Венчание                                               крещение — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Венчание                                               крещение

2021-03-17 91
Венчание                                               крещение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

      рисунки клира и служб начала ХУШ века, с интернет-

                  адреса:  (http://orthodox300.narod.ru/vzglad.htm#fh)

«В XVIII и XIX вв. к разряду причетников, кроме дьячков и
пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители при различных церковных учреждениях (соборных церквах), положенные по штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей и др.).» http://brokhaus.narod.ru/index.htm

Недалеко от церкви, у реки Карповки, рядом с нынешней Петропавловской больницей, находилось подворье архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича с церковью Преображения Господня, занимавшее значительную площадь. В 1734 г. для выгона лошадей и скота подворью было передано еще 400 сажень земли на Аптекарском острове, по берегу реки Карповки. В лесу, на том же острове, по приказанию Феофана Прокоповича прорубили несколько проспектов, что придавало ему особый вид. По словам Пекарского, за подворьем на Аптекарском и Большой Невкой, на месте Ботанического сада находилось кладбище. По преданию, деревья в саду сажал сам Прокопович, большой поклонник садоводства и строительства. Немецкий путешественник фон Гавен, находившийся здесь в 1736 г. у архиепископа, говорил, что он «еще за несколько дней перед смертью, показывал одному лицу проект и чертеж дома, который предполагал строить, и даже просил сделать некоторые изменения и примечания».

  Здесь Феофан Прокопович и скончался 1 августа 1736 г. после кратковременной болезни от колик в боку. Он завещал свое имение на богоугодные дела и полезные учреждения. О Феофане Прокоповиче, пользовавшимся в то время известностью среди иностранных ученых, фон Гавен говорит: «по знаниям своим у Феофана мало или почти нет никого равных меж русскими духовными». И еще: «Феофан был особенно вежлив и услужлив со всеми иностранными литераторами и вообще иноземцами».

При подворье находилась и канцелярия Феофана. Служащие при нем разного рода лица, по метрическим записям, принадлежали к Матфеевской церкви. Так в метрике о рождении 1732 г. записано: «Дому преосвященного архиепископа Феофана велико-новгородского и велико-луцкого секретаря дому его Космы Бухвостова сын Михаил». Также: «дому его канцеляриста Амоса Филиппова». Подворье существовало до начала XIX столетия и находилось в это время в ведении Александро-Невского монастыря. Некоторые из нынешних прихожан Матфеевской церкви помнят обвалившуюся от старости церковь подворья. При ней до самого конца находился монах.

Впоследствии место и строения подворья перешли в царское ведомство, оставив после себе память в названии соседней к приходу Архиерейской улицы. В приходе, как говорят, жил некоторое время и митрополит Димитрий Сеченов. В метрике 1734 г. есть запись, упоминавшая гонимого Бироном Тверского архиепископа Феофилакта: «Тверского архиерея бывшего Екима Ефимова сын его Афанасий».

     план 1753 г.

 

 

План императорского столичного города Санктпетербурга, сочиненный в 1737 г. / Г. И. Унферцахт. СПб., 1741. (http://www.sweden.spb.ru/maps/31_b.htm)

 

1751 г.    . Церковные старосты бывали из военных. В 1730-х гг. церковным старостой был капрал С.-Петербургского полка Семен Бессонов В церкви находились вещи, принадлежавшие полкам, которые назывались полковыми. На одном из церковных Евангелий была надпись: «сие Святое Евангелие обложено вновь при подполковнике князе Мещерском и майоре Бровцыне 1751 г.». И в другом месте: «сия книга Святое Евангелие С-Петербургского гарнизонного полка полковое».

 

О значении, какое придавалось тогда Матфиевской церкви, свидетельствует тот факт, что усердием причта и прихожан

в 1751 г.  был отлит для церкви колокол весом в 114 пудов (1824 кг). Он был в те времена одним из самых больших колоколов в городе.

 

Поскольку церковь была холодной, вскоре рядом появилась теплая Покровская, восстановленная и 29JC1754 освященная после пожара.

В 1754 г. 29 октября рядом с холодной Матфиевской церковью была открыта «ради зимнего времени и множества причастников в посту» и «освящена в роде придела» новая теплая деревянная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы,

 

 о чем свидетельствовала надпись на кресте под престолом: «освятися жертвенникъ Господа­ Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея покрова, при державе благочестивейшiя и самодержавнейшiя, великiя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и при наследнике ея внуке Петра, и великомъ князе Петре Феодоровиче, при супруге его благоверной государыне Екатерине Алексiевне и при благоверномъ государе и великомъ князе Павле Петровиче. По благословению святейшаго правительствующаго всероссiйскаго синода и преосвященнаго Сильвестра архiепископа С.-Петербургскаго и Шлиссельбургскаго и архимандрита Святотроицкаго и Александро-Невскаго. Въ лето отъ Рождества Христова 1754 индикта».

 

 

В 1763 г. при Матфиевской церкви уже существовала женская богадельня. В ней призирались вдовы отставных солдат, жившие в приходе. Кроме богадельни в приходе существовали и другие заведения. Для образования нижних чинов

в 1764 г. была открыта гарнизонная школа.

В 1768 г. около нынешнего Александровского лицея было устроено оспопрививальное заведение, называвшееся оспенным домом и помещавшееся в купленном у бывшего английского консула барона Вульфа деревянном летнем доме.

С 1783 г. оспенный дом состоял под ведением Приказа Общественного Призрения. В этом же доме затем разместилось и Матфиевское приходское училище, а впоследствии на его месте был выстроен Александровский сиротский дом для воспитания бедных сирот разного звания. Ныне в этом доме, надстроенном и расширенном, размещается Александровский лицей, переведенный сюда из Царского Села в 1844 г., после чего приходское училище было перенесено к Троицкому собору.

 

 

Но вернемся во вторую половину XVIII в.  В то время главными и постоянными прихожанами Матфиевской церкви были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных полков, затем пограничных батальонов. Ввиду этого многие улицы в приходе носили «военные названия»; так, например, Большой проспект назывался то Большой Офицерской, то Большой Гарнизонной улицей, Большая Пушкарская — Малой Офицерской и проч. Во время войны с французами почти все войска, за исключением артиллеристов, с территории прихода были выведены.

 

Что же касается собственно церкви, то к концу века обе деревянные постройки обветшали, и

в 1794 г. началось строительство (по проекту архитектора Л. И. Миллера, ученика Баженова) двухпрестольного каменного храма с деревянным куполом и колокольней, напоминающего Андреевский собор на Васильевском острове. Старый иконостас при этом был сделан двухъярусным.

 

Во время строительства новой Покровской церкви в старой Матфиевской

в 1797 г. освящен престол в память преподобного Сергия Радонежского.

 

1(14) октября 1800 г. состоялось освящение новой каменной пятиглавой Покровской церкви, после чего старую вскоре разобрали. Согласно Атласу 1798 г. (Аракчеева) размеры храма составляли: длина — 26 м, длина без паперти — 21,6 м, ширина с приделами — 19,4 м, без приделов — 13 м.

 

  Местоположения деревянных церквей:

 

Деревянная Матфиевская церковь располагалась тогда в 17,3 м от ул. Матвеевской продольной осью перпендикулярно к ней. В настоящее время на этом месте находится здание телефонной станции.

Первоначальная деревянная Покровская церковь располагалась в 50 м от нее к северо-востоку и была ориентирована в том же направлении. Большая ее часть попадает на территорию нынешнего газона и набивной площадки. На месте южного придела ныне сооружена бетонная чаша.

Размеры деревянной теплой Покровской церкви, располагавшейся к северо-востоку от Матвеевской улицы, составляли: длина — 32,4 м, длина без паперти и алтаря — 23,8 м, ширина с приделами — 19,4 м, без приделов — 13 м.

 

Карта 1806 г. каменная (Покровская церковь) и деревянная (Матвеевская церковь) за год до ее сноса.

 

 

В июне 1806 г. по Высочайшему повелению разобрали за ветхостью и старую Матфиевскую церковь. Новая кирпичная Покровская церковь (с 1800 г.) была расширена устроенным в ней приделом, куда был перенесен престол из соснового дерева упраздненной Матфиевской церкви.

Тогда же по резолюции Высокопреосвященного Амвросия велено было новую церковь в память старинной именовать Матфиевской.

Священником в то время был Гавриил Матфиев, который служил при церкви с 1802 г. до 1807 г.

 При нем дослуживал свою более чем пятидесятилетнюю службу в диаконском чине диакон Петр Поморский, «старанием коего и жены его Елены пожертвованы в церковь в 1807 г. три евангелия и три серебряных позлащенных креста».

По Атласу 1828 г. (Шуберта) размеры нового Покровского храма составляли: длина — 45,4 м, длина без паперти и алтаря — 32,4 м, ширина — 15 м. Ориентация оси храма под углом 50 градусов к улице Большая Пушкарская.

 

                                          План 1798 сенн. Пл.

 

 

 

 План Шуб.

 

Панорама Аткинсона 1805-1807 г. вдали, в центре виднеется наши храмы

 

                          

  ул. Андрея Петрова 1798 г. из сенатского плана

  

Первый большой ремонт в новом храме проводился

в 1842 г. (в Покровском приделе был поставлен новый иконостас работы охтинского мастера К. В. Лемоха).

 

Главной достопримечательностью храма являлся перенесенный

в 1806 г. из Матфиевской церкви старинный петровский иконостас, установленный в Матфиевском при­деле.  От петровских времен в храме сохранялся и престол простых форм, сделанный

По случаю возобновления Матфиевской церкви после ремонта Указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 г. за № 196,630 по Матфиевскому притчу было предписано беречь старинный петровский иконостас

  «чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне».

 

К тому времени, правда, иконостас был уже в неполном виде из-за недостатка места в приделе св. ап. Матфия. Петровский иконостас был деревянным, выкрашенным темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте.

  Образа иконостаса: в царских дверях: Божией Матери,Архангела Гавриила и характеры евангелистов, без изображений самих евангелистов. По правую сторону царских врат – Преображение Господня и св. ап. Матфия; по левой – Божией Матери, на дверях, во входе в алтарь св. Аарона. Над царскими дверями образ Спасителя. Образа, утвержденные в верху иконостаса, в резьбе круглый образ, разделенный на три части, с изображениями св. Троицы, сотворения человеков, Воскресения Хъристова и Сошествия Святого Духа. По правую сторону сих образов в овальных кругах Богоявления Господня, положения во гробъ Спасителя, святителя и чудотворца Николая, Предтечи и Крестителя Иоанна; по левую – поклонение волхвов Иисусу Христу, господа Вседержителя, собор архангелов и ангелов., Преображения Господня. Въ самомъ верху –Сошествие Святого Духа. В южной стороне алтаря: св. Апостолов Петра и Павла; св. Александра Невского и Алексея человека Божия. Вверху сих образов четыре круглые образы – положение во гроб Спасителя, снятие с креста, благовещение и св. Григория Богослова. Кроме того, что иконостас сам по себе исторический памятник, некоторые из образов его напоминают и другие отношения к истории прошлого столетия: св. Александра Невского, как современный перенесение мощей этого святого в Санкт-Петербург. На места, прославленныя им в древности защитой от шведов. Образ Алексея Божия напоминает царевича Алексея Петровича, к этому можно прибавить, что и в вышеупомянутом напрестольном кресте, современном началу церкви, есть часть мощей того же святого. Св. Апостолов Петра и Павла остался, как воспоминание о прежнем местонахождении и назначении иконостаса и церкви»…

«Самый иконостас…замечателен: 1) по давности своего существования, 2). По памяти высокого своего соорудителя Петра Великого,3). По важности события (взятия гор.Нарвы), воспоминанию которой посвящен этот придел; 4) по резной, украшенной его работе, которая своею строгою отчетностью к исполнения, даже в настоящее время, не редко останавливает на себе внимание опытных в сем искусстве людей., и 5). По искустному писанию на атласе и на холсте св. изображений.»(из описания прот. Павла Весина,1875 г.)

 

Обоими приделами была занята западная половина храма; мимо них имелся проход в главный храм, и тут обращала на себя внимание икона новейшего происхождения — Старорусская икона Богоматери громадных размеров, покрывавшая собою стену Матфиевского придела; к иконе вели несколько ступеней.

В отдельном застекленном киоте хранилось несколько серебряных крестов - мощевиков XVIII в. Напрестольное старинное Евангелие было украшено красивым серебряным окладом в стиле барокко.

 

Из старых икон в храме, кроме Матфиевского иконостаса, почитались примечательными:

1) образ св. Андрея Первозванного на холсте,  работы одного из первых русских академиков живописи, профессора Антона Павловича. Лосенко; говорят, с этого образа М. В. Ломоносов делал мозаику;

2) копия с картины Рубенса «Поклонение волхвов» (Пожертвована в 1838 чиновницей Краснопольской);

3) Пожертвованный мастеровою командою придворного конюшенного ведомства, образ св. Василия Великого работы В. Л. Боровиковского. На нем Василий Великий изображен в полном архиерейском облачении с дикирием.

Размер икон был от 1 до 2 аршин (примерно от 70 до 140 см).

 

Из святынь храма были особо примечательны следующие:

крест с частицами мощей свв. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Алексия Человека Божия. Надпись на кресте: «1709 г. марта 30 дня сей крест на Москве в полку бригадира Томаса Томасовича Фризор делал Никифор Макарьев Пшеничный»,

три креста с частицами мощей нескольких святых

 

Таким образом, убранство Матфиевской церкви напоминало прихожанам сразу о нескольких событиях русской истории:

об основании города Петром 1, о перенесении мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург на места, прославленные его победой над шведами, о взятии Нарвы в день св. ап. Матфия.

   Утварью, ризницей и Богослужебными книгами храм снабжен достаточно. Из евангелий, во времени напечатания, относятся два малого формата – 1701 г. напечатаны в Москве. Одно в лист – в 1708 г.; одно в четверть листа – к 1783 г.;, в лист – к 1784 г.В лист же – 1800 г.Остальные принадлежат нынешнему столетию.

Церковная библиотека незначительна, и состоит из несколько духовных книг и журналов.» (из описания прот. Павла Весина,1875 г.)

В 1850 г., несмотря на недостаточность церковных сумм, был «окончен постройкой» новый церковный дом, в котором нашли приют не только все члены причта, но и духовные сироты, и прочие состоящие при церкви лица. Теперь в этом доме, надстроенном и расширенном, находится управление Петроградского телефонного узла.

В конце 1851 г. Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, обратился в Главное управление путей сообщения и публичных зданий с прошением разрешить перестроить вновь и в том же виде пришедшую в ветхость деревянную купольную надстройку каменной колокольни церкви. К прошению прилагались генеральный план участка церкви, а также план и боковой фасад, выполненные в стиле классицизма. На генплане того времени, кроме здания церкви, показаны церковный флигель и служебный корпус. Перестройка утверждена в январе 1852 г. В связи с этим был разработан проект устройства новой железной крыши, оштукатуривания церкви и замены деревянной надстройки над колокольней на новую пирамидальную крышу. Проект был одобрен, но, не реализован.

В августе 1862 г. последовало новое прошение митрополита Исидора о перестройке колокольни не по утвержденному в 1852 г. проекту, а по новому, по которому предполагалась и переделка купола над церковью. Фактически это был проект полной капитальной перестройки церкви с изменением ее внешнего облика. Проект был высочайше утвержден в сентябре 1862 г.

В 1863–1864 гг. полным ходом шло строительство: по проекту А. И. Егорова был устроен новый бревенчатый купол, каменная пристройка для алтаря, переделаны балки крыши, часть стен, где были трещины, и пилоны (кладка производилась на цементе, использовались железные на винтах связи), обновлена колокольня. Классицистический декор фасадов был заменен на необарочный. Лепные украшения исполнил мастер Балин.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.