Устройство автотранспортных средсв — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Устройство автотранспортных средсв

2021-03-18 81
Устройство автотранспортных средсв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УСТРОЙСТВО АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСВ

Рабочая программа и методические указания

к выполнению контрольных работ для студентов

заочного факультета специальностей 2401 и 2404

"Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)",

"Организация и безопасность движения (на автомобильном транспорте)"

Красноярск 2002

Содержание

 

Цель и задачи дисциплины ..............................3
1. Программа курса...................................................... ..............................4
1.1. Типаж подвижного состава.......................... ..............................4
1.2. Двигатели автотранспортных средств......... ..............................4
1.3. Электрооборудование автомобиля.............. .............................12
1.4. Трансмиссия автомобилей............................ .............................15
1.5. Ходовая часть................................................ .............................17
1.6. Системы управления..................................... .............................19
2. Контрольные работы............................................... .............................21
2.1.Методические указания по выполнению контрольных работ .............................21
2.2. Выбор варианта и тем контрольных работ. .............................21
2.3. Содержание тем контрольной работы №1.. .............................23
2.4. Содержание тем контрольной работы №2.. .............................25
Литература................................................................... .............................28

Цель и задачи дисциплины

 

Программой дисциплины «Устройство автотранспортных средств (АТС)» предусмотрено изучение устройства автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.

Программа представлена следующими разделами:

*  типаж подвижного состава;

*  двигатели автотранспортных средств;

*  электрооборудование автомобиля;

*  трансмиссия автомобиля;

*  ходовая часть;

*  системы управления.

Специалисту автомобильного транспорта необходимо знание основ конструкции автотранспортных средств для дальнейшего изучения процессов, протекающих в узлах и агрегатах автомобиля, их характеристик и эксплуатационных свойств. Поэтому дисциплина "Устройство АТС" является одной из фундаментальных дисциплин.

В процессе изучения курса следует усвоить типы и классификационные признаки подвижного состава автомобильного транспорта, конструктивные схемы исполнения агрегатов и узлов современных моделей автомобилей, их назначение, устройство и работу; уяснить принцип действия, расположение, взаимодействие деталей и механизмов автомобиля; знать правила комплектования узлов и агрегатов, их унификацию.

Основные разделы и темы курса базируются на ранее полученных знаниях по предметам, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Межпредметная связь

Наименование дисциплины Разделы дисциплины
Физика Механика, термодинамика, электричество
Химия Органическая химия

Уровень приобретенных знаний оценивается по результатам сдачи зачета.

 

1. Программа курса

Типаж подвижного состава (ПС)

Введение. Классификация ПС автомобильного транспорта

Роль автомобильного транспорта в транспортной системе страны. Основные этапы развития автомобильной промышленности.

Современные требования к конструкции подвижного состава, тенденции развития ПС.

Классификация ПС, типаж легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Автомобилестроительные заводы, базовые модели, модификации. Индексация ПС.

Основные параметры ПС

Техническая характеристика автотранспортных средств (АТС), основные параметры.

Общее устройство, основные механизмы и системы АТС. Компоновочные схемы автомобилей, тенденции развития.

Воздействие автомобильного транспорта на экологию и здоровье человека. Требование по токсичности, снижению шума, безопасности.

Указания: уяснить систему классификации ПС, его обозначение (индексацию), компоновки базовых моделей АТС и тенденции их развития.

Литература: [1, с.5-23]; [2, с.5-16];. [3, с.-13]; [4, с.7-18].

Контрольные вопросы

1. Роль автомобильного транспорта в транспортной системе страны.

2. По каким признакам классифицируют подвижной состав автомобильного транспорта?

3. Что принято за основу индексации легковых, грузовых автомобилей, автобусов?

4. Что отражается в технической характеристике автомобиля?

5. Перечислить основные механизмы и системы АТС.

 

Двигатели автотранспортных средств

Механизм газораспределения

Назначение, общее устройство механизма газораспределения, классификационные признаки, схемы компоновок.

Верхнеклапанное и нижнеклапанное газораспределение, достоинства и недостатки, схемы установки и привода клапанов.

Условия работы клапанов, особенности конструкций впускных и выпускных клапанов, материалы для изготовления. Поворотные устройства клапанов, схемы исполнения.

Клапанные пружины, тарелки пружин, седла клапанов, направляющие втулки клапанов, схемы установок, материалы для изготовления, способы закрепления.

Конструкции распределительных валов, схемы компоновок, фиксация от осевого перемещения, схемы приводов, правила установки.

Промежуточные передающие звенья. Конструктивное исполнение толкателей и гидротолкателей (гидрокомпенсаторов), коромысел (рычагов), осей коромысел (рычагов), штанг. Устройства для регулирования теплового зазора, порядок регулировочных работ.

Схемы золотникового газораспределения, преимущества и недостатки. Особенности газораспределения в двухтактных двигателях с различными схемами газообмена.

Понятие фаз газораспределения, диаграмма фаз газораспределения.

Указания: отразить влияние расположения распределительного вала на общую компоновку механизма газораспределения, тип привода, количество передающих звеньев. Рассмотреть характерные неисправности газораспределения и их влияние на работу двигателя.

Литература: [1, с.64-77]; [2, с.29-39]; [3, с.35-46]; [4, с.32-41, 331].

Контрольные вопросы

1. Перечислить достоинства механизма газораспределения с верхним расположением распределительного вала.

2. Привести отличия конструкций впускных и выпускных клапанов.

3. Какие типы приводов распределительных валов применяются в механизмах газораспределения автомобильных ДВС? Охарактеризовать их.

4. Каким образом проводится регулировка теплового зазора?

5. Показать на индикаторной диаграмме точки, соответствующие фазам газораспределения.

Система охлаждения (СО)

Назначение системы охлаждения, требования к ее работе, общее устройство. Классификация систем охлаждения по используемому рабочему телу, по принципу вывода теплоты в окружающую среду. Охлаждающие жидкости, требования, предъявляемые к ним, маркировка.

Основные элементы замкнутой принудительной жидкостной СО.

Типы теплообменников в СО, конструкции, материалы для изготовления.

Конструкции жидкостных насосов, схемы установки, уплотнение вала жидкостных насосов.

Устройства для автоматического поддержания оптимального температурного режима двигателя. Электромагнитные муфты привода вентилятора, гидромуфты, электровентиляторы, термостаты. Принцип работы, схемы включения в СО.

Схема воздушного охлаждения двигателя с нагнетающим и отсасывающим вентилятором.

Разогрев СО перед пуском двигателя. Схема включения предпускового подогревателя и его работа.

Указания: установить связь теплового состояния ДВС с показателями работы и долговечности. Рассмотреть особенности применения различных типов охлаждающих жидкостей. Отразить основные сборочные и регулировочные операции в конструкции СО.

Литература: [1, с.188-206]; [2, с.39-48]; [3, с.46-56]; [4, с.41-50, 348].

Контрольные вопросы

1. Перечислить типы охлаждающих жидкостей, применяемых в СО двигателей.

2. Какие устройства используются в СО ДВС для автоматического поддержания температурного режима?

3. Чем обеспечивается управление циркуляцией охлаждающей жидкости по малому и большому кругу?

4. Перечислить преимущества и недостатки жидкостной и воздушной систем охлаждения.

5. Назначение и принцип действия предпускового подогревателя.

6. Влияние теплового состояния двигателя на его показатели.

Система смазки (СС)

Назначение СС, общее устройство, способы подвода масла к трущимся поверхностям деталей. Принципиальные схемы комбинированной системы смазки с мокрым и сухим картером, работа систем. СС двухтактных двигателей.

Моторные масла, требования, предъявляемые к маслам, масла нефтяного происхождения, синтетические, полусинтетические. Физико-химические свойства масел, присадки к маслам для улучшения эксплуатационных свойств масел, маркировка масел.

Конструкции масляных насосов, схемы установок, привод, расположение редукционного клапана. Конструкции маслоприемников.

Масляные фильтры, типы фильтров, схемы включения в СС, установка перепускных и дренажных клапанов.

Конструкции масляных радиаторов, схемы включения в СС, установка предохранительных клапанов.

Вентиляция картерного пространства, типы вентиляции, устройство и работа.

Указания: отразить влияние работы СС и качества моторных масел на долговечность двигателя. Установить связь схем исполнения СС с назначением и типом ДВС. Усвоить операции по обслуживанию и регулировке элементов СС.

Литература: [1, с.172-188]; [2, с.48-57]; [3, с.56-65]; [4, с.50-59, 359].

 

 

Контрольные вопросы

1. Причины падения давления в системе смазки.

2. Что отражается в маркировке моторных масел?

3. В каких системах смазки применяется предохранительный клапан? Его назначение.

4. Назначение вентиляции картерного пространства. Как осуществляется работа закрытой системы вентиляции?

Схема электрооборудования

Функциональная и принципиальные схемы электрооборудования, особенности схем электрооборудования автотранспортных средств (АТС) с бензиновыми и дизельными двигателями.

Источники тока и потребители тока, приборы, устройства и системы. Типы электрических проводов, коммутационной аппаратуры, предохранителей в электрооборудовании АТС.

Электронные приборы и устройства в электрооборудовании автомобилей, назначение, структурные схемы электронной аппаратуры. Назначение, принцип действия полупроводниковых элементов в приборах и устройствах автомобиля.

Указания: разделить электрооборудование на группы, определить состав каждой группы и усвоить их электрическую связь. Знать приборы и устройства электрооборудования с полупроводниковыми элементами, схемы их подключения и порядок диагностирования.

Литература: [3, с.129-137].

Контрольные вопросы

1. На какие группы может быть разделено электрооборудование автомобиля?

2. Перечислить достоинства и недостатки однопроводной системы электрооборудования?

3. В каких системах электрооборудования применяют полупроводниковые приборы.

Источники тока

Назначение, принцип действия свинцовых аккумуляторных батарей (АБ). Требования, предъявляемые к стартерным АБ, конструктивное исполнение АБ, параметры АБ, маркировка, основные характеристики. Эксплуатация и обслуживание АБ, основные неисправности.

Назначение генераторной установки переменного тока. Электрическая схема генератора переменного тока (ГПТ) с выпрямительным блоком, принцип действия ГПТ и трехфазного двухполупериодного выпрямителя с полупроводниковыми диодами. Конструктивные исполнения ГПТ, приводы. Принцип регулирования напряжения ГПТ, конструкции вибрационных и полупроводниковых регуляторов.

Указания: обратить внимание на места установки источников тока на автомобиле, схемы подключения в электрическую сеть, их диагностику. Разобраться с работой реле-регуляторов различного типа, отметить их достоинства и недостатки.

Литература: [2, с.104-128]; [3, с.137-147]; [4, с.235-246].

Контрольные вопросы

1. Что отражается в маркировке свинцовых стартерных аккумуляторных батарей?

2. Изложить принцип действия генератора переменного тока.

3. В чем заключается принцип регулирования напряжения генераторов?

4. Каким образом определяется работоспособность АБ и генераторной установки?

Трансмиссия автомобилей

Общее устройство

Назначение трансмиссии, типы трансмиссий, их особенности, принцип действия. Схемы механических трансмиссий с различными колесными формулами; схемы гидрообъемной и электрической трансмиссий; схема гидромеханической трансмиссии; компоновка агрегатов трансмиссии. Тенденции в развитии трансмиссий для автотранспортных средств.

Трансмиссионные масла, условия работы, требования, предъявляемые к маслам. Маркировка масел. Масла для гидромеханических передач, отличительные особенности, требования к эксплуатации, маркировка.

Указания: обратить внимание на связь типов и схем исполнения трансмиссий с общей компоновкой автомобиля и его назначением. Уяснить деление трансмиссионных масел по классам вязкости и группам эксплуатационных свойств.

Литература: [1, с.213-219]; [2, с.209-211]; [3, с.193-195]; [4, с.127-128, 435].

Контрольные вопросы

1. Перечислить основные типы трансмиссий, на каких транспортных средствах применяются?

2. Как определить передаточное число трансмиссии?

3. Что указывается в маркировках трансмиссионных масел и масел для гидромеханических передач?

Сцепление

Назначение сцепления, классификация сцеплений, основные типы. Схемы и принцип действия фрикционного, гидравлического (гидромуфты) и электромагнитного (порошкового) сцеплений.

Конструкции одно и двухдисковых фрикционных сцеплений, нажимные диски с центральным (мембранная пружина) и периферийным расположением пружины. Элементы ведомого диска, гаситель крутильных колебаний (демпфер).

Типы приводов сцепления, схемы механического и гидравлического приводов, элементы приводов, особенности конструкций. Пневмогидравлический и пневматический усилители, конструкции, принцип работы.

Регулировка сцепления, техническое обслуживание.

Указания: рассмотреть преимущества и недостатки различных типов сцепления, их влияние на эксплуатационные свойства автомобиля. Обратить внимание на проведение обслуживания и регулировочных работ для сцеплений с различным типом приводов, их характерные неисправности.

Литература: [1, с.219-241]; [2, с.211-218]; [3, с.195-205]; [4, с.128-132].

 

Контрольные вопросы

1. Указать принципиальную разницу в устройстве однодискового и двухдискового сцеплений.

2. Изложить принцип действия гидравлического и электромагнитного сцеплений.

3. Привести достоинства и недостатки сцепления с мембранной пружиной.

4. Как осуществляется регулировка свободного хода сцепления с гидравлическим приводом?

Ходовая часть

Колеса, мосты, подвеска

Назначение колес, типы, устройство колес. Конструктивные исполнения ободьев и соединительных элементов колес, особенности монтажа, демонтажа и крепления колес.

Требования, предъявляемые к пневматическим шинам. Конструкции камерной и бескамерной шины, преимущества и недостатки в эксплуатации. Классификация пневматических шин по назначению, форме профиля, габаритам и конструкции; отличительные признаки, условия эксплуатации. Маркировка шин. Нормы давления воздуха в шинах. Влияние конструкции и состояния шин на безопасность движения.

Назначение мостов, конструкции ведущих мостов с разъемной и неразъемной балкой, технологические особенности изготовления и обслуживания. Конструкция управляемого моста, сопряжения элементов моста. Конструктивные особенности комбинированного и поддерживающего мостов.

Установка управляемых колес, углы установки, их назначение, регулировка. Влияние установки колес на безопасность движения, износ шин, расход топлива.

Назначение подвески, классификация. Элементы подвески, устройство, работа, характеристики.

Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобилей.

Указания: отразить связь конструктивных особенностей шин различного типа с их ресурсом, конструкцией ободьев и соединительных элементов, трудоемкостью монтажа и демонтажа и проведением балансировочных работ. Уяснить связь конструктивного исполнения мостов и подвесок с назначением автомобиля, его компоновкой и массой. Отметить влияние типа подвески, конструкции ее элементов на плавность хода и устойчивость движения автомобиля.

Литература: [1, с.320-346]; [2, с.243-258]; [3, с.246-265]; [4, с.166-190, 464].

Контрольные вопросы

1. Перечислить основные элементы ходовой части автомобиля.

2. Из каких частей состоит автомобильное колесо?

3. Что отражается в маркировке шин?

4. Назначение углов установки колес, их регулировка.

5. Перечислить типы подвесок с различными направляющими устройствами. Какие упругие элементы применяются в подвесках?

Несущая система

Назначение рамы, типы рам. Устройство и конструкции лонжеронных рам. Соединение агрегатов, механизмов и узлов с рамой. Конструкции тягово-сцепных устройств. Особенности конструкций хребтовых рам.

Назначение кузовов. Классификация кузовов АТС по назначению, по конструкции и по характеру воспринимаемых нагрузок.

Типы кузовов легковых автомобилей, конструктивные исполнения элементов кузова, оборудование кузова, антикоррозионная защита. Схемы отопления и вентиляции кузов, система кондиционирования воздуха. Приводы: стеклоподъемников (механические и электрические) и стеклоочистителей.

Кузова грузовых автомобилей, элементы кузова. Конструкции кабины, оперения и грузовой платформы. Крепление кузовов, конструкции опор и запорных устройств.

Конструктивные особенности кузовов автобусов, механизмы приводов дверей.

Литература: [1, с.314-320, 420-433]; [2, с.301-310, 241-243]; [3, с.244-246, 299-315].

Контрольные вопросы

1. Указать принципиальную разницу в устройстве лонжеронных и центральных рам.

2. Перечислить тягово-сцепные устройства грузовых автомобилей, их составные части.

3. По каким признакам классифицируют кузова АТС?

 

Системы управления

1.6.1. Рулевое управление (РУ)

Назначение рулевого управления, требования к РУ, устройство, кинематическая схема РУ. Схемы поворота автомобилей, оценочные параметры поворачиваемости. Стабилизация управляемых колес, схемы наклона шкворней, весовой и скоростной стабилизирующие моменты.

Функция рулевого механизма (РМ), требования к РМ, типы РМ, конструкции РМ.

Схемы рулевых приводов с различным расположением рулевой трапеции в зависимых и независимых подвесках. Конструкции шарниров рулевых тяг.

Назначение гидроусилителя (ГУ) рулевого привода, принципиальная схема ГУ, компоновочные схемы ГУ, работа. Конструкция насоса ГУ, привод, расположение клапанов, работа на различных режимах.

Влияние состояния РУ на безопасность движения, техническое обслуживание и ремонт РУ.

Указания: отразить факторы, влияющие на параметры поворачиваемости автомобиля и возможные пути их улучшения. Отметить достоинства и недостатки различных типов рулевых механизмов. Уяснить связь конструкции рулевого привода с типом подвески. Обратить внимание на содержание работ по регулировке и ремонту сопряжений РУ и РМ, износ которых влияет на свободный ход (люфт) рулевого колеса.

Литература: [1, с.347-370]; [2, с.260-275]; [3, с.266-275]; [4, с.190-199].

Контрольные вопросы

1. Дать понятие "стабилизации управляемых колес". Чем обеспечивается?

2. Какие типы рулевых механизмов применяются на автомобилях?

3. Что входит в состав рулевого привода? Перечислить особенности рулевого привода в независимых подвесках.

4. Как компенсируются зазоры в шарнирах рулевых тяг?

5. Перечислить схемы исполнения гидроусилителей рулевого привода.

 

1.6.2. Тормозные системы (ТС)

Назначение тормозной системы, типы ТС, их функции, эффективность, требования к работе ТС. Принципиальные схемы рабочих тормозных систем.

Типы тормозных механизмов. Схемы колодочных тормозов барабанного и дискового типа, оценка эффективности, уравновешенности и стабильности. Конструкции барабанных и дисковых тормозов, разжимные и регулировочные устройства, регулировка тормозных механизмов колес и стояночной ТС.

Назначение тормозных приводов, требования к приводам, типы приводов, условия применения. Схемы и принцип действия механического и гидравлического приводов. Конструкции главного тормозного цилиндра, колесного цилиндра, гидровакуумного усилителя и регулятора тормозных сил. Тормозные жидкости, проведение операций по заполнению гидравлических приводов жидкостью и удалению воздуха.

Структурные схемы пневматических тормозных приводов. Схемы соединения устройств пневматических тормозных приводов, принцип действия. Конструкции компрессора, тормозных кранов, стояночного крана, регулятора давления, регулятора тормозных сил, тормозных камер с энергоаккумулятором, влагоотделителя, клапанов ограничения давления и ускорительного клапана, воздухораспределителя.

Схема комбинированного привода (пневмогидравлического), принцип действия. Элементы гидравлической и пневматической части комбинированного привода.

Схема и принцип действия антиблокировочной системы тормозов.

Указания: уяснить требования к ТС, конструкциям тормозных механизмов, приводам и их связь с назначением автомобиля, его полной массой. При изучении регулировки тормозных механизмов обратить внимание на устройства автоматической установки необходимого зазора между тормозными элементами. Разобраться с конструкцией и работой устройств в ТС, обеспечивающих работоспособность привода в целом при повреждении какого-либо контура. Изучить оценку неисправностей тормозных приводов, связанных с утечкой рабочего тела и способы их устранения.

Литература: [1, с.370-412]; [2, с.275-301]; [3, с.276-299]; [4, с.200-235, 475].

Контрольные вопросы

1. Перечислить тормозные системы по назначению.

2. Дать оценку тормозных механизмов по эффективности, уравновешенности и стабильности.

3. Перечислить достоинства и недостатки гидравлического и пневматического привода тормозов.

4. Объяснить устройство и работу тормозной камеры с энергоаккумулятором. Каким образом обеспечивается пневматическое и механическое растормаживание?


2. Контрольные работы

Оформление контрольной работы

Каждую контрольную работу выполняют в отдельной ученической тетради с заполнением текстовой части обложки согласно рекомендациям деканата заочного факультета. (ФИО, шифр, специальность, номер контрольной работы).

Каждая страница должна быть пронумерована и иметь поля для замечаний рецензента.

Схемы, диаграммы, технические рисунки должны иметь сквозную нумерацию и подрисуночный текст, содержащий название и расшифровку позиций или условных обозначений. Таблицы также снабжают сквозной нумерацией и названием, размещенным над ними (см. с.3).

Недопустимо использовать в работе вырезки из книжных и журнальных изданий.

2.1.3. Рекомендуемая литература

При выполнении контрольной работы №1 целесообразно использовать книги [1…4 ], а также информацию заводов-изготовителей по устройству и техническому обслуживанию автомобилей конкретных моделей.

 

2.2. Выбор варианта и тем контрольных работ

Перед выполнением контрольных работ необходимо определиться с индивидуальным заданием, которое состоит в выборе варианта и тем контрольных работ. По варианту контрольных работ определяют два автомобиля - легковой и грузовой. Темы же контрольных работ составляют вопросы, на которые следует ответить применительно к этим автомобилям.

Вариант контрольной работы выбирается по двум последним цифрам шифра. Цифры соответствуют модели автомобиля и установленного на нем типа двигателя. Последняя цифра определяет автомобиль с бензиновым двигателем (табл.2), абсолютная разница между последней и предпоследней - с дизельным (табл.3). Например, шифр студента 739262. Цифра 2 указывает на автомобиль УАЗ-3151 с двигателем УМЗ-417. Разница же между двумя последними цифрами (6-2=4) автомобиль Урал-4320 с дизелем КамАЗ-740.

Выбор тем для контрольных работ №1 и №2 также проводиться по двум последним цифрам шифра. Если сумма этих цифр оказывается четным числом, то в контрольные работы входят четные номера тем. В случае нечетной суммы - нечетные темы. Так, в примере с учебным шифром 739262 в обеих контрольных работах будут представлены темы с четными номерами.

Таблица 2

Последняя цифра шифра

Легковой автомобиль
Модель автомобиля / двигателя
0 ГАЗ-3110 / ЗМЗ-406.2
1 ГАЗ-3110 / ЗМЗ-402
2 УАЗ-3151 / УМЗ-417
3 ВАЗ-2121 / ВАЗ-2121
4 ЗАЗ-1102 / МеМЗ-1102
5 М-21412 / УЗАМ-412
6 ВАЗ-2109 / ВАЗ-2109
7 ВАЗ-1111/ ВАЗ-1111
8 ВАЗ-2105 / ВАЗ-2105
9 ВАЗ-2106 / ВАЗ-2106

 

Таблица 3

Разность двух последних цифр

Грузовой автомобиль
Модель автомобиля / двигателя
0 КамАЗ-5320 / КамАЗ-740
1 КрАЗ-257 / ЯМЗ-238
2 МАЗ-5335 / ЯМЗ-236
3 ГАЗ-3309 / ЗМЗ-3309
4 Урал-4320 / КамАЗ-740
5 БелАЗ-540А / ЯМЗ-240
6 ГАЗ-4301 / ЗМЗ-4301
7 МАЗ-5432 / ЯМЗ-238П
8 ЗиЛ-133ГЯ / КамАЗ-740
9 КаМАЗ-4310 / КаМАЗ-740

 

При выполнении контрольных работ рекомендуется воспользоваться технической информацией по выбранным автомобилям.

Содержание тем контрольной работы №1

Таблица 4

Легковые автомобили Грузовые автомобили
Степень проходимости; Назначение;
Общая компоновка; Степень проходимости;
Класс автомобиля (параметр); Приспосабливаемость к дорож-
  ным условиям;
  Характер использования;
  Класс автомобиля (параметр)

 Привести по одному примеру модификации для указанных автомобилей.

Таблица 5

Классификационный Карбюраторный Дизельный
Признак ДВС ДВС
Количество тактов в рабочем цикле    
Способ смесеобразования    
Способ воспламенения рабочей смеси    
Вид применяемого топлива    
Способ охлаждения    
Количество цилиндров    
Степень сжатия    

2. Понятия эффективной и литровой мощности ДВС, часового и удельного расхода топлива, эффективного крутящего момента.

3. По каким конструктивным параметрам разделяют двигатели на быстроходные и короткоходные? Дать оценку рассматриваемых двигателей по этим параметрам.

Механизм газораспределения

1. Представить схемы механизма газораспределения бензинового и дизельного ДВС. Указать цифрами детали в последовательности, соответствующей передачи усилия от распределительного вала к стержню клапана.

2. Перечислить типы приводов распределительного вала. Дать их сравнительную характеристику. Изобразить схемы приводов для данных двигателей с указанием существующих меток.

3. Указать на круговой диаграмме фаз газораспределения угол, соответствующий дозарядке цилиндра.

Система охлаждения

1. Составить схему системы охлаждения дизельного двигателя. Указать назначение основных элементов.

2. Указать основные причины перегрева двигателя и его последствия.

3. Какие приводы вентилятора могут использоваться в системах охлаждения ДВС для автоматического поддержания температурного режима.

Система смазки

1. Составить схему системы смазки бензинового двигателя. Перечислить детали, в сопряжения которых масло подается под давлением и детали смазываемые разбрызгиванием (масляным туманом) и самотеком.

2. Изобразить схемы включения клапанов в системах смазки рассматриваемых двигателей, их назначение.

3. Указать основные причины падения давления в системе смазки.

Содержание тем контрольной работы №2

Система зажигания

1. Изобразить принципиальную схему системы зажигания бензинового ДВС. Обозначить основные элементы, пояснить принцип работы.

2. Привести схемы автоматов опережения зажигания, пояснить их работу.

3. Объяснить, как производится регулирование угла опережения зажигания на инжекторных двигателях.

Сцепление

1. Представить схему трансмиссии легкового автомобиля. Обозначить основные узлы в последовательности, соответствующей передаче крутящего момента от двигателя.

2. Заполнить таблицу конструктивных признаков сцеплений рассматриваемых автомобилей:

Таблица 6

Конструктивный Легковой Грузовой
Признак автомобиль автомобиль
Тип сцепления    
Тип нажимной пружины    
Число ведомых дисков    
Наличие гасителя крутильных колебаний    
Тип привода    
Наличие (тип) усилителя привода    

3. Изобразить схему привода сцепления грузового автомобиля. Указать места регулировок, чем они обеспечиваются.

Таблица 7

Конструктивный Легковой Грузовой
Признак автомобиль автомобиль
Тип коробки передач    
Число валов, передающих крутящий момент    
Число передач прямого хода    
Число передач заднего хода    

 

Продолжение таблицы 7

Число передач с синхронизаторами    
Наличие ускоряющей передачи    
Наличие делителя, демультипликатора    
Наличие раздаточной коробки    

2. Изобразить схему коробки передач для грузового автомобиля. Указать на схеме включение одной передачи переднего хода и рассчитать ее передаточное число.

3. Изобразить схему гидромеханической коробки передач. Пояснить работу. Чем отличается гидротрансформатор от гидромуфты?

Таблица 8

Конструктивный Легковой Грузовой
Признак автомобиль автомобиль
Тип карданных шарниров привода ГП    
Тип главной передачи    
Тип дифференциала ведущего моста    
Наличие межосевого дифференциала    
Тип привода на ведущие колеса    

2. Изобразить схему главной передачи с межколесным дифференциалом легкового автомобиля.

3. Показать схемы привода на ведущие колеса легкового и грузового автомобилей.

Подвеска и мосты

1. Заполнить таблицу конструктивных признаков для рассматриваемых автомобилей:

Таблица 9

Конструктивный Легковой Грузовой
Признак автомобиль автомобиль
Тип подвески передних колес    
Тип подвески заднего моста    
Упругие элементы подвески:    
предних колес    
заднего моста    
Направляющие элементы подвески:    
передних колес (моста)    

 

Продолжение таблицы 9

заднего моста    
Гасящие элементы:    
предних колес (моста)    
заднего моста    

2. Представить схему передней подвески легкового автомобиля. Указать углы установки управляемых колес, и объяснить их назначение.

3. Изобразить схему подвески задних колес грузового автомобиля с обозначением сил, действующих на ее элементы.

Рулевое управление

1.Указать основные типы рулевых механизмов. Как обеспечивается их регулировка?

2. Изобразить схемы рулевого привода с зависимой и независимой подвесками. Почему в основе рулевого привода лежит трапеция?

3. Составить схему гидроусилителя с совмещенным силовым цилиндром и распределителем, обозначить основные элементы. 

2.4.8. Тормозная система (ТС)

1. Изобразить схему рабочей тормозной системы заданного легкового автомобиля. Обозначить все элементы, входящие в состав ТС.

2. Представить схему тормозного механизма грузового автомобиля. Как проводится регулировка тормозного механизма.

3. Пояснить схемой работу гидроваккумного усилителя гидропривода тормозов легкового автомобиля.

Литература

Основная

1.  Богатырев А.В. и др. Автомобили.-М.: Колос, 2001.-496 с.

2.  Боровских Ю.И. и др. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.-М.: Высшая школа, 1997.-528 с.

3.  Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. - М., Транспорт, 1999. - 430 с.

4.  Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. – М.: ИРПО; Издат. Центр «Академия», 2000.-544 с.

Дополнительная

1.  Морев А.П., Ерохов В.П. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей. - М., Транспорт, 1988. - 184 с.

2.  Щетина В.А. и др. Подвижной состав автомобильного транспорта. - М., Транспорт, 1989. - 302 с.

3.  Понизовкин А.Н. и др. Краткий автомобильный справочник. - М.: АО «Трансконсалтинг», 1994. - 779 с.

4.  Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт. – М.: Издательство «За рулем», 1999.-144 с.

5.  Нагайцев М.В. и др. Автоматические коробки передач современных легковых автомобилей.-М.: «Легион-Автодата», 2000.-125 с.

6.  Хрулев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей.-М.: Издательство «За рулем», 2000.-440 с.

7.  Журналы «За рулем», «Автомобильная промышленность», «Автомобильная промышленность США» и др.

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УСТРОЙСТВО АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСВ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.