Эстетика развивается в контексте философии и религии. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эстетика развивается в контексте философии и религии.

2021-04-18 70
Эстетика развивается в контексте философии и религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Античная эстетика затрагивает общефилософские вопросы природы.  красоты, искусства.

Средние века: на эстетику оказывала влияние теология. Эстетика выступала как средство познания Бога.

Возрождение: эстетика развивается в основном в сфере художественной практики. Её предметом становится художественное творчество и его связь с природой. 

   Новое время (до середины ХУШ века) ставит вопрос о соотношении эстетики и искусства. Эстетика барокко подчёркивает, что искусство это не наука, оно не основано на законах логического мышления. Гениальность от Бога и никакая теория не поможет его обрести.

 В то же время эстетика стремится формировать нормы искусства. Искусство постепенно начинает занимать важное место в эстетике.

  Классицизм (Франция ХУ11 век) в искусстве опирается на соотношение этики и эстетики. Нравственный долг рассматривается как стимул человеческого поведения плюс значение норм и правил в процессе творчества.

К середине ХУШ века эстетика утверждается как самостоятельная наука со своим предметом исследования (эстетическое) и своими законами (категориями).

  В круг эстетики, кроме эстетических категорий, эстетических теорий, входят искусство и художественное творчество. Эстетика обобщает факты искусства, предписывает художнику правила, что особенно характерно для эстетики классицизма.

 

  4.   Эстетические взгляды Платона и Аристотеля.

* *Платон (428-348 до н.э.). Основные взгляды на роль эстетики (красоты) в жизни человека.

- Искусство подражает видимому миру, а мир подражает миру идей. Таким образом, с точки зрения познания, искусства бесполезны для человека. (Искусство –слабое подражание высшему миру)
- Задача эстетики – восхождение к идее красоты, которая приобщена к божеетвенному миру идей, то есть к бессмертию.

- Впервые вводит понятие «to kalon» - прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах, указывая тем самым путь к моральному и духовному совершенствованию человека, путь к вершине, на которой находится идея красоты. Приобщение к этой идее свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

 

*Аристотель (384-322 до н. э.) Основные эстетические положения изложены в «Поэтике».

- Ярче всех охарактеризовал концепцию мимесиса. Мимесис (подражание) включает в себя адекватное изображение действительности, то есть изображает предметы таковыми, каковы они есть или были.

Деятельность творческого воображения: изображение предметов таковыми, как они есть, или о них говорят, или думают.

Мимесис предполагает идеализацию действительности – изображение их таковыми, каковы они должны быть.

В зависимости от творческой задачи художник может сознательно или идеализировать своих героев (в трагедии), или представить их в смешном виде (в комедии), или в обычном виде (позднее - в драме).

Цель мимесиса – приобретение знания и чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познания предмета.

У Платона – подражание подражанию, у Аристотеля – не столько копирование, сколько её правдоподобное изображение (художественный мимесис).

      

- Искусство и наука не одно и то же: искусство – типическое, образное, наука _ понятийное. Главное назначение миметического искусства в катарсисе (очищение от аффектов, очищение через сострадание, сопереживание). Катарсис является своеобразной психотерапевтической функцией искусства, реализация которой сопровождается удовольствием.

 

Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли связал сферу эстетического (прекрасного, совершенного, искусства) с удовольствим, чистым, высоким наслаждением. 

- В «Никомаховой этике» различает высокие и низкие удовольствия. Высокие (чистые) от прекрасных вещей. Низкие (тёмные) – телесные, порочные, у людей низкого происхождения и социального положения.

Наслаждение искусством (музыкой, изобразительным искусством) – разумное наслаждение, божественное наслаждение, близкое философии, её спокойной созерцательности.

 

- Риторика – разрабатывала принцип словесного воздействия на слушателя. Возвышенный тип речи дал понятие «возвышенного» как эстетической категории

.

Аристотель явился первым мыслителем, который уделил много внимания важнейшим эстетическим проблемам – искусству в целом и его различным видам, вопросам мимесиса и катарсиса, как важнейшим для понимания искусства

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.