Проблемы законодательного урегулирования вопроса исчисления времени в Российской Федерации. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Проблемы законодательного урегулирования вопроса исчисления времени в Российской Федерации.

2022-05-13 22
Проблемы законодательного урегулирования вопроса исчисления времени в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос об отмене перехода на «летнее» время на законодательном уровне впервые обсуждался 23 сентября 1999 г. на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по охране здоровья граждан на тему: «Проблемы здоровья населения в связи с применением «летнего времени» в Российской Федерации».

В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Минздрава России, Минэкономики России, Минфина России, Минтранса России, Госстандарта России, исполнительных и законодательных органов власти 12 субъектов Российской Федерации, РАМН, РАН, Межведомственной комиссии по времени и эталонным частотам.

В докладах и выступлениях отмечалось, что действующая в России система исчисления времени нарушает экологию человека и приводит к нарушению его здоровья, снижению работоспособности, сокращению продолжительности жизни и уменьшению рождаемости, является причиной уменьшения продуктивности во всех сферах экономики страны, увеличения числа аварий по вине человека на производстве и в быту. Особенно вредное воздействие «декретно-летнее время» оказывает на организм детей, у которых 30-50% утренней части сна приходится на фазу «быстрого сна», во время которой осуществляется развитие нервной системы, и в том числе - развитие мозга.

По мнению выступавших специалистов, экономический эффект, получаемый от снижения потребления электричества в весенне-летний период, не может идти ни в какое сравнение с ущербом, наносимым стране в результате ухудшения здоровья граждан России.

В рекомендациях парламентских слушаний содержалось поручение Минздраву России и РАМН провести в 2000 г. с участием субъектов Российской Федерации комплексные научно-исследовательские работы по изучению последствий влияния «декретного» и «летнего времени» на здоровье граждан.

На парламентских слушаниях был представлен и обсуждён проект федерального закона «О переходе Российской Федерации к поясному времени» [16]. Этот законопроект был разработан Государственной Думой Томской области и внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы 14 апреля 2001 г. Законопроектом предусматривалась отмена «декретного» времени и вводился запрет на введение «декретного летнего» времени.

В пояснительной записке к законопроекту констатируется негативное воздействие перевода стрелок часов на здоровье людей. В частности отмечалось «…внезапные резкие изменения временной среды являются непредусмотренными режимами нашего адаптационного организма, поскольку являются искусственным продуктом современных технологий или волевых общественных решений. В этом переходном процессе, получившем название десинхроноза[17], человек испытывает неприятные ощущения, его работоспособность снижается, а восприимчивость организма к заболеваниям повышается».

В рекомендациях содержались ссылки на данные научных и социологических исследований, в том числе:

исследования Центра клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН, проведённые в Новосибирске в 1999 г. под руководством В.И. Хаснулина;

анкетного опроса населения, проведённого Новосибирским областным центром медицинской профилактики;

статистической информации по службе скорой помощи г. Новосибирска за 1998, 1999 и 2000 гг.

Результаты исследований подтверждают, что смена времени на «летнее» или «зимнее» вызывает социально обусловленную стресс - реакцию как у здоровых, так и у больных людей. Наибольшие же негативные последствия от перевода часовых стрелок выявлены у ослабленных, переутомлённых и больных граждан.

В заключении Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту от 18 сентября 2002 г. указывается, что система исчисления времени является социальным регулятором жизнедеятельности людей. Перевод стрелок часов весной и осенью вперёд и назад нарушает синхронизацию внутренних биологических часов человека, вызывает двух-, трёхнедельный десинхроноз и сокращает продолжительность жизни.

Нарушения ночного сна не компенсируются полностью ни лечебными мерами, ни отличным питанием, ни сном до полудня по выходным дням. Особенно тяжело такие нарушения переносят дети. Комитет рекомендовал принять законопроект.

На проект закона был получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. В заключении от 14 января
2003 г., в частности, отмечается, что отмена «декретного» и «летнего» времени затруднит работу отраслей транспорта, связи и информатизации при международном обмене, потребует финансовых и иных затрат и приведёт к экономическому и экологическому ущербу вследствие увеличения потребления электроэнергии на 3,5-4,5 млрд. киловатт-часов, в том числе организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней.

По мнению Правительства Российской Федерации, комплексные медико-биологические исследования о влиянии применения «летнего» и «декретного» времени на здоровье населения в России не проводились. По этой причине соответствующие объективные данные отсутствуют. Использование «летнего» времени соответствует сложившейся международной практике, в том числе в соседних с Россией европейских странах и других государствах, являющихся важными экономическими партнерами России. Указанный порядок одобрен Европейской экономической комиссией ООН, в его согласовании принимала участие Российская Федерация. Поэтому отмена «летнего» времени усложнит экономические отношения с европейскими странами и в первую очередь при железнодорожном сообщении.

Заседание Государственной Думы, на котором рассматривался законопроект, состоялось 19 марта 2003 года[18]. С докладом о проекте федерального закона «О переходе Российской Федерации к поясному времени», внесённом Государственной Думой Томской области, выступил депутат Государственной Думы М.Л. Коробов, с содокладом - председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту Н.Ф. Герасименко. В состоявшемся обмене мнениями приняли участие депутаты А.М. Федулов, С.А. Попов, А.В. Чуев, А.Э. Мяки,
В.А. Буткеев, П.И. Коваленко и Б.Б. Надеждин, после чего М.Л. Коробов выступил с заключительным словом. Законопроект был поставлен на голосование и отклонён. Результаты голосования по вопросу о принятии законопроекта в первом чтении: «за» - 124 чел. (27,6%), «против» - 14 чел. (3,1%), «воздержалось» – 0 (всего голосовало 138 чел., не голосовало 312 (69,3%). Из результатов голосования видно, что законопроект «не прошёл» только из-за отсутствия необходимого числа депутатов в зале.[19]

23 мая 2008 г. в Государственную Думу членом Совета Федерации С.М. Мироновым, депутатами Государственной Думы И.Д. Грачевым и В.А.Черешневым был внесён проект федерального закона «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации».

Этот проект законодательно определяет порядок исчисления времени, в соответствии с которым на территории Российской Федерации в течение всего календарного года устанавливается поясное время плюс 1 час без дополнительного перевода ежегодно часовой стрелки.

В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что порядок исчисления времени в части дополнительного ежегодного перевода часовой стрелки на 1 час вперёд (переход с «зимнего» на «летнее» время) вызывает значительное ухудшение здоровья граждан в период адаптации после указанного перевода часовой стрелки. По мнению специалистов, неблагоприятные последствия для здоровья граждан несопоставимо больше, чем возможная экономическая выгода от дополнительного ежегодного перевода часовой стрелки, которая связывается только с экономией электроэнергии.

В финансово-экономическом обосновании указываются возможные дополнительные расходы средств федерального бюджета, которые по расчётам авторов законопроекта составят порядка 125 млн. рублей ежегодно (это сумма экономии электроэнергии организациями, финансируемыми из средств федерального бюджета). Также отмечается, что в настоящее время отсутствуют оценки расходов средств федерального бюджета, связанных с ежегодным переводом часовой стрелки, в частности: с увеличением числа заболеваний в период перехода на «летнее» время, урегулированием расписания движения транспорта и другие связанные с этим расходы. Предполагается, что принятие проекта закона позволит сократить эти расходы федерального бюджета.

Комитет по охране здоровья Государственной Думы в своём заключении от 30.10.2008 г. не поддержал принятие рассматриваемого законопроекта. При этом Комитет считает, что Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации необходимо провести научные исследования, направленные на изучение влияния «летнего» и «зимнего» времени на возникновение десинхронозов, состояние здоровья населения, развитие различного рода заболеваний. На основании полученных данных можно будет сделать выводы о трудопотерях и затратах на лечение в связи с временной нетрудоспособностью, возникшей при переходе на «летнее» время.

В заключении и официальном отзыве Правительства Российской Федерации содержатся доводы и аргументы, аналогичные тем, которые были высказаны в отзыве Правительства Российской Федерации на проект федерального закона, внесённый Государственной Думой Томской области. Эти доводы сводятся к следующему: отсутствие медико-биологических оснований для запрещения применения «летнего» времени, отмена перевода часовой стрелки на «летнее» время приведет к увеличению расхода электроэнергии и затрат потребителей электроэнергии, «летнее время» используется более чем в 100 странах мира из-за необходимости лучшего использования светлого времени суток и потребности одинакового исчисления времени с сопредельными государствами.

Обсуждение проекта федерального закона «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» состоялось 3 декабря 2008 года[20]. Законопроект представил депутат Государственной Думы И.Д. Грачёв. Содоклад сделал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья С.И. Колесников. В прениях участвовали депутаты С.В. Иванов, В.М. Асеев, А.Н. Волков и
Н.Ф. Герасименко.

В своём выступлении депутат Государственной Думы И.Д. Грачёв отметил следующее: есть два аргумента «за» и два аргумента «против», которые приводят соответственно сторонники перехода на «летнее» время и их противники. Аргументы сторонников перевода стрелок часов - имеет место экономия электроэнергии в связи с более разумным использованием светового дня, а также более ста стран переходят на «летнее» время. Как заметил И.Д. Грачёв, других серьёзных аргументов нет. Противники отмечают, что имеют место затраты федерального бюджета на перевод стрелок, на изменение графиков движения железнодорожного транспорта и так далее, а также, несомненно, негативное воздействие на людей с медицинской, физиологической, психологической точки зрения.

В содокладе С.И. Колесников высказал предложение Комитета Государственной Думы по охране здоровья провести комплексное, рандомизированное[21] исследование силами Минздравсоцразвития России и Российской академии медицинских наук. На основании полученных данных можно будет сделать достоверные выводы о трудопотерях, затратах на лечение, на компенсацию по временной нетрудоспособности. И, соответственно, Комитет по охране здоровья, учитывая, что нет доказательной базы, несмотря на чувства населения, которые отражаются в социологических опросах, вынужден дать отрицательный отзыв на данный законопроект.

Результаты голосования по вопросу о принятии проекта закона в первом чтении: «за» - 110 чел. (24,4%), проголосовало «против» - 0 чел, воздержалось - 0 чел., голосовало 110 чел., не голосовало 340 чел. (75,6%). Из результатов голосования видно, что закон не был принят
из-за недостаточного количества депутатов, находившихся в зале заседаний.

В заключение необходимо отметить, что попытки урегулирования вопросов исчисления времени на территории Российской Федерации посредством принятия федерального закона до настоящего времени не увенчались успехом. Из обзора прохождения законопроектов по этому вопросу в Государственной Думе следует, что одной из основных причин их отклонения является тот факт, что разработчиками не представлены достоверные доказательства негативного воздействия перехода на «летнее» время на здоровье людей.


Приложение 1

 

Документы, регламентирующие исчисление времени
на территории России


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.