Формирование у детей геометрических представлений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Формирование у детей геометрических представлений

2021-03-17 110
Формирование у детей геометрических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар. Знакомство с пирамидой и многоугольником;

- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);

- подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

Средства реализации:

1. Геометрический камод;

2. Цветные цилиндры;

3. Конструктивные треугольники;

4. Накладывающиеся геометрические фигуры;

5. Геометрические тела;

6. Игра «Волшебный мешочек»

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);

- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);

- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;

- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Средства реализации:

1. Игры в кругу;

2. Лабиринты – упражнения;

3.Математические игры.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;

- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

- формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их.

Средства реализации:

- математические игры.

Данная система работы будет способствовать более эффективному формированию математических представлений и развитию мышления у детей дошкольного возраста.

Особенности работы с семьей

Сотрудничество с семьей начинается до приема ребенка в д / сад. Первый шаг – знакомство родителей с методами Монтессори – педагогики. Затем те родители, которые приняли решение, что Монтессори – система подходит для их ребенка, становятся помощниками не только в проведении ремонтов, субботников и прочих хозяйственных делах, но и заинтересованными участниками формирования ЛИЧНОСТИ своего малыша.

 

Работа с родителями строится на следующих принципах:

1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не “что он натворил”, а “в чем уникальность ребенка?”.

2. Индивидуальность работы с родителем. Эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.

3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.

 

Примерный ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В качестве примера приведем один из планов работы:

Содержание работы Сроки
I. Работа с родителями до приема детей.  
1. Информирование через СМИ.  
2. Предоставление родителям книг о Монтессори-методике (в метод. кабинете).  
3. Просмотр видеофильма о работе группы.  
4. Ознакомление с “Информационной программой” д/сада, “Картой достижений”.  
5. Собеседование с родителями (анкетирование).  
6. Ознакомление родителей с системой М.Монтессори.  
7. Проведение семинара-тренинга “Монтессори-материалы” с посещением оборудованной группы.  
8. Заполнение листа “В чем уникальность моего ребенка”.  
II. Работа в течении учебного года.  
1. Заполнение первых листов “Карты” (листы “Умений”). Сентябрь
2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты”. Весь год
3. Проведение совместных педсоветов. 2 раза в год
4. Проведение совместных производственных совещаний. 2 раза в год
5. Участие родителей в организации экскурсий. Весь год
6. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в переоборудовании группы.   Март
7.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”. Раз в квартал
8.Взаимоотчеты родителей и коллектива, работающего с детьми. Раз в квартал
9.Анкетирование родителей (приложение). Конец года

 

Сотрудничество с родителями и их просвещение - необходимые элементы педагогической технологии М. Монтессори.

По мнению М. Монтессори, родительство – это, прежде всего труд Души, а уже потом рук. Нельзя сужать родительство до бытового обслуживания. Родительство – это творение Души и Характера вашего ребенка, это Вера в ребенка, Любовь к нему.

Словарь основных понятий

Алгоритм - последовательность команд для решения постав­ленной задачи.

Величина - одно из основных математических понятий, воз­никших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.

Вес - это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к земле. Вес предмета зависит от его массы.

Временные отношения - порядок сменяющих друг друга со­бытий, а также их длительность.

Дискретное множество  - множество, все точки которого яв­ляются изолированными.

Знак рассматривается как мате­риально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, дейст­вие), выступающий в процессе познания и обобщения в качестве представителя других предметов (явлений, действий) и используе­мый для получения, хранения, преобразования и передачи ин­формации о нем.

Измерение - сравнение данной величины с некоторой величи­ной, принятой за единицу. Цель измерения - получение числен­ной характеристики данной величины при выбранной единице.

Классификация - объединение объектов или явлений на осно­ве общих признаков в класс или группу.

  Логика - наука о законах мышления; разумность, правиль­ность, внутренняя закономерность.

Масса - количество вещества, содержащегося в том или ином физическом объекте.

Множество - совокупность элементов, выделенных по како­му-либо признаку в обособленную группу.

Моделирование  - построение модели и ее использование с целью познания нового путем отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования, схе­матизации и выражения при помощи заместителей.

Модель (от лат. modus - мера, образ, способ) — мысленно или материально представленная система, отражающая или воспроиз­водящая объект, способная замещать его так, что изучение модели дает новую информацию об объекте.

Натуральный ряд - множество натуральных чисел. Свойства: имеет начальное число (1); за каждым числом следует только одно число; каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее — на 1 меньше последующего; натуральный ряд бес­конечен.

Отношение  - общность двух и более предметов.

Опредмечивание создание образов предметов для успешного отражения способов человеческой жизнедеятельности.

Познание  - процесс, в котором различие и сходство находятся в непрерывном единстве. Сравнение органически входит во всю практическую деятельность людей.

  Презентация материала -   показ ребенку рационального способа работы с материалом, образца действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале.

Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой - про­тяженность материальных объектов.

Разбиение - логическое действие, состоящее в разделении, разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества.

Ритм - временная упорядоченность.

Самоконтроль – самостоятельная проверка ребенком выполненного действия и исправление своих ошибок.

Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различия или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимо­действии с ними. Свойство — то, что присуще предметам, что от­личает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы (например, твердость, шероховатость, упругость и др.).

Сериация - выявление и упорядочивание различий.

Символ - знак, ассоциированный с определен­ным объектом, представлениями, убеждениями, мыслями или чувствами, относимый к той части действительности, который этот знак представляет.

Сохранение - сбережение чего-нибудь.,

Сравнение - один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавли­ваем сходство его с родственными предметами.

  Трехступенчатый урок – техника обогащения активного словаря ребенка новыми понятиями.

   Цифра - письменный знак, обозначающий число.

Число - общее свойство множеств, между элементами кото­рых устанавливается взаимнооднозначное соответствие.

Список использованной литературы

1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. /А.В.Белошистая. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.: ил.

2. Брыжинская Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов.гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.

3. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада./ Т. И. Ерофеева, А. Н. Павлова, В. Н. Новикова. – М.: Просвещение. 1992.

4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей               дошкольного возраста., - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с, илл.

5. Монтессори М. О принципах моей школы // Учительская газета. – 1992.- N 28. – С.4.

6. Монтессори М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка: Пер. со 2-го ит. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТОО "Монтессори-Центр". -1993. – 168 с.

7. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч.1. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.

8. Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.

9.Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М.: Московский Монтессори-Центр, 1993. – 203с.

10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).

11. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981. – с ил. 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста /Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с., ил.

1. Асанин С.. Смекалка для малышей. /С.Асанин. - М.: Омега, 1994. - 256с.

2. Беженова М.А.. - Веселая математика. /М.А.Беженова. - Д.: Сталкер, 1998. - 320 с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада/ под ред. А. А. Венгер - М.: Просвещение. 1989.-127 с.

4. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. /Н.Н.Ильина. – М.: ООО «Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005. – 160 с.: ил.

5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. /А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.

6.  Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А.М. Леушина - М.: Просвещение. - 1974. – 204с.

7. Леушина, А.М. Математические знания и их роль в умственном развитии/ А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 9. - С. 57-65.

8. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - СПб.: Акцидент, 1996.

9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Семинар., практ. и лаб. занятия по курсу «Методика формирования элементар. мат. представлений у детей»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк)» /Р.Л.Березина, В.В.Данилова, Т.Д.Рихтерман и др. //Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.: ил.

10.  Метлина Л.С. Математика в детском саду. /Л.С.Метлина. - М.- Просвещение, 1984.

11. Минскин Е.М. От игры к знаниям. /Е.М.Минскин. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

12. Михайлова, З. А., Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста/ З. А. Михайлова, Р. А. Непомнящая. – Л.: ЛГПИ 1988. – С. 41-42.

13. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. /Е.А.Носова. - Л., 1990.

14. Поддъяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/ И. Н. Поддъяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Патищева и др. – М.: Педагогика. 1985. – 189 с.

15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1980. – 182с.

16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 228 с.

17. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982.

18. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение. –1980.- 82с.

19. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: /Л.Ф.Тихомирова.- Логика для дошкольников: - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 144.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).

20. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - /Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

21. Федорова, Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников/ Е. Федорова//Дошкольное воспитание, 1996. - №3. – С. 12-22.

22. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2110 «Педагогика и психология дошк.»: /Под. ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.: ил.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.