Познавательные сведения о бумаге — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Познавательные сведения о бумаге

2022-01-17 29
Познавательные сведения о бумаге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знакомить с технико-технологическими терминами и понятиям: «аппликация», «бумага», «вырезание из бумаги», «геометрическая фигура», «деталь», «изделие», «инструмент», «мозаика», «оригами», «орнамент», «прием», «разметка», «симметрия», «шаблон» и др.

Формирование представлений о предметах, сделанных из бумаги.

Запоминать и адекватно использовать в речи основные технико-технологические термины и понятия изучаемого раздела.  

Какие изделия изготавливают из бумаги

Из бумаги изготавливают коробки для упаковки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности.

Задание: назвать игрушки, которые сделаны из бумаги.

Задание: назвать предметы. Для чего они нужны?

Рассматривать, узнавать и называть изображения предметов в учебнике, книгах, или электронных образовательных ресурсах. Находить в окружающем пространстве предметы, сделанные из бумаги.

Сорта бумаги

Существует много сортов и видов бумаги. Бумага для письма (писчая, почтовая, рисовальная). Бумага для печати (газетная, книжная). Бумага впитывающая (туалетная, салфеточная). Крашеная бумага (упаковочная, обойная, бумага для труда).

Задание: назвать предметы, которые сделаны из разных сортов бумаги.

Рассматривать и запоминать сорта и виды бумаги. Соотносить сорт бумаги с изделием. Собрать коллекцию из разных сортов и видов бумаги.  

Признаки и свойства бумаги

Цвет бумаги

Бумагу окрашивают в разные цвета.

Задание: назвать цвета красок, которыми окрашивают бумагу.

Задание: составить коллекцию из разных сортов бумаги.

 

Узнавать и называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Учиться различать и сравнивать сорта бумаги по прочности, плотности, толщине, гладкости или шероховатости ее поверхности и цвету. Определять сорта бумаги по слуховому и тактильному восприятию.

Что надо знать о треугольнике

Формирование представлений о геометрических фигурах.

Бумаге можно придать разную форму – треугольную, квадратную, прямоугольную, круглую.

Треугольник – это геометрическая фигура. У нее три угла и три сороны. Есть много предметов, которые имеют форму треугольника.

Задание: посмотреть на картинки. Назвать предметы, которые похожи на треугольник.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру треугольник. Определять и называть признаки геометрической фигуры треугольник. Различать треугольники по величине. Устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму.

Что надо знать о квадрате

Квадрат – это геометрическая фигура. У нее четыре угла и четыре стороны. Углы все прямые. Квадраты могут быть разными по величине (большой, средний, маленький). Форму квадрата имеют многие предметы.

Задание: посмотреть на картинки. Назвать  предметы, которые похожи на квадрат.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру квадрат. Определять и называть признаки геометрической фигуры квадрат. Различать квадраты по величине. Устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

Что надо знать о прямоугольнике

Прямоугольник – это геометрическая фигура. Прямоугольник похож на квадрат, только у него более вытянутая форма. Он может быть широким и узким. Многие предметы имеют прямоугольную форму.

Задание: посмотреть на картинки. Назвать предметы, похожие на прямоугольник.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру прямоугольник. Определять и называть признаки геометрической фигуры прямоугольник. Различать прямоугольники по величине. Устанавливать сходство прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму.

Что надо знать о круге

Круг – это геометрическая фигура, у которой нет конца и начала, нет углов и сторон.

Многие предметы похожи на круг.

Задание: посмотреть на картинки. Назвать предметы, имеют круглую форму.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру круг. Определять и называть признаки геометрической фигуры круг. Устанавливать сходство круга с предметами природного и рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Что надо знать об овале

Овал – это геометрическая фигура, которая похожа на круг, только имеет вытянутую форму.

Многие предметы имеют овальную форму.

Задание: посмотреть на картинки. Назвать предметы овальной формы.

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру овал. Определять и называть признаки геометрической фигуры овал. Устанавливать сходство овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму.

Как работать с бумагой

Приемы сгибания бумаги

Ознакомление с частями двигательного приема:

1. Результат двигательного безорудийного (приемы сгибания, сминания и разрывания бумаги) и орудийного приема (приемы вырезания из бумаги, приемы разметки, приемы работы кистью и клеем).

2. Орудие и приспособление: ножницы, шаблон (устройство, назначение, правила обращения с инструментом и др.).

3. Двигательная программа: правильное удержание инструмента, шаблона; подготовка рук к работе посредством гимнастических и графических упражнений; объяснение, чередующееся с показом, выполнение двигательных трудовых приемов; осуществление текущего и заключительного контроля выполнения двигательного трудового приема.

Учить анализировать объекты труда, выделяя и называя их характерные признаки и свойства: название, назначение, форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал.

Объяснять технологию изготовления изделий (аппликации, объемные) из бумаги.

Формировать умение внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделий с опорой на графический план в учебнике.

Развивать умение правильно рассматривать, понимать и использовать в работе графическую наглядность.

Обучение элементарным приемам сгибания, сминания, разрывания, резания бумаги.

Наблюдать, запоминать, что должно получиться в результате выполнения двигательного приема. Смотреть, запоминать и рассказывать об инструментах, шаблонах, применяемых при работе с бумагой. Выработать навык правильного удержания инструмента, шаблона. Смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя двигательные трудовые приемы. Запоминать последовательность выполнения двигательного приема. Контролировать самостоятельно или с помощью учителя выполнение двигательных приемов. Повторять за учителем анализ образца аппликации и объемных изделий, сделанных из бумаги Рассматривать и понимать графические изображения, последовательности изготовления аппликации и объемных изделий. Планировать ход работы над изделием с опорой на графический план с помощью учителя. Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы.   Овладевать разными приемами обработки бумаги.

С бумагой можно совершать разные практические действия: мять, сгибать, рвать, резать, клеить, окрашивать и др.

Обучение элементарным приемам сгибания бумаги:

· Сгибание бумажного треугольника пополам

Технология выполнения приема: левая сторона треугольника прикладывается к правой стороне так, чтобы они совпали.

Задание: посмотреть на эти фигурки (елочка, самолет, парусник). Сказать, какую геометрическую фигуру ты в них узнаешь.

Задание: найди большой, средний, маленький треугольник.

Задание: сделай елочку из треугольников разной величины.

Ориентироваться и находить в пространстве треугольника верхний, нижний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики, и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Сгибать треугольники разной величины пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево). Комментировать свои практические действия. Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

· Сгибание квадрата с угла на угол

Технология выполнения приема: нижний угол квадрата прикладывается к верхнему углу так, чтобы они совпали.

Задание: посмотри на эти фигурки (рыбка, цветок, котик и др.). Скажи, кого ты в них узнаешь.

Задание: сложить из бумаги стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

 

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики, и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Сгибать квадраты пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево; сверху вниз, снизу наверх). Комментировать свои практические действия. Складывать изделие из бумаги.

· Сгибание бумаги прямоугольной формы пополам

Технология выполнения приема: нижняя сторона прямоугольника прикладывается к верхней стороне так, чтобы они совпали.

Задание: сложить из бумаги наборную линейку.

Ориентироваться и находить в пространстве прямоугольника (квадрата) верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики, и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Сгибать прямоугольник (квадрат) пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево; сверху вниз, снизу наверх). Комментировать свои практические действия. Складывать изделие из бумаги.

· Сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине

Технология выполнения приема: найди середину; используй прием сгибания бумаги пополам; к середине согни верхнюю и нижнюю стороны.

Задание: сложить из бумаги пароходик.

 

Ориентироваться и находить в пространстве прямоугольника (квадрата) верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики, и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Закреплять умение сгибать прямоугольник (квадрат) пополам, находить середину в прямоугольной форме. Прикладывать нижнюю и верхнюю стороны к середине листа. Комментировать свои практические действия. Складывать изделие из бумаги.

· Сгибание углов прямоугольника к середине и квадрата к центру

Технология выполнения приема: найди середину (центр); используй прием сгибания бумаги пополам; согни к середине левый и правый углы.

Задание: сложить из бумаги стрелу.

 

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики, и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Сгибать квадрат пополам. Комментировать свои практические действия. Прикладывать углы к середине (центру) листа. Складывать изделие из бумаги.

· Сгибание бумаги по типу гармошки

Технология выполнения приема: лист бумаги сгибается пополам несколько раз.

Задание: сделать из бумаги птицу со складными крыльями и хвостом.

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата (прямоугольника) верхнюю, нижнюю, стороны и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики, и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Учится совмещать противоположные стороны квадрата (прямоугольника), ритмично повторяя аналогичные действия несколько раз. Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

Приемы сминания и скатывания бумаги

Обучение элементарным приемам сминания и скатывания бумаги:

· Сминание и скатывание бумаги в ладонях

Технология выполнения приема: смять в ладонях лист бумаги, затем скатать его до шаровидной формы.

Задание: смять ладонями лист бумаги и скатать из него шар.

Осваивать приемы сминания бумаги.

Учится скатывать из бумаги шар.

Выполнять практические упражнения,вырабатывая навыки сминания бумаги.

Развивать ритмичные кругообразные

движения рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из мятой бумаги.

 

· Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги

Технология выполнения приема: смять пальцами кусочек бумаги и скатать его в ладонях до шаровидной формы.

Задание: смять пальцами небольшие кусочки бумаги и скатать из них шарики.

Задание: сделать аппликации из смятой бумаги «Ветка рябины» и «Цветы в корзине».

Приемы разрывания и обрывания бумаги

Обучение элементарным приемам разрывания и обрывания бумаги:

· Разрывание бумаги двумя руками

Задание: разорви лист бумаги на две части по линии сгиба.

· Обрывание кусочков бумаги пальцами

Задание: сделать аппликацию «Осеннее дерево» из оборванных кусочков зеленой, желтой и оранжевой бумаги.

Осваивать приемы разрывания и обрывания бумаги. Развивать мышечную систему верхних конечностей, координацию, плавность, точность движений рук. Закрепление знаний об аппликации. Учиться изготавливать аппликацию из оборванных кусочков бумаги.

Инструменты для работы с бумагой

Что надо знать о ножницах

Ножницы – это инструмент для резания бумаги и других материалов.

Все ножницы устроены одинаково. Они состоят из двух частей – лезвия и двух колец, которые соединяются винтом.

Задание: подумай и скажи, где используют ножницы.

Правила обращения с ножницами: с ножницами надо обращаться осторожно, чтобы не пораниться, их передают кольцами вперед; к ним надо бережно относиться и хранить в чехле.

Рассматривать, запоминать и говорить о назначении, устройстве ножниц и правилах обращения с ними.

Приемы резания ножницами по прямым коротким и длинным линиям

 

Обучение элементарным приемам резания бумаги ножницами:

· разрез по короткой вертикальной линии

· разрез по короткой наклонной линии

Технология выполнения приема: лезвия ножниц сначала разведи, а потом соедини их до конца со щелчком. Лезвия должны сомкнуться. Разрез производится по размеченной линии.

Задание: сказать, какая фигура получилась (квадрат).

Задание: сказать, какая фигура получилась (треугольник).

Задание: сложить по образцу орнамент из вырезанных квадратов.

Задание: сложить по образцу орнамент и парусник из вырезанных треугольников разного цвета.

Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу. Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги). Резание бумаги по прямой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений. Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие. Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, треугольник.

· Надрез по короткой вертикальной линии после разметки

· Надрез по короткой вертикальной линии без предварительной разметки (на глаз)

· Надрез по короткой наклонной линии

Технология выполнения приемов: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца. Не щелкай концами лезвий, чтобы не получились надрывы на конце линий надреза.

Задание: надрезать три полоски разного цвета – желтого, оранжевого и красного. Из полученных заготовок сделать игрушку «Бумажный фонарик».

Задание: надрезать полоску бумаги зеленого цвета на глаз. Использовать ее при изготовлении декоративной веточки.

Задание: надрезать полоску бумаги по наклонной линии, предварительно разметив ее по шаблону.

Задание: использовать этот прием при изготовлении флажков.

Овладение резанием бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений. Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном месте.

· Разрез по прямой длинной линии

Технология выполнения приема: ножницы разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца (не щелкай концами лезвий), чтобы не получились надрывы на конце линий надреза. Разрез выполняй снизу вверх.

Задание: проведи карандашом по линиям и точкам.

Задание: сконструировать из вырезанных полосок цветок.

Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. Рисование карандашом по линиям и точкам, имитирующих движений с ножницами. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений, умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном месте.

Приемы резания ножницами по кривым линиям

· Разрез по незначительно изогнутой линии

· Округление углов прямоугольных деталей

Технология выполнения приемов: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца; поворачивай заготовку на себя.

Задание: провести карандашом по изогнутым линиям и точкам.

Задание: вырезать листочки из бумаги зеленого цвета по частично изогнутым линиям.

Задание: провести карандашом по изогнутым линиям и точкам. Скруглить углы карандашом на глаз.

Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников. Рисование карандашом по линиям и точкам, имитирующих движений с ножницами. Развитие согласованности правой и левой рук при повороте заготовки на себя; точности и плавности движений.    

· Вырезание предметов округлой формы

· Вырезание по совершенной кривой (круга)

Технология выполнения приема: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца; поворачивай заготовку на себя.

Задание: обводить карандашом по изогнутым линиям и точкам.

Задание: вырезать детали: апельсин, яблоко, виноград, лимон и тарелку. Сделать аппликацию на тему «Фрукты на тарелке».

Задание: обводить карандашом круг по шаблону и вырезать его. Вырезанные круги использовать для изготовления аппликаций «Снежная баба» и «Гусеница».

Вырезание из бумаги предметов округлой формы (апельсин, лимон, яблоко, виноград). Развитие умения вырезать круг из бумаги, рационально используя приемы резания по изогнутым линиям. Рисование карандашом по линиям и точкам, имитирующих движений с ножницами. Развитие пластичности кисти руки, точности и плавности движений. Выработка аккуратности. Овладение знаниями о геометрической фигуре круг. Закрепление знаний об аппликации и передаче в ней пространственных соотношений между предметами (на, перед, за, слева, справа, сверху).

Приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам

 

Обучить способу симметричного вырезания.

Формировать представления о симметрии.

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам:

· симметричный надрез по прямым линиям

· симметричный надрез по волнообразной линии

Технология выполнения приемов: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца. Не щелкай концами лезвий, чтобы не получились надрывы на конце линий надреза.

Задания:

1. Сделать по образцу плетеный коврик.

2. Сделать по образцу птицу.

3. Вырезать геометрический орнамент из квадратиков и кружков.

4. Сделать аппликацию «Самолет в облаках».

Овладение понятием «симметрия». Рассмотрение, узнавание и называние предметов симметричного строения в учебнике и других иллюстративных материалах. Нахождение в пространстве помещения симметричных предметов. Закреплять прием сгибания бумаги пополам. Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. Осваивать прием резания бумаги по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений. Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном месте.

Приемы симметричного вырезания

из бумаги, сложенной несколько раз

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги, сложенной несколько раз:

· Разрез по незначительно изогнутой линии

Технология выполнения приема: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца; поворачивай заготовку на себя.

Задание: вырезать цветы из бумаги разного цвета и сделать аппликацию на тему «Букет цветов».    

Закрепление приемов: «сгибание бумаги пополам», «сгибание квадрата с угла на угол». Закрепление приема резания бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Развитие согласованности правой и левой рук при повороте заготовки на себя; точности и плавности движений. Овладение умением вырезать четырехлистный цветок из бумаги.

Правила работы

с клеем и кистью

Обучение правилам работы с клеем и кистью:клей намазывается кистью и равномерно наносится на основу. После работы кисть промывается в теплой воде, высушивается и убирается в папку для труда.

Запоминание правил работы с клеем и кистью.  

Приемы разметки

по шаблону

Шаблон – это образец, по которому производят разметку бумаги.

Обучение приемам разметки:

· разметка по шаблону линий (прямых, наклонных, волнистых);

· разметка по шаблону геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги, овалы);

· разметка по шаблону изображений предметов реальной действительности (фрукты, самолет, цветы).

 

Овладение понятиями: «заготовка», «линия», «контур», «образец», «разметка», «шаблон» и др. Выработка навыка удержания пальцами шаблона на одном месте. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.  

Работа с нитками

(8 часов)

Нитки – это тонко скрученная пряжа; скрепляющий материал. Вырабатывают из хлопчатобумажной, льняной, шерстяной пряжи, химических волокон, натурального шелка. В зависимости от назначения различают нитки швейные, вышивальные, вязальные.

Нитки бывают: тонкие, толстые, длинные, короткие, суровые, мягкие, белые, черные, серые, цветные, матовые, глянцевые. При изучении этих свойств ниток у обучающихся закрепляются понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий». Осваивается цветовая гамма ниток и физические свойства ниток (рвутся, режутся, окрашиваются, скучиваются, сматываются и др.).

Для актуализации и активизации личного визуального и бытового опыта проводятся беседы о нитках, используются литературные произведения (сказки, стихи, загадки), в процессе которых у обучающихся формируется интерес к рукотворному миру и, в частности, восприятию предметов (изделий), сделанных из ниток.

В целях ознакомления с различными областями использования ниток программой предусмотрены следующие виды работы с нитками: «наматывание ниток», «шитье», «вышивание».

Обучение работе с нитками в первом классе начинается с наматывания ниток, что относится к безорудийной работе. В ходе ознакомления с нитками объясняются условия хранения ниток (в клубках, мотках, на катушках и картонках). В связи с этим предусматриваются задания, позволяющие обучающимся овладеть рядом технических приемов: «сматывание ниток в клубок», «наматывание ниток на картонную основу», «связывание ниток», «завязывание узелков».

Обучение шитью включает знакомство и работу колющими (большие и маленькие иглы) и режущими инструментами (ножницы), овладение приемом «игла вверх-вниз». Данный прием используется в линейном шитье (прямой строчке) по готовым проколам на бумаге. 

Обучение вышиванию включает овладение приемом «вышивание в два приема» по готовым проколам на бумаге. В случае если обучающиеся первого класса испытывают значительные затруднения в работе иглами, допускается применение длинных шнурков и работа ими по проколам с соответствующими отверстиями на бумаге.

Расширение словарного запаса происходит за счет овладения технико-технологическими терминами и понятиями: «вышивка», «игла», «инструмент», «материал», «нитки», «прокол», «стежок», «строчка» «шитье» и др.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.