Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков.

2021-04-18 29
Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В результате упражнений ученики овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются умение и навык быстро и точно применять полученные знания на практике. Также формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.

Виды упражнений в зависимости от характера изучаемого материала: фонетические; морфологические; синтаксические; словарные.

Основная задача фонетических упражнений заключается в том, чтобы дети хорошо различали на слух и по произношению отдельные слоги и звуки, умели правильно их произносить отдельно и в слове. Только практические упражнения могут освободить детей от недостатков произношения, вроде сюсюканья, шепелявости, картавости, пропуска нужных звуков, вставки ненужных, перестановки звуков. Все это устраняется путем постоянного внимания к этим недостаткам, неоднократных исправлений, показа, как надо произносить.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка.

По содержанию упражнения бывают двух видов:

-при изучении морфологического состава слов;

-при изучении частей речи.

Синтаксические упражнения имеют своей задачей закрепить те немногие теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, разобраться в структуре несложных по своему построению и составу предложений и словосочетаний, сознательно составлять словосочетания и предложения. Дети учатся различать предложения по цели высказывания и по интонациям, разбирать готовые предложения и составлять свои. Кроме того, дети изучают состав предложений, находят главные и второстепенные члены предложений. А также вычленяют из предложений словосочетания, определяют, какое слово от какого зависит, ставят от слова к слову вопрос, составляют свои словосочетания и включают их в предложения. С синтаксическими соединяются обычно и пунктуационные. Наиболее эффективными упражнениями, способствующими выработке пунктуационного навыка, являются:

-выразительное чтение предложений и целых текстов, интонационный и смысловой анализ их с последующим объяснением, какие знаки в них употреблены и почему;

- разбор поставленных в тексте знаков препинания;

- расстановка пропущенных знаков препинания в тексте;

-установление границ и смысловых отношений в простом предложении и между простыми предложениями в сложном;

-составление предложений на данное правило;

-составление графических схем предложений с обозначением знаков препинания в них;

-составление предложений по графической схеме;

-замена одного предложения другим, синонимичным;

-письмо по памяти;

-диктанты;

-изложение, осложненное специальным синтаксическим и пунктуационным заданием;

-сочинение;

-перевод;

-составление сводных правил употребления знаков препинания(тире, запятая).

Словарные упражнения:

1)словарно-грамматические, предлагающие определить отдельное слово как часть речи, подобрать родственные слова, сгруппировать слова по частям речи;

2)словарно –орфографические, задача которых усвоение отдельных, наиболее трудных слов. В программе обычно даётся список таких слов для каждого класса. Преподаватель учит детей запоминать написание подобных слов. Очень важно приучить учащихся пользоваться орфографическим словарём как при выполнении упражнений в классе, так и в процессе подготовки домашних заданий.

Требования к упражнениям:

1.Должны быть разнообразными.

2.Не слишком продолжительными по времени. Но регулярными, рассредоточенными и постоянно проводиться.

3.По характеру мыслительной деятельности – аналитико – синтетическими: грамматический разбор, конструирование слов, словосочетаний, предложений и связных текстов, сопоставление одних слов и форм с другими, нахождение между ними сходств и различий, группировка слов и предложений.

4.Должны способствовать выработке определенных умений и навыков: умения внимательно слушать и слышать, писать под диктовку, разбирать по определенному плану слова по составу, по частям речи и членам предложения, умения найти ударный и безударный слоги, поставить вопрос к слову, навести справки в учебнике, в словаре, проверить написание слова.

5.Материал для упражнений должен изменяться в зависимости от этапа работы на уроке.

В зависимости от характера и способа действий учащихся можно выделить 5 групп упражнений:

1.Направленные на распознавание, нахождение стилистических средств в данном языковом материале(«комментированное письмо», предупредительный диктант)

2.Направленные на определение функций, выполняемых языковыми средствами в тексте.

3.В которых требуется самостоятельно подобрать из газет, журналов, книг тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их, объяснить целесообразность состава и функций используемых средств(осложненное списывание, объяснительные и выборочные диктанты, разные виды языкового разбора).

4.Предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных жанрах и стилевых разновидностях(сочинения, рецензии).

5.На редактирование:

А)на исправление речевых недочетов;

Б)на редактирование связных текстов.

Тренировочные упражнения с учетом стадий формирования орфографических умений и навыков можно разделить на три группы:

-упражнения, создающие базу для успешного изучения русской орфографии. Сюда входят орфоэпические, лексические и творческие упражнения. Они используются для развития фонематического слуха, формирования навыков произношения, обогащения словаря и развития речи.

-упражнения, помогающие усвоить опознавательные признаки изучаемых орфограмм (разборы);

-упражнения, отрабатывающие орфографические умения и навыки(списывания с различными заданиями, диктанты, орфографический разбор).

Вывод: материал для упражнений должен изменяться в зависимости от этапа работы над тем или иным разделом. Пополняется словарный запас, а значит и изменяется синтаксический материал. Выбор упражнений зависит от целей и задач определенного урока.

Грамматический разбор.

Из упражнений по грамматике широкое распространение имеет грамматический разбор.

Грамматический разбор – это система разнообразных упражнений.

По характеру применения на уроке бывают обучающими и контрольными.

По объему – полными и частичными.

По форме – устными и письменными.

По содержанию:

-синтаксический разбор (выделение предложений, определение главных и второстепенных членов предложения, различение предложений, словосочетаний, слов)

-морфологический (определение частей слова, частей речи и их форм);

-орфографический (нахождение и объяснение правописания орфограммы и изученных грамматических форм);

-пунктуационный (объяснение употребления знаков препинания в конце предложения, запятых при однородных членах).

Необходимым условием методики проведения всех видов грамматического разбора являются доказательство, мотивировка, соблюдение определенного порядка разбора.

1. Разбор по составу слова (морфемный ) – это установление того, из каких значимых частей состоит слово.

Алгоритм:

1.Измени слово, выдели окончание.

2.Подбери однокоренные (родственные) слова и определи корень(желательно подбирать слова, относящиеся к разным частям речи).

3.Сравни однокоренные слова и определи приставку.

4.Укажи после корня суффикс.

Полезны упражнения: В слове перелет корень –лет-, приставка –пере-. Такой же корень в словах прилет, летит, вылет; такая же приставка в словах переезд, переход. Проведение аналогии в структуре ряда слов способствует осознанию их морфемного строения.

2.Синтаксический разбор предложений.

Алгоритм:

1.Укажи вид предложения по интонации.

2.Установи по вопросам связь между словами предложения.

3.Назови подлежащее. На какой вопрос отвечает?

4.Назови сказуемое. На какой вопрос отвечает? Назови главные члены предложения

5.Найди по вопросам второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее.

6. Найди по вопросам второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое.

7.Назови второстепенные члены предложения.

Полезны упражнения:

-разделение «сплошного» текста на предложения;

-нахождение и подчеркивание главных и второстепенных членов предложения;

-выписывание из предложений или главных членов, или словосочетаний;

-графический диктант(составление учащимися схемы с вопросами и стрелками);

-правильное произношение предложений, различных по интонации.

3.Морфологический разбор.

Его сущность в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено. Знания о признаках частей речи уже накоплено на уроках украинского языка.

В процессе изучения частей речи следует учить школьников находить начальную форму слова. Обязателен в схеме разбора пункт о синтаксической роли части речи в предложении.

Суть языкового конструирования состоит в том, что дети по указанным фонетическим или грамматическим координатам подбирают конкретное слово, словосочетание или предложение. Оно предполагает аналитическую деятельность – ученик мысленно проделывает то, что и при разборе: анализирует слова и формы, словосочетания и предложения.

  4.Орфографический разбор.

Цель его состоит в выработке орфографической зоркости, умений применять правила к конкретным случаям письма, в развитии способности переноса их на новые языковые явления. Он может быть устным (назвать орфограмму, объяснить с ее помощью написание слова) и письменным (подчеркнуть орфограмму); общим, фронтальным (анализируются все орфограммы в тексте) и выборочным (на определенную тему или правило). Он является обязательной формой работы над ошибками.

5.Грамматико-орфографический разбор.

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи – вот основные моменты работы при таком разборе. Грамматико-орфографический разбор используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п. Например, в 1 классе дети перед списыванием устно выделяют в словах звуки, указывают гласные и согласные, затем списывают и подчёркивают разобранные ими написания. В последующих классах слова разбираются по их морфологическому составу, устанавливается связь между словами, объясняется правописание встречающихся в тексте слов.

Вывод: одной из проблем методики грамматического разбора является соединение анализа различных явлений в одном разборе. Однако, на начальном этапе обучения русскому языку не следует спешить с соединением различных видов разборов. Как правило, такое можно практиковать на продвинутом этапе. Например, с синтаксическим разбором сочетается пунктуационный (объясняется постановка знаков препинания).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.