Белгородский государственный историко - краеведческий музей и его филиалы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Белгородский государственный историко - краеведческий музей и его филиалы

2022-05-09 27
Белгородский государственный историко - краеведческий музей и его филиалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Музей - высшее учреждение единства, собор лиц. Храня память, музей способствует «образованию души».

Н. Фёдоров, российский философ, «Музей – его смысл и назначение».

На современном этапе исторического развития, модернизации политической, экономической, социальной сфер, происходит переоценка ценностных ориентиров россиян, особенно в духовной жизни. Одним из условий развития общества, воспроизведения культуры является трансляция культурного наследия посредством музейных коммуникаций.

Музей, являясь институтом сохранения социальной памяти и популяризации культурных традиций (в т. ч. региональных), находится в поиске новых координат, новой социальной миссии.

Главным проявлением этого процесса является создание (совместно с учебными заведениями) универсальной образовательной среды для формирования интеллектуально-развитой, высоконравственной, эстетически восприимчивой, творческой личности, способной адаптироваться к реалиям нового времени, идентифицировать себя в конкретном этнокультурном сообществе.

Начиная с середины 1990 годов в Белгородской области ведётся активная работа по созданию музейной сети, увековечению имён и событий, связанных с историей и культурой Белгородчины.

В 1987 г. открыт областной музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». В последние 10 лет открыты музей Н. В. Станюковича в с. Мухо-Удеровка Алексеевского района, мемориально-культурный комплекс В. Ф. Раевского в с. Богословка Губкинского района, музей Л. Я. Ерошенко и Ф. И. Наседкина в сёлах Обуховка и Знаменка Старооскольского района, областной музей народной культуры и областной литературный музей, Новооскольский, Ракитянский, Краснояружский краеведческие музеи и многие другие. Всё большую популярность у населения приобретают государственный художественный музей, областной музей народной культуры, Шебекинский историко-художественный музей, музей им. М. С. Щепкина.

Визитной карточкой Белгородской области стал военно-исторический музей-заповедник Прохоровское поле, созданный в честь 50-летия Прохоровского танкового сражения.

Всего музейная сеть области представлена 31 государственным и муниципальным музеями и 102 общественными учреждениями этого типа и имеет тенденцию к увеличению количества музеев, к обновлению экспозиций. Большинство музеев являются комплексными, в которых представлены и следующие профили: литературные, художественные, исторические.

В музейных коллекциях насчитывается около более 200 тыс. единиц основного фонда: археологические памятники, персональные, этнографические коллекции, фонды редкой книги, и декоративно-прикладного искусства. Большая часть музейных предметов датируется второй половиной XIX — XX вв.

По профильной классификации музеи Белгородской области комплексные: исторического профиля, художественные.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время музеи меняют направленность своей работы. Они становятся одновременно хранилищами исторической памяти, местом диалога с посетителями, образовательными центрами. В их практику внедряются комплексные мероприятия, направленные на воспитание достойных граждан своего отечества.

Этим обусловлены изменения в приоритетных направлениях деятельности музеев, т.е. в усилении научно-просветительной, или, как принято в современном музееведении называть, культурно-образовательной деятельности и рекреационной функции. Наметились тенденции становления новой модели региональных музеев, формирования образовательных концепций.

Конец XX в. выявил уникальную роль музеев в «интеграционных процессах развития общества, которые получают все большее развитие в разных странах и в мире, преломляясь в создании но­вых организационных структур, разрабатывающих спектр культурно-образовательных программ для самой широкой музейной аудитории, но, прежде всего для подрастающего поколения» [1].

Музейная специфика отражения истории связана с созданием условий для чувственного восприятия предметов, подлинных памятников прошлого и настоящего, независимо от типа экспонируемого предмета. Именно этим музей отличается от других учреждений культуры, представляющих переработанную через авторское видение информацию.

Именно музейные коллекции, специально организованная коммуникация (в контексте музейной педагогики) способствуют актуализации регионального культурно-исторического наследия, разнообразию форм и методик работы с посетителями.

В музеях Белгородской области широко используются как традиционные формы просветительства, так и новационного характера. Базовые формы, а именно: экскурсии, лекции, чтения, клубы, кружки, конкурсы (викторины, олимпиады), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера), музейные праздники, — претерпевают обновление, т. к. вводится театрализация, диалоговое общение с посетителями.

Как и в ведущих российских музеях, в музеях Белгородчины, прежде всего государственных, усиливается социалъно-значимая направленность всех форм работы с посетителями. Эти формы носят диалоговый характер, способствуют общению.

Объект исследования: музеи Белгородской области.

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании потенциала музеев Белгородской области и основных направлений их деятельности.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: р ассмотреть историю создания, состав и основные направления деятельности ведущих музеев Белгородской области.


1. Федеральный государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле"

 

26 апреля 1995 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 414 "О создании государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле"". Деятельность музея-заповедника осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 164 от 19 февраля 1996 года и приказом Министерства культуры Российской Федерации № 180 от 11 марта 1996 года «О мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле" в Белгородской области».

Распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" утвержден как федеральный государственный музей.

Создатели музея - научные сотрудники Белгородского государственного краеведческого му­зея, Прохоровского музея и художники-оформители Московского центра "Государственный исторический музей".

Территория музея-заповедника представляет собой совокупность участков, на которых проходили бои левого фланга 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армий, где сооружены мемориалы, связанные с яркими проявлениями стойкости и героизма защитников Отечества, с подвигами многих подразделений.

Главное место занимает Танковое поле, где произошло беспримерное встречное танковое сражение.

В составе музея-заповедника: Памятник Победы –

Звонница (скульптор В.М.Клыков);

храм Святых Апостолов Петра и Павла,

которые считаются символами третьего ратного поля России, и память которых отмечается 12 июля, в день встречного танкового боя; Дом-притча с гостиницей, воскресной школой, духовной библиотекой, Домом ветеранов войны и тыла, культурно-историческим центром; музей истории Прохоровского танкового сражения, в котором постоянно действуют выставки, посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой; наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала П.А. Ротмистрова; проектируется создание музея военной техники под открытым небом.

3 мая 2000 года президентами Российской Федерации, Белоруссии и Украины на территории Храмового комплекса была открыта мемориальная звонница Единения братских славянских народов.

3 мая 2005 г. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в ходе рабочей поездки в Белгородскую область принял участие в церемонии закладки камня на месте строительства Музея Курской битвы и Прохоровского танкового сражения. Руководство Белгородской области обратилось к Председателю Совета Федерации с просьбой поддержать строительство музея.

У здания культурно-исторического центра находится памятник Танкисту и Пехотинцу (скульптор Ф.М.Сагоян). В пределы музея-заповедника включены населенные пункты — свидетели великого сражения (села Прелестное, Петровка, Андреевка и ряд других). В состав заповедника также входят памятники истории и природы: старинный Муравский шлях, истоки рек Псел и Северский Донец, Сторожевой лес.

Научная достоверность – это главное оружие музея. В представлении большинства людей его материалы являются эталоном истинности, красоты, значимости.

Описание уникальной части фонда:

 - предметы, принадлежавшие Павлу Алексеевичу Ротмистрову, главному маршалу бронетанковых войск, Герою Советского Союза, доктору военных наук;

- оружие времен Великой Отечественной войны;

- картины: работы братьев Ткачевых А.П. и С.П. - академиков Академии художеств Российской Федерации.

Ядром музея-заповедника стал открытый к 50-летию Победы Музей Прохоровского танкового сражения в поселке Прохоровка, в части здания Дворца культуры. Экспозиция музея, размещена в трех залах.

Торжественность в оформлении первого зала подчеркивает величие подвига, совершенного советским народом во время войны. 12 июля под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое побоище. В экспозиции музея представлена картина Дмитрия Обозненко "12 июля". На ней запечатлен самый накал боя, описанный в воспоминаниях И. А. Дакукина, зам. начальника оперативного отдела 5-й танковой армии.

В экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие об экипаже лейтенанта И.А.Гусева, совершившем танковый таран, фотографии, документы об артиллеристах, связистах, медиках. Немые свидетели жарких дней июля 1943 года - бинокль и планшет командующего 5-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенанта П.А.Ротмистрова, личный пистолет члена Военного Совета П.Г. Гришина, шинель и обмотка разведчика В. В. Каминского.

Под Прохоровкой встретились отец и сын Олейниковы, воевали вместе до конца войны, вместе участвовали в параде Победы. Награды, которыми отметила страна А. И.Олейникова, командира 95-й стрелковой дивизии, также представлены в одной из витрин музея. Экспозицию зала завершает барельеф работы В. Н. Аземши, на котором изображена битва русских воинов с татарами на Куликовском поле. Этот барельеф символизирует преемственность ратных подвигов россиян.[2]

Экспозицию второго зала открывает карта XVI века. Белгородский край в то время был форпостом Российского государства. Материалы витрин и стендов рассказывают о заселении края, о возникновении Прохоровки, о развитии культуры, народного образования. Интересны интерьеры крестьянского быта. Украшением зала являются народные костюмы прохоровских женщин XIX века. История района неразрывно связана с историей России, и многие прохоровцы участвовали в военных кампаниях, проводимых Россией. Покрыл себя славой в боях при Мукдене полный Георгиевский кавалер И.И.Малеев. Письма, документы, фотографии, личные вещи участников первой мировой войны в экспозиции музея. Не остались без внимания и страницы истории района в годы становления Советской власти.

Материалы витрин рассказывают о бойцах 5-го Курского Советского полка, сформированного на станции Прохоровка под командованием М.Е.Трунова, о создании первых коммун, сельхозартелий и колхозов.

Трагичность подчеркивает картина известных художников братьев Ткачевых "Проводы на фронт". Страшные годы оккупации поселка представлены документами, фотографиями и личными вещами очевидцев тех трагических дней. В сентябре 1941 года Прохоровский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками.

Последний зал музея - зал Памяти. Он посвящен тем, кто воевал, кто вынес все тяготы войны в тылу, кто восстанавливал разрушенное войной хозяйство. Материалы этого зала расскажут о сохранении патриотических традиции, о том, как сегодняшнее поколение продолжает дела своих отцов, о воинах-интернационалистах, о летчике Н.Н.Козлове, ценой своей жизни уже в мирное время предотвратившем гибель многих людей.

Завершающие комплексы рассказывают о строительстве Храма святых апостолов Петра и Павла и Памятника Победы на Прохоровском поле.

При храме Святых Апостолов Петра и Павла 3 мая 1995 г. открыта библиотека, основанная Н. И. Рыжковым. Вбиблиотеке имеется музейная комната, гдесобраны экспонаты, иллюстрирующие подвиги солдат в Прохоровском танковом сражении, данные о современном развитии Прохоровки.[3] Библиотека располагает современным компьютерным оборудованием и выполняет роль информационного центра.


Государственные музеи

 

Литературный музей.

Музей открыт 26 апреля 1999 года. Создан на основе коллекций Белгородского Государственного историко-краеведческого музея. Литературный музей - это и новый культурно-образовательный центр Белгорода и новый научный центр по изучению творческого наследия южнорусского региона России - Белгородской области.

Музей расположен в центре Белгорода, в Доме Селиванова - старинном особняке, памятнике архитектуры XVIII века федерального значения. По данным Курского областного архива дом построен в 1782 году помещиком Селивановым в стиле провинциального классицизма. Первоначально это был жилой дом городской усадьбы. В 70-х годах XIX века здесь находилась Белгородская мужская гимназия, в начале XX века - женская гимназия.

Музей начал свою работу с выставки "Есть в мире сердце, где живу я...", посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и приуроченной также к 35-летию Белгородского отделения Союза Писателей России и ко Дням российской литературы в крае.

Экспозиция состоит из разделов "Пушкин и его современники. XIX век" и "Современники о Пушкине. ХХ век". Ее главная идея - отражение связей деятелей культуры-уроженцев Белгородчины с А.С. Пушкиным и отношение к его творческому наследию. В художественном решении экспозиции использованы фрагменты интерьеров гостиных-кабинетов XIX века, что дает возможность передать атмосферу того времени. Завершает осмотр экспозиции демонстрация фильма "Пушкин и белгородцы".

Интересен опыт участия литературного музея в развитии корпоративной культуры со спонсором музея ОАО «Белгородэнерго». Стали традиционными «Камерные вечера» в художественно-музыкальной гостиной, встречи работников «Белгородэнер­го» с деятелями литературы и культуры края.

В музее имеются своеобразные «Педагогические мастерские», в которых проводятся специализированные занятия по художественному краеведению, музейной педагогике для учителей методических объединений школ города Белгорода, руководителей детских литературных объединений, работников областного Дворца детского творчества.[6]

МУЗЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА

Музей открыт в 1999 г. как филиал БГИКМ. В экспозиции музея предполагается разместить 6огато иллюстрированный материал из жизни Святителя Иоасафаот его рождения до преславной кончины и подлинные вещи, принадлежавшие Святителю.

Часть экспозиции будет посвящена истории и современной жизни Белгородской и Старооскольской епархии. Музейная экспозиция будет размещена в бывшем польском костеле, переданном Белгородской и Старооскольской епархии в 1996 г.

Построен костел предположительно в конце XIX — начале XX вв. Одноэтажный прямоугольный в плане, под двускатной крышей. К западному фасаду пристроена двухъярусная 6ашенка. Верхний (меньший) ярус завершен невысоким шатром. Высокие арочные окна и вход обрамлены мощными рельефными наличниками. Все торцы стен, выпущенные по фасадам, рустованы. Фасады основного объема и башенки завершены фризом из эу6цов сложного профиля и ступенчатым карнизом небольшого выноса. Стены отштукатурены и окрашены в два цвета.[7]

 

Муниципальные музеи

Краеведческие музеи

 

Краеведческие музеи учрежденияв которых хранятся и экспонируются предметы о природе и экономике края, памятники материальной и духовной культуры. Они ведут исследовательскую и просветительскую работу, оказывают методическую и организационную помощь заинтересованным организациям и учреждениям.

МУЗЕЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Одно из подразделений Белгородского Государственного центра народного творчества.

Открыт в 1999 г. в специально построенном помещении бывшего клуба «Белгородпромстроя». Основу фонда и экспозиции составляют подлинные предметы труда, ратных дел, быта (в т. ч. одежда, украшения), досуга (в т. ч. характерные для региона народные музыкальные инструменты) разных слоев населения, проживающего на Белгородчине.

Музей НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Располагается в здании Дома народного творчества старинного села Купино Шебекинского района.

В музее проводятся экскурсии по 10 залам: 1 зал – памятники истории, природы, археологии; 2 зал – наш край в XVII веке; 3 зал – этнографический; 4 зал – истории сёл района. Отражена история 120 сёл; 5 зал – история революции 1905-1917 г. г., гражданская война и коллективизация; 6 зал - „Памяти погибших“ (Мемориальные доски с именами 1500 павших воинов-односельчан и защитников села, фотографии); 7 зал – Великая Отечественная война в крае; 8 зал – зал старинной детской игрушки (вязание, глиняная, мягкая); 9 зал – послевоенное строительство, современная жизнь, народные ремесла; 10 зал – выставочный. Выставки меняются 1 раз в месяц.

Много экспонатов сделано руками кружковцев (землянка, русская изба и т. д.).

На крестьянском подворье ХIХ века, где разместились действующая ветряная мельница, гончарная, кузнечная, столярная, ткацкая мастерские, регулярно проводятся уроки для школьников по народоведению. Дети знакомятся с ремеслами и промыслами, старинными обрядами. Учащиеся школ могут взять уроки у мастера-гончара по изготовлению игрушек, свистулек из глины, поработать на ткацком станке, примерить легкие воинские доспехи, пострелять из арбалетов.[18]

МУЗЕЙ СВЯЗИ.

30 октября 2003 г. в Белгороде состоялось открытие музея связи Белгородской области. Открытие музея – одно из главных мероприятий, специально приуроченных к юбилею - 100-летию Белгородской телефонной сети. Музей такого историко-технического профиля является первым и единственным не только в Белгородской области, но и на юге России.

Фондовая коллекция музея формировалась в 90-е годы прошлого века. Уникальная часть собрания – коллекция телефонных аппаратов первой половины и 50-60 годов 20 века. Представленные в экспозиции телефонные аппараты, станции, радиоприемники, телевизоры и другое техническое оборудование, воспроизведения документов об истории развития средств электросвязи на Белгородчине с 18 по 21 век, подлинные фотографии, документы работников и о работниках связи региона отражают историко-технический профиль музея. Основной целью экспозиции является показ значимости средств связи в жизни человека, рассказ о вкладе белгородцев в совершенствование коммуникаций, об истории телефонизации края и современной деятельности "Белсвязь" - филиала ОАО "ЦентрТелеком".

Избранная коммуникативная модель музея, который открыт для всех желающих, позволяет сделать его центром научно-просветительской работы среди школьников, студентов, обучающихся по профильным специальностям, а также знакомит работников "Белсвязи" и представителей других организаций с историей белгородской связи.[19]


МУЗЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ.

Музей энергетики Белгородской области - уникальный ведомственный музей историко-технического профиля на музейной карте Белгородчины.Он был открыт в год 40-летия региональных сетевых предприятий – 30 апреля 2004 г.

Экспозиции музея расположена в "Доме купца Селиванова", здании, где размещается Белгородский Литературный музей. «Дом купца Селиванова» давно связан с историей развития энергетики края, так как с 1961 года в течение 10 лет здесь размещалось районное энергетическое управление, а до 2000 г. – находились службы ОАО «Белгородэнерго».

В рамках проекта музейной экспозиции на протяжении пяти лет сотрудники ОАО "Белгородэнерго" проводили научно-исследовательскую работу, изучали исторические документы в архивах, собрали и систематизировали информацию о ветеранах и коллективе компании. Фондовая коллекция музея – это раритетные предметы, подлинные документы, фото- и видеоматериалы.

Экспозиция Музея энергетики размещена в трех залах, в каждом из которых сформированы тематические разделы, где вниманию зрителей предложены более 400 экспонатов.

Экспозиция состоит из четырех разделов. В первом рассказывается об электричестве как физическом явлении, предыстории его появления и истории открытия, о вкладе ученых России и Белгородчины в развитие отечественной энергетики и о практическом использовании электричества.

Второй - "История электрификации Белгородской области" - перенесет нас в 20-е годы XX века, когда принятие плана ГОЭЛРО и социально-экономическая ситуация обусловили начало электрификации на Белгородчине. Здесь же размещается экспозиция, посвященная ветеранам-энергетикам, а также всем тем, кто в годы Великой Отечественной войны принимал участие в боях, проходивших на белгородской земле, кто восстанавливал Белгородскую ЦЭС и энергохозяйство области.

Следующим в историческом разделе выставки является большой информационный блок, повествующий о формировании Единой энергетической системы России, образовании РЭУ "Белгородэнерго" (1961 год), а также открытого акционерного общества (1993 год), реформировании энергетического комплекса области.

Четвертый раздел выставки знакомит с белгородскими энергетиками, ветеранами энергосистемы – теми, кто стоял у истоков энергетики области. Здесь посетители музея могут наглядно и на конкретных, рассказывающих о героизме персонала энергопредприятия примерах, узнать об особенностях важной и интересной профессии энергетика.

Часть экспозиции - "Нам есть чем гордиться!" - посвящена наградам, которыми многократно за достижение высоких производственных показателей, вклад в развитие энергетики и экономики Белгородской области награждались сотрудники и коллектив "Белгородэнерго".[20]

Заключение

 

В результате проведённого исследования по теме «Музеи Белгородской области» можно сделать ряд выводов:

1. Белгородчина имеет давнюю и чрезвычайно интересную историю культуры: здесь жили и творили многие знаменитые музыканты, театральные деятели, писатели, художники, чьё творчество вошло в сокровищницу русского искусства. Из поколения в поколение белгородцы передают уважительное отношение к прошлому.

В области поставлена задача создания современной культурной среды в каждом районе и городе, для её реализации разработаны специальные программы, направленные на развитие краеведения, сохранения исторического и культурного наследия региона.

Программные цели направлены на развитие краеведения, сохранение исторического и культурного наследия, создание условий для приобщения населения, и прежде всего, детей и молодежи к народным культурным традициям Белгородчины.

2. В Белгородской области много внимания уделяется работе по развитию и совершенствованию музейной сети. Государственные музеи области размещаются в местах боевой славы, на территории археологических раскопок, в населенных пунктах, связанных с именами замечательных людей. Пополнение экспозиций осуществляется за счет ценных предметов из частных коллекций, переданных их владельцами в постоянное пользование музеев и других форм комплектования.

3. Музейная сеть области постоянно пополняется новыми музеями. В настоящее время ведется работа по созданию краеведческих музеев в Корочанском и Яковлевском районах, музея Военно-морского флота в г. Шебекино. Музеи Белгородской области доводят до потребителя истинные культурные ценности, организуют непрофессиональную культурную деятельность людей, принимают активное участие в формировании гармонично развитой личности.

4. Важную роль в работе музеев играет организация лекций и кинолекториев с участием сотрудников музеев, представителей творческой интеллигенции, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.

Стала результативнее научно-исследовательская, культурно - досуговая деятельность музеев.

На базе многих музеев постоянно действуют различные объединения по интересам: клуб любителей археологии при Шебекинском краеведческом музее, Литературные чтения и Музыкальная гостиная в Музее Н.А. Станкевича, Театральная гостиная в Музее М.С. Щепкина (Яковлевский район), клубы «Истоки», «Юный краевед», «Юный коллекционер», «Лучик» в Музее В.Ф. Раевского.

5. Гуманизация образования, формирование культуросообразной педагогической среды, интеграция систем культуры и образования определили специфику культурно-образовательной деятельности региональных музеев, в том числе и на Белгородчине.

Здесь интенсивно развивается музейная педагогика, «научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации» [22], идет поиск новых методик в ра­боте с посетителями.

6. Динамика развития культурно-образовательной деятельности музеев обусловлена изменениями в экономике, политике, идеологии, связана с закономерностями функционирования музея как учреждения культуры.

На базе государственных и муниципальных музеев проводятся театрализованные презентации выставок, краеведческие уроки, познавательные викторины, кинофестивали и другие формы знакомства с историей и культурой нашего региона.


Библиографический список литературы

 

1. Закон РФ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ в (ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

2. Указ Президента РФ от 26 апреля 1995 г. № 414 "О создании государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле"".

3. Постановление Правительства РФ № 164 от 19 февраля 1996 года «О мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического музея-заповедника "Прохоровское поле" в Белгородской области».

4. Перечень федеральных государственных музеев (утверждён распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р)

5. Приказ Министерства Культуры РФ от 14.01.2004 № 26 «Об утверждении итогов проверки наличия коллекций муниципальных музеев Белгородской области».

6. 50 лет Белгородской области: путь созидания. – Белгород, 2004.

7. Белгородоведение. / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород, 2002.

8. Белгородский областной краеведческий музей. - Белгород, 1975.

9. Воспитание историей: Методические рекомендации в помощь музеям. - Белгород, 1989.

10. Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле". - Белгород, 1996.

11. Косова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. — М., 1999.

12. Медведева Е.Б., Юнхевич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. — М., 1997.

13. Мемориал в честь Героев Курской битвы. Белгородское направление. -Белгород, 1996.

14. Музей Прохоровского танкового сражения (буклет).- Белгород, 1983.

15. Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие. – Белгород, изд-во БГУ, 2000.

16. Павленко А. Г., Шатерникова Н. И. Областной краеведческий музей – Белгород, 1999.

17. Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. - Белгород, 1996.

18. Папков А. И. Актуальные проблемы научного проектирования экспозиции регионального краеведческого музея.//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков.(Труды ГИМ. вып. 127-М. 2001).

19. Приставкина Т. А. Культурно-образовательная деятельность региональных музеев (на примере Белгородской области.)//Белгородский краеведческий вестник. –2001. – вып. 1.

20. Приставкина Т.А. Энергетика близкая и понятная всем. // Наша газета. №17, Сентябрь 2004

21. Реликвии Великого Октября на Белгородчине://Каталог.- Белгород, 1987.

22. Решетников Н.И. Музееведение. — М., 2000.

23. Сапрыкин Д.В. Белгородский государственный художественный музей. - Белгород, 1998 г.

24. Справочники: Мемориальный музей Первой Конной армии. - Белгород, 1985.

25. Храм святых апостолов Петра и Павла. - Белгород, 1996.
 26. Шатерникова Н. И., Овчарова Н. И. Музей Прохоровского танкового сражения – Белгород, БГИКМ, 1996.

27. Энциклопедия Белгородской области. – Белгород, 2005. – С. 260

28. Интернет-источники:

http://bsu.edu.ru/Resource/Museum

http://www.intermuseum.ru/members.html

http://www.museum.ru/startmus/museum/news.htm

www.belmedia.ru

http://www.museum.ru


Приложение

 

Биография художника Косенкова С. С.

 

Станислав Степанович Косенков родился 11 октября 1941года в Белгородской области и до 15 лет жил в родном селе Рождественке. Читать и рисовать начал с 4 лет. Увлеченность рисованием продолжилась и в школе. В седьмом классе Косенков принимает участие в конкурсе на лучший рисунок и получает первую премию. По окончании семи классов он поступает в Курское художественное училище, которое заканчивает в 1960 году. После двухлетней работы в Белгородском депо и преподавания в изостудии Дворца пионеров он становится студентом Харьковского художественно-промышленного института. Уже со второго курса Косенкову пришлось сочетать учебу в институте со службой в Советской Армии, которая проходила в самом Харькове. После демобилизации приступает к дипломной работе над графической серией «Интернационал», которая экспонировалась в 1967 году на республиканской художественной выставке «Советская Украина» в Киеве и на зональной художественной выставке «Край Черноземный» в Туле. С этой серии началось становление его творческой индивидуальности.

Станислав Косенков становится кандидатом в члены Союза художников.

В 1968-1969 годах Косенков сотрудничает с Центрально-Черноземным издательством и создает иллюстрации к детским книгам «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Катюшин дождик» В. Белова, «Невидимки-рыбаки» Н. Козиева. Иллюстрации к двум последним экспонировались на республиканской выставке «Художники детской книги» в 1972 году.

С 1969-1967 год создает иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Всего к роману создано сорок листов.

В 1970 году становится членом Союза художников СССР.

В 1971 году художник снова возвращается к роману и для Международной выставки создает еще восемь листов иллюстраций. В следующем году серия пополняется новыми пятнадцатью листами.

В 1972-1974 годах Косенков вновь обращается к классике русской литературы, к творчеству Н.С. Лескова. В 1975 году экспонировались иллюстрации Косенкова к «Воительнице» Н.С. Лескова.

С 1972-1976 год Косенков выполняет цикл станковых цветных линогравюр под названием «Детство». Тема возникла первоначально при прочтении повести Е.Дубровина «В ожидании козы». По ее мотивам он создал в 1973 году серию офортов, проникнутую чувством тревоги за опаленное войной детство.

В1974 году посещает родную деревню и создает цикл отражающий автобиографическую повесть о детстве. Первая работа цикла – «Во дворе», затем были созданы «1941 год», «Моя деревня», «Домой», «Мой дом», «Незабываемое», «В пути», «Утрата», «Окопы зарастают».

Создавая этот цикл, Косенков вплотную занялся проблемой цветного эстампа. Линогравюра становится его подлинным призванием.

Серией иллюстраций к «Преступлению и наказанию» и станковым циклом «Детство» Косенков вошел в число мастеров, определяющих сегодня уровень нашей графики.

Он погиб в марте 1993 года, но его путь не остался бесследным. Он оставил нам более шести тысяч работ и будучи глубоко русским художником, сумел стать явлением общемировой культуры. Его работы экспонировались не только в России, но и в Литве, Белоруссии, Украине, Польше, Франции, Венгрии, Мексике, Кубе, Дании, Индии, Норвегии…А на конкурсах в Германии, Чехословакии, Италии, Англии они были удостоены золотых медалей и первых премий.

Произведения белгородского художника хранятся в семнадцати музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф.Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах- музеях И.Тургенева и Н.Лескова в Орле, Ф.Тютчева в Брянской области… Но самая большая коллекция, осталась на родине Станислава Степановича в Белгороде.


[1] Косова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. — М., 1999.— С. 13.

 [2] Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле". - Белгород, 1996.

 

[3] Шатерникова Н. И., Овчарова Н. И. Музей Прохоровского танкового сражения – Белгород, БГИКМ, 1996.

[4] Белгородский областной краеведческий музей (путеводитель).- Белгород, 1975.

 

[5] Павленко А. Г., Шатерникова Н. И. Областной краеведческий музей – Белгород, 1999.

[6] Приставкина Т. А. Культурно-образовательная деятельность региональных музеев (на примере Белгородской области.)//Белгородский краеведческий вестник. –2001. –вып. 1.

[7] Энциклопедия Белгородской области. – Белгород, 2005. – С. 260

[8] Мемориал в честь Героев Курской битвы. Белгородское направление. - Белгород, 1996.

[9] Решетников Н.И. Музееведение. — М., 2000. — С. 54.

[10] Сапрыкин Д.В. Белгородский государственный художественный музей. - Белгород, 1998 г.

 

[11] Справочники: Мемориальный музей Первой Конной армии. - Белгород, 1985.

[12] http://www.museum.ru

[13] www.belmedia.ru

 

[14] http://www.museum.ru/startmus/museum/news.htm

[15] Энциклопедия Белгородской области. – Белгород, 2005г. – С. 260

[16] Там же. – С. 260

 

[17] http://www.ravnenie-na-pobedu.ru/regions/31/schoolmuseum.htm

[18] Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие. – Белгород, изд-во БГУ, 2000.

[19] http://www.intermuseum.ru/members.html

[20] Приставкина Т.А. Энергетика близкая и понятная всем //Наша газета. №17, Сентябрь 2004

[21] http://bsu.edu.ru/Resource/Museum

[22] Медведева Е.Б., Юнхевич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. — М., 1997. — С. 23.

Введение

 

Музей - высшее учреждение единства, собор лиц. Храня память, музей способствует «образованию души».

Н. Фёдоров, российский философ, «Музей – его смысл и назначение».

На современном этапе исторического развития, модернизации политической, экономической, социальной сфер, происходит переоценка ценностных ориентиров россиян, особенно в духовной жизни. Одним из условий развития общества, воспроизведения культуры является трансляция культурного наследия посредством музейных коммуникаций.

Музей, являясь институтом сохранения социальной памяти и популяризации культурных традиций (в т. ч. региональных), находится в поиске новых координат, новой социальной миссии.

Главным проявлением этого процесса является создание (совместно с учебными заведениями) универсальной образовательной среды для формирования интеллектуально-развитой, высоконравственной, эстетически восприимчивой, творческой личности, способной адаптироваться к реалиям нового времени, идентифицировать себя в конкретном этнокультурном сообществе.

Начиная с середины 1990 годов в Белгородской области ведётся активная работа по созданию музейной сети, увековечению имён и событий, связанных с историей и культурой Белгородчины.

В 1987 г. открыт областной музей


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.