Педагогика среды С.Т. Шацкого — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Педагогика среды С.Т. Шацкого

2022-05-09 62
Педагогика среды С.Т. Шацкого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отечественную педагогику XX века невозможно представить без деятельности Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934). Он по праву является одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых. По большому счету можно сказать, что С. Т. Шацкий - это совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его лучших традиций. Характерно, что в 20-е годы, когда Станислав Теофилович по рекомендации Крупской вступил в партию, этот факт был ему «прощен» русской педагогической эмиграцией. Они посчитали, что Шацкий был вынужден пойти на этот шаг, чтобы спасти российскую школу от полного разрушения.Впервые идеи Шацкого получили свою реализацию в «Сетлементе» - культурном поселке, созданном им вместе с группой единомышленников в Москве в 1906 году. После того как его деятельность была прервана, Шацкий с друзьями создал в 1908 году новое общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь». Здесь С. Т. Шацкий вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.Как известно, сам Шацкий крайне негативно воспринял Октябрьскую революцию. Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович в 1919 году принял предложение Наркомпроса о сотрудничестве. Он создал знаменитую Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. Это уникальное учреждение занимало целый район в Калужской губернии. В его состав входили все типы воспитательных заведений: ясли и детские сады, четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», клуб-читальня. Действовала структура, обеспечивающая научно-педагогические исследования. Работали педтехникум, летние курсы для учителей.Деятельность станции получила большой резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».Однако в 1932 году во исполнение партийных постановлений о школе опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела».Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но Шацкому было неуютно там: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в вопросах теории музыки, между тем в его подчинении находились выдающиеся музыканты. Неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к революционному празднику Шацкий скоропостижно скончался.Главная заслуга Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.Появляются новые формы социального воспитания. Примером может служить практический опыт в этом направлении С. Т. Шац­кого, который вместе с А. У. Зеленко в 1906 г. организовал в Моск­ве общество «Сетлемент» (Культурный поселок). На средства, вы­деленные владельцами крупных предприятий братьев Сабаш­никовых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А. У. Зеленко (ар­хитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей. Педа­гогический коллектив состоял из талантливых выпускников Мос­ковского университета Е.А. Казимировой, К. А. и А. А. Фортунато­вых, Л.К.Шлегер, Н.О.Массалитиновой. Дети посещали различ­ные клубы, каждый из которых имел свое название и самоуправ­ление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством. Однако 1 мая 1908 г. «Сетлемент» закрывается московским градоначальником за «попытку проповедования социализма среди детей». Но благодаря настойчивости Шацкого и его единомышленников в 1909 г. созда­ется новое общество «Детский труд и отдых», которое фактичес­ки продолжило традиции «Сетлемента». В 1911 г. вместе с В. Н. Шац­кой на общественных началах он основывает летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60 — 80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь С. Т. Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики раз­вития детского сообщества. По сути проводился эксперимент орга­низации жизни детей на принципах разнообразной трудовой дея­тельности — самообслуживания, благоустройства территории, при­готовления пищи, работы в огороде, саду, поле, на скотном дво­ре. Шацкому помогало глубокое знание опыта социального вос­питания Западной Европы. Детский коллектив вместе с педагога­ми обсуждал все дела колонии. Творческому развитию способно­стей воспитанников содействовала разумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок и другие занятия. Созданные Шацким ко­лония и клуб не уступали лучшим иностранным учебным заведе­ниям, а оригинальных социально-педагогических решений у мос­ковских педагогов было даже больше. По сути, они занимались исследованием влияния социальных условий жизни на детей и объединяли в одном центре научно-педагогическую и учебно-вос­питательную работу.Этот напряженный поиск привел педагогов к выводу о том, что ребенок — носитель разнообразных социальных явлений, черт, качеств, идей — формируется под воздействием окружающей среды. Сотрудниками колонии во главе с С.Т.Шацким уже в те годы были сделаны первые попытки воздействия на эту средуВ 1912 г. в обществе «Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, дет­ские библиотеки и так называемая детская трудовая колония. Со­держание, формы и методы новаторского социального воспита­ния были обобщены в монографии В. Н. Шацкой и С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», изданной в 1915 г.В том же году в проект были включены постоянно действовав­шие опытные курсы для подготовки культурных работников, что было обусловлено необходимостью вести широкую культурно-просветительную работу со взрослым населением. Авторы проекта считали, что только в культурной во всех отношениях среде мож­но сформировать культурную и воспитанную личность.В 1916 г. было создано еще несколько проектов, согласно кото­рым должен был возникнуть межуездный опытный участок, куда должны были войти несколько начальных и дополнительных школ, целый ряд детских садов и ясель, мастерские, библиотеки для детей и взрослых, местный краеведческий музей, народный дом. Сюда же кроме педагогов планировалось включить специальную группу научных работников, чтобы расширить изучение окружа­ющей социальной среды и ее влияния на детей. Следует отметить, что главная заслуга С. Т. Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социали­зацию ребенка. Результаты работы в колонии получили междуна­родное признание. Это были первые практические шаги социаль­ного воспитания в России начала XX в.

 

 

52 обществ. Содействие образован. В России К этому времени относится и создание школ рабочей молодежи для подростков и юношей до 18 лет. Помимо учебных занятий в них проводилась большая общественная и культурно-просвети­тельная работа: лекции, концерты, вечера, встречи и т.д., дей­ствовали и свои органы самоуправления.

В 1917—1920 гг. кроме школ по первоначальному обучению взрослых грамоте существовали различные краткосрочные обще­образовательные курсы, школы взрослых повышенного типа, кур­сы среднего образования, народные университеты, школы I сту­пени, школы II ступени, высшие крестьянские школы, школы для рабочих подростков и т.д. Появлялись и совершенно новые типы образовательных учреждений для взрослых, такие, как раб­факи и совпартшколы.

Декретом О правилах приема в высшие учебные заведения от 2 августа 1918 г. всем гражданам страны предоставлялось право поступать в любое высшее учебное заведение без предъявления документов об образовании. С целью подготовки желающих учить­ся из среды рабочих и крестьян создавались подготовительные курсы, которые переросли затем в подготовительные факультеты при вузах. В 1919 г. были приняты сразу два постановления Нар-компроса РСФСР об организации рабочих факультетов, а 17 сен­тября 1920 г. обнародован Декрет О рабочих факультетах.

На основе опыта деятельности различных курсов и школ по подготовке агитаторов и инструкторов к работе с населением к 1920 г. сложился тип школы по подготовке организаторов хозяй­ственной, советской, партийной, культурной работы — совпарт­школы, в деятельности которых основное место заняла общеоб­разовательная подготовка. И вообще в этот период большое вни­мание уделялось андрагогике — науке о воспитании взрослых лю­дей.

В первые послеоктябрьские годы сложилась единая государствен­ная система внешкольного образования под эгидой Наркомпроса. 15 целях объединения всей просветительной работы 12 ноября 1920 г. был учрежден Главполитпросвет. Были определены и ос­новные принципы деятельности учреждений внешкольного обра­зования: общедоступность, планомерность, контроль со стороны населения и др.

Чтобы осмыслить первый опыт внешкольного образования взрослых, создавались научные центры — Институт внешкольно­го образования в Петрограде, ректором которого избрали извест­ного деятеля внешкольного образования В. А. Зеленко, автора кни­ги «Практика внешкольного образования в России» (1919); груп­па научных консультантов в Наркомпросе РСФСР; научная груп­па в Нижнем Новгороде и др. Издавались журналы и бюллетени по внешкольному образованию, проводились многочисленные кон­ференции и совещания, прошел I Всероссийский съезд по вне­школьному образованию (май 1919 г.).

После Октябрьской революции началась реорганизация выс­шего педагогического образования. В частности, в 1917— 1919 гг. создавался новый тип высшей педагогической школы в регио­нах — педагогические институты. Основу составляли вузы, кото­рые ранее не были педагогическими, в том числе и учительские.

В 1919— 1920 гг. в стране сложился единый тип высшего педаго­гического учебного заведения — институты народного образования, призванные готовить специалистов в области внешкольного и школьного дела.

Педагогические учебные заведения строились как педагогиче­ские центры, которые должны были вести общественно-педаго­гическую и научно-исследовательскую деятельность. Их задача со­стояла в подготовке педагогов, способных не только трудиться в школе, но и быть организаторами взрослой среды, проводниками культуры и грамотности.

Важнейших частью педагогического образования становится подготовка специалистов к активной общественной деятельности с детьми и взрослыми. С этой целью педагогическая практика про­водилась как в школах, так и в детских домах, детских колониях, музеях, библиотеках, рабочих клубах, школах-коммунах, профор­ганизациях. Широко использовалась кружковая и экскурсионная работа, способствовавшая укреплению связи с жизнью. Однако большинство детей в школе не учились. Революция 1917 г. и гражданская война привели к разрушению экономики, распаду общественных и семейных связей. В результате — рост числа сирот и беспризорных и вставшая перед страной задача срочного спасения детей.

В феврале 1919 г. начал свою работу Российский совет защиты детей, в функции которого вошли охрана здоровья, организации питания и снабжения одеждой, создание сети учебно-воспи та тельных учреждений, где воспитанники сочетали бы учебу с об* щественно полезной деятельностью и производительным трудом Если в 1919 г. количество беспризорных, находившихся в спе циальных детских учреждениях, составило 125 тыс. человек, то I началу 1921 г. — 540 тыс. детей.

В первые послереволюционные годы возникла идея о необходи­мости передачи государству всей социальной работы с детьми. 11о мнению Н.К.Крупской и А.В.Луначарского, именно государе тип должно было взять на себя воспитание и материальное обеспече­ние детей, чтобы изолировать их от влияния семьи. Все существо­вавшие прежде детские приюты передавались в ведение секций со­циального обеспечения губернских отделов народного образования.

В годы гражданской войны наиболее острой становится про­блема массовой детской беспризорности: к 1920 г. в России насчи­тывалось свыше 4 млн. таких детей. Еще в январе 1918г. Совнарком издал Декрет О комиссиях для несовершеннолетних, которым по­ручалась организация работы с беспризорными. Поначалу проблемы защиты детей возлагались на Наркомат социального обеспечения, но с конца 1918 г. эти функции были переданы Наркомпросу. В губерниях комиссии по несовершеннолетним находились в ве­дении отделов народного образования или отделов социального обеспечения и здравоохранения.

 

Нар о дные дом а,

клубные учреждения в дореволюционной России. Обычно в Н. д. размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Н. д. создавались на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц. Первые Н. д. были открыты во 2-й половине 80-х гг. 19 в. крупными промышленниками. В конце 19 в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах Н. д. с просветительскими целями (в Петербурге — Литовский Н. д., в Москве — Введенский Н. д., в Харькове и Киеве — Н. д. обществ грамотности и др.). Большое культурное воздействие оказывали театральные коллективы некоторых Н. д. (например, Народный театр Лиговского Н. д., которым руководили П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская). Самодержавие тормозило культурно-просветительную деятельность Н. д., ограничивая театральный репертуар "благонамеренными" пьесами, затрудняя комплектование библиотек (см. Народные библиотеки).

Большевики широко использовали Н. д. для ведения революционной пропаганды, организации массовых митингов. 9 (22) мая 1906 на митинге в Лиговском Н. д. выступил В. И. Ленин (под псевдонимом — Карпов). После Октябрьской революции 1917 на смену Н. д. пришли массовые культурно-просветительские Клубные учреждения

Но впервые Народные дома появились в России, а не в Англии — первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый народный дом открылся в 1883 году.

Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.

Проектированием народных домов занимались Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, П. П. Рудавский и др. видные архитекторы. В 1910—1914 А. У. Зеленко и И. П. Кондаков совместно выполнили серию проектов типовых народных домов (не реализованы). Крупнейшим народным домом вне Петербурга был Аксаковский народный дом в Уфе, начатый постройкой в 1909, с залом на 600 мест, впоследствии расширенным.

В 1905—1917 строительство народных домов получило официальную поддержку как минимум муниципальных, городских властей — в надежде связать революционную активность населения, занять делом рабочую молодёжь и противодействовать массовому пьянству (соучредителями народных домов часто выступают общества трезвости). В январе 1915 Московская городская дума постановила открыть к 1 сентября 1915 двенадцать народных домов и открывать ежегодно по три новых (до 1919 включительно). Однако до октября 1917 были открыты только два учреждения. В Москве народные дома так и не стали крупными просветительскими центрами, не смогли привлечь большое число посетителей, несмотря на низкие расценки и бесплатные программы.

Эти учреждения, организуя культурный досуг наследия, ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу.

[править] Советский период

После революции 1917 народные дома сохранили свои функции под контролем новой власти — став рабочими клубами. Скромные размеры старых народных домов не отвечали потребностям индустриализованных городов; так, в послевоенные годы б. Введенский народный дом в Москве был перестроен до неузнаваемости в стиле позднего сталинского ампира (сейчас в здании — Дворец культуры Московского электролампового завода).

В советское время название Народный дом в официальной речи использовалось редко. В 1937 арх. А. О. Таманян проектирует Ереванский Народный Дом. Проект был удостоен гран-при на парижской выставке 1937 года и реализован как Театр оперы и балета Армянской ССР.

 

54 вопрос(про городские детские площадкиПервые детские игровые площадки появились в Москве еще в 1895 году. Но лишь в начале XX века городские власти взяли их под свою “опеку” и начали строить даже на окраинах города. Самыми популярными у детворы были игровые площадки на Пречистинском, Тверском, Новинском и Зубовском бульварах, а так же в Екатерининском парке и Александровском саду. Дети не просто играли в “подвижные” игры, с ними работали педагоги, старавшиеся не только развлечь, но и расширить кругозор ребятишек, многие из которых были из бедных семей и едва умели читать.

Конец XIX - начало ХХ века ознаменовались более прогрессивными подходами к внешкольному образованию. Именно в этот период свободное время работающей молодёжи и детей привлекало пристальное внимание просветителей. Стали особенно востребованными воскресные школы, рабочие курсы, народные чтения, клубные общности, где на основе связи образования с жизнью были предоставлены возможности для развития личности, её самореализации в условиях конкретной микросреды.

По инициативе интеллигенции в городах, пригородных посёлках, в сельской местности стали организовываться «вольные» школы, в которых к управлению внутренней жизнью привлекались учащиеся и их родители. В них организовывались различные клубы, кружки для учащихся, вводилось самоуправление (мужская гимназия С.А. Столбцова, женские гимназии Ю.С. Ивановой и М.Д. Могилянской, мужская гимназия Л.Д. Лентовской, гимназия М.Н. Стоюниной и др.). [6]

Учёными и практиками того периода отмечалась важная для современной системы дополнительного образования детей педагогическая ценность детских кружков, которая заключается не только в получении новых знаний, но и в самовоспитании, самодеятельности, сотворчестве с другими детьми, совместной работе, привитии навыков коллективизма [12].

«Клубные общности создавались в интересах детей различного возраста, успешно развивались и достигали цели - развитие личности - там, где преобладали социально значимые, принадлежащие большим группам молодежи (подростков, взрослых) потребности, не только насыщенное и содержательное общение в условиях микросреды общности (просветительного внешкольного учреждения), но и возможность полностью и свободно реализовать себя....Участие в обществах, кружках, союзах и т.д. (т.е. в различных общностях), преследующих социально значимые, социально направленные цели, становится одним из самых мощных факторов умственного, нравственного социального развития личности». [1]

Противопоставление традиционным подходам к образованию и воспитанию мы находим в социально-педагогическом проекте в области внешкольного воспитания и образования «Дом свободного ребёнка» (1906 - 1909), созданным по инициативе К.Н. Вентцеля, в котором он отказался от учебных планов, программ, классно - урочной системы. Основа деятельности Дома - группы переменного состава, объединяющиеся по интересам и возрасту, куда могли входить и родители с детьми. Для них организовывались свободные занятия творческим ручным трудом в специальных мастерских, осуществлялось социальное взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей. Проводились совместные собрания, осуществлялось общее руководство Домом, совместная творческая деятельность в системе «ученик - родитель - педагог». [2]

Идеи организации детской жизни на основе интересов детей нашли своё отражение в практической внешкольной работе А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого по удовлетворению культурных и социальных потребностей детей и молодёжи, взрослого населения, воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма, усвоению практически значимых для жизни детей знаний, культурно-просветительской деятельности среди взрослого населения. В опытной работе С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой (общество «Детский труд и отдых», летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911), Первая опытная станция по народному образованию (1919) впервые были теоретически обоснованы и апробированы основные положения внешкольной работы; особое значение придавалось взаимосвязи обучения, воспитания и социума. [18].

«...Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий города... Нам представляется город со всем лучшим, что создают в нём люди, маленьким оазисом среди невольных врагов его культуры, поддерживаемых и направляемых отупелостью, нищетой и зверством.

В такой обстановке происходит истинное внешкольное воспитание и образование городских детей...

...Улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам. Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». [17].

Внимание прогрессивной педагогической общественности к детям и подросткам из беднейших слоёв населения обусловлено их безнадёжным положением. По данным Московского педагогического кружка, изучавшего в 1912 году развитие детей, поступающих в московские городские школы, «из 354 детей младше 8 лет (из числа семей городской бедноты), 85% девочек и 54% мальчиков оказались занятыми домашней работой... Половина детей не слыхала никаких сказок, никаких рассказов; 76% опрошенных никогда не были на загородной прогулке, и вообще нигде не бывали дальше ближайших улиц, не видали Кремля, Москвы-реки; 85% детей никогда не бывали в деревне зимой, а почти половина (40%) не бывали никогда в деревне и летом...

Многие дети не знают своих отцов и матерей, не знают, чем занимается отец, на какой улице живёт, не знают, сколько этажей в доме, в котором они живут ...». [9]

Таким образом, историко-педагогический анализ показал, что в начале ХХ века складываются институциональные формы дополнительного образования детей, которые включали в общеобразовательных учреждениях дополнительные дисциплины по выбору, предметные кружки, объединения по интересам, одно - и многопрофильные внешкольные учреждения, площадки и детские общественные организации по месту жительства [15]. «Стремление детей к объединениям в небольшие сообщества, в кружки есть факт социально-биологического значения. Социальная среда формирует главные особенности детского коллектива. Содержание деятельности, целевая установка детского объединения в очень большой мере зависят от тех влияний, которые объединяют детей» [12].

Изучение опыта свидетельствует о том, что первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности.

Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей (П.П. Блонский, Б.В. Всевятский, А.У. Зеленко. А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий.).

Таким образом, на рубеже XIX - XX веков внешкольная работа, возникнув как самостоятельная деятельность в сфере свободного времени, приобрела социально-педагогический статус с многообразными видами, формами демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Являясь частью социальной среды, внешкольные объединения своей деятельностью реализовывали принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаясь на все изменения как в потребностях самого ребенка, так и общества. [7]

 

55Детское движение. Важной социокультурной предпосылкой развития социальной педагогики явилось зарождающееся детское движение. Под воз­действием объективных факторов (социально-экономических, те­оретико-педагогических, практических) возникло множество раз­личных детских объединений. Они развивались в русле социально-педагогических идей о самоценности детства, уважения к досто­инству личности ребенка, понимания значимости его интересов и потребностей (П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, А.С.Вирениус, В.В.Горшневский, П. Ф. Каптерев и др.). Эти идеи составили со­циально-педагогическую основу выработки общих знаний о ре­бенке, содержании, методах и направлениях работы с детьми. Пе­дагоги, общественные деятели по сути дела вплотную подошли к обоснованию важности создания детских объединений как особо­го социально-педагогического фактора воспитания. В этом были заинтересованы не только общественность, но и само государ­ство, поскольку детское движение открывало возможность усиле­ния идеологического, педагогического влияния на подрастающее поколение в духе исповедуемых ими нравственных норм и духов­ных ценностей новыми специфическими средствами.

Уже в начале XX в. в России получили распространение подрост­ковые «трудовые артели», «майские союзы», различные учени­ческие организации. Создавались летние детские колонии, дру­жины «потешных» и др.

Особую роль в пропаганде ценностных аспектов теории и прак­тики этих новых форм социального воспитания выполняли педа­гогические и детские журналы. В них большое внимание уделялось вопросам возрастной и педагогической психологии, критике «ста­рой школы», обоснованию необходимости обновления воспита­ния, опыту «новых школ» и внешкольного воспитания, детско-юношеских сообществ и движений.

Все отмеченное в определенной мере объясняет, почему Рос­сия послужила благодатной почвой для развития возникшей в 1907 г. новой формы демократического движения детей — скаутизма. Распространению скаутизма способствовало из­дание соответствующей литературы. Русский перевод книги одно­го из видных организаторов скаутского движения Б. Р. Баден-Пауэла «Юный разведчик» (1912) привлек внимание Николая II. По его распоряжению тираж был повторен и разослан во все гимназии.

Созданное в августе 1914 г. «Общество содействия мальчикам-разведчикам "Русский скаут"» объединяло более 200 преподава­телей, военных, врачей: Они вели пропаганду идей скаутизма, содействовали его развитию на всей территории России.

Ценностные социально-педагоги­ческие ориентации скаутского движения, получившие свое отра­жение в названных документах, были призваны служить обществен­ному воспитанию детей, выдвигая в качестве социально-педагоги­ческих приоритетов идеи гражданственности, общественного дол­га, патриотизма, гуманного, действенного, доброго отношения к людям, к нашим «младшим братьям» —- животным, т.е. к непре­ходящим, общечеловеческим ценностям социального воспитания.

P.SБыл про­веден I Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом (декабрь 1915 г.).

Скаутизм возник в Великобритании. Основные его идеи были разработаны Р. Баден-Пауэлом и изложены в книге «Скаутинг для мальчиков» (1908). Вскоре движение скаутов охватило многие стра­ны Европы, Америки, Азии, Австралии. В 1920 г. на международ­ной конференции скаутов была основана Всемирная организация скаутского движения, объединявшая детей из более чем 30 стран мира (свыше 1 млн. человек).

Идеология скаутизма строилась на общечеловеческих ценно­стях. Ее главные цели отражены в нескольких принципах: долг' перед Богом; долг перед другими; долг перед собой. На этих прин­ципах построено торжественное обещание и законы скаутов.

Программы скаутов базируются на игре как скаутском методе, способствуют развитию ответственного поведения как в малой группе, так и в обществе в целом. По сути они являются своеоб­разной базой социализации и социального развития подростков.

Особенность скаутизма состоит и в том, что в нем участвую взрослые — скаутмастера (верхняя граница возраста отсутствует), родители. Это способствует преодолению традиционного конф­ликта между поколениями. Скаутизм не заменяет воспитание в семье, школе, церкви, а лишь дополняет образовательные и вос| питательные социальные институты.

Доступность и ясность методики скаутизма, ее простота и удоб­ство в практическом использовании делают популярными скаут­ские программы. Они охватывают важнейшие стороны детства, включая права ребенка, его здоровье, профилактику наркомании, жологию и защиту окружающей среды, воспитание в духе мира, социальную реабилитацию, работу с семьями беженцев и др. Ат­мосфера дружбы и взаимопомощи, отсутствие при приеме в орга­низацию ограничений по социальным, религиозным и нацио­нальным признакам создают идеальные условия для воспитания демократических навыков и гражданской ответственности. Скау­тизм способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности.

 

 

56. эпоху Петра Великого появилось руководство по правилам поведения светского юношества «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В этом сочинении показаны нормы этикета в разговоре — с начальством, с духовником, с родителями, со слугами — и стиль поведения в различных ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т.д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностранном языке, — «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями в этой книге даются и конкретные бонтонные правила поведения за столом и в присутственных местах, некоторые нормы гигиены.

Заключительная часть этой книги посвящена особенным нормам поведения девушек, которые к тому же строго определяются церковной моралью. Эти наставления очевидно близки традиционным древнерусским поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.

В целом, в памятнике нашли отражение как общеэтические нормы поведения, так и специфические черты воспитания, относящиеся к периоду наиболее активного восприятия русской традицией, русской культурой, особенностей образа жизни Западной Европы.

«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — памятник русского просвещения начала XVIII века, руководство по поведению светского юношества.

Предназначался как для школ, так и для домашнего воспитания. Первое издание вышло в Петербурге в феврале 1717, имело большой успех и в том же году было переиздано дважды, а затем в течение XVIII столетия переиздавалось многократно.

«Юности честное зерцало» состоит из 2 частей: первая содержит азбуку, таблицу слогов, цифры и религиозные наставления. Вторая — собственно «Зерцало», то есть правила поведения дворян, в которых отражены основные черты жизни русского привилегированного общества начала XVIII века.

«Юности честное зерцало», проникнутое духом петровских преобразований, призывало дворян гордиться не знатностью, а делами и избегать роскоши, и вместе с тем все наставления пронизаны презрительным отношением к социальным низам. Со слугами нельзя общаться, нельзя доверять им, следует для их же пользы держать их в страхе. См. выдержки из книги.

Дворянину рекомендуется учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Молодежь должна беспрекословно подчиняться родителям и старшим. Особое внимание уделено добродетелям девушки: смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.

Сочинение содержит также правила поведения за столом, при беседе с другими людьми. Но включает правила поведения не только в обществе, но и на государственной и царской службе. Книга написана живым, доступным языком с многими примерами из истории и литературы, из русских пословиц и поговорок.

Издание было подготовлено по указанию Петра I и является компиляцией из западноевропейских руководств для юношества подобного типа. Вероятно, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен; предполагают участие в переводе И.В. Пауса. В создании книги активное участие принимал сподвижник Петра I Яков Брюс, который курировал ее издание.

В первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери, разве что у кого особливые слуги, для того, что обычно челядинцы не двум господам, но токмо одному господину охотно служат.

2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже пркословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.

4. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать.

Когда им говорить с людьми, то должно им благочинноучтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть пос


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.