Методика организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методика организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста

2022-05-09 28
Методика организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современные программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Поэтому прогулка в старшем дошкольном возрасте обязательно должна включать решение программных образовательных задач.

Содержание образовательной работы в старшей группе детского сада охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Более подробно содержание каждой области рассматривалось в части 1-1 данной главы.

В части 1-2 этой же главы была рассмотрена прогулка как способ организации образовательной деятельности в ДОУ, где были подробно рассмотрены структурные компоненты прогулки (наблюдения в природе, игры, труд). В данной части главы будут рассмотрены методологические основы организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдения на прогулке в старшей группе детского сада

В ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом, у старших дошкольников происходит одновременное овладение умственными и практическими действиями. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. [13 с.4]

Традиционно материал наблюдений в природе распределяют по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне. [4,5]

При проведении сезонных наблюдений в природе в старшей группе детского сада нужно закреплять представления детей о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека; учить выделять характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето); учить детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер - усилился листопад, после дождя выглянуло солнышко - появилась радуга, солнце ушло за тучку - пропали тени. При наблюдении природных явлений, детям необходимо объяснять причину их возникновения. Правильно будет приучать детей наблюдать за погодой, связывая наблюдения с их личным опытом и деятельностью: закреплять знания о том, как надо одеваться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки, какие организовать игры. [20 с.70-75]

Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой (например, осенью - «Четыре художника» Г. Скребицкого, «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г. Снегирева, зимой - «Зима» И. Сурикова, «Лето» А. Плещеева и др.), загадывание тематических загадок, заучивание народных примет, расширять словарный запас детей (названия месяцев, названия природных явлений). В процессе прогулки и экскурсий целесообразно проводить различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе («Найди по описанию», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист упал?» и др.)

В своей работе воспитатель может использовать разные виды наблюдений. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств - используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Также может быть использовано длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. [16 с.13]

Результаты наблюдений должны фиксироваться в календарях, дневниках. В старшем возрасте дошкольники способны к схематическому изображению этих результатов. Календарь погоды наиболее распространен в этих целях. Его оформление должно быть удобным для заполнения детьми, условные знаки должны отражать суть фиксируемого явления природы и быть простыми в изображении. [16 с.22]

Следующий вид наблюдений - это наблюдения за трудом взрослых: посадкой и обрезкой кустарников, уборкой снега с дорожек, сбивание сосулек с крыши и т. д. Необходимо донести до детей сведения о необходимости данных работ, приучать детей к уважению работы другого человека, бережному отношению результатам труда людей. [11 с.269]

Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом играми, опытами с природным материалом. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

Труд старших дошкольников на прогулке.

Трудовое воспитание старшего дошкольника является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. [11 с.268] В старшем дошкольном возрасте ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудится, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. На прогулке эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности. Подчеркивается общественная направленность труда, его социальная значимость, формируется уважительное отношение к людям труда. [20 с.75] Планируя и организуя на прогулке трудовую деятельность со старшими дошкольниками, воспитатель должен обеспечить всестороннее развитие детей, помочь им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

На шестом году жизни у детей совершенствуются навыки самообслуживания. В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей на прогулке: дошкольников приучают поддерживать порядок на участке (расчищать снег лопатками, сметать веничками). Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективного труда: детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, помогать товарищам, не бросать дело незаконченным, просить помощи (например, при уборке участка от опавшей листвы). По окончании работы важно проанализировать результат труда. В процессе такого труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своей работы. Очень важно в процессе труда учить детей спокойно, дружелюбно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно на них реагировать. [4.5].

Детей шестого года жизни полезно привлекать к сезонной работе в огороде и цветнике детского сада: осенью дети могут принять участие в сборе урожая овощей, перекапывании огорода к зиме, сборе опавшей листвы, весной - вскапывании грядок, рыхлении клумб, летом - к подвязыванию и окучиванию, прополке растений. В старшей группе продолжается формирование навыков работы с граблями, лопатами, лейками.

В ходе трудовой деятельности педагог проводит сопутствующие тематические беседы, расширяющие знания детей о природе, о труде людей; также - закрепляются навыки и правила поведения в природе, элементарные трудовые навыки, трудолюбие. [13 с.6] В старшем возрасте дети уже знают свойства песка, снега. Они уже могут без направленного руководства взрослого выполнять задуманные игровые действия. Труд в песочнице теперь становится обслуживающим игровую деятельность (например, дети устраивают конкурс «Самый красивый торт», или строят песочный городок для режиссерской игры). В зимнее время на участке дети могут выполнить такую работу со снегом для организации игр и развлечений: построить дом из снега, выкопать «берлогу», соорудить снежную крепость и заготовить «снаряды». [8 с.87, 11 с.273]

Особенности игр старших дошкольников на прогулке.

Игра - как одна из форм освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», является важным элементом прогулки. При организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение:

дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи; позволяющих закрепить и расширить знания детей об окружающем мире («Что где растет?», «Что лишнее?», «Узнай растение» и др.); [13 с.13, 17,28]

подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии, выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности, умение действовать в коллективе, укрепление эмоциональных контактов между детьми, оздоровление, укрепление организма, профилактику заболеваний. Это могут быть бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли), элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей), спортивные развлечения (упражнения) (летом - езда на велосипеде, классики; зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах).[18 с.76-82] Важно, чтобы в подвижных играх участвовали все дети, в связи с этим на прогулке не стоит разучивать новые подвижные игры - это лучше делать на физкультурных занятиях; [8 с.48] - сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения, активности и инициативности. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера - он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Так в старшей группе на прогулке детям можно предложить игры «Экологи», «Служба спасения» и т.п. [9 с.60,64]

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, труд и др.) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Основная задача воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Работа воспитателей с детьми на прогулке нуждается в планировании содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном планировании и организации, в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника. Образовательная работа на прогулке в старшей группе детского сада должна быть направлена решение программных задач, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В процессе прогулки в старшей группе детского сада должны решаться задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Эти задачи должны решаться через организацию наблюдений в природе, организацию и проведение различных игр и разнообразного труда детей, а также через самостоятельную деятельность самих детей и индивидуальную работу с ними



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.