Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-07-03 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития
В подготовительной к школе группе ДОУ
В подготовительных группах для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения), как правило, находятся дети, успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.
В начале учебного года проводится повторное обследование речевого развития детей. При этом используются более разнообразные приемы обследования и сопоставление полученных результатов с предыдущими (в конце учебного года). На третьем году обучения обследованию подлежат все стороны речи, но узловым моментом является выявление навыка свободного
пользования развернутой связной речью. При этом оценка результатов проводится с учетом программных требований данной возрастной группы для детских садов общего типа.
Особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить свои высказывания: насколько они логичны и последовательны; как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения; насколько правильно грамматически и фонетически оформлены предложения.
Обследование словарного запаса предполагает выявление как количественных, так и качественных характеристик. Важно проследить, как дети пользуются не только часто встречающимися в обиходе словами, но и более трудными (кнопка, петля, молния; дупло, берлога; табурет, раскладушка, диван-
кровать, кресло; мясорубка, соковыжималка; светофор, станция, рельсы и т. д.). В
процессе обследования выясняется, как ребенок умеет самостоятельно образовывать и употреблять в речи формы прилагательных от существительных (каменный, картонный, кирпичный), глаголы, выражающие оттенки действий (переписать, дописать, выписать; обрезать, подрезать, вырезать); подбирать антонимы, родственные слова; вставлять в предложение
|
недостающее слово, точно соответствующее данному контексту.
Одновременно оценивается устойчивость грамматических навыков, степень сформированности фонетико-фонематических представлений, возможности звукового анализа и синтеза. Важно в этот период выявить навыки владения названными компонентами языка не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов в игровой деятельности и в ходе подготовки к утренникам.
Организация логопедической работы
Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели —5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.
Фронтальные логопедические занятия (30-35 мин.) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после логопедических, а некоторые из них, согласно режиму дня, во второй его половине до или после прогулки.
Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа планируется с 9.00 до 12.30. Во второй половине дня выделяется 30 мин. на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию логопеда.
Все обучение условно делится на три периода:
I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения.
II период обучения: декабрь, январь, февраль, март. Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте.
|
III период обучения: апрель, май. 2 занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 —по формированию произношения, 2 —по обучению грамоте.
Начиная с июня, логопед проводит только индивидуальную и подгрупповую работу.
Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
I период обучения
I. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда, обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».
II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования
Практическое употребление:
а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблонька, горошинка, лужица, песчинка, озерцо, воробышек, рощица; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
б) глаголов с оттенками значений (выползать, переползать, подшивать,
дописывать, подписывать, переписывать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалами (драповое пальто, тюлевая занавеска, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);
г) сложных слов (хлебороб, кофемолка, дровосек), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий
· Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить котлеты);
· практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют) на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (-ые) и т. д.).
· Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кисло-сладкое яблоко, удлиненное платье, серо-голубое небо, треугольная крыша).
· Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое
употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога,
лисья нора, беличье дупло).
IV. Развитие самостоятельной связной речи
· Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
|
· Распространение предложений однородными членами.
· Составление рассказов по картинке (в объеме 5-7 предложений).
· Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
· Составление рассказа-описания игрушек, овощей, фруктов по заданному плану.
· Рассказывание сказок-драматизаций.
· Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.
II период обучения
I. Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».
II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования
· Закрепление знаний о различных свойствах предметов.
· Образование сравнительной степени прилагательных.
· Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится; ветер бушует; воет; лес уснул).
· Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
· Образование сложных слов (пчеловод), родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).
· Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше;
· усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).
· Образование прилагательных типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный.
· ведение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).
III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий
· Использование в речи предложений с однородными членами, правильность их согласования.
· Составление рассказа —описания любимой игрушки.
· Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду—пошел), глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду кататься —покатаюсь; буду купаться —искупаюсь; буду учиться —поучусь).
· Использование предлогов из-за, из-под для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов.
|
IV. Развитие самостоятельной связной речи
· Введение в речь названий профессий и действий, связанных с ними.
· Формирование высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
· Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например: зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина —маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
· Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? зачем?
III период обучения
I. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ранее пройденных тем.
II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования
· Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят —крышу, стену, забор, потолок, двери).
· Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?);
· закрепление слов-антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.
· Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
· Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий
· Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
· Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы —5 кукол; 2 медведя —5 медведей);
· прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).
IV. Развитие самостоятельной связной речи
· Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста.
· Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев.
· Умение придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц.
· Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей.
· Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.
Содержание фронтальных занятий по произношению
Основные задачи этого раздела:
• сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
• научить их произносить слова различной слоговой сложности;
|
• научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.
В подготовительной группе изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Р и др.). Количество слов, содержащих изучаемый звук и используемых на занятиях, по-прежнему значительно. Однако подбор названий предметов и действий осуществляется логопедом уже не только по принципу наличия—отсутствия звука, а с учетом позиции конкретного звукового элемента в слове либо количества в нем слогов.
Гораздо большее внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки и пр.).
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.
Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.
Задача автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений адресного материала целиком переносится на индивидуальные логопедические занятия.
Коррекционная работа по преодолению ОНР IV уровня речевого развития
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!