I. Целевой раздел рабочей программы воспитания дошкольника — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I. Целевой раздел рабочей программы воспитания дошкольника

2022-01-17 17
I. Целевой раздел рабочей программы воспитания дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ №. Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

При составлении Программы воспитания использованы:

· Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;

· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;

· Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Вариативная часть.

· УМК для детей 4-7 лет «Татарча сөйләшәбез» (Говорим по-татарски), Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г.

Приоритет познавательного развития достигается за счет использования программ:

· Рыжова, Н.А. Программа экологического образования детей «Наш дом-природа»;

· Вахрушев А.А. Образовательная программа развития познавательно- исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста от 2 ДО 7(8) ЛЕТ «Здравствуй мир! » / А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова

Приоритет речевого развития достигается за счет использования программ:    

· Ушакова,О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста;

· Бунеев, Р.Н.  Образовательная программа речевого развития детей дошкольного возраста (ОТ 3 ДО 7(8) ЛЕТ) «По дороге к азбуке/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.

· Венгер, Л.А. Программа “Одарённый ребёнок”/ Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, О.М.Дьяченко;

Приоритет физического развития достигается за счет использования программ:

· Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве./ Н.В Полтавцева,Н.А.Гордова;

· Авторская физкультурно-оздоровительная программа «Тропа здоровья»: защищена и рекомендована советом факультета дошкольного воспитания НГПИ, рецензент - Бахаева Г.М.

Приоритет социально-коммуникативного развития достигается за счет использования программ:

· Коломийченко, Л.А.Программа социального развития детей дошкольного возраста./ Л. А. Коломийченко, Л.И. Югова.

· Стеркина, Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Р.Б Стеркина, Н.Н.Авдеева,О.Л. Князева;

Приоритет художественно-эстетического развития достигается за счет использования программ:

· Буренина,А.И. Ритмическая мозаика.

· Лазарев, А.Программа «Здравствуй», «Формирование здоровья детей дошкольного возраста»,

· Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - м.: «Карапуз-дидактика», 2007. - 144 с.

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.

В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка …(1.6.б ФГОС ДО)

Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других…. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).

В программе описана система возможных форм и методов взаимодействия педагогов ДОО с родителями и воспитанниками, с социальными институтами и институтами культуры.

Исходя из анализа воспитательной деятельности в ДОО: анализа качество процесса, качество условий и качество результатов, необходимо обозначить, что ООП ДОО включает:

· в части содержания процесса воспитания: состояние патриотического, экологического и трудового воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· в части создания условий: психолого-педагогические условия процесса воспитания; необходимые компоненты развивающей предметно-пространственной среды для патриотического, экологического и трудового воспитания, духовно-нравственного развития детей

· в части результатов, достигнутых детьми: степень достижения планируемых результатов воспитательной работы

Воспитательная деятельность в ООП ДОО интегрирована с содержанием образовательных областей. Реализация содержания всех образовательных областей предполагает создание условий, основанных на принципах:

Наименование принципа Содержательная составляющая принципа
«Событийное» оформление деятельной жизни ребёнка принцип обязывает придавать творческим занятиям детей по каждому направлению работы характер маленьких, но отчётливо выделяющихся на фоне повседневности и ярко переживаемых жизненных событий. Любое такое занятие — самобытное совместное синтетическое произведение взрослого (педагога) и детей. В отличие от режимных моментов оно не поддаётся вторичному воспроизведению, тиражированию.  
Принципы содействия, сотрудничества и участия   Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником воспитательного процесса
Принцип интеграции образовательного процесса   Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.  
Принцип культурсообразности Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности семей дошкольников, основываясь на «культурном семейном коде
Принцип следования нравственному примеру В данном случае пример воспитывающих взрослых (родителей и педагогов). Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.  
Принцип гуманизма обеспечивает каждому ребенку право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося  высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие
Принцип интеграции образовательного процесса предполагает комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решаются в комплексе на одном интегрированном содержании образования
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни

Данные принципы реализуются в укладе детского сада, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад образовательной организации

Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.

Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Общности (сообщества) ДОО

Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

– быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

– побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

– поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

– заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

– содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

– воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

– учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

– воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность.

Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком
и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать нормы профессиональной этики и поведения:

- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

- педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;

- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

- уважительное отношение к личности воспитанника;

- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения возрастной психологии и педагогики.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.