Диагностика уровня сформированности самооценки как основного компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Диагностика уровня сформированности самооценки как основного компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста

2021-12-12 23
Диагностика уровня сформированности самооценки как основного компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

( результаты выполнения практического раздела, оформление литературы, приложений и др.)

1.1. Варианты оформления содержания РАЗДЕЛА 2
(в зависимости от вида ВКР – теоретико-практического характера или теоретико-экспериментального характера)

РАЗДЕЛ 2. Практическое изучение проблемы развития
Я-концепции  в дошкольном возрасте…………………………………………….

2.1. Анализ состояния работы по проблеме развития Я-концепции в дошкольном возрасте   в ДОУ ………….........................................................

2.3. Развитие образа «Я» детей старшей группы средствами игровой деятельности……………………….

2.4. Анализ и оценка результативности исследования ………………...........

  ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проблемы проявления страхов в дошкольном возрасте и их коррекции …………………………………….

2.1. Анализ состояния работы по проблеме  проявления страхов у дошкольников в ДОУ……

2.2.     Проведение педагогического эксперимента……………………..

2.2.1. Диагностика направленности и характера проявления страхов у детей дошкольного возраста……………………………….

2.2.2. Использование терапевтических сказок для коррекции страхов у детей дошкольного возраста…………………………………..

2.2.3. Контрольная диагностика…………………………….

2.3. Анализ и оценка результативности исследования…………………………..

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проблемы развития
Я-концепции  в дошкольном возрасте…………………………………………….

2.1. Анализ состояния работы по проблеме развития Я-концепции в дошкольном возрасте   в ДОУ ………….........................................................

2.2. Диагностика уровня сформированности самооценки как основного компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста …………

2.3. Использование психологических игр и упражнений  для формирования адекватной самооценки у детей шестого года жизни……………………….

2.4. Анализ и оценка результативности исследования ………………...........

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Обратите внимание!!!!!

**** Проведение педагогического эксперимента предполагает определение и работу с экспериментальной и контрольной группами. Такой подход исключает (или минимизирует) влияние посторонних факторов на изучаемое явление.

 В отдельных случаях (особенности темы, отсутствие специального инструментария, «обширность» изучаемого явления и др.) возможно проведение экспериментальной работы без контрольной группы (простой эксперимент). В таком случае анализ результатов проводится на основе сравнения полученных данных «до» и «после» проведения работы.

В работах теоретико-практического характера исследование проводится также без определения контрольной группы.

1.2. Изложение каждого вопроса теоретического и практического разделов должно заканчиваться предложением-выводом: таким образом, исходя из…..

 

1.3. Выводы к первому разделу (обратить внимание на наличие вывода-перехода к следующему разделу)

Таким образом, на основе изучения исследований по проблеме развития
Я-концепции, изложенных в трудах Г.С. Абрамовой, В.А. Аверина, Р. Бернса, В.П.Зинченко, А.А. Реана, С.А. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна мы выяснили следующее: 

¾ первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми;

¾ возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее;

¾ переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей;

¾ …………………………………..

¾ ……………………………………..

¾ ……………………………………

¾ учитывая важность изучения особенностей развития самооценки для формирования образа «Я» дошкольника, было намечено содержание экспериментальной работы по вопросам проблемы исследования.

1.4. Вариант (примерный) оформления результатов проведения экспериментальной работы в ДОУ (возможный алгоритм)

 РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проблемы развития  
      Я-концепции  детей дошкольного возраста

2.1. Анализ состояния работы по проблеме развития  Я-концепции детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Экспериментальное исследование проблемы развития Я-концепции в дошкольном детстве проводилось на базе ДОУ №25 «Чайка» комбинированного типа города Харцызска.

     Краткая характеристика базы исследования.

(особенности ДОУ, количество групп, наличие психолога, методиста, наличие творческих кружков, реализуемые образовательные программы, особенности группы (класса), в котором проводится работа и т.д.)

!!!!!!!!!!!!!!

С целью определения содержания  диагностического и формирующего этапов эксперимента,  реализации принципа актуальности проводимого исследования, нами было проанализировано состояния работы по данной проблеме в образовательном учреждении. Для этого запланировано и проведено следующее:

¾ проведение бесед  с методистом, практическим психологом ДОУ;

¾ проведение анкетирования (воспитатели средней, старшей, подготовительной групп);

¾ изучение годовых планов работы ДОУ (за последние 3 года);

¾ изучение перспективно-тематических планов воспитателей;

¾ изучение наглядно-информационных материалов в ДОУ

¾ и другие аспекты…………………………………………..

!!!!!!!!!!!!!!!!!

Из беседы с методистом ДОУ стало ясно, что в данном  учреждении уделяется большое внимание развитию творческого потенциала детей, проводится определенная  работа по ……………….... За последние три года (5 лет…) целенаправленная работа по изучению вопросов формирования Я-концепции детей дошкольного не проводилась. В настоящее время педагоги данного образовательного учреждения работают над методической проблемой «………». 

Беседа с воспитател ем старшей  группы  показала, что……………..

 

Изучение годовых планов ДОУ и перспективно-тематических планов  воспитателей показало, что …………………………….

……………………………………………………………………………………..

Таким образом, в ходе проведенной работы мы выяснили, что педагогический коллектив в целом осознает важность личностного развития ребенка в условиях  ДОУ, обеспечения индивидуально-психологического развития детей, решения вопросов успешной социализации и подготовки ребенка к школе. Однако, проблема развития Я-Концепции в дошкольном детстве как психолого-педагогическая проблема, в настоящее время не является методической проблемой  педагогического коллектива. Следовательно, наличие как теоретических, так и практических разработок в данном направлении будет актуальным для педагогов ДОУ.

Учитывая тот факт, что Я-Концепция, являясь комплексной структурной характеристикой личности, не может быть полностью исследована в рамках одной работы, а также, исходя из теоретического обоснования, предметом экспериментального исследования стала самооценка дошкольника как важнейшего компонента структуры Я-Концепции. С этой целью нами было определено содержание экспериментального исследования, которое проходило в три этапа, а именно:

1. Констатирующий этап, предполагающий проведение диагностики уровня сформированности самооценки, как центрального компонента Я-Концепции.

2. Формирующий этап, предполагающий проведение работы по развитию самооценки старших дошкольников.

3. Контрольный этап, предполагающий проведение повторной диагностики с целью определения наличия динамики в развитии самооценки дошкольника.

Гипотеза!!!!! На данном этапе возможно уточнение (конкретизация) гипотезы.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Анкета для родителей

1. Как часто Вы проводили психологические игры, предложенные воспитателем?

 

Приложение Г

Результаты диагностики уровня сформированности воображения у детей экспериментальной группы (таблица 2.1.)

 

…………………………………………………………………………………

2.2. Оформление рисунков, таблиц в тексте!!!!  (согласно Методическим рекомендациям)

Социальная среда как считает автор, в отличие от генетических факторов, играет определяющее влияние на формирование Я-концепции. В процессе развития человека Я-концепция начинает определять способ его взаимодействия  с социальной средой. Представленный рисунок визуально отражает данную авторскую позицию  (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека по

К. Роджерсу

2.3. Изменения в оформлении литературных источников (действующий ГОСТ 7.1.-2003)

Примеры:

1. Атаманова, Р. И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: учебное пособие / Р. И..Атаманова, Л. Н. Толстой. – Москва: Высшая школа, 2004.

2. Васильченко, И. П. Высшая математика для экономистов [Текст]: учебник /
И. П. Васильченко. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва:  Знание, 2007. – 454 с.

3. Козина, Ж. Л. Теоретические основы и результаты практического применения системного анализа в научных исследованиях в области спортивных игр [Текст]  /  Ж. Л. Козина  // Теория и методика физического воспитания. – 2007. – № 6. – С. 15-18.

4. Рыков, Ю.И. Теоретические проблемы моделирования учебной среды современных педагогических систем [Электронный ресурс] / В. Ю. Рыков // Информационные технологии и средства обучения. – 2006. – № 1. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

( результаты выполнения практического раздела, оформление литературы, приложений и др.)

1.1. Варианты оформления содержания РАЗДЕЛА 2
(в зависимости от вида ВКР – теоретико-практического характера или теоретико-экспериментального характера)

РАЗДЕЛ 2. Практическое изучение проблемы развития
Я-концепции  в дошкольном возрасте…………………………………………….

2.1. Анализ состояния работы по проблеме развития Я-концепции в дошкольном возрасте   в ДОУ ………….........................................................

2.3. Развитие образа «Я» детей старшей группы средствами игровой деятельности……………………….

2.4. Анализ и оценка результативности исследования ………………...........

  ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проблемы проявления страхов в дошкольном возрасте и их коррекции …………………………………….

2.1. Анализ состояния работы по проблеме  проявления страхов у дошкольников в ДОУ……

2.2.     Проведение педагогического эксперимента……………………..

2.2.1. Диагностика направленности и характера проявления страхов у детей дошкольного возраста……………………………….

2.2.2. Использование терапевтических сказок для коррекции страхов у детей дошкольного возраста…………………………………..

2.2.3. Контрольная диагностика…………………………….

2.3. Анализ и оценка результативности исследования…………………………..

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проблемы развития
Я-концепции  в дошкольном возрасте…………………………………………….

2.1. Анализ состояния работы по проблеме развития Я-концепции в дошкольном возрасте   в ДОУ ………….........................................................

2.2. Диагностика уровня сформированности самооценки как основного компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста …………

2.3. Использование психологических игр и упражнений  для формирования адекватной самооценки у детей шестого года жизни……………………….

2.4. Анализ и оценка результативности исследования ………………...........

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Обратите внимание!!!!!

**** Проведение педагогического эксперимента предполагает определение и работу с экспериментальной и контрольной группами. Такой подход исключает (или минимизирует) влияние посторонних факторов на изучаемое явление.

 В отдельных случаях (особенности темы, отсутствие специального инструментария, «обширность» изучаемого явления и др.) возможно проведение экспериментальной работы без контрольной группы (простой эксперимент). В таком случае анализ результатов проводится на основе сравнения полученных данных «до» и «после» проведения работы.

В работах теоретико-практического характера исследование проводится также без определения контрольной группы.

1.2. Изложение каждого вопроса теоретического и практического разделов должно заканчиваться предложением-выводом: таким образом, исходя из…..

 

1.3. Выводы к первому разделу (обратить внимание на наличие вывода-перехода к следующему разделу)

Таким образом, на основе изучения исследований по проблеме развития
Я-концепции, изложенных в трудах Г.С. Абрамовой, В.А. Аверина, Р. Бернса, В.П.Зинченко, А.А. Реана, С.А. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна мы выяснили следующее: 

¾ первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми;

¾ возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее;

¾ переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей;

¾ …………………………………..

¾ ……………………………………..

¾ ……………………………………

¾ учитывая важность изучения особенностей развития самооценки для формирования образа «Я» дошкольника, было намечено содержание экспериментальной работы по вопросам проблемы исследования.

1.4. Вариант (примерный) оформления результатов проведения экспериментальной работы в ДОУ (возможный алгоритм)

 РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проблемы развития  
      Я-концепции  детей дошкольного возраста

2.1. Анализ состояния работы по проблеме развития  Я-концепции детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Экспериментальное исследование проблемы развития Я-концепции в дошкольном детстве проводилось на базе ДОУ №25 «Чайка» комбинированного типа города Харцызска.

     Краткая характеристика базы исследования.

(особенности ДОУ, количество групп, наличие психолога, методиста, наличие творческих кружков, реализуемые образовательные программы, особенности группы (класса), в котором проводится работа и т.д.)

!!!!!!!!!!!!!!

С целью определения содержания  диагностического и формирующего этапов эксперимента,  реализации принципа актуальности проводимого исследования, нами было проанализировано состояния работы по данной проблеме в образовательном учреждении. Для этого запланировано и проведено следующее:

¾ проведение бесед  с методистом, практическим психологом ДОУ;

¾ проведение анкетирования (воспитатели средней, старшей, подготовительной групп);

¾ изучение годовых планов работы ДОУ (за последние 3 года);

¾ изучение перспективно-тематических планов воспитателей;

¾ изучение наглядно-информационных материалов в ДОУ

¾ и другие аспекты…………………………………………..

!!!!!!!!!!!!!!!!!

Из беседы с методистом ДОУ стало ясно, что в данном  учреждении уделяется большое внимание развитию творческого потенциала детей, проводится определенная  работа по ……………….... За последние три года (5 лет…) целенаправленная работа по изучению вопросов формирования Я-концепции детей дошкольного не проводилась. В настоящее время педагоги данного образовательного учреждения работают над методической проблемой «………». 

Беседа с воспитател ем старшей  группы  показала, что……………..

 

Изучение годовых планов ДОУ и перспективно-тематических планов  воспитателей показало, что …………………………….

……………………………………………………………………………………..

Таким образом, в ходе проведенной работы мы выяснили, что педагогический коллектив в целом осознает важность личностного развития ребенка в условиях  ДОУ, обеспечения индивидуально-психологического развития детей, решения вопросов успешной социализации и подготовки ребенка к школе. Однако, проблема развития Я-Концепции в дошкольном детстве как психолого-педагогическая проблема, в настоящее время не является методической проблемой  педагогического коллектива. Следовательно, наличие как теоретических, так и практических разработок в данном направлении будет актуальным для педагогов ДОУ.

Учитывая тот факт, что Я-Концепция, являясь комплексной структурной характеристикой личности, не может быть полностью исследована в рамках одной работы, а также, исходя из теоретического обоснования, предметом экспериментального исследования стала самооценка дошкольника как важнейшего компонента структуры Я-Концепции. С этой целью нами было определено содержание экспериментального исследования, которое проходило в три этапа, а именно:

1. Констатирующий этап, предполагающий проведение диагностики уровня сформированности самооценки, как центрального компонента Я-Концепции.

2. Формирующий этап, предполагающий проведение работы по развитию самооценки старших дошкольников.

3. Контрольный этап, предполагающий проведение повторной диагностики с целью определения наличия динамики в развитии самооценки дошкольника.

Гипотеза!!!!! На данном этапе возможно уточнение (конкретизация) гипотезы.

Диагностика уровня сформированности самооценки как основного компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста

 

Таким образом, целью экспериментального изучения данной проблемы явилось изучение самооценки как важной и определяющей составляющей
Я-Концепции ребенка.   Для реализации цели констатирующего этапа эксперимента нами было определено его содержание, а именно:

1. Определение экспериментальной и контрольной  групп.

2. Выбор диагностических методик.

3. Проведение диагностики (констатирующий этап)  и сбор информации.

4. Анализ полученных результатов.

5. Описание проделанной работы.

6. Определение содержания формирующего этапа эксперимента.

Далее - описание проведенной работы по аналогии с описание в вопросе 2.1.

Таким образом, анализ данных констатирующего этапа эксперимента…..

Описание дальнейшей работы по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста осуществлено в следующем вопросе.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.