Платон понимал калокагатию как соразмерность души и тела — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Платон понимал калокагатию как соразмерность души и тела

2021-04-18 115
Платон понимал калокагатию как соразмерность души и тела 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Платон проводит чёткое разграничение между тем, что прекрасно и тем, что такое прекрасное, то есть между сущностью Прекрасного и его проявлениями.

 

Сущность Прекрасного Платон трактует как вечную безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. «Человек, видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную»,- говорил Платон в Диалогах.(«Федра»).

 

Аристотель в «Метафизике», отвергая теорию платоновских «идей», полагает, что должно быть единым «прекрасное и бытие прекрасного». Он рассматривает Прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление её закономерностей. В живой природе Прекрасное связано с целесообразностью.

 

    Во взглядах на калокагатийность Аристотель даёт следующее объяснение: быть и прекрасным во всех отношениях, и добродетельным. Согласно древним грекам, калокагатия – это достояние благородного происхождения и прекрасного воспитания и образования.

     Следует помнить, что понятие Прекрасного в классической Греции обычно не ограничивалось только сферой того, что позже будет названо эстетическим, но распространялось и на область нравственности, то есть на этическое.

 

Прекрасное в эксплицитной эстетике: Александр Баумгартен, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Баумгартен разделял красоту на природную и художественную. Эстетику понимал как науку о красоте (о прекрасном) и как искусство красиво мыслить.

 

Кант в зрелый период отделял прекрасное от совершенства. Прекрасное объединил с категорией вкуса, определяемого как созерцательная способность судить о прекрасном. («Критика способности суждения», 1790). Смысл прекрасного вытекал из четырёх моментов суждения вкуса:

1) вкус как способность судить о предмете на основе «удовольствия или неудовольствия». Предмет такого удовольствия Кант называл прекрасным. Прекрасное в трактовке Канта характеризует неутилитарные субъектно-объектные отношения,

2) прекрасное то, что всем нравится,

3) красота – это форма целесообразности предмета (но целесообразное без цели). *Это положение Канта главное, сущностное для эстетики, в то же время спорное и антиномичное (противоречивое и вместе с тем сущностное),

4) «Прекрасное то, что познаётся без понятия как предмет необходимого удовольствия», то есть в соответствии с неутилитарным созерцательным суждением вкуса на основе чувства удовольствия.

Кант ставит красоту природы выше красоты искусства. Искусства делит на механические (ремёсла) и эстетические. В искусстве природа прекрасного должна пониматься как продукт самой природы.(В.Бычков «Эстетика», с.190, верхний абзац).

  Гегель «Лекции по эстетике». Специально не рассматривал вопросы красоты и прекрасного, так как считал эстетику философией искусства. Утверждал, что прекрасное более всего выражено в классическом античном искусстве.

В отличие от Канта красоту в искусстве ценит выше, чем красоту в природе: «…красота искусства является красотой, рождённой и возрождённой на почве духа, и насколько дух и произведения его выше природы и её явлений, настолько же прекрасное в искусстве выше естественной красотыИскусство – это одна из форм самораскрытия абсолютного духа в акте художественной деятельности.

 

11. Эстетическое как категория эстетики.

 

   Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодавлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений. (А.Ф.Лосев). Содержание категории эстетическое – предмет самой науки эстетики. Эстетическое как категория оформилась в ХХ веке. Эстетическое наиболее общая, более широкая чем  прекрасное категория.

  Художественное то же самое что эстетическое только в ситуации, когда в качестве эстетического объекта фигурирует произведение искусства, то есть, что художественность – это эстетическое качество искусства.

     Обладатель высокого эстетического вкуса постоянно нуждается в подпитке произведениями искусства.

ХХ век в связи с употреблением категории «эстетическое» девальвирует категорию прекрасного.

Авангардно-модернистское движение и постмодернистские тенденции поставили под сомнение категорию прекрасного. В современном искусстве термином «прекрасное» трудно определить действительно прекрасные предметы – абсурдное, безобразное, шокирующее и т. д.

Смыслы эстетического:

· с помощью этой категории обозначается особый духовно-материальный опыт человечества (субъект – объект), в результате которого человек получает духовное наслаждение, прежде всего в неутилитарных практиках, то есть в искусстве;

· духовное наслаждение свидетельствует о реальности контакта субъекта и объекта эстетического отношения;

· эстетическое свидетельствует о полной гармонии человека с космосом, то есть с Универсумом.

Остальные категории являются модификациями эстетического. Эстетическое является главной категорией эстетики.

Реализация эстетического:

                   * эстетический опыт - это совокупность неутилитарных отношений   субъекта к реальности. Эстетический опыт помогает человеку обрести место в Универсуме, ощутить себя частью природы;

                  * эстетическое сознание – духовная составляющая эстетического опыта, часть человеческого сознания, его необходимый компонент;

                  * эстетическая культура – это объект науки эстетики, совокупность феноменов практик, мироощущений, текстов и т.д., относящихся к фиксации эстетического опыта человека или человечества.

Эстетическая теория – интеллектуальное созерцание. констатация факта бытия. В эстетической теории выделяют: эстетический объект –всё то, на что направлена активность субъекта (два условия, при которых объект может считаться эстетическим: 1) установка субъекта именно на эстетическое восприятие 2) наличие в объекте эстетических характеристик); эстетический субъект – инициатор и носитель любой эстетической активности; эстетический предмет – предмет, формирующийся в результате эстетического переживания (эстетический процесс объекта с субъектом); эстетический вкус – эстетическая способность суждения. Для эстетической коммуникации человека с Универсумом субъект должен обладать неким качеством- вкусом. (Вкус – врождённая способность человека)

 

   12.Искусство как эстетический феномен:

· искусство в имплицитной эстетике;

· искусство в эксплицитной эстетике;

· искусство в эпоху технического прогресса.

  Искусство – один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического, сущностным компонентом Культуры духовно-практической деятельности человека.

 Термин «искусство» является одной из главных категорий эстетики. Однако искусство не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, но ещё с древности и социально-утилитарные: религиозные, политические, терапевтические, этические и др. Со временем объекты материальной культуры, используемые в контексте социально-утилитарных функций, стали играть роль произведений искусства.

     Искусство в имплицитной эстетике.

1. Античный мир. Пифагорейцы считали, что некоторые искусства подражают гармоничному порядку Универсума через число, ритм, пропорции. (Принцип мимесиса)

В античном мире (Греция и Рим) синонимом искусства был термин «искусный» (умелый, ремесленный), куда относили науку и изящные искусства: греч.-techne, латинск.-ars. Считали, что искусство происходит от богов, а не от человека. Секрет искусства от богов человеку принёс Прометей. (Эсхил)

Платон и позже неоплатоники выводили искусство от муз – дочерей Зевса, покровителей различных видов исксства. Таки искусства назывались мусическими. Во главе муз стоял Аполлон-Мусагет, предводитель муз.

Аристотель обращался к человеческому разуму и говорил: «Творчество, то чего нет, но может быть реализацией творческой души человека. Основные принципы искусства видел в мимесисе и изложил в трактате «Об искусстве поэзии».

В Древней Греции искусства делили на свободные – высокие: риторика, диалектика, музыка, геометрия, то есть умственные науки, и низкие (ремесленные): живопись, скульптура, архитектура.

Плотин считал задачей таких искусств как музыка, поэзия, живопись, скульптура, архитектура является созидание прекрасного, то есть стремление выразить идеальное начало – эйдоса вещи. Он говорил, что красота искусства «единственный путь возвращения из нашего несовершенного мира в мир идеальный. Найти эйдос вещи всё равно,что найти её внутреннюю форму.

2. В Средние века выделяли два направления: византийское (разработка сакрального образа – иконы) и западноевропейское (понятие образа и подобия: Христос как первообраз), подобие тварного мира.

 3. В эпоху Возрождения в результате процесса секуляризации (отделение светской культуры от христианской) создаётся некий класс искусства. Искусство отличают от науки, ремесла и усматривают его эстетическую сущность.

     Искусство в эксплицитной эстетике.

К середине ХУШ века Шарль Батё в работе «Изящные искусства, сведённые к единому принципу» разделял все искусства на три класса:

      1) сугубо утилитарные (для пользы человека), технические ремёсла;

      2) искусства, имеющие объектом удовольствия – изящные искусства (музыку, поэзию, танец, изобразительны искусства);

      3) искусства, приносящие как пользу, так и удовольствие (архитектура, ораторское искусство).

И.Кант класс изящных искусств рассматривал как игру (занятие само по себе, без цели. Единственная цель – удовольствие (как ощущение и как вид познания). Посредник в познании - творческая активность гения.

Ф.Шиллер считал, что искусство – это красота и игра.

Ф.Шеллинг отделяет философию от искусства. Философия и искусство – два различных способа созерцания Абсолюта (Бесконечного). Для философии Абсолют является первообразом истины. Для искусства – первообразом красоты.

Г.Ф.Гегель считал эстетику философией искусства. Художественное творчество есть реализация, самораскрытие абсолютного духа в процессе художественной деятельности. Прекрасное как чувственная видимость идеи. Вместо мимесиса выдвигает идеал (прекрасное в искусстве).

Гегель выделял в истории культуры три стадии развития искусства:

· символистическую (когда идея не адекватна форме художественного восприятия – Древний Восток);

· классическую (когда форма и идея достигают полной адекватности – греческая классика);

· романтическую (когда духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобождённый дух рвётся в иные формы самопознания –религию и философию).

На этом уровне начинается закат искусства как исчерпавшего свои возможности. Считается, что Гегель завершил метафизическую философию искусства.

 

                 Искусство в эпоху технического прогресса.

Развитие естественных, точных и гуманитарных наук сказалось на сложении отдельных дисциплин, посвящённых искусству:

                 * психология искусства;

                 *социология искусства;

                 * семиотика искусства;

                 * морфология искусства;

                 * феноменология искусства;

                 * герменевтика искусства и т.д.

Сложилось полисемантическое многоуровневое смысловое поле философии искусства. Кроме этого, появились в ХХ веке новые виды искусства, основанные на достижениях новейшей техники: фотографии, кино, дизайна, телевидения, компьютерных и сетевых арт-проектов.

В контексте традиционного мимесиса искусство рассматривалось как вторичное явление в Универсуме. Его произведения не продукт божественного творчества и не создания природы, но дело рук человеческих. Они сотворены по принципу «подражания» объективно существующей реальности в художественных образах, позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания и постижения никакими другими средствами. (В.Бычков)

             

                  

 

      Феноменология и герменевтика.

    Паракатегории  нонклассики.

Феноменология – учение о феноменах, философское учение ХХ века. Основатель Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Основной труд «Логические исследования». Главное слово – интенциональность (от лат. намерение)- свойство, которое характеризует отношение феномена к его содержанию. Наука, которая даёт всеобщее познание и основана на интуитивном познании мира. Крупнейший исследователь феноменологии эстетики – Р. Ингарден (1893-1970) – польский философ, эстетик.

Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Термин герменевтика

происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между олимпийскими богами и людьми, сообщая и истолковывая волю богов людям.

 Предметом исследования, как правило, является текст. Выдающиеся философы-герменевты - М.Хайдеггер (1889-1976) и Г. Гадамер (1900 – 2002).

Нонклассика – неклассическая эстетика, постклассическое эстетическое сознание. В конце ХХ века нонклассика выступает в облике пост-культуры- «глобального переходного этапа от Культуры (и классической эстетики) к чему-то принципиально иному, черты которого ещё совершенно не ясны». Нонклассика выработала большое количество понятий и смысловых единиц, которые условно названы паракатегориями – некие временные рабочие симулякры (подобия) категорий. Во многих случаях в паракатегориях «рациональное и иррациональное, переплетаясь

     причудливым образом, способствуют возникновению множества образований, которые и составляют основное смысловое поле нонклассики»: лабиринт, абсурд, жестокость, повседневность, симулякр, артефакт и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.