Проповедь св. Апостола Петра: харизма и служение слова — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проповедь св. Апостола Петра: харизма и служение слова

2022-05-09 27
Проповедь св. Апостола Петра: харизма и служение слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В Деяниях Апостолов мы читаем, что когда по сошествии Святого Духа апостолы начали говорить на чужих языках, «изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян 2, 12). Смысл этого необычного события становится ясным на фоне предыдущего отрывка из Деяний Апостолов, в котором говорится, что произошло, когда собравшиеся в Сионской Горнице апостолы и ученики Христа — мужчины и женщины — вместе с Марией, Его Матерью, «исполнились Духа Святаго» (Деян 2, 4). Сам Дух — Parakletos — в этом событии остается невидимым, но видимый характер носит поведение людей, в которых и через которых действует Святой Дух. С того момента, как апостолы вышли из Горницы, их необычное поведение было замечено людьми, собравшимися вокруг Сионской Горницы. И поэтому они спрашивали: «Что это значит?» Автор Деяний Апостолов тут же добавляет, что среди свидетелей события были и такие, которые отнеслись к поведению апостолов с насмешкой: сочли, что «они напились сладкого вина» (Деян 2, 13).

В такой ситуации стали необходимы слова, которые внесли бы ясность и объяснили бы истинный смысл происшедшего. Слова, которыми можно было бы передать всем собравшимся снаружи то воздействие Святого Духа, которое испытали все находившиеся в Сионской Горнице.

2. Вот что побудило к произнесению первой проповеди св. апостола Петра, который, по вдохновению Святого Духа, говорит от имени всех учеников и в единстве с ними, впервые выступает как провозвестник Евангелия, глашатай истины Божией, как свидетель Слова, и тем самым как бы кладет начало служению пап и епископов, которые в будущем заменят его и других апостолов (ср.: Деян 2, 14 и след.).

В этой проповеди Петра с самого начала угадывается апостольская структура Церкви. Одиннадцать вместе с Петром разделяют одно и то же посланническое служение, призвание к действенному свидетельствованию. Петр выступает первым из них, поскольку так установил Христос. Никто не оспаривает этой его роли и этого права, в силу которого он первым берет слово от имени всех остальных. В этом проявляется воздействие Святого Духа, Который, как сказано в Догматическом Постановлении II Ватиканского Собора, «вводит Церковь во всю истину (...) и объединяет ее (...) наделяет (...) иерархическими и харизматическими дарами» (СН 4).

3. Иерусалимское выступление Петра в единстве с одиннадцатью апостолами говорит о том, что первой пастырской обязанностью является проповедь Слова Божия — евангелизация. Об этом же говорится и в документах II Ватиканского Собора: «Епископы являются глашатаями веры, приводящими новых учеников ко Христу, и подлинными учителями или носителями власти Христовой; они проповедуют порученному им народу веру, которую нужно принимать и согласно которой надо жить, объясняют ее в свете Святого Духа, выносят из сокровищницы новое и старое (ср.: Мф 13, 52), дают ей приносить плоды и бдительно оберегают и предостерегают свою паству от заблуждений (ср.: 2 Тим 4, 1-4)» (СН 25). Также «первая обязанность пресвитеров, как сотрудников епископов, — возвещать Евангелие Божие всем, чтобы, исполняя заповедь Господа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16, 15), содействовать возникновению и умножению Народа Божия» (СЖС 4).

4. Кроме того, можно отметить — как следует из соответствующего фрагмента Деяний Апостолов — что в деле евангелизации недостаточны только «высказывания», отмеченные печатью харизматического воодушевления. И пусть они также происходят от Святого Духа и в некотором смысле являются первым проявлением Его воздействия, подобно имевшему место в день Пятидесятницы явлению глоссолалии. Но все-таки необходимо проводить евангелизацию — действенную, обоснованную и, при необходимости, систематическую, как это было в апостольские времена в первой иерусалимской общине, то есть с помощью керигмы и катехизации, которые, благодаря Святому Духу, позволяют человеку полностью познать и понять Божий план спасения. Именно это и произошло в день Пятидесятницы: необходимо было разъяснить людям из разных народностей, собравшимся возле Сионской Горницы, смысл и значение происшедшего события; необходимо было рассказать им о спасительном Божием плане, проявившемся в этом событии.

5. И с этой точки зрения проповедь Петра имеет важное значение. Поэтому, прежде чем мы перейдем к анализу ее содержания, необходимо остановиться на личности ее автора.

Петр — еще в предпасхальный период — дважды исповедовал веру в Христа.

Первый раз — после обетования о Евхаристии, недалеко от Капернаума, когда Иисус спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин 6, 67), потому что многие из учеников в тот момент отошли от Него. Тогда Петр, вдохновленный верою, сказал: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин 6, 68-69).

Второй раз Петр исповедовал веру недалеко от Кесарии Филипповой. Иисус спрашивал учеников Своих: «а вы за кого почитаете Меня? (...) Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16, 15-16).

Говоря в день Пятидесятницы, Петр, избавившись от страха, из-за которого он отрекся от Иисуса в день Его страданий, исповедует ту же веру в Христа, укрепленную пасхальными событиями, и перед всеми собравшимися возвещает о Воскресении Христа (ср.: Деян 2, 24 и след.).

6. В своей проповеди апостол Петр предстает как человек, ответственный за свидетельствование и проповедование Христовой веры, и эту ответственность он разделяет с другими одиннадцатью апостолами. Петр осознает, что своим первым «выступлением» он, наделенный апостольской властью, исполняет миссию учительного служения.

Проповедь Петра — это, в известной степени, продолжение учительства Самого Христа. Как Христос призывал своих слушателей к вере, так поступает и Петр. Различие состоит лишь в том, что Христос делал это в предпасхальный период, в предвидении Своего Воскресения из мертвых. Петр же делает это силою Пасхи Христовой, подтвердившей истинность Его служения и Евангелия. Проповедуя под влиянием Святого Духа — Духа Истины, Петр ссылается на дела и слова Христовы, отсвет которых падает и на само событие Пятидесятницы.

7. В Деяниях Апостолов мы читаем: «Петр (...) возвысил голос свой и возгласил им» (Деян 2,14). По-видимому, здесь речь идет не только о силе голоса, но прежде всего о той силе убеждения, с какой говорил апостол, о заключенной в словах весомости Истины. Подобное происходило, как свидетельствует Евангелие, и тогда, когда учил Христос: «И дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий» (Мк 1, 22; ср. также: Мф 7, 29), «ибо слово Его было со властью» (Лк 4, 32).

В день Пятидесятницы Петр и апостолы получили Духа Истины. Это Его силою могли они говорить, как Христос. В словах Петра, начиная с его первой проповеди, выражается авторитетность той же самой истины Откровения.

(25. 10. 1989)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.