Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был женат. Но этого факта нет ни в одной его официальной биографии. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был женат. Но этого факта нет ни в одной его официальной биографии.

2022-05-11 29
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был женат. Но этого факта нет ни в одной его официальной биографии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В живописном пригороде Таллинна, Нымме, в скромном сельском доме живёт женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей почти 72), знакомые называют её исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (тогда - студента Ленинградской Духовной академии Алексея Михайловича Ридигера).

Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII в. церковь требует от своих епископов безбрачия. Но это не значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество. Сегодня среди епископата Русской церкви немало тех, кто когда-то овдовел или в силу каких-либо причин развёлся. Так, из вдовых протоиереев стали архиереями архиепископ Кемеровский Софроний (Будько), недавно скончавшиеся архиепископы Тихвинский Мелитон (Соловьёв) и Вологодский Михаил (Мудьюгин). Не сложился брак у архиупископа Тамбовского Евгения (Ждана) и митрополита Курского Ювеналия (Тарасова), последний сам воспитывал двух своих детей. Из вдовых протоиереев вышел даже один новомученик - митрополит Казанский и местоблюститель Патриаршего престола, недавно канонизированный Кирилл (Смирнов).

Такая судьба не считается среди православных чем-то предосудительным. Факт супружества зачастую находит своё место в официальных биографиях русских архиереев. Однако ни в одном официальном таксте о жизни патриарxа Алексия нет ни слова о том, что он тоже был жена т. Можно прочесть, что после первого же посещения Волоамского монастыря в 1938 году будущий патриарх уже в возросте 11 лет мечтал стать монахом.

Супруга патриарха Вера Георгиевна Алексеева (Мянник по второму мужу) родилась в том же 1929 г., что и Алексей Михайлович (он – 23.02, она - 2.12), в семье Георгия Михайловича Алексеева. Тесть потриарха, петербуржец по рождению (20.01.1892), технолог по образованию, в 1918 г. окончил Петроградскую Духовную академию и оказался в эмиграции и Эстонии. В 1931 г. он стал священником и долгое время служил настоятелем Александро-Невского собора в Таллинне, где в своё время был прпслужником будущий патриарх.

Свадьба состоялась 11 апреля 1950 г., когда будущий патриарх был еще студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака имеется в таллиннском архиве, но мы не приводим её, т.к. по эстонским законам она может быть обнародована только по решению суда или по согласию родственников. В тот же день молодых повенчали их отцы - Михаил Ридигер (тоже священник) и Георгий Алексеев. Кстати говоря, некоторые православные думают, что родители не должны венчать своих детей: якобы плохая примета и брак будет несчастным. Но в данном случае гораздо интереснее другое: дата венчания. Пасха в 1950 г. приходилась на 9 апреля, 11 апреля - это Светлый Вторник, а по церковным правилам во время всей пасхальной недели не венчают: надо ждать так называемой Антипасхи или Красной Горки (следующее за Пасхой воскресенье; в 1950г. - 16 апреля).

Что же заставило студента Духовной академии и двух уважаемых священников-отцов нарушить канон? Видимо, Алексей Михайлонпч торопился получить священнический сан, который не может быть принят до венчания. Действительно, уже через 4 дня, 15 апреля, будущий патриарх рукополагается во диакона, а 17 апреля - во священника. К чему такая спешка, почему бы не подо­ждать несколько дней и не сделать всё но правилам? Почивший инспектор Ленинградской Духовной академии Лев Парийский (1892 - 1972) считал, что знает правду. В архиве Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилось его письмо (проще говоря - донос) «Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнарёву»:

«В Л.Д.А. (Ленинградская Духовная академия. - Прим. авт.) был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929г.р. подлежал призыву на военную службу в 1950г. Будучи женихом дочери протоиерея г.Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещён.

Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950г., спешно произведён в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж. д., Нарвская ул., Э 102.

Инспектор Академии Л. Парийский, 27 ноября 1951 г.».

Действительно, до 1950 г. студентам духовных учебных заведений предоставлялась отсрочка от армии. В 1950 г. её отменили и не стали призывать лишь лиц в священном сане. Не забудем, что будущий патриарх Алексей Ридигер родился в буржуазной Эстонии, в советскую школу не ходил, в стране победившего социализма оказался буквально только что и в этом смысле вряд ли был морально готов идти служить в Советскую армию.

Что же заставило инспектора Духовной академии написать донос на будущего патриарха и собственного студента да ещё и спустя несколько месяцев после свадьбы? Соответствует ли изложенная версия действительности? Наверняка этого мы никогда не узнаем. Но документ выдвигает по-человечески вполне понятную версию причин спешки с браком и рукоположением. Стоит добавить, что в известных нам официальных биографиях Алексия II содержится фраза: «Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца».

Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара разошлась в том же 1950 г. Причины раз вода окутаны тайной. Если брак действительно был заключён под давлением внешних обстоятельств, то ясно, что он и не мог быть прочным.

Распад молодой семьи послужил причиной серьёзного разлада между Алексеевыми и Ридигерами, о чём свидетельствуют воспоминания очевидцев.

Стоит добавить, что брак не был следствием юношеского порыва, этот выбор был общесемейным делом. Сохранившиеся в архивах дневниковые записи одного из ныне покойных профессоров Ленинградской Духовной академии свидетельствуют, что Елена Иосифовна, мать будущего патриарха, считала «лучшей невестой» для своего сына другую девушку - Ирину Пономарёву. Пикантность ситуации заключается в том, что эта самая Ирина в 1951г. стала второй женой инспектора Ленинградской духовной академии протоиерея Алексея Осипова. Впоследствии Осипов демонстративно порвал с церковью (то были времена «научного» атеизма и «хрущёвских гонений») и перешёл на позиции воинствующего атеизма. Он стал самым знаменитым вероотступником советского времени, написал несколько атеистических книг. О доверительных отношениях между Ириной Пономарёвой и Алексеем Михайловичем Ридигером свидетельствуют письма Ирины к друзьям, где она называет его Лёшей даже после того, как тот стал священником.

Бывший тесть патриарх протоиерей Георгий Алексеев в 1952 г. овдовел, что предрешило его дальнейшую судьбу. В конце 1955 г. Синод назначает его епископом Таллиннским и Эстонским. 17 декабря 1955 г. он принимает монашество с именем Иоанн, а 25 декабря совершается его епископская хиротония. Всё это время с 1950 по 1957 гг. иерей Алексей, будущий патриарх, был настоятелем маленького прихода в эстонском городке Иыхви. Однако в 1957 г. бывший тесть его повысил: возвёл и чин протоиерея и назначил настоятелем и благочинным в крупный город Тарту. Опасения семейства Ридигеров относительно возможного плохого отношения со стороны бывших родственников не подтвердились.

Однако в августе - сентябре 1961 г. происходит следующее. Бывший тесть епископ Иоанн (Алексеев) получает назначение в Горький, а его место занимает... бывший зять - будущий патриарх! Эта семейственная преемственность могла бы произнести трогательное впечатление, если бы не одно обстоятельство. Назначение епископов из вдовых или разведённых священников, как мы уже говорили, - дело обычное. Однако чаще всего кандидаты на должность епископа принимают монашество уже после решения Синода: непосредственно перед епископом хиротонией. Здесь же это произошло заранее. 14 августа 1961 г. иеромонах Алексий (Ридигер) назначен Синодом епископом Таллиннским. Но монашество он принял ещё 3 марта в Троице-Сергиевой лавре.

Рукоположение будущего патриарха в епископы прошло в Таллинне 3 сентября 1961г. Службу возглавлял епископ Никодим (Ротов), который официально считается «основоположником» карьеры Алексия, а в рукоположении участвовал, как бы по иронии судьбы, и бывший тесть - архиепископ Иоанн. Можно предположить, что на этой службе в Александро-Невском соборе стояла на своём любимом месте у левого клироса и бывшая супруга Вера.

Перевод Иоанна (Алексеева) на Волгу губительно сказался на его здоровье. В 1963 году, через полтора года после перевода, он заболел, в 1965 году ушёл на пенсию и 16 июня 1966 года умер. 21 июня его погребали в Таллинне, и совершал это бывший зять епископ Алексий (Ридигер). Дочь одного и бывшая супруга другого, наверное, опять стояла где-то рядом...

Трудно предположить, что заставило патриарха вычеркнуть из своей официальной биографии эпизод супружеской жизни с этой женщиной. Чисто по-человечески такой факт не может повредить имиджу ни одного нормального человека. Ни в обществе, ни в церкви.

Таллинн — Санкт-Петербург «Московские новости», 22.05.01

 

Борис Соболев, Сергей Соколов. АЛЕКСИЙ II - АГЕНТ КГБ ПО КЛИЧКЕ «ДРОЗДОВ»?

Корпорация «Церковь»

«В конце концов, если духовенство бездуховно — церковь рассыпается, близится к исчез­ новению».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

«Нынешние парадоксы - будущие предрассудки»...

А заблуждения? Они, наверное, оборачиваются разочарованием. И чем глобальней это заблуждение, тем больнее потом.

Стремление человека к общественному согласию приватизировала власть политическая и уже который век помыкает теми, кто попросил её (за деньги) разобраться в сложностях коллективных взаимоотношений. Стремление человека к согласию внутреннему приватизировала власть церковная, убедив всех, что именно она и является гарантом стабильности человеческой души и совести, что от процветания церкви и благополучия служителей культа вера как раз и зависит.

Но что-то мешает согласиться с подобными рассуждениями, и это что-то - слово «власть». Поскольку даже школьнику известно, что ветви этой власти (пусть даже растущие наперекосяк и мешающие друг другу прорываться к солнцу) принадлежат одному целому - государству. Закономерности развития которого давно уже диктуют заботиться прежде всего о стабильности собственной. Стало уже доброй традицией интересы государства отождествлять с нуждами граждан. Нужды пастыря - с интересами паствы.

Когда мы готовили этот материал, нам говорили: «Сейчас нельзя трогать церковь». В том смысле, что это единственное, что в данный момент осталось. Но советчики при этом невольно отводили взгляды, прекрасно понимая, что выдают желаемое за действительное.

Так что всё-таки, наверное, можно. Поскольку даже маленькая ложь, положенная в основание теории будущего благоденствия, в итоге, когда заблуждения станут очевидными для всех, обернётся (и так уже было много раз) публичными аутодафе. Ведь по прошествии стольких лет Лойолу от Берии отличить фактически невозможно.

В истории величайшие заблуждения всегда приводили к банальному переделу собственности. Когда свершился самый крупный передел - в 17-м - большевики, устраняя конкурентов, ликвидировали все ветви власти, кроме партийной. Церковную в том числе, ещё в первый год провозгласив отделение церкви от государства. По существу была исправлена ошибка российских самодержцев, начиная с Михаила Романова, чей отец - Патриарх Филарет - фактически управлял Россией. А Никон, поддержавший Разина в отместку за высылку из Москвы?

За шанс начать все сначала церковь заплатила в 17-м страшную цену. Но шанс этот использовать не спешила. Ну не хотела она отделяться: Патриарх Тихон и Митрополит Сергий сделали всё, что­бы вписаться обратно в структуру государственной власти.

«Этот курс был - брать на свою совесть меньший грех, дабы избежать греха большего», «...компромиссом он заслонил церковь. А заслонять приходилось разными путями, а т.ч. и провозглашением лояльности». Так оценивает нынешний Патриарх поступки своих предшественников. И следует ими провозглашённому курсу.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.