Место ТГП в системе других наук. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Место ТГП в системе других наук.

2021-03-17 69
Место ТГП в системе других наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методология ТГП.

Метод в науке – знание, при помощи к-рого добывается новое знание. Т.е. 1 и тот же фрагмент знания в 1 случае м. рассм-ся как теория (разрабатываемое знание), а в др. – как метод. ТГП развив-ся с помощью своего метода, а по отн. к др. наукам выступает как метод.

Подходы:

1. Метод ТГП – опред сов-ть приемов сп-ов позн-я гос-прав действ-ти, содерж-е к-рого составл набор правил и прин-в, ориентирующ опознающ суб-та при осущ-ии науч-го иследов-я (Сырых). Проф. Сырых строго различает понятие метода и методологии. Методология – учение о методах.

2. Методология и метод отождест-ся. Методология рассм-ся как система методов (проф. Лазарев).

3. Выдел-ся не метод как обобщ понятие, а сов-ть методов (проф. Корельский).

Методологич. арсенал ТГП вкл-ет в себя:

1. Сырых («Метод прав. науки», 1980): 1). Всеобщ. филос. метод/ метод матер. диалектики. Использ-ся всеми науками на всех этапах познания; 2). Общие методы (анализ, синтез, дедукция, индукция). Использ-ся всеми науками для реш-я опред. опред. задач на отдел. этапах познания; 3). Спец. методы (статист., истор.). Разраб-ся конкр. опред. науками и использ-ся применит. к гос.-прав. действит-ти.

2. Классификация проф. Бабаева: 1). Общий универс. метод (диалектика); 2). Частные (спец.) методы: а). сравнит.; б). логич.; в). социологич.; г). формально-юрид. (изуч-е права в чистом виде без увязки с эк-кой, политикой; изуч-ся категории права, опред-я, стр-ра, конструкции).

Причины и пути происхождения гос-ва.

Гос-во – полит. стр-ра особого рода, возникшая на опред. этапе общест. развития, предст-щая собой центральный институт власти в полит. системе конкретного общ-ва.

Причины названы в различных теориях возникн-я гос-ва: в теологической (божест. сила); в договорной (сила разума и сознания); в психологич. (факторы психики человека); в органической (биологич. факторы); в материалистической (соц.-экон. факторы); в теории насилия (военно-полит.) и т.д.

Названные теории явл-ся наиб. распрост-ми учениями о способах и процессе появления такого соц. инст-та как гос-во. Такое расхожд-е мнений обусл. следующим:

1. На процесс происх-я гос-ности действит. влияли многие факторы (соц.-экон., военно-полит., природно-климатич., нравственно-религ. и др.);

2. Мыслители предлагавшие объяснения этому процессу жили в разные историч. эпохи и использ-ли разный объём накопленных человеч-вом знаний;

3. Объясняя процесс возникн-я гос-ва учёные чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы, в к-рых они проживали, игнорируя др. регионы;

4. Зачастую мыслители, восхищённые достиж-ми др. наук, пытались эти рез-ты применить к наукам общест-ным, и в частности основываясь на тех/иных достиж-ях, по-новому взглянуть на процесс происх-я гос-ва, делая это подчас так увлечённо что не замечали влияния на развитие общ-ва др. факторов;

5. Нельзя искл-ть и того что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли и их филос. и идеологич. пристрастия.

Восточ. путь возникн-я гос-ва - "азиатский способ пр-ва" (Др. Восток, Афри­ка, Америка, Океания, Египет, Китай). Здесь очень устойч., традици­онными оказались соц.-экон. отн-я и стр-ры родового строя — земельн. община, коллект. соб-ть. Упр-е общест. соб-тью становилось важнейшей ф-цией родоплеменной знати, к-рая постеп. превращалась в обособл. соц. группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общ-ва.

Европейск. путь возникн-я гос-ва – глав. государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. (Афины, Рим).

 

Происхождение права.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.

В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями (мононормы). С расслоением общества на касты и классы обычаи. Нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательным и для всех потому, что единства интересов членов общества уже не существовало, примирить же противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. Т.о. исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и гос-ом.

Коренной задачей сменявшего родовые обычаи регулирования было стремление создать единый, общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящего хозяйства. Наиболее сложившейся идеологической силой такого объединения выступала религия.

Большую роль в становлении новых правовых норм играли  судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Все это способствовало созданию правовых норм судами, т.е. возникновение судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти (царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа, где главенствующее положение занимали представители высших сословий – родовая знать, духовная аристократия и др.).

В то же время нормы юридического права, санкционированного государством, были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отно-шений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, а также для обеспечения единой власти в государстве.

На Востоке право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основ-ными его источниками становятся религиозные положения. В Европейских странах развивается более формальное и определенное прецедентное право.

 

Теории происхождения права.

Теологическая  исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления.

Теория естественного права – параллельно существуют позитивное право (т.е. созданное законным путем) и право естественное.

Историческая школа (18 – 19 вв. Гуго, Савиньи, Пухта). Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем.

Нормативиская теория Кельзена. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.

Психологическая теория. Петражицкий усматривает причины правообразования в психике людей, Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида».

 

Форма правления.

  Форма правления раскрывает способ организации верховной гос.власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия – форма правления, при которой верховная гос.власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления

Абсолютная монархия – при которой верховная гос.власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. Основным признаком является отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха

Конституционная монархия, – при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Парламентарная монархия  характеризуется основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится премьер-министром;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является чисто символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии гос.власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним (кайзеровская Германия 1871-1918гг.).

Республика – это форма правления, в которой высшая гос.власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Единственным источником власти по закону является народное большинство.

Признаки: - существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов гос.власти, которые имеют связь с избирателями и ответственны перед ним;

- осуществление гос.власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной гос.власти для всех других гос.органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.о. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра. Правительство формируется партией (или партиями), победившими на парламентских выборах, а президент назначается парламентом или специально образуемой парламентской коллегией. Президент обладает достаточно обширными полномочиями: обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.п.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно, а при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Гос.управление строится по принципу жесткого разделения властей: президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособленны, но и обладают значительной самостоятельностью. Правительство формирует президент, часто с согласия парламента. Оно ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, а парламент может возбудить против президента процесс отстранения его от власти. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, т.к. чаще всего функция главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют также смешанные («полупрезидентские») республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых латиноамериканских стран, а также других государств, характерна суперпрезидентская республика. Ее характерная черта – неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдума и т.д.).

 

 

 

Государственный режим.

Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос.власти.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них являются следующие: - способы и порядок формирования органов гос.власти, управления и правосудия;

- порядок распределения между различными гос.органами компетенции и характер их взаимоотношений;

- степень реальности прав и свобод граждан;

- роль права в жизни общества и в решении гос.дел;

- место и роль в гос.механизме армии, полиции, разведки, контрразведки и других аналогичных им структур;

- степень реального участия граждан и их объединений в гос. и общественно-политической жизни, в управлении государством;

- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.

Политическая практика подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящий у власти слой или класс «во всех странах неизменно вырабатывает две системы управления. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ…Второй метод – метод «либерализма», шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.д.». В зависимости от того, какой из этих методов осуществления гос.власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида гос.режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточием огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов. Власть не формируется и не контролируется народом; он не имеет гарантий перед лицом абсолютно бесконтрольной, авторитарной власти. Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в которую происходит в порядке специальной процедуры. Логическим завершением и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашистский.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие:

- конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций;

- существование ряда политических (в том числе оппозиционных)партий;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти;

- официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности;

 - принцип разделения властей и др.

Демократия (от греч.demos – народ и сratos – власть: власть народа, народовластие).

В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.

 Тоталитаризм это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XX в., в эпоху индустриального развития. Деспотия – власть, ничем не ограниченная, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы – политической, экономической, духовной и т.д. Тоталитаризм создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом принуждении.

Интересно, что тоталитарные режимы стремятся имитировать демократию, прикрывают псевдодемократическим фасадом свою деспотическую сущность. Но при этом псевдодемократические институты (например, «советской демократии»), во-первых, реально не избираются, а формируются из самих функционеров власти и лиц, доказавших свою лояльность режиму. Во-вторых, даже сформированные таким способом органы не принимают никаких самостоятельных решений, а лишь формально утверждают решения, принятые институтами реальной власти.

Государство и церковь.

Выделяют 2 основных вида статуса церкви в гос-ве:

1. гос.церковь, закрепление ее привилегированного положения, по сравнению с другими вероисповеданиями;

2. режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус гос. церкви предполагает тесное сотрудничество гос-ва и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к гос. церки. Особенности:

1. в сфере экономических отношений

– признание за церковью права собственности на широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д.). Государство часто освобождает церковную собственность от налогообложения или снижает налоги на нее;

- церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь;

- церковь наделяется рядом юридических полномочий (вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев, регулировать брачно-семейные отношения).

2. в области политики

– право участвовать в полит. жизни страны (представительство в гос.органах). Все руководящие гос.должности вправе занимать лишь лица, исповедующие гос.религию (Дания, Норвегия, Швеция).

3. в области религиозных отношений

– в республиках – глава государства дает религиозную присягу (клятву);

- в монархиях церковь участвует в коронации монархов.

4. в области воспитания и образования широкие полномочия, религиозная цензура СМИ, обязательное преподавание религии в школе (Австрия, Италия, Испания, Англия, Израиль).

Второй режим – отделение церкви от государства (Россия, Франция, Германия) обусловлен стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологич. и интеграционных функций. Особенности:

1. государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

2. государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если нет нарушения закона);

3. государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки;

4. церковь не выполняет каких-либо государственных функций;

5. церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;

6. государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.

Государство и экономика.

При рассмотрении проблем соотношения государства, права и экономики важное место занимает проблема механизма государственного воздействия и государственного регулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключаются в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.

В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органы государственной власти и управления.

Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.

Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни общества являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы.

С помощью данных средств государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из менее приоритетной сферы экономики в более приоритетную.

Путем использования данных средств решаются также вопросы привлечения или, наоборот, ограничения притока в экономику страны иностранного капитала.

Государственное регулирование в сфере экономики, равно как и в других сферах, имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Помимо всего прочего это неизбежно привело бы к угрожающему самому существованию государственной власти отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.

Функции права.

Право – оформленная в офиц. источниках, гарантир. гос-вом, единая в м-бах общ-ва нормативная система, призванная регулировать соц. значимое повед-е людей на основе справедл. баланса интересов, согласования воль и прав. притязаний всех слоев общ-ва.

Ф-ции права – осн. направления воздействия права на общест. отн-я, обусл. его соц. назначением.

Классификация:

1. регулятивно-статическая ф-ция – или ф-ция закрепления, стабилизации общест. отн-й, наиб. отчетливо выраж-ся при опред-и общест. статуса разл. суб-тов - закреплении основных прав и свобод ч-ка и гр-нина, компетенции органов и долж. лиц, правосуб-ти физ. и юр. лиц. Дан. ф-ция в наиб. степени отражает природу права: гр-нам и орг-циям предост-ся правомочия, в границах к-рых они действуют свободно, по своему усмотрению.

2. С помощью регулятивно-динамической ф-ции право опред-ет, каким д.б. будущее поведение людей. Эта ф-ция осущ-ся с помощью обязывающих норм. Так, зак-вом установлены обяз-ти выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать труд. дисциплину и т.д. Регул.-динамич. ф-ция находит свое проявление в правоотн-ях активного типа.

3. Охранительная ф-ция выделяет право из др. систем соц. регуляции, т.к. осущ-ся органами гос-ва, принимающими индивид. властные реш-я, исполн-е к-рых гарантировано гос. принужд-ем. Дан. ф-ция способствует выработке в праве как регуляторе общест. взаимосвязей ценных для личности и общ-ва качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Эта ф-ция реализ-ся путем примен-я спец. охранительных норм, а также действующих в охранит. режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъект. прав и обращении для их защиты в компетентные гос. органы.

4. Оценочная ф-ция позволяет праву выступать в кач-ве критерия правомерности или неправомерности чьих-л. реш-й и поступков. Если ч-к действует правомерно, то гос-во и общ-во не д. предьявлять к нему претензий. Ч-к признается действующим ответственно. Эта позитивная ответ-ть искл-ет негативную юр. ответ-ть. Следовательно, право предост-ет свободу действий его обладателю, а также, будучи юр. основанием реш-й (действий), предохраняет ч-ка от неблагоприятных соц. последствий их принятия (соверш-я). Особую роль в реализации оценоч. ф-ции играют охранительные и поощрительные нормы, в к-рых в общем виде содерж-ся отриц. или положит. оценка тех или иных возможных действий. В процессе примен-я этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, опред-ся индивид. мера юр. ответ-ти или поощрения (напр., наказ-е по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

Договор как источник права.

Правовой договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Структура нормы права.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Структура правовых норм строится в виде трех элементов деонтической логики (т.н. логики норм и нормативных понятий) получивших название диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза  указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких обстоятельств, перечисленных в статье нормативного акта.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной (дает возможность участникам варьировать свое поведение в оговоренных пределах) и бланкетной (правило лишь в общей форме, отсылает субъекта к другим правовым актам).

 Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности подразделяются на абсолютно определенные (точно указывается размер, величина, срок), относительно определенные (от и до), альтернативные (возможна замена вида наказания другим).

Структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но изменяясь, сохраняется в своем результате. Реальная структура нормы отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное обшественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

 

Классификация норм права.

1. по субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от:

а) государства (гос.органов);

б) непосредственно от гражданского общества (населением).

2. по социальному назначению и роли в правовой системе:

а) учредительные (нормы-принципы), отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан; основополагающие идеи и параметры правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в Основах законодательства, кодексах;

б) регулятивны е (нормы - правила поведения), непосредственно направлены на регулирование фактических отношений. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают: - управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); - обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность – носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

в) охранительные (нормы – стражи порядка), фиксируют меры гос.принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

г) обеспечительные (нормы – гарантии), содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизма и конструкций беспрепятственной реализации права;

д ) декларативные (нормы – объявления), обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления (ч.2 ст.1 Конституции РФ – «Наименования РФ и Россия равнозначны»);

е) дефинитивные (нормы – определения), формулируют определения правовых явлений или категорий;

ж) коллизионные (нормы – арбитры), призваны устранять возникшие противоречия между правовыми предписаниями;

з) оперативны е (нормы -инструменты), устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.

3. по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданс к ого, уголовного и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальны е (являются правилом поведения субъектов) и процессуальные (содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил);

4. по методу правового регулирования выделяют: - императивные (имеют сугубо строгий, властно категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении), диспозитивные (присущ автономный характер, позволяющий участникам самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав или использовать в определенных случаях резервное правило ); рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения субъектов).

5. По сфере действия вычленяют: - нормы общего характера (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории страны); - нормы ограниченного действия (имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами); - локальные (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур);

6. По времени действия: постоянные и временные;

7. По кругу лиц: - распространяются на все категории лиц либо лишь на строго определенные.

Типология правовых систем.

Романо-германская (континентальная) семья. К ней относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.

Во всех странах этой семьи есть писанные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

В большинстве стран приня


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.