Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-04-18 | 53 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Туристский продукт – результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.
Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.
К туристским относятся услуги:
- по размещению туристов;
- перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно;
- обеспечению туристов питанием;
- удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);
- удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);
-информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);
-средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом);
-организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);
-торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков и т.д.);
-посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);
|
-бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);
-спортивно - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).
ГЛАВА 2. Эффект мультипликатора в туристской деятельности
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона – это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристское предприятие, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д. Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или “эффект мультипликатора”, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе.
2.1 Сущность мультипликационного эффекта
Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.
Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.
Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.
|
Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.
2.2 Мультипликационное влияние туризма на экономику России
Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.
По оценке ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.
Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб.
Как сфера экономической деятельности туризм, с одной стороны, определяется спросом со стороны посетителей, а с другой стороны, он относится к товарам и услугам, которые производятся с целью удовлетворения этого спроса. Таким образом, туризм охватывает широкий диапазон различных видов деятельности, включая международный и внутренний транспорт, размещение, общественное питание, развлечения, шопинг (для личного потребления, а не для перепродажи в коммерческих целях), услуги туроператоров и турагентств. Таким образом, туризм — это комплексная индустрия, находящаяся на стыке различных отраслей мировой экономики. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на другие секторы местной экономики: сельское хозяйство, информационные технологии, торговлю, производство товаров народного потребления. Все это расширяет рынки сбыта для местных производителей товаров и услуг, что положительно отражается на уровне жизни местного населения. Туризм ускоряет социальные и культурные процессы, оживляет местную культурную жизнь, способствует возрождению местных культурных ценностей, развитию народного творчества, традиций, обычаев и ремесел.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие России, способствуя притоку иностранной валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.
|
Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:
• защита прав путешествующих;
• защита интересов производителей отечественного турпродукта;
• всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме:
1) прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;
2) научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке, налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.
Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.
Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.
Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Главная цель концепции — создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т.п.
Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
|
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны.
Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты.
В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса.
Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает столичному бюджету около 10 % доходов.
На 45% увеличился поток иностранных туристов в Москву в 2012 году. Столичное правительство решило развить успех и утвердило бюджет мероприятий по привлечению в Москву интуристов в 2013 году в размере 269,6 млн руб. Эти деньги пошли на укрепление имиджа столицы за рубежом, на развитие городской инфраструктуры туризма. Останется только гостиницы построить, из-за нехватки которых туроператорам приходится отказывать каждой четвертой иностранной заявке.
Самая большая часть выделенных денег - около 130 млн руб. - была израсходована на создание положительного имиджа российской столицы среди иностранцев. Имиджевая политика включает множество аспектов: это и участие в международных туристических выставках, и работа с иностранными журналистами, и прямые рекламные кампании за рубежом, и выпуск специальных буклетов.
Туроператоры давно уже говорили о том, что поддержка государства в области имиджевой рекламы им необходима. Самостоятельно справиться с этой задачей отдельные компании не могут. В прошлом году поток вырос примерно на 35-45%, и мы даже принимали группы, приехавшие по линии городского правительства. Во многом благодаря работе городских служб в иностранной прессе сейчас сформировался привлекательный для туристов имидж Москвы.
Столичный турпоток в последние годы постоянно растет. Например, в 2009 году, по данным Федеральной пограничной службы РФ, к нам приехали 1,9 млн. иностранцев - на 12% больше, чем в 2008 году, когда Москву посетили 0,7 млн. зарубежных гостей. В 2010 году туристов было уже около 2,3 млн. Правда, это является результатом не столько усилий властей, сколько возродившейся за рубежом моды на Россию и террористических угроз во всем остальном мире.
|
Работу московского комитета по туризму туроператоры оценивают положительно, зато почти не замечают действий комитета по внешним связям, в ведении которого находятся гостиницы. Мест размещения сейчас катастрофически не хватает.
За последние два года в Москве появилось всего лишь три трехзвездных гостиницы. Для столицы этого явно мало. Чтобы обеспечить туристов необходимым количеством мест размещения, нужна государственная целевая программа. Такой пока не существует. И даже столичные власти признают, что подбор земельных участков и разработка градостроительных обоснований размещения объектов первоочередного строительства сейчас не осуществляются в установленные сроки.
Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике.
Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого определяется по формуле:
ВНП= С + I + G + (х - m),
где С - расходы потребителей; I - инвестиции; G - расходы правительства; х - экспорт; m - импорт.
Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу.
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.
Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы - доходы - расходы» и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.
Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе.
Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т.д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона.
Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.
Из вышесказанного можно сделать вывод: эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начинает разрабатывать методику учета и расчета вклада отрасли в экономику страны.
Помимо эффекта мультипликатора есть сопутствующие экономические явления. Растущие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно рассчитать коэффициент дохода. Рассмотрим эти коэффициенты более подробно.
Коэффициент занятости. Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест - один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику. Наиболее исследованная категория занятых в туризме - в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время, может быть оценена очень приблизительно. Коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы. Если коэффициент занятости для страны составляет 1,13, это означает, что страна может обеспечить трудоустройство дополнительно 0,13 человек на каждого напрямую работающего в обслуживании экспортного туристского спроса. А если данный коэффициент составляет, предположим, 2,63, то страна обеспечивает рабочими местами приблизительно 1,63 человека на каждого уже работающего в индустрии. В целом же коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населения или общему количеству трудоустроенного населения. По мере роста населения в стране возрастает и значение коэффициента занятости.
Коэффициент дохода. Занятость предполагает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель, то его администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или отложить часть прибыли. Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонностью к сбережению (МСС) - оттоком денег из местной экономики. Отток маржинальных (дополнительных) фондов из местной экономики может производиться двумя путями: они могут быть отложены или могут быть использованы на приобретение импортных товаров. В любом случае данные действия способствуют оттоку фондов и не стимулируют местную экономику.
Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов. Субъективная склонность к потреблению может быть средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к потреблению людей или туристских предприятий выражается отношением потребляемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало.
Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают. Сбережения - это часть дохода, которая не потребляется. Склонность к сбережению бывает средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к сбережению выражается отношением сберегаемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.
Если валовой доход туристского предприятия распадается на потребление и сбережение, то прирост потребления плюс прирост сбережения всегда равны приросту дохода. В этих условиях сумма маржинальной склонности к потреблению и маржинальной склонности к сбережению равна единице:
МСС + МСП = 1;
МСП =1-МСС;
МСС =1-МСП.
Чтобы понять суть коэффициента дохода (КД), надо приблизительно рассчитать, какая доля денег туристов, получаемая туристским регионом, тратится и какая доля откладывается (утечка).
Коэффициент дохода можно рассчитать по формуле:
КД= 1/1-МСП = 1/МСС
Рассмотрим это на примере. Предположим, что общие затраты туристов в регионе составили $1000, а маржинальная склонность к потреблению равна 1/2. Схема расходов проходит 7 этапов в год:
$1000 + [1/2 * 1000] + [(1/2)2 * 1000] + [(1/2)3 *1000] + + [1/2)4 * 1000] + [(1/2)5 *1000] + [(1/2)6 * 1000] + + [(1/2)7 * 1000] = $1000 + 500 + 250 + 125 + 62,5 + 31,25 + + 15,63+ 7,81 ~ $2000.
Произведем вычисления:
1: 1 - ½ * $1000 = 2 * $1000 = $2000.
Таким образом, первоначальная сумма в $1000 туристских расходов оборачивается $2000 дохода принимающего туристского региона.
Утечка денежных средств. Утечка - это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются в заем) и импорта (деньги, которые тратятся на туристские потребности за пределами принимающего государства). Если тратятся деньги за рубежом на импортные товары, то очевидно, что это не стимулирует местную экономику. И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют экономику. Таким образом, для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.
В России сейчас утечка достаточно велика, так как из-за упадка производственной сферы отелям, транспортным предприятиям и прочим поставщикам туристской отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей.
3.1 Место туризма в экономике России
Экономика России на протяжении долгого времени носит специфический характер. Связано это с тем, что прямая зависимость благосостояния России обеспечивается, как правило, такими сферами экономической деятельности как добывающая промышленность, в частность нефтегазовая и металлургическая
Однако современные реалии мировой экономики делают упор на сферу услуг, где значительную роль играет туристская деятельность.
Мировыми гигантами в данной отрасли составляют государства Европы, среди которых максимальным спросом на туризм пользуются Франция, Испания, Италия Великобритания, Ирландия и Скандинавия, также страны Азии и Тихоокеанского побережья, И, наконец, третий регион Южная, Центральная и Северная Америки, острова Карибского бассейна.
Что касается России, то туризм на сегодня занимает место развивающейся отрасли, хотя по данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. Например, за 2011 год Россия приняла около 20 млн. международных визитёров и заняла 13 место в мире по посещаемости. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $13,4 млрд. [1].
Относительно особенности развития туризма в России, можно отметить, что по своей структуре туристическая деятельность представлена следующими направлениями: природный туризм и антропогенный туризм, который в свою очередь включает такие направлениями как круизы, охота, пляжный туризм, оздоровительный туризм, спортивный и экстремальный туризм.
Главной особенностью развития туризма в России является также природа инфраструктурных объектов, которые в большинстве своем достались в наследство от СССР. Состав инфраструктуры для туристов РФ представлен в таблице 1 [4].
Инфраструктура туристической деятельности в РФ с 2010 по 2012 гг.
Вид учреждений | Количество учреждений, шт. |
Абсолютное отклонение, шт. | Относительное отклонение, % | ||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011г. к 2010г. | 2012 г. к 2011г. | 2011г. к 2010г. | 2012г. к 2011г. | |
Число гостиниц | 7410 | 7866 | 8406 | 456 | 540 | 6,2 | 6,9 |
Число санаториев и пансионатов с лечением | 1294 | 1273 | 1282 | -21 | 9 | -1,6 | 0,7 |
Число санаториев — профилакториев | 684 | 656 | 655 | -28 | -1 | -4,1 | -0,2 |
Число домов отдыха | 171 | 140 | 104 | -31 | -36 | -18,1 | -25,7 |
Число баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха | 1687 | 1636 | 1600 | -51 | -36 | -3,0 | -2,2 |
Число туристических баз | 141 | 132 | 158 | -9 | 26 | -6,4 | 19,7 |
Число организаций общественного питания, тыс. | 45,2 | 50,1 | 58,3 | 4,9 | 8,2 | 10,8 | 16,4 |
Число государственных природных заповедников | 101 | 101 | 102 | 0 | 1 | 0,0 | 1,0 |
Число национальных парков | 40 | 40 | 41 | 0 | 1 | 0,0 | 2,5 |
Число туристских фирм (на конец года) | 6897 | 9133 | 10266 | 2236 | 1133 | 32,4 | 12,4 |
В целом на основании данных таблицы в целом, можно говорить о положительной тенденции в развитии отрасли туризма в России, так к 2012 году количество туристских фирм возросло с 6897 до 10266, в процентном соотношении на 32,4 % к 2011 году и 12,4 % к 2012 году по сравнению 2011.
Помимо анализа изменения структуры рынка туризма в России в части инфраструктуры целесообразно рассчитать соотношения числа туристских фирм на потребителя, исходя из плотности населения [5]. Это позволит определить тенденции изменения нагрузки на одно туристское предприятия.
Исходя из данных таблицы видно, что с 2010 года на 2012 нагрузка на одну туристскую фирму снижается в среднем на 6500 человек, что значительно сокращает количество потребителей для обслуживания в одной фирме.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!