Введение к собранному материалу — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Введение к собранному материалу

2022-01-17 24
Введение к собранному материалу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Темой моей учебной практики является фольклорное наследие старшего поколения моей семьи. Я выбрала эту тему, потому что с раннего детства я немало времени проводила со своими бабушкой, дедушкой и прабабушкой, которые знают и активно используют в повседневной речи огромное количество поговорок, частушек, верят в приметы, носителями которых были еще их родители. Моя прабабушка знает поговорки на все случаи жизни, частушки на все праздники и для любого застолья. Естественно, моя бабушка тоже унаследовала всю мудрость мордвинского народа. Моя семья из западной Сибири и, проучившись год во Владивостоке, я ощутила особенности местной речи, когда приехала на лето домой.

Для опроса мною были выбраны информанты, которые являются моими родственниками, поэтому они были открыты для беседы. Трудностей в общении не было, опрос информантов проходил в привычной, непринуждённой обстановке, и мне удалось получить наиболее полные и раскрытые повествования. Было опрошено два информанта разных возрастов (63 и 83 года), являющихся моими ближайшими родственниками: бабушка и прабабушка.

Материал собирался в процессе личной беседы с информантами. Фиксировала я материал в заметках телефона и на диктофон, чтобы ничего не забыть и зафиксировать верно.

Цель работы: собрать фольклорные устно поэтические  тексты, употребляемые в моей семье, определить жанры собранного материала. Дать общую характеристику собранным текстам.

Задачи работы:

1. Поиск и формулировка наиболее интересующей собирателя текстов темы;

2. Разработка стратегии сбора информации для получения необходимого материала;

3. Подбор методов сбора информации;

4. Поиск информантов и непосредственный сбор информации;

5. Отбор и редактирование собранного материала;

6. Распределение собранного материала по фольклорным жанрам;

7. Оформление отчёта по проделанной работе.

Стратегия сбора информации

Для того чтобы собранный материал являлся наиболее разнообразным, а тем самым более ценным, я решила, что ключевым моментом будет являться выбор информантов, от которых, непосредственно, будет зависеть характер текстов. Поэтому я выбирала для опроса представителей разных поколений в моей семье. Многие тексты передаются из поколения в поколение.

Метод сбора информации

Я собирала тексты с помощью личной беседы с информантами. Многие тексты были собраны во время личной беседы с родственниками. Я заранее предупреждала информантов и объясняла, какую информацию хочу от них получить. Ответы на поставленные вопросы я получала не сразу, так как информантам необходимо было время, чтобы вспомнить. Некоторые тексты я писала по памяти, так как в течении жизни много раз слышала их.

Основной перечень вопросов, которые я задавала своим информантам в ходе личной беседы:

1. В какие приметы, существующие  в нашей семье ранее, вы верите до сих пор?

2. Какие поговорки вы используете в случае, если нужно поругать кого-либо?

3. Какие частушки пела молодая девушка, если ей понравился молодой человек?

4.  Что делать в случае, когда примета сулит несчастье? Есть ли противодействие?

Сначала я использовала более общие вопросы (например, какие частушки были вашими любимыми в молодости?) когда же информанты вспоминали частушки, то я задавала им более конкретные вопросы (например, можешь вспомнить частушки, которые пели молодые люди девушкам?).

Структура

Структура основной части была построена в соответствии с делением собранных текстов по принадлежности информантам, от которых они были получены, а также по жанрам.

В конце я разместила фотографию с дня рождения прабабушки, где есть я бабушка и прабабушка, чтобы показать преемственность поколений, и чтобы было наглядно понятно кто был моими информантами.

В список литературы вошел труд Потанина Р. П, Фетисова Л. Е., Леонова Л.Е. Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Свадебная поэзия. Похоронная причеть [1]. Этот источник мне нужен был, чтобы определить, какие собранные мной тексты являются сибирском фольклором, убедиться, что мы правильно используем заговоры, гадания, ведь в источниках есть подробное описание действий, сопровождающих данные ритуалы.


 

Собранный материал

     Информант 1

Кихтенко Татьяна Андреевна, 63 года. Родилась в Кемеровской области, г Прокопьевск, проживает в Новосибирске, товаровед  

Эта информант является моей бабушкой, поэтому общение проходило в непринуждённой обстановке. Что-то было рассказано во время семейных праздников всем родственникам, а что-то ‒ лично мне, когда я задавала вопросы о её жизни и быте в детстве.

 

«Когда я была маленькой, моя мама была ходячей книгой поговорок и частушек. Она буквально на каждое моё слово находила со скоростью нынешнего телефона свою какую-то прибаутку и всегда её это смешило. Действительно, это звучало очень остроумно. Вот придешь к ней с какой-то проблемой, она только тебя увидит, еще слово не скажешь, сразу выдаст «Не было печали черти накачали». Сейчас уже мама многое забыла, да и не употребляют как-то уже…»

 

Частушки, исполняющиеся молодыми незамужними девушками

Частушка (1)

Я иду и мне на встречу

Трактора да трактора

Почему любовь не лечат

Никакие доктора

 

Частушка (2)

А что ж ты милый не целуешь

Говоришь потом потом

Я иду а он на печке

Тренируется с котом

Частушка (3)

А что ты милый не целуешь

Говоришь губастая

А вот я тебя целую

Черта головастого

Все эти частушки моя бабушка использовала в молодости, когда они с подружками выполняли физическую работу (например, ездили на отработку в поле).

 

Гадания молодых незамужних девушек

Моя бабушка проводила очень много времени со своими подружками на улице, чаще всего они собирались вечером, когда все дела уже были сделаны. Вечер, становится темно, на улице мало людей – лучшее время для гаданий, ведь вера во что-то сверхъестественное в такое время суток усиливается. Заглянуть в будущее и увидеть того самого, что может быть интересней 15-18 летним девушкам. Поэтому гадания на суженного в то время были очень популярны. Бабушка рассказала о некоторых из них.

Более того, она утверждает, что в очередной раз гадая, она действительно увидела в зеркале своего будущего супруга один в один, какой он позже и появился в его жизни. Бабушка нисколько не была удивлена, что именно мой дедушка начал проявлять к ней внимание и будущем они связали свою жизнь.   

 

Гадания (1,2)

1. Для гадания понадобятся два зеркала, свечи, внимательность и достаточное количество времени. Зеркала ставятся таким образом, чтобы образовался коридор, девушка очень внимательно всматривается в конец коридора до тех пор, пока по нему не начнет идти юноша (будущий супруг). Очень важно успеть разглядеть черты и отойти от зеркал, пока идущий не завершил путь до конца коридора, иначе он заберет тебя с собой в свой потусторонний мир.

2. Для гадания понадобится ватман, пишущий предмет, блюдце с водой (желательно старинное дорогое и узорчатое),  знание чисел и букв русского алфавита. На ватмане по кругу от «А» до «Я» пишутся буквы внизу пишутся числа от «1» до «9», на ватман ставится блюдце, на блюдце чертится стрелка, гадающий (гадающие) держатся средним и указательным пальцем за блюдце и произносится «Дух, а дух, приди к нам в круг поворожить». В этот момент, если все сделано правильно, то, по словам бабушки, блюдце начинает плясать, дальше можно задавать вопросы про возраст суженого, его имя, место нахождения и так далее. 

 

Приметы

Примета (1)

  Вечером нельзя брать и давать в долг, иначе денег не будет;

Примета (2)

   Если на свадьбе или близко к свадьбе жених или невеста встретили покойника – в их союзе будет беда.

Личным промером является подружка детства моей бабушки. Когда подружка выходила замуж, то по дороге, когда они шли всей свадебной процессией, им встретилась семья, выносящая из дома покойника. Это посчитали дурным знаком, невеста даже заплакала. Ровно через три месяца муж умер от внезапно появившийся болезни.

        Примета (3)

На выходе из дома, чтобы не сглазил никто, необходимо повесить маленькое зеркало на уровне глаз.

Всю жизнь и до сих пор у моих бабушки и прабабушки висят эти самые зеркальца от сглаза, поэтому, по их утверждению, их никто не сглазил за всю жизнь.

 

        Примета (4)

Если во время разговора тебя пытаются сглазить, нужно сжать кулаки или засунуть руки в карман и сделать фигу.

Прадедушка рассказал, как однажды соседка словом навела на него болезнь. На участок к моему прадедушке поступала по водному каналу вода из реки, но в один день произошла поломка и огромное количество воды оказалось в огороде у соседки. Она это увидела. пошла к нему и внезапно, без предупреждения сказала: «Чтоб у тебя редька на жопе выросла» и ушла. Прадедушка не успел сделать фигу или кулак, поэтому на следующий день он проснулся с сильнейшим геморроем. Он побежал извиняться, и та смогла отвести болезнь уже утру следующего дня.

После  этих случаев становится понятно, все приметы, описанные выше, проверены опытом. Вера в то, что они работают усиливается.

 

Информант 2

Наталья Валентиновна Кихтенко, 83 года, вела бухучет на местном заводе, родилась и проживала в Кемеровской области, г Прокопьевск, в 55, после выхода на пенсию, переехала в Новосибирск, где проживает по сей день.

Эта информант является моей прабабушкой, поэтому вся беседа проходила лично в непринуждённой обстановке. Почти всю информацию я получила посредством задавания вопросов и когда бабушка вспоминала своё детство и юность.

«В то время было проще, сначала работа допоздна, потом отдых, время с семьей. И так день за днём. Очень в каждодневной рутине помогали поговорки, прибаутки присказки, частушки – народные мудрости. Они как-то придавали сил и делали скучное тяжелое разнообразным и веселым. Частушки больше для праздников и застолий, но и просто так по настроению тоже исполняли"

 

Поговорки, связанные с едой

Стоит приехать к моей прабабушке, тут же усадят за стол, сопровождая тебя самыми разными поговорками. Вот некоторые из них:

(1,2,3,4,5)

1.Чай не пил – какая сила, чай попил – совсем ослаб;

2. За уши не оттащишь

   «Я сегодня такую уху сварила, что за уши не оттащишь. Бегом садитесь, пока не остыла!»

3. Чай не пьёшь – откуда силы берешь

4. Каков ни есть, а хочется есть

   Говорится в случае, если, на свою беду, ты приехал к прабабушке неголодный или расстроенный, вот такой поговоркой она усадит тебя есть.

5. Беда – бедой, еда – едой

     Как только кто-то или все начинают отвлекаться от еды начинаются бурные обсуждения, прабабушка это останавливает такой поговоркой, и все продолжают молча наслаждаться пищей.

 

Воспитательные поговорки

Говорятся эмоционально. Они краткие, лаконичные, предают всю суть. После них возражения невозможны:

6. Драть тебя некому, да и некогда

7. Выдрать бы тебя как сидорову козу

8. Сердит – давно не бит

9. Пыль столбом, дым коромыслом

10. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт

 

       Бытовые поговорки

Они не используются в каких-то определенных ситуациях, говорятся во время беседы как правило эмоционально или просто между делом.

11. А ларчик просто открывался.

Когда я долго не могла что-то сделать (выучить стихотворение, решить задачу, понять и пересказать параграф) меня отправляли к прабабушке, она быстро и легко помогала мне справится, а конце говорила: «Ну вот видишь, а ларчик то просто открывался» и мы смеялись над тем, что еще двадцать минут назад казалось для меня проблемой. 

12.Не так страшен, как его малюют

Если я ленилась сделать что-то, о чем меня попросили и начинала отнекиваться, то использовалась эта поговорка. После неё не может быть возражений. Надо идти и делать.

13. Береженого Бог бережет.

Использовалась в контексте предупреждения о возможной опасности. Всегда говорилась с предыханием и сопровождалась понятием указательного пальца вверх.

14. Нет дыма без огня

15. Бедность не порок.

16. Будешь много знать — скоро состаришься.

Эта поговорка использовалась в случае, когда я начинала, будучи маленькой, а потом старше, задавать много вопросов подряд, или вопрос, на который прабабушка ответ не знала, не хотела отвечать.

17. Нет худа без добра.

18. Без муки душа не выйдет.

Я очень не любила заплетаться. Это всегда было для меня очень долго и  больно, было настоящим мучением. Заплетая, прабабушка приговаривала «Без муки душа не выйдет» или «Терпи, казак, атаманом будешь».

19. Большому кораблю — большое плаванье.

20. Будет и на нашей улице праздник.

Часто мой прадедушка, увидев соседей или соседскую машину, телевизор и тд, начинал завидовать и злиться на них, тогда прабабушка ему говорила эту поговорку.

21. Бьется, как рыба об лед.

22. Везде хорошо, где нас нет.

23. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Эта поговорка звучит непременно, как только мы все собираемся у прабабушки дома (обычно это новый год или её день рождения).

24. Волков бояться-в лес не ходить.

25. Всяк сверчок знай свой шесток.

По рассказам бабушки, её никогда не отпускали ночевать к кому-либо, также и говорили и маме, никуда не отпуская.

26. Долг платежом красен.

27. Дорога ложка к обеду.

28. Делу время — потехе час.

29. Дело мастера боится.

30. Жар костей не ломит.

У прабабушки есть баня, я хожу в неё, когда приезжаю в гости, но делать этого не люблю, потому что она топится всегда до невероятной температуры (+80, +90), через 3-5 минут я уже хочу выходить, но нельзя, ведь жар костей не ломит.

31. Знал бы, где упасть, солому подстелил

Поговорка является ответом на фразы: «А вот если бы я тогда сделал…, то сейчас…» «Я ещё тогда знал, что нужно было…» и тд.

32. Знание и труд все перетрут.

33. За компанию и черт повесился.

34. Куй железо, пока горячо.

35. Как аукнется, так и откликнется.

36. Кто не трудится, тот и не ест.

37. Клин клином вышибают

38. Кашу маслом не испортишь.

39. Кто в лес, кто по дрова.

Используется, если спор зашел в тупик, все устали и никто не может предложить вариант, который устроил бы всех

   Частушки:

Частушка (4)

Ах какая я была

Лед колола и пила

А теперь какая стала

Любовь совсем уж доняла

Исполнялась в компании молодых людей по вечерам, во время гуляний

 

Частушка (5)

Про меня про молоду

 Восемь сплетен на году,

Пусть идет девятая

Я не виноватая.

 Исполнялась девушками только в кругу девушек, когда собирались где-то в лесу, в поле

 

Частушка (6)

Не одна я на лугу

Серый уток стерегу

Недалеко от меня

Несет милёночек коня

Полевая частушка, исполнялась девушками во время работы или когда работа уже была окончена и все собираются по домам.

 

Частушка (7)

Сроду я не пудрилась

Сроду не румянилась

Я не знаю почему

Милок миленочку понравилась

Застольная частушка, исполнятся под гармонь девушками

 

Частушка (8)

А мне милый изменил

А я догадалася

Взяла черенький платочек

Низко повязалася

В Прокопьевске, где жила прабабушка, частушки про измену милого любили исполнять на девичниках. Считалось, хорошей приметой от измен и несчастий в будущей семейной жизни.

 

Частушка (9)

А мне милый изменил

А я и не охну

Не зеленая трава

В поле не засохну

 

Частушка (10)

А что ж не плясать

И ногой не топнуть

Неужели в этом доме

 Перерубы лопнут?

Застольная частушка, исполнялась девушками под гармонь

 

Частушка (11)

А мне милый изменил

А мне на это наплевать

Я такого таракана

На стене могу поймать

 

Заговоры

«Всегда считала заговоры магическими потусторонними, даже можно сказать дьявольскими, но некоторые люди умеют воздействовать ими, всегда боялась таких людей. Вот, соседка у нас была такая, а больше и не вспомню таких колдуней»

Сейчас в нашей семье уже давно никто не пользуется заговорами, однако прабабушка рассказала мне про те, которые использовали в её молодости и которые она еще помнит (тексты заговоров были воспроизведены прабабушкой, аналогичные варианты я искала в литературе, чтобы сравнить в каком виде они дошли до нашей семьи. Указания на оригинал текстов заговоров будет ниже):

Заговоры от колдовства:

Заговор (1)

Высажу боярышник колючий,

обгорожу тыном железным

от земли до неба,

от севера до юга раба (имя)

от встретня, от крестицы,

от девки-косатки,

от бабки-волосатки,

от мужика-стригунка.

Будьте слова сильны и лепки

Данный вариант заговора был зафиксирован мной на диктофон. В таком виде его помнит прабабушка.

Аналогичный заговор зафиксирован (см. список литературы)

[1, с. 397]

 

Заговор (2)

Втыкать нож в землю, в овощную грядку и приговаривать:

Нож в землю втыкаю –

злым людям и колдунам язык подрезаю

 

Заговор от воров:

Заговор (3)

Кто мое богатство возьмёт,

тот и с места не сойдёт:

язык отнят,

руки и ноги каменеют,

сам в землю врастёт,

меня подождёт,

покаместь я приду,

пояс шёлковый сниму,

два узла развяжу,

вора с места отпущу.

 

Заговор-обращение к домовому

Заговор (4)

При переезде на другое место брали старый сапог, тапку, галошу, валенок и, выходя из двери, приговаривали:

Батюшка домовой,

вот тебе сани,

поедем жить с нами

 

От всех болезней:

Заговор (5)

Встать лицом к месяцу и повторить три раза:

- Месяц, месяц, где ты был?

-Был я за горами, был я за лесами, за широкими долами

-Что видел?

- А видел молодца

- А что у него болит?

- А ничего у него не болит, не ноет:

ни кости,

 ни мясо

-Так и у меня (имя)

Данный вариант заговора был зафиксирован мной на диктофон. В таком виде его помнит прабабушка.

Аналогичный заговор зафиксирован (см. список литературы)

[1, с. 461]

 

Заговоры от собственной  бессонницы:

Эти заговоры до сих пор используются в моей семье, так как у многих из нас (и у меня в том числе) большие проблемы со сном, особенно перед важными событиями, а выспаться важно,  они действительно помогают от бессонницы. Важно верить в их силу и тогда засыпать будет легко.

Заговор (6)

Полуночница, полуденница,

на тебе огонь и пламя,

третий – камень!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Аминь (три раза)

 

Заговор (7)

Заря- зарица,

красная девица,

дай сна и упокоя (три раза)

 

Заговоры от бессонницы у ребенка

Заговор (8)

«Ноченька-полуноченька, не играй моим дитём, а играй пепелком да угольком, да третьим камешком».

 

Заговор (9)

«Сонюшки-дремушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас»


 

Заключение

    За время прохождения фольклорной практики мной было собрано 65 фольклорных текстов, имеющих разную жанровую принадлежность. Из них 39 поговорок, 11 частушек, 4 приметы, 2 гадания, 9 заговоров.

В ходе практики мной было опрошено 2 человека, которые являются моими ближайшими родственниками разных поколений: бабушка и прабабушка. Все информанты добровольно предоставили информацию о себе.

Цель и задачи, поставленные в начале прохождения учебной практики, выполнены. Таким образом, я определила интересующую меня тему, нашла информантов и с помощью выбранных методов собрала искомые тексты, которые затем зафиксировала и охарактеризовала.

В ходе работы мной было замечено, что многие поговорки мы используем и до сих пор, и я хочу и в своей будущей семье их использовать, чтоб они и дальше передавались из поколения в поколение.

Во время прохождения практики сложностей не возникало, единственным затруднением было распределение некоторых текстов по жанрам, потому что они подходили под определение нескольких жанров. При сборе информации и общении с информантом проблем также не возникло.

Таким образом, в ходе учебной практики я приобрела практический навыки сбора фольклорного материала, работы с информантом, систематизации полученной информации. Я считаю, что это будет полезно в дальнейшем, во время обучения на филологическом факультете.

Дальнейший сбор фольклорного материала данной среды имеет смысл только в том случае, если есть задача глубокого изучения и анализа фольклора именно этой среды.

 

Список литературы

1. Болонев Ф. Ф., Мельников М.Н., Леонова Н.В. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: песни, заговоры / Новосибирск Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии, 1997 – 660 с. http://poisk.ngonb.ru/flip236/pamyatniki_folklora/06/

 

 

Фотография

1.Прабабушка бабушка и я на 82 дне рождении у прабабушки. 16.11.2019

Фотография сделана в г. Новосибирск, в прабабушкиной квартире. 

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.