Введение в статистическую теорию — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Введение в статистическую теорию

2021-01-31 66
Введение в статистическую теорию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 Статистика. Это слово происходит от латинских слов stato и status, означающих государство, положение и состояние явлений в государстве, поэтому статистику несколько сотен лет назад переводили как государствоведение. В средние века слово statista (статистик) применялось к человеку, которому было присущи знания в области политики, знатоку разных государств и народов. В качестве научной дисциплины термин "статистика" был введен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1743 г. для обозначения совокупности знаний о государстве. Именно он начал преподавать статистику в Геттингенском университете, где была основана так называемая дискрептивная (описательная) школа статистики.

 В Италии эпохи Возрождения получили распространение знания о политике, составившие специальную дисциплину, которая называлась ragione di stato. Слово stato или statu соответствовали понятию "государство". Человека, искусного в политике, знатока разных государств называли statista. Ахенваль ввел слово statistica, обозначавшее сумму знаний нужных политикам, купцам. Так началось формирование статистики, как науке о хозяйственном и административном учете.

Одновременно в Англии существовала и другая научная школа "по­литических арифметиков",основанная В. Петти и названная по его зна­менитой книге (1690г.). Политическая арифметика представлялась ему орудием социального познания не на основе идей, а на основе собранных реальных фактов и использования количественных характеристик. Все это соответствовало идеям естественнонаучного познания, где в основе находится наблюдение, что мы и наблюдаем в современной статистике. Как известно,  В. Пети и английская школа были первыми, кто произвел расчеты национального богатства и национального дохода и применили выборочный метод.

 По сути дела, статистика сложилась на базе этих двух школ. От дискрептивной (описательной) статистики она получила методологию количественного описания, а от политических арифметиков - стати­стическую методологию изучения количественных характеристик массовых явлений.

В том или ином виде статистика преподается студентам всех форм обучения и практически всем специальностям. На современном этапе добавился и третий элемент, который сделал статистику универсальным методом. Она базируется на теории вероятностей и математической статистике, что достаточно сильно отличает ее от статистики девятнадцатого века.

В истории российской статистики существовали все известные школы и направления. Татищев В.Н. (1686 - 1750) и Ломоносов М.В. (1711 - 1765) представители русской описательной школы. Бернулли Д. (1700 - 1782) и Крафт Л. (1743 – 1814) типичные политические арифметики. Русские математики Чебышев П.П. (1821 – 1894), Марков Н.А. (1856 – 1922), Ляпунов А.М. (1857 – 1919) внесли свой вклад в мировую математическую статистику. Сравнив годы жизни и творчества русских статистиков можно сделать вывод, что она развивалась в России параллельно с мировыми тенденциями.

 В настоящее время термин «статистика» употребляется втрех значениях.

 Во-первых, подстатистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий.

 Во-вторых, статистикой называютнауку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой. Между статистической наукой и статистической практикой существует тесная связь.

 В-третьих, статистикой считаютстатистические данные, представленные в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.

 В ходе исторического развития статистической науки в ее составе обособился ряд самостоятельных статистических дисциплин; это объясняется наличием конкретного предмета исследования и особой системы статистических показателей для его характеристики. Структуру статистической науки можно представить следующим образом (рис. 1)

 

 


Таким образом, в статистической науке традиционно принято выделять следующие части: общая теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли, такие как например 1 – статистика финансов, 2 – статистика промышленности, 3 – статистика сельского хозяйства, 4 – статистика лесного хозяйства, 4 – статистика государственного бюджета, 5 – статистика цен и т.д., детализировать можно до бесконечности, например промышленность можно подразделить легкую и тяжелую, добывающую и обрабатывающую и тому подобное. Кроме того у всех статистических наук и не только экономических, но и естественнонаучных существует общая база - математическая статистика.

Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования процессов и явлений, наиболее общие категории, признаки, измерители, показатели статистики, а также организацию сбора, обработки, анализа и представления информации.

Задачей экономической статистики является разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производственных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Отрасли экономической статистики В то же время в российской статистике существует традиция, перешедшая от советской школы статистики, которая предполагает наличие отдельных, имеющих свой предмет, дисциплин – статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.; их задача разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей.

Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. Ее отрасли статистика народонаселения, политики, здравоохранения, науки, просвещения, права.

Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической или социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях (показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики.

В «Общей теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статистической науки, природа статистических совокупностей, познавательные свойства статистических показателей, условия их применения с использованием средств современной вычислительной техники. С ее помощью создается фундамент для усвоения и квалифицированного применения статистической методологии познания закономерностей развития социально-экономического явления в условиях современной экономики.

За рубежом, как правило, все статистические дисциплины объединены в один курс, которые отличаются разными уровнями сложности: «статистика 1» включает описательную (дискрептивную) статистику и основные законы распределения, а также основы выборочного метода, «статистика 2» включает статистический вывод (испытание статистических гипотез и статистическое оценивание, корреляционно – регрессионный и дисперсионный анализ, анализ временных рядов, «статистика 3» - многомерный статистический анализ.

Статистика необходима  экономисту прежде всего для того, чтобы обосновывать принятие решений, а так же на основе анализа опровергать ошибочные решения.

Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики. Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфическиеметоды численного или количественного освещения явления, которые находят свое выражение вчетырех этапах (стадиях) статистического исследования:

1.   Массовое научно-организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах (факторах) изучаемого явления.

2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленения всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы.

3. Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

4. Представление полученных результатов анализа в удобном для пользователя виде на основе различных носителей информации. Э

Предметом статистики, как науки, является изучение количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной характеристикой. Из этого определения можно выделить три основные черты статистики:

1. исследуется количественная сторона явлений;

2. исследуются массовые процессы и явления;

3. дается количественная характеристика массовых процессов и явлений на основе изучения качественных параметров.

Таким образом, можно сказать, что статистика занимается сбором, обработкой, анализом и представлением информации, а объектом статистики является статистическая совокупность.

Статистическая совокупность - это масса единиц, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду варьирующих (изменяющихся) признаков. Понятие «вариация» широко известно в разных областях знаний, в живых и научных языках и везде оно означает изменение или изменчивость в определенных пределах или вокруг определенного стандарта, например, вариация на тему в музыке, варка продуктов в супе, варяги – люди различного происхождения занятые речной и морской торговлей и (или) пиратством, и наконец старославянское слово – варум, что означает волнующееся (изменчивое) море. Варьирование (изменение) признаков (чаще количественных) может происходить во времени, в пространстве, во взаимном изменении одного признака от другого. Например, размера заработной платы рабочего от количества выпущенной им продукции.

 В государственном стандарте, в программах большинства экономических вузов статистика состоит, как бы из их двух частей - общей тео­рии статистики и социально-экономической статистике. Только изучив обе части, Вы сможете:

1. получить теоретические знания и практиче­ские навыки в области статистической методологии и прежде всего в организации статистического наблюдения.

2. использовать эти знания в самых разнообразных производственных и экономических си­туациях с целью принятия решений;

3. проводить комплексный экономико-статистический анализ показателей и тем самым объективно оцени­вать результаты деятельности своего предприятия, государства или своего бизнеса.

4. интерпретировать статистические данные и организовать планирование и прогнозирование показателей.

Весь курс состоит из разделов и разделен на темы и содержит задания и тесты, которые помогут Вам развить статистическое мышление и обеспечат активное усвоение пройденного материала. Закрепление полученных теоретических знаний по темам проводится с помощью Контрольныхзаданий, выполняемых Вами само­стоятельно (для проверки правильности решений в конце обеих частей учебного пособия приводятся ответы).

Статистика как универсальная методология работы с количественными характеристиками объектов изучения является основой практически всех конкретных экономических дисциплин и в первую очередь эконометрики.

В процессе написания учебного пособия автор умышленно иногда отходит от традиционной манеры изложения материала стремясь привести более живые примеры и иногда излагая то, что можно выразить формулой словами. Учитывая нынешний уровень подготовки студентов, когда с одной стороны, с пугающей частотой стали попадаться молодые люди, которые на втором курсе не представляют как взять процент, а с другой стороны появляются студенты практически профессионально относящиеся к научному творчеству и владеющие, например, компьютером на уровне системных администраторов, хочется сделать доступной для массового читателя хотя бы часть учебного пособия не потеряв, однако содержательную часть достаточно сложную для восприятия.

 Кроме того учебное пособие имеет также практическую направленность.

 

РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ

 

РАЗДЕЛ 1 пособия ознакомит вас с теоретическими ос­новами общей теории статистики, ее объектом и пред­метом(статистической совокупностью и статистической закономерностью), методами статистики, а также с основными категориями и понятиями этой науки. Это позволит вам уяснить место статистики в системе наук и ее связь с математической статистикой, информационными технологиями и бухгалтерским учетом.

В результате изучения этого раздела вы сможете:

1. объяснить сущность статистики как самостоятельной науки, выполняющей роль одного методов познания;

2. показать теоретико-познавательное значение статистиче­ских закономерностей, являющихся предметом статистики и конеч­ной целью ее исследований;

3. провести различия между статистикой и другими науками.

4. провести различия между статистикой как самостоятельной наукой и статистикой как методом познания законов и зако­номерностей в любой иной области, где изучаются массовые явления.

 

ТЕМА 1

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ

 

После изучения этой темы вы сможете:

1. объяснить значение философии, экономики, социологии, демографии  других наук и практики как теоретических основ статистики, а также практических сведений, что определяет место статистики как информационной базы в развитии этих наук;

2. обосновать место математических приемов и методов в статистике;

3. провести различия между статистикой и учетом.

 

3адание:      

Дайте свое понимание связи статистики с философи­ей, экономикой, социологией, демографией другими науками и практикой.

 

Статистика в отличии от общетеоретических наук имеет дело с конкретными явлениями, которые обязательно должны иметь количественное, численное значение. Для статистики важно не просто утверждение, например, «качество товара», важно в каком числе это выражается, то есть если в экономической теории можно говорить, что «для улучшения работы магазина необходимо улучшить качество обслуживания», то в статистике необходимо знать «качество обслуживания» это сколько 254 или скажем 8,95, то есть должно быть численное значение.

Статистика лучше всего представляет, что не существует в природе понятий: «человек вообще», «сахарный песок вообще», «автомобиль «Жигули» вообще» и т. д. Это все абстрактные понятия, которые существуют только в человеческом сознании. Статистика всегда имеет дело с конкретными объектами, выделяя из массы признаков, которыми они обладают необходимые для изучения и на основе совокупности данных по этим признакам дает возможность делать выводы о явлении или совокупности явлений.

 Например, предприятие обследованное по состоянию на 24 ноября 2009 года, это не статистика. То же предприятие обследованное на 24 ноября 2004 года в сравнении со средними показателями по данной отрасли это статистика, так как позволяет сравнить предприятие с аналогичными. То же предприятие ежемесячно осматриваемое 24 числа в течении года, это тоже статистика, так как позволяет оценить динамику развития объекта.

Очень часто, мы пользуясь статистическими показателями (а пользуемся мы этим постоянно, буквально ежедневно) делаем неправильные выводы. Например, подавляющее число людей уверено, что их нормальная температура тела 36,6 градусов, не подозревая, что это средняя нормальная температура жителей замеренная еще в СССР, а нормальная температура каждого конкретного человека может отличаться и как правило отличается от 36,6.

 Исследование, которое называется «Анализ коммерческих киосков» с точки зрения статистики существовать не может, так как мы как бы имеем ввиду все киоски, которые были есть и будут. Правильным будет «Анализ коммерческих киосков расположенных на улице Гагарина с 1 января 2008 г. по 1 января 2009г». То есть для статистики важно определять объект по времени и месту.

  Тем не менее общетеоретические науки очень важны для статистики такие фило­софские понятия как сущность и формы проявления, как количество, качество и мера, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и частное, закон и закономерность и т.д. определяют специфику и содержание статистической методологии, создавая основу для ее пра­вильного применения. В своем изучении общественных явлений стати­стика учитывает их качественную определенность, закономерности и осо­бенности развития, что является предметом исследования других общест­венных наук.

Классическая советская школа утверждала примат общественных наук над статистикой, как бы предполагая, что можно подвергать статистическому анализу, а чего нельзя. При этом диалектическая философия всегда рассматривала процесс познания как восхождение от конкретного к абстрактному, а потом от абстрактного к конкретному.

Традиционно со времен СССР мышление обществоведов основано на построении абстрактных схем в основе которых лежит идея то есть абстракция, статистика же обязана доказывать эти идеи на конкретном материале, а она часто эти схемы и идеи опровергает.

 Например, тезис, что снижение рождаемости связано с низким уровнем жизни совершенно не подтвержден статистикой, кошмар наших жертв в Афганистане и Чечне не идет ни в какое сравнение с кошмаром отравлений некачественными спиртными напитками, смертностью на дорогах, бытовыми убийствами, самоубийствами. Разница суммы ежегодных потерь отличается от десятилетней войны в Афганистане на несколько порядков! А кто из обществоведов и особенно политтехнологов говорит об этом – единицы.

А вот еще один пример. Вот данные переписи населения 2002 года

Таблица 1

номер п\п Годы рождения Возрастные группы Количество (тыс.чел)
1 1998-2001 4 6399
2 1993-1998 9 6940
3 1988-1993 14 10407
4 1983-1988 19 12800
5 1978-1983 24 11466
6 1973-1978 29 10613
7 1968-1973 34 9836
8 1963-1968 39 10216
9 1958-1963 44 12546
10 1953-1958 49 11606
11 1948-1953 54 10071
12 1943-1948 59 5347
13 1938-1943 64 7983
14 1933-1938 69 6344
15 1928-1933 74 5898
16 1923-1928 79 3911
17 1918-1923 84 1570

 

 

Графически данные таблицы выглядят так

График 1

Как видно из таблицы и графика наибольшая группа населения под номером 4, то есть 1983 – 1888 годов рождения - 12 млн. 800 тысяч человек, вторая группа по численности номер 9, или 1958 – 1963 годов рождения – 12 млн. 546 тысяч человек. Очевидно, что группа номер 9 в возрасте 25 – 30 лет активно воспроизводила население в 1983 – 1888, а так как численность этой группы была самой большой на тот момент времени они и нарожали много детишек. Как отреагировали на это политтехнологи. Тут же все газеты объявили, что высокая рождаемость это следствие борьбы с пьянством под руководством М.С.Горбачева, про это некоторые газеты пишут даже сейчас. В 1989 году была организована перепись населения и руководству компартии было доложено, что народ отреагировал на руководящие усилия партии высокой рождаемостью. Сколько лет сейчас самой большой группе (номер 4)? Правильно, в 2009 году от 21 до 26 лет они сейчас начинают активно рожать просто потому что время подошло. Конечно спасибо за материнский капитал и другие меры, но уже прирост населения кругом объясняют усилиями правительства, медики докладывают об улучшении медобслуживания и в газетах пишут, что готовится новая перепись населения к 2012 году, то есть к выборам президента. Вот так часто используется статистика и вот почему существует поговорка, что есть три вида лжи – «ложь», «гнусная ложь» и «статистика». Хотя статистика не виновата в том как используют и трактуют статистику сильные мира сего.   

 Таким образом именно статистика должна служить необходимой базой для развития общественных наук и практики политтехнологий, и только на основе статистики уже должны рождаться абстрактные идеи.

Статистический язык цифр объективно связывает статистику с математическими дисциплинами и в первую очередь с теорией вероятности.. Связь и различие между ними заключаются в том, что обе науки исследуют количествен­ную сторону явлений, но математика делает это безотносительно к каче­ству явлений (природы, общества или предприятия), а статистика - количественную сто­рону явлений всегда определенного качества. Другими словами если для математики как правило безразлично, что конкретно находится за формулой или определением. Например, шар это геометрическая фигура. То для статистики важно что же это на самом деле – пончик, чупа – чупс или елочная игрушка, причем важно кем и когда выпущенная, где продаваемая и когда и кем наблюдаемая. Кроме того математика долгое время развивалась как общая методология расчетов на основе типичных функций, то есть в основном она учит как считать, а не что считать, и это была важно когда расчеты производились вручную. На современном зтапе с использованием компьютеров, как считать становится неактуальным, а важным является, что считать и что мы получили.

Кроме того математика для того, чтобы удобнее было считать вручную всегда стремилась сузить, уменьшить круг наблюдений за объектом, то есть для нее свойственно абстрактное мышление, чем наблюдений меньше тем модель считается лучше (с точки зрения математики) и это давало свои результаты особенно в области естественных наук, где можно поставить эксперимент в лаборатории и на основании нескольких наблюдений сделать вывод.

Естественно научные физические или химические объекты и системы мало изменяются во времени (Солнце, Земля, элементы таблицы Менделеева). Другое дело жизнь общества вообще и экономики в частности. Здесь эксперимент в лаборатории вообще невозможен, а факторы которые вчера не оказывали влияния на объект сегодня могут оказаться решающими. Поэтому для статистики в условиях применения информационных технологий важен принцип наименьшей абстрактности. Чем больше наблюдений - тем результат точнее это и есть основа закона больших чисел. При этом статистика исходит из того, что абсолютно точных результатов вообще не может быть, всегда есть ошибка, а вот величина ошибки зависит от количества наблюдений.

Математика позволяет лишь упорядочить всю систему статистической информации. Особое значение для статисти­ки имеет теория вероятностей(включая закон больших чисел) и тесно связанная с ней математическая статистика

3адание:      

1.Что конкретно означает закон больших чисел для статистики?

Приведите пример.

2.Какова смысловая связь теории вероятностей и выборочного наблюдения?

3. Что означает принцип наименьшей абстрактности?

4. Какие статистические признаки могут быть у автомобиля, компьютера, студента?

 

Закон больших чисел характеризует поведение численных показателей в массовых количественных отношениях. Суть его в том, что в сводном показателе элемент случайности сводится к минимуму, с которой связаны индивидуальные характеристики, по мере объединения в нем все больше­го их числа.

Иными словами, закономерности в массовых общественных явлениях проявляются только на достаточно большом числе единиц сово­купности, ибо только при этом влияние случайных причин взаимно пога­шается и выступает влияние существенных, основных причин, общих факторов и условий.

Поэтому для познания таких закономерностей необ­ходимо большое число наблюдений над единицами совокупности. Так с помощью закона больших чисел в статистических совокупностях выяв­ляются имеющиеся в исследуемых явлениях закономерные уровни и со­отношения, именуемые статистическими закономерностями.

Теория вероятностей и ее предельные теоремы, с одной стороны, яв­ляются теоретическим обоснованием случайных ошибок выборки, а с другой, позволяют определить размер этих ошибок.

 Элементы математи­ческой статистики используются ею в задачах, связанных с изучением структуры совокупности, связи между признаками и динамики.

Статистика, наконец, связана с бухгалтерским учетом,   максимально использует данные бухгалтерского учета и имеет с ним общие докумен­ты первичного учета.

 Разница между бухгалтерским и статистическим учетом заключается в первую очередь в том, что бухгалтерский учет это сплошное и непрерывное наблюдение, а статистика использует в основном выборочные методы, да и задачи у них разные. И было бы неверно противопоставлять учет стати­стике, равно как и отождествлять их. По ряду вопросов статистика зиждется на учете, но при этом целью для нее является итоговая, обобщающаяхарактеристика всей совокупности единиц или отдельных ее групп, и запись по каждой отдельной единице является средством для достижения этой цели. Ото­ждествлять же учет и статистику можно в случае, если речь идет об учете, как способе систематического измерения и изучения общественных явле­ний с помощью количественных методов, в том числе и подсчета отдель­ных элементов и единиц, из которых и складывается то или иное явление.

Среди основных категорий статистикиможно рассмотреть следующие понятия:

1. признак;

2. вариация;

3. статистическая совокупность;

4. показатель;

5. система показателей.

Признаком в статистике принято называть свойство, качество, характерную черту или иную особенность единиц, объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измерены. Условно признаки можно разделить в соответствии со схемой (рис. 2)

 

 


Количественными называют признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине. Под качественными (атрибутивными) понимают признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными моментами. Если качественные признаки могут принимать только одно из двух противоположных значений, то их называют альтернативными.

Основные признаки определяют главное содержание процессов, явлений. Второстепенные признаки не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений. Они дают добавочные сведения.

Признаки, получаемые при сборе статистических данных, называют первичными, а при обработке их, - вторичными.

Варьирующие признаки принимают различные значения у отдельных единиц объекта. Постоянные признаки имеют неизменные значения у всех единиц. Статистическому изучению подвергаются только варьирующие признаки.

Вариацией называется колеблемость, многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности явлений. Отдельное значение признака называют вариантом этого признака.

 

3адание:

1. Чем, по Вашему мнению, отличается статистика фирмы от бухгал­терского учета на ней?

2. Если согласиться, что статистика - это учет, то будет ли корректным обратное утверждение: учет - это и есть статистика?

3. Что отличает статистику от простого счета?

 

Бухгалтерский учет это в первую очередь информационная основа для принятия решений. От бухгалтера требуется в первую очередь правильно и максимально точно учитывать все процессы происходящие на предприятии. Анализ и обобщение информации от бухгалтера требуется во вторую очередь, а на практике и особенно на крупных предприятиях не требуется вообще - этим занимаются экономисты – менеджеры. Информация для бухгалтерского учета должна быть максимально полной, и обязательно подтвержденной первичными доку­ментами. Основные требования к нему: оперативность представления ин­формации руководству, составление ежегодных, ежеквартальных, а иногда и еженедельных отчетов; возможность предельной детализации информации вплоть до структурных подразделений фирмы и отдельного работника, работа с налоговыми службами. На основании данных бухгалтерского учета осуществляется анализ уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности и планирование на будущие периоды. В практике анализ и планирования используются методы статистики, но это еще не статистика. Бухгалтерский учет имеет исключительно оперативный характер и своим содержанием повторяет известный в прошлом опера­тивный учет. Статистика (статистический учет) фирмы это экономико-статистический анализ ее экономической деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год) на основе обработки и обобщения массовых меняющихся (варьирующих) данных бухгалтерского учета, а также других не имеющих отношение к учету наблюдений, опросов, ранговых измерений, требований стандартизации и сертификации, статистических наблюдений за работой техники, работников, выпущенной продукции и так далее и тому подобное. В основе статистического исследования всегда лежит наблюдение фактов, его выводы носят характер сводных оценок и обобщений с последующим многофакторным их анали­зом. Главным при этом является нахождений средних величин – как характеристики нормальности явления, центра его распределения, и сравнения средних значений с аналогичными средними других объектов.

3адание:      

Подумайте о Вашей или известной Вам фирме. Как организованы там бухгалтерский учет и статистика, как они взаимосвязаны и что бы Вы предложили для их улучшения?

 

ТЕМА 2

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.