Сознание человека, как неотделимый спутник его души, имеет двойной характер: Высший (Божественный) Манас и Низший (луч Божественного) Манас — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сознание человека, как неотделимый спутник его души, имеет двойной характер: Высший (Божественный) Манас и Низший (луч Божественного) Манас

2021-12-12 48
Сознание человека, как неотделимый спутник его души, имеет двойной характер: Высший (Божественный) Манас и Низший (луч Божественного) Манас 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

т.е. человек посредством сознания может устремляться к высокой нравственности и духовности или к удовлетворению страстей и всех эгоистических желаний. Таким образом, сознание человека может действовать в двух направлениях (высшем и низшем), набираясь личного опыта и самостоятельно формируя маршрут своей эволюции или инволюции (рис. 22).

 

Рис. 22. Строение человека в символах и цвете.

 

Наглядно проиллюстрировать понимание заложенных в человеке возможностей нам поможет принцип аналогии. Как известно из физики, искусственно увеличивая напряжение в линии электропередач, человек добивается меньшей потери электроэнергии при передаче ее на дальние расстояния, вследствие уменьшения сопротивления на линии, а значит - и нагрева проводов. Таким же образом человек, устремленный ко всему Прекрасному, внутренне увеличивает напряженность (другими словами, сознательно развивает утонченное восприятие мира), следствием чего является уменьшение сопротивляемости низших проводников (в том числе и физического тела). И тогда становится доступным больший объем передачи Информации с меньшими потерями и искажениями. Но эти действия невозможны, если поврежден проводник, или тело человека, а, значит, человек просто не готов к тому, чтобы воспринять высокие напряжения. В этом случае может произойти трагическое "дзинь", как это происходит с лампочкой, не рассчитанной на высокие напряжения. Дабы такого не случилось, нам следует заботиться в равной степени как о Высшем питании души, так и о здоровье тела, о чем будет подробно сказано во второй части Дополнения.

 

В момент же развоплощения человека, как пчела собирает нектар с цветка, так Высшее Эго "вбирает" накопления Высшего Манаса, при условии, что человек вел жизнь, полную благородных устремлений, размышлений и поступков. То есть Духовная Душа, бессмертная часть нашего Эго, вбирает в себя все благородные качества, накопленные нашим сознанием в течение короткой жизни, отбрасывая все преходящие стремления, а при новом воплощении, как Христос распятый, невиновная, тем не менее, распинаемая низшими страстями, несет ответственность за содеянное низшим "я".

 

Низшее "я", личность, человека состоит из Человеческой, Животной души и тела.

 

Человеческая душа представляет собой накопления интеллекта, Низшего Манаса, т.е. разум, постоянно блуждающий в поисках пищи для ума. Вот почему на Востоке все, практикующие освобождение, стремятся взять под контроль блуждающий разум, дабы он не мешал устремлению сознания и концентрации его на Безличном принципе Природы, на Всеблагом Сердце Учителя.

 

Животная душа являет собой принципы, отвечающие за автоматическую работу организма,- это Кама и Прана.

 

Рассмотрим подробнее эти составляющие. Низший Манас, или Кама-Манас (букв., "ум желания") - это только малая часть нашего сознания, как компьютер - только механизм восприятия информации, запоминания и программирования без возможностей творческого анализа. Низший Манас - это наш интеллект (со всеми атрибутами восприятия, запоминания, ощущения) и все животные эмоции, вместе взятые. Благодаря Низшему Манасу человек имеет возможность получать впечатления в процессе восприятия и производства на земном плане. Сам по себе Низший Манас наделен всеми свойствами Божественной Души, например, Волей, и в разных условиях может проявлять себя по разному, хорошо распознавая добро и зло, правду и неправду и т.п., если его внимание не рассеяно суетой, не притуплено усталостью вследствие перенапряжения от работы или не поглощено сильной эмоциональной и материальной привязанностью, болезнью физической или душевной, употреблением спиртного или наркотиков.

 

Таким же образом, если сознание человека направлено на удовлетворение животных желаний, страстей и т.п., исполнено самости и равнодушия ко всему миру, то человек, по сути, ограничивается интеллектуальным и животным пределом постижения жизни, а его Высшее начало не в силах достучаться до сознания. Отсюда и происходят все беды человечества: узкий догматизм, материализм, жестокосердие, унижение противоположного Начала, соперничество, разврат и т.д., которые толкают человека испытать все удовольствия, несмотря на последствия, потому что "живем только раз". В этом случае накопления человека остаются в пределах его интеллекта и страстной природы, т.е. Животной Души, а поэтому не имеют ценности для Вечности и по истечении определенного периода времени после смерти рассеиваются на элементы в Природе, как и физическое тело, и другие низшие принципы. Последние (низшие принципы человека) рассеиваются посмертно: физическое и эфирное тела сразу после смерти физического тела, а астральный двойник, или Камарупа, то есть соединение Низшего Манаса и Камы - постепенно исчезает, на что порой уходят даже столетия (в зависимости от степени материальной привязанности человека).

 

Пока Камарупа рассеивается, бессмертная Монада, оборвав нить привязанности с низшими оболочками, переходит в соответствующую своим накоплениям сферу для заслуженного отдыха. При этом вместе с лучшими эманациями Высшего Манаса сохраняются и семена будущей кармы, созданные человеком в течение прошлой жизни. А по истечению этого срока отдыха высшего Эго (в момент, когда высшее Эго, или индивидуальность, снова идет на воплощение) низшие принципы собираются вместе из соответствующих элементов в Природе, формируя как следствие определенную Кармическую предрасположенность новой личности. Таким образом, Природа не создает заново душу человека, а восстанавливает ее на основании имеющегося в природе прообраза и магнетического притяжения скандх высшим Эго человека, то есть всех характерных элементов, соответствующим кармическим (ментальным) особенностям предыдущей личности,- и человек воплощается в характерной для его развития семье.

 

Если же человек на протяжении многих жизней упорствовал как неисправимый преступник или практиковал черную магию, т.е. использовал полученный опыт и знание законов Природы лишь во имя удовлетворения самости, а не на общее благо, то его Духовная Душа по Закону прекращает эволюцию в виде определенной индивидуальности, несмотря на долготерпение Природы. Это как раз то исключение, когда даже посмертно духовная Монада переносит воздаяние и страдания в Тонком Мире, попадая в соответствующую ее накоплениям область Авичи (в христианстве - ада). Данный случай характерен для колдунов и людей, практиковавших зло в течение всей жизни. Может случиться так, что однажды такой человек останется без сознательных накоплений, то есть его Индивидуальность разрушится, попадая на переработку как космический мусор, и ему придется заново начать долгий опыт познания в Круге Вечности.

 

"Как крылья, несут чистые мысли, как стаи черных воронов, застилают горизонт темные мысли, так должен дух осознать",- говорится в "Учении Живой Этики". И если продолжить данную перспективу на все человечество, станет понятно, что Высшие Силы, направляя эволюцию, нуждаются в восприимчивых сотрудниках. И неважно, какого вероисповедания человек, главное то, к чему он стремится, ибо чистые стремления всегда порождают прекрасные деяния. Но, к сожалению, большинство людей не желают расстаться с мелкими самостными желаниями, тем самым, отвергая эволюцию и отравляя планету своими порождениями, что неизменно вызывает судорожное состояние: катаклизмы, массовые бедствия и военные противостояния. Только отринув страх стать "белой вороной" и устремившись сердцем к познанию Прекрасного, прилагая осознанное ежечасно в жизни, человек находит истинное спасение и творчество, и счастье, и удачу. Как пишет один поэт:

"О Господи, проходят годы,

Но понимаешь вновь и вновь,

Что у проявленной природы

В основе чистая Любовь.

И сердцем осознав ту радость,

Находишь истинное счастье.

А ведь нужна такая малость -

Открыться и принять участье."

 

Таким образом, человек, культивируя благородные мысли и деяния, самоотверженный подвиг, альтруизм и любовь к ближнему и человечеству, интенсивно идет по пути Просветления и приобщения к Высшему Творчеству духа осознанно, а его благие накопления остаются в его вечном багаже Высшего Сознания. После смерти такой человек, как правило, быстро переходит в области Дэвакхана (обитель богов, рай), где наслаждается радостным отдыхом и теми высокими идеалами, которые он практиковал в земной жизни. Конечно же, человек, упорно практиковавший духовное устремление, самоотверженный подвиг, альтруизм и т.п. качества, способствующие Высокому Общению и преображению, в конечном итоге достигает главной цели - освобождения от привязанности к материальному миру. Это позволяет ему отказаться от всех иллюзий воздаяния за прошлые страдания, в том числе и посмертный вид воздаяния в Дэвакхане, т.к. сознание такого человека теперь уже находится в непрерывном слиянии с Божественным Началом и ведет осознанную непрерывную жизнь, как в воплощенном, так и в развоплощенном состоянии. Такой человек не знает страха и горя, не привязан более к иллюзорным проявлениям мира и по своей воле может избирать возможности своего проявления и труда, контролируя воздействия элементов Природы и направляя по возможности течение событий в созидательное русло.

 

Но человек, стремящийся к удовлетворению животных желаний: 1) или не будет иметь Высоких накоплений, а значит его Высшее Эго, прошло очередное воплощение бессмысленно для Вечности и вынуждено тут же без отдыха снова воплотиться для новых накоплений; 2) или же его высшее Эго имеет слабые накопления высоких чувств и устремлений, и тогда по прошествию определенного срока (для разъединения высшего Эго от животных накоплений), индивидуальность человека все же попадает в Девакхан, дабы хоть немного отдохнуть от незаслуженных (как ему кажется) страданий в мире иллюзий (на Земле) и насладиться той благородной радостью, к которой бывшая личность стремилась в земной жизни.

 

В случае же самоубийства человек не достигает никакого освобождения, но наоборот, его душа, еще полная жажды жизни с присущей ей страстью всеми фибрами стремиться реализовать эту жажду - она вынуждена по закону Природы остаться в Тонком Мире до времени, отведенного ей изначально Судьбою для жизни на земле, в виде пустой оболочки (демона, бхута, или пишачи, согласно философии Веданты); и только после того, как "час пробьет" Высшее Эго человека окончательно разъединяется от Животной Души, а последняя разлагается на элементы в Природе. Героическая же смерть, связанная с самопожертвованием во благо ближних, хотя и будет преждевременной, но при условии альтруизма, является благородной и не может рассматриваться в классе самоубийств.

 

Если жизнь человека прервана раньше срока не по его воле в случае стихийного бедствия или насильно, в таком случае его сознание посмертно находится в лучшем случае в состоянии безмятежного сна до момента естественного развоплощения.

 

Нерожденные вследствие насильно прерванной беременности дети, сознание которых уже было готово к реализации, заложенной Высшим Эго, программы относительно нового воплощения, сильно страдают от этого. Вот, что по этому поводу пишет наша соотечественница Е.П. Блаватская. "…Наша философия заходит так далеко, чтобы считать, что если уголовный кодекс большинства стран наказывает за попытки самоубийства, то он должен (если он намерен быть последовательным) вдвойне наказывать за убийство плода как за попытку к двойному самоубийству. Ибо действительно, если даже оно происходит успешно и мать не погибает, все же это укорачивает ее жизнь на земле и надолго продлевает ее тоскливое пребывание в кама локе, которая является промежуточной сферой между землей и областью покоя, - и это не "чистилище Святого Патрика", но факт и место необходимой остановки в эволюции жизненных стадий. Совершенное преступление точно приводит к греховному разрушению жизни и вмешательству в деятельность природы, то есть карму, - карму матери и вероятного будущего человеческого существа…" Естественно, порождая страдания, человек по Закону неизбежно несет ответственность за свои действия перед лицом природы.

 

Таким образом мы увидели, что индивидуальная духовная Монада напоминает актера, который хотя и выходит на сцену каждый вечер в новой роли, всегда остается одним и тем же человеком (именно так поэтично сравнивает индусская философия жизнь бессмертного "Я" человека с актерской жизнью). Эта индивидуальность воплощается на земле в череде разнообразных личностей, последние же никогда не повторяются дважды, за исключением случаев идиотизма и смерти в младенческом возрасте. В нормальном же случае Индивидуальность воплощается в среднем раз в 1000-3000 лет (иногда быстрее - каждые 200-300 лет), но никогда Природа не допускает метампсихоза, то есть воплощения Монады, достигшей уровня человеческого развития, в животных, насекомых или растения. Все подробности по данной теме рекомендуем посмотреть в книге Е.П. Блаватской "Инструкции для учеников внутренней группы".

 

Низший Манас в соединении с Камой образует Животную Душу, или Астральный "Двойник",

 

который является вместилищем вышеупомянутой Камы, того, что присуще как людям, так и животным. Кама - это все наши животные инстинкты, благодаря которым мы имеем возможность реализоваться на земном плане автоматически, то есть питаться, ощущать окружающий мир всеми видами чувств (за исключением интуиции, ибо это прерогатива Духовной Души), размножаться и т.п. Таким порядком, если мы концентрируемся на удовлетворении животных желаний, наше сознание устремляется к Каме, и человек уже почти не отличается от животных. Следовательно, Низший Манас "царствует" над Камой, толкая ее к совершению осознанных животных инстинктов. Но сама по себе Кама межмолекулярна и каждой своей молекулой соответствует физическому телу, не отделяясь от него. Кама - это внутренний, или астральный, человек, в котором находятся центры восприятия, психические чувства и от чьей молекулярной связи с физическим телом зависит все восприятие и целенаправленное действие.

 

Именно поэтому "…Капила,- пишет Е.П. Блаватская,- как и все восточные философы, презирал чисто психическую природу души. Именно это скопление грубейших частиц души, месмерических выделений человеческой натуры, насыщенной всеми земными желаниями и пристрастиями, пороками, недостатками и слабостями, образующими астральное тело (которое может стать объективным при определенных обстоятельствах), буддисты именуют скандхами (группами)".

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.