Основные положения системы качества. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные положения системы качества.

2021-04-18 113
Основные положения системы качества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система качества является составной частью общей системы деятельности организации. В соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов каждая авиационная организация должна иметь документированную систему качества.

Система качества – важнейший фактор повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Существуют два элемента конкурентоспособности: качество и стоимость товара (услуг). Другими словами: приемлемая ценность товара (услуг) и низкая стоимость. Исходя из этого, на каждом рабочем месте необходимо либо повышать ценность, либо снижать стоимость.

Система качества нужна чтобы навести порядок. Качеством необходимо заниматься на системной основе. В работе по качеству нельзя останавливаться. Главные параметры результатов работы: качество и цена. Надо, чтобы система качества вписывалась в общую систему управления организацией.

Система качества базируется на следующих принципах:

ü Ориентация на потребителя.

ü Ориентация на конкретный вид продукции (услуг) (для каждого вида продукции должна быть своя система качества).

ü Ориентация на конкретные стандарты.

ü Предотвращение дефектов и несоответствий (нет попутного ветра для того, кто не знает в какую гавань он плывет).

ü Постоянный самоанализ.

ü Документальное оформление системы.

ü Обязательное участие руководства в управлении системой качества.

ü Четкое распределение обязанностей и ответственности.

ü Мотивация всего персонала.

ü Подготовленность кадров и осознание задач (каждый должен изучить свои функции; каждый должен знать, что он вкладывает в общее дело).

ü Постоянное улучшение качества.

Концепцию требований (постулатов) к системе качества некоторые зарубежные авторы [16] представляют как треугольник, вершинами которого являются: все – одна команда; одержимость качеством; научный подход к управлению качеством (рис. 4.2). Эта концепция представляет большой интерес для специалистов, разрабатывающих системы качества в организациях по ТО и Р АТ.

 


 

 


Рис. 4.2. Концепция требований к системе качества (14 постулатов).


Основные положения системы качества, охватывающие требования государственного стандарта [14], излагаются в Руководстве по качеству. Руководство по качеству разрабатывается в соответствии с международным стандартом [15] и методическими рекомендациями полномочного органа гражданской авиации.

Руководство по качеству должно описывать элементы системы качества с указанием документальных методик по процедурам, либо содержать ссылки на документы, описывающие эти процедуры.

Структурообразующими элементами системы качества являются функции или основные виды деятельности организации, представляющие собой так называемую “петлю качества”.

Авиационная организация разрабатывает документальные процедуры по каждому элементу системы качества, либо дает в Руководстве краткое описание процедур, делая ссылки на действующие нормативные или технические документы.

Все документы системы качества должны отвечать требованиям государственного стандарта [14] и политики в области качества авиационной организации, а их применение должно способствовать эффективному действию системы качества.

Для реализации требований по качеству организация должна составлять планы и программы мероприятий по улучшению качества.

Планы мероприятий по качеству составляются на короткий промежуток времени (например, на год); Программа качества – на более длительный промежуток времени (например, на пять лет).

Следует определить все условия, необходимые для выполнения соответствующих процедур, т.е. спланировать необходимое количество средств управления процессами, оборудования, контрольно – измерительной аппаратуры, технологической оснастки и других материальных ресурсов с учетом сроков их эксплуатации, а также подготовку кадров.

Разработка Руководства по системе качества начинается с формирования Политики в области качества. Основные направления формирования Политики можно представить в следующем виде.

ü Ориентация на уровень требований потребителя.

ü Расширение и завоевание новых рынков сбыта.

ü Постоянное обеспечение качества продукции (услуг).

ü Освоение принципиально новых видов продукции (услуг).

ü Улучшение экономического положения предприятия за счет повышения качества.

ü Достижение качества продукции (услуг), превышающий уровень ведущих предприятий.

ü Улучшение отдельных показателей качества (экологичности и др. по условиям контракта, договора).

ü Снижение уровня дефектности производимой продукции (услуг).

ü Улучшение сервисного обслуживания.

ü Включение субподрядчиков в систему качества.

Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством организации.

Политика – руководящая идея, которая реализуется через систему качества.

Процедуры формирования Политики показаны на рис. 4.3.

 

Принятие решения о формировании Политики и определение стратегических целей
Генеральный директор

¯

Формирование структуры и первого проекта Политики Направление проекта руководителям подразделений
Служба качества

¯

Разработка предложений по содержанию

Политики в области качества

Руководители функциональных подразделений Руководители производственных подразделений

¯

Формирование проекта Политики с учетом предложений руководителей подразделений
Зам. генерального директора по качеству Служба качества

¯

Обсуждение проекта Политики и его доработка
Совещание руководителей

¯

 

Рассмотрение Политики генеральным директором  

¯да

Утверждение Политики генеральным директором

 

Рис. 4.3. Процедуры формирования политики.

 

Требования к системе качества и ее структура.

В соответствии с ГОСТ РИСО 9002 требования к системе качества в общем случае излагаются для 20-ти элементов (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

Элементы системы качества.

№ п/п Наименование элемента № п/п Наименование элемента
1 Общие положения 11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.
2 Общее руководство качеством 12 Статус контроля и испытаний
3 Система качества 13 Управление несоответствующей продукцией
4 Анилиз контракта 14 Корректирующие и предупреждающие действия
5 Управление документацией и данными 15 Хранение, упаковка, консервация
6 Закупки 16 Управление регистрацией данных о качестве
7 Управление продукцией, поставляемой потребителям 17 Внутренние проверки качества
8 Идентификация и прослеживаемость продукции 18 Подготовка кадров
9 Управление процессами 19 Обслуживание
10 Контроль и испытания 20 Статистические методы

 

Каждая Организация может ввести дополнительно или изъять определенные элементы, учитывая специфику своей деятельности.

Общими требованиями к каждому элементу системы качества является обеспечение трех условий:

а) все процедуры системы качества должны быть документально оформлены;

б) каждый элемент системы качества должен быть обеспечен необходимыми ресурсами: финансовыми, материальными и персоналом;

в) на всех этапах деятельности организации осуществляется контроль и принятие соответствующих корректирующих мероприятий, способствующих выявлению, устранению отклонений и недостатков, а также их предупреждению.

Применительно к ТО и Р АТ система качества должна обеспечивать соответствие и адекватность выполняемых операций и мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту АТ действующим требованиям и стандартам. Система качества включает в себя подсистемы по видам деятельности и структурно может быть представлена в следующем виде (рис. 4.4).

 

 


Рис. 4.4. Укрупненная структура системы качества.

 

Каждый из видов деятельности преследует определенные цели (табл. 4.2).

Таблица 4.2.

Вид деятельности Цель деятельности
Обеспечение качества Создание условий и уверенности в том, что качество удовлетворяет заданным требованиям.
Управление качеством Устранение несоответствий, возникающих в процессе обеспечения качества
Улучшение качества Получение результатов в области качества, лучших по сравнению с достигнутыми

 

Наличие действующей системы качества рассматривается на авиатранспортном рынке как определенная гарантия того, что данная Организация способна обеспечить стабильное качество продукции или услуг.

Принятая в Организации система качества излагается в форме Руководства по качеству, которое представляет собой документ, содержащий политику в области качества и материалы подробно раскрывающие основные положения системы качества Организации по каждому из приведенных в табл. 4.1 элементов.

В Руководстве описываются все процедуры, гарантирующие правильное и качественное проведение операций в процессе обслуживания и ремонта АТ. Подробно излагаются процедуры управления документацией. В частности отражаются следующие положения:

а) документы и данные по качеству могут быть на любом бумажном или электронном носителе;

б) требования должны распространяться на содержание документов и данных в рабочем состоянии как на внутреннюю документацию, так и на внешнюю (потребители, субподрядчики);

в) должен быть установлен порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, применения, проверки, учета, внесения изменений, пересмотра, продления действия и отмены документов;

г) должно быть установлено кем анализируются, согласовываются утверждаются документы и информационные данные;

д) должны быть установлены сроки данных, чтобы предотвратить использование недействующих или устаревших документов и данных;

е) документы и информационные данные должны быть доступны на всех участках, где проводятся работы;

ж) должны быть установлены требования по изъятию недействующих и (или) устаревших информационных данных из всех пунктов рассылки и применения.

Управление регистрацией данных о качестве включает в себя разработку процедур, регламентирующих процессы:

а) идентификации документов и данных о качестве (присвоении обозначения, определяющего принадлежность их к системе качества);

б) сбора, обработки (например, составления картотеки), ведения, хранения, обеспечения доступа к данным о качестве, изъятия зарегистрированных данных.

В Руководстве по качеству определяются:

ü лица, ответственные за ведение и регистрацию данных о качестве;

ü условия содержания и хранения данных о качестве, предупреждающие порчу и предотвращающие их утерю;

ü сроки хранения данных о качестве (как правило пять лет).

В Руководстве по качеству приводятся области осуществления контроля качества, виды, методы контроля и испытаний, применяемые в производственных процессах; нормативные документы, в которых подробно изложены требования к ним, а также устанавливаются службы и персонал, имеющие право осуществлять контроль.

Меры воздействия могут быть оперативными и перспективными.

Оперативные меры должны приниматься немедленно. Перспективные меры требуют изучения всех причин, вплоть до первопричины, которые привели, в конечном счете, к данным отклонениям и направлены на предупреждение их повторения.

Процедуры по принятию мер корректирующего воздействия включают в себя:

а) оперативное рассмотрение жалоб и сообщений потребителей о несоответствиях продукции, работ и услуг;

б) анализ и установление характера выявленных несоответствий;

в) разработка предложений по устранению несоответствий, мер обеспечения для их неповторения в дальнейшем.

Источниками информации для анализа несоответствий и принятия мер предупреждающего воздействия могут быть:

а) результаты внутренних проверок и данные службы (подразделения, отдела) контроля качества;

б) результаты инспекционных проверок государственных, региональных и отраслевых контролирующих органов;

в) претензии, рекламации, жалобы и предложения потребителей (заказчиков).

Важным источником информации является персонал, имеющий прямые контакты с потребителями авиационной продукции.

Руководство по качеству предназначено для внутреннего пользования в Организации и распространяется на все функциональные отделы и службы, основные и вспомогательные цеха (участки), обслуживающие производственные процессы, деятельность которых отражается на безопасности полетов и качестве технического обслуживания и текущего ремонта АТ.

Руководство является одновременно, как обязательным документом по качеству, так и информационным источником для персонала Организации на каждом уровне руководства.

Руководство используется также для оценки функционирования системы качества при внутренних проверках качества выполняемых работ, а также при сертификации Организации.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.