Второе Соборное Послание Апостола Петра — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Второе Соборное Послание Апостола Петра

2021-01-31 74
Второе Соборное Послание Апостола Петра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соборные Послания

 

© Holy Trinity Orthodox School, 2002.

 

Содержание

Значение наименования некоторых Посланий "Соборными"

Соборное Послание Апостола Иакова

Сведения об авторе

Назначение послания, время и место написания его

Повод к написанию послания

Подлинность послания Иаковлева

Общий характер послания и его содержание

Экзегетический разбор послания святого Αпостола Иакова

Глава первая    Глава вторая    Глава третья

Глава четвертая Глава пятая

Первое Соборное Послание Апостола Πетра

Сведения об авторе

Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель

Место и время написания послания

Содержание послания

Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра

Первая глава    Вторая глава    Третья глава

Четвертая глава Пятая глава

Второе Соборное Послание Апостола Петра

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания

Время и место написания послания

Подлинность этого послания

Содержание послания

Экзегетический разбор Второго Послания Петрова

Первая глава    Вторая глава    Третья глава

Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова

Сведения об авторе

Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна

Время и место написания послания Иоаннова

Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию его

Содержание послания

Экзегетический разбор первого послания Иоаннова

Первая глава    Вторая глава    Третья глава

Четвертая глава Пятая глава

Второе Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова

Экзегетический разбор второго послания Иоаннова

Третье Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова

Экзегетические разбор третьего послания Иоаннова

Соборное Послание Апостола Иакова

 

Сведения об авторе

Автор сам называет себя " Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа " (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова:

1) Иаков, сын Зеведея, — один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова;

2) Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати, и

3) Иаков, называемый брат Божий, бывший одним из 70-ти Апостолов Христовых и имевший братьями Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13:55)[1], ставший потом первым Епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвание " праведного ". В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще " меньшим ".

Святой Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 г. в Иерусалиме, согласно Деян. 12:1-2)[2]. Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1:1)[3]. Церковное предание и приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову — брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже и неуверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго-подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Евреи, даже из числа неуверовавших во Христа, прозвали его "праведником" и "опорой народа". Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем "двенадцати коленам, находящимся в рассеянии".

Ο жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13:55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7:3-5)[4], почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15:7)[5].

По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября).

 

Повод к написанию послания

Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили христиане-евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их соотнести с ожидавшимися от Мессии благами для еврейского народа, стали падать духом и колебаться в вере в Христа-Спасителя.

Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий, позволяя себе ропот на Самого Бога. Но, вместе с тем думая по прежнему видеть свое спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые христиане-евреи превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь среди христиан охладевала.

Все это и побудило святого Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.

 

Глава первая

Учение об искушениях 1:2-4

В начале послания святой Иаков, умалчивая ο своем апостольском достоинстве, называет себя "рабом Бога и Господа Иисуса Христа". Обычное у древних приветствие "радоваться" в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости ο Господе Иисусе, как Искупителе.

После приветствия святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения.

 

О мудрости и молитве 1:5-8

Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения " и дастся ему ". Добродетель совершенного христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима.

"Но да просит с в ерою, нимало не сомн еваясь, потому что сомн евающийся подобен морской волн е, в етром поднимаемой и разв еваемой" (6) — "да не думает такой челов ек получить что-нибудь от Господа. Челов ек с двоящимися мыслями не тверд во вс ех путях своих" (7-8) — главное условие для получения просимого в молитве — твердая, несомневающаяся вера. Это потому, что только посредством такой веры человек вступает в то нравственное единение с Богом, благодаря которому Божественная благодать может сообщиться душе человека.

Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден.

 

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Исповедание грехов 5:16-18

Еще для исцеления от духовных недугов Апостол советует: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16). Здесь нет речи о исповедании согрешений друг другу для прощения грехов перед Богом, как учат сектанты. Власть прощать грехи Господь дал только Апостолам и их приемникам, а не обыкновенным верующим (Иоанн 20:22). Но речь здесь или о примирении и взаимном прощении обид, или скорее всего здесь имеется в виду испов едь перед духовником, то есть тоже таинство покаяния, которое обычно соединяется с таинством елеосвящения. Связь с предыдущими словами ο таинстве елеосвящения через союз " убо " скорее всего указывает именно на такой смысл апостольских слов.

" Много может усиленная молитва праведного " (5:16) — под "праведными" здесь разумеются те люди, молитва которых более совершенна. Здесь, конечно, имеются в виду не только обладающие личной праведностью, но опять-таки пресвитеры, наделенные особым благодатным полномочием молиться за людей и совершать таинства. В пример того, как много может молитва праведного, святой Апостол приводит молитву святого пророка Илии, заключившего небо и затем вновь отверзшего (3 Цар. 17 гл.). Дабы не подумали, что этот пример не подходит для обыкновенных людей, Апостол говорит, что "Илия был человек, подобный нам", то есть не был каким-то сверх человеком.

 

Сведения об авторе

Как свидетельства древнейшего христианского предания, так и внутренние признаки, заключающиеся в самом послании, неоспоримо доказывают принадлежность его святому первоверховному Апостолу Петру. Этим посланием пользуется в своих писаниях апостольский муж и ученик святого Иоанна Богослова святой Поликарп; знал его и пользовался им и святой Папий Иерапольский. Находим ссылки на это послание у святого Иринея Лионского, у Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена, и в сирийском переводе Пешито.

Тон речи во многих местах послания вполне отвечает известной нам из Евангелия горячности темперамента Апостола Петра, ясность и простота речи; сходство ее с речами Апостола Петра в кн. Деяний также свидетельствуют об авторстве св. Петра.

Святой Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской (Иоан. 1:40-42)[14] и братом святого Апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме (Мф. 8:14)[15]. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лук. 5:8)[16], он при всяком случае выражал ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми (Лук. 9:28)[17].

Сильный, пламенный духом и решительный он естественно занял первое место в лике Христовых Апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией (Mф. 16:16)[18] и за это удостоился наименования Камнем (Петром). На этом камн е Петровой в еры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18)[19].

Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего, по Своем воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Иоан. 21:15-17)[20]. Он первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив к Христу 3000 душ, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил еще 5000 (Деян. 2 гл. и 3-4 гл.).

Первая часть кн. Деяний, 1-12 главы, рассказывают по преимуществу об его Апостольской деятельности. Но с того времени, как он, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, ушел в другое место (Деян. 12:17)[21], о нем в кн. Деяний упоминается еще только один раз при рассказе об Апостольском соборе (15 гл.). Все остальные сведения ο нем сохранились только в церковных преданиях, не очень полных и не вполне определенных и согласных друг с другом.

Во всяком случае известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, что видно из 1 Коринф. 1:12[22]. По преданию, святой Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Северную Африку и город Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину, вместе с Апостолом Павлом, в 67 г., будучи распят вниз головой.

 

Содержание послания

Первое послание Апостола Петра состоит всего из пяти глав.

Содержание их таково:

Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Славословие Богу за благодать возрождения (3-5), ради которой должно радоваться в скорбях (6-9) и к которой относились изыскания пророков (10-12). Увещание к святости жизни (13-21) и взаимной любви (22-25).

Вторая глава: Наставления ο духовном возрастании (1-3) и устроении (4-10), ο добродетельной жизни (11-12), ο покорности властям (13-17), ο повиновении слуг господам (18-20). Пример страданий Господних (21-25).

Третья глава: Нравственные наставления женам (1-6), мужьям (7) и всем христианам (8-17). Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (18-22).

Четвертая глава: Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей (1-11), особенно же ο неповинном злострадании (12-19).

Пятая глава: Наставления пастырям и пасомым (1-9). Благословение Апостольское (10-11). Известия и приветствия (12-14).

 

Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра

Первая глава

Изыскания пророков 1:10-12

Заканчивает свое славословие святой Апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него " желают проникнуть Ангелы " (8-12).

 

Вторая глава

Наставления ο духовном возрастании 2:1-3

Святой Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". Тогда и язычники, видя добродетельную жизнь христиан, сами обратятся ко Христу и прославят Бога за то, за что раньше злословили верующих.

 

Укрепление в вере 2:4-10

Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков ο том, что — камнем, на котором основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отметить, что сам Апостол Петр называет "камнем" отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 2:4[36].

Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — "живые камни" — должны строить из себя на этом Камне "дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу" (ст. 5). Как Бог в Ветхом Завете имел свой храм и своих священников, которые служили Ему принесением жертв, так в Новом Завете все общество христиан в духовном смысле должно быть одновременно и "храмом" и "священниками".

Это, конечно, образное высказывание, и этим не упраздняется священство, как особый класс лиц, поставленных в Церкви для учения, совершения таинств и управления. Все верующие называются "священством святым", потому, что они должны "приносить духовные жертвы" Богу, то есть жертвы добродетели. Добродетели называются "жертвами" потому, что совершение их сопряжено с подвигом подавления своих страстей, похотей и расслабленности.

В 6-8 ст. Апостол вновь называет Господа Иисуса Христа "краеугольным камнем", приводя ссылку на пророчество Исаии 28:16[37], слова которого несомненно относятся к Мессии. Это пророчество и Сам Господь Иисус Христос относил к Себе (Матф. 21:42)[38].

В 9 ст. Апостол называет христиан снова "родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в уд ел" — все эти черты заимствованы из Ветхозаветных наименований еврейского народа и приложены к христианам, так как в христианах окончательно пришло в исполнение то, что изначально означали эти имена в приложении к народу еврейскому (ср. Исх. 19:5-6)[39]. И св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе говорит, что в духовном смысле Господь Иисус Христос соделал всех нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр.1:6)[40].

Эти образные выражения, указывающие лишь на высокое достоинство христианского звания, конечно, нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, отвергающие на основании этих слов Апостола законно установленное в Церкви священство и царскую власть. "Н екогда не народ, а нын е народ Божий" (ст. 10) — эти слова заимствованы из пр. Осии (2:23)[41], где Бог, называя тогдашний народ еврейский не Своим народом, так как он по своему греховному образу жизни был чужд Бога, обещает что во время Мессии христианский народ сделается достойным того, чтобы Бог сказал ему: "ты народ Мой". Обещание это исполнилось, когда лучшая часть иудейского народа приняла учение Христово. Изречение это тем более можно отнести к христианам из бывших язычников.

 

Покорность властям 2:13-17

Для предупреждения этого в 13-19 стихах Апостол учит покорности всякому человеческому начальству "для Господа". Это повиновение и христианская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а напротив: свобода, понимаемая в истинном смысле, налагает обязанность повиновения и связанные с нею обязанности.

 

Пример страданий Господних 2:21-25

Призывая к терпеливому перенесению несправедливых страданий, Апостол указывает на пример Самого Господа Иисуса Христа (ст.20-25), и убеждает христиан "посл едовать стопам Его", то есть, подражать Ему в терпеливом перенесении страданий.

 

Третья глава

Четвертая глава

Пятая глава

Подлинность этого послания

Второе послание апостола Петра в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности. Его не было в сирийском переводе Пешито. Но указания и намеки на существование этого послания мы находим уже у таких Апостольских мужей, как святой Климент Римский, Ерма, Варнава, Поликарп. Ясные указания на него имеются у Иустина-мученика, Иринея и Феофила Антиохийского.

По свидетельству Евсевия, Климент Александрийский писал даже толкование на это послание. Ориген прямо приводит это послание, не скрывая сомнений в его подлинности. В IV в. Евсевий помещает его в составе соборных посланий, причисляя его, впрочем, к спорным. Иероним в своем каталоге принимает это послание, как подлинное. Дидим Александрийский не сомневается в его каноничности. С IV века все сомнения в его подлинности прекращаются.

Большая часть послания несомненно носит на себе отпечаток личности Апостола Петра, как и первое послание. Если же и есть иногда различие в языке, по сравнению с первым посланием, то оно не так значительно и легко может объясняться тем, что святой Петр, при простом своем образовании, не мог сохранять твердую и строго определенную печать слога во всех частностях и подробностях своих писаний. Общий же характер послания несомненно Апостольский и именно Петров.

 

Содержание послания

 Второе послание Петрово имеет всего три главы со следующим содержанием:

  Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Восхождение по добродетелям (3-9). Убеждение в твердости указанием на кончину (10-15). Ο преображении Христовом (16-18). Ветхозаветное пророчество (19-21).

  Вторая глава: Лжепророки и лжеучители (1-3). Примеры божественного наказания (4-9). Подробнейшая характеристика лжеучителей (10-15). Пример Валаама (15-16). Продолжение характеристики (17-19). Горе им (20-22).

  Третья глава: Лжеучители и лжеучение ο втором пришествии Христовом и конце мира с новым небом и новой землей (1-15). Апостол Павел (16). Последние наставления 17-18).

 

Первая глава

Вторая глава

Примеры божественного наказания 2:4-9

Далее Апостол приводит устрашающие случаи суда Божия в прошлом: в примеры грозного суда Божия он приводит падших ангелов, которые, связанные узами адского мрака, ожидают окончательного суда над собой; затем — наказание грешного человечества всемирным потопом, когда только восемь душ семейства Ноева спаслись, и, наконец, кару, постигшую города Содом и Гоморру, от которой спасся лишь Лот. Из этого апостол делает вывод, что знает Бог, как избавлять благочестивых, а "беззаконников соблюдать ко дню Суда для наказания" (ст. 4-9).

 

Горе лжеучителям 2:20-22

В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что "лучше бы им не познать пути правды (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48)[53]), нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди". Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20-22).

 

Третья глава

Лжеучители и лжеучения, ο втором пришествии Христовом 3:1-15

В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит ο "наглых ругателях", которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1-4), а затем повествует ο последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.

Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до "дня суда и погибели нечестивых челов еков" (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого "один день, как тысяча л ет, и тысяча л ет, как один день (Пс. 89:5)". Α если определение Божье ο кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.

Господь "долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы вс е пришли к покаянию" (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать ο времени ее — как тать (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43)[54]. При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12[55]; ст. 10).

С приходом "дня Господня" последует преобразование мира огнем: "небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35[56] и Тайновидец в Апок. 20:11[57]. Под "стихиями" понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все "д ела", то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13)[58].

Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в "шесть дней творения" он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — "впрочем мы по об етованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда".

Еще пророк Исаия говорил от имени Божьего: "вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Ис. 65:17) и еще: "новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим" (66:22). Святой Апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что "увид ел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже н ет" (21:1). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле.

Это сказано Апостолом несомненно в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово " правда " следует понимать и в нравственном смысле: на этой обновленной земле начнется вечно-блаженная жизнь праведных людей, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).

В надежде на это, святой Апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10-14).

 

Апостол Павел 3:16

"И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (ст. 15-16) — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. Ап. Павла и лживо утверждали, что между святыми Апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии (Гал. 2:11)[59], и перетолковывали это, смущая верующих.

Поэтому святой Петр называет Павла "возлюбленным братом", желая поднять и утвердить его авторитет. Под "неудобовразумительностью" поэтому, конечно, надо понимать не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей неутвержденных в вере и поэтому извращавших учение святого Павла, ο чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8[60] и 2 Фесс. 2:2[61].

 

Сведения об авторе

Хотя в этом послании автор нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и Евангелисту святому Иоанну Богослову. Сам стиль послания, так же как и многие слова и выражения, живо напоминают нам Евангелие от Иоанна.

Святой Иоанн Богослов был сыном Галилейского рыбака Зеведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака, и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12-ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал "воанергес", что значит: "сыны громовы" (Марк. 3:17). Повинуясь зову Господа (Матф. 4:21[62] и Лук. 5:10[63]), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближеннейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Марк. 5:37[64], Матф.17:1[65]; 26:37[66]).

Господь удостоил Иоанна особенной любви, которая наиболее трогательно выразилась на Тайной вечере, когда Иоанн возлежал на груди Своего Божественного Учителя (Иоан. 13:23[67], 25[68]) и, в особенности, при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Иоан. 19:26)[69].

Благодарно вспоминая все это, святой Иоанн, не называя себя по имени, говорит в своем Евангелии ο себе, как об ученике, "которого любил Иисус" (Иоан. 19:26). Со своей стороны и он отвечал преданной любовью своему Учителю: если любовь Петрова была более горячей и деятельной (Иоан. 18:10[70]; 21:15[71]), то любовь Иоанна запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и стоял на Голгофе у самого креста (Иоан. 19:26).

После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, святой Иоанн 15 лет не оставлял Иерусалима до блаженного успения порученной его попечению Божией Матери. Вместе с Петром и Иаковом он принимал деятельное участие в устроении Иерусалимской Церкви, так что вместе с ними считался одним из столпов ее (Гал. 2:9)[72].

Когда были крещены новообращенные самаряне, для низведения на них Духа Святого к ним отправился святой Иоанн вместе со святым Петром (Деян. 8:14)[73]. Позже и он направился с евангельской проповедью в римские провинции Малой Азии, a по смерти святых Петра и Павла постоянно обосновался в Ефесе. Отсюда он управлял всеми церквами Малой Азии, в качестве верховного их пастыря.

Из Ефеса он был сослан на о. Патмос, при имп. Домициане, после того, как чудесным образом сохранил свою жизнь, быв ввержен в котел с кипящим маслом. В этой ссылке он написал свой Апокалипсис ο будущих судьбах Церкви Божьей и всего мира. При имп. Нерве он возвратился в Ефес и там, уже в конце I-го века христианской эры, по убедительным просьбам многих, написал свое Евангелие и затем и три послания. Всю жизнь он оставался девственником и почил своей, несколько загадочной смертью, уже в начале 2-го века, будучи более 100 лет возрастом, в г. Ефесе, который до сего времени сохранил воспоминание ο нем в своем современном названии: " Айя Селук " что значит: " Святой Богослов ".

 

Содержание послания

Первое послание Иоанново состоит из пяти глав со следующим содержанием:

Первая глава: Несомненная истинность благовествования ο Слове жизни (ст. 1-4). Бог — свет (5). Общение с Богом и Христом (6-10).

Вторая глава: Христос — умилостивление за грехи всего мира (1-2). Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви (3-11). Возможность этого общения для всех (12-14). Любовь мира — противоположна Христианской любви к Богу (15-16). Последняя година, антихрист и антихристы (17-19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20-29).

Третья глава: Сыны Божьи и дети диавола (1-10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11-18). Успокоение сердца в Боге (19-22). Вера и любовь (23-24).

Четвертая глава: Дух Божий и духи-обольстители (1-6). Любовь Божья и любовь к Богу (7-10). Любовь к ближним (11-12). Любовь к Богу и ближним (14-21).

Пятая глава: Победа верующего над миром (1-5). Три свидетеля об одном на Небе и на земле (6-9). Внутреннее свидетельство верующего (10-13). Дерзновение верующего (14-15). Согрешающий брат (16-19). Бог истинен (20-21).

 

Первая глава

Несомненная истинность благовествования ο Слове жизни 1:1-4

Послание начинается удостоверением истинности благовествования "ο Слов е Жизни" и ο целях этого благовествования, "чтобы и вы им ели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном его Иисусом Христом", и чтобы "радость ваша была совершенна".

Как в своем Евангелии, так и здесь святой Иоанн именует второе Лицо Пресвятой Троицы "Словом". Апостол свидетельствует, что будет говорить не ο том, что знает только по наслышке, a o том, чему он сам был очевидцем, слышателем и свидетелем. "Да радость ваша будет совершенна" — о чем он писал ранее в своем Евангелии 15:11[83] и 17:13[84] (ст. 1- 4).

 

Вторая глава

Третья глава

Вера и любовь 3:23-24

При этом Апостол напоминает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: "чтобы мы в еровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он запов едал нам". За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего (ст. 23-24).

 

Четвертая глава

Пятая глава

Согрешающий брат 5:16-19

Но при этом Апостол делает важную оговорку: если только ближний наш согрешает "гр ехом не к смерти". Это различие гр еха к смерти и гр еха не к смерти имеет тот же смысл, что и слова Господа Иисуса Христа ο том, что всякий грех и хула отпустятся или простятся людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке ни в будущем (Матф.12:31-32)[99].

"Гр ех не к смерти" это грехи, которые происходят от нравственной слабости человека, от его несовершенства — грехи, очищаемые искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающий грешника духовной смерти.

"Гр ех к смерти", или смертный гр ех это — грех тяжкий, совершив который человек так ожесточается сердцем, что становится неспособным к покаянию. Таков грех упорного неверия, упорного отступничества от веры, не принимающего никакого вразумления, ожесточенного закоснение в еретических заблуждениях или тяжких нераскаянных грехах, ставших как бы второй природой человека, a потому неисцелимых.

По-видимому Апостол считает, что нельзя быть уверенным в силе молитвы за ближнего, коснеющего в смертном грехе, ибо успеху такой молитвы противодействует неверие и ожесточение самого грешника.

Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха. И лукавый не прикасается к ним, потому что лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех — это сила, которая "сияет" в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол берет нечто от себя и заражает этим человека. Поэтому христианин должен беречься греха, соблюдать себя от враждебного лагеря, от всех нечистых полчищ. Каким образом? — Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя.

Мы знаем, что мы от Бога — это обычное знание христиан, знание, которое нас делает христианами, то есть настоящими людьми. От Бога есть — мы от Бога, мы происходим от Бога. Христиане знают, откуда они происходят, где находятся и куда следуют. Они единственные, кто знает правильный путь человеческой сущности, от начала до конца. Зная, что они от Бога, они живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание "в Боге", поэтому видят и знают они, что мир весь во зле лежит. Лежит во зле мир, потому что его одолели и повалили


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.