Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-01-17 | 96 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Г.
Занятие № 20.
Тема занятия: Донбасс в годы Великой Отечественной войны и начала восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).
Актуальность. Историческая память о Великой Отечественной войне и Великой Победе – одна из важнейших составляющих социальной идентичности, национального единства. В условиях современного глобального кризиса и обострения информационной борьбы против России, наступления фашизма в Украине, войны в Донбассе, ревизии хода и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн неизмеримо возрастает значение глубокого изучения данной темы. Исторические параллели хода боевых действий на Миус-фронте в годы Великой Отечественной войны и сражений за Саур-могилу летом 2014 года позволяют глубже осознать смысл сегодняшних событий в Донбассе.
Победа имеет непреходящее значение в условиях современности как фактор, формирующий патриотическое мировоззрение народа нашего государства.
Цели занятия:
учебные: знать: этапы и основные события Великой Отечественной войны в Донбассе, ужасы оккупационного режима и героическую борьбу против захватчиков; уметь: раскрыть подвиг народа Донбасса на фронтах и беспримерный при эвакуации промышленных предприятий на восток страны и при восстановлении после освобождения края, историческое значение Великой Отечественной войны советского народа и подвиг восстановления мирной жизни;
развивающие: продолжить работу над развитием умений студентов анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопереживания великим событиям Отечественной истории, уважение к героическому прошлому своей Родины.
|
воспитать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
воспитать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
воспитать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
Вид занятия и форма проведения: семинар.
тать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
План семинара
1. Нападение немецко-фашистской коалиции на СССР. Донбасс в планах гитлеровского командования. Мобилизация всех сил на отпор врагу. Эвакуация на восток.
2. Оборонительные бои Красной Армии на подступах к Донбассу. Оккупация Донбасса.
3. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.
4. Борьба советских партизан и подпольщиков в Донбассе.
5. Донбасская наступательная операция Красной армии. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Начало восстановления Донбасса.
При изучении темы обратить внимание на следующие вопросы:
1. Договор о ненападении между СССР и Германией получил в исторической литературе название? Как повлиял (если повлиял, то, каким образом) данный документ на ход дальнейших событий?
2. Какой план разработали фашисты в конце 1940 г., готовясь к нападению на СССР?
3. Назовите примеры мужества и героизма советских солдат в оборонительных боях Красной Армии на подступах к Донбассу.
4. Что предусматривал план «Ост»? Выскажите своё отношение к попыткам переосмысления данного документа в настоящее время. На сколько это обоснованно?
5. Кто такие коллаборационисты? Что, по Вашему мнению, послужило причиной такого явления, как коллаборационизм?
6. Что Вы можете сказать о партизанском и подпольном движении? Каково его значение в войне? Назовите известные Вам примеры героизма партизан и подпольщиков нашего края.
7. Какие военные операции стали решающими в ходе освобождения Донбасса? В чём их значение?
Задание 1. Подготовить сообщения:
|
1. Подвиг Александра Скворцова.
2. «Молодая Гвардия»: взгляд современника.
3. Наши земляки – Герои Советского Союза.
4. Генерал Батюк Н.Ф. и его боевые товарищи.
Задание 2. Проработать основные термины и названия: оккупация, «новый порядок», остарбайтеры, коллаборационизм, концлагерь, Движение Сопротивления, подполье, партизаны, ОУН, Прифронтовая (военная) зона, Донбасская операция.
Задание 3. Заполнить хронологическую таблицу «Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков».
Задание 4.Проработайте материал, выполните задания.
1.«Донбасс играл существенную роль в оперативных замыслах Гитлера. Он считал, что от владения этой территорией… будет зависеть исход войны». Фельдмаршал Манштейн «Утерянные победы»
? – Почему территория нашего края занимала особое место в планах Гитлера?
2.«Торонескуль Петр Васильевич, работал преподавателем в Горловке, украинский националист. С приходом немецких оккупантов добровольно поступил на службу в СД, занимался вербовкой агентуры, через которую выявлял скрывающихся коммунистов, партизан и советских граждан, проводящих работу против немецких властей. Он также был тесно связан с организацией украинских националистов. Следственное дело на него было отправлено в УНКГБ» (ГАДО, ф. Р-1838, оп. 1, д. 43, л. 21 а об.).
«Гуляев Сергей Андреевич, добровольно поступил в полицию, а потом добровольцем в украинский отряд, и за хорошую работу был выдвинут командиром взвода полиции. Работая в полиции, Гуляев занимался арестами и избиением советских граждан. В июне 1942 года он был направлен для подготовки и переброски в тыл Красной Армии по выполнению задания немецкого командования. Следственное дело закончено и передано в УНКГБ» (ГАДО, ф. Р-1838, оп. 1, д. 43, л. 21 а об.).
? – О каком явлении времен Второй мировой войны идет речь? Как международное право классифицирует это явление?
3. «В г. Константиновке организуется Украинское Культурно-Образовательное Товарищество, которое имеет целью подъем национального сознания среди украинского народа. Товарищество имеет целью распространение среди населения изучения украинского языка, литературы, музыки, драматического искусства, а также изучения немецкого языка, как языка того народа, который принес освобождение украинцам от жидо-большевистского крепостничества и который создал великую культуру, науку». «Новое время выдвинуло таких героев, как Симон Петлюра, Коновалец и много других – казаков, гайдамаков, повстанцев, которые до сих пор живут в памяти народа и будут жить вечно». Газета «Константиновские вести» от 9 мая 1942 г.
|
«Руководитель автокефальной православной церкви в освобожденных украинских землях архиепископ Луцкий и Ковельский, преосвященный Поликарп, передал имперскому комиссару Украины заверение в лояльности. От имени верующих украинцев он заявил, что будущее украинского народа тесно связано с победой Германской империи, и от имени церкви и народа выразил благодарность за освобождение от жидо-большевистского владычества Москвы. Автокефальная православная церковь на Украине имеет большую историю. Она является национальной украинской церковью с собственным главным руководителем. Основание её простирается вглубь веков, когда Украина была независима от Москвы в политическом и религиозном отношениях».
Газета «Донецкий вестник» от 9 апреля 1942 г.
«Герб Украины – трезубец. Знак трезубца первоначально был немецким родовым и дружинным знаком… Со временем этот знак стал государственным гербом Украины. Во времена большевиков был строго запрещен, но втайне продолжал являться символом стремлений националистов-украинцев. Теперь Германия возвратила гербу его почетное значение, и он вновь стал славным украинским гербом».
Газета «Донецкий вестник» от 29 марта 1942 г.
«Предлагается всем отделам Городской Управы и подчиненным им учреждения, предприятиям и организациям проводить переписку исключительно на немецком или украинском языках. Переписка на русском языке Городская Управа приниматься не будет, а лица, что не хотят проводить переписку на украинском языке, будут увольняться. Одновременно предлагается постепенно переходить на введение в учреждениях разговоров на украинском языке».
Циркуляр Мариупольской городской управы № 144 от 29 мая 1942 г. (в оригинале документ украиноязычный).
? – Какие характерные черты «нового порядка» оккупантов вы можете определить? Почему оккупационный режим в Донбассе был особенно жестким?
|
– Расскажите о героической борьбе с оккупантами в Донбассе.
? – Как происходило освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков? Почему в поздней советской историографии замалчивались события на Миус-фронте?
? – Когда и как началось восстановление Донбасса?
– Каковы были истоки массового героизма Советского народа на фронте и в тылу?
? – Чему учит опыт Великой Отечественной войны?
– Какой вклад внесли ваши семьи, родственники в эту Победу?
– Каковы источники беспримерного восстановления Донбасса после войны?
Домашнее задание: актуализировать знания по теме, ответив на вопросы. Написать тесты по вариантам, ответы присылать в обсуждение.
Срок исполнения – 20.11.2021 г.
Преподаватель: Твердохлеб А.Ю.
В подготовке к семинару используйте материал Приложения 1.
Литература
Отечественная история: методические указ. к сам. работе студентов. Ч. 2 / Отв. за вып. В.В. Липинский – Донецк: ДонНТУ, 2015. – 131 с.
Саржан А.О. Новітня історія Донбасу (1945 – 1999 рр.): Навчальний посібник.– Донецьк: Стакер, 1999. – 463 с., іл..
Бунтовский, С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание / С.Ю.Бунтовский. - Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с.
Лях Д., Никольский В., Нестерцова С. История родного края. Часть 2. / Д.Лях, В.Никольский, С.Нестерцова. – Донецк: Кардинал, 1999. – 343 с.
Братков, В. До последнего дыхания: Документальные повести о малоизвестных подвигах донбассовцев в годы Великой Отечественной войны. - Донецк: Регион, 2004. - 224 с.
Воспоминания участников Донбасской наступательной операции, стихи, писателей-фронтовиков. - Донецк: Донбасс, 2003. - 368 с.
Гавшин, Д. Под броней родной земли. - Донецк: Лебедь, 2002. - 198 с.
Донецкая область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Сб. докум. и материалов. - Донецк: Донбас, 1982. - 312 с.
Кравчинская Э. У войны — не женское лицо...: Воспоминания ветеранов. - Донецк: Регион, 2005. - 92 с.
Приложение к семинару
Начало оккупации
Трагедией для народа стала немецко-фашистская оккупация. В Донецкой области она продолжалась с конца октября 1941 г. до начала сентября 1943 г.
Обстановка на юге страны с каждым днем обострялась. Оборонявшие нашу область части 187-й, 12-й, 9-й армий, 383-й шахтерской стрелковой дивизии вынуждены были отступить под натиском превосходящих сил противника. Вместе с ними отступали тысячи народных ополченцев, 33 истребительных батальона и 19 партизанских отрядов, защищавших Донбасс. После ожесточенных боев в конце октября 1941 г. были оставлены города Сталино, Макеевка, Горловка, Красноармейск, Славянск. К началу ноября противник занял центральную и юго-восточную часть области и вышел к рекам Северский Донец и Миус. Оккупированная территория была включена в так называемую «военную зону», подчиненную непосредственно немецкому военному командованию.
|
Оккупация Сталино. В Сталино немецкие и итальянские войска вошли утром 21 октября 1941 года, сломив сопротивление 12 и 18-й армий Южного фронта, осуществлявших оборону города. До этого в начале октября 18-я армия попала в окружение у поселка Черниговка (Запорожская область) и понесла тяжелые потери: свыше 100 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен, 212 танков и 672 артиллерийских орудия – уничтожены. Из окружения вышли лишь около 30 тысяч человек.
Практически сразу же после захвата Сталино, быстро переименованного обратно в Юзовку, немцы начали восстановление предприятий города, разрушенных в ходе боев и эвакуации. В своих планах немецкое командование готовило Донбассу роль «восточного Рура» для «тысячелетнего рейха», а потому к восстановительным мероприятиям немцы подошли со всей своей педантичностью. Уже в ноябре вновь заработала частично разрушенная электростанция, благодаря чему в городе было возобновлено освещение учреждений и работа водопроводной сети. В феврале 1942 года были восстановлены шахты «Ново-Мушкетово», 12 «Наклонная», «Бутовка», 5 бис «Трудовская», 1-2 «Смолянка», 4 «Ливенка», 1 «Щегловка» и другие.
Однако в Сталино немцы занимались далеко не одними лишь восстановительными работами. На территории города усилиями оккупантов было создано три концентрационных лагеря, где впоследствии погибли 92 тысячи человек. В место казни и братскую могилу был превращен шурф шахты 4-4 бис «Калиновка» – здесь в ночь на 1 мая 1942 года гитлеровцы жестоко расправились с пятью тысячами обитателей еврейского гетто в Белом карьере. Сбрасывали в ствол шахты жителей и других городов Донецкой области, а всего в шурфе было похоронено не менее 75 тысяч человек.
Тяжелые условия оккупационного режима усугублялись большой подвижностью фронта в районе Донбасса. На его линии от Славянска до Азовского моря было сосредоточено огромное количество немецких войск, полевой жандармерии и органов контрразведки.
Все жители городов и рабочих поселков, начиная с 10-летнего возраста, были обязаны регистрироваться на бирже труда и носить нарукавную повязку с определенным номером. За нарушение этого требования полагался расстрел. На предприятиях был введен 14-16 часовой рабочий день. Работы выполнялись под постоянным надзором солдат и полицейских. В ходе работ часто применялись телесные наказания.
Экономика региона сразу привлекла к себе внимание таких крупных немецких фирм, как «Крупп», «Сименс», «Оппель» и других. Для эксплуатации шахт и заводов было создано горно-металлургическое общество «Восток». За восстановление шахт отвечала специальная организация «Берг Хютте-Ост». Гитлер требовал скорейшего включения экономики Донбасса в военное производство. Планировалось, что уже в 1943 г. бассейн должен был дать 1 млн., а в 1944 г. — 2 млн. тонн металла.
Под выполнение этой программы необходимо было наладить добычу угля. Однако несмотря на то, что к ноябрю 1942 г. было восстановлено 40 угольных шахт, оккупанты получили с них всего 2,3 процента угля довоенной добычи за тот же период. В связи с этим нужды немецкой армии удовлетворялись за счет угля, привозимого из Польши и других стран. Не удалось немцам организовать и производство металла на предприятиях нашей области.
Нет равных в мире донбасским огнеупорным глинам. Их добывают в Доброполье, Часов Яре, Дружковке. Когда осенью 1941-го немцы заняли Донбасс, то первым делом взялись не за добычу угля или производство металла, а принялись копать и вывозить в Германию глину.
Алексей Мартынов, историк
Г.
Занятие № 20.
Тема занятия: Донбасс в годы Великой Отечественной войны и начала восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).
Актуальность. Историческая память о Великой Отечественной войне и Великой Победе – одна из важнейших составляющих социальной идентичности, национального единства. В условиях современного глобального кризиса и обострения информационной борьбы против России, наступления фашизма в Украине, войны в Донбассе, ревизии хода и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн неизмеримо возрастает значение глубокого изучения данной темы. Исторические параллели хода боевых действий на Миус-фронте в годы Великой Отечественной войны и сражений за Саур-могилу летом 2014 года позволяют глубже осознать смысл сегодняшних событий в Донбассе.
Победа имеет непреходящее значение в условиях современности как фактор, формирующий патриотическое мировоззрение народа нашего государства.
Цели занятия:
учебные: знать: этапы и основные события Великой Отечественной войны в Донбассе, ужасы оккупационного режима и героическую борьбу против захватчиков; уметь: раскрыть подвиг народа Донбасса на фронтах и беспримерный при эвакуации промышленных предприятий на восток страны и при восстановлении после освобождения края, историческое значение Великой Отечественной войны советского народа и подвиг восстановления мирной жизни;
развивающие: продолжить работу над развитием умений студентов анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопереживания великим событиям Отечественной истории, уважение к героическому прошлому своей Родины.
воспитать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
воспитать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
воспитать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
Вид занятия и форма проведения: семинар.
тать чувства уважения к героическому прошлому своей
Родины,чувство патриотизма;
План семинара
1. Нападение немецко-фашистской коалиции на СССР. Донбасс в планах гитлеровского командования. Мобилизация всех сил на отпор врагу. Эвакуация на восток.
2. Оборонительные бои Красной Армии на подступах к Донбассу. Оккупация Донбасса.
3. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.
4. Борьба советских партизан и подпольщиков в Донбассе.
5. Донбасская наступательная операция Красной армии. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Начало восстановления Донбасса.
При изучении темы обратить внимание на следующие вопросы:
1. Договор о ненападении между СССР и Германией получил в исторической литературе название? Как повлиял (если повлиял, то, каким образом) данный документ на ход дальнейших событий?
2. Какой план разработали фашисты в конце 1940 г., готовясь к нападению на СССР?
3. Назовите примеры мужества и героизма советских солдат в оборонительных боях Красной Армии на подступах к Донбассу.
4. Что предусматривал план «Ост»? Выскажите своё отношение к попыткам переосмысления данного документа в настоящее время. На сколько это обоснованно?
5. Кто такие коллаборационисты? Что, по Вашему мнению, послужило причиной такого явления, как коллаборационизм?
6. Что Вы можете сказать о партизанском и подпольном движении? Каково его значение в войне? Назовите известные Вам примеры героизма партизан и подпольщиков нашего края.
7. Какие военные операции стали решающими в ходе освобождения Донбасса? В чём их значение?
Задание 1. Подготовить сообщения:
1. Подвиг Александра Скворцова.
2. «Молодая Гвардия»: взгляд современника.
3. Наши земляки – Герои Советского Союза.
4. Генерал Батюк Н.Ф. и его боевые товарищи.
Задание 2. Проработать основные термины и названия: оккупация, «новый порядок», остарбайтеры, коллаборационизм, концлагерь, Движение Сопротивления, подполье, партизаны, ОУН, Прифронтовая (военная) зона, Донбасская операция.
Задание 3. Заполнить хронологическую таблицу «Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков».
Задание 4.Проработайте материал, выполните задания.
1.«Донбасс играл существенную роль в оперативных замыслах Гитлера. Он считал, что от владения этой территорией… будет зависеть исход войны». Фельдмаршал Манштейн «Утерянные победы»
? – Почему территория нашего края занимала особое место в планах Гитлера?
2.«Торонескуль Петр Васильевич, работал преподавателем в Горловке, украинский националист. С приходом немецких оккупантов добровольно поступил на службу в СД, занимался вербовкой агентуры, через которую выявлял скрывающихся коммунистов, партизан и советских граждан, проводящих работу против немецких властей. Он также был тесно связан с организацией украинских националистов. Следственное дело на него было отправлено в УНКГБ» (ГАДО, ф. Р-1838, оп. 1, д. 43, л. 21 а об.).
«Гуляев Сергей Андреевич, добровольно поступил в полицию, а потом добровольцем в украинский отряд, и за хорошую работу был выдвинут командиром взвода полиции. Работая в полиции, Гуляев занимался арестами и избиением советских граждан. В июне 1942 года он был направлен для подготовки и переброски в тыл Красной Армии по выполнению задания немецкого командования. Следственное дело закончено и передано в УНКГБ» (ГАДО, ф. Р-1838, оп. 1, д. 43, л. 21 а об.).
? – О каком явлении времен Второй мировой войны идет речь? Как международное право классифицирует это явление?
3. «В г. Константиновке организуется Украинское Культурно-Образовательное Товарищество, которое имеет целью подъем национального сознания среди украинского народа. Товарищество имеет целью распространение среди населения изучения украинского языка, литературы, музыки, драматического искусства, а также изучения немецкого языка, как языка того народа, который принес освобождение украинцам от жидо-большевистского крепостничества и который создал великую культуру, науку». «Новое время выдвинуло таких героев, как Симон Петлюра, Коновалец и много других – казаков, гайдамаков, повстанцев, которые до сих пор живут в памяти народа и будут жить вечно». Газета «Константиновские вести» от 9 мая 1942 г.
«Руководитель автокефальной православной церкви в освобожденных украинских землях архиепископ Луцкий и Ковельский, преосвященный Поликарп, передал имперскому комиссару Украины заверение в лояльности. От имени верующих украинцев он заявил, что будущее украинского народа тесно связано с победой Германской империи, и от имени церкви и народа выразил благодарность за освобождение от жидо-большевистского владычества Москвы. Автокефальная православная церковь на Украине имеет большую историю. Она является национальной украинской церковью с собственным главным руководителем. Основание её простирается вглубь веков, когда Украина была независима от Москвы в политическом и религиозном отношениях».
Газета «Донецкий вестник» от 9 апреля 1942 г.
«Герб Украины – трезубец. Знак трезубца первоначально был немецким родовым и дружинным знаком… Со временем этот знак стал государственным гербом Украины. Во времена большевиков был строго запрещен, но втайне продолжал являться символом стремлений националистов-украинцев. Теперь Германия возвратила гербу его почетное значение, и он вновь стал славным украинским гербом».
Газета «Донецкий вестник» от 29 марта 1942 г.
«Предлагается всем отделам Городской Управы и подчиненным им учреждения, предприятиям и организациям проводить переписку исключительно на немецком или украинском языках. Переписка на русском языке Городская Управа приниматься не будет, а лица, что не хотят проводить переписку на украинском языке, будут увольняться. Одновременно предлагается постепенно переходить на введение в учреждениях разговоров на украинском языке».
Циркуляр Мариупольской городской управы № 144 от 29 мая 1942 г. (в оригинале документ украиноязычный).
? – Какие характерные черты «нового порядка» оккупантов вы можете определить? Почему оккупационный режим в Донбассе был особенно жестким?
– Расскажите о героической борьбе с оккупантами в Донбассе.
? – Как происходило освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков? Почему в поздней советской историографии замалчивались события на Миус-фронте?
? – Когда и как началось восстановление Донбасса?
– Каковы были истоки массового героизма Советского народа на фронте и в тылу?
? – Чему учит опыт Великой Отечественной войны?
– Какой вклад внесли ваши семьи, родственники в эту Победу?
– Каковы источники беспримерного восстановления Донбасса после войны?
Домашнее задание: актуализировать знания по теме, ответив на вопросы. Написать тесты по вариантам, ответы присылать в обсуждение.
Срок исполнения – 20.11.2021 г.
Преподаватель: Твердохлеб А.Ю.
В подготовке к семинару используйте материал Приложения 1.
Литература
Отечественная история: методические указ. к сам. работе студентов. Ч. 2 / Отв. за вып. В.В. Липинский – Донецк: ДонНТУ, 2015. – 131 с.
Саржан А.О. Новітня історія Донбасу (1945 – 1999 рр.): Навчальний посібник.– Донецьк: Стакер, 1999. – 463 с., іл..
Бунтовский, С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание / С.Ю.Бунтовский. - Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с.
Лях Д., Никольский В., Нестерцова С. История родного края. Часть 2. / Д.Лях, В.Никольский, С.Нестерцова. – Донецк: Кардинал, 1999. – 343 с.
Братков, В. До последнего дыхания: Документальные повести о малоизвестных подвигах донбассовцев в годы Великой Отечественной войны. - Донецк: Регион, 2004. - 224 с.
Воспоминания участников Донбасской наступательной операции, стихи, писателей-фронтовиков. - Донецк: Донбасс, 2003. - 368 с.
Гавшин, Д. Под броней родной земли. - Донецк: Лебедь, 2002. - 198 с.
Донецкая область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Сб. докум. и материалов. - Донецк: Донбас, 1982. - 312 с.
Кравчинская Э. У войны — не женское лицо...: Воспоминания ветеранов. - Донецк: Регион, 2005. - 92 с.
Приложение к семинару
К вопросу «особенности оккупационного режима на Донбассе»
Начало оккупации
Трагедией для народа стала немецко-фашистская оккупация. В Донецкой области она продолжалась с конца октября 1941 г. до начала сентября 1943 г.
Обстановка на юге страны с каждым днем обострялась. Оборонявшие нашу область части 187-й, 12-й, 9-й армий, 383-й шахтерской стрелковой дивизии вынуждены были отступить под натиском превосходящих сил противника. Вместе с ними отступали тысячи народных ополченцев, 33 истребительных батальона и 19 партизанских отрядов, защищавших Донбасс. После ожесточенных боев в конце октября 1941 г. были оставлены города Сталино, Макеевка, Горловка, Красноармейск, Славянск. К началу ноября противник занял центральную и юго-восточную часть области и вышел к рекам Северский Донец и Миус. Оккупированная территория была включена в так называемую «военную зону», подчиненную непосредственно немецкому военному командованию.
Оккупация Сталино. В Сталино немецкие и итальянские войска вошли утром 21 октября 1941 года, сломив сопротивление 12 и 18-й армий Южного фронта, осуществлявших оборону города. До этого в начале октября 18-я армия попала в окружение у поселка Черниговка (Запорожская область) и понесла тяжелые потери: свыше 100 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен, 212 танков и 672 артиллерийских орудия – уничтожены. Из окружения вышли лишь около 30 тысяч человек.
Практически сразу же после захвата Сталино, быстро переименованного обратно в Юзовку, немцы начали восстановление предприятий города, разрушенных в ходе боев и эвакуации. В своих планах немецкое командование готовило Донбассу роль «восточного Рура» для «тысячелетнего рейха», а потому к восстановительным мероприятиям немцы подошли со всей своей педантичностью. Уже в ноябре вновь заработала частично разрушенная электростанция, благодаря чему в городе было возобновлено освещение учреждений и работа водопроводной сети. В феврале 1942 года были восстановлены шахты «Ново-Мушкетово», 12 «Наклонная», «Бутовка», 5 бис «Трудовская», 1-2 «Смолянка», 4 «Ливенка», 1 «Щегловка» и другие.
Однако в Сталино немцы занимались далеко не одними лишь восстановительными работами. На территории города усилиями оккупантов было создано три концентрационных лагеря, где впоследствии погибли 92 тысячи человек. В место казни и братскую могилу был превращен шурф шахты 4-4 бис «Калиновка» – здесь в ночь на 1 мая 1942 года гитлеровцы жестоко расправились с пятью тысячами обитателей еврейского гетто в Белом карьере. Сбрасывали в ствол шахты жителей и других городов Донецкой области, а всего в шурфе было похоронено не менее 75 тысяч человек.
Тяжелые условия оккупационного режима усугублялись большой подвижностью фронта в районе Донбасса. На его линии от Славянска до Азовского моря было сосредоточено огромное количество немецких войск, полевой жандармерии и органов контрразведки.
Все жители городов и рабочих поселков, начиная с 10-летнего возраста, были обязаны регистрироваться на бирже труда и носить нарукавную повязку с определенным номером. За нарушение этого требования полагался расстрел. На предприятиях был введен 14-16 часовой рабочий день. Работы выполнялись под постоянным надзором солдат и полицейских. В ходе работ часто применялись телесные наказания.
Экономика региона сразу привлекла к себе внимание таких крупных немецких фирм, как «Крупп», «Сименс», «Оппель» и других. Для эксплуатации шахт и заводов было создано горно-металлургическое общество «Восток». За восстановление шахт отвечала специальная организация «Берг Хютте-Ост». Гитлер требовал скорейшего включения экономики Донбасса в военное производство. Планировалось, что уже в 1943 г. бассейн должен был дать 1 млн., а в 1944 г. — 2 млн. тонн металла.
Под выполнение этой программы необходимо было наладить добычу угля. Однако несмотря на то, что к ноябрю 1942 г. было восстановлено 40 угольных шахт, оккупанты получили с них всего 2,3 процента угля довоенной добычи за тот же период. В связи с этим нужды немецкой армии удовлетворялись за счет угля, привозимого из Польши и других стран. Не удалось немцам организовать и производство металла на предприятиях нашей области.
Нет равных в мире донбасским огнеупорным глинам. Их добывают в Доброполье, Часов Яре, Дружковке. Когда осенью 1941-го немцы заняли Донбасс, то первым делом взялись не за добычу угля или производство металла, а принялись копать и вывозить в Германию глину.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!