Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-04-18 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В последней четверти XVIII в. произошло несколько знаковых событий, определивших вектор развития мировой цивилизации: Великая французская революция (1789 – 1794 гг.), война за независимость США (1775 – 1783 гг.) и начавшийся в Англии промышленный переворот.
К важнейшим их последствиям в XIX в. следует отнести:
1) Формирование спектра общественно-политических стратегий, идеологических и социально-политических концепций развития общества (либерализм, консерватизм, радикализм (см. тема 7).
2) Глобальные тектонические сдвиги в геополитике и социально-политической сферах, выразившиеся в революционных настроениях европейцев и появлении новых национальных государств (Германия, Италия).
3) Развитие капиталистических отношений и зарождение индустриальной цивилизации[38].
Промышленный переворот начался в Англии во второй половине XVIII в. и к 70 гг. XIX столетия завершился в большинстве стран Европы и Северной Америки. Промышленный переворот – это резкое преобразование производительных сил, способствующее переходу от основанного на ручном труде мануфактурного производства к фабрично-заводскому. Начавшиеся во второй половине XVIII в. изменения в технико-технологической сфере (создание рабочих машин в текстильном производстве, изобретение и внедрение универсального парового двигателя в разных отраслях промышленности; развитие металлургического производства; формирование машиностроения), породили глобальные сдвиги в социальной и культурной жизни европейской цивилизации. Социальной стороной промышленного переворота стало формирование двух классов-антагонистов буржуазии и пролетариата. В ходе промышленного переворота произошла трансформация всей картины мира европейцев, ускорились модернизационные (см. тема 5) процессы.
|
В России промышленный переворот начался в 1810-е годы, а завершился в начале 1880-х годов. Начальная стадия промышленного переворота протекала в условиях феодально-крепостнической системы, следовательно, предпосылки для перехода к фабричному производству (накопление первоначального капитала; рынок свободной рабочей силы; емкость внутреннего рынка) сложились не полностью.
Важнейшим условием зарождения индустриального общества в России было решение крестьянского вопроса. Первые шаги на пути ослабления крепостнического гнета предпринял отец Александра I (1801-1825) Павел Петрович (см. тема 5). Так, в 1797 г. был издан манифест о трехдневной барщине, ограничивший барщинные работы крепостных тремя днями в неделю.
За годы царствования Александра I было принято несколько важных решений, пошатнувших устои феодально-крепостнической системы. В 1801 г. был издан указ, разрешавший покупать земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам. Тем самым правительство подтвердило свои намерения окончательно лишить дворян монопольного права на владение землей. В то же году был опубликован указ, запрещавший печатать в газетах объявления о продажи крестьян без земли. Однако это постановление обходилось помещиками: в объявлениях стали печатать «внаем».
В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах» –законодательный акт, в котором разъяснялся законный отпуск крепостных крестьян на волю с землей по инициативе помещика. Землевладелец мог заключить договор с крестьянином, по которому тот обязывался выплачивать выкуп за землю в рассрочку. Власть надеялась на «просвещенность» дворянства, которому передавались полномочия в деле освобождения крестьян. Однако до 1861 г. только 2 % крепостных были освобождены по этому закону.
Важнейшим шагов на пути раскрепощения крестьян было проведение крестьянской реформы в прибалтийских губерниях. В 1816-1819 гг. в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии частично было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но им запрещалось переселяться в город или другие земли. Помещики предоставляли крестьянам земли в аренду.
|
При Александре I было разработано несколько проектов решения крестьянского вопроса, однако ни один из них не был реализован. В конце 1810-х гг. император, не чувствуя поддержки со стороны дворянства, отошел от реформаторского курса. О нарастании консервативных тенденций в высших политических кругах свидетельствует и тот факт, что отмененный Александром Павловичем в 1809 г. указ о праве помещиков без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь, вновь был восстановлен в 1822 году.
Несмотря на то, что при Николае I (1825-1855 гг.) крепостное право объявлялось краеугольным камнем существования социальных отношений, в годы его правления было предпринято несколько важный шагов для облегчения положения крестьян. Николай Павлович руководствовался в этом вопросе принципом патернализма [39]. Он полагал, что помещик обязан заботиться о крестьянах, также как отец заботится о своих детях. При этом, император, осознавая всю тяжесть крепостнических отношений, существовавших в России, несколько раз (1826, 1839-1842, 1846-1848 гг.) собирал различные комитеты и комиссии по крестьянскому вопросу. Однако мероприятия правительства носили лишь рекомендательный характер и не привели к отмене крепостного права.
В годы правления Николая I было запрещено отдавать крестьян на заводы; ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; беспоместным дворянам было запрещено покупать крестьян без земли; в 1833 г. при продаже крепостных был введен запрет на разлучение их семей.
Продолжалась покупка казной имений разорившихся дворян. По подсчетам современных исследователей, к 1861 г. казна приобрела у помещиков 178 имений. Впервые в массовом порядке стала практиковаться конфискация имения у помещиков за жестокое обращение с крестьянами. Так, в период 1834-1845 гг. к суду за издевательства над крепостными было привлечено 1838 человек, из них осуждено 630. Отбирались имения и у польских дворян, участвовавших в восстании 1830-1831 гг., а в 1847 г. были изданы инвентарные правила, затронувшие губернии Правобережной Украины и существенно ударившие по привилегиям помещиков, большинство из которых были поляками. Были составлены «инвентарии» – описание помещичьих имений с точной фиксацией форм и размеров феодальной ренты с целью ее ограничения. Нарушение этих правил грозило помещику наказанием. Однако на практике четкая регламентация повинностей крестьян была осуществлена далеко не везде, поскольку встретила жесточайшее сопротивление помещиков.
|
Логическим продолжением указа «О вольных хлебопашцах» стал указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах», предоставивший помещикам право добровольно заключать соглашение с крестьянами об их освобождении и о предоставлении им земельных наделов. «Обязанные крестьяне» – бывшие крепостные, получившие личную свободу, но экономически зависимые от своих бывших помещиков, должны были нести определенные повинности и платить оброк за землю, полученную в наследственное пользование.
В 1847 г. был издан указ, позволявший крепостным выкупаться во время продажи имений с торгов без согласия помещика. Таким образом, правительство само инициировало освобождение крестьян разорившихся имений. Благодаря этому указу свободу получили порядка 960 тыс. крестьян. Однако революции в Европе (1848 г.) резко изменили курс правительства с охранительного на реакционный. Поэтому в следующем году этот указ подвергся коррекции: теперь крестьяне могли выкупаться во время продажи имения с торгов, но с обязательного согласия помещика.
Важнейшим преобразованием, осуществленным Николаем I, стала реформа государственной деревни (1837-1841 гг.), которую возглавил П.Д. Киселев ( реформа в литературе называется киселевской). Центральными органами управления государственными землями стало Министерство государственных имуществ (1837), V отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а на местах – палаты государственных имуществ. Все государственные земли были поделены на округа, во главе с окружными начальниками. На местах введены органы крестьянского самоуправления – сельские и волостные сходы. Во главе сельского схода был выборный сельский старшина, который затем утверждался государственными органами. Та же система действовала и для волостного схода.
|
В ходе реформы был увеличен размер крестьянского надела с 8 до 15 десятин[40]. Для государственных крестьян оброк был заменен земельно-промысловым сбором. Прекращалась сдача государственных имений в аренду частным лицам. В государственной деревне устаивались запасные магазины (склады с хлебом на случай неурожая), школы, больницы.
Еще 1801 г. государственные крестьяне получили право на покупку незаселенных земель, а в 1827 г. им было разрешено владеть домами в городе. Таким образом, к моменту отмены крепостного права государственные крестьяне, которые составляли 40% российский земледельцев, находились в гораздо лучшем положении, чем частновладельческие, а их права «на занятие торгово-промышленной деятельностью… приближались к мещанским».[41]
Николай Павлович прекрасно осознавал необходимость реформ в области крестьянского вопроса. Известный специалист по истории России первой половины XIX в. С.В. Мироненко полагает, что в недрах николаевской бюрократии рождались проекты отмены крепостного права, которые не были реализованы под давлением высшей бюрократии. Интересно, что в начале 40-х гг. XIX в. иностранные дипломаты сообщали своим правительствам, что общество настолько раздражено намерениями императора в отношении отмены крепостного права, что создается угроза его жизни. Сам Николай Павлович перед своей кончиной в разговоре с П.Д. Киселевым с горечью отметил: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжить: видно, это перст Божий»!
Глобальное реформирование всей русской жизни станет делом жизни следующего российского самодержца Александра II, который войдет в русскую историю как «Освободитель».
К середине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Индустриальное развитие только начинало набирать темп. Горожанами были только 6% населения империи. Крестьяне составляли до 40% жителей городов, а сами городские жители совмещали землепашество с другими видами деятельности.
Развитие товарно-денежных отношений наталкивалось на существование крепостнической системы. Крестьянское хозяйство приносило помещикам неплохие доходы. Цены на крепостных в первой половине XIX в. обгоняли рост цен на хлеб. По оценкам современникам и историков, подавляющее большинство помещиков были противниками отмены крепостного права. С 1801-1860 гг. экспорт пшеницы в России возрос в 4 раза. Однако к 1840-м гг. объем поставок на внешний рынок стал снижаться, серьезную конкуренцию русскому зерну на европейском рынке составляла американская продукция. Необходимость интенсификации хозяйства сталкивалась с отсутствием рынка свободной рабочей силы, косностью помещиков и низкой емкостью внутреннего рынка. Барщинный труд был удобен для помещика, но сдерживал социально-экономическое развитие общества. В конечном итоге стагнация затронула и помещичье хозяйство. К 1855 г. было заложено 65% крестьян, а долг помещиков государству равнялся нескольким бюджетам страны.
|
Таким образом, по мнению большинства историков, к середине XIX в. в России окончательно назрел кризис крепостнической системы. Однако некоторые исследователи полагают, что крепостное право еще не до конца исчерпало своих возможностей, и в большей мере отмена крепостного права была детерминирована необходимостью сохранить Россией статус великой державы, а также кризисом морально-этической системы ценностей в высших слоях общества. Действительно, этическая сторона существовавших крепостнических отношений заставляла прогрессивно мыслящих людей усомниться в возможности дальнейшего существования «рабства дикого» в России. Потребность в отмене крепостного права стала реальной необходимостью особенно после поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.).
3 марта 1856 г. император выступил с речью перед представителями Московского дворянства, в которой заявил, что гораздо лучше отменить крепостное право «сверху», нежели дожидаться того времени, когда это произойдет «снизу». В конце 1850-х годов был создан сначала Секретный, а затем Главный комитет по отмене крепостного права. В нем, а также на местах, разрабатывались проекты крестьянской реформы, учитывавшие мнения неоднородного по своим настроениям дворянства и местная хозяйственная специфика.
Главная задача, стоявшая перед реформаторами – сохранение гражданского мира и политического строя России. Для осуществления реформ власть привлекла лучших чиновников, заручилась поддержкой влиятельных общественных деятелей. Особую роль в подготовке отмены крепостного права сыграло окружение императора: Дмитрий и Николай Милютины, Я.И. Ростовцев, великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич. Не остались в стороне и представители общественных течений западников (Константин Кавелин) и славянофилов (Юрий Самарин).
19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, распространявшийся на помещичьих крестьян. Не считая манифеста, было издано 17 правовых актов, связанных с реформой. В дальнейшем реформа коснулась удельных и государственных крестьян.
Реформа содержала два аспекта: юридический и экономический. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права бесплатно (могли вступать в брак, заключать торговые сделки, переходить в другие сословия и т.п.), объединялись в сельские общества и могли решать сообща хозяйственные вопросы. Они переводились в разряд свободных сельских обывателей.
Крестьяне в России были освобождены с землей, но процесс ее получения был крайне сложен. Комплекс мероприятий, направленный на выкуп крестьянами земли у помещиков получил название выкупной операции. Первоначально вся земля в имениях признавалась помещичьей. Крестьяне продолжали пользоваться ей за барщину и оброк (находились во временнообязанном состоянии) до тех пор, пока между помещиком и общиной не заключалась «уставная грамота». Она подписывалась по взаимному соглашению сторон, в противном случае выкуп земли был невозможен. За подписанием документов следили специальные мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из числа местных помещиков.
Земля, которую получали крестьяне, становилась общинной, а не частной собственностью. Государство устанавливало сумму выкупа земли у помещика, исходя из величины оброка, который крестьяне платили до реформы. Крестьяне выплачивали помещику единовременно 20-25 % стоимости надела, остальную сумму (75-80%) вносило государство, предоставлявшее крестьянам ссуду на 49 лет под 6% годовых. Денежная сумма, которую крестьяне обязаны были выплатить государству, называлась выкупными платежами.
В ходе первой русской революции 1905-1907 гг. выкупные платежи были уменьшены в два раза (с 1906 г.), а с 1907 г. вовсе были отменены. Правительство взыскало с крестьян более 1,6 млрд руб., получив 700 млн руб. дохода. По подсчетам исследователей, крестьяне, покупая землю, переплатили 59% ее рыночной стоимости.[42]
Выкупная сумма за землю выдавалась помещику (за вычетом долга кредитными учреждениями) специально выпущенными пятипроцентными бумагами и выкупными свидетельствами, которые принимались казначейством в уплату по платежам. Всего помещикам было выдано 902 млн. руб. Из них 316 млн. руб. было зачтено банками в качестве уплаты их догов.
Размер надела, который получал крестьянин в рамках общинного землевладения, зависел от плодородия почвы. Все земля в стране разделялась на три полосы – черноземную, нечерноземную и степную, для которых устанавливались свои нормы надела. В итоге крестьяне получили от 3 до 12 десятин. В черноземных губерниях крестьянские наделы оказались меньше по размеру, чем те, которые они обрабатывали до реформы 1861 года. Часть крестьянских земель, отходивших помещику, называлась отрезками. Только в 11 губерниях крестьянские наделы оказались больше, чем до реформы 1861 года.
Определяя характер и итоги реформы, следует отметить, что реформа носила компромиссный характер. Проведенная совместными усилиями власти и общества, реформа не привела к социально-политическим катаклизмам, и способствовала повышению авторитета России на международной арене. Реформа вызвала неоднозначную реакцию крестьян, которые надеялись получить землю без всяких условий. В течении 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. Отмена крепостного права до конца не разрешила аграрного вопроса в России, лишь отодвинув его на более поздний срок.
С одной стороны, было сохранено помещичье землевладение. Помещикам была предоставлена возможность перейти к иным формам и способам ведения хозяйства. Только в 1881 и 1883 гг. государство в принудительной форме отменило выкуп для крестьян, которые еще не расплатились с помещиками. Владельцы имений получили значительную финансовую компенсацию за потерянные земли и рабочие руки, однако большинство дворян не смогло сориентироваться в новых для себя условиях хозяйствования. Имения переходили к разбогатевшим купцам-миллионщикам или бывшим крепостным. Если в 1870 г. было заложено 2,2% помещичьих земель, то в 1895 г. – уже порядка 40%.
С другой стороны, создавалось общинное крестьянское землевладение. Огромное значение имеет проблема удовлетворенности крестьян размерами земельных наделов. Оценки историков по этому вопросу разнятся. Примерно 56, 6% владельческих крестьян получили достаточное количество земли для эффективного развития хозяйства (от 3-х и более десятин земли). Примерно 42 % владельческих крестьян получили менее 3-х десятин земли. При этом размер земель, которыми владели общины, оставался неизменным и в перспективе, с ростом крестьянского населения, вопрос о земельном переустройстве вновь встал на повестку дня.
Крестьяне, хотя и получили лучную свободу, но, по-прежнему, оставались экономически зависимыми: во-первых, от государства, выплачивая выкупные платежи; во-вторых, от помещика, прибывая до определенного момента во временнообязанном состоянии; в-третьих, непосредственно от общины, поскольку крестьяне были связаны круговой порукой, общими правилами и организацией ведения хозяйства. Все это сдерживало личную предпринимательскую инициативу отдельных крестьян.
Сохранение и укрепление общины было важнейшей задачей при проведении реформы. Она должна была стать политическим и социальным оплотом в деревне, поскольку цементировала сословную организацию общества, а также выполняла ряд важнейших функций (хозяйственная, полицейская, судебная, культурно-воспитательная). Все хозяйства были связаны круговой порукой – принципом организациисоциально-экономической жизни в общине, основанным на совместной выплате податей и сборов, выполнении натуральных повинностей и общественных работ всеми членами общины. Круговая порука была отменена только в 1903 году.
Общинники были обязаны сами регулировать проблемы с уплатой платежей. Если крестьянин не вносил в срок свою долю, то община могла применить к нему арест или продажу имущества. За несостоятельные хозяйства ответственность в общине несли все её члены. Такие хозяйства освобождались от части платежей, им давались беспроцентные займы. Община представляла интересы крестьянина перед помещиком и властями, оказывала помощь бедным и сиротам. Занималась содержанием богаделен, общественных складов, помогала пострадавшим от стихийных бедствий. В деревне продолжали существовать общественные работы в помощь бедным – помочи (обязательная и безвозмездная для всех работа). Общественное мнение осуждало уклонявшихся от таких работ, в то же время к началу XX в. помочи все реже практиковались в крестьянском миру.
Помимо вышеперечисленных функций, община занималась разбором внутрисемейных конфликтов по просьбе самих крестьян; организовывала молебны по различным поводам. В сельских общинах стойкими оставались нормы обычного права, но и они постепенно подвергались деформации. Все больше становилось крестьян, работавших во время второстепенных христианских праздников, что с точки зрения патриархальных порядков было серьезным нарушением.
Главной функцией общины на протяжении всего ее существования была регламентация хозяйственной жизни. Община следила за тем, чтобы все ее члены находились в равных хозяйственных и финансовых условиях существования, определяла порядок ведения сельскохозяйственных работ, занималась перераспределением земельного фонда между хозяйствами, учитывая количество и качество земли, ее отдаленность от селения.
Добросовестные и трудолюбивые хозяева, земля которых была ухожена, все больше высказывали недовольство её перераспределением внутри общины. Прогрессивной мерой стал закон 1893 г. запрещавший проведение частых переделов и установивший срок между переделами земли в общине 12 лет.
Фонд общинных земель, сформировавшийся в ходе реформы 1861 г., оставался неизменным при увеличении численности крестьянского населения[43], следствием чего стала проблема малоземелья крестьян. Если в 1800 г. на одну душу в России приходилось 4,8 десятин земли, то 1880 г. – 3,6 десятины.
Явственно обозначилось социальное расслоение крестьянской общины. С конца 1860-х годов резко возросло число внутриобщинных сделок, крестьяне пытались собрать все свои наделы в рамках общины в одно место, для этого обменивались участками. Возросло количество арендуемой земли. Крестьяне все меньше желали отчитываться общине о доходах, которые они получали «на стороне». У крестьян стало вырабатываться отношение к земле как к частной собственности. Таким образом, община из гаранта социальной стабильности на селе превращалась в ретроградный институт, формальную организацию, которая сдерживала личную инициативу и дух предпринимательства.
Отмена крепостного права повлияла на развитие всех направлений в жизни государства и общества, способствовала становлению капиталистических отношений. К 80-90 гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. По абсолютным темпам производства Россия вошла в пятерку крупнейших держав мира. В пореформенные годы ускорились урбанизационные процессы, значительно увеличилась численность городского населения.
Российская экономика в конце XIX в. характеризовалась крайне неравномерным развитием производительных сил. Следствием этого была высокая степень концентрации производства и рабочей силы. По этому показателю Россия занимала первое место в мире. Большинство рабочих были бывшими крестьянами (крестьянами-отходниками) и до конца не порвали с деревней. Только 40% всех рабочих представляли собой квалифицированную рабочую силу.
Социальное развитие России в пореформенный период характеризовалось нарастанием противоречий между сословной структурой и нарождающимся классовым делением общества, в частности формированием буржуазии и пролетариата. Сословная идентичность сменялась профессиональной.
Большое экономическое значение наряду с Уралом приобрели новые районы (Заволжье, Прибалтика, Донбасс). Крупнейшими городами с развитой индустрией стали Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Киев, Баку. Районы Сибири и Средней Азии вообще не были освоены в промышленном отношении. В конце XIX в. активно стали развиваться такие новые отрасли как нефтедобыча и химическая промышленность. Российские промышленники добились значительных успехов в развитии судо-и-вагоностроения, в то время как продукция других отраслей машиностроения, таких как станкостроение, во многом уступала по качеству западноевропейским и североамериканским аналогам.
Наряду с развитием крупных промышленных предприятий в хозяйственной жизни страны огромную роль играли крестьянские промыслы. Это свидетельствовало о многоукладном характере российской экономики в пореформенный период.
Интенсификации хозяйства страны способствовало мощное железнодорожное строительство, темпы которого особенно ускорились в 1880-1890-е годы. Если в 1860-е гг. протяженность железнодорожного полотна в России составляла 1,5 тыс. км, то к концу XX в. – 50-тыс. км.
Новым явлением стало привлечение иностранного капитала, который концентрировался, главным образом, в добывающей отрасли. Если в 1860-е гг. в экономике страны иностранный капитал насчитывал 9,7 млн рублей, то 1870-е гг. – 97,7 млн руб.
Несмотря на все успехи, достигнутые в пореформенную эпоху в развитии индустриальной сферы, Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Реформа 1861 г. способствовала развитию капиталистических отношений, но из-за многочисленных феодальных пережитков (отработки, сохранение крупного помещичьего землевладения, доминирование общины) сельскохозяйственная сфера в России развивалась по экстенсивному пути. К концу XIX в. возможности сельского хозяйства, обеспеченные реформой 1861 г., были исчерпаны, решение аграрного вопроса вновь стало одной из самых актуальных задач социально-экономического развития России.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!