Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития

2022-07-03 22
Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития

В подготовительной к школе группе ДОУ

В подготовительных группах для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения), как правило, находятся дети, успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

В начале учебного года проводится повторное обследование речевого развития детей. При этом используются более разнообразные приемы обследования и сопоставление полученных результатов с предыдущими (в конце учебного года). На третьем году обучения обследованию подлежат все стороны речи, но узловым моментом является выявление навыка свободного

пользования развернутой связной речью. При этом оценка результатов проводится с учетом программных требований данной возрастной группы для детских садов общего типа.

Особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить свои высказывания: насколько они логичны и последовательны; как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения; насколько правильно грамматически и фонетически оформлены предложения.

Обследование словарного запаса предполагает выявление как количественных, так и качественных характеристик. Важно проследить, как дети пользуются не только часто встречающимися в обиходе словами, но и более трудными (кнопка, петля, молния; дупло, берлога; табурет, раскладушка, диван-

кровать, кресло; мясорубка, соковыжималка; светофор, станция, рельсы и т. д.). В

процессе обследования выясняется, как ребенок умеет самостоятельно образовывать и употреблять в речи формы прилагательных от существительных (каменный, картонный, кирпичный), глаголы, выражающие оттенки действий (переписать, дописать, выписать; обрезать, подрезать, вырезать); подбирать антонимы, родственные слова; вставлять в предложение

недостающее слово, точно соответствующее данному контексту.

Одновременно оценивается устойчивость грамматических навыков, степень сформированности фонетико-фонематических представлений, возможности звукового анализа и синтеза. Важно в этот период выявить навыки владения названными компонентами языка не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов в игровой деятельности и в ходе подготовки к утренникам.

Организация логопедической работы

Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели —5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.

Фронтальные логопедические занятия (30-35 мин.) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после логопедических, а некоторые из них, согласно режиму дня, во второй его половине до или после прогулки.

Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа планируется с 9.00 до 12.30. Во второй половине дня выделяется 30 мин. на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию логопеда.

Все обучение условно делится на три периода:

I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения.

II период обучения: декабрь, январь, февраль, март. Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте.

III период обучения: апрель, май. 2 занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 —по формированию произношения, 2 —по обучению грамоте.

Начиная с июня, логопед проводит только индивидуальную и подгрупповую работу.

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

I период обучения

I. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда, обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования

Практическое употребление:

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблонька, горошинка, лужица, песчинка, озерцо, воробышек, рощица; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);

б) глаголов с оттенками значений (выползать, переползать, подшивать,

дописывать, подписывать, переписывать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);

в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалами (драповое пальто, тюлевая занавеска, фарфоровая чашка),  растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, кофемолка, дровосек), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий

· Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить котлеты);

· практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют) на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (-ые) и т. д.).

· Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кисло-сладкое яблоко, удлиненное платье, серо-голубое небо, треугольная крыша).

· Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое

употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога,

лисья нора, беличье дупло).

IV. Развитие самостоятельной связной речи

· Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.

· Распространение предложений однородными членами. 

· Составление рассказов по картинке (в объеме 5-7 предложений).

· Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. 

· Составление рассказа-описания игрушек, овощей, фруктов по заданному плану.

· Рассказывание сказок-драматизаций. 

· Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.

II период обучения

I. Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования

· Закрепление знаний о различных свойствах предметов.

· Образование сравнительной степени прилагательных. 

· Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится; ветер бушует; воет; лес уснул).

· Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

· Образование сложных слов (пчеловод), родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).

· Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше; 

· усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).

· Образование прилагательных типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный.

· ведение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).

III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий

· Использование в речи предложений с однородными членами, правильность их согласования.

· Составление рассказа —описания любимой игрушки.

· Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду—пошел), глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду кататься —покатаюсь; буду купаться —искупаюсь; буду учиться —поучусь).

· Использование предлогов из-за, из-под для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов.

IV. Развитие самостоятельной связной речи

· Введение в речь названий профессий и действий, связанных с ними.

· Формирование высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

· Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например: зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина —маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.

· Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? зачем?

III период обучения

I. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Школа»,  «Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ранее пройденных тем.

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования

· Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят —крышу, стену, забор, потолок, двери).

· Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?); 

· закрепление слов-антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.

· Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).

· Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.

III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий

· Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

· Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы —5 кукол; 2 медведя —5 медведей);

· прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).

IV. Развитие самостоятельной связной речи

· Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. 

· Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев.

· Умение придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц.

· Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей.

· Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

Содержание фронтальных занятий по произношению

Основные задачи этого раздела:

• сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;

• научить их произносить слова различной слоговой сложности;

• научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.

В подготовительной группе изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Р и др.). Количество слов, содержащих изучаемый звук и используемых на занятиях, по-прежнему значительно. Однако подбор названий предметов и действий осуществляется логопедом уже не только по принципу наличия—отсутствия звука, а с учетом позиции конкретного звукового элемента в слове либо количества в нем слогов.

Гораздо большее внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки и пр.).

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.

Задача автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений адресного материала целиком переносится на индивидуальные логопедические занятия.

Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.