Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-04-18 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Платон проводит чёткое разграничение между тем, что прекрасно и тем, что такое прекрасное, то есть между сущностью Прекрасного и его проявлениями.
Сущность Прекрасного Платон трактует как вечную безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. «Человек, видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную»,- говорил Платон в Диалогах.(«Федра»).
Аристотель в «Метафизике», отвергая теорию платоновских «идей», полагает, что должно быть единым «прекрасное и бытие прекрасного». Он рассматривает Прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление её закономерностей. В живой природе Прекрасное связано с целесообразностью.
Во взглядах на калокагатийность Аристотель даёт следующее объяснение: быть и прекрасным во всех отношениях, и добродетельным. Согласно древним грекам, калокагатия – это достояние благородного происхождения и прекрасного воспитания и образования.
Следует помнить, что понятие Прекрасного в классической Греции обычно не ограничивалось только сферой того, что позже будет названо эстетическим, но распространялось и на область нравственности, то есть на этическое.
Прекрасное в эксплицитной эстетике: Александр Баумгартен, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Баумгартен разделял красоту на природную и художественную. Эстетику понимал как науку о красоте (о прекрасном) и как искусство красиво мыслить.
Кант в зрелый период отделял прекрасное от совершенства. Прекрасное объединил с категорией вкуса, определяемого как созерцательная способность судить о прекрасном. («Критика способности суждения», 1790). Смысл прекрасного вытекал из четырёх моментов суждения вкуса:
|
1) вкус как способность судить о предмете на основе «удовольствия или неудовольствия». Предмет такого удовольствия Кант называл прекрасным. Прекрасное в трактовке Канта характеризует неутилитарные субъектно-объектные отношения,
2) прекрасное то, что всем нравится,
3) красота – это форма целесообразности предмета (но целесообразное без цели). *Это положение Канта главное, сущностное для эстетики, в то же время спорное и антиномичное (противоречивое и вместе с тем сущностное),
4) «Прекрасное то, что познаётся без понятия как предмет необходимого удовольствия», то есть в соответствии с неутилитарным созерцательным суждением вкуса на основе чувства удовольствия.
Кант ставит красоту природы выше красоты искусства. Искусства делит на механические (ремёсла) и эстетические. В искусстве природа прекрасного должна пониматься как продукт самой природы.(В.Бычков «Эстетика», с.190, верхний абзац).
Гегель «Лекции по эстетике». Специально не рассматривал вопросы красоты и прекрасного, так как считал эстетику философией искусства. Утверждал, что прекрасное более всего выражено в классическом античном искусстве.
В отличие от Канта красоту в искусстве ценит выше, чем красоту в природе: «…красота искусства является красотой, рождённой и возрождённой на почве духа, и насколько дух и произведения его выше природы и её явлений, настолько же прекрасное в искусстве выше естественной красоты.» Искусство – это одна из форм самораскрытия абсолютного духа в акте художественной деятельности.
11. Эстетическое как категория эстетики.
Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодавлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений. (А.Ф.Лосев). Содержание категории эстетическое – предмет самой науки эстетики. Эстетическое как категория оформилась в ХХ веке. Эстетическое наиболее общая, более широкая чем прекрасное категория.
|
Художественное то же самое что эстетическое только в ситуации, когда в качестве эстетического объекта фигурирует произведение искусства, то есть, что художественность – это эстетическое качество искусства.
Обладатель высокого эстетического вкуса постоянно нуждается в подпитке произведениями искусства.
ХХ век в связи с употреблением категории «эстетическое» девальвирует категорию прекрасного.
Авангардно-модернистское движение и постмодернистские тенденции поставили под сомнение категорию прекрасного. В современном искусстве термином «прекрасное» трудно определить действительно прекрасные предметы – абсурдное, безобразное, шокирующее и т. д.
Смыслы эстетического:
· с помощью этой категории обозначается особый духовно-материальный опыт человечества (субъект – объект), в результате которого человек получает духовное наслаждение, прежде всего в неутилитарных практиках, то есть в искусстве;
· духовное наслаждение свидетельствует о реальности контакта субъекта и объекта эстетического отношения;
· эстетическое свидетельствует о полной гармонии человека с космосом, то есть с Универсумом.
Остальные категории являются модификациями эстетического. Эстетическое является главной категорией эстетики.
Реализация эстетического:
* эстетический опыт - это совокупность неутилитарных отношений субъекта к реальности. Эстетический опыт помогает человеку обрести место в Универсуме, ощутить себя частью природы;
* эстетическое сознание – духовная составляющая эстетического опыта, часть человеческого сознания, его необходимый компонент;
* эстетическая культура – это объект науки эстетики, совокупность феноменов практик, мироощущений, текстов и т.д., относящихся к фиксации эстетического опыта человека или человечества.
Эстетическая теория – интеллектуальное созерцание. констатация факта бытия. В эстетической теории выделяют: эстетический объект –всё то, на что направлена активность субъекта (два условия, при которых объект может считаться эстетическим: 1) установка субъекта именно на эстетическое восприятие 2) наличие в объекте эстетических характеристик); эстетический субъект – инициатор и носитель любой эстетической активности; эстетический предмет – предмет, формирующийся в результате эстетического переживания (эстетический процесс объекта с субъектом); эстетический вкус – эстетическая способность суждения. Для эстетической коммуникации человека с Универсумом субъект должен обладать неким качеством- вкусом. (Вкус – врождённая способность человека)
|
12.Искусство как эстетический феномен:
· искусство в имплицитной эстетике;
· искусство в эксплицитной эстетике;
· искусство в эпоху технического прогресса.
Искусство – один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического, сущностным компонентом Культуры духовно-практической деятельности человека.
Термин «искусство» является одной из главных категорий эстетики. Однако искусство не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, но ещё с древности и социально-утилитарные: религиозные, политические, терапевтические, этические и др. Со временем объекты материальной культуры, используемые в контексте социально-утилитарных функций, стали играть роль произведений искусства.
Искусство в имплицитной эстетике.
1. Античный мир. Пифагорейцы считали, что некоторые искусства подражают гармоничному порядку Универсума через число, ритм, пропорции. (Принцип мимесиса)
В античном мире (Греция и Рим) синонимом искусства был термин «искусный» (умелый, ремесленный), куда относили науку и изящные искусства: греч.-techne, латинск.-ars. Считали, что искусство происходит от богов, а не от человека. Секрет искусства от богов человеку принёс Прометей. (Эсхил)
Платон и позже неоплатоники выводили искусство от муз – дочерей Зевса, покровителей различных видов исксства. Таки искусства назывались мусическими. Во главе муз стоял Аполлон-Мусагет, предводитель муз.
Аристотель обращался к человеческому разуму и говорил: «Творчество, то чего нет, но может быть реализацией творческой души человека. Основные принципы искусства видел в мимесисе и изложил в трактате «Об искусстве поэзии».
|
В Древней Греции искусства делили на свободные – высокие: риторика, диалектика, музыка, геометрия, то есть умственные науки, и низкие (ремесленные): живопись, скульптура, архитектура.
Плотин считал задачей таких искусств как музыка, поэзия, живопись, скульптура, архитектура является созидание прекрасного, то есть стремление выразить идеальное начало – эйдоса вещи. Он говорил, что красота искусства «единственный путь возвращения из нашего несовершенного мира в мир идеальный. Найти эйдос вещи всё равно,что найти её внутреннюю форму.
2. В Средние века выделяли два направления: византийское (разработка сакрального образа – иконы) и западноевропейское (понятие образа и подобия: Христос как первообраз), подобие тварного мира.
3. В эпоху Возрождения в результате процесса секуляризации (отделение светской культуры от христианской) создаётся некий класс искусства. Искусство отличают от науки, ремесла и усматривают его эстетическую сущность.
Искусство в эксплицитной эстетике.
К середине ХУШ века Шарль Батё в работе «Изящные искусства, сведённые к единому принципу» разделял все искусства на три класса:
1) сугубо утилитарные (для пользы человека), технические ремёсла;
2) искусства, имеющие объектом удовольствия – изящные искусства (музыку, поэзию, танец, изобразительны искусства);
3) искусства, приносящие как пользу, так и удовольствие (архитектура, ораторское искусство).
И.Кант класс изящных искусств рассматривал как игру (занятие само по себе, без цели. Единственная цель – удовольствие (как ощущение и как вид познания). Посредник в познании - творческая активность гения.
Ф.Шиллер считал, что искусство – это красота и игра.
Ф.Шеллинг отделяет философию от искусства. Философия и искусство – два различных способа созерцания Абсолюта (Бесконечного). Для философии Абсолют является первообразом истины. Для искусства – первообразом красоты.
Г.Ф.Гегель считал эстетику философией искусства. Художественное творчество есть реализация, самораскрытие абсолютного духа в процессе художественной деятельности. Прекрасное как чувственная видимость идеи. Вместо мимесиса выдвигает идеал (прекрасное в искусстве).
Гегель выделял в истории культуры три стадии развития искусства:
· символистическую (когда идея не адекватна форме художественного восприятия – Древний Восток);
· классическую (когда форма и идея достигают полной адекватности – греческая классика);
· романтическую (когда духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобождённый дух рвётся в иные формы самопознания –религию и философию).
|
На этом уровне начинается закат искусства как исчерпавшего свои возможности. Считается, что Гегель завершил метафизическую философию искусства.
Искусство в эпоху технического прогресса.
Развитие естественных, точных и гуманитарных наук сказалось на сложении отдельных дисциплин, посвящённых искусству:
* психология искусства;
*социология искусства;
* семиотика искусства;
* морфология искусства;
* феноменология искусства;
* герменевтика искусства и т.д.
Сложилось полисемантическое многоуровневое смысловое поле философии искусства. Кроме этого, появились в ХХ веке новые виды искусства, основанные на достижениях новейшей техники: фотографии, кино, дизайна, телевидения, компьютерных и сетевых арт-проектов.
В контексте традиционного мимесиса искусство рассматривалось как вторичное явление в Универсуме. Его произведения не продукт божественного творчества и не создания природы, но дело рук человеческих. Они сотворены по принципу «подражания» объективно существующей реальности в художественных образах, позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания и постижения никакими другими средствами. (В.Бычков)
Феноменология и герменевтика.
Паракатегории нонклассики.
Феноменология – учение о феноменах, философское учение ХХ века. Основатель Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Основной труд «Логические исследования». Главное слово – интенциональность (от лат. намерение)- свойство, которое характеризует отношение феномена к его содержанию. Наука, которая даёт всеобщее познание и основана на интуитивном познании мира. Крупнейший исследователь феноменологии эстетики – Р. Ингарден (1893-1970) – польский философ, эстетик.
Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Термин герменевтика
происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между олимпийскими богами и людьми, сообщая и истолковывая волю богов людям.
Предметом исследования, как правило, является текст. Выдающиеся философы-герменевты - М.Хайдеггер (1889-1976) и Г. Гадамер (1900 – 2002).
Нонклассика – неклассическая эстетика, постклассическое эстетическое сознание. В конце ХХ века нонклассика выступает в облике пост-культуры- «глобального переходного этапа от Культуры (и классической эстетики) к чему-то принципиально иному, черты которого ещё совершенно не ясны». Нонклассика выработала большое количество понятий и смысловых единиц, которые условно названы паракатегориями – некие временные рабочие симулякры (подобия) категорий. Во многих случаях в паракатегориях «рациональное и иррациональное, переплетаясь
причудливым образом, способствуют возникновению множества образований, которые и составляют основное смысловое поле нонклассики»: лабиринт, абсурд, жестокость, повседневность, симулякр, артефакт и т.д.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!