Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук.

2021-12-12 31
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1.

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук.

Связь языкознания с другими науками. Разделы языкознания.

Языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как его представителях. Языкознание входит в совокупность гуманитарных наук.

Исследует:

• сущность языка

• структура языка

• функции языка

Языкознание связано с:

1. Этнография – историческая наука, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические связи народов между собой. Фиксация с помощью языка позволяет исторически восстанавливать многие вещи, которые уже вышли из обихода этноса.

2. Социология, на стыке - социолингвистика: изучает социальную природу языка, общественную функцию языка, механизмы воздействия социальных факторов на язык, социальное расслоение языка, проблема билингвизма, социальную обусловленности речевого поведения, профессиональное корпоративное общение

3. Теория коммуникации - изучает коммуникационные процессы и способы их представления (2 раздела: семиотика – наука о знаках и знаковых системах, отношении между знаками; кинесика – исследует системы жестов)

4. Логика – изучает законы правильного мышления, формы мышления.

5. История и археология – изучает проблему происхождения человека и человеческого языка, изменение социальных структур человеческого общества.

6. Психология - наука о разных видах психической деятельности(речевая деятельность-вид психической деятельности). Основной вопрос – взаимоотношение языка и сознания. Сильно влияние когнитивной психологии на лингвистику.

7. Когнетивная психология – изучает законы приобретения, хранения и передачи знаний.

8. Психолингвистика – наука о закономерностях порождения и восприятия речи.

9 Физиология и физика – эта связь позволила разработать основы и методы экспериментальной фонетики.

10 Неврология – на стыке – нейролингвистика, исследует мозговые механизмы речевой

деятельности, расстройство речи при травмах (афазия)

 

Разделы языкознания:

1. Фонетика – изучает звуковую, материальную сторону языка, исследуется звук (в 4х аспектах – функциональный, артикуляционный, акустический, перцептивный). Делится на общую и частную.

Общая фонетика – изучает общие условия звукообразования, закономерность и сочетание звуков, интонации характеристики речи. Частная фонетика – изучает то же самое, но в рамках одного языка.

2. Фонология – изучает свойства фонем, как абстрактной единицы языка.

3. Грамматика – изучает строй языка и фиксирует его в различных грамматических теориях. Исследует слово как часть речи, а морфема - как значимая часть слова. Делится на морфологию и синтаксис.

а) Морфология – грамматическое учение о слове (учение о структуре слова, учение о формах словоизменения, способы выражения грамматических значений, характеристика частей речи, способы словообразования). Включает в себя словообразование (сад, садовый, садовник) и словоизменение (сад, о саде, в саду).

б) Синтаксис – сочетаемость, порядок слов внутри предложения, общие свойства предложения как самостоятельной единицы языка.

4. Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка (лексику). Основная единица – слово и фразеологизмы. Аспекты – структурный, функциональный, семантический. Лексическое значение – связь звуковой оболочки с предметом.

Слово в рамках лексикологии изучается в 2х аспектах:

1. ономасиологический (Ономасиология – раздел, изучающий принципы называния слова)

2. семасиологический (Семасиология – раздел, изучающий что значит слово или словосочетание.)

Этот аспект изучает связь слова с внелингвистической (экстралингвистической) действительностью.

Семантика = ономасиология + семасиология

 

 

Вопрос 2.

Фонетика как раздел языкознания: объект, предмет и

Вопрос 3.

Звук и акустические характеристики речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы:

Общая характеристика.

 

Звук – минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определёнными акустическими свойствами как физическое явление.

Два плана признаков, которые характеризуют звуки:

1) воспринимаемые (рецептивные)

2) акустические (их корреляты)

Признаки, которые характеризуют звуки:

1. Высота (тон) – воспринимаемый признак, зависит от частоты колебания голосовых связок. Частота больше – звук выше. Частота основного тона – показывает частоту колебаний ОР на единицу времени.

Человек воспринимает звуки, частотой от 16 до 20000 Гц.

2. Сила (интенсивность) – воспринимается как громкость, зависит от амплитуды колебания. Больше амплитуда – сильнее звук.

3. Длительность (долгота) – продолжительность звука во времени. В реальном языке важна не абсолютная долгота, а соотношение звуков по долготе.

В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (их называют тонами) и немузыкальные (их называют шумами). Тон возникает в результате периодических (ритмических) колебаний звучащего тела, например голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например губ. Из шума и голоса состоят гласные, только из одних шумов — глухие согласные.

Полярными по звучности являются гласный [а] и согласный [п]. Между ними расположились различные звуки речи, в том числе сонорные, например [л]. Этот звук состоит из голоса и незначительного шума, поскольку кончик языка смыкается с верхними резцами и альвеолами, но слабая воздушная струя проходит через боковую щель. Боковой согласный [л] может усиливать свою звучность, превращаясь в слогообразующий согласный (ср. чеш. vlk — волк). Согласный [л], напротив, может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный (такие глухие фонемы встречаются, например, в корейском, алеутском, аварском языках).

Более высокие звуки имеют более короткую волну, а потому являются более сильными.

Сила звука определяется размахом (амплитудой) колебания, т. е. длиной волны, что зависит от напора воздушной струи и от величины поверхности звучащего тела. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом сила звука называется громкостью, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости.

Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения. Звук речи состоит из основного тона, который является самым сильным, и обертонов, которые в целое число раз выше основного тона. Соотношение основного тонов создает качественную характеристику звука — его

тембр. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от произношения других лиц, звуки скрипки и органа, крик животного и вой ветра.

 

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Звук – минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными артикуляционными и перцептивными свойствами.

Слог – минимальный отрезок речи, характеризующийся артикуляционной спаянностью входящих в него звуков, единственной вершиной звучности.

Фонетическое слово - самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, для которых самостоятельное слово выступает опорным.

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

2) Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность - время звучания сегмента речи.

 

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Согласных звуков.

 

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Она складывается из

приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии).

Мгновенные звуки (с мгновенной выдержкой) – п, б, т, д, ц, ч, к, г. Одни из них вообще нельзя протянуть,

другие же дают другое слуховое впечатление: не ц, а с; не ч, а щ.

Длительные звуки – с более или менее продолжительной выдержкой – гласные и м, н, л, р, ф, в, с, з, ш, ж,

й, х. В русском языке щ всегда длительно.

Благодаря задержке размыкания можно сделать долгими п, б, т, д, ц, ч, к, г: поддал, оббить, оттого.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Акустически на сонорные и шумные.

Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы или отсутствуют (гласные - а) или минимальны.

В шумных (только согласные - п) тембр определяется характером шума.

В пределах сонорности: сонорные согласные – м, н, л, р, й, w.

В пределах шумных – звонкие шумные длительные в, з, ж, мгновенные б, д, г, глухие шумные длительные ф,

с, ш, х, мгновенные п, т, к.

Основная классификация гласных:

По широте раствора рта:

• широкие (а), средние (э, о), узкие (и, у).

По работе языка:

И ы у

Э ъ о

а

• переднего ряда (и, э) – язык сдвинут вперед

• среднего ряда (а, ы, ъ) – язык имеет срединное положение

• заднего ряда (о, у) – язык сдвинут назад

По степени подъёма языка:

• верхние (и, э, у), средние (ъ, о, э), нижние (а)

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10.

Типы слогов.

1) Открытый — оканчивающийся слогообразующим звуком (обычно гласным): со-ба-ка

2) Закрытые – заканчиваются неслогообразующим звуком (согласный): гор-дый, пал-ка

3) Прикрытые – если они начинаются с согласного: ак-ВА-РИ-ум.

4) Неприкрытые – если слог начинается с гласного: ад.

5) Долгие и краткие.

 

Вопрос 11.

Вопрос 12.

Вопрос 13.

Предмет исследования.

Фонология - раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем).

Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику). Предметом фонологии является изучение структурно-функциональных закономерностей звукового строя языка.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для смыслоразличения знаковых единиц языка (морфем и слов).

Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности.

В фонологии различают сегментный и суперсегментный уровни.

Функции сегментных и суперсегментных единиц фонологии:

1. смыслоразличительная функция - опознавание и различение значимых единиц языка

(основная)

2. делимитативная (разграничительная) функция - сигнализация границ слов и морфем в потоке речи, (например, фиксированное ударение в чеш. языке указывает начало слова)

3. экспрессивная - выражение эмоционального состояния говорящего и его отношения к

сообщаемому (длительность, высота тона) в основном для суперсегментных единиц.

 

 

Вопрос 14.

Понятие фонемы. Функции фонемы. Понятие фонологической позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема. Архифонема.

Фонема – минимальная незначимая единица звукового строя языка, служащая для смыслоразличения морфем и слов.

Фонема – минимальная единица плана выражения, которая представляет собой результат деления текста на более мелкие части.

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двусторонняя единица, они полагают, что означающим фонемы является смыслоразличительная функция.

Функции фонемы:

дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включаете себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции;

• перцептивная функция - функция доведения звуков речи до восприятия;

• сигнификативная функция - смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка - морфем и слов;

делимитативна я функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами).

 

Понятие фонологической позиции позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

Фонологическая позиция, условия реализации фонем в речи:

1. непосредственное фонетическое окружение (звуковые сочетания); 2. место в составе слова (начало, конец, внутри морфемы, на стыке морфем); 3.положение по отношению к ударению (ударный - безударный слог).

Сильная позиция – позиция, в которой фонема сохраняет своё отличие от всех других фонем. В противном случае позиция является слабой.

В слабой позиции фонема подвергается количественной и (или) качественной модификациям, приводящим к нейтрализации различий между двумя или более фонемами, в результате чего они совпадают в одном варианте (например, русские фонемы «д» и «т» совпадают в конце слова, т.к. эта позиция является слабой для противопоставления глухих и звонких согласных).

Варианты фонем – неразличимые в слабых позициях фонемы. (Вариация фонем - модификации основного вида фонемы, не нарушающая фонемной различимости

(например, в слове «сядь» гласная представлена звуком переднего ряда, который является вариацией фонемы «а» в позиции между мягкими согласными, ср. «сад», где эта фонема реализуется звуком заднего ряда).

Варианты и вариации фонем(учебник)

Гиперфонема - слабая позиция фонемы, которая не соотносится с сильной, из-за чего нельзя точно установить, какая именно фонема стоит в этой позиции. Она не имеет своего основного вида, и поэтому для ее обозначения используется более одного символа фонемы, например, «собака» - [събакъ] - <c а/о б а к а>.

 

Архифонема (Трубецкой):

1) Общее в звучании парнопротивопоставленных (кореллятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция; рус. [п] для корреляции [п] / [б] или [п] / [п'].

2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления, например рус. [д] и [т] в словах «дед» и «лет».

Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонема - это двойной или даже тройной набор признаков.

 

Вопрос 15.

Фонологических оппозиций.

В книге Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» описывается несколько принципов классификации оппозиций. Наибольшую известность получила классификация, связанная с характером участвующих в противопоставлении дистинктивных (различающихся) признаков:

1)Привативные оппозиции — такие оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может судить противопоставление по звонкости/глухости. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным (тот, у которого признак

отсутствует, соответственно, немаркированным);

2)Эквиполентные оппозиции — такие оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквиполентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);

3)Градуальные оппозиции — такие оппозиции, члены которых различаются степень проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.

4) Фонологическая оппозиция - позиционно не обусловленное различие между двумя и более звуками, способное использоваться для различения звуковых оболочек слов и морфем.

Оппозиции могут быть:

1. одномерные - совокупные признаки данной оппозиции не повторяются в другой

2. многомерные - признаки членов повторяются в другой оппозиции (б-к, б-г)

 

Вопрос 16.

Фонологических школ.

Ленингра́дская фонологи́ческая шко́ла (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Основателем школы является Л. В. Щерба.

Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка.

Важное место в деятельности ЛФШ занимают изучение фонетики различных языков с целью выявления общих закономерностей использования материальных средств, исследование фонетики и фонологии спонтанной речи, а также прикладные аспекты исследования речи: анализ звуковых нарушений при афазиях, заикании и тугоухости, разработка методики преподавания неродного языка, в том числе русского как

иностранного. В основе лежало учение Щербы о фонеме. Л. В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, на основе бодуэновской теории дивергенции (фонетически

обусловленных чередований) разработал теорию оттенков фонемы.

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме.

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. Аванесов разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году. Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы (позиционные изменения).

Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков, которые могут не иметь никаких общих фонетических признаков, они объединены только своими позиционными характеристиками. Фонемы в свою очередь могут объединяться в группы также в зависимости от своего позиционного поведения, а не по признаку

акустического сходства. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка.

 

 

Вопрос 17.

Исследования.

Грамматика - раздел языкознания, изучающий закономерности образования и употребления форм слов.

Объект: слово и предложение. Предмет: общее значение (не лексическое), свойственное классам слов, а не одному конкретному слову.

 

Грамматика как раздел языкознания разделяется на синтаксис и морфологию:

Морфология

Синтаксис

1. Изучение морфологической структуры слов

2. Грамматические категории (части речи)

3. Грамматические категории частей речи

(число, падеж, время)

4. Изучение способов выражения

грамматического значения

5. Понятие грамматического значения и грамматической формы

6. Изучение вопросов словообразования

 

1. Изучение словосочетания, сверхфразового единства, текста, а также их структуры

2. Изучение синтагм (часть предложения, объединенная по смыслу, грамматически и

интонационно)

3. Типы синтаксической связи внутри

предложения

4. Различают формальный (учение об основание морфологической классификации устройстве и типах предложений и словосочетаний) и коммуникативный синтаксис (учитывает не только

структуру предложений и словосочетаний, но и содержание – учение об актуальном членении

предложения)

Подходы изучения синтаксиса и морфологии:

1. Описательная грамматика

2. Историческая грамматика

3. Сопоставительная грамматика

4. Компаративная грамматика

5. Сравнительно-историческая грамматика

6. Универсальная грамматика

 

Вопрос 18.

Грамматическая категория.

В языке существует два типа значений: лексическое (связь звуковой оболочки с предметом или понятием) и грамматическое.

Грамматическое значение – обобщенное и отвлеченное языковое значение, присущее целому ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций (род, число, падеж, время и тд.) Г.З. отражает свойства окружающей среды (падеж – связь между предметами и явлениями) Г.З. может быть деривационным (словообразовательным), которое выражается с помощью словообразовательного форманта (стол – стол ик) и

реляционным (выражение некоторых отношений, таких как число и падеж)

Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа (Г.способ – это материальное выражение грамматических значений как деривационных, так и реляционных: аффиксация, внутренняя флексия, редупликация (повтор) и тд)

Грамматическая форма - языковой знак, в котором обозначаемым является грамматическое значение, а обозначающим — грамматический способ. Например, в Г. ф. русской "милый-милый" обозначаемым является значение "высокая степень качества", а обозначающим — способ редупликации (удвоения); в малайском языке тот же грамматический способ применяется для выражения множественного числа "orangorang" — "люди". В одном языке могут быть различные Г. ф. с одним значением; ср. русское "премилый" (грамматический способ — присоединение приставки "пре").

 

Вопрос 19.

Вопрос 20.

Классификация морфем.

1. по характеру выражаемого значения:

а) корневые (корень – носитель вещественного значения слова, выражающий понятие, общее для словообразования и выражающий идею тождества слова самому себе. Бывает связанный (не употребляется без словообр.аффиксов) и свободный (употребляется)

б) аффиксальные (аффикс – служебная морфема, употребляемая для выражения собственно грамматического и деривационного значения.):

• позиция перед корнем – префиксы (уточняют лексическое, грамматическое значение, никогда не переводят слово из одной части речи в другую)

• после корня – постфиксы: суффиксы (словообразующий элемент, с помощью суффикса слово можно перевести из одной части речи в другую) и флексии – формообразующий элемент.

• внутри корня:

Инфиксы – разрывают другую морфему (есть например в латинском языке tetigi), трансфиксы разрывают корень в нескольких местах и служат для выражения различных грамматических значений. Гласные, чередующие во флексии, называются трансфиксами.

Интерфиксы – аффиксы, соединяющие два корня в сложном слове (паровоз,овцебык).

Конфиксы – спец комбинация из двух аффиксов, которые являются самостоятельными морфемами, но действуют в слове одновременно (haben – gehabt (имеющий,хваленный).

Нулевой аффикс – значимое отсутствие аффикса.

2. по месту в слове по отношению к корню (постфиксы и префиксы)

По выполняемой функции

a) словообразовательные (деривационные)

b) реляционные

4. в зависимости от характера употребления аффиксы делятся на:

Регулярные аффиксы повторяются в нескольких словах: хотя бы в двух. Таково большинство аффиксов: крас- от -а, черн- от -а; велич- ав -ый, кудр- яв -ый и так далее.

Нерегулярные аффиксы употребляются только в одном слове, они часто называются уникальными или унификсами: дет- вор -а, жен- их, кон- юх и другие.

 

Вопрос 21.

Вопрос 22.

Агглютинация и фузия.

Фузия – тесное присоединение нестандартных аффиксов, которые могут быть многозначными, к корням, которые могут изменяться. Фузия свойственна в основном для индоевропейских языков, в том числе и для русского, хотя в них есть элементы и агглютинации. При фузии аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом и теряют свое значение (детский, богатство).

Условия:

1. корень никогда не изменяет фонемного состава слова.

2. аффиксы однозначны

3. аффиксы прикрепляются к корню по типу прикрепления

Агглютинация – механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к неизменяемым корням. Агглютинация свойственна большинству языков Азии, Африки, Океании.

Элементы агглютинации в русском языке: возвратный постфикс ся(сь), побудительный –ка, присоединяющиеся к уже оформленным флексиям и словам (двигающихся, пошла-ка ты вон).

 

 

Вопрос 23.

Вопрос 24.

Лексикализация, фразеологизация, конверсия:

Вопрос 25.

Вопрос 26.

Способы словообразования в языках мира

Способами словообразования называют те действия, которые осуществляет язык, производя новое слово.

1. Аффиксация

2. Префиксация (например, в языке суахили глагольная форма wa-ta-si-po-ku-ja [ватаси-покуджа] — «если они не придут», где wa означает 3-е лицо множественного числа, ta — будущее время, si — отрицание, ро — условность, ки — глагольный префикс — расширитель односложного корня и ja [джа] — корень со значением «приходить»)

3. Суффиксация (Kind — «дитя», Kinder — «дети», a Kinderchen — «детки»)

4. Префиксально-аффиксальный способ (подстаканник)

5. Сложение основ (гололёд)

а) чистое сложение – сложение основ без аффикса (киноактёр, вице-президент)

б) сложение с аффиксацией – мореплаватель, жизнелюбец

6. Сращение – словосочетание превращается в слово (сумасшедший, быстрорастворимый)

7. Мезопарадигма – переход в др.грам.класс, оставаясь в пределах той же части речи (супруг – супруга)

8. Редупликация – полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с его частичным изменением (еле-еле) (деривационное значение)

9. Конверсия – переход из одной части речи в другую (раненый стонал – раненный в руку солдат)

10. Аббревиация:

а) инициальная

1. буквенная - для образования которой от каждого слова исходного словосочетания взято

алфавитное название начальной буквы: СНГ (эс-эн-ге).

2. звуковая - для образования которой от каждого слова исходного словосочетания взят начальный звук: ИТАР-ТАСС.

3. буквенно-звуковая - для образования которой от одних слов исходного словосочетания берут алфавитное название начальной буквы, а от других — начальный звук: ЦСКА (це-эс-ка).

б) слоговая (колхоз)

в) смешанная (самбо, гороно) – полное слияние

11. Перенос – переход имени собственного в имя нарицательное (Меценат, Калашников)

 

Вопрос 27.

Вопрос 28.

Специфика предложения.

1. Предложение является коммуникативной единицей.

2. Оно соотнесено с ситуацией высказывания

3. Предложение обладает коммуникативной установкой, либо на утверждение, либо на вопрос.

Синтаксические категории:

1. Предикативность – характеристика предложения, но не словосочетания. Это синтаксическая категория, которая выражает отношения высказывания к действительности и устанавливаемая в момент речи. Предикативность может выражаться глаголом (глагольными формами): категориями лица, вида, наклонения; и также интонацией.

2. Модальность – отношение говорящего к действительности. Выражается с помощью наклонения, модальных слов, интонации.

3. Время. Предложение представляет собой неразрывную связь времени и наклонения.

4. Наклонение. Характеризует событие в плане того, реальным оно было или нет.

5. Универсальным средством выступает интонация.

 

Вопрос 29.

Вопрос 30.

Характеристика.

Предложе́ние — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.)

Словосочетание

Предложение

1. Может совпадать с предложением или

быть частью предложения

 

Может реализоваться в виде снабженного той или иной интонацией словосочетания или ряда связанных между собой словосочетаний или отдельного слова (также отдельного знаменательного

слова, сопровождаемого служебным, например: Придешь ли?)

2. Непредикативная единица

Предикативность - это синтаксическая категория, которая выражает отношения высказывания к действительности и устанавливаемая в момент речи.

3. Только лексическая значимость единиц

(номинативная функция)

4. Существует только в предложении (в

систему коммуникативных средств

вводится только через предложение)

Коммуникативно-функциональная значимость (коммуникативная функция)

Самостоятельно

5. Незаконченность сообщения

Интонационная и грамматическая завершенность

6. Нет

Имеют различную семантику и коммуникативное

значение, выражают экспрессию

7. Односторонняя связь, которая опирается

на один компонент словосочетания

(пример: форма прилагательного

целиком зависит от формы

существительного красное знамя)

Между подлежащим и сказуемым - главными членами двусоставного предложения возникает взаимонаправленная синтаксическая связь, которая называется координацией.

 

Вопрос 31.

Вопрос 32.

Вопрос 33.

Лексикография.

1) Семантика - раздел языкознания, изучающий значение единиц языка.

Ономасиология – теория номинации. Изучает то, как лексические единицы обозначают предметы и понятия.

Способы номинации:

- создание новых слов

- формирование новых значений на основе полисемии

- образование словосочетаний

- заимствование

Семасиология – соотнесение слова с выражаемым им понятием и выражаемым объектом (что значит слово).

2) Ономастика – изучает имена собственные. Топонимика – географические названия. Антропонимика – имена и фамилии

3) Этимология – изучает происхождение слова, рассматривает процессы и закономерности формирования словарного состава языка, процессы межъязыковых контактов, реконструкция лексического состава праязыка

4) Фразеология – изучает фразеологический состав языка, т.е. систему установленных словосочетаний, имеющих значение, не вытекающее из значений его компонентов. А именно, типы фразеологизмов, их признаки и функции, особенности строения и значения, способы образования, соотношения с другими единицами языка.

Три типа фразеологизмов по Шарлю Байли:

       1)    Сращение (идиома) - устойчивое словосочетание - семантически неделимый оборот, значение которого никак не выводимо из значений его компонентов (бить баклуши) содержит архаичные формы, утрачена живая синтаксическая форма.

       2)    Единство - устойчивый оборот, в котором очевидны признаки семантической раздельности компонентов, каждый имеет свое значение, но в совокупности они употребляются в общем переносном значении (грызть гранит науки) компоненты заменять нельзя.

       3)    Сочетание - устойчивое словосочетание, в котором есть слова со свободным или фразеологически связанным значением (кромешный ад, скалить зубы, насупить брови)

 

5) Лексикография – теория и практика составления словарей.

- Одноязычная (толковые, этимологические, исторические словари)

- Двуязычная (переводные словари)

- Учебная (толковые, словообразовательные, школьные словари)

- Научно-техническая (терминологические словари)

 

Вопрос 34.

Критерии выделения слов.

Слово – значимая самостоятельная единица языка, грамматически оформленная по законам данного языка, выполняющая номинативную функцию.

Обычно слово определяют по двум критериям, первый из которых грамматический, а второй – лексический.

Оба эти критерия неизбежно дополняют друг друга: один (грамматический) учитывает форму выражения единицы, другой (лексический) форму ее содержания. Существует еще и третий критерий – фонетический, ведь каждое слово включает по меньшей мере одну фонему, а чаще всего несколько фонем, расположенных в каждой форме слова.

Существует более 70 принципов выделения слова. Основные:

1. графический – последовательность знаков, ограниченная пробелом.

2. синтаксический – минимальная синтаксическая единица (синтаксическая самостоятельность)

3. семантический – минимальная значимая единица языка.

4. структурный – целостная единица языка, в которую не может быть включена последовательность того же ур


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.