Бизнес- среда предпринимательской деятельности. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Бизнес- среда предпринимательской деятельности.

2021-03-18 112
Бизнес- среда предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Субъекты экономики функционируют в определенных условиях, которые формируют их специфическую среду деятельности или окружение. Ни один предприниматель, ни одна организация не может осуществлять свою деятельность изолированно, вне зависимости от других участников рынка, сложившихся внутренних и внешних факторов. В итоге правомерным становится выделение бизнес - среды предпринимательства или деловой среды предпринимательства.

С точки зрения аналитического подхода, бизнес – среда предпринимательства - это совокупность внешних и внутренних факторов, воздействующих на деятельность предприятия. Внутренние факторы определяются действиями данного предприятия и могут регулироваться управленческим персоналом. Внешние факторы не зависят от деятельности данного предприятия, практически не поддаются воздействию со стороны предприятия, но оказывают на его работу и результаты существенное влияние. Так как бизнес-среда имеет сложную структуру, то для всех её составных элементов справедливо утверждение, что они также представляют собой совокупность специфических факторов.

С точки зрения управленческого подхода, бизнес-среда предпринимательства – это совокупность разного рода участников (субъектов), взаимодействующих с организацией и влияющих прямо или косвенно на её деятельность, и отношений, возникающих в процессе взаимосвязи между участниками и организацией. Так как бизнес-среда имеет сложную структуру, то для всех её составных элементов справедливо утверждение, что они также представляют собой совокупность определённых участников и специфических отношений между ними и предприятием (рис. 3).

При этом необходимо иметь в виду, что по отношению к предприятию все субъекты подразделяются на внешних и внутренних участников. Внутренние участники непосредственно связанны с деятельностью предприятия, так как являются либо его собственниками, либо осуществляют руководство и выполняют определённые трудовые функции (персонал, трудовой коллектив).

Внешние участники осуществляют самостоятельную деятельность и могут как прямо взаимодействовать с данным предприятием (потребители, поставщики, конкуренты, посредники, проверяющие государственные органы, конкуренты), так и косвенно (государство и общество в целом, общественные организации).

 

Рис. 3. Структура бизнес – среда предпринимательства

В свою очередь отношения, возникающие между предприятием и участниками, могут быть формальными и (или) неформальными. Формальные отношения – это отношения, которые являются обязательными для всех сторон, так как в их основе лежат нормы действующего законодательства и установленные договорами условия, а, следовательно, больше носят объективный характер.

Неформальные отношения – это отношения, которые не регулируются нормами права, возникают в силу сложившихся условий (симпатии, увлечения, интересы, общение и т. п.) и крайне непредсказуемы в дальнейшем (уважение или потеря уважения, положительное или негативное отношение, доброта или злоба, сотрудничество или препятствия и т. п.), а, следовательно, больше носят субъективный характер.

В итоге все условия деятельности предпринимателей подразделяются на внешние и внутренние условия, то есть бизнес-среда включает внешнюю и внутреннюю среду.

В управленческой мысли представление о сущности, значении и необходимости принимать во внимание внешнее окружение появилось в конце 50-ых годов 20 века. Само понятие внешней среды прочно утвердилось в экономической науке с 70-ых годов 20 века, когда стало ясно, что для понимания процессов, происходящих на фирме, и слагаемых успеха или неудач необходимо её рассматривать как открытую систему, находящуюся в особом единстве с внешней средой.

Внешняя среда предприятия – это определённая рыночная среда, в которой действует предприятие. Данное окружение формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности, отношения которых с организацией носят формальныйхарактер. Основными субъектами внешней среды организации являются: поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, наёмные рабочие, конкуренты, собственники, местные жители, профессиональные группы, госорганы и т. п.

Внешняя среда представляет собой совокупность факторов за пределами компании, которые на практике влияют на её успех.

Предприниматели и менеджеры не могут заметно повлиять на данные факторы, но, в тоже время, внешняя среда оказывает самое существенное воздействие на деятельность предприятия и его результаты. В итоге от руководства в процессе управления хозяйствующим субъектом требуется выработать наиболее оптимальные варианты действий, которые следует предпринять при актуальном воздействии внешних факторов среды на предприятие.

Внутренняя среда предприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникающих в процессе финансово–хозяйственной деятельности. Отношения между агентами при этом носят как формальный, так и неформальныйхарактер.

Внутренняя среда определяется совокупностью внутренних факторов, которые формируются самим предприятием в процессе его деятельности. В результате руководство может воздействовать на элементы внутренней среды и сформировать оптимальные (внутренние) условия хозяйствования.

По мнению Г. И. Шепеленко, к основным группам факторов внутренней среды следует отнести: 1) персонал; 2) техника и технология (комплексный фактор, включающий оборудование, транспортные средства, инструменты, технологии); 3) материальные ресурсы; 4) научно – исследовательские и опытно конструкторские работы; 5) менеджмент; 6) маркетинг.

Каждый перечисленный фактор включает ряд подфакторов. Все условия очень динамичны, поэтому необходимо постоянно за ними следить и быстро реагировать на их изменения. Часть факторов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятия, другие - могут влиять косвенно.

Бизнес-среда предпринимательства и все её составляющие, прежде всего внешняя среда, имеют ряд важных характеристик, которые необходимо принимать во внимание в процессе управления предприятием:

1) Взаимосвязанность факторов среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Другими словами, необходимо учитывать степень взаимосвязи и взаимозависимости между факторами внешнего окружения фирмы (между политической и правовой средой, между экономической и демографической и т. п.);

2) Сложность среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать. Основным преимуществом организаций, работающих в несложной среде, является ограниченность факторов, которые необходимо принимать во внимание руководству фирмы. Организации, работающее на международном уровне, характеризуются крайне сложной внешней средой;

3) Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. В современных условиях окружение организации меняется нарастающими темпами, то есть среда становится всё подвижнее. Подвижность среды отлична у разных подразделений организации, зависит от отраслевой принадлежность фирмы, от региона и страны;

4)Неопределённость среды – это функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в данной информации. Чем среда неопределённее, тем сложнее принимать управленческому персоналу оптимальные решения.

Таким образом, внешняя среда предпринимательства – это часть бизнес – среды предприятия, которая оказывает наиболее существенное влияние на все стороны деятельности организации и носит внешний характер по отношению к ней. Она состоит из микросреды (среды прямого воздействия) и макросреды (среды косвенного воздействия).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.