Язык           мышление             сознание          действительность — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Язык           мышление             сознание          действительность

2021-03-17 81
Язык           мышление             сознание          действительность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

правильность         точность                    выразительность           уместность                                                                                                                                  богатство                логичность                индивидуальность            ясность

                               лаконичность                                                              чистота

 

Коммуникативные качества речи помогают организовать общение и сделать его эффективным.

Рассмотрим каждое из этих качеств в отдельности.

1. Ясность, т. е доступность, понятность. На ясность как на главное достоинство речи указывал ещё Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Причины неясности речи следующие:

а ) низкая культура мышления, неглубокое знание материала;

б) многословие (в прошлом году вступил в строй действующих предприятий автомобильный завод);

в) неправильный порядок слов (при попытке скрыться подсудимые были задержаны с украденными вещами дружинниками).

2. Точность, т.е. соответствие высказывания замыслу автора. Причинами неточности являются:

а) употребление слов в несвойственном им значении (Отдельные члены танцевального кружка не пришли на репетицию);

б) неустранённая контекстом омонимия (лексическая: совместный отдых, как и труд, спаивает людей; синтаксическая: характеристика Васильева точно соответствовала дейсвительности);

в) смешение паронимов (Его необходимо направить на принудительное лечение от алкоголя).

3. Правильность, т. е. соблюдение норм литературного языка. Правильность выполняет важную роль в общении: создаёт образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом. (Какая норма нарушена и как правильно? Она одела на себя – надела – синтаксич.; этот цветок красиве΄е – краси΄вее – акцентологич.; ложи сюда – клади – лексич.; сэссия – сессия – орфоэпич., оплачивать за проезд – оплачивать проезд – синтаксич.; согласно приказа ректора – согласно приказу – синтаксич., встретившись с ним, все сомнения рассеялись – встретившись с ним, я перестал сомневаться – синтаксич.; все свои документы я утратил – я потерял – лексич.).

4. Уместность, т.е. соотнесённость языковых средств с содержанием речи, с обстановкой и со статусом оратора. Если правильность строится на всех нормах, начиная с акцентологической и до лексической, то уместность опирается на стилистическую норму. (Неуместно, например, блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки или говоря об экономическом кризисе; неуместно, сообщая о том, что девушка в пьяном виде зарезала мать, говорить, что это произошло в один прекрасный день; неуместно, находясь в официальной обстановке, употреблять жаргонизмы и просторечные выражения).

5. Логичность, т.е. соответствие законам логики. Логика (греч. logos) – слово, смысл. Культура речи под логичностью понимает непротиворечивость, структурную стройность и связность высказывания. Для создания логичности необходимо пользоваться определёнными логическими операциями: Причинно-следственная связь. Напр.: Шофёр автобуса Маков нарушил правила безопасности движения, поэтому лишён премии. Сравнение – установление сходства или различия предметов, явлений, фактов. Напр.: Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш. Талейран). Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части. Напр.: Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе (Сенека). Абстрагирование – мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков. Напр.: Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше (В.Г. Белинский). Обобщение – приём, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Напр.: Время уносит всё; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу (Платон). Вопр.: Какая логическая операция нарушена в этом тексте: Собираясь за покупками в магазин или на рынок, мы внутренне готовы к тому, что нас обязательно обманут, но особо из-за этого не расстраиваемся. Ибо большого ущерба от обвесов, обсчётов и тому подобных торговых махинаций не несём. Продавцы, которые ежедневно «химичат с нами», как правило, обдирают по чуть-чуть. Мы входим в их положение и знаем, что им тоже надо платить – всевозможным бандитским «крышам» и коррумпированным чиновникам. Вот почему торговые точки (и особенно рынки) давно и совершенно справедливо снискали славу самых криминальных мест. (Если понимать автора этого текста буквально, то получается, что рынки совершенно справедливо снискали себе славу самых криминальных мест, потому что мы, покупатели внутренне готовы к тому, что нас обманут, но особо из-за этого не расстраиваемся.)

6. Лаконичность, т.е. краткость и содержательность. Лаконичность достигается отсутствием слов, не несущих информации. Причинами нарушения лаконичности являются тавтология и плеоназм (тавтология – содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в смысловом дублировании целого или его части: явление проявляется, рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь; плеоназм – избыточность выразительных средств, используемых для передачи лексического или грамматического смысла высказывания: главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, поселился жить в гостинице, пинать ногами, толпа народа).

7. Чистота – отсутствие в речи слов-сорняков, слов-паразитов. Слова-паразиты – это навязчивые слова, засоряющие речь своей пустотой и бессодержательностью: это самое, вот, значит, типа, как бы, так сказать, видите ли и др. (Введенская, с. 76). Слова-сорняки – это жаргонизмы, просторечие и варваризмы. Употребление жаргонизмов, по мнению академика Д.С. Лихачева, отражает не только примитивную речь, но и примитивное сознание. Напр.: кинуть, обуть в значении обмануть; замочить в значении убить. Просторечие свидетельствует о недостаточном знании норм литературного языка и о низкой культуре речи. Напр.: мне без разницы вместо мне всё равно, обратно в значении опять. Варваризмы – иностранные слова, дублирующие уже имеющиеся исконно русские наименования. Напр.: тинэйджер вместо подросток, консолидировать вместо объединять, сплачивать.

8. Выразительность – это такое коммуникативное качество речи, в котором соединяются возможности всех средств языка и речи. К таким средствам, например, относятся фигуры и тропы (тропы – эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония; фигуры – риторический вопрос, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, инверсия и др.) (В сто сорок солнц закат пылал – гипербола; горит костёр рябины красной – метафора).

9. Индивидуальность – т.е. самобытность, умение говорить о самых знакомых фактах своими совами, не употребляя речевых штампов. Штампы – это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Отсутствие индивидуальности в речи вызвано прежде всего плохой подготовленностью, поверхностными знаниями, недостаточным запасом слов.

10. Богатство, т.е. разнообразие, качество, свидетельствующее о высоком уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Богатая речь отражает высокий уровень культуры её автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство – это историзмы (городовой, барщина); архаизмы (отрок, сей, ланиты); неологизмы (мобильник); исконно русские слова (ожерелье); заимствованные (башмак), интернационализмы (класс); синонимы (известный, знаменитый, выдающийся учёный), антонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки (не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Речь, обладающая всеми этими качествами, воспринимается как воздействующая.

 

        НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

 

План

         1. Понятие научного стиля.

2. Возникновение и развитие научного стиля.

3. Требования, предъявляемые к научному стилю.

4. Языковые особенности научного стиля:

4.1. лексические;

4.2. морфологические;

4.3. синтаксические.

5. Правила текстовой композиции научного стиля.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, - это наука. Научным стилем пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций. Научный стиль, а точнее - его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.

Научный стиль относится к так называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Научная речь всегда подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократно говорили, что о самых сложных вещах можно рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.

Поскольку наука изучает сложные явления и процессы, то к научному изложению предъявляются особые требования, которые обусловливают языковые особенности научного стиля. Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна логичность, чёткая последовательность мысли. Во-вторых, необходима точность - точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третий конструктивный признак научного стиля - обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения) или об относительно новом, т.е. новом только, например, для учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).

Одна из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных, или международных терминов, например: анализ, амплитуда, контакт. В мире действует тенденция к международной стандартизации языка науки.

В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того, в лексический состав научного стиля входит много сложных слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются особые русские и международные терминологические элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.

Другая яркая черта лексики научного стиля - широкое использование абстрактных существительных, обозначающих состояние, качество, признак, движение, например: удаление, коррекция, кодификация.

По сравнению с лексическими, особенности морфологии научного стиля заметны меньше, но их необходимо знать, чтобы хорошо владеть научной речью. Рассмотрим некоторые из них.

Специфика употребления имени прилагательного в научной речи заключается в том, что из двух форм выражения превосходной степени сравнения предпочитают аналитическую, сложную форму, а именно выражение превосходной степени с помощью вспомогательных слов: наиболее/ самый крупный; самый мелкий; наименее заметный.

Для наиболее концентрированного выражения мыслей в научном стиле, как и в других книжных стилях, широко используются причастные и деепричастные обороты, напр., любой говорящий, выносящий тезис на обсуждение, …; Аристотель, преподавая риторику в лицее, утверждал, что

Логичность и точность научного изложения приводят к активному употреблению в научных текстах средств связи: сложных предлогов, возникших из существительных. Эти предлоги до некоторой степени сохраняют значения существительных, что и делает связь мыслей более ясной: вследствие, в заключение, в течение, в связи, за счёт.

Синтаксические особенности научного стиля речи обнаруживаются уже в словосочетании. Как и в других книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола, частично утратившего своё лексическое значение: оказывать влияние, производить исследование.

Более подробно рассмотрим употребление вводных слов. Из многочисленных разрядов вводных слов русского языка с целью достижения точности, объективности, последовательности научного изложения выбирают вводные слова преимущественно трёх типов: 1) для указания на источник мысли,: на наш взгляд, по данным научных публикаций, с точки зрения, согласно теории и др.; 2) для выражения степени достоверности сообщаемого: вероятно, по-видимому, бесспорно, предположительно и др.; 3) для логической связи мыслей: во-первых, наконец, таким образом и др.

Объективность научного изложения требует использования таких конструкций, в которых бы главное внимание обращалось на объект исследования. Таких конструкций несколько. Главная из них - пассивная конструкция, или пассивный оборот, например, явление объясняется, проблема исследуется. Ещё одним средством выражения объективности высказывания являются неопределённо-личные и безличные предложения. Неопределённо-личные предложения показывают, что действие совершается какими-то неопределёнными лицами. Для говорящего в данном случае важно только действие, а не деятели: предполагают (предполагается), что.... В безличных предложениях тоже важно именно действие. Главный член безличных предложений обычно выражается сочетанием инфинитива со словами можно, нужно, необходимо, следует, требуется и др.

     В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определённые правила текстовой композиции. Текст воспринимается от частного к общему, а создаётся от общего к частному. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования: 1. осознание проблемы и постановка цели – введение; 2. поиск способов решения проблемы, перебор различных вариантов, выдвижение гипотезы, доказательство – основная часть; 3. решение проблемы, получение ответа – заключение. Способ изложения, т. о., является способом доказательства. Наиболее общие фазы исследования представляют собой сложные действия, которые состоят из более конкретных, а они, в свою очередь, из элементарных действий, таких, как обоснование, сравнение, противопоставление, приведение примера, ссылка, дополнение, пояснение, актуализация информации. Текст научного произведения создаётся как цепочка шагов, образующих логический каркас. 

В научном тексте по любой специальности можно выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Автор методично, шаг за шагом, поясняет, подсказывает своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он совершает: даёт определение, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод.

                 Публичная речь и её особенности

                                            Есть два искусства, которые могут

                                            вознести человека на самую высокую

                                            ступень почёта: одно – это искусство

                                            хорошего полководца, другое – искусство

                                            хорошего оратора (Цицерон).

 

 

План:

1. Подготовка публичного выступления.

2. Композиция речи.

3. Произнесение речи.

4. Оратор и аудитория.

  Устное публичное выступление – речь подготовленная, продуманная, тщательно выстроенная, произнесённая перед аудиторией с целью оказать на неё желаемое воздействие.

Подготовка к любому виду публичной речи начинается с определения темы речи. Важно, чтобы тема представляла интерес для слушателей. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи. Следующий этап – подбор материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы: 1. Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта, знания, практика, личные контакты, беседы, интервью; воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества. 2. Опосредованные: а) официальные документы: б) научная и научно - популярная литература; в) художественная литература; г) статьи газет и журналов; д) передачи радио и телевидения; е) справочная литература: энциклопедии, словари; ж) результаты социологических опросов. Следует помнить, что "живой" опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

 Работа над композицией речи предполагает, прежде всего, определение порядка, в котором будет излагаться материал, т.е. составление плана. План – это словесный набросок, общий вид намеченного. (План создает только человек, животное же действует по инстинкту. Пчёлы лепят соты с удивительной точностью, термиты строят высокие башни, пауки плетут геометрически безупречную паутину). План выполняет важную роль в подготовке к речи. По структуре планы бывают простыми и сложными (самый сложный - четырёхуровневый). После написания плана необходимо продумать построение отдельных частей своей речи: вступления, основной части и заключения, причем с учетом их специфических особенностей. Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы оказать желаемое воздействие на аудиторию. Композиция выступления: вступление – прямое или косвенное; основная часть состоит из трёх элементов: тезис (Тезис - это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор. Тезис не должен меняться на протяжении всей речи! – (потеря тезиса или уловка, т.е. подмена тезиса?) стр. 377), аргументация (Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой), демонстрация, т.е расположение аргументов (методы изложения материала: индуктивный, дедуктивный, аналогический, ступенчатый, концентрический). Заключение – аннотация или резюме (пример: текст про воду).

Во время произнесения речи особое внимание следует обратить на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию – образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Неверное произношение и неправильное ударение снижают доверие аудитории к оратору, подрывают его авторитет. Имеет значение также интонация, т. е. ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоциональной окраски предложения. К интонации относится и темп – скорость протекания речи во времени – и паузы между речевыми отрезками. Фразовое и логическое ударение служат средством выделения слов или словосочетаний и повышают выразительность речи.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составля­ют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, дви­жут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоци­онального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи право­мерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновиднос­ти познания – наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобраз­ный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемо­го посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступле­ния и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человечес­кого мышления.

Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь со­четает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность – совершенно естественное и вме­сте с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает вос­принять и усвоить ее содержание.

 Высшее проявление мастерства публичного выступления – контакт со слушателями. Условия возникновения контакта: интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений. Важно, чтобы человек творчески подходил к выступлению: использовал свои природные данные и умело применял приобретенные риторические навыки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.