Условия личностного созревания — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Условия личностного созревания

2022-05-08 19
Условия личностного созревания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что эксплуатации рабочих масс способствует их алкоголизация. В конце XIX-начале ХХ вв. рабочие кварталы С-Петербурга устрашали своим пьяным разгулом: разврат, обездоленные семьи, беспризорные дети, нищета – обыденная картина трущоб. В сельской местности – пьянство крестьян, а в городах – рабочих, мещан и интеллигенции, беспокоило общественность. Столь разноликое нравственное падение могло быть укрощено только постом, молитвой, покаянием, через обращение человека к Богу, преображение его внутреннего мира, а также изменение отношения государства к алкогольной политике. Понимая это, православный Император опирается на традиционные духовно-нравственные ценности, найдя в Церкви опору, искренне видя в ней единственно верного союзника. Так, опираясь друг на друга, Церковь и Государство стремились изменить не только систему управления и отношений, но и преобразовать общество, согласно христианским идеалам. Главные задачи, которые необходимо было решить за короткое время, это просвещение - отрезвление народных масс.

Здесь «просвещение» и «отрезвление» - слова синонимы, по-сути обозначающие одно и то же: духовно-нравственное развитие индивида, его личностное морально-этическое самосовершенствование. Однако деятельностно они направлены на решение различных задач. Просвещение формирует знаниевые компетенции индивида, трезвение – духовно-нравственные, поведенческие нормы. Только их супружество способно решать проблему качественного образования человека. Вероятно тогда, более чем сто лет назад, просвещенная интеллигенция понимала это лучше, чем современники. В то время народ, в массе своей, не то что был не образованным, а элементарно не владел письменной грамотой, не умел читать,  хотя и тянулся к знаниям. Трудные времена переживало российское образование, не менее тяжело было и Церкви. Но совместными усилиями, имея минимальный преподавательский ресурс, явно недостаточный для такой огромной страны как Российская Империя, было сделано движение в сторону образования народа. Именно благодаря этим подвижкам, сотни молодых людей получили начальное образование: четыре класса церковно-приходской школы, что помогло им в будущем продвигаться по службе, занимать достойное для тех времён положение в обществе.

Троице-Сергиева Пустынь представляла собой один из крупнейших монастырей епархии, на территории которого действовало 7 храмов: Пресвятой Троицы, прп. Сергия Радонежского, Воскресения Христова, сщмч. Валериана (Зубовская), свт. Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), сщмч. Саввы Стратилата (Шишмаревская). Кроме того, часовни: у монастырских ворот - Покровская и Спасская, а также в честь Тихвинской Божьей Матери (с чтимым образом), Рудненская - на берегу пруда "Иорданка" в восточной части обители. Тихвинская и Рудненская часовни не сохранились до наших дней, они погибли в годы Великой Отечественной войны. Позднее к пустыни была приписана также церковь прп. Андрея Критского, выстроенная и освященная в 1903 у ст. Сергиево при приюте Братства ревнителей веры и милосердия, и пятиглавая Скорбященская часовня, выстроенная в русском стиле в пос. Александрово в 1904-1905.

Монастырский архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Пустыни был исключительным, в нём было отражено веяние разных эпох. Сюда вложили свои души архитекторы: Макаров А. П., Мельников А..И, Брандт К. И., Кузьмин Р.И, Горностаев А. Н., Растрелли В. В., Боссе Ю. А., Горностаев И. И. и Парланд. Гармонично вписав красоту строений в живую природу, они создали у стен столицы уголок, пленявший своею красотою. Внутреннее убранство храмов восторгалось “Троицей” кисти К. Брюллова и иконостасом Растрелли в соборе, им же построенном. В настоятельских покоях хранилось много ценных исторических портретов и картин. Всё это, и драгоценные сооружения, и памятники, и полотна занимали почётные места в истории русского искусства 19 века, составляя гордость и богатство не только монастыря, но и Российской Империи.

Численность братии и проживавших «для богомоления» составляла около 100 человек и до 70 человек вольнонаемных служащих. В монастыре действовали инвалидный дом, школа, больница, странноприимная дом, детский приют, женская богадельня.

Своим расцветом пустынь обязана двум архимандритам, управляющими ею в течение 63 лет: Игнатию Брянчанинову и Игнатию Малышеву. Благодаря их огромным трудам, имя преп. Сергия прославилось не только у стен северной столицы, но и во всей Империи и даже за ее пределами.

Монастыри на Руси всегда были источником просвещения, имели огромные библиотеки, в которых содержались труды известнейших ученых и философов. Каждый прихожанин мог рассчитывать на помощь и поддержку, если он обращался к монаху, ведь цель бытия монаха не только молитва, но и просвещение, и образование людей. В этом отношении Троице-Сергиева пустынь имела большое религиозно-нравственное значение для Земли Русской. Здесь богомольцы получали не только духовную пищу, но и образцы нравственной жизни. В качестве таковых до сих пор служат: преосвящ. Анастасий (Братановский), преосвящ. Амвросий (Протасов), митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Григорий (Постников), митрополит Никанор (Клементьевский), преосвящ. Игнатий (Брянчанинов), архимандрит Игнатий (Малышев) и другие насельники, чей жизненный путь сияет на весь мир подвигами святости.

Примеры монашеского служения во многом способствовали укреплению позиций Русской Православной Церкви в миру. Духовный заряд монашеского благочестия Троице-Сергиевой Пустыни благоухал не только по всей России, но и за её пределами. Его несли и дарили людям многочисленные паломники и скромные монахи. Словом Божиим оно обильно мироточило из уст новых духовных пастырей, бывших насельников Пустыни, по Воле Божией выдвинутых в другие обители настоятелями, несшими с собой высокий подвиг благочестия. И Дух Святый носился над Землёй Русской. Со времён архимандрита Игнатия (Брянчанинова), таковых делателей было предостаточно. Это и казначей, иеромонах Питирим (1824-1834 г.г.), впоследствии игумен Новгородского Отенского монастыря. +1851 г.; это казначей, иеромонах Варсонофий Зотов (1834-1835 г.г.), впоследствии Архимандрит монастырей: Густинского Троицкого, Полтавской епархии и Трегуляева Предтечева, Тамбовской епархии. +1858 г.; это наместник, иеромонах Феофан Комаровский (1836-1841 г.г.), впоследствии Архимандрит монастырей Кирилло-Новоезерского, Кирилло-Белоезерского, Новгородской епархии и ставропигиального Соловецкого, где и скончался в 1871 г.; это ризничий, иеромонах Сергий Рудаков (1837-1839 г.г.), впоследствии в сане игумена наместник Толгского монастыря, Ярославской епархии, Благочинный и Уставщик Александро-Невской Лавры, в Киновии, коей скончался в 1874 г.; это эконом, иеромонах Израиль Андреев (1837-1839 г.г.), впоследствии Архимандрит Рождественского Коневского монастыря, там и скончался в 1884 г.; это наместник, иеромонах Аполлос Попов (1841-1844 г.г.), впоследствии Архимандрит Староладожского Николаевского монастыря СПБ епархии, скончался в 1874 г.; это ризничий, иеромонах Герасим Грязнов (1841-1846 г.г.), впоследствии настоятель и Архимандрит Переяславо-Залесского Никитского монастыря, Владимирской епархии, скончался в 1875 г.; это наместник, иеромонах Игнатий Васильев (1844-1851 г.г.), впоследствии настоятель и архимандрит Никандровской Благовещенской Пустыни, Псковской епархии, скончался в 1870 г.; и др. Поистине, как бы сейчас сказали, намоленное место. С начала 19 века, Троице-Сергиева пустынь была избрана местом для погребения знатных лиц, послуживших Господу и отечеству.

Не удивительно, что завсегдатаем монастыря был св.праведный Иоанн Кронштадский.

По благословлению настоятеля пустыни (1897-1901) о. Архимандрита Варлаама, 29 мая 1900 года основалась библиотека, которую могли посещать все интересующиеся чтением. Библиотекарем при ней стал иеродиакон Павел Горшков. Библиотеке имела более четырех тысяч книг, и получала по подписке 6 журналов: “Вера и разум”, “Отдых христианина”, “Друг трезвости”, “Русский Паломник”, “Исторический вестник” и “Душеполезное чтение”, а с 1901 г. - еще три журнала: “Вера и Церковь”, “Сельский вестник” и “Миссионерское обозрение”. К концу 1901 г. в библиотеке насчитывались уже более шести тысяч книг, при этом их количество постоянно преумножалось. Имеющейся литературой пользовались не только монастырская братия, но и студенты С-Петербургской Духовной Академии. Как отмечал о.Павел, библиотека при Троице-Сергиевой пустыне содействовала ученому духовному миру. В ней нашелся материал для студентов СПБ Духовной Академии: Л.И. Софийского, иеромонаха Варсонофия, о.Виктора Плотникова и др. Здесь же священники-трезвенники черпали информацию к поучительным для народа сочинениям. Среди таковых быди, например, о.Александр Рождественский, служащий при церкви у Варшавского вокзала, о.Николай Успенский,  из церкви Красного Села, и др. Вполне возможно, что именно отсюда берут своё начало статьи «О вреде пьянства и пользе трезвости» (А.Рождественский), «Как спасти душу от вечной погибели» (Н.Успенский) и т.п.

Общаясь с этими людьми, слушая их речи, читая написанные ими произведения, трудно было не проникнуться идеями народного отрезвления. Ещё страшнее для о.Павла было не принять к сердцу слова великого молитвенника и печальника Русской земли, праведного отца Иоанна Кронштадского, который, провидя страшные последствия разъедающей русское общество крамолы иноверия, призывал: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга... И если не будет покаяния у русского народа, конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют и всю землю кровью и слезами».

За свою любовь к России, за всенародную любовь к себе, отцу Иоанну приходилось терпеть множество публичных клевет, поношений и оскорблений, которыми награждала его либеральная пресса. За что же борзописцы так ополчились на него? За проповеди и обличения их богоотступнических, антинациональных течений, подрывающих веру русского народа, расшатывающих устои Империи: «Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились за земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную и будете наказаны собственным безумием, своими страстями», – предостерегал кронштадский проповедник. – «Вы пренебрегли живою водою, светом животворным, солью земли и истяжетесь в нетлении своем вечном, не увидите во веки света Божия, но пребудете во тьме. Вы предпочли Христу Льва Толстого, высших светских писателей, умноживших свое борзописание до бесконечности, так что некогда христианину взяться за Слово Божие, которое есть источник чистоты, святости, правды, света, вечной жизни и блаженства».

В «Ответе пастыря Церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»», протоирей Иоанн Сергиев (Кронштадский) заключает: «Для Толстого нет высшего духовного совершенства в смысле достижения христианских добродетелей – простоты, смирения, чистоты сердечной, целомудрия, молитвы, покояния, веры, надежды, любви в христианском смысле; христианского подвига он не признаёт; над святостью и святыми смеётся – сам себя он обожает, себе поклоняется, как кумиру, как сверхчеловеку; я, и никто кроме меня, мечтает Толстой. Вы все заблуждаетесь; я открыл истину и учу всех людей истине! Евангелие по Толстому, - вымысел и сказка. Но, кто же, православные, кто такой Лев Толстой?

Это Лев рыкающий, ищущий, кого поглотить. И скольких он поглотил через свои льстивые листки! Берегитесь его». - Как назидание, как продолжающаяся во времени проповедь, как духовное молоко доходят до обезверившегося современника XXI века слова Иоанна-праведного. Понять бы их нам, принять бы на сердце, полюбить и исполнить…


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.