Порядок слов простого предложения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Порядок слов простого предложения

2021-03-17 101
Порядок слов простого предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОРЯДОК СЛОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. В каждом языке существует определенный порядок следования членов предложения относительно друг друга.

2. В отличие от русского языка в немецком языке порядок слов служит для оформления различных типов предложения: повествовательного и вопросительного. В оформлении типов предложения участвуют только главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), чьё место в предложении строго определено.

3. В простом повествовательном предложении различают прямой и обратный порядок слов.

4. При прямом порядке слов подлежащее (группа подлежащего) занимает первое место в предложении.

     Mein Freund fährt heute nach Kiew ab.

5. При обратном порядке слов первое место занимает второстепенный

член предложения, сказуемое стоит на втором месте, а подлежащее - чаще всего на третьем месте.

     Heute fährt mein Freund nach Kiew ab.

6.Вопросительные предложения подразделяются на вопросительные предложения без вопросительного слова и вопросительные предложения с вопросительным словом.

7. В вопросительном предложении без вопросительного слова на первом месте стоит сказуемое или спрягаемая часть сказуемого.

   Fährt ihr Freund heute nach Kiew?

Spielt dein Bruder Gitarre?

 

8. В вопросительном предложении с вопросительным словом - первое место занимает вопросительное слово, второе место - спрягаемая часть сказуемого.

       Wer schreibt diesen Brief?

Wann beginnen die Sommerferien?

           

Если вопрос относится к определению, то после вопросительного слова стоит определяемое существительное и вместе с ним занимает в предложении первое место, например:

 

Wessen Buch trägst du?

 

Вопросительных слов довольно много: wo, wann, warum, woher, wohin, wer, was, wen, wem, wie и другие.

Некоторые вопросительные слова (wieviel, welcher, wessen) сопровождают

существительное и являются его определением; они стоят при сопровождающих существительных вместо артикля; слово welcher согласуется с существительным в роде, числе и падеже, а слова wieviel и wessen используются без изменений; все три слова нельзя отрывать от существительного, к которому они относятся, в отличие

от русского языка, где соответствующие вопросительные слова сколько, какой,

чей могут быть отделены от существительного другими членами предложения.

Например, сравните:

 

Wieviel Tische stehen hier? — Сколько здесь стоит столов? Welches Bild kaufen

Sie? — Какую вы покупаете картину? Wessen Buch ist das? — Чья это книга?

 

Главные члены предложения

В предложении обычно четко выделяются два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое. Как бы ни было распространено простое предложение, оно в основном всегда состоит из двух главных центров: группы подлежащего и группы сказуемого. Что же входит в эти первостепенные группы? Группу подлежащего составляют подлежащее и относящиеся к нему определения. Группу сказуемого составляют глагол-сказуемое и относящиеся к нему дополнения и обстоятельства.

В немецком языке строго регламентируется место подлежащего и сказуемого, а местоположение второстепенных членов предложения более свободно.

Подлежащее

Подлежащее (das Subjekt) — главный член предложения, обозначающий

предмет или лицо, к которому относится высказывание.

Подлежащее может обозначать лицо, производящее действие:

Der Schüller lernt Mathematik. — Школьник учит математику.

Подлежащее может означать лицо или предмет, находящийся в определенном состоянии:

Der Lehrer sitzt. — Учитель сидит.

Die Bücher sind zugemacht. — Книги закрыты.

Подлежащее может обозначать лицо или предмет, подвергающийся чужому воздействию:

Die Kontrollarbeit wird sorgfältig gepriift. — Koнтрольная работа тщательно проверена

МЕСТОИМЕНИЕ MAN

Местоимение man употребляется тогда, когда речь идет о лицах, которых не называют. В русском языке нет соответствующего местоимения: в этом случае глагол ставится в 3-м лице мн. ч. В немецком языке глагол с man употребляется в 3-м лице ед. ч.

Man spricht in unserer Gruppe nur Deutsch. – В нашей группе говорят только по-немецки. Sonntags arbeitet man nicht. – По воскресеньям не работают.

Man beschäftigt sich dort viel. – Там много занимаются.

 

1. Прочитайте и переведите предложения с неопределенно-личным местоимением man:

1. Man arbeitet heute nicht. 2.Im Unterricht spricht man nur Deutsch. 3.Dieses Wort schreibt man ohne «h». 4.Was macht man im Lesesaal? 5.Man zeigt uns einen Film. 6.Man kommt zum Unterricht um 9 Uhr. 7.Wann steht man am Arbeitstag auf? 8.Welche Fächer lernt man im ersten Semester?

 

Местоимение es

В предложениях, в которых действующее лицо отсутствует и не подразумевается, подлежащее выражается личным местоимением es.

Глагол согласуется с ним в 3-м лице единственного падежа. Безличное

местоимение es является подлежащим:

— в предложениях с безличными глаголами:

Es ist Winter. Es schneit. Es beginnt früh zu dämmern. — Зима. Идет снег. Темнеть

начинает рано.

— в предложениях, обозначающих явления природы:

Es ist kalt. Es wird dunkel. Es blitzt. — Холодно. Темнеет. Сверкает молния.

— при употреблении некоторых личных глаголов в безличных устойчивых

словосочетаниях, оборотах, как, например, es geht, es gibt, es steht:

Wie geht es Ihnen? Es gibt in deiner Schule eine wunderbare Aula. Wie steht es mit

deiner Arbeit? — Как вы поживаете? В твоей школе прекрасный актовый зал. Как обстоят дела с твоей работой?

— в предложениях с безличным пассивом (о нем пойдет речь позже, когда мы

будем рассматривать подробно и самостоятельно глагол):

Es wird hier getanzt. — Здесь танцуют.

— в предложениях с инфинитивными группами:

Es ist wichtig, diese Regel zu kennen. — Важно знать это правило.

Es ist nötig, dieses Buch zu lesen. — Необходимо прочитать эту книгу.

 

Сказуемое

Дополнение

Дополнение (das Objekt) уточняет значение сказуемого, указывая на

направленность или результат действия.

Если в предложении содержится два дополнения, то необходимо

придерживаться следующих правил:

1. Если оба дополнения выражены существительными, то дополнение в дательным падеже должно стоять перед дополнением в винительном падеже:

Wir kauften der Freundin ein interessantes Buck. — Мы купили подруге интересную книгу.

2. Если дополнения выражены персональными местоимениями, то дополнение в винительном падеже должно стоять перед дополнением в дательном падеже:

Wir kauften es (das Buch) ihr (der Freundin). — Мы купили ее (книгу) ей (подруге).

3. Если одно дополнение — местоимение, а другое — существительное, то

местоимение должно стоять перед существительным:

Wir schenkten es (das Buch) der Freundin. — Мы подарили ее (книгу) подруге.

Wir schenkten ihr (der Freundin) das Buch. — Мы подарили ей (подруге) книгу.

4. Предложное дополнение должно стоять после падежного дополнения:

Wir putzen unsere Klasse zum Weihnachtsferien. — Мы украшаем наш класс к

рождественским каникулам.

Инфинитив в роли дополнения

(Der Infinitiv als Objekt)

Инфинитив, который выступает в роли дополнения, стоит рядом с глаголом (чаще со смысловым глаголом) или с прилагательным (чаще в составе предикатива, т.е. именной части сказуемого). Infnitiv в роли дополнения имеет рядом как правило определения и образует тем самым инфинитивную группу, например:

Er träumt davon, Schaffner zu werden. – Он мечтает о том, чтобы стать проводником.

Der Fahrgast hofft, sich bequem gemacht zu haben. – Пассажир надеется, что устроился удобно.

Der Reisende ist froh, den Zug erreicht zu haben. – Пассажир рад, что успел на поезд.

Er erinnert sich, hier früher gewesen zu sein. – Он помнит, что был здесь когда-то.

Infinitiv в роли дополнения употребляется как правило с zu; только после глаголов helfen, lehren и lernen употребление zu колеблется, например:

Die Mutter lehrt den Sohn den Koffer packen. – Мама учит сына упаковывать чемодан.

Er hilft mir, Reisvorbereitungen zu treffen. – Он помогает мне готовиться к отъезду.

Инфинитив, который выполняет функцию дополнения, может стоять непосредственно после глагола или прилагательного, которые им управляют, или даже дальше, в конце предложения. В большинстве случаев он выделяется на письме запятыми.

Связки (здесь: в большинстве случаев местоименные наречия) встречаются при инфинитиве или инфинитивной группе в роли дополнения сравнительно редко. Но если инфинитивная группа стоит перед сказуемым, то запятая ставится, например:

Den Zug erreichen zu können, darauf hoffen alle Fahrgäste. – Суметь успеть на поезд – на это надеятся все пассажиры.

Примечание: Особый вид дополнения представляет конструкция accusativus cum infinitivo, например:

Ich höre den Fahrgast die Fragen des Zollbeamten beantworten. – Я слышу, как пассажир отвечает на вопросы сотрудника таможни. Сравните: Ich höre, wie (dass) der Fahrgast die Fragen des Zollbeamten beantwortet.

Инфинитив выражает здесь действие лица (или предмета), которое передано существительным (или местоимением) в винительном падеже (Akkusativ). Такая конструкция может стоять после глаголов восприятия sehen, hören, fühlen.

Определение

Определение (das Attribut) отвечает на вопросы wessen? (чей?), welcher?

(какой?), was für ein? (какой?, что за?), wieviel? (сколько?), der wievielte? (который по счету?).

Определение образует с определяемым именем существительным одну

синтаксическую группу, которая в предложении занимает одно место и при

переводе не разделяется другими словами:

Der gestrige Vortrag unseres Schriftstellers ilber Lermontow war

außerordentlich interessant.Вчерашний доклад нашего писателя о Лермонтове был чрезвычайно интересен.

В этом предложении три определения к существительному der Vortrag: 1)

gestrige, 2) unseres Schriftstellers, 3) über Lermontow. Они вместе со словом der

Vortrag занимают в предложении одно место, в данном случае первое.

Определения, как и в русском языке, бывают согласуемые и несогласуемые.

Согласуемые определения

Согласуемые определения согласуются с определяемым именем

существительным (или другой частью речи, употребленной как имя

существительное) в роде, числе и падеже и стоят перед ним. При наличии артикля или заменяющего его определителя согласуемые определения стоят между ними и определяемым словом, т. е. замыкаются ими:

Den ersten warmen Tag verbrachte ich im Ferienheim.Первый теплый день я

провел в доме отдыха. Diese schönen interessanten Bücher liegen in unserer

Buchhandlung.Эти красивые интересные книги стоят в нашем книжном

магазине.

Согласуемые определения выражаются именем прилагательным и другими

частями речи, склоняющимися как имя прилагательное (причастиями,

порядковыми именами числительными, количественным числительным ein,

неопределенными числительными и местоимениями-прилагательными, которые в предложении играют роль не подлежащего или дополнения, а являются всегда только определениями):

Wir bewundern die herrliche (welche?) Aussicht auf die fernen (welche?) Berge. — Мы любуемся прекрасным видом на далекие горы, (прилагательные)

Die spielenden (welche?) Kinder liefen durch die Alleen.Играющие дети бегали по аллеям, (причастие — Partizip I) Die abgereisten (welche?) Eltern schreiben Briefe an ihren Kinder.Уехавшие родители пишут письма своим детям. (причастие — Partizip II)

Ich habe nur einen (wieviel?) Bücherschrank zu Hause. — У меня дома только один книжный шкаф, (числительное ein)

Unsere erste (die wievielte?) Begegnung fand im Mai statt. — Наша первая встреча

состоялась в мае. (порядковое числительное)

Im Schulenhof sah ich viele (wieviel?) Kinder. — В школьном дворе я видел много

детей, (неопределенное числительное).

Несогласуемые определения

Несогласуемые определения не согласуются с определяемым словом и стоят

в предложении после него:

Das Buch dort (welches?) gehört mir.Та книга (книга, находящаяся там)

принадлежит мне.

Das Buch des Professors (wessen?) war mir sehr nützlich.Книга профессора

была для меня очень полезна.

Из несогласуемых определений перед определяемым словом стоят только

имена числительные количественные и иногда имя существительное в Genitiv

(главным образом имена собственные):

In unserer Klasse sind zwanzig (wieviel?) Schüler. — В нашем классе двадцать

школьников.

Tschaikowskijs (wessen?) Musik ist die beste.Музыка Чайковского — самая

лучшая.

Несогласуемые определения выражаются чаще всего именами

существительными (или другой частью речи, употребленной как имя

существительное) в Genitiv без предлога или в любом косвенном падеже с

предлогом:

An den Wänden des Konzertsaals (an wessen Wanden?) hängen Porträts

berühmter Komponisten (wessen Porträts?). — На стенах концертного зала висят

портреты знаменитых композиторов.

Er schreibt einen Brief über die Arbeit (was für einen Brief?) unserer Klasse

(wessen Arbeit?). — Он пишет письмо о работе нашего класса.

Несогласуемые определения выражаются также и неизменяемыми частями

речи, как, например, наречиями, количественными числительными (кроме ein):

Die Т ür rechts (welche Т ür?) führt in die Wohnung meines Freunds. — Дверь

направо ведет в квартиру моего друга.

In unserer Klasse sind acht Jungen und zwanzig Mädchen. — В нашем классе

восемь мальчиков и двадцать девочек.

Инфинитив в роли определения

(Der Infinitiv als Attribut)

Инфинитив или инфинитивная группа могут употребляться с существительным и выступать в роли определения. Особенно часто с помощью инфинитива определяются глагольные существительные, например, Wunsch (желание), Gedanke (мысль), Auftrag (задание; заказ), Freude (радость), Hoffnung (надежда) и др. Инфинитив в роли определения, в том числе и без ближайших определений, всегда употребляется с zu; он также обычно выделяется запятыми, например:

Mein bester Freund gab die Hoffnung zu siegen nicht auf. – Мой лучший друг не оставлял надежды победить.

Elfi gab die Hoffnung nicht auf, zur Ostsee fahren zu können. – Эльфи не оставляла надежду суметь поехать на Балтийское море.

Ihr wurde die große Freude zuteil, den Anblick der See von den Felsen genossen zu haben. – На ее долю выпала радость насладиться видом моря со скал.

Чаще всего инфинитивная группа, выступающая в роли определения, стоит непосредственно сразу после определяемого существительного; но между ними могут стоять и другие слова, например, части сказуемого.

Обстоятельство

Обстоятельство (das Adverbiale) — второстепенный член предложения,

относящийся к глаголу. Оно определяет действие, обозначает обстоятельства, при которых совершается это действие (время, цель, место, причину и т. д.).

Обстоятельство может быть выражено существительным (с предлогом и без

предлога), наречием, числительным, причастием.

Обстоятельство времени отвечает на вопросы wann? (когда?), seit wann? (с какого времени?), bis wann? (до какого времени?), wie lange? (как долго, сколько времени?):

Er kam vorgestern nach Moskau.Позавчера он прибыл в Москву.

Wann kam er nach Moskau?Когда он прибыл в Москву?

Lew Tolstoj lebte in Russland seit 1828 bis 1910. — Лев Толстой жил в России с 1828 по 1910 год.

Seit wann lebte er in Russland?С какого времени он жил в России?

Bis wann lebte Lew Tolstoj?До какого времени жил Лев Толстой?

Er wohnte hier zweiundachtzig Jahre. — Он жил здесь 82 года.

Wie lange wohnte er hier?Как долго он здесь жил?

Обстоятельство времени, выраженное существительным без предлога, всегда стоит в Akkusativ:

Unser neuer Direktor arbeitet in der Schule einen Monat.

При указании времени (по часам) употребляется предлог um:

Um wieviel Uhr essen Sie zu Mittag?Um 14 Uhr.

При обозначении дат, времени суток (кроме ночи), дней недели при ответе на

вопрос wann? употребляется предлог an (всегда с Dativ):

am Abend, am Sonntag, am 17. September.

С существительными die Nacht (ночь), die Woche (неделя), der Monat (месяц), das Jahr (год), а также с названиями месяцев, времен года при ответе на вопрос wann?употребляется предлог in (всегда с Dativ):

in der Nacht, in dieser Woche, in diesem Monat, in diesem Jahr, im Jahre 1991, im

Dezember, im Sommer.

Во временном значении употребляются также предлоги:

vor + Dativ (тому назад): vor einem Jahr — год тому назад;

in + Dativ (через): in einem Jahr — через год;

seit + Dativ (с): seit diesem Jahr — с этого года (уже); seit diesem Jahr — уже год;

für + Akkusativ (на): für einen Monat — на один месяц;

von... bis (с... по): vom 8. bis zum 12. März — с 8 no 12 марта;

nach + Dativ (после): nach der Arbeit — после работы.

 

Обстоятельство места отвечает на вопросы wo? (где?), wohin? (куда?), woher?

(откуда?):

Meine Freunde spielen Fußball im Schulhof. Wo spielen meine Freunde?

In den Winterferien fährt meine Freundin im Erholungsheim.

Wohin fährt meine Freundin in den Winterferien?

Обстоятельство места, выраженное именем собственным без артикля (название

страны, города или страны света), при ответе на вопрос wo? требует предлога in (с Dativ), при ответе на вопрос wohin? требует предлога nach:

Ich wohne (wo?) in Moskau, in England, in Frankreich, im Süden, im Norden.

Ich fahre (wohin?) nach Moskau, nach England, nach Frankreich, nach Süden,

nach Norden.

В более общих случаях существительные с предлогами an (на, у), auf (на), hinter

(за, позади), in (в), neben (около, возле), über (над, через), unter (под, среди), vor

(перед, до), zwischen (между) отвечают на вопрос wo? (где?), употребляются с

Dativ и являются обстоятельствами места.

В тех же случаях, когда существительные употребляются с этими же предлогами, но отвечают на вопрос wohin? (куда?), они также становятся обстоятельствами места, но употребляются уже в Akkusativ.

Обстоятельство цели отвечает на вопрос wozu? (зачем? для чего?). Выражается чаще всего существительным с предлогом:

Meine Mitschüler tun alles zum Erfüllung der Kontrollarbeit (wozu?). — Мои

одноклассники делают все для выполнения контрольной работы.

Обстоятельство причины отвечает на вопросы warum? (почему?), weshalb?

(отчего?), weswegen? (из-за чего?) и т. д. Выражается чаще всего также

существительным с предлогом: Die Wangen der Schlittschuhl ä ufer waren rot vor K ä lte (warum?). — Щеки конькобежцев были красны от холода.

Обстоятельство образа действия обозначает способ совершения действия или

качество действия или состояния; отвечает на вопрос wie? (как? каким образом?).

Выражается чаще всего наречием образа действия и именем существительным с предлогом:

Ich bereite mich gründlich (wie?) zu den Prüfungen vor. — Я основательно готовлюсь к экзаменам.

Meine Freunde übersetzen diesen Absatz anders (wie?). — Мои друзья переводят этот абзац иначе.

Die Kinder betrachteten den Elefanten mit Entzücken (wie?). — Дети с

восхищением рассматривали слона.

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений,

которые тесно связаны между собой. Можно назвать их начальными или

элементарными предложениями. Каждое из таких предложений имеет собственное подлежащее и свое сказуемое. Различают две разновидности сложных предложений, образованных из элементарных: сложносочиненное, где входящие в него элементарные — равноправны, и сложноподчиненное, где одно из элементарных подчинено другому. В сложносочиненном предложении связь между входящими в него предложениями может быть союзной или бессоюзной.

Упражнения

1. Измените в предложениях прямой порядок слов на обратный:.

 

1. Dieses Haus wurde vor kurzem gebaut 2. Er erzählte uns gestern über seine Reise. 3. Meine Freunde wollen in diesem Sommer zum Meer fahren. 4. Du hast in dieser Arbeit einige Fehler gemacht. 5. Wir haben gestern einen neuen Auftrag bekommen. 6. Sein Bruder studiert jetzt in Kiew.

 

2. Поставьте выделенные члены предложения на первое место:

 

1. Er hat mich heute wieder furchtbar geärgert. 2. Dein Vater hat es dir gestern doch ganz anders dargestellt. 3. Wir haben ihn zuf ä llig auf dem Weg nach Hause getroffen. 4. Er hat mir die Frage leider immer noch nicht beantwortet. 5. Der Koffer steht seit zehn jahren bei uns im Keller. 6. Ihr habt mich überhaupt nicht beachtet.

 

3. Поставьте к предложениям вопросы без вопросительного слова:

 

1. Im Winter laufen viele Menschen Ski. 2. Anna will ihre Freundin besuchen. 3. Hauptmann K. hat alle Prüfungen abgelegt. 4. Sie sind nach Hause fahren. 5. Er soll an diesem Monat viel arbeiten. 6. Sein Freund studiert jetzt an einer Akademie.

 

4. Поставьте вопросы к выделенным словам, употребите в вопросах вопросительные слова wieviel, welcher, wessen.

 

1. Hier liegen viele Bücher. 2. Ich verstehe dieses Wort nicht. 3. An diesem Tisch ist der Platz meines Freundes. 4. Er hat heute zwei Briefe bekommen. 5. Er besucht seine Eltern sehr oft.

 

5.Поставьте вопрос к выделенным частям предложения.

1. Im Sommer fahren wir in die Schweiz. 2. Wir fahren Anfang Juli. 3. Wir bleiben eine Woche in Basel. 4. Meiner Mutter geht es gut. 5. Ich habe die Lebensmittel in der Tasche. 6. Das ist der Hut eines Gastes.

 

6. Составьте повествовательные предложения с прямым порядком слов.

1) studiert, im Ferninstitut, mein Freund

2) in die Bibliothek, heute, die Mutter, geht

3) den Lehrer, die Fachschüler, begrüssen

4) studierst, du, am Abend.

 

7. Переведите следующие предложения.

1. Man verwendet bei diesem Versuch moderne Geräte.

2. Im Lesesaal darf man nicht laut sprechen.

3. Vor der Prüfung muss man angestrengter arbeiten.

4. Man gründete unsere Hochschule 1939.

     5. Diese Frage muss man im Seminar besprechen.

6. Man brauchte für die Übersetzung viel Zeit.

7. Man konnte auch dasWörterbuch benutzen.

8. Man hat in der Bibliothek neue Bücher bekommen.

9. Darf man sie nach Hause nehmen?

 

8. Test. Определите прямой порядок слов:

 

1. a) Meine Freundin reist in diesem Sommer an die Ostsee;

b) An die Ostsee reist meine Freundin in diesem Sommer.

2. a) Jetzt arbeiten alle in dieser Fabrik in drei Schichten;

b) Alle arbeiten jetzt in dieser Fabrik in drei Schichten.

3. a) Diese Frau redet wie ein Buch;

b) Wie ein Buch redet diese Frau.

4. a) Diese Arznei schützt vor Erkältung;

b) Vor Erkältung schützt diese Arznei.

5. a) Die Verkäuferin legt die Ware auf den Ladentisch;

b) Die Ware legt die Verkäuferin auf den Ladentisch.

6. a) Der Präsident eröffnet die Konferenz um 10 Uhr;

b) Die Konferenz eröffnet der Präsident um 10 Uhr.

7. a) Wir wechseln unser Geld an der Grenze;

b) Unser Geld wechseln wir an der Grenze.

8. a) Meine Wasche bügle ich selbst;

b) Ich bügle meine Wasche selbst.

9. a) Am Himmel wandern die Wolken;

b) Die Wolken wandern am Himmel.

10. a) Die Polizei fasst den Dieb in der U-Bahn;

b) Den Dieb fasst die Polizei in der U-Bahn.

 

 

Склонение артикля

падежи мужской род средний род женский род множест- венное число
Nominativ der, ein das, ein die, eine die
Genetiv des, eines des, eines der, einer der
Dativ dem, einem dem, einem der, einer den
Akkusativ den, einen das, ein die, eine die

 

Образование множественного числа имен существительных

     Существуют 8 способов образования множественного числа:

1. —      der Bürger       —         die Bürger

2. —      der Garten       —         die Gärten

3. — e    der Film           —          die Filme    

4. —e              die Stadt          —          die Städte

5. —er   das Bild           —          die Bilder

6. —er   das Amt          —          die Ämter

7. —(e)n der Student      —          die Studenten

8. —s              das Auto         —          die Autos

 

 

Упражнения       

 

1. Употребите имена существительные, стоящие в дательном падеже, во множественном числе.

1.Die Leute glauben dem Politiker nicht. 2. Wir danken dem Helfer. 3. Wir gratulieren dem Freund. 4. Der Rauch schadet der Pflanze. 5. Er widerspricht dem Lehrer oft. 6. Der Kuchen schmeckt dem Mädchen nicht.

 

2. Образуйте множественное число.

1.Ich bringe den Brief noch zur Post. 2. Ich kaufe eine Zeitung. 3. Sie füttert das Pferd jeden Tag. 4. Ich suche einen Sessel. 5. Die Firma sucht eine Wohnung. 6. Er kaufte ihr einen Brillianten.  

 

3. Образуйте единственное число.

1.Ich helfe den Schülern. 2. Sie hat Kinder. 3. Er liest Liebesromane. 4. Sie gibt mir die Bücher. 5. Er besitzt Häuser. 6. Er vermietet Wohnungen. 7. Hunde bellen, Katzen miauen.

 

4.Поставьте существительное, стоящее в скобках, в нужном падеже.

1. Das Heft...(mein Freund) liegt auf dem Tisch. 2. Die Antwort...(die Studentin) isr sehr gut. 3. Im Hof spielen die Kinder...(mein Nachbar). 4. Rechts ist das Zimmer...(der Vater). 5. Der Lehrer prüft die Arbeit...(mein Freund). 6. Mir gefallen die Bilder...(dieser Maler). 7. Ich sehe hier...(ein Fehler). 8. Der Lehrer korrigierte den Fehler...(der Hörer). 9. Er besuchte heute...(sein Freund). 10. Die Soldaten erfüllten...(der Befehl, der Kommandeur).

 

Durch, für, ohne, um, gegen, bis, entlang + Akk.

 

5. Раскройте скобки.

1.Gehen Sie durch (diese Tür). 2. Die Kinder liefen durch (der Garten). 3. Ich wünsche Ihnen viel Erfolg für (Ihre Arbeit, Ihr Beruf). 4. Das kannst du ohne (dein Freund) tun. 5. Er wohnt um (die Ecke). 6. Der Läufer rannte gegen (der Wind) an. 7. Ich bleibe hier bis (der 5. Mai). 8. Wir spazieren (der Strand) entlang.

 

Mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, ausser, entgegen, gegenüber + Dat.

 

6. Раскройте скобки.

1. Ich spreche mit (der Bruder, der Vater, meine Freundin). 2. Er tanzte nur mit (dieses Mädchen). 3. Der Zug fährt von Hamburg nach (München). 4. Nach (das Essen) wollte er sich ausruhen. 5. Aus (diese Sache) wird nichts. 6. Ich komme zu (meine Freunde). 7. Er kommt spät von (die Arbeit). 8. Sie wohnte bei (ihre Grossmutter). 9. Ich lerne Deutsch seit (6 Jahre). 10. Ausser (mein Freund) waren alle gekommen. 11. Das Kind läuft (der Vater) entgegen. 12. (Mein Haus) gegenüber befindet sich ein Park.

 

7. Составьте словосочетания.

a) die Rede, der Lehrer; der Rat, der Artzt; die Bitte, eine Frau; das Buch, mein Freund; die Hand, das Kind; das Dach, jenes Haus

b) die Frage, ein Junge; die Erzählung, dieser Held; die Wahl, der Präsident; die Worte, mein Kollege; das Leben, der Mensch

 

unweit, während, wegen, statt, trotz + Gen.

 

8. Раскройте скобки.

1. Unweit (die Stadt) lag ein See. 2. Wegen (das Gewitter) blieben wir zu Hause. 3. Statt (das Seminar) hatten wir heute eine Vorlesung. 4. Während (die Stunde) dürfen wir nicht plaudern. 5. Trotz (die Katze) ging er spazieren. 6. Statt (mein Bruder) kommt meine Schwester.

 

Test 1. Определите правильно падеж существительного:

1. Die Firma sucht...

a) eines Architekten

b) ein Architekt

c) einen Architekten

2. Er blättert jeden Tag in alten  ...

a) Büchern

b) Bücher

c) Buch

3. Wir treffen uns in der Nähe...

a) dem Bahnhof

b) den Bahnhof

c) des Bahnhofs

4. Dieses Land liegt im... Europas.

a)  Herzen

b) Herzens

c)  Herz

5. Ich kenne... nicht.

d) diesen Mensch

e) dieser Mensch

f) diesen Menschen

6. Das ist Frau Müller mit...

a) ihrer Kinder

b) ihren Kindern

c) seinen Kindern

7. Viele... sind verschmutzt.

a) Flüsse

b) Flüssen

c) FlüB

8. Alle machten ernste...

a) Gesichte

b) Gesichtern

c) Gesichter

9. Er liest...

a) Zeitung

b) Zeitunge

c) Zeitungen

10. Alle schuttelten...

a) die Kopfe

b) die Köpfe

c) die Köpfen

 

Словообразование (Wortbildung)

Сложные имена существительные (zusammengesetzte Substantive) образуются из нескольких составных частей. Род существительного определяется по последнему слову: die Dorfschule(деревенская школа) – das Dorf + die Schule.

 Разложите сложные существительные на составные части, переведите с помощью словаря каждую часть в отдельности, эатем слово в целом. Поставьте перед каждым существительным определенный артикль:

 

Muster: Eisenbahnstation: die Eisenbahn – железная дорога, die Station – станция, die Eisenbahnstation – станция ж.д.

A. 1. Vogelfänger – 2. Jahrhundert – 3. Maschinenbau – 4. Klassenfeind – 5. Hauptstraße – 6. Volksmacht – 7. Schulgebäude – 8. Fernsehprogramm – 9. Feldpost – 10. Krankenschwester – 11. Gesichtspunkt – 12. Kindergarten 

B. 1. Wintertag – 2. Lebensfähigkeit – 3. Fahrstuhl – 4. Lebensmittelladen – 5. Tierarzt – 6. Hausaufgabe – 7. Geburtstagskind – 8. Ordenträger – 9. Jugendfreund

 

 

ОТРИЦАНИЕ (Negation)

Отрицание nicht может относиться к любому члену предложения. Оно стоит перед словом, которое отрицается, кроме глагола. Если отрицание nicht относится к сказуемому-глаголу, то оно стоит после него.

Ich bin nicht aus Japan. Ich bin nicht verheiratet. Er kommt nicht. Er ist nicht hier. Diese Arbeit ist nicht leicht. Das ist nicht mein Vater.

Если сказуемое состоит иэ двух частей, спрягаемой и неспрягаемой, то nicht стоит перед неспрягаемой частью: Ich habe dieses Buch noch nicht gelesen.

Если сказуемое выражено модальным глаголом и инфинитивом, то nicht может стоять после модального глагола или перед инфинитивом:

Ich kann nicht ins Theater heute gehen. – Ich kann ins Theater heute nicht gehen.

Отрицание kein употребляется перед существительным. Такое существительное стояло бы без отрицания с неопределенным артиклем или без него.

Ich habe eine Schwester. – Ich habe keine Schwester. Er hat Zeit. – Er hat keine Zeit.

Если существительное стоит без артикля, то употребление nicht и kein колеблется.

Abschied nehmen:     Er nimmt nicht Abschied. – Er nimmt keinen Abschied.

В отличие от русского языка, где могут употребляться сразу несколько отрицаний, в немецком предложении обычно встречается только одно:

Я никогда ничего об этом не слышал. – Ich haben nie etwas darüber gehört.

В немецком языке есть еще ряд отрицаний: nichts, niemand, nirgends, nie, niemals.

Отрицание nein отрицает все предложение:

Sind Sie aus Japan? – Nein.(Ich bin nicht aus Japan) Bist du Studentin? – Nein.

 

Упражнения

 

1. Вставьте по смыслу: kein/e/n; nicht:

Was studieren Sie? – Ich studiere __-. Ich bin Techniker.

Ach, aber Ihr Bruder studiert ja? – Ich habe ____- Bruder.

Nein? Aber Ihre Schwester... – Ich habe ____- Schwester.

Oh, Verzeihung! Ist Ihre Frau auch hier? – Ich bin ____ verheiratet.

Wirklich nicht? Dann wohnen Sie bei Ihrer Mutter? – Meine Mutter lebt __- hier.

Und Ihr Onkel? – Ich habe __- Onkel.

Was machen Ihre Kinder? – Ich habe __- Kinder.

Aber Herr Manz, Sie... – Ich heiße __- Manz. Mein Name ist Schulz.

Oh, Entschuldigung!

2. Так это или не так? Ответьте на высказывания отрицательно:

1. Rostow ist ein Dorf. 2. Die Tanne ist eine Blume. 3. Der Tiger ist ein Haustier. 4. Der Zwinger ist ein Theater.

 

3. Поставьте отрицание к выделенным курсивом словам:

1. Die Alpinisten wollen diesen hohen Berg besteigen. 2. Ich stehe um acht Uhr auf. 3. Die letzte Vorlesung ist besonders interessant. 4. Die Aufgabe ist sehr leicht. 5. Das Wetter ist windig. 6. Ich möchte in den Ferien eine Reise unternehmen.

4. Прочтите и переведите предложения с частицами (Partikeln):

denn                               Wie heißen Sie denn?       Was sind Sie denn von Beruf?

nur                                   Sie hat drei Brüder.           Er hat nur einen Bruder.

schon – noch Monika studiert schon.         Gerd geht noch zur Schule.

schon – erst   Monika ist schon 23.         Gerd ist erst 16.

Когда речь идет о возрасте, в значении только употребляется частица erst.

 

5. Перестройте приведенные ниже предложения так, чтобы в них

отрицалось действие:

Ich lese. Du denkst. Er arbeitet. Sie singt. Wir tanzen. Das Kind spielt. Der Vater

schläft. Die Mutter näht. Das Mädchen weint. Sie essen.

 

6. Перестройте приведенные ниже предложения так, чтобы в них

отрицался объект действия или именная часть сказуемого:

Das ist Peter. Er raucht Zigaretten. Das Kind hat einen Ball. Sie tanzt einen Walzer.

Der Arbeiter baut ein Haus. Das Mädchen kauft ein Kleid. Er ist Arzt. Sie ist Lehrerin.

Der Bruder ist jung. Das Kind ist klein. Er ist groß. Sie ist krank.

 

7. Дополните приведенные ниже предложения такими словами, которые

отрицали бы одновременно и действие, и его объект или обстоятельство:

Er liest.../ Sie liebt.../... sieht ihn/.... arbeitet hier./ Wir schreiben.../ Sie isst... / Ich

schlafe... / Er ruft... / Wir sehen... / Sie weint... / Ich sehe ihn...

 

8. Скажите по-немецки:

Он этого не знает. Она не молчит. Нет, я ничего не вижу. Это не рабочий. Я не

ем хлеба. Никто не пьет вина. Нет, мы его не видим. Она не учительница. Он

никогда не спит. Нет, я не работаю. Никто не говорит. Мы ничего не пишем.

 

9. Тест: Поставьте отрицание nicht или kein:

 

1. In unserem Haus gibt es... Fahrstuhl.

a) keinen

b) nicht

2. Weißt du... genau, wie spät es ist.

a) kein

b) nicht

3. Die Versammlung findet... heute statt.

a) nicht

b) kein

4. Du hast... mein Wörterbuch gebracht.

a) nicht

b) kein

5. Dieses Buch bekommst du in... Bibliothek.

a) kein

b) nicht

6. Ich habe... viele Fehler im Heft.

a) kein

b) nicht

7. Du hast in der Übung... fehlerhaften Satz.

a)kein

b) nicht

8. Du kennst die Regel... schlecht.

a) kein

b) nicht

9. Heute haben wir... Bummel durch die Stadt.

a) kein

b) nicht

10.Der Kranke fühlt sich...gut.

a) kein

b) nicht

 

Имя числительное

А. Количественные числительные

Правила

1. Количественные числительные обозначают определенное число: eins, zwie, drei и т.д. - и отвечают на вопрос wieviel? (сколько?).

Числительные до 19 образуются из простых числительных и числа zehn:

     13 - drei + zehn

     14 - vier + zehn

     18 - acht + zehn

     17 - siebzehn (исключение)    

Сложные числительные от 20 образуются из единиц и десятков и союза und; при чтении сначала называются единицы, а потом десятки:

единицы + und + десятки

Все числительное пишется слитно

2. Если числительное eins употребляется с определенным артиклем, оно склоняется как прилагательное после определенного артикля:

     Nach dem Streit sprach der eine nicht mehr mit dem anderen.

3. а) Количественные числительные zwei и drei имеют формы родительного и дательного падежей:

     Sie hatte viele Enkel: mit zweien hatte sie ständig Kontakt.

b) Остальные количественные числительные от 4 до 999 999 не склоняются.

4. Количественные числительные могут выступать в роли существительных. В этом случае они пишутся с большой буквы:

    Eine Null hinter einer Ziffer bedeutet einen Zehnerabstand.

    Der Schüler bekam eine Eins für seine Arbeit.

5. С большой буквы пишутся числительные eine Million, zwei Millionen, eine Milliarde, eine Billion:

    Bei dem Geschäft hat er eine Million verdient.

Количественные числительные произносятся следующим образом:

1. При обозначении времени:

9.00                 читается                   neuen Uhr

8.45                                                                acht Uhr fünfundvierzig

13.30                                                              dreizehn Uhr dreissig или: halb zwei

14.50                                                              vierzehn Uhr fünfzig или:

                                                                  zehn (Minuten) vor drei (= nachmittags) 2. При обозначении температуры:

14°C               читается                   vierzehn Grad Celsius

0°                                                null Grad

2°-                                               zwei Grad minus 

2°+                                              zwei Grad plus

29,9°C                                         neuenundzwanzig Komma neuen Grad Celsius

3. В четырех действиях арифметики:

2+2 =4                                    zwei plus zwei ist (gleich) vier

3-2 =1                                          drei minus (weniger) zwei ist (gleich)eins

3´ 3 = 9                                       drei mal drei ist (gleich) neuen

21: 7 = 3                                      einundzwanzig (dividiert / deteilt) durch sieben

                                                     ist (gleich) drei

4. При указании дат:

im Jahr(e) 33 v. Chr. читается dreiunddreissig vor Christus

im Jahr 1024 n. Chr.                    (ein)tausendvierundzwanzig nach Christus

1492                                             vierzehnhundertzweiundneuenzig

1984                                             neuenzehnhundertvierundachtzig

 

Б. Порядковые числительные

Правила

1. На письме порядковые числительные обозначаются либо цифрами с точкой (der 2.), либо буквами (der zweite).

2. Порядковые числительные отвечают на вопрос: der wievielte? (который?)        

3. Порядковые числительные от 2 до 19 образуются при помощи -t (аналогично от 102 до 119 и от 1002 до 1019). Порядковые числительные от 20 и выше при помощи -st. Особые формы имеют der, die, das erste; der, die, das dritte; der, die, das achte, например: der vierte, der siebente (oder siebte), der zwanzigste, der hundertzweite...

4. Порядковые числительные склоняются как прилагательные:

     а) в сочетании с существительным:

     Ich habe heute mein zweites Examen bestanden

     б) в самостоятельном употреблении:

     Beim Pferderennen wurde er Erster.

c) в указании дат:

Der 1. Mai (= Der erste Mai) ist ein Feiertag.

d) в заголовке письма:

     Frankfurt am Main, den 20. 8. 1984 (= den zwanzigsten achten...)

5. После zu употребляется форма без окончания:

Zu meinem Geburtstag waren wir nur zu dritt.    

 

Упражнения:

1. Прочитайте вслух.

1.Karl V., ein Enkel Maximilians I., wurde 1520 in Achten zum Kaiser gekrönt.

2. Ludwig XIV. liess das Schloss von Versailles bauen. Viele deutsche Fürsten richteten sich in ihrem verschwenderischen Lebensstil nach Ludwig XIV.

3. Der Preussenkönig Friedrich II., ein Sohn Friedrich Wilhelms I. und Enkel Friedrichs I., erhielt später den Beinamen «der Grosse».

4. Mit 361 gegen 360 Stimmen des Konvents verurteilte man Ludwig XVI. 1793 zum Tode.

 

2. Прочитайте вслух следующие обозначения времени. Дайте варианты произнесения:

17.30         12.20      9.15       11.50     23.57     19.45     14.40

18.25          0.03       0.45        15.06              22.10     7.15       5.45

 

3. Прочитайте вслух следующие арифметические примеры:

4+7 =11 17-8=9   9•17=153 9-5=4              86+14=100     84:12=7 99:9=11

 

4. Напишите прописью следующие числительные:

1, 2, 4, 6, 7, 11, 12, 16, 17, 22, 30, 36, 40, 70, 65, 82, 99, 100

 

5. Напишите цифрами следующие числительные:

neunzehn, einunddreissig, fünfundvierzig, zweiundzwanzig, sechsundneunzig, zwölf, siebzehn, dreiunddreissig, vierzehn, achtundachtzig.

 

6. Напишите прописью даты в следующих предложениях:

1. Am 8. März feiern wir den Fraeuntag.

2. Am 22. Juni 1941 begann der Grosse Vaterländische Krieg.

3. Am 18. März ist der Tag der Pariser Kommune.

4. Am 31.Dezember feiern wir das Neujahr.

 

7. Образуйте от следующих количественных числительных порядковые:

1, 4, 3, 6, 9, 12, 11, 14, 20, 22, 100

 

8. Напишите следующие даты словами:

1/III; 5/IV; 6/IV; 20/II; 25/IX; 22/VI 1941; 9/V 1945; 1/I; 17/II 1907; 22/IV 1870

 

9. Ответьте на вопросы:

1.Wie viel Minuten hat eine Stunde?

2. Wie viel Sekunden hat eine Minute?

3. Wie viel Wochen hat ein Jahr?

4. Wie viel Tage hat der Januar?

5. Wie viel Tage hat ein Schaltjahr?

6. Wann beginnt das neue Lehrjahr?

7. Am wievielten haben Sie Geburtstag? 

 

10. Тест. Определите правильный вариант написания числительных:

1. 3е июня

a) der dritte Juni;

b) am dritten Juni;

c) dritte Juni.

2. 10го мая

a) der zehnte Mai;

b) der zehn Mai;

c) am zehnten Mai.

З. в 1995 году

a) im neunzehnhunderfünfund


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.