Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-12-12 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопрос 1.
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук.
Связь языкознания с другими науками. Разделы языкознания.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как его представителях. Языкознание входит в совокупность гуманитарных наук.
Исследует:
• сущность языка
• структура языка
• функции языка
Языкознание связано с:
1. Этнография – историческая наука, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические связи народов между собой. Фиксация с помощью языка позволяет исторически восстанавливать многие вещи, которые уже вышли из обихода этноса.
2. Социология, на стыке - социолингвистика: изучает социальную природу языка, общественную функцию языка, механизмы воздействия социальных факторов на язык, социальное расслоение языка, проблема билингвизма, социальную обусловленности речевого поведения, профессиональное корпоративное общение
3. Теория коммуникации - изучает коммуникационные процессы и способы их представления (2 раздела: семиотика – наука о знаках и знаковых системах, отношении между знаками; кинесика – исследует системы жестов)
4. Логика – изучает законы правильного мышления, формы мышления.
5. История и археология – изучает проблему происхождения человека и человеческого языка, изменение социальных структур человеческого общества.
6. Психология - наука о разных видах психической деятельности(речевая деятельность-вид психической деятельности). Основной вопрос – взаимоотношение языка и сознания. Сильно влияние когнитивной психологии на лингвистику.
7. Когнетивная психология – изучает законы приобретения, хранения и передачи знаний.
|
8. Психолингвистика – наука о закономерностях порождения и восприятия речи.
9 Физиология и физика – эта связь позволила разработать основы и методы экспериментальной фонетики.
10 Неврология – на стыке – нейролингвистика, исследует мозговые механизмы речевой
деятельности, расстройство речи при травмах (афазия)
Разделы языкознания:
1. Фонетика – изучает звуковую, материальную сторону языка, исследуется звук (в 4х аспектах – функциональный, артикуляционный, акустический, перцептивный). Делится на общую и частную.
Общая фонетика – изучает общие условия звукообразования, закономерность и сочетание звуков, интонации характеристики речи. Частная фонетика – изучает то же самое, но в рамках одного языка.
2. Фонология – изучает свойства фонем, как абстрактной единицы языка.
3. Грамматика – изучает строй языка и фиксирует его в различных грамматических теориях. Исследует слово как часть речи, а морфема - как значимая часть слова. Делится на морфологию и синтаксис.
а) Морфология – грамматическое учение о слове (учение о структуре слова, учение о формах словоизменения, способы выражения грамматических значений, характеристика частей речи, способы словообразования). Включает в себя словообразование (сад, садовый, садовник) и словоизменение (сад, о саде, в саду).
б) Синтаксис – сочетаемость, порядок слов внутри предложения, общие свойства предложения как самостоятельной единицы языка.
4. Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка (лексику). Основная единица – слово и фразеологизмы. Аспекты – структурный, функциональный, семантический. Лексическое значение – связь звуковой оболочки с предметом.
Слово в рамках лексикологии изучается в 2х аспектах:
1. ономасиологический (Ономасиология – раздел, изучающий принципы называния слова)
2. семасиологический (Семасиология – раздел, изучающий что значит слово или словосочетание.)
Этот аспект изучает связь слова с внелингвистической (экстралингвистической) действительностью.
|
Семантика = ономасиология + семасиология
Вопрос 2.
Фонетика как раздел языкознания: объект, предмет и
Вопрос 3.
Звук и акустические характеристики речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы:
Общая характеристика.
Звук – минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определёнными акустическими свойствами как физическое явление.
Два плана признаков, которые характеризуют звуки:
1) воспринимаемые (рецептивные)
2) акустические (их корреляты)
Признаки, которые характеризуют звуки:
1. Высота (тон) – воспринимаемый признак, зависит от частоты колебания голосовых связок. Частота больше – звук выше. Частота основного тона – показывает частоту колебаний ОР на единицу времени.
Человек воспринимает звуки, частотой от 16 до 20000 Гц.
2. Сила (интенсивность) – воспринимается как громкость, зависит от амплитуды колебания. Больше амплитуда – сильнее звук.
3. Длительность (долгота) – продолжительность звука во времени. В реальном языке важна не абсолютная долгота, а соотношение звуков по долготе.
В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (их называют тонами) и немузыкальные (их называют шумами). Тон возникает в результате периодических (ритмических) колебаний звучащего тела, например голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ. Из шума и голоса состоят гласные, только из одних шумов — глухие согласные.
Полярными по звучности являются гласный [а] и согласный [п]. Между ними расположились различные звуки речи, в том числе сонорные, например [л]. Этот звук состоит из голоса и незначительного шума, поскольку кончик языка смыкается с верхними резцами и альвеолами, но слабая воздушная струя проходит через боковую щель. Боковой согласный [л] может усиливать свою звучность, превращаясь в слогообразующий согласный (ср. чеш. vlk — волк). Согласный [л], напротив, может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный (такие глухие фонемы встречаются, например, в корейском, алеутском, аварском языках).
Более высокие звуки имеют более короткую волну, а потому являются более сильными.
|
Сила звука определяется размахом (амплитудой) колебания, т. е. длиной волны, что зависит от напора воздушной струи и от величины поверхности звучащего тела. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом сила звука называется громкостью, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости.
Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения. Звук речи состоит из основного тона, который является самым сильным, и обертонов, которые в целое число раз выше основного тона. Соотношение основного тонов создает качественную характеристику звука — его
тембр. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от произношения других лиц, звуки скрипки и органа, крик животного и вой ветра.
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Звук – минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными артикуляционными и перцептивными свойствами.
Слог – минимальный отрезок речи, характеризующийся артикуляционной спаянностью входящих в него звуков, единственной вершиной звучности.
Фонетическое слово - самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, для которых самостоятельное слово выступает опорным.
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
2) Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
|
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.
Вопрос 4.
Вопрос 5.
Согласных звуков.
Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Она складывается из
приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии).
Мгновенные звуки (с мгновенной выдержкой) – п, б, т, д, ц, ч, к, г. Одни из них вообще нельзя протянуть,
другие же дают другое слуховое впечатление: не ц, а с; не ч, а щ.
Длительные звуки – с более или менее продолжительной выдержкой – гласные и м, н, л, р, ф, в, с, з, ш, ж,
й, х. В русском языке щ всегда длительно.
Благодаря задержке размыкания можно сделать долгими п, б, т, д, ц, ч, к, г: поддал, оббить, оттого.
Все звуки делятся на гласные и согласные.
Акустически – на сонорные и шумные.
Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы или отсутствуют (гласные - а) или минимальны.
В шумных (только согласные - п) тембр определяется характером шума.
В пределах сонорности: сонорные согласные – м, н, л, р, й, w.
В пределах шумных – звонкие шумные длительные в, з, ж, мгновенные б, д, г, глухие шумные длительные ф,
с, ш, х, мгновенные п, т, к.
Основная классификация гласных:
По широте раствора рта:
• широкие (а), средние (э, о), узкие (и, у).
По работе языка:
И ы у
Э ъ о
а
• переднего ряда (и, э) – язык сдвинут вперед
• среднего ряда (а, ы, ъ) – язык имеет срединное положение
• заднего ряда (о, у) – язык сдвинут назад
По степени подъёма языка:
• верхние (и, э, у), средние (ъ, о, э), нижние (а)
Вопрос 6.
Вопрос 7.
Вопрос 8.
Вопрос 9.
Вопрос 10.
Типы слогов.
1) Открытый — оканчивающийся слогообразующим звуком (обычно гласным): со-ба-ка
2) Закрытые – заканчиваются неслогообразующим звуком (согласный): гор-дый, пал-ка
3) Прикрытые – если они начинаются с согласного: ак-ВА-РИ-ум.
4) Неприкрытые – если слог начинается с гласного: ад.
5) Долгие и краткие.
Вопрос 11.
Вопрос 12.
Вопрос 13.
Предмет исследования.
Фонология - раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем).
Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику). Предметом фонологии является изучение структурно-функциональных закономерностей звукового строя языка.
|
Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для смыслоразличения знаковых единиц языка (морфем и слов).
Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности.
В фонологии различают сегментный и суперсегментный уровни.
Функции сегментных и суперсегментных единиц фонологии:
1. смыслоразличительная функция - опознавание и различение значимых единиц языка
(основная)
2. делимитативная (разграничительная) функция - сигнализация границ слов и морфем в потоке речи, (например, фиксированное ударение в чеш. языке указывает начало слова)
3. экспрессивная - выражение эмоционального состояния говорящего и его отношения к
сообщаемому (длительность, высота тона) в основном для суперсегментных единиц.
Вопрос 14.
Понятие фонемы. Функции фонемы. Понятие фонологической позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема. Архифонема.
Фонема – минимальная незначимая единица звукового строя языка, служащая для смыслоразличения морфем и слов.
Фонема – минимальная единица плана выражения, которая представляет собой результат деления текста на более мелкие части.
В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двусторонняя единица, они полагают, что означающим фонемы является смыслоразличительная функция.
Функции фонемы:
• дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включаете себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции;
• перцептивная функция - функция доведения звуков речи до восприятия;
• сигнификативная функция - смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка - морфем и слов;
• делимитативна я функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами).
Понятие фонологической позиции позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.
Фонологическая позиция, условия реализации фонем в речи:
1. непосредственное фонетическое окружение (звуковые сочетания); 2. место в составе слова (начало, конец, внутри морфемы, на стыке морфем); 3.положение по отношению к ударению (ударный - безударный слог).
Сильная позиция – позиция, в которой фонема сохраняет своё отличие от всех других фонем. В противном случае позиция является слабой.
В слабой позиции фонема подвергается количественной и (или) качественной модификациям, приводящим к нейтрализации различий между двумя или более фонемами, в результате чего они совпадают в одном варианте (например, русские фонемы «д» и «т» совпадают в конце слова, т.к. эта позиция является слабой для противопоставления глухих и звонких согласных).
Варианты фонем – неразличимые в слабых позициях фонемы. (Вариация фонем - модификации основного вида фонемы, не нарушающая фонемной различимости
(например, в слове «сядь» гласная представлена звуком переднего ряда, который является вариацией фонемы «а» в позиции между мягкими согласными, ср. «сад», где эта фонема реализуется звуком заднего ряда).
Варианты и вариации фонем(учебник)
Гиперфонема - слабая позиция фонемы, которая не соотносится с сильной, из-за чего нельзя точно установить, какая именно фонема стоит в этой позиции. Она не имеет своего основного вида, и поэтому для ее обозначения используется более одного символа фонемы, например, «собака» - [събакъ] - <c а/о б а к а>.
Архифонема (Трубецкой):
1) Общее в звучании парнопротивопоставленных (кореллятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция; рус. [п] для корреляции [п] / [б] или [п] / [п'].
2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления, например рус. [д] и [т] в словах «дед» и «лет».
Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.
Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонема - это двойной или даже тройной набор признаков.
Вопрос 15.
Фонологических оппозиций.
В книге Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» описывается несколько принципов классификации оппозиций. Наибольшую известность получила классификация, связанная с характером участвующих в противопоставлении дистинктивных (различающихся) признаков:
1)Привативные оппозиции — такие оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может судить противопоставление по звонкости/глухости. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным (тот, у которого признак
отсутствует, соответственно, немаркированным);
2)Эквиполентные оппозиции — такие оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквиполентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);
3)Градуальные оппозиции — такие оппозиции, члены которых различаются степень проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.
4) Фонологическая оппозиция - позиционно не обусловленное различие между двумя и более звуками, способное использоваться для различения звуковых оболочек слов и морфем.
Оппозиции могут быть:
1. одномерные - совокупные признаки данной оппозиции не повторяются в другой
2. многомерные - признаки членов повторяются в другой оппозиции (б-к, б-г)
Вопрос 16.
Фонологических школ.
Ленингра́дская фонологи́ческая шко́ла (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Основателем школы является Л. В. Щерба.
Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.
Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка.
Важное место в деятельности ЛФШ занимают изучение фонетики различных языков с целью выявления общих закономерностей использования материальных средств, исследование фонетики и фонологии спонтанной речи, а также прикладные аспекты исследования речи: анализ звуковых нарушений при афазиях, заикании и тугоухости, разработка методики преподавания неродного языка, в том числе русского как
иностранного. В основе лежало учение Щербы о фонеме. Л. В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, на основе бодуэновской теории дивергенции (фонетически
обусловленных чередований) разработал теорию оттенков фонемы.
Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме.
Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. Аванесов разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году. Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы (позиционные изменения).
Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков, которые могут не иметь никаких общих фонетических признаков, они объединены только своими позиционными характеристиками. Фонемы в свою очередь могут объединяться в группы также в зависимости от своего позиционного поведения, а не по признаку
акустического сходства. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка.
Вопрос 17.
Исследования.
Грамматика - раздел языкознания, изучающий закономерности образования и употребления форм слов.
Объект: слово и предложение. Предмет: общее значение (не лексическое), свойственное классам слов, а не одному конкретному слову.
Грамматика как раздел языкознания разделяется на синтаксис и морфологию:
Морфология
Синтаксис
1. Изучение морфологической структуры слов
2. Грамматические категории (части речи)
3. Грамматические категории частей речи
(число, падеж, время)
4. Изучение способов выражения
грамматического значения
5. Понятие грамматического значения и грамматической формы
6. Изучение вопросов словообразования
1. Изучение словосочетания, сверхфразового единства, текста, а также их структуры
2. Изучение синтагм (часть предложения, объединенная по смыслу, грамматически и
интонационно)
3. Типы синтаксической связи внутри
предложения
4. Различают формальный (учение об основание морфологической классификации устройстве и типах предложений и словосочетаний) и коммуникативный синтаксис (учитывает не только
структуру предложений и словосочетаний, но и содержание – учение об актуальном членении
предложения)
Подходы изучения синтаксиса и морфологии:
1. Описательная грамматика
2. Историческая грамматика
3. Сопоставительная грамматика
4. Компаративная грамматика
5. Сравнительно-историческая грамматика
6. Универсальная грамматика
Вопрос 18.
Грамматическая категория.
В языке существует два типа значений: лексическое (связь звуковой оболочки с предметом или понятием) и грамматическое.
Грамматическое значение – обобщенное и отвлеченное языковое значение, присущее целому ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций (род, число, падеж, время и тд.) Г.З. отражает свойства окружающей среды (падеж – связь между предметами и явлениями) Г.З. может быть деривационным (словообразовательным), которое выражается с помощью словообразовательного форманта (стол – стол ик) и
реляционным (выражение некоторых отношений, таких как число и падеж)
Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа (Г.способ – это материальное выражение грамматических значений как деривационных, так и реляционных: аффиксация, внутренняя флексия, редупликация (повтор) и тд)
Грамматическая форма - языковой знак, в котором обозначаемым является грамматическое значение, а обозначающим — грамматический способ. Например, в Г. ф. русской "милый-милый" обозначаемым является значение "высокая степень качества", а обозначающим — способ редупликации (удвоения); в малайском языке тот же грамматический способ применяется для выражения множественного числа "orangorang" — "люди". В одном языке могут быть различные Г. ф. с одним значением; ср. русское "премилый" (грамматический способ — присоединение приставки "пре").
Вопрос 19.
Вопрос 20.
Классификация морфем.
1. по характеру выражаемого значения:
а) корневые (корень – носитель вещественного значения слова, выражающий понятие, общее для словообразования и выражающий идею тождества слова самому себе. Бывает связанный (не употребляется без словообр.аффиксов) и свободный (употребляется)
б) аффиксальные (аффикс – служебная морфема, употребляемая для выражения собственно грамматического и деривационного значения.):
позиция перед корнем – префиксы (уточняют лексическое, грамматическое значение, никогда не переводят слово из одной части речи в другую)
после корня – постфиксы: суффиксы (словообразующий элемент, с помощью суффикса слово можно перевести из одной части речи в другую) и флексии – формообразующий элемент.
внутри корня:
Инфиксы – разрывают другую морфему (есть например в латинском языке tetigi), трансфиксы разрывают корень в нескольких местах и служат для выражения различных грамматических значений. Гласные, чередующие во флексии, называются трансфиксами.
Интерфиксы – аффиксы, соединяющие два корня в сложном слове (паровоз,овцебык).
Конфиксы – спец комбинация из двух аффиксов, которые являются самостоятельными морфемами, но действуют в слове одновременно (haben – gehabt (имеющий,хваленный).
Нулевой аффикс – значимое отсутствие аффикса.
2. по месту в слове по отношению к корню (постфиксы и префиксы)
По выполняемой функции
a) словообразовательные (деривационные)
b) реляционные
4. в зависимости от характера употребления аффиксы делятся на:
Регулярные аффиксы повторяются в нескольких словах: хотя бы в двух. Таково большинство аффиксов: крас- от -а, черн- от -а; велич- ав -ый, кудр- яв -ый и так далее.
Нерегулярные аффиксы употребляются только в одном слове, они часто называются уникальными или унификсами: дет- вор -а, жен- их, кон- юх и другие.
Вопрос 21.
Вопрос 22.
Агглютинация и фузия.
Фузия – тесное присоединение нестандартных аффиксов, которые могут быть многозначными, к корням, которые могут изменяться. Фузия свойственна в основном для индоевропейских языков, в том числе и для русского, хотя в них есть элементы и агглютинации. При фузии аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом и теряют свое значение (детский, богатство).
Условия:
1. корень никогда не изменяет фонемного состава слова.
2. аффиксы однозначны
3. аффиксы прикрепляются к корню по типу прикрепления
Агглютинация – механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к неизменяемым корням. Агглютинация свойственна большинству языков Азии, Африки, Океании.
Элементы агглютинации в русском языке: возвратный постфикс ся(сь), побудительный –ка, присоединяющиеся к уже оформленным флексиям и словам (двигающихся, пошла-ка ты вон).
Вопрос 23.
Вопрос 24.
Лексикализация, фразеологизация, конверсия:
Вопрос 25.
Вопрос 26.
Способы словообразования в языках мира
Способами словообразования называют те действия, которые осуществляет язык, производя новое слово.
1. Аффиксация
2. Префиксация (например, в языке суахили глагольная форма wa-ta-si-po-ku-ja [ватаси-покуджа] — «если они не придут», где wa означает 3-е лицо множественного числа, ta — будущее время, si — отрицание, ро — условность, ки — глагольный префикс — расширитель односложного корня и ja [джа] — корень со значением «приходить»)
3. Суффиксация (Kind — «дитя», Kinder — «дети», a Kinderchen — «детки»)
4. Префиксально-аффиксальный способ (подстаканник)
5. Сложение основ (гололёд)
а) чистое сложение – сложение основ без аффикса (киноактёр, вице-президент)
б) сложение с аффиксацией – мореплаватель, жизнелюбец
6. Сращение – словосочетание превращается в слово (сумасшедший, быстрорастворимый)
7. Мезопарадигма – переход в др.грам.класс, оставаясь в пределах той же части речи (супруг – супруга)
8. Редупликация – полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с его частичным изменением (еле-еле) (деривационное значение)
9. Конверсия – переход из одной части речи в другую (раненый стонал – раненный в руку солдат)
10. Аббревиация:
а) инициальная
1. буквенная - для образования которой от каждого слова исходного словосочетания взято
алфавитное название начальной буквы: СНГ (эс-эн-ге).
2. звуковая - для образования которой от каждого слова исходного словосочетания взят начальный звук: ИТАР-ТАСС.
3. буквенно-звуковая - для образования которой от одних слов исходного словосочетания берут алфавитное название начальной буквы, а от других — начальный звук: ЦСКА (це-эс-ка).
б) слоговая (колхоз)
в) смешанная (самбо, гороно) – полное слияние
11. Перенос – переход имени собственного в имя нарицательное (Меценат, Калашников)
Вопрос 27.
Вопрос 28.
Специфика предложения.
1. Предложение является коммуникативной единицей.
2. Оно соотнесено с ситуацией высказывания
3. Предложение обладает коммуникативной установкой, либо на утверждение, либо на вопрос.
Синтаксические категории:
1. Предикативность – характеристика предложения, но не словосочетания. Это синтаксическая категория, которая выражает отношения высказывания к действительности и устанавливаемая в момент речи. Предикативность может выражаться глаголом (глагольными формами): категориями лица, вида, наклонения; и также интонацией.
2. Модальность – отношение говорящего к действительности. Выражается с помощью наклонения, модальных слов, интонации.
3. Время. Предложение представляет собой неразрывную связь времени и наклонения.
4. Наклонение. Характеризует событие в плане того, реальным оно было или нет.
5. Универсальным средством выступает интонация.
Вопрос 29.
Вопрос 30.
Характеристика.
Предложе́ние — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.
Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.)
Словосочетание
Предложение
1. Может совпадать с предложением или
быть частью предложения
Может реализоваться в виде снабженного той или иной интонацией словосочетания или ряда связанных между собой словосочетаний или отдельного слова (также отдельного знаменательного
слова, сопровождаемого служебным, например: Придешь ли?)
2. Непредикативная единица
Предикативность - это синтаксическая категория, которая выражает отношения высказывания к действительности и устанавливаемая в момент речи.
3. Только лексическая значимость единиц
(номинативная функция)
4. Существует только в предложении (в
систему коммуникативных средств
вводится только через предложение)
Коммуникативно-функциональная значимость (коммуникативная функция)
Самостоятельно
5. Незаконченность сообщения
Интонационная и грамматическая завершенность
6. Нет
Имеют различную семантику и коммуникативное
значение, выражают экспрессию
7. Односторонняя связь, которая опирается
на один компонент словосочетания
(пример: форма прилагательного
целиком зависит от формы
существительного красное знамя)
Между подлежащим и сказуемым - главными членами двусоставного предложения возникает взаимонаправленная синтаксическая связь, которая называется координацией.
Вопрос 31.
Вопрос 32.
Вопрос 33.
Лексикография.
1) Семантика - раздел языкознания, изучающий значение единиц языка.
Ономасиология – теория номинации. Изучает то, как лексические единицы обозначают предметы и понятия.
Способы номинации:
- создание новых слов
- формирование новых значений на основе полисемии
- образование словосочетаний
- заимствование
Семасиология – соотнесение слова с выражаемым им понятием и выражаемым объектом (что значит слово).
2) Ономастика – изучает имена собственные. Топонимика – географические названия. Антропонимика – имена и фамилии
3) Этимология – изучает происхождение слова, рассматривает процессы и закономерности формирования словарного состава языка, процессы межъязыковых контактов, реконструкция лексического состава праязыка
4) Фразеология – изучает фразеологический состав языка, т.е. систему установленных словосочетаний, имеющих значение, не вытекающее из значений его компонентов. А именно, типы фразеологизмов, их признаки и функции, особенности строения и значения, способы образования, соотношения с другими единицами языка.
Три типа фразеологизмов по Шарлю Байли:
1) Сращение (идиома) - устойчивое словосочетание - семантически неделимый оборот, значение которого никак не выводимо из значений его компонентов (бить баклуши) содержит архаичные формы, утрачена живая синтаксическая форма.
2) Единство - устойчивый оборот, в котором очевидны признаки семантической раздельности компонентов, каждый имеет свое значение, но в совокупности они употребляются в общем переносном значении (грызть гранит науки) компоненты заменять нельзя.
3) Сочетание - устойчивое словосочетание, в котором есть слова со свободным или фразеологически связанным значением (кромешный ад, скалить зубы, насупить брови)
5) Лексикография – теория и практика составления словарей.
- Одноязычная (толковые, этимологические, исторические словари)
- Двуязычная (переводные словари)
- Учебная (толковые, словообразовательные, школьные словари)
- Научно-техническая (терминологические словари)
Вопрос 34.
Критерии выделения слов.
Слово – значимая самостоятельная единица языка, грамматически оформленная по законам данного языка, выполняющая номинативную функцию.
Обычно слово определяют по двум критериям, первый из которых грамматический, а второй – лексический.
Оба эти критерия неизбежно дополняют друг друга: один (грамматический) учитывает форму выражения единицы, другой (лексический) форму ее содержания. Существует еще и третий критерий – фонетический, ведь каждое слово включает по меньшей мере одну фонему, а чаще всего несколько фонем, расположенных в каждой форме слова.
Существует более 70 принципов выделения слова. Основные:
1. графический – последовательность знаков, ограниченная пробелом.
2. синтаксический – минимальная синтаксическая единица (синтаксическая самостоятельность)
3. семантический – минимальная значимая единица языка.
4. структурный – целостная единица языка, в которую не может быть включена последовательность того же ур
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!