Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-01-17 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шифр | Наименование дисциплины (модуля) |
Б1.В.03.02 | Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрения |
Код направления подготовки | 44.04.03 |
Направление подготовки | Специальное (дефектологическое) образование |
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) | Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ |
Год начала реализации ОПОП | 2019 |
Уровень образования | Магистратура |
Форма обучения | очная, заочная |
Разработчики:
должность | учёная степень, звание | подпись | ФИО |
доцент кафедры СППиПМ | к.п.н., доцент. | Осипова Л.Б. | |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (структурного подразделения)
должность | учёная степень, звание | подпись | ФИО |
Зав. кафедрой | к.п.н., доцент | Дружинина Л.А. |
год обновления | ||||
номер протокола | ||||
дата заседания кафедры |
Руководитель ОПОП | Дружинина Л.А. | |||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||
Одобрено представителем работодателя | ||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка. 3
2. Трудоемкость дисциплины (модуля) и видов занятий по дисциплине (модулю) 7
3. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 13
|
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 33
5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 35
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 49
7. Перечень образовательных технологий. 56
8. Описание материально-технической базы.. 56
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Дисциплина «Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрения» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень образования магистратура), направленность «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ». Дисциплина является обязательной к изучению.
1.2 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
1.3 Изучение дисциплины «Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрения» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися следующих дисциплин: Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе, Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность, Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Современные проблемы реализации АООП и АОП в условиях инклюзивного образования, Инклюзивное образование лиц с НОДА, Инклюзивное образование лиц с ЗПР.
1.4 Дисциплина «Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрения» формирует знания, умения и компетенции, необходимые для освоения следующих дисциплин: Ассистивные технологии инклюзивного образования лиц с ОВЗ, Выполнение и защита выпускной квалификационной работы, Инклюзивное образование лиц с нарушениями слуха, Инклюзивное образование лиц с ТНР.
1.5 Цели, задачи дисциплины.
Цель дисциплины:
|
– формирование теоретических представлений и практических навыков организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
Задачи дисциплины:
– формировать систему знаний о сущности организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями зрения в рамках инклюзивного образования;
– формировать представления о психофизических особенностях, индивидуальных возможностях лиц с нарушениями зрения, условиях их обучения и воспитания
– способствовать приобретению опыта самостоятельного проектирования инклюзивной образовательной среды для лиц нарушениями зрения.
1.6 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 1
Код и наименование компетенции по ФГОС | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
ПК-2
Готовность к проектированию психолого-педагогических, инклюзивных, тьюторских технологий в профессиональной деятельности
ПК-3
Готовность к консультированию педагогов образовательных организаций по вопросам методического обеспечения и мониторинга результатов образования обучающихся
ПК-6
Готовность к научно-обоснованному психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ
|
Таблица 2
Код и наименование индикатора достижения компетенции | Образовательные результаты по дисциплине | |
ПК-2.1.Знает стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи в рамках проектирования и реализации проекта по обучению лиц с ОВЗ | З.1 Знает основные теоретические положения, раскрывающие сущность, принципы, методы и инструменты, необходимы для проектирования и построения инклюзивной образовательной среды для лиц с нарушениями зрения | |
ПК-2.2. Умеет применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи в рамках проектирования и реализации проекта по обучению лиц с ОВЗ | У.1 Умеет проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение коррекционно-развивающих задач, определять коррекционную направленность образовательного процесса для лиц с нарушениями зрения | |
ПК-2-3. Владеет психолого-педагогическими, в том числе инклюзивными и тьюторскими, технологиями, необходимыми для адресной работы с различными контингентами обучающихся | В.1 Владеет навыками рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с нарушениями зрения | |
| ||
ПК-3.1. Знает основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ОВЗ | З.2 Знает психолого-педагогические и нормативно-правовые основания, технологии инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения, необходимые для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений | |
ПК-3.2. Умеет осуществлять психолого-педагогическое просвещение участников образовательных отношений по вопросам психофизического развития лиц с ОВЗ | У.2 Умеет определять специальные образовательные потребности лиц с нарушениями зрения, учитывать их при планировании содержания психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений | |
ПК-3.3. Владеет методами и способами консультированию педагогов образовательных организаций по вопросам методического обеспечения и мониторинга результатов образования обучающихся | В.2 Владеет методами и технологиями в рамках инклюзивного взаимодействия для оказания помощи субъектам инклюзивного взаимодействия по вопросам методического обеспечения образования обучающихся с нарушениями зрения | |
| ||
ПК-6.1. Знать достижения Российских и зарубежных исследователей в области специального образования и смежных наук | З.3 Знает современные исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, специального и инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения | |
ПК-6.2. Умеет анализировать и систематизировать результаты изучения психофизических особенностей, индивидуальных возможностей, социальных условий воспитания лиц с ОВЗ для решения исследовательских задач в области специального и инклюзивного образования | У.3 Умеет анализировать, систематизировать и применять на практике теоретико-методологические и нормативно-правовые знания для оказания помощи и организации образовательного процесса лиц с нарушениями зрения; проводить анализ моделей и подходов к реализации инклюзивного образования | |
ПК-6.3. Владеет методами и способами стратегического планирования, осуществления научно-исследовательской работы и мониторинга ее результатов | В.3 Владеет навыками учета структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей и условий коррекционно-развивающей среды при планировании образовательно-коррекционной работы | |
|
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Таблица 3
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
| Л | ЛЗ | ПЗ | СРС | Контроль | ||
Семестр
Раздел 1. Лица с нарушениями зрения как субъекты психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования
1.
2.
|
Раздел 2. Практика организации инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения
Тема 2.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в организациях, осуществляющих обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения
Тема 2.2.
Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения
Тема 2.3.
Построение инклюзивной образовательной среды для лиц с нарушениями зрения
ИТОГО во 2 семестре
Зачет
Итого по дисциплине
Очка
ВСЕГО
Часа
3. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Таблица 4
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1. Лица с нарушениями зрения как субъекты психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть ПК-3: У.2 ПК-6: З.3; У.3; В.3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание раздела Тема 1.1 Тема 1.2 Характеристика особых образовательных потребностей детей и подростков с нарушениями зрения Общие образовательные потребности лиц с ОВЗ: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. Особенности зрительного восприятия, представлений об окружающем мире, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, различных видов деятельности лиц с нарушениями зрения. Особые образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся. Особые образовательные потребности, характерные для слабовидящих обучающихся. Принципы организации образовательного процесса для лиц с нарушениями зрения. Принципы коррекционной работы. Компенсаторное развитие детей с нарушениями зрения. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3. Построение инклюзивной образовательной среды для лиц с нарушениями зрения Компонентыинклюзивной образовательной среды для лиц с нарушениями зрения: п ространственно - семантический компонент, содержательно - методический компонент, коммуникационно - организационный компонент. Создание специальных условий в общеобразовательной организации. Организационное, материально-техническое, программно-методическое, кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями зрения. Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения. Структурные подразделения ОУ, реализующего инклюзивную практику. Общая характеристика. Специальные элементы в содержании образования (физическое воспитание: трудовое обучение и т.п.). Основные направления коррекционно-педагогической работы: специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, развитию осязания и мелкой моторики, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации (социально-бытовой ориентировке), пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений; организация коррекционных упражнений на различных занятиях (уроках), в играх, бытовой деятельности; занятия по развитию слухового восприятия; для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов; формирование различительных способностей анализаторов; овладение эталонами признаков и свойств; формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения - о нем самом"); занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы. Диагностико-консультативная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения в инклюзивном ОУ. Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению образовательной инклюзии ребенка с нарушением зрения. Вопросы взаимодействия учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога, в части разработки адаптированной программы и индивидуального учебного плана ребенка с нарушением зрения. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования. Деятельность специалиста по инклюзии (координатор) в образовательном учреждении. Задачи и функции тьютора в условиях инклюзивной практики. Взаимодействие с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в организациях, осуществляющих обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения 1. Характеристика основных коррекционно-развивающих программ для детей с нарушениями зрения. 2. Методическое обеспечение образовательного процесса в ОО для детей с нарушениями зрения. 3. Концептуальные основы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушением зрения. 4. Изучение индивидуального развития ребенка с глубокими нарушениями зрения. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения 1. Сущность, функции, структура инклюзивного процесса обучения лиц с нарушениями зрения. 2. Основные направления и интегративные взаимосвязи коррекционной работы. 3. Формы организации коррекционной работы. 4. Методы и средства обучения детей с нарушением зрения и их коррекционная направленность. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Учебно-методическая литература*
*Перечень основной (не более 3 наименований изданий, имеющихся в фонде библиотеки) и дополнительной учебной литературы (не более 10 наименований изданий, имеющихся в фонде библиотеки), необходимой для освоения дисциплины. Для ФГОС 3++: «При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль) проходящих соответствующую практику». Дополнительная литература: 1) Нигматов, З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань: Познание, 2014 - 220 с.: табл. - (Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8399-0492-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257842
2) Подольская, О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / О.А. Подольская. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017 - 57 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8971-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477607
3) Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М.С. Староверовой. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 - 168 с. - ISBN 978-5-691-01851-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851 1) Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018 - 202 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2780-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762 2) Педагогические инновации образования лиц с ОВЗ: практикум / авт.-сост. О.Н. Артеменко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь: СКФУ, 2017 - 109 с.: схем., табл.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494785 3) Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. – Москва:Владос, 2018 - 377 с.: табл. - (Инклюзивное образование). - ISBN 978-5-906992-86-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486114 4) Пасечникова, Л.В. Вопросы организации инклюзивного образования в Оренбургской области [Электронный ресурс]: монография / Л.В. Пасечникова, З.Ю. Максименко. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2018 — 161 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/110566. 5) Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань: Познание, 2013 - 204 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257980 6) Преемственная система инклюзивного образования в 3-х т.: монография / Институт экономики, управления и права (г. Казань), б.п. Республиканская. - Казань: Познание, 2015 - Т. 1 Ретроспектива и теория инклюзивного образования. - 168 с. - (Педагогика и психология инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0530-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364181 7) Преемственная система инклюзивного образования в 3-х т.: монография / Институт экономики, управления и права (г. Казань), б.п. Республиканская. - Казань: Познание, 2015 - Т. 2 Инклюзивное образование в системе «Детский сад-школа-вуз». – 336 с. - (Педагогика и психология инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0532-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364182 8) Преемственная система инклюзивного образования в 3-х т.: монография / Институт экономики, управления и права (г. Казань), б.п. Республиканская. - Казань: Познание, 2015 - Т. 3 Модель и условия реализации преемственной системы инклюзивного образования. - 300 с. - (Педагогика и психология инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8399-0534-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364185 9) Яковлева, Е.Л. Инклюзивный подход к бытию: научно-методическое пособие / Е.Л. Яковлева; под ред. Д.З. Ахметовой; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань: Познание, 2014 – 60 с.: ил. - (Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования. Философия инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0486-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257982 10) Замалетдинова, Н.Ш. Креативные технологии инклюзивного образования: научно-методическое пособие / Н.Ш. Замалетдинова, И.Г. Морозова, Н.А. Паранина; под ред. Д.З. Ахметовой; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань: Познание, 2014 - 100 с.: ил., табл. - (Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8399-0488-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257981 4.3 Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине***
***Примечание: ресурсы должны быть в открытом доступе и необходимы для проведения занятий.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Промежуточная аттестация
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Условия успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. 2. Цели общеобразовательных учреждений в организации инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения 3. Классификации детей с нарушениями зрения (М.И. Земцова, В.З. Денискина). 4. Обеспечение инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения квалифицированными педагогическими кадрами 5. Организация службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения 6. Мониторинг результатов специального (коррекционного) обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях 7. Условия обучения детей с нарушениями зрения 8. Организация учебного процесса с учащимися с нарушениями зрения в системе инклюзивного образования 9. Реализа
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима... Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |