И затем воздаст Бог человекам, и умножатся те, кто остался на земле». — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

И затем воздаст Бог человекам, и умножатся те, кто остался на земле».

2021-03-17 70
И затем воздаст Бог человекам, и умножатся те, кто остался на земле». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обратим внимание на состав паримьи: в начале – священный храм и в нем Сидящий, который Свят. Пророк благоговейно исповедует свое ничтожество и предает себя в руки Господа, и Божие мановение очищает его уста. Ему дано слово, которое он должен нести Израилю, и это слово - о неверии Израиля. В начале текста – антропоморфный образ, назначение которого – свидетельствовать о Святости Бога; неверие народа - в конце. Почему народ не верит? Потому что смежены очи его, уши его тяжелы, а сердце – одебелело. Но сам ли народ виноват в этом, или здесь какая-то Тайна?

Явление Тайны – в «знамении пререкаемом», о котором речь шла в евангельском чтении литургии, предваряемом, как мы знаем, чтением апостольским, подчеркивающим глубину мысли чтения евангельского.

Заметим, что эта паримья функционирует в богослужении Сретения не иначе как в контексте святоотеческого понимания Ис.6,1-12. Выразителем святоотеческой традиции в данном случае справедливо можно считать свт. Василия Великого, который говорит: “Тот, кто объясняет слова эти по-иудейски, скажет, что, конечно, в каком-нибудь месте Иерусалима видимы были Господь, «сидящий на престоле высоком и превознесенном», и «серафимы, стоящие окрест Его», и что взятый с алтаря всесожжений огонь поднесен был серафимом к устам пророка для очищения уст его. Но мы, уверенные, что подзаконное есть «образ и сень Небесного» (ср. Евр. 8, 5), как «домом» называем всю совокупность мысленных и чувственных тварей, так «престолом превознесенным» - Божие над всеми начальство и владычество, «серафимами»же - премирные силы” (Толкование на Книгу пророка Исайи, гл.6). Так значит, - продолжим мысль свт. Василия, - и у «Сидящего» тоже есть Небесный Первообраз, - ведь «Сидящий» точно так же «сень Небесного», как и «престол», и «дом». Не вдаваясь в обсуждение того, действительно ли «тот, кто объясняет эти слова по-иудейски, скажет» то, что приписывает ему Василий, - мы должны заметить, что видение Исаией Сидящего на высоком престоле должно быть истолковываемо обязательно с учетом понимания его как образа Божественного владычества, славы и величия. Нечто подобное мы можем видеть в Дан.7,9-10, где описано видение восседающего на престоле «Древнего днями» (слав. – «Ветхаго денми»), которому предстоят и служат «тысячи тысяч и тьмы тем».

Итак, неверие и соблазн Израиля есть следствия невидения, неслышания и неуразумения Бога в Его Славе. Ибо Слава Божия – Христос. Именно в Нем, во Христе, получают исполнение и обретают свой истинный и изначальный смысл все пророческие видения, в которых Бог представал в образе человека. «Сидящий на престоле высоком и превознесенном», а также «Древний днями» - суть «сени» и «гадания» Христа, Того, Кто и есть Небесный Первообраз всех «подзаконных» «сеней» и «гаданий»:

“Яко виде Исаия образно на престоле превысоце Бога от ангел славы дары приемлюща

– «О! окаянныи, - вопияше, - аз: провидех воплощаема Бога, Света Невечерня, и миром Обладающа»”[11].

Неверие и соблазн коренятся в факте Знамения Пререкаемого – Сына Марии, Который, ныне носимый на руках старца Симеона, между тем, есть никто иной как Тот, перед Чьим антропоморфным образом падал в благоговейном трепете Исаия, никто иной как Сам Бог Авраама, Исаака и Иакова, Владыка всей твари, «мысленной и чувственной»:

«Ветхии денми, Иже закон древле в Синаи дав Моисеови, днесь Младенец видится», - поется на литии сретенской вечерни.

Пророк Исаия видел очами своими лишь «тень» «Царя, Господа воинств». Старец Симеон – во исполнение видения Исаии - видит очами своими Самого Господа воинств, Само Истинное Спасение YHWH (ср. Лк.2,30), и, приняв в храме на руки свои Младенца Исуса, сам становится «очищенными устами», возвещающими глагол Божий, - ибо Богородица названа «Клещами», а Младенец Ее – «Углем»: «Клеще таинственная, како Угля носиши? Како питаеши Питающаго вся?»[12]. Симеон является пророком Вышнего и произносит слово, вдохновленное в него Духом Истины. Слово же Симеона является раскрытием пророческих слов о неверии народа: вот, в храме положен на стариковские руки Младенец – Тот, Кто есть Больший храма (Мф.12,6), положен Камень и Скала на Сионе (см. Ис.8,14-15;28,16), Камень, который есть Непоколебимое Знамение, но – Знамение Пререкаемое, увидев которое, одни падут, другие – восстанут, - Знамение, которое явится Судом и Откровением всему миру.

Можно добавить к этому следующее. Евангелист Иоанн в своем изложении Благой вести дает замечательный комментарий словам Исаии, который может быть правильно понят только в свете целого Откровения Христа. По Иоанну, соблазн и неверие во Израиле по поводу Исуса глубинную причину имели не в каком-то своеволии или безбожии народа, а в Тайне Промысла Божия. Эта мысль вызывает в памяти Книгу Иова и Послания св. ап. Павла, - те свидетельства Славы Божией, которые преимущественно говорят о Боге как о Непостижимой Тайне. Явление этой Тайны – Христос, Спасение миру. Иоанн пишет:

 “Они потому не могли верить, что (…) сказал Исаия: «Он ослепил их глаза

и сделал жестким их сердце,

«чтобы не увидели они глазами и не уразумели они сердцем,

чтобы обратиться.

И исцелю их»»” (Ин.12,39-40)[13].

 “В пророческой цитате, как она приводится в Ин., субъект ослепления есть Бог. Если Бог ослепил, разумеется народ не мог верить. (…). [Евангелист] ставит нас перед неисповедимой тайной промышления Божия. И однако цитата кончается: καί ίάσομαι αύτούς. (…). Ослепление мыслится как временное. Христос исцелил ослепленных” [8].

Выше мы упоминали слова Христовы: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12,32). “В Евангелии нет никакого указания, которое требовало бы понимания «всех» в ограничительном смысле. Если бы мы поняли πάντας («всех») буквально, мы получили бы право утверждать, что на путях Божественного промышления отпадение Израиля было необходимо [14], но что отпадение это — временное и что Христос и отпадших привлечет к Себе. Это будет и то исцеление Христом, которым кончается пророческая цитата” [8] Евангелия и, соответственно, рассматриваемой паримьи. И, – добавим, – то исцеление Христом, о котором возвещал апостол Павел: «окаменение (лишь) отчасти Израилю настало – доколе полнота народов войдет, - и так весь Израиль будет спасен» (Рим.11,25-26), ибо «заключил Бог всех в противление, чтобы всех помиловать. О, глубина богатства и премудрости и знания Божиих! Как непостижимы суды Его и неисследуемы пути Его! Ибо кто уразумел ум Господень? Или кто советником Ему был? Или кто сперва дал Ему, чтобы воздано было ему? Ибо из Него и Им и в Нем всё. Ему слава во веки. Аминь» (Рим.11,32-36).

 

* * *

 

Что касается третьей паримьи Сретения, то я обнаружил существование по крайней мере двух вариантов ее. Первый вариант – Ис.19,1,3-5,12,16,19-21, тема крушения кумиров египетских перед лицом Господа, грядущего «на облаке легком», и поклонения египтян Господу; второй – Иез.40,1(?); 43,1-2,4-5; 44,1-4, пророчество о «вратах затворенных» дома Господня, исполненного Славы Божией. «Вариант с Исаией» был мною обнаружен в славянском рукописном «Паремейнике» XIII в. [12] и в современных греческих богослужебных изданиях; он практикуется и в РПЦ. Самый ранний «вариант с Иезекиилем» из виденных мною – в «Соборнике», т.е. Минее Праздничной 1538 г., отпечатанной в Венеции [13]. Он практикуется ныне, насколько мне известно, в старообрядчестве, - как единственный канонически легитимный вид третьей сретенской паримьи. Пророческое чтение о «вратах затворенных» у нас, как правило, присутствует в Богородичных праздниках. С другой стороны, на Западе праздник Сретения имеет еще и другое название: «Очищение Пресвятой Девы Марии». Наконец, на Востоке, если Сретение налагается на воскресную службу, то воскресная служба не оставляется, а «вплетается» в текст праздничной службы, чего не бывает в случае других Господских великих праздников. Вопрос: известны ли более древние, чем обретаемый в венецианском Соборнике, отпечатанном в XVI в., «варианты с Иезекиилем», а также - в какой связи с западной традицией состоит восточно-православная практика богослужения Сретения, - для меня остается пока открытым. Предлагаю усердному читателю исследовать этот вопрос самостоятельно. Себя же считаю должным хотя бы кратко рассмотреть оба варианта, потому что второй прочно занял место в нашей старообрядческой традиции, что не может быть случайным, а первый поддерживается древним славянским текстом; и еще, - потому что в каждом из них содержатся очень важные истины, вернее, единая истина, излагаемая с двух различных, но взаимно дополняющих друг друга сторон.

 Итак, первый вариант:

“Вот, Господь восседает на облаке легком и грядет в Египет,

 и потрясутся все идолы египтян от лица Его,

- и сердца их покорятся в них.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.