Ращдел 6.  исихазм св. Блаж. Ксении Петербургской — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ращдел 6.  исихазм св. Блаж. Ксении Петербургской

2021-03-17 145
Ращдел 6.  исихазм св. Блаж. Ксении Петербургской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

4 2. Кто первый «молчальник» в истории Санкт-Петербурга (продолжатель традиции исихазма)?

  – св. блаж. Ксения Петербургская.

 

Примечание:  «ИСИХАЗМ - Сердце Христова Тела», «Исихазм - сердце доброе и умное, которое биением своим направляет животворный ток Крови Христовой. Омывая в Божией любви, оно наделяет первородством родившихся свыше и дарует жизнь вечную. Сердце Церкви сокровенно, и доступ к нему открывается лишь тому, кто чистым сердцем своим видит Бога и входит в Царствие Божие. (Мистико-богословское определение исихазма. Так исихазм открывается в умопостижении.) Для входящих стезей человеческого дерзновения исихазм предстает как целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожения души и тела. Это учение-действие затрагивает все сферы человеческой жизни:

умопостигаемую, уготовляя в подвижнике ум Христов, и раскрываясь как исихастское богословие и практическое учение о методах и способах богопостижения;

чувственную, очищая ее от скверны страстей через разработанную практику борьбы с грехами и наполняя светом благодатных переживаний;

физическую, проявляясь специфически в психосоматических приемах молитвы и, совершенным образом, низводя благодатные энергии в физическое тело.

Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа.

Исихазм обладает мощным зарядом творческой созидающей силы, поэтому можно и должно говорить об исихастской инициации истинного творчества в различных областях искусства и деятельности. Такое творчество несет в себе пророческую харизму и глубинный, сокровенный смысл. И, наконец, исихазм, развернутый во времени и пространстве, имеет свою богатую лицами и событиями историю, через которую просвечивает ткань метаисторического процесса земного становления Церкви.

Известный мистик и святой VII века преп. Исаак Сирин сказал, что молчание - таинство будущего века. Исихазм открыт Грядущему в вечность и уже в веке сем позволяет приобщиться таинству священнобезмолвия», (сайт%20по%20исихазму/biblio/t-texts.htm)

В основе «молчальничества» непрерывная «умная» Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного», и иные, краткие, но непрерывные молитвословия…. Молитвословия включают в себя славословие, прошение, покаяние, Выше молитвы могут быть слезы покаяния. Ибо кроме своих грехов мы ничего не можем вернуть Богу, а если, и выполняем заповеди, то в силу повреждения души нашей – неполно, и искаженно. Святые отцы каялись и за добрые дела…

Библиотека исихазма на сайте исихазма представлена творениями: Дионисий Ареопагит, Макарий Египетский, Прп. Максим Исповедник, Евагрий Понтийский, Прп. Исаак Сирин, Св. Григорий Палама, Каллист Катафигиот, Каллист Ангеликуд, Симеон Новый Богослов, Прп. Никита Стифат, Прп. Григорий Синаит, Николай Кавасила, Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский, Беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни, Свт. Игнатий (Брянчанинов), Писания Старца Паисия Величковскаго, … и многих святых отцов последних веков. Различение мирского «молчания» и святоотеческого учения о молчании есть в моей (составителя) книге «Феномен пустоты и молчания в истории культуры и христианстве» (480 с) и на сайте: храма, книга «Введение в иконографию и богословие молчания» СПб 2006 г., СПб 2007 г.. Иконография «молчания» разнообразна: «Спас – благое молчание», «Богородица в молчании», «Иоанн Богослов в молчании», «Ангел - благое молчание» и т. д. В СПб икону «Спас – благое молчание» можно обнаружить в куполе храма «Спас на крови», икону «Иоанн Богослов в молчании» - в заставке на форуме Андрея Кураева. В толковании икон отмечается «молчание» как невыразимость Бога в словах ….

                                                                                                   

 

“БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ”, русская икона, где Христос изображен Ангелом “в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Петр. 3: 4). Христос — Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, “Он не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42: 2), “Он истязуем был и не открывал уст Своих” (Ис. 53: 7).

Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3).

(http://www.hrono.ru/)см.так
Н.Ш. http://www.hrono.ru/da/00.html же:

 

«Молчальническая» традиция исихазма была выражена  в немногословии подвижнической жизни св. блаж. Ксении Петербургской.

  Предание не донесло нам бесед, поучений и иных откровений, которые часто встречаются у других святых. Все немногочисленные слова были произнесены св. Ксенией только для разрешения конкретной жизненной кризисной ситуации,…   

Разделим для наглядности слова св. Ксении на два типа: 1. отраженные в житии, и 2. «апокрифические», слова, полученные «из вторых рук» по воспоминаниям потомков.

Из жития:

  Слова для Параскевы Антоновой:

  „Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!“;

  Пожелание при дарении своего дома: «даром пускать жить бедным»;

Слова для Евдокии Денисовны Беляевой: «Возьми пятак, тут царь на коне, потухнет»;

Слова для дочки вдовы Голубевой: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее»;

 Известные слова из надписи в часовне: “...Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души” (повторено с изменением в храме Смоленской иконы Божьей Матери).

 

2. Из апокрифов:

Слова по поводу перемены имени: «Да не троньте покойницу; что она вам сделала, прости Господи»;

Слова при прошении милостыни: «Дайте мне царя на коне»;

Слова при прощении милостыни в посещаемом доме: «нет, пекли, а не хотите мне дать»;

Слова после посещения купчихи Крапивиной: «Зелена крапива, а скоро завянет»;

Слова при посещении Евдокии Денисовны: «А уточким-то пожалела мне дать; да ведь ты мужа своего боишься. Ох уж эта мне кобылья голова!»

Слова с предсказаниями убийства свергнутого императора Иоанна Антоновича: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки наливались кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь»;

Слова, предсказывавшие смерть Императрицы Елизаветы Петровны: «Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины»;

Слова при прощании со знакомыми перед смертью: «я уезжаю в далекое путешествие»;

Слова к мальчишкам, которые ее дразнили и кидались грязью: «окаянные! Жиденята!»;

Слова на плите могилы от имени св. Ксении (отличающиеся от слов надписи на часовне): «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа, на сем месте погребено тело рабы Божией, Ксении Григорьевны, жены придворного певчего Андрея Григорьевича в ранге полковника, осталась после мужа 26 ти лет, странствовала 45 лет, всего жития ея было 71 год; называлась Андрей Григорьевич, Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души, Аминь»

За 45 лет странствия народное предание донесло только 12  кратких предложений св. блаж. Ксении.( апокрифы отмечают еще о нескольких… ). Остальное время она пребывала в «молчании», т. е. в непрерывной молитве.

  Об этом свидетельствуют источники:

«…хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова» («Ведомости СПб городской полиции», вторник, 2 декабря 1847г, №264)

К свидетельствам о непрерывном молитвенном бдении можно отнести сведения о ночных молитвенных бдениях:

«…По ночам выходила она из своего дома молится Богу в поле, утверждая, что присутствие Божие в чистом поле явственнее и молилась по нескольку часов, кланяясь в землю на все четыре стороны. Ночное отсутствие ея сначала возбуждали сомнения в недоверчивых людях, и даже полиции, следуя народной молве, стали подозревать, не принадлежит ли пророчица к числу тех женщин, которых так живо изобразил И.И.Дмитриев в прекрасной сказке своей: «Она держала пристань Недобрым молодцам, Один из них пойман и на нее донес, Тот час ее схватили, и в город увезли, Что с нею учинили, Узнать мы не могли». За нею стали подсматривать. И удостоверились, что она точно ходила в поле молится Богу». («Ведомости СПб городской полиции», вторник 2 декабря № 264 1847 г.)

«Молчальничество» св. блаж. Ксении подтверждается характером чудотворения и творения благодати в ее действиях:

 

 «Для своих современников блаж. Ксения была настоящим благословением: считалось счастьем для того, чей дом она посещала, почиталось добрым знаком, если она возлагала руки на детей, купцы зазывали ее в лавки, извозчики наперебой предлагали ей свои услуги». (Из актовой речи иеромонаха Бенедикта (Кантерса) «Значение канонизации блаженной Ксении Петербуржской» Л. ЛДА, 1988г.с. 11).

То есть, благодать шла не от слышанных слов, а от действий, от молитвенной жизни св. блаж. Ксении, все происходило в «молчании».

 

   Понятно, что святость непостижима для мирского человека. И благоговейность почитания св. блаж. Ксении Петербургской хорошо чувствуется в часовне св. блаж. Ксении.

  Там слезы покаяния, молитва, обращенная к Богу и себе, те «словеса мутны» (которые характерны для юродивых и блаженных предшествующих веков) у припадающих к помощи Святой, создают своеобразную атмосферу внутренней надежды в разрешении любых вопросов, трагедий и падений.

   Потому что, обращаясь к св. блаж. Ксении Петербургской, обращаешься ко Господу нашему Иисусу Христу, к его любви к нам падшим и грешным. Слава Богу за все!
«Величаем тя, / святая блаженная мати Ксение, / и чтим святую память твою, / Ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего».

   4 3. Трехчастность высказываний св. блаж. Ксении.

 

Перечисленные и иные высказывания напоминают сонатную (трехчастную) форму речи, которая стала появлятся за полвека ранее в музыке. (например, «соната» в истории музыки). Хотя трехчастность есть и в Иисусовой молитве («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного»).

  Толкование этого явления могут быть различными. Например, начало, середина и конец, завершение высказывания: или, тезис, антитезис, синтез, и т. п. абстрактные и аналитические формулы. В высказываниях св. блаж. Ксении, этого нет.   

  Трехчастность состоит в том, что, часто, среднее звено предложения, через формулу покаяния, освящает все предложение, - и трехчастность и нужна для освящения высказывания..

 

Слова по поводу перемены имени: «Да не троньте покойницу; что она вам сделала, прости Господи»;

Слова для Параскевы Антоновой:

  „Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!“;

Слова для Евдокии Денисовны Беляевой: «Возьми пятак, тут царь на коне, потухнет»;

Известные слова из надписи в часовне: “...Кто меня знал, да помянет мою душу, для спасения своей души”

Эти краткие высказывания, говорят о непрерывной молитвенной жизни блаженной. С другой стороны, трехчастность кратких высказываний следует из высокой степени сопереживания происходящего, (и предшествующей культуры) постоянно сопровождающегося освящением сказанного.. Умная молитва и есть постоянное прорывание. добавление, освящение обыденной речи молитвенными формами славословия, покаянная и прошения.

4 4. 45 летнее молчание св. блаж. Ксении Петербургской о чем говорит.

  Здесь два момента могли присутствовать в ее жизни:

 

1. Во-первых, добровольно взяв на себя облик как бы глухонемоты как вдовы. Что мы наблюдаем в истории культуры, как и в Священном предании, - ожидание года до возможности вступления в следующий брак. (это есть и в Ветхом Завете и в Новом Завете и в Священном предании) У св. блаж. Ксении эта исихазская молчаливость продолжалась всю жизнь. (глухонемота к миру)

 

Любопытно толкование Дж, Дж. Фрезером «молчания вдов» в Ветхом Завете (Гл. 1Х. Молчание вдов.) «… в еврейском языке слова «вдова» этимологически связано с прилагательным «немой». Если такое слово – воспроизведено правильно, то еврейское название вдовы обозначает, по видимому, молчаливую женщину» (Дж. Дж. Фрезер Фольклор в Ветхом Завете» М. 1986 г. с. 376.). В примечании автора также говорится; «Еврейское alemanah - «вдова» имеет. Вероятно, общее происхождение с illem – «немой». Составители оксфордского еврейского языка производят оба слова от одного и того же корня» (с.376). В племени кубу на берегу реки Конго – молчание вдовы сохраняется 3 лунных месяца, Племени сиханака на Мадагаскаре не меньше 8 месяцев, а иногда и год. У калифорнийских индейцев племени питинат – до года и т.п. (см. Дж. Дж. Фрезера. Указ. Работу.)

 

2. Второй момент как бы глухонемоты - связано с отказом от своего имени и взятии на себя имени Андрея Федоровича, умершего без покаяния, т. е взяв на себя имя человека от которого отступил Бог.

  В ведомостях СПб городской полиции от12 декабря № 272 за 1847 г. в отклике на фельетон «Андрей Григорьевич», опубликованный ранее (2 декабря) говорится: «Андрей Григорьевич - будем называть ее этим именем - очень сердилась, когда называли ее Ксенией, и часто говаривала: «Да не троньте покойницу, что она вам сделала, прости Господи». Может быть, в самом деле, несчастная была убеждена в том, что совершенно справедливо носит имя своего покойного мужа».

Это не единичный случай истории христианства, добавлю еще, что в христианстве глухонемота, немота представлена в священном писании и священном предании различным образом, например, как ступени отступления от Бога, недоверия Богу, … см. икону: А. Иванов "Архангел Гавриил поражает Захарию немотой" (1850-е, ГТГ). Ибо Захария не поверил Богу.

        

 

     

 

Иной пример немоты детей, как следствие отхода от Бога родителей, приведен в книге: «Пасха красная» (О трех Оптинских новомученниках убиенных на Пасху 1993г.).(с.130-131).

“…И когда в Оптинной стали собирать воспоминания местных жителей, то оказалось, что среди тех, кто разрушал монастырь в годы гонений, нет ни одного человека, который бы не кончил потом воистинну страшно…

  Рассказ бабушки Дорофеи из деревни НовоКазачье, подтвержденный ее дочерью Татьяной: «Однажды пошли мы с медсестрой и дочкой Таней в больницу. А жара. Пить хочется. И медсестра говорит: «Зайдем в этот дом, у меня тут знакомые живут». Зашли мы. А я как села со страху на лавку, так и встать боюсь: не печи три девочки безумные возятся – лысенькие, страшные и щиплют себя. Не стерпела и спрашиваю хозяйку: «Да что ж за напасть у тебя с дочками?» - «Ох говорит, - глухие, немые и глупенькие. Всех врачей обошла. А толку? Медицина объясняют бессильна. Один прозорливый старец вернулся тогда из лагерей и исцелял многих. А я прослышала и бежать к нему. Взошла на порог и еще слова не вымолвила, а он мне сразу про мужа сказал – это ведь он разрушал колокольню в Оптинной пустыни и сбрасывал вниз колокола. «Твой муж, - говорит весь мир глухим и немым сделал, а ты хочешь, чтоб твои дети говорили и слышали».

 

. 4 5.  Специфика ругани рабы божьей Ксении

В описанном в житии случае

О дразнивших ее мальчишках.

 

Ругательные слова есть только в одном документе, в Ведомостях СПб городской полиции» от 12 декабря 1847 г № 272..

«…Я сказал, что Ксения была кротка и ласкова, и только однажды в 45 лет своего «странствия» жители Петербургской стороны увидели ее в полном разгаре гнева: с палкой в руке с развевающимися седыми волосами с восклицанием: «Окаянные! Жиденята!» быстрее вихря неслась она по улице вслед за толпой раздразнивших ее мальчишек… Вся Петербургская сторона содрогнулась от такого преступления ребят своих!...Начались разборки, дюжина преступников обвиненных в преследовании Ан. Гр. словами и грязью, подверглись пред лицом ея очистительным розгам. И с той поры, гласит предание, дети боялись Ан. Гр…». (честь имею быть и пр. Ив. Б-р-л-чевъ)

 

т      

 

 

 Примечание: наказание розгами было естественным и повседневным (см. Домострой), а еще «недавно» в 1761-1767 гг. были два указа Синода об отмене телесных наказаний священников и диаконов. А в 1796 г. Указ Екатерины II Сенату в числе прочих вопросов и об освобождение священников от телесных наказаний. А простых мирян драли за любую провинность (чего, к сожалению, нет сейчас…).

 

«Жиденята», «жиды» – это по-церковнославянски то же самое, что по–русски, «иудеи».

Все православные христиане в ХУШ веке читали Новый Завет на церковно-славянском языке, ведь русский текст Нового Завета появился только в середине Х1Х века.

Примечание (об истории Библии):

«В 1564 году основатель типографского дела в России "первопечатник" Иван Федоров издает книгу "Апостол", в которую вошли Писания Нового Завета: Деяния Апостолов и их Послания. Эта книга на древне - славянском языке была первой, напечатанной в России.
А в 1581 году впервые была напечатана полная Библия на церковно-славянском языке. Однако, в тексте ее, иногда встречались ошибки и неточности. В последующих изданиях ошибки эти старались исправлять.
По указу императрицы Елизаветы в 1751 году была издана тщательно исправленная церковнославянская Библия, так называемая "Елизаветинская", текст которой был сверен с древним греческим переводом - Септуагинтой. Елизаветинская Библия, почти без изменений, до настоящего времени используется в Богослужебной практике Русской православной церкви….

Первая Библия на русском языке вышла в 1851 г.: В 1876 г. вышло новое издание полной Библии на русском языке, в одном томе, на титульном листе которого стояло: "По благословению Святейшего синода". КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ БИБЛИИ
http://pravoslavie1.chat.ru/4.htm ).

 

   Теперь напомним, кто такие «жиды»:

«…Жиды - это те, кто договорились преследовать христиан… После воскресения Лазаря первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него (Иоан. 11,47-48) и мы, потеряв власть над ними, станем обычными служителями Бога. С того дня положили убить Его (Иоан. 11,53). То есть с этого времени иудейский синедрион и иудейские первосвященники (архиереи) превратились в жидовских архиереев и в жидовский синедрион. Факты, что архиереи положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса (Иоан. 12,10-11), и фарисеи говорили между собою:...весь мир идет за Ним (Иоан. 12,19), свидетельствует о том, что Истина им была не нужна, им нужна была только власть над народом, и даже над всем миром.

Так вот евангелист Иоанн Богослов разъясняет нам: жиды - это те, кто сложилися: аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (Iоан. 9,22). То есть жиды - это те, кто договорились преследовать исповедующих Иисуса Христом (Помазанником). А потому они есть христоборцы, они есть помазанникоборцы, они есть цареборцы. И если иудеи спрашивают, то жиды ничего не спрашивают, они уже договорились преследовать христиан. У евреев одной из официальных форм преследования за какие-то прегрешения было (и есть) отлучение синедрионом от сонмища (от общения), это намного хуже, чем в Индии попасть в касту неприкасаемых, ибо это отлучение от сонмища неминуемо приводило к побиению камнями, то есть к смерти (Деян. 7,57-59)[13]. Отлучения от сонмища боялись даже князи (Iоан. 12,42). Из-за боязни отлучения от сонмища даже член синедриона Никодим, князь жидовскiй (Iоан. 3,1) встречается с Иисусом Христом тайно.

Апостол Павел - Иудеянин,...воспитанный... при ногах Гамалиила[14], тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге (Деян. 22,3), пишет: Слышасте бо мое житiе иногда [Вы слышали о моем прежнем образе жизни] в жидóвстве, яко по премногу гоних [что я жестоко гнал] Церковь Божiю, и разрушáх ю [ее], и преспевáх [преуспевал] в жидόвстве паче [более] многих сверстник моих в роде моéм, излиха ревнúтель сый [будучи неумеренным ревнителем] отеческих моúх предáнiй (Гал. 1,13-14). Сам Господь обличает жидов: держась предания старцев (Мк. 7,3) и устраняя слово Божие преданием вашим [человеческим] (Мк. 7,13), вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (Мк. 7,9). Или так: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: "люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" [Ис. 29,23; Мф. 15,9)]; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого (Мк. 7,6-8).

 Роман Сергиев (http://ryibak.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?id_razdel=788&action=article)

 

См. также (http://ryibak.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?id_razdel=788&action=articl) Ольга Белова «О "жидах" и "жидовской вере" в народных представлениях восточных славян»

См. также: Мороз А. "Жидoвики-некрещeники…" Евангельские события и евреи в восприятии современного северорусского крестьянина // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2002. С. 235-262.

 

Ругать человека в ХУШ веке словом «жид» - это не значило проклинать его. Это не несло в себе иного смысла, кроме обозначения принадлежности к тем, кто против Бога, против господа нашего Иисуса Христа, кто ведет себя, нарушая христовы заповеди, т. е. находится под влияние жидов, (совр.- иудеев) а, следуя Евангелию, можно сказать, что человек находится под влиянием бесов.

Ругань как «проклятье» имеет другой смысл, который подробно показал блаженный старец Паисий:

«Один человек спросил меня: «Почему мы поем в Великую Четыредесятницу: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли»? Ведь это же проклятие». Я ответил ему: Когда варвары ни с того ни с сего идут войной на какой-то народ, желая его уничтожить, и народ молится, чтобы их постигло зло — то есть, чтобы сломались их колесницы, заболели их лошади, чтобы им что-то помешало, то хорошо это или плохо? Священное Писание имеет в виду именно это — чтобы они встретили препятствие на своем пути. Это не проклятие. Геронда, а когда проклятие имеет силу? — Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую — страдающую - или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть, если я делаю кому-то зло, и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад к тому, от кого оно изошло….» (http://www.pravmir.ru/article_136.html#top)

(«Благословите, а не кляните...», блаженный старец Паисий 29 Августа 2004).

 

В цитируемых в житии словах рабы Божьей Ксении проклятья нет, нет осуждения, а есть обозначение, характеристика поступка детей: «Окаянные, жиденяты».

Ибо за 45 лет странствий ее хорошо знали как местные жители, так и дети, и, судя по многочисленным свидетельствам почитание ее, было еще при жизни. И не почитать жившую Богом странницу (ей в ту пору было около 71 года) могут только жиды (совр. – иудеи), те, кто против Господа нашего Иисуса Христа, против заповедей христовых.

 

 

 

 

 

 

 46. Почему Господь снизойдя к немощам горожан нового города дал им и нам, такую необычную святую покровительницу.

 

Из истории церкви Вы знаете, что покровители городов, селений и т.д. выступали воины, мученики, священнослужители, монахи,…

Например, воин и дипломат Благоверный князь Александр Невский, Игумен Всея Руси Сергий Радонежский,..

Причина, по-видимому, в том, что большинство населения Санкт-Петербурга, как в начале, при его образовании, так и сейчас (центр состоящих из домов с коммунальными квартирами.) является малообеспеченным и нищим по существу, и им (и нам) нужна была своя покровительница, такая же обездоленная, как и они (мы).

Об этом содержание Икоса 8:

«Всем вся была еси, Ксения блаженная: скорбящим утешение, немощным покров и защищение, печальным радование, нищим одеяние, болящим исцеление. Сего ради и вопием тебе: Радуйся, в горних, обителях пребывающая; Радуйся, о нас грешных тамо молящаяся. Радуйся, благий образ служения Богу явившая; Радуйся, униженных и гонимых покровительница. Радуйся, православный люд молитвами твоими заступающая; Радуйся, обидимых и молящихся тебе защищающая. Радуйся, обидящих вразумляющая; Радуйся, неверных и глумителей посрамляющая. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших».

   В 30-е годы В Санкт-Петербурге «дворовые люди» были самой многочисленной частью населения: «Исследование О.Е. Кошелевой показывает: это – самая большая из всех категория населения. Насколько можно понять, это не какая-то особая специфика Санкт-Петербургского острова, ведь даже рядовые горожане содержали крепостную прислугу. Проанализировав термины, описывающие дворовых людей в сказках, автор приходит к следующему выводу: под ними фигурируют практически все виды холопской зависимости, отмеченные в главе ХХ «О холопах» Соборного Уложения 1649 г. На основе конкретных источников изучаемой эпохи О.Е. Кошелева подтверждает не новую, но и не утвердившуюся в массовом сознании мысль о том, что зависимое состояние во многих случаях было не трагедией, а благом, решением проблемы выживания, и, наоборот, с понятием «воли» связан целый комплекс отрицательных представлений. Менялась внешность дворовых, их костюм, манеры, «но тип их поведения оставался по-прежнему холопским», - констатирует автор. Удачной находкой в главе о дворовых можно считать попытку через состав дворовых, четко отраженный в сказках, лучше понять их хозяев.»

«Население, которое в Московской Руси называлось «посадским», в Петербурге было очень незначительным. Вооружившись новыми данными, О.Е. Кошелева сосредоточила свое внимание не на торгово-предпринимательской и государственной деятельности купечества петровского времени (что не раз рассматривалось в литературе), а на их образе жизни в Петербурге. Большая часть купцов, определенных к переселению в Петербург, к 1718 г. в нем не жили. Многие построили в столице дома и поселили здесь младших родственников, другие – не сделали вообще ничего для переезда. Среди торговцев и ремесленников многие также держали дворы лишь для временного делового пребывания в Петербурге.»

    «Интересен выход на проблему психологических трудностей, которые испытывали различные слои общества в петровское время. В частности, это касается петербургских ремесленников. По мнению О.Е. Кошелевой, им пришлось пережить глубокое потрясение: полученные от отцов понятия о производстве и торговле оказались «неправильными». Обозначение себя крестьянами в сказках как «петербурхский житель (т.е. горожанин - поясняет О.Е. Кошелева) крестьянин такой-то», отражает возникновение «мучительной для сознания двойственности в социальной самоидентификации».» (П.В. Чеченков «Рецензия на монографию О.Е. Кошелевой

(«Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени»» М.: ОГИ, 2004. 486, [2] с. (Нация и культура / Новые исследования).).

Этот процесс внутренне двойной, зачастую неосознанной, самоидентификации происходит постоянно в Санкт-Петербурге, все 305 лет...и он характерен, прежде всего для обездолимых, полностью зависимых горожан от всей вышестоящей иерархии….

Знаменательно, что в перечислении чудес происходящих по молитвам св. блаж. Ксении в начале 20 века описывающие различные социальные слои – для обеспеченных слоев свидетельства о святой шли от самых малообеспеченных социальных слоев, почитающих блаженную Ксению. Так в самом начале перечисления чуда о исцелении 1906 г. со слов Григорьевой - трехлетней девочки помощь пришла через наньку, которая свидетельствовала: «…Вот и наш брат - кухарки, горничные, няньки и другие, если, случится, кто-нибуть долго не иметь места, идет ко Ксении, помолится там, глядишь и места получит»:

И в заключении, отмечу, что в СПб инициатива деятельности по возрождению двух храмов посвященных св. блаж. Ксении также принадлежит инвалидам. По храму св. ап. Матфия (Покровская церковь), у составителя данной книги, инвалидность 2 группа, у вице-президента фонда «Православие», Святослава, закнимающийся материальными вопросами возрождения храма, также инвалидность 2 группы. В приходе св. блаж. Ксении на Лахтинской вся тяжесть оргработы лежит на Председателе Правления инвалидной организации Петроградского Района, помощнике настоятеля прихода, Ирине Петровне, у нее инвалидность 1 группы, У настоятеля приходп св. блаж. Ксении Петербургской инвалидность 2 грцппы. Храмы св. блаж. Ксении нужны, прежде всего, нам убогим, а здоровым, по их трагическим «случайностям».

В икосе 12 поется: «…Радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующая…»

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.