24)

Новый русский перевод: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.           Современный перевод РБО: Бог – это Дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины». Перевод Еп. Кассиана: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Библейской Лиги ERV: Бог есть Дух, и потому те, кто Ему поклоняются, должны поклоняться Ему в Духе и истине».                                                                                                                                                                                                            Cовременный перевод WBTC: Бог есть Дух, и потому те, кто Ему поклоняются, должны поклоняться Ему в духе и истине".                                                                                                                                                         Под редакцией Кулаковых: Бог – это дух, и те, кто хочет поклоняться Ему, должны поклоняться в духе и истине».                                                                                                                                                                                                                       Русского Библейского Центра: Бог – это Дух, и те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться путем Духа и Истины».                                                                                                                                                           Слово Жизни: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.                                                     В переводе Лутковского: Бог есть дух, и верующие в Него должны молиться духовно и истинно.                 Открытый перевод: Бог есть Дух, и чтущие Его должны поклоняться Ему в духе и истине.        Еврейский Новый Завет: Бог – это Дух; и поклоняющиеся должны поклоняться ему духовно и истинно".[174]

πνεũμα (пнэума) – Дух; Существительное, Именительный падеж, Единственное число, Средний род; Варианты перевода: 4151, πνεῦμα: 1. ветер, дуновение, веяние; 2. дыхание, дух жизни, душа; 3. дух; син.2588 (καρδία), 3563 (νοῦς), 5590 (ψυχή); 4. вдохновение, расположение, настроение; LXX: 07307 (רוּחַ‎).

πνευμα (#4460) дух. Предикат без артикля подчёркивает характер и природу (см. Ин. 1:1; GGBB, 270). Так как дух не привязан ни к какому месту, иудеи и самаряне не могут ограничить его. "Бог незрим, самодостаточен и непознаваем, если Сам не желает явить Себя" (Carson)[175]

Употребление слова Иоанном:                                                                                                             Иоан.1:32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа 4151, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.  
Иоан.1:33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа 4151 сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом 4151 Святым.     
Иоан.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа 4151, не может войти в Царствие Божие.
Иоан.3:6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа 4151 есть дух 4151.
Иоан.3:8 Дух 4151 дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа 4151.  
Иоан.3:34 ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа 4151.
Иоан.4:23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе 4151 и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.     
Иоан.4:24 Бог есть дух 4151, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе 4151 и истине.
Иоан.6:63 Дух 4151 животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух 4151 и жизнь.
Иоан.7:39 Сие сказал Он о Духе 4151, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа 4151 Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
Иоан.11:33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом 4151 и возмутился
Иоан.13:21 Сказав это, Иисус возмутился духом 4151, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.    
Иоан.14:17 Духа 4151 истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Иоан.14:26 Утешитель же, Дух 4151 Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. 
Иоан.15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух 4151 истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;    
Иоан.16:13 Когда же приидет Он, Дух 4151 истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Иоан.19:30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух 4151.
Иоан.20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа 4151 Святаго.                                                                                                          1Иоан.3:24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу 4151, который Он дал нам.     
1Иоан.4:1 Возлюбленные! не всякому духу 4151 верьте, но испытывайте духов 4151, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.     
1Иоан.4:2 Духа 4151 Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух 4151, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 
1Иоан.4:3 а всякий дух 4151, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.
1Иоан.4:6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа 4151 истины и духа 4151 заблуждения.  
1Иоан.4:13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа 4151 Своего. 1Иоан.5:6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух 4151 свидетельствует о [Нем], потому что Дух 4151 есть истина. 
1Иоан.5:7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух 4151; и Сии три суть едино. 1Иоан.5:8 И три свидетельствуют на земле: дух 4151, вода и кровь; и сии три об одном.

αληθεία̣ (алэтхЭйа) – истине; Существительное, Дательный падеж, Единственное число, Женский род; Варианты перевода: 225, ἀλήΘεια правда, истина, верность, истинность, правдивость, искренность; LXX: 0571 (אֱמֶת‎), 0530 (אֱמוּנָה‎).

Употребление слова Иоанном:                                                                                                                   Иоан.1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины 225; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Иоан.1:17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина 225 произошли чрез Иисуса Христа.      
Иоан.3:21 а поступающий по правде 225 идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. 
Иоан.4:23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине 225, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Иоан.4:24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине 225.
Иоан.5:33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине 225.
Иоан.8:32 и познаете истину 225, и истина 225 сделает вас свободными. 
Иоан.8:40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину 225, которую слышал от Бога: Авраам 11 этого не делал.
Иоан.8:44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине 225, ибо нет в нем истины 225. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. 
Иоан.8:45 А как Я истину 225 говорю, то не верите Мне.   
Иоан.8:46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину 225, почему вы не верите Мне?      
Иоан.14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина 225 и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иоан.14:17 Духа истины 225, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Иоан.15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины 225, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;    
Иоан.16:7 Но Я истину 225 говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,     
Иоан.16:13 Когда же приидет Он, Дух истины 225, то наставит вас на всякую истину 225: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Иоан.17:17 Освяти их истиною 225 Твоею; слово Твоё есть истина 225.   
Иоан.17:19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною 225.
Иоан.18:37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине 225; всякий, кто от истины 225, слушает гласа Моего.      
Иоан.18:38 Пилат сказал Ему: что есть истина 225? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.                                                                                     1Иоан.1:6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине 225;
1Иоан.1:8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины 225 нет в нас.
1Иоан.2:4 Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины 225;      
1Иоан.2:21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины 225, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины 225.  
1Иоан.3:18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною 225.  
1Иоан.3:19 И вот по чему узнаем, что мы от истины 225, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
1Иоан.4:6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины 225 и духа заблуждения. 
1Иоан.5:6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина 225.                                                                                                                 2Иоан.1:1 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине 225, и не только я, но и все, познавшие истину 225,  
2Иоан.1:2 ради истины 225, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
2Иоан.1:3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине 225 и любви.    
2Иоан.1:4 Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине 225, как мы получили заповедь от Отца.                                                                                                                                                            3Иоан.1:1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине 225.
3Иоан.1:3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности 225, как ты ходишь в истине 225.
3Иоан.1:4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине 225.
3Иоан.1:8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине 225.
3Иоан.1:12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною 225; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

Богослужение было тесно связано со священным местом. В древности на горе Гаризим был построен храм, чтобы составить конкуренцию Иерусалимскому храму. Но даже после разрушения Гаризимского храма Иоанном Гирканом самаряне продолжали поклоняться на этой горе. Неясно, насколько волновали женщину эти разногласия, но она ухватилась за них как за тему, достойную обсуждения. Иисус воспользовался ее словами, чтобы сделать важное заявление, поднявшее спор о месте на более высокий уровень. Сначала Иисус перевёл разговор о месте поклонения к объекту поклонения (22). Хотя ни Иерусалим, ни гора Гаризим не имеют отношения к этому вопросу, иудеи все же превосходят самарян в своём понимании Бога. Ввиду того, что самаряне ограничивались Пятикнижием, они не владели теологическим богатством откровения Бога в остальных книгах Ветхого Завета. Говоря спасение от Иудеев, Иисус имеет в виду не то, что все иудеи спасутся, а то, что через иудеев пришло знание о спасении в Писаниях. Поскольку в обоих случаях использовано нейтрально окрашенное что, внимание привлекает сущность поклонения, а не почитаемая личность. Замечание настанет время, и настало уже (23) ясно показывает, что радикальное преобразование богослужения произойдёт благодаря служению Иисуса. Отныне поклонение Богу будет совершаться в духе и истине, которые возвышаются над национальными и местническими соображениями. Как видно из ст. 24, основной акцент падает здесь на дух. Бог есть дух можно сравнить с выражениями «Бог есть свет» и «Бог есть любовь». Это пути, которые позволяют Его познать. Представление о духовности Бога не было чуждо иудеям, но они не признавали необходимости какого-либо соответствия между тем, кому поклоняются, и поклоняющимися. Иисус учил, что верующие должны приобщиться к природе почитаемой личности. Соединение духа и истины указывает здесь на необходимость подлинного поклонения. Бог хочет, чтобы поклоняющиеся Ему пребывали в гармонии с Ним (23). Все это, вероятно, было выше понимания самарянки. Она уловила какие-то мессианские мотивы, хотя неясно, что она понимала под «Мессией» (25). Насколько нам известно, самаряне не использовали это слово. Возможно, женщина употребила его, потому что беседовала с иудеем. Самаряне же ожидали Пророка (Втор. 18:15-19), который откроет истину, что и проливает свет на слова женщины. Упоминание женщиной этого слова подтолкнуло Иисуса к объявлению Себя ожидаемым Мессией. Он был готов сделать это перед самарянами, а не перед иудеями, чьи мессианские ожидания не совпадали с задачей Иисуса.[176]

Кор.14:15

Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
                                                                                                                                (1Коринфянам 14:15)

Новый русский перевод: Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.                                                                                                       Современный перевод РБО: Как же быть? Буду молиться так, как побуждает дух, но буду молиться и разумом! Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом!                                                    Перевод Еп. Кассиана: Что же? Буду молиться духом, но буду молиться и умом; буду петь духом, но буду петь и умом,

Библейской Лиги ERV: Что же тогда мне делать? Я буду молиться как своим духом, так и разумом. Я буду возносить хвалу не только своим духом, но также буду воспевать хвалу и своим разумом.           Cовременный перевод WBTC: Что же тогда? Я буду молиться духом моим, но также и разумом. Я буду возносить хвалу духом своим, но буду воспевать хвалу также и разумом своим.                                              Под редакцией Кулаковых: Так что же? Буду молиться духом, но молиться буду и умом; духом буду петь, но и умом тоже.                                                                                                                                                  Русского Библейского Центра: Как быть? Молиться духом, молиться и умом. Петь духом, петь и умом.                   Слово Жизни: Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.                                                                                                                                     Перевод Десницкого: Что же из этого следует? Стану молиться духом, но помолюсь и разумом; стану воспевать Бога духом, но воспою и разумом.                                                                                            Открытый перевод: Как тогда быть? Буду молиться духом, но также и умом; буду петь хвалу духом, но также и умом.                                                                                                                                                    Еврейский Новый Завет: Что из того? Буду молиться духом, буду молиться и разумом; буду петь духом, буду петь и разумом.[177]

… А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре толкования. Ибо когда я молюсь на не­знакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода. Что же делать? Стану мо­литься духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «Аминь» при твоём благодаре­нии? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благо­дарю Бога моего: я более всех вас говорю языками, но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке…

                                                                                                                                           (1Коринфянам 14:13-19)

В этом разделе Павел продолжает рассуждать о поддельном даре языков и поэтому опять прибегает к сар­казму (ср. 4:8-10). В первую очередь об этом свидетельствует тот факт, что Павел употребляет единственное число слова «язык» (см. обсуждение ст. 1-5), что относится к ложному дару языков (за исключением ст. 27, где Павел ссылается на одного человека, говорящего на языке). А во-вторых, то, что Павел здесь говорит, по большей части не относится к истинному дару языков. Если бы он не говорил саркастично о поддельном даре языков, он просил бы коринфян стремиться к истинному дару истолкования. Но он уже ясно сказал, что Святой Дух полновластно распределяет дары «каждому особо, как Ему угодно» (12:11). Верующие не должны искать духовные дары, они должны только их принимать и правильно использовать.

Павел саркастично упрекает плотских верующих за их незрелость (ср. ст. 20), по сути дела говоря: «Бормо­ча неизвестно что на ваших непонятных псевдоязыках, вы хотя бы попросили Бога дать вам какое-нибудь служение, чтобы быть полезными для церкви. То, как вы говорите на языках сейчас, бессмысленно и напо­минает языческие обычаи». В языческих ритуалах, с которыми коринфяне были хорошо знакомы, говоре­ние в экстазе считалось общением с богами, духом — к духу. Переживание предназначалось для того, что­бы обойти ум и нормальное понимание. Как уже отмечалось выше, тайны этих религий должны были оста­ваться тайнами. Здесь Павел, возможно, употреблял слово пнеума (которое может быть переведено как «дух», «ветер» или «дыхание») в значении дыхания. Если это так, то этими словами Апостол говорил: «Когда я молюсь на [самодельном] языке, то, хотя моё [дыхание] и молится, ум мой остаётся без пло­да».

Конечно же, кажется невозможным, чтобы употреблённое здесь слово «дух» относилось к Святому Духу, как считают некоторые харизматы, веря, что Его Дух проявляется через наш дух. Во всех христианах пре­бывает Святой Дух, но, если бы Павел здесь говорил о Святом Духе и Его связи с духом Павла, тогда и грам­матически, и богословски он также говорил бы о Святом Духе в связи с его, Павла, умом. Святой Дух не может молиться через человека в обход его ума. И, уж конечно, Павлу не пришло бы в голову сказать, что ум Святого Духа может оставаться бесплодным. Апостол должен был говорить здесь только о самом себе, и то предположительно. «Если бы я, хотя я и Апостол, говорил на этом тарабарском языке, на котором гово­рят многие из вас, то мой ум не участвовал бы в этом. Я бы только производил шум, говорил на ветер (ср. ст. 9). То, что я говорил бы, было бы таким же пустым и бессмысленным, как те экстазы, свидетелями кото­рых вам приходилось быть в языческих храмах».

Что же делать? Ответ состоит в том, что бездумной экстатической молитве места нет. Молитва и пение ду­хом должны сопровождаться молитвой и пением умом. Очевидно, что вне ума не может быть назидания. Духовность включает в себя не только ум, но она никогда не исключает ума (ср. Рим. 12:1-2; Ефес. 4:23; Кол. 3:10). В Священном Писании, и, конечно же, в Посланиях Павла, нигде не поощряется невежество. Ци­тируя Втор. 6:5, Иисус вновь подтверждает ветхозаветную заповедь: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим» (Матф. 22:37).

Молитва или пение на языках не могли служить никакой цели, и Павел не стал бы этого делать. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «Аминь» при твоём благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Слово «простолюдин» (идиотес), я считаю, луч­ше перевести так, как оно переводится обычно: «невежественный», «необученный» или «неискусный». Че­ловек, который не знает чужого языка, не понимает того, что слышит. Например, во время богослужения он не знает, когда при благодарении сказать: «Аминь». Он не может также присоединиться ни к молитвам, ни к благодарственным песнопениям, если они звучат на непонятных языках.

«Аминь» — это еврейское слово согласия и поощрения, означающее «да будет так»; обычно оно употребля­лось поклоняющимися в синагогах. Этот обычай был привнесён в некоторые из ранних христианских церквей и распространён во многих церквах и сегодня. Однако если верующий не понимает того, что было сказано, он не знает, когда сказать «аминь». Человек, говорящий на языке, может думать, что он хорошо благодарит, но другой не будет понимать, что было сказано. Другой не получает того назидания, которое он должен был бы получить, если бы этим даром служили правильно (14:5, 12).[178]

 

Богословское значение крещения Духа в Деяниях нигде не объясняется, и вообще о его значении говорится только в одном месте Нового Завета. Это высказывание Павла, в свете которого мы должны понимать рассказы о Пятидесятнице в Книге Деяний: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Крещение Духа — это деяние Святого Духа, объединяющего в духовное целое людей разных национальностей и общественного положе­ния, чтобы они сформировали тело Христово — ekklisia. В строгом смысле слова, ekklisia родилась в Пяти­десятницу, когда Святой Дух излился на небольшой круг иудейских учеников Иисуса, составивших ядро Те­ла Христова. До Пятидесятницы ученики могли считаться лишь зародышем церкви. Понятие ekklisia следу­ет понимать не просто как человеческое сообщество, объединённое одинаковыми религиозными верования­ми и опытом. Это нечто большее: творение Божье через Святого Духа. Вот почему может существовать только одна ekklisia. Исключительность ekklisia богословски утверждается в нескольких рассказах о Пяти­десятнице в Книге Деяний. Дух сначала сошёл на верующих иудеев, потом на самарян, потом на язычников и наконец на небольшую группу учеников Иоанна Крестителя. Эти четыре сошествия Духа отмечают четыре стратегических этапа распространения ekklisia и показывают, что существует только одна ekklisia, в которую все обращённые, будь то иудеи, самаряне, язычники или последователи Иоанна, вступают посред­ством крещения одним Духом.                                       

Крещение Духа не равнозначно исполнению Духом. Первое — разовое событие, которое происходит, когда человек принимает веру во Христа.1125 Именно Дух объединяет отдельных верующих в Тело Христово. Вот почему человек не может верить и не принадлежать к ekklesia — ведь как только человек уверует, он крестится вместе с остальными верующими в Тело Христово. Крещение Духа относится к каждому верую­щему в отдельности, но это прежде всего общественный, экклезиологический факт. Исполнение Духом — это прежде всего личный опыт, который может быть испытан повторно и связан с христианскими преданно­стью (Еф. 5:19 и далее) и служением (Деян. 4:8; 13:9). В Новом Завете верующих нигде не призывают кре­ститься Духом — только исполниться Им (Еф. 5:19), потому что крещение происходит в момент принятия веры.                                   

 Уникальность ekklesia подтверждается двумя явлениями, произошедшими в день Пятидесятницы. Видение языков огня, которые разделились и осенили каждого из них (Деян. 2:3), свидетельствует о единстве и от­личиях. Эти, похожие на огненные, языки не надо воспринимать как исполнение пророчества Иоанна о том, что Мессия будет крестить Святым Духом и огнём, потому что крещение огнём — эсхатологическое креще­ние суда, что подтверждается контекстом евангелий. Солома будет сожжена в огне неугасимом (Мф. 3:12). Помимо этого, в Пятидесятницу они увидели не огненные языки, а языки, похожие на огненные, что, без сомнения, относится к чудесной теофании, в чем-то аналогичной Моисееву видению горящего куста.                                                                         Явление глоссолалии тоже указывает на единство ekklesia и ее универсальность. В Пятидесятницу этот фе­номен отличался от его последующего проявления в церкви, что явствует из слов Павла о духовных дарах в 1 Кор. 12; 14. В Коринфе, как, очевидно, и в других христианских церквах, глоссолалия была экстатической формой речи, свидетельствовавшей о чрезвычайном духовном возбуждении оратора, но непонятной для слушателей. Ее могли понять только в том случае, если кого-то из слушателей Тот же Самый Дух наделял способностью переводить с неведомого языка на lingua franca. В Пятидесятницу в таких переводчиках не было нужды. Хотя не вполне ясно, происходило ли чудо с говорящими или слушателями, — скорее всего, как нам представляется, ученики говорили на неизвестных языках, а Святой Дух переводил их речи на дру­гие, понятные слушателям. Такое чудо не обязательно способствовало упрощению общения, потому что греческое койне, как показывает проповедь Петра, должны были понимать все.1126 Дар языков в Пятиде­сятницу имел символический смысл. Он означал, что новое событие в истории искупления предназначено для всего мира и объединит людей, говорящих на разных языках, в одну ekklesia.[179]

                                                                                                                                                                                                                                                             

 Апостол суммирует в этих стихах свои рассуждения и                                                                             

  I. Указывает коринфянам, как следует молиться и петь на собраниях (ст. 15): Что же делать? Стану молить­ся духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Он не запрещает им молиться и петь по вдохновению свыше, но советует делать это таким образом, чтобы другие могли понимать их и присо­единиться к ним. Публичные богослужения должны быть понятны для всех.       

II. Он усиливает этот аргумент следующими доводами.                                                                           

1. Что в противном случае люди малограмотные не смогут сказать «аминь» на их молитвы и благодарения, не смогут участвовать в богослужении, так как не понимают его, ст. 16. Как можно сказать «аминь» на мо­литву, произнесённую на незнакомом языке? Как присоединиться к этой молитве? Каждый должен внутрен­не произнести «аминь» и засвидетельствовать об этом внутреннем согласии с молитвой громким «аминь». Древние христиане говорили «аминь» вслух. Но как может человек сказать «аминь», если он не понимает? Смысл публичной молитвы полностью теряется, если она произносится на незнакомом языке. Другие не могут назидаться тем, что непонятно для них, ст. 17.

2. Для большей убедительности Павел ссылается на собственный пример.  (1) В духовных дарах Павел не уступает никому из коринфян: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками, ст. 18. Не только более, чем кто-либо из вас, но более, чем вы все, вместе взятые». Не чувство зависти побуждало Павла уко­рять коринфян за то, чем они так гордились и хвалились, – он превосходил их всех в этом даре языков, – и не стремление унизить их дар, так как сам не имел его. Дух зависти в высшей степени присущ этому миру. Но апостол, желая предотвратить такое подозрение в отношении себя, дал им понять, что у них было больше оснований завидовать ему, чем у него – завидовать им. Заметьте: Когда мы хотим поставить на ме­сто человека, чрезмерно гордого собою, необходимо дать ему понять, что делаем это не из зависти или ка­ких-то других недобрых чувств. (2) Тем не менее в церкви он хотел лучше пять слов сказать умом своим…, то есть так, чтобы быть понятым и наставить других, дать им назидание,...нежели тьму слов на незнакомом языке, ст. 19. Он был так далёк от желания похвастаться языками, что скорее был готов сказать пять разум­ных слов, чтобы принести пользу другим, чем произносить тьму слов на непонятном другим языке, не при­носящем никакой пользы. Истинный служитель Христа оценивает себя по той мере пользы, какую он при­носит человеческой душе, а не по тем восторженным овациям, которыми его награждают. 3. Он делает про­зрачный намёк на то, что их склонность к дару языков свидетельствует о незрелости их суждений: Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни, ст. 20. Поражаться новиз­не и необычайности явлений присуще детям. Они довольствуются внешним видом, не интересуясь истин­ной природой и достоинством вещей. Не уподобляйтесь им, не стремитесь к внешнему эффекту, но ищите сути и истинной ценности; детям же уподобляйтесь только своим простодушным нравом. Христиане долж­ны быть безвредными и невинными, как дети, свободными от всякого лукавства и злобы, но в то же время должны обладать мудростью и познанием, присущими зрелому возрасту.[180]

 

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке. Хотя апостол мог использовать и этот пример для подтвер­ждения сказанного ранее, он, на мой взгляд, преследует здесь иную цель. Ибо вполне вероятно, что корин­фяне грешили и в этом вопросе: они не только разговаривали, но и молились на чужих языках.                                    Впро­чем, оба злоупотребления проистекали из одного источника и относились к одному роду.

Что означает молиться на языке, ясно из предыдущего контекста. Это значит произносить молитву на не­знакомом наречии. Что же означает здесь слово «дух» объяснить нелегко. Толкование Амвросия, отнёсшего сказанное к Духу, получаемому нами в крещении, лишено не только оснований, но и какого-либо правдо­подобия. Августин истолковал изящнее, отнеся это слово к способности восприятия, постигающего идеи и символы отдельных вещей, то есть к способности души, низшей по сравнению с умственным разумением. Еще вероятнее мнение тех, кто думает, что здесь говорится о духе, исходящем из гортани, то есть о дыха­нии. Но такому толкованию противоречит то обстоятельство, что в течение настоящего рассуждения Павел употребляет слово «дух» в одном и том же смысле. Больше того, в этом случае будет иметь место частый повтор. Ведь коринфяне гордились этим почётным званием. И Павел вполне им его разрешил. Но одновре­менно он указывает, сколь порочно злоупотреблять столь добрым и известным прозвищем. Апостол как бы говорит: ты претендуешь на дух, но зачем все это, если он бесполезен? На этом основании я и вынужден со­гласиться со Златоустом по поводу значения слова «дух». Он толкует его, как и раньше, разумея под ним ду­ховный дар. Таким образом, фраза «мой дух» означает то же, что и ниспосланный мне дар.

Но здесь возникает новая проблема: невероятно (по крайней мере, мы нигде об этом не читаем), чтобы кто-то говорил на незнакомом для себя языке по внушению от Святого Духа. Ведь дар языков посылался не для шума, а для общения. Как было бы смешно, если бы Дух Божий заставлял язык римлянина произносить слова на греческом, совершенно неизвестные говорящему! Подобно тому, как обучают воспроизводить че­ловеческие слова попугаев, сорок и ворон! Если же наделённый даром языков говорил с пониманием и смыслом, Павел напрасно утверждает, что дух молится, а ум остается бесплодным. Ибо ум в таком случае непосредственно связан с духом.

На все вышесказанное отвечу так: Павел говорит здесь с целью научения. Он исходит из предположения то­го, чего на самом деле не было. Апостол спрашивает: если дар языка отделить от разумения, так, что гово­рящий будет варваром и для себя, и для других, что он достигнет от своего бормотания? Называть же ум ἄκαρπος потому, что церковь не получает от него никакой пользы, весьма натянуто. Ведь Павел говорит здесь о частных молитвах. Итак, согласимся с тем, что апостол разделяет соединённые друг с другом вещи с

целью нашего научения, но не потому, что так могло бы быть, или обычно происходило. В таком случае смысл становится ясным. Если я молюсь на незнакомом мне наречии, и Дух подсказывает мне конкретные слова, то молится Дух, управляющий моим языком, но ум мой или блуждает вдали, или, по крайней мере, вовсе не участвует в молитве.

Отметим: Павел считает большим пороком то, что ум не участвует в молитвословии. И не удивительно: ибо что еще мы делаем, молясь, как не изливаем перед Богом свои помышления и желания? Кроме того, по­скольку молитва есть духовное почитание Бога, разве может быть что-либо более чуждым ее природе, чем упражнение уст, а не души? И это было бы известно всем, если бы дьявол не оглупил мир настолько, что люди поверили, будто молятся правильно, только двигая губами.

Паписты настолько упорны в своём безумии, что не только оправдывают не понятные никому молитвы, но и требуют от несведущих бормотать совершенно незнакомые им слова. Между тем, они насмехаются над Бо­гом путем утончённого софизма, говоря, что в молитве вполне достаточно целевого наме


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.